Тип урока: комбинированный.

Дидактические цели:

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся об алгоритмах, познакомить с исполнителем “Черепаха”, научить составлять линейные алгоритмы для данного исполнителя.
  • осуществлять ускоренное интеллектуальное развитие лицеистов посредством информационно-коммуникационных технологий.
  • Образовательные : проверить качество усвоения учебного материала по теме “Алгоритмы”, сформировать общие представления об исполнителе “Черепаха”, познакомить с системой команд, со средой исполнителя, научить составлять линейные алгоритмы для данного исполнителя.
  • Развивающие : развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь и внимание учащихся, умения систематизировать знания, применять полученные знания на практике.
  • Воспитательные: формировать морально-нравственные качества личности лицеистов, информационную культуру, воспитывать толерантность, повышать интерес к изучению информатики.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • Комплект Учебных МИРов;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;

Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Учитель: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке информатики! Желаю вам успешной и плодотворной работы.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Повторение пройденного материала.

На предыдущих уроках вы познакомились с понятиями алгоритм и исполнитель. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал.

Что такое алгоритм ? (Алгоритм - это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.) (Слайд 2)

Какие свойства алгоритма вы знаете? (Понятный, точный, конечный, упорядоченный, результативный.)

Приведите примеры линейных алгоритмов?

Какой тип алгоритма представлен на слайде? (Линейный.) (Слайд 3)

Какие алгоритмы вы еще знаете? (Алгоритм с ветвлением, циклический алгоритм.)

Приведите примеры.

4. Постановка проблемной ситуации.

Дайте определение, что такое исполнитель? (Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд.) (Слайд 4)

Назовите типы исполнителей. (Формальные и неформальные исполнители.) (Слайд 5)

Приведите 2-3 примера формальных и неформальных исполнителей.

Для чего нужны исполнители. (Ответы детей.)

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (Об исполнителях.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из формальных исполнителей “Черепахой”. (Слайд 6)

Какие задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с новым исполнителем, изучить его систему команд, среду исполнителя, научиться составлять для донного исполнителя алгоритмы.)

5. Открытие новых знаний

Рассмотрим данного исполнителя. При запуске исполнителя создаются два окна:

  • окно черепахи;
  • окно пульта. (Слайд 7)

Окно пульта является основным. При попытке его закрыть будет закрыто и окно черепахи. Окна пульта и черепахи можно передвигать по экрану, сворачивать и разворачивать обычным образом. Окно черепахи можно зафиксировать поверх других окон, для этого справа на заголовке имеется кнопка. Размеры окон менять нельзя.

Окно черепахи – квадратное. (Слайд 8) Оно содержит желтое поле (“арену, посыпанную песком”), окруженную голубой полосой (“ров с водой”). При передвижениях черепахи конец хвоста, которым черепаха рисует, не должен попадать в воду; при попытке сделать это, исполнитель выдает отказ. Сама черепаха (ее тело, голова и т.п.) может оказаться “в воде” и даже за пределами окна (“под забором”). В соответствии с учебником, черепаха рисует кончиком хвоста. Поворот черепахи происходит относительно конца хвоста. Размер стороны арены - 500 пикселей. Единица перемещения черепахи соответствует одному пикселю. При запуске исполнителя арена пуста. Черепаха находится в центре, хост опущен. Такое состояние арены будем называть начальным. Тело черепахи можно скрыть, кликнув по полю.

Пульт управления “Черепахой” включает в себя: (Слайд 9)

  • поле протоколирования команд (бесконечное вниз) и кнопки прокрутки протокола (сверху и снизу от поля);
  • кнопку сброса (справа от протокола вверху); при нажатии этой кнопки арена сбрасывается в начальное положение, а поле протокола очищается;
  • кнопку передачи протокола в КуМир (справа от протокола внизу); по нажатию этой кнопки содержимое команд протокола вставляется в программу в окне редактирования системы КуМир;
  • шесть кнопок для передачи команд черепахе (“вперед”, назад”, “вправо”, “влево”, “поднять хвост”, “опустить хвост”);
  • “циферблат” для задания и представления углов.

При работе под управлением КуМира “Черепаха” понимает следующие команды: (Слайд 10)

  • поднять хвост
  • опустить хвост
  • вперед (вещ)
  • назад (вещ)

Рассмотрим пример создания алгоритма для рисования квадрата. (Слайд 11) (Обучающиеся вместе с учителем рассматривают алгоритм программы.)

6. Закрепление полученных знаний.

Какие два окна создаются при запуске исполнителя? (Окно черепахи, окно пульта.)

Какое окно является основным и почему? (Окно пульта является основным. При попытке его закрыть будет закрыто и окно черепахи.)

Что является средой исполнителя “Черепаха”? (Квадратное желтое поле, по которому передвигается Черепаха.)

Назовите СКИ данного исполнителя? (поднять хвост, опустить хвост, вперед, назад.)

Что получится после выполнения следующего алгоритма? (Треугольник.) (Слайд 12)

7. Практическая работа и проверка практической работы

Пройдите, пожалуйста, за компьютеры. На рабочем столе компьютера размещен файл с заданием. Откройте его. Задание состоит из трех частей, первые две части для выполнения в классе, третье для домашней работы. Есть ли у вас вопросы. Приступите к выполнению. (Приложение I.)

8. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

С каким исполнителем мы сегодня познакомились? (Черепахой.)

Что умеет этот исполнитель? (Ответы обучающихся.)

Молодцы!

Для качественной оценки своих знаний я предлагаю вам продолжить следующие фразы, которые позволят вам осуществить самоанализ. Если у кого-то из вас есть желание, можете аргументировать свой ответ. (Слайд 13)

  • Сегодня я узнал(а)...
  • Мне было интересно...
  • Мне было трудно...
  • Я выполнял(а) задания...
  • Я понял(а), что...
  • Теперь я могу...
  • Я почувствовал(а), что...
  • Мне захотелось...

Сегодня за работу на уроке все получают отличные оценки. Спасибо за ваши яркие знания.

Электронные ресурсы.

  1. http://www.niisi.ru/kumir/
  2. http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

Источники.

  1. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя.
  2. Электронное приложение к учебнику “Информатика” для 5 класса.
  3. Информатика: учебник для 5 класса авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.
  4. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.

Три последних года в 7-м математическом классе школы №179 существенную часть курса информатики занимает изучение основ алгоритмизации на примере исполнителей системы Кумир. Целью курса является изучение основ алгоритмизации, развитие представления о программировании, обучение составлению простейших алгоритмов.


Используются три исполнителя - «Водолей» (создание простейших алгоритмов, понимание идеи алгоритма), «Робот» (основная часть курса, изучение всех алгоритмических конструкций и многих алгоритмов), «Черепаха» (повторение курса, связь с геометрией и тригонометрией, рекурсивные алгоритмы построения фракталов).


Курс является практико-ориентированным. Излагается минимальное количество теории (как правило, только рассказывается, как устроены основные алгоритмические конструкции и приводятся примеры записи программ). В основном школьники занимаются решением задач, которых в течение года школьникам дается суммарно около 300.

Программа курса

Задачи разбиты на группы, называемые «листами» или «заданиями». Список заданий в 2010-201 1 учебном году:


0. Задачи на исполнителя Водолей. Понятие алгоритма, простые алгоритмы.
1. Исполнитель Робот. Система команд, линейные алгоритмы.
2. Циклы нц... раз (цикл, выполняющийся фиксированное число раз).
3. Вложенные циклы.
4. Вспомогательные алгоритмы (т.е. вызываемые функции).
5. Цикл нц пока...
6. Логические операции (и, или, не) и составные условия.
7. Условия если... то... иначе... все.
8. Задачи на комбинирование циклов и условий.
9. Дополнительное задание - поиск путей в лабиринтах.
10. Рекурсия.
11. Величины целочисленного типа - счетчики и их использование в циклах.
12. Аргументы, передаваемые вспомогательному алгоритму.
13. Значение, возвращаемое вспомогательным алгоритмом.
14. Величины вещественного типа - измерение радиации и обработка полученных значений.
15. Задачи на обработку числовых последовательностей, например, поиск максимума радиации в коридоре.
16. Дополнительный листок - сложные задачи на обработку числовых данных.
17. Исполнитель Черепаха. Алгоритмы на рисование квадратов.
18. Рисование треугольников, многоугольников, звездочек.
19. Рисование окружностей, дуг, спиралей.
20. Рекурсивные алгоритмы для черепахи.
21. Построение фракталов при помощи рекурсивных алгоритмов.


В задании 0 используется исполнитель Водолей, в заданиях 1-16 - Робот, в заданиях 17-21 - Черепаха.


Задания 0-16 реализованы при помощи «Модуля поддержки курсов» системы Кумир. Для этих заданий реализована автоматическая система проверки выполнения заданий.

Дистрибутив системы Кумир

Для вводного курса с использованием исполнителей в школе 179 используется Кумир с «Модулем поддержки курсов» - МПК. Поддержка МПК включена в стабильные версии системы Кумир только начиная с версии 1.8.0. Версии Кумир до 1.8.0 не содержат возможности поддержки курсов, установите более новую версию.


1. Для системы Windows - установить версию 1.8.0 системы Кумир с сайта разработчиков. Ссылка: http://lpm.org.ru/kumir2/files/1.8.0/kumir-1.8.0.rev2565-windows-32bit-setup.exe
Версии Кумир до 1.8.0 не содержат «Модуля поддержки курсов», поэтому нужна именно версия 1.8.0.


2. Для системы ALT Linux Школьный 5 - необходимо подключить репозиторий версии 5.1 и установить пакет kumir из репозитория 5.1.
.


3. Для прочих дистрибутивов Linux можно попробовать собрать пакет из исходных кодов.

Запуск МПК

Для открытия окна МПК используется меню системы Кумир «Инструменты» - «Практикум».

Архив заданий для исполнителей Водолей и Робот

Задания на исполнителей Водолей и Робот (0-16 ) выполняются с использованием МПК. Необходимо скачать

«Команда алгоритма» - Серия 2. Серия 1. Команда 2. Разветвляющийся алгоритм. Серия. Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя. 2.Понятность. Циклический алгоритм. Свойства алгоритма. Алгоритм, в котором серия команд выполняется многократно называется… Линейный алгоритм. Запись блок-схем в ms worde.

«Графический исполнитель» - Язык программирования. Система команд. Программа буквы. Графический учебный исполнитель. Среда графического исполнителя. Обстановка. Два режима. Команды. Длина вертикального и горизонтального отрезков. Работа в программном режиме. Программное управление.

«Свойства алгоритма» - Свойство «дискретность» определяет строгую последовательность команд. Строгая последовательность конечного числа действий является алгоритмом. Алгоритм «высеивания» простых чисел (Решето Эратосфена). « Определение и свойства алгоритмов». Проверка. Свойство «дискретность» указывает на возможность разбиения алгоритма на отдельные шаги.

«Построение алгоритмов» - Средства и правила построения блок-схем. Способы записи алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Подробное описание последовательности арифметических и логических действий. Исполнитель. Способ. Язык проектирования программ. Темы для исследования. Алгоритмы. Система, способная выполнить действия. Соединители.

1. Выбрать команду Файл? Сохранить как. Разработать алгоритм может только человек! 4. Нажать кнопку «Сохранить». Понятно. 1. Набрать 3-литровый кувшин. 1. Посмотреть расписание. Дано: 5 и 3 литра Набрать: 1 литр воды. Составьте алгоритм сбора портфеля. 1. Набрать 3-х литровый кувшин. Из истории. В переводе любое правило начиналось словами: «Алгоризми сказал».

«Понятие алгоритма и его свойства» - Создание алгоритма для решения задач какого-либо типа. Что получится в результате выполнения этого алгоритма. Свойства алгоритмов. Последовательность действий. Конструирование объёмных фигур. Создай композицию. Объекты, над которыми исполнитель может совершать действия. Алгоритмический способ деятельности человека.

Всего в теме 31 презентация

Три последних года в 7-м математическом классе школы №179 существенную часть курса информатики занимает изучение основ алгоритмизации на примере исполнителей системы Кумир. Целью курса является изучение основ алгоритмизации, развитие представления о программировании, обучение составлению простейших алгоритмов.


Используются три исполнителя - "Водолей" (создание простейших алгоритмов, понимание идеи алгоритма), "Робот" (основная часть курса, изучение всех алгоритмических конструкций и многих алгоритмов), "Черепаха" (повторение курса, связь с геометрией и тригонометрией, рекурсивные алгоритмы построения фракталов).


Курс является практико-ориентированным. Излагается минимальное количество теории (как правило, только рассказывается, как устроены основные алгоритмические конструкции и приводятся примеры записи программ). В основном школьники занимаются решением задач, которых в течение года школьникам дается суммарно около 300.

Программа курса

Задачи разбиты на группы, называемые "листами" или "заданиями". Список заданий в 2010-2011 учебном году:


0. Задачи на исполнителя Водолей. Понятие алгоритма, простые алгоритмы.
1. Исполнитель Робот. Система команд, линейные алгоритмы.
2. Циклы нц... раз (цикл, выполняющийся фиксированное число раз).
3. Вложенные циклы.
4. Вспомогательные алгоритмы (т.е. вызываемые функции).
5. Цикл нц пока...
6. Логические операции (и, или, не) и составные условия.
7. Условия если... то... иначе... все.
8. Задачи на комбинирование циклов и условий.
9. Дополнительное задание - поиск путей в лабиринтах.
10. Рекурсия.
11. Величины целочисленного типа - счетчики и их использование в циклах.
12. Аргументы, передаваемые вспомогательному алгоритму.
13. Значение, возвращаемое вспомогательным алгоритмом.
14. Величины вещественного типа - измерение радиации и обработка полученных значений.
15. Задачи на обработку числовых последовательностей, например, поиск максимума радиации в коридоре.
16. Дополнительный листок - сложные задачи на обработку числовых данных.
17. Исполнитель Черепаха. Алгоритмы на рисование квадратов.
18. Рисование треугольников, многоугольников, звездочек.
19. Рисование окружностей, дуг, спиралей.
20. Рекурсивные алгоритмы для черепахи.
21. Построение фракталов при помощи рекурсивных алгоритмов.


В задании 0 используется исполнитель Водолей, в заданиях 1-16 - Робот, в заданиях 17-21 - Черепаха.


Задания 0-16 реализованы при помощи "Модуля поддержки курсов" системы Кумир. Для этих заданий реализована автоматическая система проверки выполнения заданий.

Дистрибутив системы Кумир

Для вводного курса с использованием исполнителей в школе 179 используется Кумир с "Модулем поддержки курсов" - МПК. Поддержка МПК включена в стабильные версии системы Кумир только начиная с версии 1.8.0. Версии Кумир до 1.8.0 не содержат возможности поддержки курсов, установите более новую версию.


1. Для системы Windows - установить версию 1.8.0 системы Кумир с сайта разработчиков. Ссылка: http://lpm.org.ru/kumir2/files[..]dows-32bit-setup.exe
Версии Кумир до 1.8.0 не содержат "Модуля поддержки курсов", поэтому нужна именно версия 1.8.0.


2. Для системы ALT Linux Школьный 5 - необходимо подключить репозиторий версии 5.1 и установить пакет kumir из репозитория 5.1.
.


3. Для прочих дистрибутивов Linux можно попробовать собрать пакет из исходных кодов.

Запуск МПК

Для открытия окна МПК используется меню системы Кумир "Инструменты" - "Практикум".

Архив заданий для исполнителей Водолей и Робот

Задания на исполнителей Водолей и Робот (0-16) выполняются с использованием МПК. Необходимо скачать , открыть из МПК файл vodoley.kurs.xml или robot.kurs.xml . Этот xml-файл содержит описания заданий, условия задач, ссылки на шаблоны алгоритмов, примеры стартовых обстановок для проверки, проверяющие алгоритмы. Этот файл можно редактировать при помощи простого текстового редактора (аккуратно), или при помощи редактора курсов МПК, запустив Кумир в учительском режиме (команда kumir -t ).


Учащийся должен сохранить курс у себя в рабочем каталоге в файле с именем, например, ivanov.work.xml . В этом файле хранятся тексты решений, созданных школьником, результаты проверки его задач. Впоследствии учащийся должен открывать именно свой рабочий файл *.work.xml .


На примерах стартовых обстановок буквой "A" обозначена клетка, где робот находится до исполнения алгоритма, буквой "B" обозначена клетка, в которую необходимо переместить робота, звездочками в правом нижнем углу обозначены клетки, которые робот должен закрасить.

Задания для исполнителя Черепаха

Задания для исполнителя Черепаха выполняются без использования МПК - задания проверяются только учителем. Посмотреть на условия заданий можно на странице .

Инструкция по выполнению заданий дома

Для выполнения заданий дома учащимися и переноса выполненных заданий в школу имеется


Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование», ноябрь, 2011
Видеозапись доклада (спасибо Роману Еннеру!)