Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение с.Тээли Республики Тыва
Разработка урока по математике
Тема урока:
«Однородные тригонометрические уравнения»
Преподаватель: Ооржак
Айлана Михайловна
Тема урока : «Однородные тригонометрические уравнения» (по учебнику А.Г. Мордковича)
Группа : Мастер растениеводства, 1 курс
Тип урока : Урок изучения нового материала.
Цели урока :
2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, умение оценивать результаты выполненных действий
3. Воспитывать у обучающихся аккуратность, чувство ответственности, воспитание положительных мотивов учения
Оборудование урока : ноутбук, проектор, экран, карточки, плакаты по тригонометрии: значения тригонометрических функций, основные формулы тригонометрии.
Продолжительность урока: 45 минут.
Структура урока:
Структурный элемент урока | Пд | (мин) | Методические особенности, краткие указания по проведению этапа урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
|
Контроль явки учащихся. | α 0 | Преподаватель проверяет готовность к уроку | Дежурные сообщают отсутствующих на уроке |
|||
Актуализация опорных знаний | ||||||
Проверка домашнего задания | α 2 | Повторение основных понятий | Делает обход | 3 обучающихся у доски записывают решение. Остальные делают взаимопроверку |
||
Формирование новых знаний | ||||||
Мотивационный момент | α 2 | На экране примеры тригонометрических уравнений | Задает вопросы | Отвечают |
||
Объяснение новой темы | α 1 | На экране слайды с решением однородных тригонометрических уравнений | Преподаватель объясняет тему | Обучающиеся слушают и записывают |
Закрепление | ||||||
Решение примеров | α 2 | Слабые обучающиеся работают с преподавателем. Сильные обучающиеся работают самостоятельно. | Работает со слабыми обучающимися у доски. | Решают примеры |
||
Дифференцированная самостоятельная работа | α 2 | Раздать карточки | Делает обход. Контроль слабых обучающихся | Решают примеры |
||
Подведение итогов | α 1 | Подведение итогов урока. Сообщение оценок учащимся | Преподаватель подводит итог и сообщает оценки | Обучающиеся слушают |
||
Выдача домашнего задания | α 1 | Сообщить обучающимся домашнее задание | Преподаватель дает краткий инструктаж по домашнему заданию | Записывают домашнее задание |
Ход урока.
1. Организационный момент (1 мин)
Проверить готовность обучающихся к уроку, заслушать дежурных по группе.
2. Актуализация опорных знаний (3 мин)
2.1. Проверка домашнего задания.
Трое обучающихся решают у доски № 18.8 (в,г); № 18.19. Остальные обучающиеся делают взаимопроверку.
№ 18.8 (в) 5 cos 2 x + 6 sin x – 6 = 0 5 (1 - sin x) + 6 sin x – 6 = 0 5 - 5 sin 2 x + 6 sin x – 6 = 0 5 sin 2 x + 6 sin x – 1 = 0 5 sin 2 x – 6 sin x + 1 = 0 z=sin x, 5z 2 – 6 z + 1 = 0 z 1 = 1, sin x = 1, х= +2 π n , n Z z 2 = , sin x = , х= (-1) n arcsin + π n, n Z Ответ: х= +2 π n , х=(-1) n arcsin + π n, n Z | № 18.8 (г) 4 sin 3x + cos 2 3x = 4 4 sin 3x + (1-sin 2 3x) – 4 = 0 Sin 2 3x + 4 sin 3x – 3 = 0 sin 2 3x – 4 sin 3x + 3 = 0 z=sin 3x, z 2 – 4 z + 3 = 0 z 1 = 3, не удовлетворяет условию z 2 = 1, sin 3x =1, 3х= +2 π n , n Z X = + π n , n Z Ответ: x = + π n , n Z |
№ 18.19 (в) сos = 2x – = , n Z x 1 = , n Z x 2 = , n Z а) б) 0, , , в) - г) - , 0, |
3. Изучение нового материала (13 мин)
3.1. Мотивация обучающихся.
Обучающимся предлагается назвать уравнения, которые они знают и могут решить (слайд № 1)
1) 3 cos 2 х – 3 cos х = 0;
2) cos (х – 1) = ;
3) 2 sin 2 х + 3 sin х = 0;
4) 6 sin 2 х – 5 cos х + 5 = 0; 1 2
5) sin х cos х + cos²х = 0;
6) tg + 3ctg = 4.
7) 2sin х – 3cos х = 0;
8) sin 2 х + cos 2 х = 0;
9) sin²х – 3sinх cos х+2cos²х = 0.
Обучающиеся не смогут назвать решение уравнений 7-9.
3.2. Объяснение новой темы.
Преподаватель: Уравнения, которые вы не смогли решить довольно часто встречаются на практике. Они называются однородными тригонометрическими уравнениями. Записать тему урока: «Однородные тригонометрические уравнения». (слайд № 2)
На экране проектора определение однородных уравнений. (слайд № 3)
Рассмотреть метод решения однородных тригонометрических уравнений (слайд № 4, 5)
I степени | II степени |
a sinx + b cosx = 0, (a,b ≠ 0). Разделим обе части уравнения почленно на cosx ≠ 0. Получим: a tgx + b = 0 Tgx = - – простейшее тригонометрическое уравнение | a sin²x + b sinx cosx + c cos²x = 0. 1) если а ≠ 0, разделим обе части уравнения почленно на cos²x ≠0 Получим: a tg²x + b tgx + c = 0, решаем методом введения новой переменной z= tgx 2) если а = 0, то Получим: b sinx cosx + c cos²x =0, решаем методом разложения на множители |
При делении однородного уравнения a sinx + b cosx = 0 на cos x ≠ 0 | При делении однородного уравнения a sin²x + b sinx cosx + c cos²x = 0 на cos 2 x ≠ 0 корни этого уравнения не теряются. |
Разобрать решение примеров
Пример 1. Решить уравнение 2sin х – 3cos х = 0; (слайд № 6)
Это однородное уравнение первой степени. Разделим обе части уравнения почленно на cos x , получим:
2tg x – 3 = 0
tg x =
x = arctg + πn , n Z.
Ответ: x = arctg + π n, n Z.
Пример 2 . Решить уравнение sin 2 х + cos 2 х = 0; (слайд № 7)
Это однородное уравнение первой степени. Разделим обе части уравнения почленно на cos 2 x , получим:
tg2 x + 1 = 0
tg2 x = - 1
2x = arctg (-1)+ πn, n Z.
2x = - + πn, n Z.
x = - + , n Z.
Ответ: x = - + , n Z.
Пример 3 . Решить уравнение sin²х – 3sinх cos х+2cos²х = 0. (слайд № 8)
Каждый член уравнения имеет одну и ту же степень. Это однородное уравнение второй степени. Разделим обе части уравнения почленно на сos 2 x ≠ 0, получим:
tg 2 x-3tg x+2 = 0. Введем новую переменную z = tg x, получим
z 2 – 3z + 2 =0
z 1 = 1, z 2 = 2
значит, либо tg x = 1, либо tg x = 2
tg x = 1 х = arctg 1 + πn, n Z x = + πn, n Z | tg x = 2 х = arctg 2 + πn, n Z |
Ответ: x = + πn, х = arctg 2 + πn, n Z |
4. Закрепление изученного материала (10 мин)
Преподаватель подробно разбирает примеры со слабыми обучающимися на доске, сильные обучающиеся самостоятельно решают в тетрадях.
№ 18.12 (а) | 18.24 (а) | 18.24 (б) |
sin 2 х + 2 sin х cos х – 3 cos² х = 0 tg 2 x + 2 tg x – 3 = 0 z = tg x z 2 + 2 z – 3 = 0 z 1 = 3; z 2 = - 1. tg x = 3, х = arctg 3 + πn, n Z tg x = -1, х = arctg (-1) + πn, n Z x = + πn, n Z Ответ: х = arctg 3 + πn, X = + πn, n Z | sin 2 х = cos 2 х tg2x = 1 2x = arctg 1 + πn, n Z 2x = + πn, n Z x = + , n Z Ответ: x = + , n Z | Tg 3 x = 1 tg 3 x = 3 x = + πn, n Z x = + , n Z |
5. Дифференцированная самостоятельная работа (15 мин)
Преподаватель выдает карточки с заданиями трех уровней: базовый (А), средний (В), повышенный (С). Обучающиеся сами выбирают, примеры какого уровня они будут решать.
Уровень А 2 sin x+ 2 cos x = 0 cos x+ 2 sin x = 0 |
Уровень В 2 sin x+ 2 cos x = 0 6 sin 2 х - 5 sinх cos х + cos 2 х =0 |
Уровень С 5 sin 2 х + 2 sinх cos х - cos 2 х =1 2 sin x - 5 cos x = 3 1- 4 sin 2x + 6 cos 2 х = 0 |
6. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)
Ответить на вопросы:
Какие виды тригонометрических уравнений мы изучили?
Как решается однородное уравнение первой степени?
Как решается однородное уравнение второй степени?
Я узнал …
Я научился …
Отметить хорошую работу на уроке отдельных обучающихся, выставить оценки.
7. Домашнее задание. (1 мин)
Сообщить обучающимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.
№ 18.12 (в, г), № 18.24 (в,г), № 18.27 (а)
Использованная литература:
- Слайд 2
«Однородные тригонометрические уравнения»
1. Уравнение вида а sin x + b cos x = 0, где а ≠0, b ≠0 называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени. 2. Уравнение вида а sin 2 х + b sin х cos х + c cos 2 x = 0, где a ≠0, b ≠0, с ≠0 называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени. Определение:
I степени a sinx + b cosx = 0, (a,b ≠ 0). Разделим обе части уравнения почленно на cosx ≠ 0. Получим: a tgx + b = 0 tgx = -b /а простейшее тригонометрическое уравнение При делении однородного уравнения a sinx + b cosx = 0 на cos x ≠ 0 корни этого уравнения не теряются. Метод решения однородных тригонометрических уравнений
a sin²x + b sinx cosx + c cos²x = 0. 1) если а ≠ 0, разделим обе части уравнения почленно на cos ² x ≠0 Получим: a tg ² x + b tgx + c = 0, решаем методом введения новой переменной z = tgx 2) если а = 0, то Получим: b sinx cosx + c cos ² x =0, решаем методом разложения на множители / При делении однородного уравнения a sin ² x + b sinx cosx + c cos ² x = 0 на cos 2 x ≠ 0 корни этого уравнения не теряются. II степени
Это однородное уравнение первой степени. Разделим обе части уравнения почленно на cos x , получим: Пример 1. Решить уравнение 2 sin х – 3 cos х = 0
Это однородное уравнение первой степени. Разделим обе части уравнения почленно на cos 2 x , получим: Пример 2 . Решить уравнение sin 2 х + cos 2 х = 0
Каждый член уравнения имеет одну и ту же степень. Это однородное уравнение второй степени. Разделим обе части уравнения почленно на с os 2 x ≠ 0, получим: Пример 3 . Решить уравнение sin ² х – 3 sin х cos х+2 cos ² х = 0
Ответьте на вопросы: - Какие виды тригонометрических уравнений мы изучили? -Как решается однородное уравнение первой степени? - Как решается однородное уравнение второй степени? Подведение итогов
Я узнал … - Я научился … Рефлексия
№ 18.12 (в, г), № 18.24 (в,г), № 18.27 (а) Домашнее задание.
Спасибо за урок! МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока математики преподавателя Ооржак А.М.
Группа : Мастер растениеводства, 1 курс.
Тема урока : Однородные тригонометрические уравнения.
Тип урока : Урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Сформировать у обучающихся навыки решения однородных тригонометрических уравнений, рассмотреть методы решения однородных уравнений базового и повышенного уровня сложности.
2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, умение оценивать результаты выполненных действий.
3. Воспитывать у обучающихся аккуратность, чувство ответственности, воспитание положительных мотивов учения.
Урок проводился согласно тематического планирования. Тема урока отражает теоретическую и практическую часть урока и понятна обучающимся. Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей с учетом особенностей группы.
Структура урока.
1.Организационный момент включал в себя предварительную организацию группы, мобилизующее начало урока, создание психологической комфортности и подготовку обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Подготовка группы и каждого обучающегося была проверена мною визуально. Дидактическая задача этапа: П оложительный настрой на урок.
2. Следующий этап – актуализация опорных знаний обучающихся. Основной задачей этого этапа является: восстановление в памяти обучающихся знаний, необходимых для изучения нового материала. Актуализация была проведена в форме проверки домашнего задания у доски.
3. (Основной этап урока) Формирование новых знаний. На этом этапе были реализованы следующие дидактические задачи: Обеспечение восприятия, осмысление и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Этому способствовали: создание проблемной ситуации, метод бесед в сочетании с использованием ИКТ. Показателем эффективности усвоения обучающимися новых знаний является правильность ответов, самостоятельная работа, активное участие обучающихся в работе.
4.Следующий этап - первичное закрепление материала. Цель которого, установка обратной связи для получения информации о степени понимания нового материала, полноты, правильности его усвоения и для своевременной коррекции обнаруженных ошибок. Для этого я использовала: решение простых однородных тригонометрических уравнений. Здесь использовались задания из учебника, которые соответствуют обязательным результатам обучения. Первичное закрепление материала проводилось в атмосфере доброжелательности, сотрудничества. На этом этапе я работала со слабыми обучающимися, остальные решали самостоятельно, с последующей самопроверкой с доски.
5. Следующий момент урока был первичный контроль знаний. Дидактическая задача этапа: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Здесь реализовала дифференцированный подход к обучению, предложила ребятам на выбор задания трех уровней: базовый (А), средний (В), повышенный (С). Сделала обход и отметила себе обучающихся, которые выбрали базовый уровень. Эти обучающиеся выполняли работу под контролем преподавателя.
6. На следующем этапе – подведение итогов, решались задачи анализа и оценки успешности достижения цели. Подводя итоги урока я одновременно осуществила рефлексию учебной деятельности. Обучающиеся усвоили способы решения однородных тригонометрических уравнений. Были выставлены оценки.
7. Заключительный этап – задание на дом. Дидактическая задача: Обеспечение понимания обучающихся содержания и способов выполнения домашнего задания. Дала краткий инструктаж по выполнению домашнего задания.
В ходе урока мне довелось реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели. Считаю, что этому способствовало то, что с первых минут урока ребята показали активность. Они были готовы к восприятию новой темы. Атмосфера в группе была психологически благоприятной.
С помощью этого видеоурока учащиеся смогут изучить тему однородных тригонометрических уравнений.
Дадим определения:
1) однородное тригонометрическое уравнение первой степени выглядит как a sin x + b cos x = 0;
2) однородное тригонометрическое уравнение второй степени выглядит как a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0.
Рассмотрим уравнение a sin x + b cos x = 0. Если а будет равно нулю, то уравнение будет выглядеть как b cos x = 0; если b равно нулю, то уравнение будет выглядеть как a sin x = 0. Это уравнения, которые мы называли простейшими и решали ранее в предыдущих темах.
Сейчас рассмотрим вариант, когда a и b не равны нулю. С помощью деления частей уравнения на косинус x и осуществим преобразование. Получим a tg x + b = 0, тогда tg x будет равен - b/а.
Из вышеизложенного следует вывод, что уравнение a sin mx + b cos mx = 0 является однородным тригонометрическим уравнением I степени. Чтобы решить уравнение, его части делят на cos mx.
Разберем пример 1. Решить 7 sin (x/2) - 5 cos (x/2) = 0. Сначала части уравнения делим на косинус(x/2). Зная, что синус, деленный на косинус, это тангенс, получим 7 tg (x/2) - 5 = 0. Преобразовывая выражение, найдем, что значение тангенса (x/2)равно 5/7. Решение данного уравнения имеет вид х = arctg a + πn, в нашем случае х = 2 arctg (5/7) + 2πn.
Рассмотрим уравнение a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 x = 0:
1) при а равном нулю уравнение будет выглядеть как b sin x cos x + c cos 2 x = 0. Преобразуя, получим выражение cos x (b sin x + c cos x) = 0 и перейдем к решению двух уравнений. После деления частей уравнения на косинус x, получим b tg x + c = 0, а значит tg x = - c/b. Зная, что х = arctg a + πn, то решением в данном случае будет х = arctg (- с/b) + πn.
2) если а не равно нулю, то, путем деления частей уравнения на косинус в квадрате, получим уравнение, содержащее тангенс, которое будет квадратным. Это уравнение можно решить путем ввода новой переменной.
3) при с равном нулю уравнение примет вид a sin 2 x + b sin x cos x = 0. Это уравнение можно решить, если вынести синус x за скобку.
1. посмотреть, есть ли в уравнении a sin 2 x;
2. если в уравнении член a sin 2 x содержится, то решить уравнение можно путем деления обеих частей на косинус в квадрате и последующим введением новой переменной.
3. если в уравнении a sin 2 x не содержится, то решить уравнение можно с помощью выноса за скобки cosx.
Рассмотрим пример 2. Вынесем за скобки косинус и получим два уравнения. Корень первого уравнения x = π/2 + πn. Для решения второго уравнения разделим части этого уравнения на косинус x, путем преобразований получим х = π/3 + πn. Ответ: x = π/2 + πn и х = π/3 + πn.
Решим пример 3, уравнение вида 3 sin 2 2x - 2 sin 2x cos 2x + 3 cos 2 2x = 2 и найдем его корни, которые принадлежат отрезку от - π до π. Т.к. это уравнение неоднородное, необходимо привести его к однородному виду. Используя формулу sin 2 x + cos 2 x = 1, получим уравнение sin 2 2x - 2 sin 2x cos 2x + cos 2 2x = 0. Разделив все части уравнения на cos 2 x, получим tg 2 2x + 2tg 2x + 1 = 0. Используя ввод новой переменной z = tg 2x, решим уравнение, корнем которого будет z = 1. Тогда tg 2x = 1, откуда следует, что x = π/8 + (πn)/2. Т.к. по условию задачи нужно найти корни, которые принадлежат отрезку от - π до π, решение будет иметь вид - π< x <π. Подставляя найденное значение x в данное выражение и преобразовывая его, получим - 2,25 < n < 1,75. Т.к. n - это целые числа, то решению уравнения удовлетворяют значения n: - 2; - 1; 0; 1. При этих значениях n получим корни решения исходного уравнения: x = (- 7π)/8, x = (- 3π)/8, x =π/8, x = 5π/8.
ТЕКСТОВАЯ РАСШИФРОВКА:
Однородные тригонометрические уравнения
Сегодня мы разберем, как решаются «Однородные тригонометрические уравнения». Это уравнения специального вида.
Познакомимся с определением.
Уравнение вида а sin x+ b cos x = 0 (а синус икс плюс бэ косинус икс равно нулю) называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени;
уравнение вида а sin 2 x+ b sin x cos x +с cos 2 x = 0 (а синус квадрат икс плюс бэ синус икс косинус икс плюс сэ косинус квадрат икс равно нулю) называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени.
Если а=0 , то уравнение примет вид b cos x = 0.
Еслиb = 0 , то получим а sin x= 0.
Данные уравнения являются элементарными тригонометрическими, и их решение мы рассматривали на прошлых наших темах
Рассмотрим тот случай, когда оба коэффициента не равны нулю. Разделим обе части уравнения а sin x + b cos x = 0 почленно на cos x .
Это мы можем сделать, так как косинус икс отличен от нуля. Ведь, если cos x = 0 , то уравнение а sin x + b cos x = 0 примет вид а sin x = 0 , а ≠ 0, следовательно sin x = 0 . Что невозможно, ведь по основному тригонометрическому тождеству sin 2 x+ cos 2 x =1 .
Разделив обе части уравнения а sin x + b cos x = 0 почленно на cos x , получим: + =0
Осуществим преобразования:
1. Так как = tg x, то = а tg x
2 сокращаем на cos x , тогда
Таким образом получим следующее выражение а tg x + b =0 .
Осуществим преобразование:
1.перенесем b в правую часть выражения с противоположным знаком
а tg x =- b
2. Избавимся от множителя а разделив обе части уравнения на а
tg x= - .
Вывод: Уравнение вида а sin m x+ b cos mx = 0 (а синус эм икс плюс бэ косинус эм икс равно нулю) тоже называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени. Чтобы решить его, делят обе части на cos mx .
ПРИМЕР 1. Решить уравнение 7 sin - 5 cos = 0 (семь синус икс на два минус пять косинус икс на два равно нулю)
Решение. Разделим обе части уравнения почленно на cos, получим
1. = 7 tg (так как соотношение синуса к косинусу - это тангенс, то семь синус икс на два деленное на косинус икс на два, равно 7 тангенс икс на два)
2. -5 = -5 (при сокращении cos)
Таки образом получили уравнение
7tg - 5 = 0, Преобразуем выражение, перенесем минус пять в правую часть, изменив знак.
Мы привели уравнение к виду tg t = a, где t=, a =. А так как данное уравнение имеет решение для любого значения а и эти решения имеют вид
х = arctg a + πn, то решение нашего уравнения будет иметь вид:
Arctg + πn, найдем х
х=2 arctg + 2πn.
Ответ: х=2 arctg + 2πn.
Перейдем к однородному тригонометрическому уравнению второй степени
а sin 2 x+b sin x cos x + с cos 2 x= 0.
Рассмотрим несколько случаев.
I. Если а=0 , то уравнение примет вид b sin x cos x +с cos 2 x = 0.
При решении э то уравнения используем метод разложения на множители. Вынесем cos x за скобку и получим: cos x (b sin x +с cos x )= 0 . Откуда cos x = 0 или
b sin x + с cos x= 0. А эти уравнения мы уже умеем решать.
Разделим обе части уравнения почленно на cosх, получим
1 (так как соотношение синуса к косинусу - это тангенс).
Таким образом получаем уравнение: b tg х+с=0
Мы привели уравнение к виду tg t = a, где t= х, a =. А так как данное уравнение имеет решение для любого значения а и эти решения имеют вид
х = arctg a + πn, то решение нашего уравнения будет:
х = arctg + πn, .
II. Если а≠0 , то обе части уравнения почленно разделим на cos 2 x .
(Рассуждая аналогично, как и в случае с однородным тригонометрическим уравнением первой степени, косинус икс не может обратится в ноль).
III. Если с=0 , то уравнение примет вид а sin 2 x + b sin x cos x = 0. Это уравнение решается методом разложения на множители (вынесем sin x за скобку).
Значит, при решении уравнения а sin 2 x + b sin x cos x +с cos 2 x = 0 можно действовать по алгоритму:
ПРИМЕР 2. Решить уравнение sinxcosx - cos 2 x= 0 (синус икс, умноженный на косинус икс минус корень из трех, умноженный на косинус квадрат икс равно нулю).
Решение. Разложим на множители (вынесем за скобку cosx). Получим
cos x(sin x - cos x)= 0, т.е. cos x=0 илиsin x - cos x= 0.
Ответ: х =+ πn, х= + πn.
ПРИМЕР 3. Решить уравнение 3sin 2 2x - 2 sin2xcos2 x +3cos 2 2x= 2 (три синус квадрат двух икс минус удвоенное произведение синуса двух икс на косинус двух икс плюс три косинус квадрат двух икс) и найти его корни, принадлежащие промежутку (- π; π).
Решение. Это уравнение не однородное, поэтому проведем преобразования. Число 2, содержащееся в правой части уравнения, заменим произведением 2·1
Так как по основному тригонометрическому тождеству sin 2 x + cos 2 x =1, то
2 ∙ 1= 2 ∙ (sin 2 x + cos 2 x) = раскрыв скобки получим: 2 sin 2 x + 2 cos 2 x.
2 ∙ 1= 2 ∙ (sin 2 x + cos 2 x) =2 sin 2 x + 2 cos 2 x
Значит уравнение 3sin 2 2x - 2 sin2xcos2 x +3cos 2 2x= 2 примет вид:
3sin 2 2x - 2 sin 2x cos2 x +3cos 2 2x = 2 sin 2 x + 2 cos 2 x.
3sin 2 2x - 2 sin 2x cos2 x +3cos 2 2x - 2 sin 2 x - 2 cos 2 x=0,
sin 2 2x - 2 sin 2x cos2 x +cos 2 2x =0.
Получили однородное тригонометрическое уравнение второй степени. Применим способ почленного деления на cos 2 2x:
tg 2 2x - 2tg 2x + 1 = 0.
Введем новую переменную z= tg2х.
Имеем z 2 - 2 z + 1 = 0. Это квадратное уравнение. Заметив в левой части формулу сокращенного умножения - квадрат разности (), получим (z - 1) 2 = 0, т.е. z = 1. Вернемся к обратной замене:
Мы привели уравнение к виду tg t = a, где t= 2х, a =1 . А так как данное уравнение имеет решение для любого значения а и эти решения имеют вид
х = arctg x a + πn, то решение нашего уравнения будет:
2х= arctg1 + πn,
х= + , (икс равно сумме пи на восемь и пи эн на два).
Нам осталось найти такие значения х, которые содержатся в интервале
(- π; π), т.е. удовлетворяют двойному неравенству - π х π. Так как
х= + , то - π + π. Разделим все части этого неравенства на π и умножим на 8, получим
перенесем единицу в право и в лево, поменяв знак на минус один
разделим на четыре получим,
для удобства в дробях выделим целые части
- Этому неравенству удовлетворяют следующие целочисленные n: -2, -1, 0, 1