Что такое щедрость? Этим вопросом задаются многие люди, желающие заниматься самосовершенствованием. Необходимость делиться с окружающими своей добротой чувствуют многие. Все дело в том, что каждый хочет чувствовать собственную значимость, быть в чем-то замечательным. Некоторые люди прямо-таки испытывают потребность в том, чтобы быть отзывчивым, проявлять неравнодушие. Синонимом щедрости является понятие искренней самоотдачи.

Именно бескорыстное служение на благо других людей способно изменить мир к лучшему. Если бы каждый внимательно относился к тем, кто находится рядом с ним, жить стало бы намного проще и легче.

Самоотдача

Это понятие как раз и базируется на самой идее бескорыстия и подлинного альтруизма. От того, насколько сильно развита самоотдача, люди и могут проявлять себя в жизни с лучшей стороны. Многим современным личностям совершенно невдомек, как это можно отстраниться от собственных интересов и сосредоточиться на заботах об окружающих. Ведь индивидуальные предпочтения и проблемы всегда нам представляются гораздо более обширными и значительными.

Какую-то трудность человек иногда может настолько возвеличить в собственных глазах, что уже не останется места для новых идей и мыслей. Задумываясь над тем, что такое щедрость, нельзя забывать о самоотдаче. Человек, который что-то делает для окружающих, сам становится чуточку счастливее, терпимее, добрее. Его жизнь постепенно наполняется новым смыслом, в ней открываются новые грани.

Забота и покровительство

Полезность

Важная составляющая, без которой ни один человек не может обойтись. Желание быть полезным всегда свидетельствует о широте человеческой натуры. Когда мы кому-то помогаем, появляется особый смысл в жизни. Личность начинает понимать и замечать такие обстоятельства, на которые могла раньше попросту не обратить внимание. Когда чьи-то обстоятельства и переживания вызывают сопереживание, значит, человек не очерствел душой. Находясь в повседневной реальности, чрезвычайно важно замечать, что происходит вокруг. Только тогда личность по-настоящему развивается, а не останавливается на достигнутом результате.

Ведь что такое щедрость? Это прежде всего определенный взгляд на мир, умение абстрагироваться от собственных проблем и повседневных невзгод. Трудности бывают у всех, но не каждый действительно готов принять на себя ответственность за происходящее, сделаться хозяином своей жизни. Человек, неравнодушный к переживаниям других, никогда не отвернется от того, кому на самом деле нужна помощь.

Потребность души

Что такое щедрость? Это естественная потребность души, которая желает творить добро. Многие люди, к сожалению, этого не осознают, а потому пытаются убежать от своей истинной природы. Зацикленность на собственных проблемах часто не дает проявить свои лучшие качества характера, определиться с тем, насколько повседневная жизнь становится однообразной и неинтересной. Потребность души в щедрости не сможет заменить ни одна деятельность. И сколько бы люди не пытались быть важными и значительными, они все равно где-то в глубине себя хотят помогать бескорыстно, с полной самоотдачей. Имея цель помогать нуждающимся, человек действительно открывает внутри себя значимые перспективы, взращивает свой потенциал.

«Аттракцион неслыханной щедрости»

Это меткое выражение многим знакомо из советского кинофильма «Большая перемена». Интуитивно большинство людей понимают, о чем идет речь, когда в речи употребляется данная фраза. Она свидетельствует о неожиданном расточительстве, которое может привести к непредсказуемым последствиям. В некоторых случаях выражение употребляется как подтверждение скромности представленного угощения.

Таким образом, быть щедрым - значит, открыто смотреть на мир, отказавшись от всяческих масок и притворства. Обнаруживая в себе желание проявлять доброту, человек со временем обретает способность радоваться обычным вещам и при этом ценить то хорошее, что присутствует в его жизни. Щедрость нельзя купить ни за какие деньги, потому она представляет собой подлинное богатство души. Если у личности имеется потребность отдавать, значит она на самом деле стремится к подлинному самовыражению.

Какая же она, настоящая душевная щедрость? Как и всё настоящее, она красивая и изобильная. Щедрость-составляющая любви. Ведь настоящая любовь щедра.

Душевная щедрость состоит не только и не столько в том, чтобы делиться с другими своими материальными накоплениями, но и ещё ценностями своей души. Это и долготерпение, и прощение, и бескорыстная помощь.

Мне очень понравилась одна притча про щедрость:

Однажды один персидский царь решил стать щедрым. Он приказал лучшим архитекторам Ирана построить дворец с огромной золотой кладовой с сорока окнами.

Вскоре такой дворец был построен, и королевская кладовая была заполнена золотыми монетами, которые были привезены на повозках в столицу со всей страны.

Когда приказ был выполнен, глашатаи объявили указ короля о том, что с того самого дня он сам через окна будет раздавать золото всем нуждающимся. К дворцу потянулись огромные толпы народа.

Король каждый день подходил к одному из сорока окон, чтобы одаривать каждого страждущего одной золотой монетой. В очередной раз, раздавая милостыню, король приметил одного дервиша, который каждый день брал по золотой монете и уходил.

Король сначала подумал, что, может быть, он берёт их для другого бедняка, который не состоянии прийти сам. Затем, увидев его на следующий день, он снова подумал, что, может быть, этот дервиш одаривает других, следуя принципу тайной щедрости. И каждый день король придумывал ему новое оправдание, пока на сороковой день терпению короля не пришёл конец. Он схватил дервиша за руку и в страшном гневе закричал:

- Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не произнес ни одного слова благодарности и даже ни разу не улыбнулся.

-Ты что же, копишь эти деньги или даешь их в рост?

-Ты только позоришь высокую репутацию заплатанного одеяния.

Как только король замолчал, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, полученные им за сорок дней, и, швырнув их на землю, сказал:

- Знай, о король Ирана, что щедрость только тогда воистину щедрость, когда проявляющий ее соблюдает три условия.

Первое условие - давать, не думая о своей щедрости.

Второе условие - быть терпеливым.

И третье - не питать в душе подозрений.

В метро, в электричках, на городских улицах, чуть ли не на каждом углу мы ежедневно видим нищих, бомжей, калек, кто только не просит подаяния в наши дни. Кто-то из сердобольных прохожих подаёт им деньги, а кто-то равнодушно проходит мимо. Я, в этом смысле, не исключение и не раздаю деньги направо и налево, так как помочь всем страждущим всё-равно не в силах, но это от меня и не требуется.

Да и милостыню сейчас просят не только те, кто действительно нуждается, но и мошенники, для которых попрошайничество - это высокодоходный бизнес.

Однако, хочу рассказать об одном случае, который однажды произошёл со мной. Я возвращалась с работы, когда ко мне на улице подошла прилично одетая пожилая женщина, вся в слезах и попросила меня дать ей денег на проезд, сказав, что у неё из сумочки вытащили все деньги.

Мне стало её жалко, я поверила ей, дала денег, сколько смогла и пошла дальше.

Каково же было моё удивление и негодование, когда на следующий день я опять увидела ту же женщину на том же месте, рассказывающую свою "душещипательную" историю очередной прохожей девушке. Скажу честно, я почувствовала себя обманутой и была возмущена, а первым желанием было подойти и высказать ей всё, что я о ней думаю.

Но второй моей мыслью была мысль: "Бог ей судья. Эти деньги не сделали меня беднее, а её не сделают богаче". Я действительно очень сомневаюсь, что деньги, полученные обманным путём, способны принести счастье.

Чему меня научила эта история - перестать доверять людям, стать более осторожной? Нет. Я не жалею этих денег и если меня попросят помочь, я опять помогу, чем смогу. Я знаю, многие сочтут это слабохарактерностью, но у меня другое мнение. И моя вторая мысль, которая пришла ко мне в тот момент, когда я поняла, что меня обманули, была от Бога: я уверена, что мне был преподан урок щедрости.

Каждый день жизнь учит нас быть щедрыми. Щедрыми в любви к себе, к нашим близким и в отношениях с другими людьми.

Я думаю, если стоишь перед выбором помогать другому человеку или не помогать, то надо принять осознанное решение, если решил помочь-помоги и не позволяй закрасться в душу подозрениям и не жди ничего взамен: это и есть настоящая щедрость, а если сомневаешься - лучше не давай ничего и не помогай совсем.

Семёнова Н.В.

Кафедра русистики


Щедрость широкой русской души

Ключевые слова: язык, лингвокультурный анализ, русское языковое сознание, культурная константа, щедрость, широта, русский характер.


Аннотация: В статье предпринята попытка лингвокультурного анализа важнейшей константы русской культуры – «щедрости». В сопоставлении с родственным концептом «широта» рассматривается ключевая для русской языковой картины мира идея «широкая русская щедрость» по данным «Национального корпуса русского языка».


Беспрецедентный случай щедрости «широкой русской души» произошел на днях в итальянском городке Чинкуале провинции Тоскана. Там компания россиян из четырех человек оставила официанту ресторана чаевые в размере 4,2 тысячи евро, сообщает со ссылкой на итальянскую прессу (), что кажется весьма показательным. Ведь «Корпус» – это электронный ресурс для лингвистов, он ориентирован прежде всего на лингвистическую, а не на политически ангажированную аудиторию, а следовательно, мы можем пользоваться его данными для своего лингвокультурного анализа без какой-либо предвзятости. Все примеры ниже приводятся с указанного выше электронного ресурса.

«Корпус» даёт нам интереснейшие контексты на запрос по словам «широкий» и «широта». Широкими в той смысловой проекции, которая нас интересует, в русской языковой картине мира могут быть: характер, человек, жест; можно вести жизнь на широкую ногу (или руку ) и поставить дело на широкую ногу. Ср.: Жил Эмиль Теодорович на широкую ногу . Все деньги, а зарабатывал он много, тратил легко: одежду шил у самых дорогих портных, обедал в самых шикарных ресторанах, в гостиницах всегда занимал номера люкс. И поэтому порой за два-три дня до получки он оказывался без денег (Юрий Никулин. Жизнь на колёсах (1979)); Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку , хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира (Л. Н. Толстой. Война и мир. Том второй (1867-1869)). Устойчивые сочетания на широкую ногу/руку – довольно распространённые явления в русском языке и качества, описываемые ими, не всегда применимы только к человеку. Сама Россия часто ассоциируется с подобными качествами, которые в данном случае оцениваются уже как резко отрицательные, ср.: Кроме такой типичной для России беды как недофинансирование, есть у нашего водоснабжения и другие национальные признаки. Например, использование питьевой воды в хозяйстве. Это своего рода русский парадокс. Во всем остальном цивилизованном мире существует вода техническая и питьевая, различающаяся и качеством, и ценой. Россия живет на широкую ногу и с водой не мелочится. Экономия воды тоже у нас не в чести, льем питьевую воду почем зря и в унитазы, и в ванны, и на огороды (Елена Налимова. Город без воды (2003) // «Богатей» (Саратов), 2003.10.02)).

Однако, как свидетельствуют данные «Корпуса», более частотными являются сочетания с «широтой» и «широким», включающие в качестве опорного компонента слово душа. В этом случае «широта» рассматривается исключительно как положительное свойство и способность русского человека: широкая душа, человек широкой души, широта души. Например: Не забуду, например, даже такого случая в один из первых дней посещения института в 1942 году. Преподаватель истории партии Слава Владимировна Щирина, поинтересовавшись, есть ли у меня продовольственные карточки и где я питаюсь (о, в то время это был самый первостепенный вопрос!), и узнав о моей неустроенности, тут же достала из служебного шкафа белый батон и отрезала половину. Вряд ли кто сейчас поймет, особенно из молодых, какой это был поступок, какая щедрость, какая широта души! (Виктор Розов. Удивление перед жизнью (1960-2000)). При этом оказывается, что очень часто именно в таком контексте широта соседствует с щедростью, как в предыдущем примере и в следующих: Есть великие произведения искусства, которые олицетворяют лучшие национальные черты своего народа, несут в себе идеи высокого гуманизма и народности, поспевают его ум, богатство, широту и щедрость души . К таким произведениям в жанре оперы в русском музыкальном искусстве по праву принадлежит шедевр М. Глинки – его первая опера «Иван Сусанин» (Марк Эрмлер. К возобновлению спектакля (1985)); Проза Ф. Абрамова вместила в себя очень много. Она и о наших корнях, истоках, вере, надежде, и, конечно же, о любви – настоящей, жертвенной, всепобеждающей; о «братьях и сестрах», об удивительных русских женщинах, их простоте, мудрости, щедрости души и величии («Ламбушка» – IV международный театральный фестиваль камерных театров (2003) // «Театральная жизнь», 2003.05.26)).

Впрочем, не только в контексте широкой души мы встречаем щедрость. «Национальный корпус русского языка» даёт примеры устойчивой сопряжённости щедрости в текстуальном пространстве со всеми возможными смысловыми вариациями на тему русской широты , ср. например: Всем , кто имел надобность в его покровительстве, не отказывал в нем; если кому помогал, то делал это широкою рукой и вообще был щедр . Все у него было грандиозно: и дом в Петербурге, и прием императрицы Елисаветы Алексеевны в подмосковной, Ильинском, и петербургские вечера его, которые удостоивали своим присутствием некоторые члены императорской фамилии (И. И. Лажечников. Несколько заметок и воспоминаний по поводу статьи «Материалы для биографии А.П.Ермолова» (1864)); Но за час до открытия умением Федоровского и его колдовством все непостижимым образом вставало на свои места! Каждый его приезд в Москву превращался для нас – независимо от времени года ― в праздник Рождества. Мы соотносили Натана с Дедом Морозом, ибо он неизменно являлся с мешком подарков, которым нагружала его Галя. Широта , щедрость , безоглядность были для него органичны, и немецкая расчетливость ему не пристала. Не счесть людей, оказавшихся на чужбине, которым помог Натан в трудную для них пору… (Василий Катанян. Прикосновение к идолам (1998))

Отметим, что для русской культуры щедрость является не менее важным понятием, чем широта. Сами русские люди достаточно отчётливо осознают свою склонность к щедрому поведению и считают её своей традиционной чертой. В связи с этим достаточно упомянуть устоявшиеся уже выражения, такие, как щедрая душа (ср. знаменитый брэнд компании Nestle: Россия – щедрая душа! ), дать что-л. щедрой рукой, щедрое сердце и т.п. Человек, который может быть в назван в русском социуме щедрым , – это тот, кто охотно тратится на других, не скупой (Ожегов, 1982), т.е. человек, легко и свободно отдающий все или часть своего имущества другому, а потому чаще всего ассоциирующийся с дарителем подарков. Предрасположенность к щедрости как способности дарить подарки устойчивоотражает обыденное русское сознание. Так, именно с щедростью в XIX веке воспринималось дарение подарков. Канун Нового года назывался щедрец или щедрый (Васильев) вечер (Даль 1989). Существовал даже особый глагол щедровать , который означал «ходить в Васильев вечер (канун нового года) ватагами по домам, с песнями, поздравляя, желая всякого добра, и собирая за это подачку, более съестным; что в Рождественский сочельник; колядовать, а песни-калядки также называли щедровками . Тех же, кто щедровал , называли щедрованцами ».

В. Даль, определяя значение слова щедрый, писал, что это прежде всего милостивый, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни, пособий (Даль 1989). Заметим, что благотворительная деятельность русских купцов, известная даже за пределами России, закрепилась в русском языке в словосочетании купеческая щедрость . А Владимир Соловьев охарактеризовал щедрость как искони присущую русскому человеку черту так: «Щедрость по внешним проявлениям совпадает с великодушием и бескорыстием , но имеет другую внутреннюю основу – альтруистическую. Добродетельно-щедрый человек есть тот, который из справедливости или человеколюбия делится своим имуществом с другими (ибо, поскольку он делает это из тщеславия или из высокомерия, тут нет добродетели). Но при этом такой человек может быть даже до скупости привязан к тому имуществу, которое он раздает, и в таком случае его нельзя, строго говоря, назвать бескорыстным; следует только сказать, что в нем альтруистическая добродетель щедрости побеждает порок корыстолюбия» (В. С. Соловьев. Оправдание добра (1894-1899)).

Итак, мы с полным основанием можем сказать, что щедрость закреплена в русском сознании в виде особой ментальной единицы – особой культурной константы, которая напрямую соотносится с широтой, милосердием и великодушием. Культурологи, однако, дополняют это «концептуальный ряд» и говорят, что щедрость связана также и с религиозностью , соборностью и отзывчивостью . При этом наиболее важной считается тесная связь с родственным концептом милосердие , поскольку она четко указывает на соблюдение свято чтящейся в православии, пронизывающем всю русскую культуру, заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя». Православным русским человеком щедрость воспринимается исключительно как высшая форма проявления милосердия, любви к ближнему (Довлец, 2008).

Анализ данных, предоставляемых исследователю русской языковой картины «Национальным корпусом русского языка», позволяет дополнить указанные выше характеристики.

Итак, по мнению русских, щедрость , безусловно, является свойством человека, а не чертой.

При этом, она часто рассматривается как свойство человека, имеющего свою «географию». Ср. типичную сочетаемость слова «щедрость» с такими определениями, как восточная, кавказская, северная, южная. Например: Явление грузовиков с кочанами вызвало огромное воодушевление в рядах стосковавшегося по работе персонала базы. Но Тимур Багратович с кавказской щедростью уступил право первого грузовика нам (Михаил Тарасенко, Игорь Мартынов. Капуста молодости нашей (1997) // «Столица», 1997.10.13); Он провел Баклакова в кладовку. В кладовке валялись цветные ватные одеяла, раскладушки, примусы, чайники. – Беры! – с восточной щедростью сказал человек и закрыл глаза, демонстрируя высшую степень доверия (Олег Куваев. Территория (1970-1975). В это ряд совершенно органично вписывается и русская щедрость: Насколько нам известно, кучер не дурак выпить. Угостите его с русской щедростью, и он не сможет держать вожжи (Борис Васильев. Были и небыли. Книга 1 (1988)), а также сочетания по-русски щедро: Мне понравилась в Шолохове простота необычайная в обхождении, естественное и простое исполнение обязанностей хозяина хлебосольного, уверенное дирижирование разговором. Стол был по -русски щедро завален едой, и все так вкусно, что я давно не едал ни такого поросенка, ни огурчиков, ни рыбца, ни холодца (Владимир Чивилихин. «Моя мечта -- стать писателем», из дневников 1941-1974гг. (2002) // «Наш современник», 2002.06.15)). Как видим, русский человек предпочитает приписывать свойство быть щедрым преимущественно восточным – в географическом смысле – людям. Только единичными примерами представлена иная «география»: так, ни разу не выдал «Корпус» пример на сочетаемость с лексемой западная, но национально идентифицировал проявления щедрости фламандской и голландской : Один унизительный случай особенно цепко вклещился в память. Он связан с катком «Динамо», уже упоминавшимся выше. Каким-то чудом его серебряное блюдо уместилось в густотище застроенного-перезастроенного центра Москвы. Здесь дом лезет на дом, не найдешь свободного пятачка: между помойкой и гаражом встроен крольчатник, рядом чистильщик сапог развесил макароны шнурков и насмердил сладкой гуталиновой вонью, вгнездился в какую-то нишу кепочник, а на него напирает электросварщик, обладатель слепящей искры, сараи, подстанции, всевозможные мастерские теснят друг дружку, толкаясь локтями, и вдруг город расступается и с голландской щедростью дарит своим гражданам чистое пространство льда. (Юрий Нагибин. Тьма в конце туннеля (1994)). В целом же, русский человек не приписывает свойство быть щедрым Западу. Если «Национальный корпус» и выдаёт контексты с Западной «маркировкой», то только в том случае, когда проявляет иронию, например: Мы можем получить доступ в Среднюю Азию. Не на Украину, Белоруссию, Молдавию, не на Кавказ – словом, не в СНГ, на который размахнулся Чубайс со своим «либеральным империализмом», и тем более не в Прибалтику – туда нас политически никто не пустит, тут США и Европа, несмотря на все свои разногласия, будут едины. А вот в Среднюю Азию – пожалуйста» («Завтра», № 42, 2003). Думаю, Делягин переоценивает щедрость Запада . В Средней Азии, как и повсюду на постсоветском пространстве, Россия сталкивается с жесткой конкуренцией. Лакомые куски собственности расхватывают иностранцы. Скуплена наиболее перспективная экономика региона – казахская (Александр Казинцев. Путь Филиппа (2004) // «Наш современник», 2004.06.15).

Русская щедрость имеет широкие пространственные параметры. Она может быть бесконечной , безграничной , беспредельной, ср.: Вот такая была у нас с ним работа. Но всегда самого труда было гораздо меньше, чем общения. Он расточал его с бесконечной щедростью (Алексей Вульфов. Теперь лишь вспоминать (2003) // «Наш современник», 2003.12.1)). Но в то же время русский человек полагает, что она «всё-таки должна иметь границы», потому что если она не «имеет пределов», то она бывает опасной : Мало того, что Иоганн сам отказался участвовать в боевой операции, – он потребовал, чтобы Зубов освободил от нее и поляка Ярослава Чижевского, которого тот просто обожал за все те качества, какими, кстати сказать, и его самого со столь опасной щедростью наградила природа . (Вадим Кожевников. Щит и меч. Книга вторая (1968)). Интересно, что русское языковое сознание измеряет щедрость не только по горизонтали по принципу «широты», но и по вертикали – по принципу «глубины», ср. такое выражение, как глубина его щедрости.

Заметим, что пространственные характеристики, устойчиво ассоциируемые русским языковым сознанием со щедростью , отчетливо обнаруживают себя в приписывании свойства «быть щедрым» родным просторам: в качестве «обладателя» этого свойства могут выступать земля-матушка, степь и под. Например: Крестьянские будни на юге даже потруднее, чем в средней полосе страны. Однако красота и щедрость степи с криками журавлей, буйством весеннего цветения и осенним урожайным изобилием пробуждает беспокойную жажду творчества, развивает в человеке эстетические чувства (Машкаринские миниатюры (2004) // «Народное творчество», 2004.06.21)).

Вообще, русский человек, которому, по наблюдениям многих иностранцев, абсолютно не свойственно соблюдать чувство меры и придерживаться «золотой середины» в проявлении своих чувств и эмоций, постоянно «превышает норму» и в проявлении своей способности к щедрости . По отношению к норме и мере щедрость может быть таковой:

Обычной – необычной, маленькой – большой, наибольшей, безмерной – чрезмерной, царственной. Причем у нее обнаруживаются такие характеристики, как:

а) «эксклюзивность»: феноменальная, особая, особенная, редкая ныне, удивительная, небывалая, невероятная, неслыханная: Выйдя из палатки, Андрейка сделал широкий жест и заявил: – Айда стрелять из «монтекристов»! Я угощаю. Это была неслыханная щедрость , и мальчики благоговейно проследовали в импровизированный тир, где каждый получил на мгновение блаженного обладания настоящее ружье и по пять драгоценных пулек (Ирина Ратушинская. Одесситы (1998)).

в) «адмиративность»: неожиданная, внезапная. Например: Мы благодарны ему за его школу. Мы познали премудрости кочевой цирковой жизни. Мы научились серьезно и бережно относиться к каждому найденному смешному трюку, умению использовать его в нужный момент. В Карандаше легко уживались мягкость и твердость характера, бережливость и неожиданная щедрость (Юрий Никулин. Как я стал клоуном (1979)).

г) «неконтролируемость и нерациональность»: безоглядная, безудержная, безрассудная, необузданная: Лиля Юрьевна с первых же минут почувствовала его индивидуальность, а через час поняла, что он живет в обществе, игнорируя его законы. Ей импонировали его раскованность, юмор, спонтанность и безоглядная щедрость – словом, его очарование. (Василий Катанян. Лиля Брик. Жизнь (1999)). Иррациональность часто выводит щедрость за пределы реального мира, и она становится нечеловеческой, рождественской, сказочной, неземной. Например: Я тороплюсь уйти. Я, можно сказать, бегу… Потому что не хочу слышать от нее свои мысли. Почему так все носятся с какой-то нечеловеческой щедростью русских? По части последней рубахи, куска хлеба, чтоб одну со страстью сорвать с себя, а другой дать откусить по самые пальцы, – нет нам равных (Галина Щербакова. Косточка авокадо (1994)).

Следующие важные характеристики русской щедрости – это ее отношение к красоте: она может бытьвосхитительной, дивной, прекрасной; квалификация по социальному статусу: царская, вельможная, купеческая, барская, нищих ; отношение к «истине/лжи»: истинная – ложная.

Нетрудно заметить, что противоречивость и нерациональность русского характера довольно прозрачно отражаются языком: характеризуя свою щедрость, русский человек часто мыслит «полярными» понятиями, что легко передается антонимичными парами: обычная – необычная, маленькая – большая, истинная – ложная.

Отметим, что русскаящедрость обладает исключительной акциональностью , а акциональность, как известно,обязательно предполагает временную квантификацию, потому щедрость в сознании русских бывает постоянной, спорадической, даже ситуативной или проявляется в виде приступов (приступы щедрости). Но в любом случае она воспринимается как активное действующее начало – субъект действия: она может просто проявиться, подействовать (на меня подействовала его щедрость) , накатить (Не хочешь платить – не надо, бери так. Ты, я вижу, не веришь. Представь, дарю! Накатила щедрость ... (Владимир Дудинцев. Белые одежды / Вторая часть (1987)) или даже обезоружить, а может выступить и в «адмиративном ключе» – потрясти, поразить или удивить. При этом щедрости свойственно быть и каузатором, инициатором другого действия: она может заставить (задуматься, ответить чем-л.). В то же время, не проявляя себя как агенс, она просто украшает.

Однако щедрость – это часто и объект действия: ведь ее оценивают, ее проявляют, ею можно воспользоваться или козырнуть , ею можно щеголять и злоупотреблять. Причем это такой объект, который обладает исключительно положительными качествами, потому что ее ценят, за нее благодарят, вознаграждают и бывают благодарны. Например: Нет , я вам буду позировать столько, сколько вам будет нужно. Я вижу, как хорошо получается, уверен в результате, и мы с вами непременно доведем дело до конца. – О, спасибо! Я ценю и вашу щедрость , и доверие ко мне (Зоя Масленикова. Разговоры с Пастернаком (2001)). В ней бывают уверены и на неё рассчитывают, ср.: Но слово – своеобразный продукт. Как правило, он и скоропортящийся и срок годности у него ограниченный. Производитель такого продукта вправе рассчитывать на щедрость , однако не должен гипертрофировать свое значение во вселенной. Хороший писатель или философ это всегда лицо историческое, ушедшее из этого мира хотя бы сто лет тому назад (Леонид Зорин. Юпитер (2001) // «Знамя», 2002)).

Щедрость воспринимается русским человеком обычно в положительном контексте, т.е. в контексте внимания, гостеприимства, хлебосольства, обаяния, доброты, отваги, красоты, благородства, великодушия, благочестия, бескорыстия, человеколюбия, чуткости, любви и т.д. Совершенно естественно, что «Национальный корпус» пестрит примерами, в которых лексема щедрость представлена в одном сочинительном ряду с приведенными выше. Таким образом, мы можем констатировать, что щедрость в русском языковом сознании имеет высокую положительную оценку на шкале аксиологичности. Ср.: Нравственная шкала всех народов и во все времена определяется способностью человека любить: добро – все то, что идет от любви (щедрость , самопожертвование, милосердие, бескорыстие), зло – все то, что противостоит любви (эгоизм, скупость, жестокость, трусость) (Армен Зурабов. Возвращение к будущему (1999) // «Дружба народов», 1999.04.15)). Попутно отметим, что в исключительно положительном ракурсе всегда отмечали щедрость русских и иностранцы, даже если это свойство проявлялось в экстремальных ситуациях, ср.: Самый город был разрушен французами довольно основательно перед их уходом оттуда в крепость, но все же русские моряки проводили здесь в течение своей долгой стоянки время довольно хорошо. Греки и итальянцы быстро сошлись с русскими. «…Пустыня с развалинами преобразилась в веселое обиталище; все оживотворилось… и никто не помышлял о недостатках, им претерпеваемых. Надобно признаться, что одним только русским предоставлено творить подобные чудеса: щедрость их, гибкость в обхождении, расположение к удовольствиям всякого рола и легкость, с коею научаются они чужестранным языкам, сближают их скоро со всеми народами (Е. В. Тарле. Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798-1800) (1948)).

Однако, высоко оценивая само свойство «быть щедрым», русский человек считает, что щедрость не всегда имеет благие последствия , потому что может обернуться жадностью, мелочностью, расточительством, растратой. И тогда русский человек гадает, щедрость это или пижонство, непозволительное удовольствие, излишняя роскошь или ненужная пышность. Ср.: Я люблю щедрость и тоже был щедрым, когда мог позволить себе такое удовольствие и роскошь . Смогу ли ещё? (Владимир Голяховский. Русский доктор в Америке (1984-2001)); Откуда такая щедрость ? Неужели область может позволить такую роскошь – разбрасываться миллионами? Нет, конечно. Налицо отсутствие определенной разумной государственной политики (Олег Ратников. Коррозия мышления (2003) // «Восточно-Сибирская правда» (Иркутск), 2003.06.19)); Долги, конечно, надо отдавать, а вот излишняя щедрость будет неуместна (Напрасные советы (2002) // «Домовой», 2002.12.04)); Наша щедрость до дури непринужденно перерастает в такую копеечность, что для описания ее требуется особый случай (Галина Щербакова. Армия любовников (1997)).

Добавим, что щедрость в русской языковой картине мира имеет ярко выраженный «антропометрический параметр»: конечно, русская щедрость всегда идёт от души и от сердца. Потому-то очень часто русский человек, если хочет в самом положительном ракурсе представить кого-то очень ему дорогого, то обязательно представит уникальные для себя определение «от души» и «от (всего) сердца» в одном ряду с квалификативами типа щедро: Особенно часто я вспоминаю маму. Она была чудесным человеком, добрым, отзывчивым, к ней люди шли выплакать свою беду, посоветоваться, и она всем помогала, сочувствовала, жалела. А еще она была необычайно одаренным человеком, прирожденной артисткой, могла кого угодно скопировать, особенно детей, тонко подмечая и передавая суть характера, умела хорошо петь, плясать и всё делала от души, щедро, ярко, широко (Виктор Токарев. Мы старались дать зрителям надежду (2004) // «Театральная жизнь», 2004.02.23)). Совершенно этноспецифичным следует признать уже практически устойчивые сочетания типа душевная щедрость, сердечная щедрость. Для русского человека это – наивысшая похвала. Ср.: Ушел из жизни человек большой и чистой души, неизмеримой любви и доброты. Скромный, честный, умный, он покорял всех людей, окружающих его, своим человеколюбием, душевной щедростью и порядочность . (Он любил жизнь во всех ее проявлениях (2004) // «Мясная индустрия», 2004.06.21)); «А сколько было замыслов! ― они уже никем не будут осуществлены; эти книги мог написать только он, с его яркой человеческой талантливостью, с его обширными знаниями и объединяющим мышлением, с его суровым и страстным темпераментом борца за чистоту отечественной культуры, за цельность народной души, с его сердечной щедростью и добротой… (Если бы Юрий Селезнев был с нами... (2004) // «Наш современник», 2004.06.15)).

Материальный достаток для русского человека, желающего проявить своё свойство к щедрости, не играет роли. Более того, по-настоящему считается тот щедрым, кто отдаёт всё и даже – непонятно откуда беря – больше. Ср.: РУССКИЕ всегда отличались широтой души и щедростью , несопоставимой с их доходами. Так, в 1950 году к семидесятилетию Сталина была организована выставка подарков «отцу народов». В фондах насчитывалось 127 823 подарка. Среди них были уникальные изделия: ковер, в создании которого участвовали 18 тысяч женщин Словакии, автомобили «Шкода», «Минор», «Альфа-Ромео», ваза из клыка мамонта, над которой китайский мастер работал более 9 лет, письмо жителей Дели на рисовом зерне, состоящее из 182 знаков (Максим Шлегель и др. Презент для президента (2001) // «Аргументы и факты», 2001.06.06)).

Таковы основные характеристики и параметры щедрости в том её виде, в котором осознает её современный русский человек. Всегда ли они были таковы? Если мы обратимся к истории самого слова и понятия, то мы обнаружим слово щедрость – довольно позднее новооборазование. На это указывает хотя бы отвлеченный суффикс –ость. Семантическим «прародителем» щедрости является лексема щедрó та (или чаще щедрó ты), фиксируемая старославянскими и древнерусскими словарями не позже XI в. и имеющая значение милосердие, сострадании, милость (Старославянский словарь, 1958)). Щедрым в славянском мире вообще-то воспринимался человек милосердный и милостивый, способный к состраданию. Свойство щедрого человека быть дарителем подарков, выносимое современными толкователями на первое место, – «приобретение» довольно позднее и, по мнению некоторых исследователей, связанное с прагматическим влиянием западного сознания, начавшимся с петровских реформ XVIII в.

Этимологические словари дают нам еще более интересную картину: оказывается, что индоевропейской базой слова является корень *(s)k(h)ed- «раскалывать на мелкие куски», «расщеплять» (Черных, 2006). Тот же корень в более «чистом виде» мы наблюдаем в антониме скудный , в связи с чем, например, П.Я. Черных, полагает, что «значения “щедрый” и “скудный” развились из старшего значения “раскалываться”, “расщепляться”, “разбиваться на куски”, а значит, и “оскудевать”, “быть скудным”» (Черных, 2006, с. 431). Но это история слова. Какова же история понятия, стоящего за этим словом?

Здесь мы должны признать, что сам концепт входил в русскую культуру с ярко выраженной христианской коннотацией. Щедрó та, щедрó ты – вообще-то изначально признавались исключительно Божественными атрибутами. Если мы обратимся к древним восточнославянским текстам, а они по большей части дадут нам образцы церковнославянского языка, то мы обнаружим, что ни щедрó та, ни щедрó ты практически никогда не встречаются в контексте «человеческого», «мирского». Щедрó ты, более часто употребляемая лексема, всегда свидетельствует о проявлении Божественного в мирской жизни. Если же речь шла о свойствах человека, то в том же контексте, где современный русский употребил бы слово щедрый, щедрость восточный славянин скорее поставил бы милостыню, милость или (реже) благостыню. Все эти слова являлись синонимами и подпадали под семантическую область «проявление милосердия Богом или человеком». И только одно слово, а именно щедрó ты отличалось тем, что указывало на милосердие Господа. Именно потому щедрó ты, в отличие от современной щедрости , никогда не имеют отрицательных определений: они не могут быть ни излишними, ни избыточными , ни чрезмерными. Но они беспредельны и безграничны, они не могут скончаться, так как они непомерно богаты. Щедрó ты никак не квантифицируются, потому что их многое множество не может быть исчерпано, и Бог непостижим именно в Его щедрó тах.

Богословы утверждают, что щедрó ты – это внешние выражения Божественной любви к человеку в ниспослании ему материальных благ (Клименко, 2004). Человек, не способный прочувствовать глубоко Божественную любовь, все-таки может ощутить её присутствие через материальное проявление, каковым и являются щедрó ты. Интересно, что современный русский человек интуитивно чувствует эту особенность древнего славянского мировосприятия, отражая её в удивительных словосочетаниях душевная щедрость как внутреннее свойство (ведь душу можно только почувствовать, её нельзя увидеть) и скупость чувств как внешнее проявление (чувства всегда выражаются в мимике, жестах и импульсивных действиях).

Думается, что русская щедрость своё современное толкование через пространственные параметры, а именно через широту, беспредельность и безграничность, естественно восприняло от лексемы щедрó ты. Сохраняет щедрость и этимологическую связь с богатством и множеством. Однако «нововведением» в толкование проявления щедрости как свойства, безусловно, является проекция на последствия. Щедрó ты как атрибут Бога такой проекции не имели: Господь раздает их постоянно и как истинный Человеколюбец не заботится о последствиях. Человек же в своём подражании Божественному человеколюбию, наоборот, очень часто о них задумывается, а потому способен оценивать щедрость и в негативном плане как расточительную, ненужную, безрассудную. Еще одно отличие современного понимания проявления щедрости – это её временная квантификация: щедрó ты постоянны и непрерывны, они беспрерывно изливаются (метафора воды, кстати, самая распространенная в определении щедрó т); щедрость же, как указывалось выше, может оцениваться как спорадическая и ситуативная. Однако самое яркое различие славянских щедрó т и русской щедрости заключается в том, что щедрость ассоциируется современным русским человеком почти исключительно с дарением и получением не даров, а подарков . Дар как явление духовного мира, согласно современным толкованиям, сохраняет свою высокую коннотацию, а подарок нет: это прежде всего вещь, которую дарят, подарили (Ожегов, 1982).

И всё же, как представляется, русский человек потому вполне оправданно приписывает себе щедрость в качестве одного из главных национальных свойств, что в своем мировосприятии он во многом сохраняет исконные славянские смыслы древних щедрó т. При этом подчеркнём, что, конечно же, русский человек не претендует на то, что быть щедрым способен только он, и «Национальный корпус русского языка» прекрасно это демонстрирует: ведь в его составе встречаются сочетания и восточная щедрость, и грузинская щедрость, и фламандская, и голландская и т.д. Гораздо важнее для русского национального сознания оказывается другой акцент: щедрость русский по-прежнему воспринимает как исключительно положительное свойство любого хорошего, по его мнению, человека, другое дело, что громадный размах и широту этого свойства он всё же оставляет за собой, причём и сам осознаёт, что щедрость широкой русской души нередко имеет мало понятные самому себе да и остальному миру последствия.

Литература


1. БЕРДЯЕВ Н.С. Судьба России




Семёнова Наталья Владимировна, Россия

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

lektorka ruského jazyka, katedrf rusistika FF UKF v Nitre

e-mail: [email protected]


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Неизмерима и полна прекрасных качеств и глубин. По жизни встречаются нам разные люди по характеру, мнению и поведенческим факторам. Существует ряд человеческих качеств, так называемых от Бога. К ним можно отнести щедрость. И тут становится интересно, что такое щедрость?

Определение понятия

На вопрос о том, что такое щедрость, сложно ответить двумя словами. растяжимое и дополняемое всё новыми и новыми примерами, расширяющими значение этого слова. Но в первую очередь это можно сказать, доброе. Итак, ответим поконкретнее на вопрос о том, что такое щедрость. Это свойство человека одаривать любовью, вниманием, материальными благами, делиться в нужде с ближним, не требуя ничего взамен.

Щедрость души - признак глубокой нравственности человека, добродушия и проявление доброты в неограниченных масштабах и количестве с исключением ожиданий обратного действия. Встречали вы щедрых людей? Если да, то наверняка заметили, какое тепло идёт от них, какое удовольствие получаешь от минимального общения с щедрым человеком. Согласитесь, что они достойны максимального уважения и заслуживают признательности. Не зря о щедром человеке говорят как о великодушном.

Значение в социуме

Наше общество имеет достаточно сложный аппарат управления и взаимоотношений. Но и среди будничных корыстных отношений присутствует благотворительность, которую тоже относят к людской щедрости. На самом деле в жизни каждого человека случаются ситуации, с которыми он сам не в силах справится. И тут на помощь приходят родные и близкие. Но, увы, опыт показывает, что как раз помощь от близких обусловлена ожиданием ответных действий, как минимум постоянной благодарности. Не исключён и другой ход событий, когда человек от чистого сердца, желая добра, отдаёт часть своего времени или средств. В первом случае взносы в благотворительные фонды наиболее близки к понятию "щедрость".

Второй пример - тоже проявление великодушия. Очень важно присутствие в обществе щедрых людей. Они - будто ключики к Богу. Представьте себе: социум полон скупых и корыстных людей. Разве будет приветствоваться в нём помощь всем миром покалеченному человеку в приобретении необходимых лекарств или средств передвижения? Ответ очевиден, ведь это общество ничего с этого благого дела не получит, что особо важно для людей с ограниченными возможностями. Такой человек останется наедине со своими страданиями и беспомощностью, и неизвестно, сколько ещё проживёт. А на малодушных, скупых, ну или просто равнодушных (что не менее плохо) это скажется по-своему. Поэтому важное значение имеет существование щедрости в сердцах членов социума.

Заблуждения в понятии

Очень часто к щедрости относят взаимопомощь и пожертвования. Чаще всего пожертвования делаются для искупления своих грехов, поэтому указанные понятия несопоставимы, ведь и здесь присутствует выгода. Знайте, что настоящая невиданная щедрость - золотая жила души, которая не исчерпывается в своих деяниях. Не думайте, что если вы отдали всё, то останетесь нищим. Да, возможно, материально, но не духовно. Духовные запасы с каждым щедрым поступком пополняются. Человек богатый душой не нуждается в куче денег. А это значит, что щедрая душа славится не только отдачей, но и малым потреблением.

Щедрость - голос доброты

Сложно судить о том, что такое щедрость, и полноценно раскрыть суть этого понятия. Но вполне ясно то, что это прекрасная черта и доброты, присутствие Бога в нас. Само слово есть на разных языках, что говорит о многовековом существовании этого качества в людях. Развивайте свой духовный потенциал и будьте щедрыми!

Человек должен быть щедрым, независимо от состояния

Нужна ли душевная щедрость, это благословение души или тяжкий груз? Ведь если раздавать свое добро направо и налево, сам останешься ни с чем... так считает большинство. С другой стороны, мы знаем правило: чем больше отдаешь, тем больше получаешь от Вселенной. Как же найти ту золотую середину, естественный баланс, при котором твоя щедрость не обернется против тебя самого?

Наверное каждый сталкивался с парадоксом: поможешь человеку, а в ответ никакой благодарности, еще и врагом ему становишься или он начинает даже смеяться над тобой, считая себя умнее.

Раньше подобные неприятности доставляли мне много страданий: по душевному складу я очень щедрый человек, люблю помогать другим. Однако в большинстве случаев после того, как потратишь свое время, силы на помощь другим, на взаимную поддержку рассчитывать не приходится.

Нужна ли нам душевная щедрость?

Могу уверенно ответить на этот вопрос: конечно! Закон Вселенной состоит в том, что все стремится к изобилию. Человек не исключение. Невозможно удержать все при себе, заработать все богатства, покорить все вершины. Даже головокружительный хочется с кем-то разделить.

Жадность приводит к бедности

Делиться с другими своим добром, имуществом, деньгами - это естественно для человека. Чтобы после не было негативных эмоций, помните о простых правилах:

  1. Дар с вашей стороны не должен к чему-то обязывать другого. Иначе это будет не бескорыстный подарок, а завуалированная попытка получить что-то взамен;
  2. Щедрость это искреннее желание делиться, дарить, она должна исходить от души и . Если отдавая что-то, вы уже жалеете об этом, лучше ничего не дарите;
  3. Делая добро, радуйтесь тому, что помогли другому. Это ваша награда. Помните, что Вселенная найдет способ помочь, когда придет нужда;
  4. Оказывая помощь и поддержку другим, делайте это бескорыстно, не для показухи или повышения репутации. Будьте искренними!

Такая неподдельная щедрость делает человека счастливым, к нему тянутся люди - в конечном итоге это приносит определенную пользу.