Предмет: литература

Тема: «Тема дружбы в русской поэзии»

Класс: 11

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Место урока: после изучения лирики А.А. Блока.

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствовать нравственные качества личности: умение ценить дружбу, дорожить друзьями.

Метапредметные: уметь структурировать материал в биографиях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Блока; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выделять причинно- следственные связи между эпохой, биографическими сведениями авторов и раскрытием темы стихотворений.

Для всех сумасшедших молодых людей и других, забавное и сверкающее чтение, это хорошо! от 9 лет. Когда близнецы Джош и Софи встречаются с знаменитым Николасом Фламелем, они не возвращаются, он и его жена все еще живы, благодаря философскому камню, но еще более сумасшедшие, они обнаруживают, что они должны спасти человечество! Увлекательное приключение, настоящее погружение в сердце Сан-Франциско, которое заставит вас открыть для себя многие исторические персонажи, бессмертные.

Последний полуэльф все еще жив, Нихал делится своей жизнью с человеком, далеким от войны. Но однажды, это война, которая приходит к ней. Узнав свое прошлое, она решит убить Тирана, потому что она станет первой женщиной «Рыцарь Драконов». Большое приключение, наполненное магией, всего лишь 3 тома.

Предметные: уметь анализировать стихотворения путём их сопоставления (определять тему, идею, связь времени написания стихотворения и особенности раскрытия темы); находить изобразительно- выразительные средства и объяснять их роль в раскрытии идеи стихотворений; понимать авторскую позицию и выражать своё к ней отношение .

Эмрис оказывается на неизвестных берегах с человеком, который утверждает, что он его мать. Более того, наш герой внезапно начинает развивать силы, хотя он живет в то время, когда ведьмы все еще сожжены. После несчастного случая он решает уйти и найти свое происхождение во время поездки, усыпанной опасностями и сомнениями, открыть для себя истоки Мерлина.

Красивая, милая и очень забавная. Чтобы читать всем пожарным! Но что такое пыль, почему мы проводим эксперименты над детьми и почему взрослые больше не имеют их? Кто эти люди, которые хотят ее и на кого она может рассчитывать? Фантасмагорическая вселенная, где можно обсудить со своим демоном форму внешней души? Если вы его не прочитали, возьмите, не стесняйтесь, вам это понравится!

Виды деятельности :

Продуктивная творческая: написание домашнего сочинения

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов стихотворений Пушкина, Лермонтова, Блока и современных поэтов.

Репродуктивная: составление учащимися таблицы; сообщения учеников; осмысление сюжета стихотворений, изображённых в них характеров, событий; ответы на вопросы проблемного характера.

Эта волшебная история карандаша - восхитительный способ рассказать историю Малалы для самого молодого, не обращаясь к самым травмирующим эпизодам ее истории. Немного остывший способ говорить об этой девушке, которая очень рисковала Идеальный альбом, чтобы открыть дух самого молодого, чтобы они тоже могли видеть и понимать, затем мир вокруг них.

Он быстро читается, но действительно превосходный из-за большого реализма. Иллюстрации смертельны, текст блестяще живой. Можно только испытывать чувство восстания, когда человек любит и уважает животных, читает этот роман, одновременно ужасающий и увлекательный: люди, которые мучают животных как любезно и охотно, как слоны, просто чтобы иметь мелкое чувство, чтобы представить себе доминирование, какой позор, какая насмешка. Он берет на себя все таланты писателя, жидкую ручку и элегантность, а также красоту его истории в умах человека, который смог устоять и, таким образом, мог простить свою трусость, переходите к концу этого свидетельства пугающей традиции.

Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений.

Основные понятия и термины: лирический герой, ключевые слова, жанр, авторское отношение, биографический комментарий.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Активизация знаний обучающихся (2 мин.)
  3. Сообщение обучающегося (4 мин.)
  4. Выразительное чтение стихотворения учителем, прослушивание стихотворений в исполнении мастеров слова.(5 мин.).
  5. Сообщения учеников об истории создания стихотворений(4 мин.).
  6. Работа по теме в группах (15 мин.)
  7. Выводы по теме. (7 мин.)
  8. Оценивание. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

Персонаж, пропитанный, позволяет ему не быть демонтированным по прибытии двоюродного брата в беспорядке, чье присутствие немного тепло и повсеместно нарушает его повседневную жизнь. Это снова, он обращается к таланту своим читателям, делая их подарком этого очень приятного романа, чей свежий тон, наивный предел, однако, не скрывает ужасных проблем, с которыми сталкиваются сегодня семьи.

Безработица, болезнь, высылка, исключение, эти темы подошли с чувством и никогда не падали в пафос или вуайеризм, позволили ему принести глубокое свидетельство о том, что живут бедные трудящиеся, в каждом из наших современных и безжалостных обществ. вам нужно много сил, чтобы преодолеть эту небезопасность, когда вы являетесь ребенком, а Джексон в возрасте 10 лет дает каждому урок мужеством, доверием и надеждой. На наших глазах изображения выходят из книги, как всплывающие окна, окрашены, чтобы позволить нам ценить цвета хищников или позволить нам смотреть за страницу, в анимации, которые играют на глубине.

  1. Организационный момент.
  1. Активизация знаний обучающихся

На интерактивной доске первый слайд

А.С. Пушкин

"К другу стихотворцу" (1814)

"К Пущину" (1815)

"Дельвигу" (1817)

"Разлука" (1817)

" Пущину" (1826)

"Чем чаще празднует Лицей" (1832)

"Была пора:" (1836)

М.Ю. Лермонтов

«К другу»

« Паияти Одоевского»

Не довольная быть красивой и игривой, книга обрывает нас на стороне Беа, 13, его бабушки и Теодора, семейных друзей, все трое отправились на поиски Рапторского рая. Но здесь она сегодня свергла Малкольма, героя этого первого тома Трилогии о пыле. Малькольм - ребенок без историй. Его родители управляют маленькой гостиницей на побережье Англии, он помогает сестрам Приорат по соседству в своих повседневных задачах, он любит учиться, и ему все интересно. Когда маленькая Лира появилась в монастыре, у Малкольма была привязанность, которая не имела себе равных, поэтому ее единственная забота заключалась в том, чтобы защитить ее, и она была готова что-либо сделать, использовать всю свою изобретательность и храбрость. и ее решимость избежать угроз для нее - это начало невероятного приключения, полного извращений и поворотов.

А.А.Блок «Друзьям»

Что объединяет эти стихотворения? Какова их тема?

(Все эти стихотворения посвящены дружбе и друзьям.)

Тема дружбы занимает большое место в творчестве многих поэтов, но особенно ярко она представлена в лирике Пушкина. Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства.

Оставшись в ее худших ночных кошмарах, Малькольм отправится путешествовать по миру, если это спасет Лиру, в сопровождении Алисы, доблестного партнера их побега. Эта книга явно адресована подтвержденным читателям, которые уже упивались первой трилогией, написанной 20 лет назад.

Более взрослый, более темный и сложный, такой же замечательный. У Ваньи довольно банальная жизнь, как застенчивая девушка, с немногими, но верными друзьями, и довольно хороший отец, который изо всех сил пытается поднять его, как можно лучше, и который делает хорошую работу. Но однажды его лучший друг, ближайший сосед, Пьер-Рашид, говорит ему, что он встречает своего злейшего врага, того, кто мучил ее с начальной школы! Это слишком много для Вании, которая впервые ясно выражает свое несогласие, крича на него.

Что же такое дружба? Кого мы считаем другом? Почему эта тема волновала поэтов? В этом нам предстоит сегодня разобраться.

Есть мнение, что русское слово друг образовано от слова другой, то есть

иной, не я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей

маленькое человеческое я расширяется, включает в себя другую жизнь,

В тот вечер, консультируясь с ее электронными письмами, она видит анонимное сообщение, немного своеобразное, явно написанное кем-то рядом с ней, которое побуждает ее немедленно прекратить поселиться в ее мутной маленькой жизни. Потому что у Ваньи есть потенциал быть исключительным, если он дает себе средства.

Всегда так много действий, поворота и очень мало времени! В безумном темпе Коди и его борются за свое выживание. В разгаре интересов всех, Коди должен найти свое место и сделать то, что он считает правильным не колеблясь, чтобы идти на компромисс между альянсами и поставить себя под угрозу для осуществления своих проектов.

обогащается ею. Тут затронута глубинная тайна человеческой сущности,

заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один.

Дома вы должны были определить значения слов дружба и друг.

(Согласно «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, дружба - это близкие

отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности

Найдите эту героиню с умом из стали и с вырезом из обычного в этом втором и последнем томе! Поскольку, как обычно, если тон непослушен, субъект не остается менее глубоким. Он работает продавцом в сувенирном магазине на Монмартре и в качестве подлокотника для компании, которая делает дезодоранты, и однажды он теряет обе работы совершенно невероятным образом.

С этого момента он отправляется на поиски новой работы, и появляются доказательства: он будет детективом! Столкнувшись с клише, которые могут быть нанесены людям с синдромом Дауна, Ромен Пуартолас поставил глубокий и острый характер, который скрупулезно анализирует поведение своих собратьев.

интересов. В качестве силы, соединяющей людей, дружба всегда считалась

важной социально-нравственной ценностью. Не случайно в широком смысле

понятие «дружба» обозначает не только межличностные, но и социальные

отношения.

В разговорном языке слово «друг» имеет несколько значений. Оно означает

знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, словом, всех, кто нам близок.)

Письмо простое, прямолинейное, Гюстав поставляет свои мысли без фильтра, с большой серьезностью, все обернутые слоем юмора и хорошими словами. А если Белоснежка, наконец, спасет Спящую красавицу? Таким образом, Белоснежка, накануне ее свадьбы, решает отложить все, надеть свою лошадь и надеть доспехи, пойти и спасти Спящую красавицу! Благодаря ручке Нила Гаймана и великолепным иллюстрациям Криса Ридделла мы полностью перевезены. Позвольте себе тоже перевезти. Эта книга изменит ваше видение сказок.

В этой книге собраны очень сжатые истории женщин, которые преодолели предрассудки, которые боролись за важные вещи, которые имели для них значение. Или даже кто предпочел игнорировать их статус женщин, делать то, чего никто не ожидал от них. Шляпа этим женщинам и пример для новых поколений! Вложить все руки!

Итак, дружба бесконечно важна в жизни каждого человека.. А как тема дружбы раскрывается в поэзии Пушкина, Лермонтова и Блока мы поговорим сегодня на уроке. Какова же проблема нашего урока сегодня?

(Обучающиеся высказывают свои предположения, на доске вывешивается второй слайд - тема урока; учитель называет цели урока.)

  1. Какое же место в творчестве этих великих поэтов занимает дружба? В чем особенности её изображения? Что влияет на разное трактование темы? Эти вопросы мы постараемся решить сегодня.
  1. Сообщение обучающегося по теме: (третий слайд - название темы) «Тема дружбы в поэзии первой половины 19 века».

4.Выразительное чтение учителем стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину».

Кто никогда не мечтал о том, что ее игрушки когда-нибудь оживут? Ну, игрушки тоже хотят стать «настоящими». «Бархатный кролик» - очень приятная, поэтическая и острая история об этих особых отношениях, которая объединяет ребенка История завершена и носит мягкость иллюстраций Сары Массини.

Тепло рекомендуется у подножия дерева! Это прекрасное всплывающее окно позволяет ребенку, благодаря маленькому монстру, все смазанному его эмоциями, накладывать на них слова, понимать их и убирать. Он обнаруживает через очень красивые анимированные страницы страх, радость, грусть, гнев и безмятежность. Замечательная книга!

5.Сообщение заранее подготовленного ученика об истории создания стихотворения:

(Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные “вольные” стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское.

Когда Татьяна обрушивает Девять, ее шестнадцатилетнюю дочь, на самую большую вечеринку года в старшей школе, чтобы отвезти ее в каюту посреди ночи, пропавшую в лесу, это не провести немного ночи удивительная мать-дочь. Пришло время, когда его дочь узнает всю правду. Еще в прошлом, анекдоты и стремительные воспоминания, это история ее жизни, которую Татьяна решает рассказать ему. Однажды ночью Девять не готова забыть. Красивое открытие, чтобы пожирать без замедления!

Кендра и Сет отправляются в дом своего деда на лето, испытание, которое они говорят, но дом, их дедушка и отсутствие их бабушки - все это тайны, чтобы обнаружить. Наконец, этим летом, которое они ожидали найти скучным, может быть гораздо более беспокойным.

Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.)

Это то, что произойдет с Софи, со всем, что у нее есть «беспокойство», и тогда мы понимаем, что изменение мира, не зная об этом, не очень удобно. Так Софи всегда обнаруживает больше того, что она не знает о своем мире происхождения, больше вопросов, чем ответов: кто были ее родителями, почему она отправила ее в мир людей?

Тристан - данс, он ничего не может сделать для одобрения, но когда его облако исчезнет в великое приключение, ему понадобится минимум знаний. Красивое приключение, где герои ставятся к испытанию и доказать, что они отличаются от того, что они могут думать о себе. Небольшие уроки в конце некоторых глав позволяют читателю больше узнать о облаках, пространстве и окружающем нас мире - интересном, информативном, захватывающем.

Своему другу А. И. Одоевскому, погибшему на Кавказе, посвятил стихотворение «Памяти Одоевского» М.Ю. Лермонтов.

Сообщение ученика о поэте- декабристе А.И. Одоевском.

(Поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский (1802-1839), автор знаменитого стихотворения « Струн вещих пламенные звуки …», написанного в ответ на « Послание в Сибирь » Пушкина. В 1837 г. Одоевский был переведён из Сибири на Кавказ рядовым солдатом Нижегородского драгунского полка, где встретился и подружился с Лермонтовым. Умер Одоевский 15 авг. 1839 г. от лихорадки, находясь в действующей армии на берегу Черного моря. В стихотворении воссоздан облик и духовный мир декабриста, сохранившего «веру гордую в людей и жизнь иную». Этот оптимизм был выражен Одоевским в названном выше ответе на послание Пушкина.

Мы можем начать эту сагу с этого тома, адаптированного к самому младшему или Элланы, адаптированного к более старым. Вы никогда не читали такой конец света! История оригинальна и сопровождается трогательными персонажами. Приятно познакомиться с героиней, которая далека от совершенства, и которая реагирует очень человечески на события, которые превышают ее.

Мишель - медведь, правда, с настроением, которое идет с ним, но это медведь, который на вкус! Смешная и озорная книга с легким и приятным письмом, чтобы читать с семьей в прекрасный вечер осени или зимы, ведь вы тоже останетесь в истории? Девочки обнаруживают, что миллиардер из города исчез, оставив двух сыновей в одиночестве. Один из двух Дэвис, друг детства Азы. Дейзи, мотивированная соблазном прибыли, отправит своего друга в надежное расследование, чтобы найти бегущего отца. Это начало любовной истории между двумя молодыми людьми.

Лермонтов интересовался Одоевским и его стихами, повидимому, еще до встречи с ним на Кавказе. К 1830 г. относится стихотворение Лермонтова, в котором он говорит, может быть, о печальной судьбе Одоевского: «Когда твой друг с пророческой тоскою» («К***»). Там есть строки:

Он был рожден для мирных вдохновений,
Для славы, для надежд; - но меж людей
Он не годился - и враждебный гений
Его душе не наложил цепей;
И не слыхал творец его молений,
И он погиб во цвете лучших дней).

Прослушивание стихотворения в исполнении мастеров слова (фонохрестоматия).

К теме дружбы обращаются и поэты 20 века. Послушайте стихотворение А.А. Блока «Друзьям».

(Чтение учителем).

По- разному решается тема дружбы в стихах этих поэтов, почему это происходит попробуем разобраться.

7.. Работа в группах:

У каждой группы таблица с заполненными для обсуждения вопросами для анализа стихотворений, тексты стихотворений.

Заполнение таблицы;

Обмен информацией.

1 группа: анализ стихотворения Пушкина «И.И.Пущину»

2 группа: анализ стихотворения Лермонтова « Памяти А.И. Одоевского»

3 группа: анализ стихотворения Блока «Друзьям»

А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

М.Ю. Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского»

А.А.Блок

«Друзьям»

Дата написания

Жанр стихотворений

Ключевые слова

Черты лирического героя

Вопросы для обсуждения: (четвёртый слайд)

Какие факты биографии Пушкина,Лермонтова и Блока нашли отражение в стихотворениях?

Определите жанр стихотворений.

Какова основная мысль стихотворений?

Как решается проблема взаимоотношений лирического героя и окружающего мира?

В чем заключаются речевые особенности стихотворений? Как они передают идею стихотворений?

Что отличает лирического героя каждого стихотворения?

Ваше восприятие этих стихотворений?

Что общего и в чём разпичия в понимании и изображении дружбы Пушкиным, Лермонтовым и Блоком?

Изучая поэзию Пушкина и Лермонтова, мы говорили о том, как раскрывается тема дружбы в стихотворениях Пушкина «19 октября», «К Пущину», Лермонтова «Пир», «К друзьям», которые относятся к их ранней лирике. Изменилось ли толкование темы в поздней лирике А.С.Пушкина? А у Лермонтова? В чём причины?

(Раскрытие темы дружбы менялось на протяжении жизни в поэзии Пушкина, но всегда тема эта она занимала огромное место в его жизни. Она виделась ему как союз людей, одержимых одной идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.

В ранней поэзии Лермонтова звучит традиционная тема прославления друзей и веселой дружбы с пирушками и бутылками («Пир», «К друзьям», «Посвящение»), но дружеской идиллии не получается в лермонтовской поэзии даже в самый первый период ее развития. Тема удовлетворенной дружбы уже и тогда заглушается и перерывается у Лермонтова трагическими декларациями о том, что дружбы на земле не существует, что она обманчива, что он «не умел ужиться с другом» и что те, кого он в отдельных случаях считал своими

Друзьями, оказались недостойными этого имени» . В результате в 1831 году тема дружбы заметно убывает в лирике Лермонтова, а затем на несколько лет почти вовсе прерывается..

Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности,

бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, .как

пламень., печаль - вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова.

Многие современники поэта были людьми бесконечно одинокими,

замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не

могло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты.

Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих

современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг

духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности...

Почему у Блока столько негативных эмоций вызывают друзья? Причины этого в обществе, во времени или обстоятельствах личной жизни?

(В стихотворении «Друзьям» звучат трагические, исповедческие ноты, мотив бездомности. Автор поднимает проблему творца и творчества. Поэт – фигура трагическая, он разочарован в том мире, который создает, он видит, что его не понимают. В русской лирике есть множество стихов, славящих и воспевающих дружбу как одно из самых прекрасных чувств, связывающих людей между собой. Резким диссонансом в поток этих стихов врывается лирика Блока, в которой дружба предстает в совершенно ином свете и почти каждое слово о ней словно облито злостью, горечью, желчью, пронизано духом сарказма. Пожалуй, нет другого поэта, в творчестве которого дружба подвергалась бы таким ожесточенным нападкам, как это мы видим в лирике Блока. Лишь только в ней заходит речь о дружбе – кажется, что горло поэта перехватывает судорога боли и гнева и он не может найти иных слов, кроме самых резких и язвительных:

Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,

Да, таким я и буду с тобой:

Не для ласковых слов я выковал дух,

Не для дружб я боролся с судьбой.

Для того чтобы уяснить характер стихов Блока о дружбе, нам следует принять во внимание то, что их порождало, отношения поэта с окружающей его средой, с людьми, которые становились ему на какой-то период наиболее близкими и в конце концов переходившими (как это обычно бывало) в стан его ожесточенных и непримиримых врагов .)

8. Обобщение и выводы по теме.

Почему же одна тема раскрывается по- разному? Что влияет время, общество, обстоятельства жизни, личность самого поэта или савокупность этих факторов?

Насколько важна дружба в жизни человека?

Какое место занимает эта тема в русской поэзии?

Как вам кажется, обращаясь к поэзии в дальнейшем, мы будем встречаться с этой темой? Почему?

Знаете ли вы стихи современных поэтов о дружбе? Прочитайте.

(Учащиеся читают стихи В. Высоцкого, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова и др.)

Меняется ли трактование этой темы в современной поэзии?

9.Домашнее задание

«Какое понимание дружбы дала мне русская поэзия?»

(Заполненная таблица - см. ниже Приложение)

Пушкин «И.И.Пущину»

Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского»

А.А. Блок

Дата написания

1826 г.

1839 г.

1908 г.

Характеристика эпохи и её отражение в стихотворении.Реально- биографический комментарий

Политический застой в обществе. Лермонтов узнаёт о смерти Одоевского,с которым вместе служил на Кавказе.

Поражение революции 1905 г. Разброд в обществе. Разочароние поэта в бывших друзьях.

Жанр стихотворений

Дружеское послание

Элегия

послание

Ключевые слова

Друг, жизнь, мор, душа.горький,безумный, тоска,сердце.

Дом, проклясть, друг, сгнить, год, ворох, рождение, смерть.

Черты лирического героя

Лирический герой испытывает чувство благодарности к другу, радости от встречи. Дружба дарит счастье общения, взаимопонимания.Поддерживает находящегося в заточении друга.

Лирический герой переживает потерю, одиночество, осознаёт бессмысленность существования.

Лирический герой- фигура трагическая, он разочарован в мире,он видит, что его не понимают.

Особенности речи стихотворений

Лексика высокая(дарует. благословил, уединенный,занесенный,огласил,святое провиденье).Использована анафора.

Использует аллитерацию(повторение [ж, ч, з, с], позволивших передать весь спектр негативных чувств, исходящих от друзей. Градация(враждебны, завистливы, глухи, чужды).

Обращения, используемые поэтами..

Мой первый друг, мой друг бесценный

Чувства, выраженные в стихотворении

Благодарность, нежность, искреность,желание вселить надежду в лучшее, поддержать Пущина.

Грусть, трагичность утраты,. одиночество, разочарование в жизни.

Трагичные исповедальные ноты.Разочарованность в дружбе и друзьях.

Использованная литература:

1. Благой Д. Мастерство Пушкина. – М.: Наука, 1995

2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М.: Прогресс, 1994

3. Вырыпаев П.А. Лермонтов: материалы к биографии. - М., 1982

4. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М., 1996

5. Как сердцу высказать себя //Сборник поэзии. – М.: Молодая гвардия,

1991

6.Блок. А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1984.

7.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2006. - С. 172 – 182.


– Помоги написать сочинение «Тема дружбы в русской литературе», просит двоюродный брат. – Я бы тебя не дергал, но в Интернете нет ничего абсолютно.
– Да быть не может! – отмахиваюсь я.
– Второй день ищу, – грустно подтверждает брат, и я, не выдержав, запускаю поисковик в твердой уверенности, что за 20 минут сумею найти для него приличную «рыбу». Время в сети летит незаметно. За окном уже вечер. «Рыбы» нет как нет, зато поставленная проблема встает во весь свой коварный и неразгаданный рост.

С кем и как дружили главные герои классических произведений русской литературы?
Евгений Онегин дружил с Ленским. В результате Ленский был убит. Отец Дубровского дружил с Троекуровым. В результате Троекуров отсудил у него имение. Петруша Гринев сначала подружился с Зуриным, и тот тут же обчистил друга на биллиарде. Потом его другом стал Швабрин... М-да. Про то, чем закончился «искренний союз, связующий Моцарта и Сальери», даже вспоминать не хочется.
Зато как-то сразу вспоминается лермонтовский Печорин, походя плюнувший в душу Максиму Максимовичу и застреливший Грушницкого. Тот, правда, сам хотел его убить, да и дружили они недолго. И вообще Печорин – не показатель, сам ведь проговаривается однажды, что, мол, «к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!»
Надо сказать, очень интересно прочесть эту цитату через много лет после школьного разбора. Нам тогда говорили: «Видите, что делает с людьми капитализм! Есть у них лакеи и деньги, зато к дружбе они неспособны, потому что выстраивают ее по законам социального неравенства!» Помнится, я тогда спросил учительницу: «А как же Максим Максимович-то, живя при капитализме, остался нормальным человеком?» Ответ был потрясающим: «Но у него же лакеев и денег не было!»

Не было, между прочим, их и у Базарова из «Отцов и детей». Однако дружбе его с состоятельным и вполне поначалу готовым играть роль младшего партнера-ученика Аркадием Кирсановым это никак не поспособствовало. «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер, – писал модный литературный критик тех лет Дмитрий Писарев. – У Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов». Как видим, ужасно похоже на Печорина. Вот только «лакеи и деньги» здесь ни при чем.
Но это уже 60-е годы XIX века. Возвращаясь в пушкинские времена, мы встречаем в них грибоедовского Чацкого, одинаково утонченно вышучивающего на балу и врагов, и старых друзей. Встречаем приятелей Бобчинского и Добчинского, сдающих друг друга при первой опасности. Встречаем готовых подружиться с первым встречным Чичиковым Манилова и Ноздрева. Где-то рядом бродят разочаровавшийся в дружбе предприниматель Александр Адуев из «Обыкновенной истории» Гончарова и многочисленные друзья Ильи Ильича Обломова, самый лучший и верный из которых, Штольц, женится на его девушке.

Не приносит отрады и пореформенная литература. Вот, например, подружились в поезде князь Мышкин и купец Рогожин. Даже крестами обменялись. Но встретили потом Настасью Филипповну. В итоге Мышкин оказался в психлечебнице, Рогожин – на каторге, а девушка вообще в морге.
Или вот подружился чеховский доктор Рагин с сумасшедшим Иваном Громовым, да и сам сошел с ума и умер, а его бывшие друзья ему в этом горячо поспособствовали. Складывается такое ощущение, что всех мало-мальски благородных героев Достоевского, Островского, Чехова, Бунина, Куприна в жизни окружают исключительно герои Салтыкова-Щедрина, который, похоже, в дружбу не верил и почти во всех своих произведениях готов был подозревать в ней лицемерие и коррупцию.
Есть, правда, еще заговорщики, правдиво описанные в «Бесах» Достоевского и сочувственно – в романе Горького «Мать». Но это уже совсем другая – «подпольная» – дружба, густо замешанная на крови.
Немалую роль, разумеется, в этой печальной картине играют и законы литературного жанра, согласно которым любое произведение должно содержать в себе конфликт, иначе оно может не заинтересовать читателя. Но все-таки французская литература каким-то образом умудряется и соблюсти этот принцип, и подарить нам «Трех мушкетеров», немецкая – «Трех товарищей», английская – «Троих в лодке, не считая собаки». Какая русская классическая троица вспоминается нам в ответ? Разве что «Три богатыря». И ведь как давно это было!

Но к древнерусской литературе, действительно, стоит присмотреться. Время сохранило совсем немного литературных памятников, но большинство из них раскрывает тему дружбы вполне достойно. И в богатырских былинах, и в «Слове о полку Игореве», и в «Задонщине», несмотря на все конфликты, побеждает все-таки правда, и правда эта никогда не выглядит одинокой. Кирилл и Мефодий, Борис и Глеб, Петр и Феврония, Дмитрий Донской и Владимир Храбрый, Зосима, Савватий и Герман Соловецкие – вот лишь немногие, самые известные литературно-исторические содружества, достойными преемниками которых стали гражданин Минин и князь Пожарский в многочисленных повестях. Большинство летописных князей, даже язычники Олег и Святослав, всегда окружены в своих произведениях верной дружиной, предательство или даже простое равнодушие которой воспринимается как из ряда вон выходящее событие.
Это желание сплотиться и встать вместе во имя правды можно заметить еще в произведениях XVIII века. Простаковым и Скотининым у Фонвизина и его современников противостоят Милон, Правдин и Стародум. Даже Пушкин и Гоголь, спускаясь в предшествующие столетия, рисуют в «Полтаве» и «Тарасе Бульбе» картины совершенно иного отношения к дружбе.

«Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки, – говорит перед битвой Тарас Бульба. – Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе... так любить никто не может!»

Онегин, Печорин или Базаров, услышав такую речь, вероятно, посмеялись бы. Штольц или фон Корен пожали бы плечами. Но Петруша Гринев и Петя Ростов, Максим Максимович и Андрей Болконский, герои «Севастопольских рассказов» Толстого и «Молодой гвардии» Фадеева, наверное, поняли бы старого Тараса.
Жаль, конечно, что в нашей новой и новейшей литературе дружить по-настоящему, кажется, умеют одни только военные. Но ведь и недаром же еще император Александр III произнес на исходе золотого века русской культуры свою грустную крылатую фразу: «У России нет друзей, нашей огромности боятся... У России только два надежных союзника - ее армия и ее флот».
А как хотелось бы, чтобы у нашей страны и, значит, у нас с вами настоящих, надежных друзей было побольше!