Шум - случайное сочетание звуков различной интенсивности и частоты; мешающий, нежелательный звук. Различают источники шума естественного и техногенного происхождения.

Шум в городской среде и жилых зданиях создается транспортными средствами, промышленным оборудованием, санитарно-техническими установками. На городских магистралях и в прилегающих к ним зонах уровни звука могут достигать 70...80 дБА, а в отдельных случаях 90 дБА и более. В районе аэропортов уровни звука еще выше.

Шумы, в особенности техногенного происхождения, вредно воздействуют на организм человека. Степень вредного воздействия шума зависит от его интенсивности, спектрального состава, времени воздействия, местонахождения человека, характера выполняемой им работы и индивидуальных особенностей человека.

Техногенные шумы часто представляют собой смесь случайных и периодических колебаний. К источникам шума техногенного происхождения относятся все применяемые в современной технике механизмы, оборудование и транспорт, которые создают значительное шумовое загрязнение окружающей среды.

Техногенный шумовой фон создается источниками, находящимися в постройках, сооружениях, зданиях и на территории между ними.

Источниками излучения шума в окружающую среду являются автомобили, самолеты, суда, строительные машины и установки, пневмоинструмент, воздухозаборные шахты, компрессоры, трамваи, троллейбусы и т.д. Шум, в основном, возникает в результате совершения работы или движения.

Классификация шумов. В зависимости от среды, в которой распространяется звук, условно различают структурные, или корпусные, и воздушные шумы. Структурные шумы возникают при непосредственном контакте колеблющегося тела с частями машин, их корпусом, трубопроводами, фундаментами, строительными конструкциями и т.д. Колебательная энергия, сообщаемая источником шума жестко связанным с ним предметам (в зависимости от формы связи и их линейных размеров), распространяется по ним в виде продольных или поперечных волн (или тех и других одновременно). Колеблющиеся поверхности, приводя в колебание прилегающие к ним частицы воздуха, образуют звуковые волны. Если источник не связан с какими-либо конструкциями, то шум, излучаемый им в воздух, называется воздушным.

Чтобы представить, в какой области слухового восприятия находятся окружающие человека звуки, рассмотрим табл. 5.2. При этом следует помнить, что снижение (увеличение) уровня звука (УЗ) на 5 дБА означает снижение (увеличение) воспринимаемой слухом субъективной громкости в 1,5 раза, на 10 дБА - в 2 раза, 15 дБА - в 3 раза, 20 дБА - в 4 раза и т.д.

Источниками шумов техногенного происхождения являются рельсовый, водный, авиационный и колесный транспорт, техническое оборудование промышленных и бытовых объектов, вентиляционные установки, санитарно-техническое оборудование, теплоэнергетические системы, электромеханические устройства, газотурбокомпрессоры, электротехнические приборы и оборудование, аэрогазодинамические установки и т.п.

Таблица 5.2. Шум и "звук", которые нас окружают

Источник шума, его месторасположение

Уровень звука, дБА

Расстояние, на котором измерен источник, м

Шепот листвы при полном безветрии

Тихая сельская местность

Обычный разговор в комнате

Салон комфортабельного автомобиля

Легковой малошумный автомобиль

Скоростной поезд

Звон будильника

Оживленная магистраль

Механический цех

Отбойный молоток, ПКС

Симфонический оркестр

Обитаемое отделение танка

Взлет реактивного самолета

Взлет ракеты

Характер шума зависит от вида источника. Техногенные шумы по физической природе происхождения подразделяют на следующие группы:

механические, возникающие при взаимодействии различных деталей в механизмах (одиночные или периодические удары, возникающие при некоторых технологических процессах, например при ковке, штамповке, клепке), в результате движения отдельных деталей и узлов машин или механизмов с неуравновешенными массами, особенно сильный в неисправных системах, а также при вибрациях поверхностей устройств, машин, оборудования и т.п.;

электромагнитные, возникающие вследствие колебаний деталей и элементов электромеханических устройств под действием электромагнитных полей (дроссели, трансформаторы, статоры, роторы и т.п.);

Рис. 5.5. Разновидности спектров реальных источников шумов:

а - непрерывный спектр (турбореактивный двигатель); б- тональный (осевой вентилятор); в - колеблющийся во времени (транспорт); г - импульсный спектр (удар молота); д - прерывистый (сбрасывание воздуха)

аэродинамические, возникающие в результате вихревых процессов в газах (адиабатическое расширение сжатого газа или пара из замкнутого объема в атмосферу; возмущения, возникающие при движении тел с большими скоростями в газовой среде, при вращении лопаток турбин и т.п.), при больших скоростях движения газообразных сред (например, шумы газовых струй ракетных и реактивных двигателей, шумы, возникающие при всасывании воздуха компрессорными установками, и др.);

гидродинамические, вызываемые различными процессами в жидкостях (например, возникновение гидравлического удара при быстром сокращении кавитационных пузырей, кавитация в ультразвуковом технологическом оборудовании, в жидкостных системах самолетов и т.п.);

взрывной или импульсный, возникающий при работе двигателей внутреннего сгорания, дизелей и т.п.

Как сложный звук шум может быть разделен на простые составляющие его тона с указанием интенсивности и частоты. Графическое изображение состава шума называется спектром и является важнейшей его характеристикой. Спектрально-временные характеристики шумов обладают большим многообразием (рис. 5.5). В технике приняты октавные полосы со среднегеометрическими частотами, например 31,5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц.

При одновременном воздействии нескольких источников может возникнуть шумовое поле со сложным спектрально-временным распределением.

По спектральному составу в зависимости от максимальных значений амплитуд звукового давления в спектре шума различают низкочастотные (ниже 300 Гц), среднечастотные (от 300 до 800 Гц), высокочастотные (выше 800 Гц) шумы;

По характеру спектра выделяют широкополосный шум с непрерывным спектром шириной более одной октавы; тональный шум, в спектре которого имеются выраженные тоны. Тональный характер шума для практических целей устанавливается измерением в 1/3 октавных полосах частот по превышению уровня водной полосе над соседними не менее чем на 10 дБ.

По временным характеристикам выделяют: постоянный шум, уровень звука которого за 8-часовой рабочий день или за время измерения в помещениях жилых и общественных зданий, на территории жилой застройки изменяется во времени не более чем на 5 дБА;

непостоянный шум, уровень которого за 8-часовой рабочий день, рабочую смену или во время измерения в помещениях жилых и общественных зданий, на территории жилой застройки изменяется во времени более чем на 5 дБА.

Непостоянный шум подразделяют на:

колеблющийся во времени шум, уровень звука которого непрерывно изменяется во времени;

прерывистый шум, уровень звука которого изменяется ступенчато (на 5 дБА и более), причем длительность интервалов, в течение которых уровень остается постоянным, составляет 1 с и более;

импульсный шум, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, каждый длительностью менее 1 с, при этом уровни звука в дБА1 и дБА, измеренные соответственно на временных характеристиках "импульс" и "медленно", отличаются не менее чем на 7 дБ.

Шум может характеризоваться физическими и физиологическими параметрами. С физической стороны шум характеризуется звуковым давлением, интенсивностью (силой) звука, плотностью звуковой энергии, уровнем звукового давления, частотой и плотностью дискретных составляющих и другими параметрами. Шум как физиологическое явление характеризуется высотой, громкостью, областью возбужденных частот или тембром и продолжительностью действия.

Ухо человека способно воспринимать определенный диапазон звуковых давлений, например, на средних звуковых частотах от 10-5 до 102 Н/м 2 , т.е. различающихся примерно в 107 раз. Поэтому для удобства вычислений принято оценивать звуковое давление, или соответственно интенсивность звука не в абсолютных, а в относительных единицах - белах, децибелах. Измеренные таким образом величины называются уровнями.

Так, уровень звукового давления, дБ,

где р а - измеренное звуковое давление, Н/м 2 ; р 0 -условный порог давления, равный 2 · 10 -5 Н/м 2 .

Уровень интенсивности (силы) звука, дБ,

где J - интенсивность звука, Вт/м 2 ; J 0 - интенсивность звука, принимаемая за нулевой уровень, равный 10 -12 Вт/м 2 .

Уровень акустической мощности определяется аналогично уровню интенсивности:

где Ф 0 - условный порог акустической мощности, равный 10"12 Вт.

Уровень акустической мощности характеризует излучаемую источником акустическую мощность, приведенную к уровню в децибелах. Это дает возможность сравнивать уровни мощности отдельных механизмов в любых акустических условиях.

Биологическое действие шума. Широкое внедрение в промышленность новых интенсивных технологий, рост мощности и быстроходности оборудования, использование многочисленных средств наземного, воздушного и водного транспорта, повсеместное применение разнообразного электрифицированного бытового оборудования привело к тому, что человек на работе, в быту, на отдыхе, при передвижении подвергается многократному воздействию вредного шума.

Степень вредного воздействия шума зависит от его интенсивности, спектрального состава, времени воздействия, местонахождения человека, характера выполняемой им работы и индивидуальных особенностей человека. Шум, уровень которого составляет 35...40 дБА, в ночное время является серьезным беспокоящим фактором при нахождении человека в квартире. Шум с уровнем 50...60 дБА создает ощутимую нагрузку на нервную систему, особенно если человек занимается умственной деятельностью. Шум с уровнем выше 70 дБА вызывает физиологическое воздействие, а при 85...90 дБА может привести к ухудшению слуха.

Шум - одна из форм физического (волнового) загрязнения окружающей среды. Под шумом понимают все неприятные и нежелательные звуки или их совокупность, которые мешают нормально работать, воспринимать информационные звуковые сигналы, отдыхать. Он возникает вследствие сжатия и разрежения воздушных масс, то есть колеблющихся изменений давления воздуха. Различают шум постоянный, непостоянный, колеблющийся, прерывистый, импульсный. В общем шум - это хаотическое нагромождение звуков разной частоты, силы, высоты, длительности, которые выходят за пределы звукового комфорта. Сейчас хорошо известно, что шумы вредно влияют на здоровье людей, снижают их работоспособность, вызывают заболевания органов слуха (глухота), эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой систем (гипертония). Физиолого-биологическая адаптация человека к шуму практически невозможна, поэтому регулирование и ограничение шумового загрязнения окружающей среды - важный и обязательное мероприятие.

Соответствующий звуковой ландшафт существовал на Земле всегда, и человек всегда использовала свойства среды как проводника, носителя звуков. Жизнь человека в абсолютной тишине невозможно.

Единицей измерения шума является Бел - отношение действующего значения звукового давления до минимального значения, которое воспринимается ухом человека. На практике используется десятая часть этой физической единицы - децибел (дБ).

Уровень шума окружающей среды составляет ЗО-60 дБА. К этому природного фона в современных условиях добавляются производственные и транспортные шумы, уровень которых нередко превышает 100 дБА. / Источниками шумов есть все виды транспорта, промышленные объекты, громкоговорящие устройства, лифты, телевизоры, радиоприемники, музыкальные инструменты, толпы людей и отдельные лица (табл. 2.8).

Издавна известен благотворное влияние на организм человека шумов среды (шум листвы, дождя, реки и др.). Статистика свидетельствует, что люди, которые работают в лесу, у реки, на море, реже, чем жители городов, болеют нервными и сердечно-сосудистыми болезнями. Доказано, что шелест листьев, пение птиц, журчание ручья, звуки дождя

Таблица 2.8. Интенсивность шума различных источников

оздоровительное влияние на нервную систему. Под влиянием звуковых волн водопада усиливается работа мышц.

Положительное влияние гармоничной спокойной музыки был известен с давних времен. Это и распространены во всем мире колыбельные - тихие, нежные монотонные напевы, и целительства нервных болезней успокаивающим журчание ручьевой воды, мягким шумом морских волн или пением. Давно известна также негативное воздействие звука. Одним из средневековых наказаний было жестокое убийство жертвы звуками от ударов мощного колокола, когда обречен умирает в страшных муках от нестерпимой боли в ушах.

Сто лет назад уровень шума на центральных магистралях крупных городов не превышал 60 дБА. Сейчас в крупных городах есть районы, где он превышает 70 дБА (санитарная норма для ночного времени - 40 дБА). 60-80% городского шума генерирует автотранспорт.

На приспособление к сильного шума организм человека тратит большое количество энергии, перенапрягается нервная система, возникают усталость, нервный и психическими расстройствами.

Особенно тяжело переносятся внезапные резкие высокочастотные звуки. При уровне шума более 80 дБА ослабляется слух, возникают нервно-психические заболевания, язва желудка, гипертония, повышается агрессивность. Очень сильный шум (более 110 дБА) приводит к так называемому шумового опьянения, а затем - к разрушению тканей тела, прежде всего - слухового аппарата. Женщины более чувствительны к действию сильного шума, и в них в условиях звукового дискомфорта возникают признаки неврастении.

Шум вреден не только для человека. Установлено, что растения под влиянием шума медленнее растут, у них наблюдается чрезмерное (даже полное, что приводит к гибели) выделение влаги через листья, возможны нарушения клеток. Гибнут листья и цветы растений, расположенные у громкоговорителя.

Аналогично действует шум на животных. От шума реактивного самолета погибают личинки пчел, сами они теряют способность ориентироваться, в птичьих гнездах дает трещины скорлупа яиц. От шума снижаются надои, прирост в весе свиней, яйценоскость кур. Болезненно переносят шум рыбы, особенно в период нереста.

В современных условиях борьба с шумом является технически сложной, комплексной, дорогой. Важно снижать шум в источнике его возникновения, создавать бесшумные или малошумные машины и технологические процессы, транспортное и промышленное оборудование, начиная еще со стадии проектирования.

При этом рассчитывается ожидаемая величина шума, разрабатываются мероприятия по снижению шума до допустимого уровня.

Гигиенисты считают верхней границей шума для больниц и санаториев 35 дБА, для квартир и учебных помещений - 40 дБА, стадионов и вокзалов - 60 дБА.

Различают два вида нормирования производственного шума: санитарно-гигиеническое и техническое. Первое регулирует уровень шума учитывая его действия на организм человека. Норматив жилищно-бытового шума - 40 дБА днем, С дБА - ночью. Техническое нормирование стандартизирует существующие или ожидаемые шумовые характеристики оборудования объекта. Второе должно обеспечить требования первого. Ухо человека звуковые волны частотой ниже 16 Гц воспринимает не как звук, а как вибрацию. Вибрации - это дрожание или сотрясения всего тела или отдельных его частив во время различных работ (бетоноукладке, п не в мое лектроп в дробления пород или дорожного покрытия, работы в шахтах с отбойным молотком, распиловка материалов и т.п.). Длительные вибрации наносят большой вред здоровью - от сильной усталости и не очень значительные изменения многих функций организма до сотрясения мозга, разрыва тканей, нарушение сердечной деятельности, нервной системы, деформации мышц и клеток, нарушение чувствительности кожи, кровообращения и т.

Установлены предельно допустимые значения вибрации. Они определены из расчета, что, систематически действуя в течение 8-часового рабочего дня, вибрация не вызывает у рабочего заболеваний или отклонений в состоянии здоровья в течение всего периода его производственной деятельности.

Социальный характер проблемы загрязнения среды шумом и определяет то, что борьба с ним - задача не только техническое, но и общественное. В проблеме взаимодействия человеческого общества и природы место занимает сознательная и активная борьба с шумовым загрязнением окружающей среды.

Шумом является всякий нежелательный для человека звук. При нормальных атмосферных условиях скорость звука в воздухе равна 344 м/с.

Звуковое поле – это область пространства, в которой распространяются звуковые волны. При распространении звуковой волны происходит перенос энергии.

В свободном поле интенсивность распространения звука уменьшается, пропорционально квадрату расстояния от источника. На распространение шума могут оказывать влияние также погодные и климатические факторы, определяющие поглощение звука воздухом и распространение звука: температура и влажность, сила ветра, температурные градиенты, атмосферная турбулентность, туман и снег. Зеленый пояс деревьев или кустарников вокруг источников помогает изолировать от шума окружающую местность: высокочастотный характер звука понижается при его прохождении через зеленую изгородь. Кроме того, движение кустарников и деревье, вызванное ветром, создает приемлемый маскировочный эффект.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления – децибелах (ДБ). Это давление воспринимается не беспредельно. Шум в 20 – 30 ДБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Что же касается “громких звуков”, то здесь допустимая граница поднимается примерно до 80 ДБ. Шум в 130 ДБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а достигнув 150 ДБ становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь – “под колокол”; колокольный звон убивал человека.

2.3.2 Проблема шумовых загрязнений сегодня

Если в 60 – 70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал 80 ДБ, то в настоящее время он достигает 100 ДБ и более. На многих оживленных магистралях даже ночью шум не бывает ниже 70 ДБ, в то время как по санитарным нормам он должен не превышать 40 ДБ.

За последние десятилетие проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней.

По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 ДБ. Имея ввиду уже достигнутый уровень, легко себе представить весьма печальные последствия этого шумового “нашествия”.

Появляются все новые сверхмощные источники звука, например: шум реактивного самолета, космической ракеты. Очень высок уровень промышленных шумов. На многих производствах он достигает 80 – 100 ДБ и более, способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшает его качество.

2.3.3 Влияние шума на здоровье человека

В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности, а также от индивидуальных особенностей человека, шум может оказывать на него различные действия.

Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда. Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект.

Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и атеросклероза.

Под воздействием шума от 85 – 90 ДБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Долгое время человек жалуется на недомогание. Симптомы – головная боль, головокружение, тошнота, чрезмерная раздражительность. Все это результат работы в шумных условиях.

Влияние шума на человека до некоторых пор не было объектом специальных исследований. Ныне воздействие звука, шума на функции организма изучает целая отрасль науки – аудеология. Было установлено, что шумы природного происхождения (шум морского прибоя, листвы, дождя, журчание ручья и другие) благотворно влияют на человеческий организм, успокаивают его, навевают целительный сон.

Были изучены последствия влияния шума на здоровье европейцев в 2003 году. Оказалось, что, кроме сердечных заболеваний, шумовое загрязнение вызывает у 2% жителей Европы опасные нарушения сна, а у 15% - другие негативные эффекты. Постоянное воздействие дорожного шума является причиной 3% случаев заболевания, которое выражается в постоянном ощущении шума в ушах.

Опубликованные в последние годы исследования показывают, что шум способен увеличивать содержание в крови таких гормонов стресса, как кортизол, адреналин и норадреналин - даже во время сна. Чем дольше эти гормоны присутствуют в кровеносной системе, тем выше вероятность, что они приведут к опасным для жизни физиологическим проблемам. Сильный стресс способен вызвать сердечную недостаточность, приступ стенокардии, высокое кровяное давление и проблемы с иммунитетом.

Среди органов чувств слух – один из важнейших. Благодаря ему мы способны принимать анализировать все многообразие звуков, окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света.

Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения.

При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 – 2 года, при средних – обнаруживается гораздо позже, через 5 – 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Поэтому особенно важно заранее принимать соответствующие меры защиты от шума. В настоящее время почти каждый человек, подвергающийся на работе воздействию шума, рискует стать глухим.

Акустические раздражения исподволь, подобно яду, накапливаются в организме, все сильнее угнетая нервную систему. Изменяется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов – тем более, чем интенсивнее шум. Реакция на шум нередко выражается в повышенной возбудимости и раздражительности, охватывающих всю сферу чувственных восприятий. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении.

Итак, шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет.

Над проблемой шумового “нашествия” во многих странах серьезно задумались, а в некоторых приняли определенные меры. В связи с ростом шума можно представить состояние людей через 10 лет. Поэтому эта проблема должна быть рассмотрена, иначе последствия могут оказаться катастрофическими.

Шумовое загрязнение - превышение естественного уровня шумового фона или ненормальное изменение звуковых характеристик: периодичности, силы звука и пр. Шумовое загрязнение приводит к повышенной утомляемости человека и животных, понижению производительности труда, физическим и нервным заболеваниям.

Таким образом, шумовое загрязнение это раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

Из Госдоклада "О состоянии окружающей среды в Москве в 2010 году"

Основными источниками шума на территории города являются:

  • автотранспортные потоки улично-дорожной сети города;
  • железнодорожный транспорт;
  • наземные линии метро;
  • авиатранспорт аэропортов (Внуково, Шереметьево, Домодедово, в меньшей мере Остафьево) Московского авиаузла;
  • промышленные предприятия;
  • коммунально-складские объекты;
  • объекты электро- и теплоэнергетики;
  • строительная техника (особенно в случае ведения работ в ночное время);
  • инженерное оборудование зданий, сооружений, жилых домов;
  • шумы «бытового происхождения»;
  • шум громкоговорителей и др.

По экспертным оценкам до 70% территории города Москвы подвержены сверхнормативному шуму от различных источников. Нормативные уровни шума достигаются в глубине жилых массивов и лесопарковых зон.

Величина превышений доходит до следующих значений:

  • 20-25 дБА на территориях вблизи автотрасс16:
  • до 30-35 дБА для квартир жилых домов, обращенных в сторону крупных автотрасс (без шумозащитного остекления);
  • до 10-20 дБА вблизи железных дорог при движении поездов;
  • до 8-10 дБА на территориях, подверженных периодическому воздействию авиашума17;
  • до 30 дБА при несоблюдении установленных требований при ведении строительных работ в ночные часы.

В связи с объективным развитием города, ростом объёмов и темпов строительства, развитием транспортного комплекса будут появляться новые источники шума, шумовые характеристики существующих источников шума - возрастать. Так, например, тенденции последних лет является снижение различий между уровнями шума в дневное и ночное время на территории города, прилегающих к автотрассам. Шумовые характеристики большинства магистралей городского значения незначительно меняются в течение суток (за исключением периода с 3 до 5 часов утра) за счёт того, что в ночное время снижение количества автотранспорта компенсируется ростом скорости транспортного потока.

Наблюдаемая в городе ситуация требует применения адекватных мер “компенсационного” характера и разработки специальных шумозащитных мероприятий в зонах наличия сверхнормативных показателей по шуму.

Для снижения сверхнормативного шума и сохранения существующих акустически благополучных территорий города, необходимо масштабное внедрение шумопонижающих технологий во всех сферах городского хозяйства и промышленности, разработка специальных мер по снижению шума, ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с созданием сверхнормативного шума, при упрощении процедуры привлечения к ответственности.

Для реализации единого подхода к решению общегородской проблемы повышенного шума принято постановление Правительства Москвы от 16,10,2077 № 896-ПП, утверждающее Концепцию снижения уровня шума и вибрации в городе Москвы, основными целями которой стали:

  • предотвращение ухудшения условий проживания и отдыха на территории города Москвы по показателю уровня шума;
  • сохранение и развитие акустически благополучных территорий города;
  • обеспечение условий для отдыха жителей города Москвы в ночное время;
  • сохранение мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы, чувствительных к воздействию повышенных уровней шума и вибрации;
  • обеспечение доступности для населения информации о проблемах шума, вибрации и мерах, принимаемых в целях их снижения.

Существует два подхода к достижению нормативных показателей уровней шума на территориях города и в помещениях различного функционального назначения:

  • реализация технических мер по снижению шумовой характеристики источников шума (при этом снижение шумовых характеристик происходит за счет совершенствования конструкции техники и использования прогрессивных технологий);
  • защита территорий и помещений за счет применения шумопонижающих технологий и материалов.

Для защиты жилых помещений от сверхнормативных уровней шума в городе Москве при строительстве и реконструкции улично-дорожной сети и капитальном ремонте многоквартирных жилых домов (в рамках Закона города Москвы от 19.12.2007 No 52 «О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы») устанавливаются шумозащитные окна. По данным префектур административных округов, в 2007-2010 годах в Москве было установлено 410526 шумозащитных окон, из них 356442 - в рамках капитального ремонта многоквартирных жилых домов, 54084 - при реконструкции/строительстве автомагистралей.

В декабре 2010 года в соответствии с Концепцией снижения уровней шума и вибрации в городе Москве НИПИ Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры начаты работы по формированию адресного перечня жилых домов, находящихся в зоне шумового дискомфорта, но не требующих капитального ремонта (срок окончания работ - февраль 2012 г.). В указанный перечень будут включены жилые дома, у фасадов которых в рамках экологического мониторинга были выявлены превышения установленных нормативов по уровню шума, а также подготовленный Москомархитектурой в 2008 году адресный перечень жилых домов, попадающих в зону сверхнормативного шумового воздействия от железнодорожного транспорта.

В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по городу Москве закончено формирование адресного перечня социальных объектов города, находящихся в городской собственности, для которых требуется проведение шумозащитных мероприятий (постановление Правительства Москвы от 14.10.2008г. № 946-ПП «Об актуализации мероприятий Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 гг. с разработкой мероприятий до 2010 года»). По результатам натурных измерений уровней шума выявлено 470 социальных объектов (детских дошкольных, общеобразовательных и лечебных учреждений), подверженных сверхнормативному шумовому воздействию. По данным объектам решается вопрос финансирования проведения шумозащитных мероприятий.

Для защиты жилых территорий от сверхнормативного шумового воздействия автотранспорта в Москве установлено более 25 км шумозащитных придорожных экранов (данные НИиПИ Генплана Москвы). Шумозащитные мероприятия включаются в проекты реконструкции и строительства новых участков улично-дорожной сети.

В 2010 году продолжалась практика пролетов самолетов над территориями города Москвы (40 районов, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном и Зеленоградском административных округах), в том числе в ночное время.

Запретная зона над Москвой ограничена Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД), При этом в границах запретной зоны разрешены (при наличии разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил РФ24) полеты воздушных судов над микрорайонами Ясенево и Теплый стан на удалении не более 3,5 км от МКАД (высота не ниже 400 м), районами Чертаново, Бирюлево и Орехово-Борисово на удалении не более 2,5 км от МКАД (высота - не менее 1200 м). Над районами Москвы, расположенными за пределами МКАД, полеты не ограничены.

Для исключения сверхнормативного шума авиатранспорта в странах ЕС запрещены/ограничены ночные авиаперелеты. Между тем, по информации филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в связи с ростом интенсивности авиаперевозок, совершаемых аэропортами Московского авиаузла (далее - МАУ), исключение пролетов авиасудов над территорией города Москвы, в том числе в ночное время, невозможно из-за высокой плотности маршрутной сети.

В связи с вышеизложенным, реалистичной целью в области снижения шумовой нагрузки от авиатранспорта на сегодняшний день является исключение полётов самолетов над жилыми кварталами в нарушение установленных маршрутов полётов. Для этого планируется создание сети автоматических станций контроля авиашума, которые будут проводить измерения в круглосуточном режиме с выделением сверхнормативной составляющей авиасудов. В настоящее время на территории Зеленограда уже установлена первая автоматическая станция контроля авиашума, которая в настоящее время работает в тестовом режиме.

В целях снижения негативного воздействия шума от строительных работ в мировой практике применяются такие методы, как запрет проведения строительных работ с 19:00 до 7:00, по выходным и праздничным дням, ведение видеонаблюдения за строительными работами, ограничение длительности производства шумных работ в дневное время и требования к применению малошумной техники. В Москве в настоящее время производство строительных работ в ночное время (с 23:00 до 07:00) разрешено (постановление Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве»). При этом установлены ограничения на шумность работ, включая требования по применению малошумной техники:

  • обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке;
  • исключать громкоговорящую связь;
  • не производить сварочные работы без установки защитных экранов;
  • исключать забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы;
  • не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке;
  • исключать работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

В мировой практике также уделяется внимание бытовому шуму и различным видам оборудования, используемого на улице (в т.ч. триммеры и воздуходувки), шуму при проведении спортивных мероприятий. В Москве статьей 3.13 Кодекса города Москвы об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя в ночное время для всех подобных источников.

Мониторинг уровней шума на территории города Москвы от различных источников шумового воздействия, в том числе, контроль за наблюдением акустического режима строительными площадками в ночное время, осуществляет круглосуточная акустическая служба ГПУ “Мосэкомониторинг”.

Информация об исследованиях, проведённых акустической службой ГПУ “Мосэкомониторинг” по обращениям жителей с жалобами на шумовое воздействие в 2010 году, представлены в разделе “Результаты работы передвижной лаборатории”.

Шумовое (акустическое) загрязнение (англ. Noise pollution , нем. Lärm ) - раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.

Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства - автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования (например, расположение аэропорта в черте города).

Помимо транспорта (60÷80% шумового загрязнения) другими важными источниками шумового загрязнения в городах являются промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы , автомобильная сигнализация, собачий лай, шумные люди и т. д.

С наступлением постидустриальной эпохи всё больше и больше источников шумового загрязнения (а также электромагнитного) появляется и внутри жилища человека. Источником этого шума является бытовая и офисная техника.

Более половины населения Западной Европы проживает в районах, где уровень шума составляет 55÷70 дБ.

Влияние на здоровье людей

Шум в определённых условиях может оказывать значительное влияние на здоровье и поведение человека. Шум может вызывать раздражение и агрессию, артериальную гипертензию (повышение артериального давления), тиннитус (шум в ушах), потерю слуха.

Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000÷5000 Гц.

Хроническая подверженность шуму на уровне более 90 дБ может привести к потери слуха.

При шуме на уровне более 110 дБ у человека возникает шумовое опьянение, по субъективным ощущениям аналогичное алкогольному или наркотическому.

При шуме на уровне 145 дБ у человека происходит разрыв барабанных перепонок.

Женщины менее устойчивы к сильному шуму, чем мужчины. Кроме того, восприимчивость к шуму зависит также от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий и т. д.

Дискомфорт вызывает не только шумовое загрязнение, но и полное отсутствие шума. Более того, звуки определённой силы повышают работоспособность и стимулируют процесс мышления (в особенности процесс счёта) и, наоборот, при полном отсутствии шумов человек теряет работоспособность и испытывает стресс.

Вредное воздействие шума известно издревле. Например, в Средние века существовала казнь "под колоколом". Звон колокола медленно убивал человека.

[править] Влияние на окружающую среду

Шумовое загрязнение вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д. В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме.

Одним из самых известных случаев ущерба, наносимого шумовым загрязнением природе, является многочисленные случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов (сонаров).

[править] Уменьшение и контроль за шумом

В настоящее время разработано много методик, позволяющих уменьшить или устранить некоторые шумы.

Шумовое загрязнение от какого-либо объекта можно до некоторой степени уменьшить, если на этапе разработки проекта этого объекта смоделировать с учётом различных внешних условий (например, топология и погодные условия местности) характер шумов, которые будут возникать и затем отыскать пути их устранения или хотя бы уменьшения. В настоящее время этот способ стал гораздо проще и доступнее за счёт развития электронновычислительной техники. Это наиболее дешёвый и рациональный способ снижения шумов, использующийся, например, при строительстве железных дорог в городских районах.

В некоторых случаях рациональнее на данный момент бороться не с причиной, а со следствием. Например, проблему шумового загрязнения жилых помещений можно значительно уменьшить за счёт их звукоизоляции (установка шумонепроницаемых окон и т. п.). В США звукоизоляцию жилых зданий спонсирует Федеральная администрация по авиации США (FAA).

В США главной организацией, выступающей за уменьшение шумового загрязнения, является Noise Free America.

[править] Регламентация шумового загрязнения

В Российской Федерации действуют ГОСТы и санитарные нормы (СН), регулирующие предельно допустимый уровень (ПДУ) шума для рабочих мест, жилых помещений, общественных зданий и территорий жилой застройки.

Для ночного времени суток ПДУ шума для автомобилей на городских автодорогах составляет 40 дБ, в то время как на многих автомагистралях Москвы и других крупных городов России уровень шума составляет не менее 70 дБ.

[править]

Шумовое загрязнение

Другим видом загрязнения атмосферы в городах является шумовое.

Шумы относятся к числу вредных для человека загрязнений атмосферы. Раздражающее воздействие звука (шума) на человека зависит от его интенсивности, спектрального состава и продолжительности воздействия. Шумы со сплошными спектрами менее раздражительны, чем шумы узкого интервала частот. Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот Гц.

Работа в условиях повышенного шума на первых порах вызывает быструю утомляемость, обостряет слух на высоких частотах. Затем человек как бы привыкает к шуму, чувствительность к высоким частотам резко падает, начинается ухудшение слуха, которое постепенно развивается в тугоухость и глухоту. При интенсивности шума 145-140 дБ возникают вибрации в мягких тканях носа и горла, а также в костях черепа и зубах; если интенсивность превышает 140 дБ, то начинает вибрировать грудная клетка, мышцы рук и ног, появляются боль в ушах и голове, крайняя усталость и раздражительность; при уровне шума свыше 160 дБ может произойти разрыв барабанных перепонок.

Однако шум губительно действует не только на слуховой аппарат, но и на центральную нервную систему человека, работу сердца, служит причиной многих других заболеваний. Одним из наиболее мощных источников шума являются вертолеты и самолеты особенно сверхзвуковые.

При тех высоких требованиях к точности и надежности управления современным самолетом, которые предъявляются к экипажу летательного аппарата, повышенные уровни шумов оказывают отрицательное воздействие на работоспособность и быстроту принятия информации экипажем. Шумы, создаваемые самолетами, вызывают ухудшение слуха и другие болезненные явления у работников наземных служб аэропорта, а также у жителей населенных пунктов, над которыми пролетают самолеты. Отрицательное воздействие на людей зависит не только от уровня максимального шума, создаваемого самолетом при полете, но и от продолжительности действия, общего числа пролетов за сутки и фонового уровня шумов. На интенсивность шума и площадь распространения существенное влияние оказывают метеорологические условия: скорость ветра, распределение ее и температуры воздуха по высоте, облака и осадки.

Особенно острый характер проблема шума приобрела в связи с эксплуатацией сверхзвуковых самолетов. С ними связаны шумы, звуковой удар и вибрация жилищ вблизи аэропортов. Современные сверхзвуковые самолеты порождают шумы, интенсивность которых значительно превышает предельно допустимые нормы.

Шум - враг номер один.

Он - физический наркотик.

Калечит тело и душу.

Тишина нужна миру .

Пагубное влияние шума на человека известно давно. Две тысячи лет назад во имя тишины и спокойствия Юлий Цезарь запретил повозкам ночью разъезжать по улицам Древнего Рима. Во Франции, в период правления короля-солнца Людовика XIV, существовал жесткий запрет шуметь в городе после того, как Париж и его король ложатся спать, Более 100 лет назад немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. Однако до сих пор огромная часть людей не догадывается об опасности шумового загрязнения. Это происходит из-за того, что проблемы шумового загрязнения городской среды были на научном уровне осознаны относительно недавно и стали остро актуальными только в последние десятилетия.

Рассмотрим влияние шума на Варшавском шоссе.

Большое влияние шум оказывает на жителей домов, расположенных вдоль шоссе.

Во-первых, это непрерывный шум, к которому люди долго не могут привыкнуть, а привыкнув - долго не могут находиться в тишине.

Во-вторых, из-за движения транспорта (в том числе железнодорожного и метро) происходит вибрация домов, в результате которой они разрушаются, а в помещениях присутствует постоянная пыль.

В-третьих, в результате всего этого у людей расшатаны нервы.

Для определения опасных уровней шума его воздействие оценивается в децибелах (дБ) специальным прибором. Шум характеризуется также высотой тона (частотой), а высокочастотные шумы кажутся более громкими и раздражающими слух, чем низкочастотные такой же силы. Воздействие шума, как правило высокочастотных звуков, к которым люди более чувствительны, оценивается по шкале децибел А (дБА), в единицах дБА.

Влияние шума становится опасным примерно при 75 дБА, болезненным - при 120 дБА и смертельным - при 180 дБА. В связи с тем, что шкала оценки влияния шума в дБ и дБА логарифмическая, десятикратное увеличение шумового давления отмечается при каждом увеличении шума на 1дБ. Таким образом, рост с 30 дБА (спокойная сельская местность) до 60 дБА (обычный разговор в ресторане) означает тысячекратное увеличение шумового давления на уши.

Чрезмерная шумовая нагрузка резко снижает работоспособность, уменьшает эффективность отдыха, ведет к хроническому переутомлению, глухоте. Шум способен привести и к физиологическим изменениям: к разнообразным расстройствам сердечно-сосудистой системы, к болезням желез внутренней секреции и дыхательных путей, возникающих в результате общей нервной напряженности. Шум обладает способностью «накапливаться» в организме и вызывать различные заболевания и негативные отклонения в здоровье. Но прежде всего чрезмерный шум ведет к притуплению слуха или полной его потере со временем. Однако это далеко не полный перечень. От избыточного шума снижается иммунный барьер и резко увеличивается частота заболеваний; повышается раздражительность. Наблюдения свидетельствуют, что в шумных городских районах общая заболеваемость населения в 3 раза выше, чем в тихих.

Воздействие шума на человека

Примеры шумового воздействия

Шумовое

воздействие

(дБА)

Эффект

продолжительного

воздействия

Реактивный двигатель при взлете (на расстоянии 25 м)

Разрыв барабанных перепонок

Удар грома, ткацкий станок, рок-музыка, сирена (близкое расстояние), цепная пила

Порог боли у человека

Сталепрокатный завод, автомобильный гудок (расстояние 1 м), стереорепродуктор близко от уха

Метро, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл (расст. 8 м), трактор, полиграфическое предприятие отбойный молоток мусоровоз

Серьезная угроза для слуха (время воздействия 8 ч)

Оживленная городская улица, дизельный грузовик, миксер, хлопкопрядильная машина

Угроза для слуха (время воздействия 8 ч) плохая слышимость

Уборка мусора, стиральная машина, типичная фабрика, товарный поезд (расстояние 15 м), посудомоечная машина, миксер

Возможна угроза для слуха

Скоростная автомагистраль (расст. 15 м), пылесос, шумный офис, вечеринка , телевизор

Раздражающее действие

Разговор в ресторане, обычный офис, музыкальный фон, чириканье птиц

Интенсивное воздействие

Спокойный пригород (в дневное время), разговор в жилой комнате

Слабое воздействие на слух

Библиотека, тихий музыкальный фон

Спокойная сельская местность (в ночное время)

Шепот, шелест листьев

Очень слабое воздействие

Дыхание

ТИШИНА

Критический уровень

Многие молодые люди любят подолгу слушать громкую музыку, часто посещают дискотеки, а ведь это в лучшем случае ведет к притуплению слуха. С этой проблемой уже столкнулись в Швеции, США, Японии, где есть настораживающие результаты обследований старшеклассников и студентов.

Шум рассеивает внимание человека, существенно влияет на его трудоспособность и результативность труда. Так, при фоне шума в 70 дБ (это небольшой уровень шума) человек, выполняющий операции средней сложности, допускает в 2 раза больше ошибок, чем при отсутствии этого шумового фона. Особенно сильно влияет шум на работоспособность людей, занятых умственным трудом. Ощутимый шум снижает работоспособность людей умственного труда более чем в 1,5 раза, а у занятых физическим трудом - почти на 1/3. При этом информация, полученная при ощутимом шумовом загрязнении, долго не может храниться в памяти человека или сохраняется только в пассивном (узнаваемом в тексте), а не в активном варианте. Шум рассеивает внимание человека, мешает ему сосредоточиться на главном, осложняет принятие нужных решений.

Вот почему абсолютно недопустимо делать уроки под музыку, злоупотреблять прослушиванием музыки через миниплейер или магнитофон на уроках, лекциях, а также бесконтрольно пользоваться ими на улице и в транспорте.

Первые в нашей стране санитарные нормы допустимой шумовой нагрузки были разработаны Московским НИИ гигиены имени и утверждены Министерством здравоохранения СССР в 2002 г. Санитарные нормы допустимого уровня шума на производстве, в жилых и общественных зданиях, на территориях микрорайонов регламентируются строительными нормами и правилами. Кроме того, имеется Государственный стандарт на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, устанавливающий гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.

При этом нужно отметить, что полная тишина также неблагоприятна для здоровья человека. Допустимыми нормами интенсивности звука в жилых помещениях считается 40 дБ днем и 30 дБ - ночью. В среднем для города нормальным шумом считается 55 дБ. Днем на центральных улицах столицы уровень шума равен 80 дБ, на главных радиальных магистралях городского значения - в среднем 75 - 82 дБ, на магистралях районного значения - примерно 75 дБ, а в новых жилых районах на внутриквартальных территориях, удаленных от улиц, уровень шума составляет до 55 дБ днем и до 45 дБ ночью. Уровень городского шума в Москве, как и в других крупнейших городах мира, за последние 10 - 15 лет повышается примерно на 1 дБ в год.

В настоящее время в Москве третья часть ее площади испытывает чрезмерную шумовую нагрузку. Шумовое загрязнение городской среды ощущают около 3,2 млн. человек (36% населения), из них 1,6 млн, (18%) страдают от чрезмерно высокого уровня шума. Промышленные шумы беспокоят более 200 тыс, москвичей; шум от железнодорожного транспорта осложняет жизнь свыше 440 тыс, человек; автомобильные шумы мешают более чем 2 млн. жителей.

Источники шума в городе чрезвычайно разнообразны, но основной из них - транспорт, который вызывает 60 - 80% всех шумов.

Для сдерживания шумового загрязнения в Москве запрещены гудки автомобилей, с 2003 г. ограничивается грузовое движение, прежде всего в центральной части, что изменило ситуацию шумовой нагрузки на жилые территории в пределах Садового кольца, В целом по городу на 38 улицах запрещено грузовое движение в ночное время. В центральной части города и в ряде густонаселенных районов снято трамвайное движение. Самолетам запрещено пролетать над Москвой. В пригородах изменены направления линий посадки и взлета самолетов.

В новых, районах жилой застройки осуществляются градостроительные мероприятия, направленные на ограничение шума: жилые дома располагаются в основном в удалении от проезжей части улиц, магазины и коммунально-бытовые предприятия, как правило, строятся в виде отдельно стоящих зданий, широко проводится озеленение, начата работа по созданию бестранспортных или пешеходных зон, Вдоль головных участков железных дорог в пределах города появляется застройка - экраны, снижающие уровень шума (гаражи, склады и т. д.).

Для сокращения шумового воздействия от пролетающих в ближнем Подмосковье самолетов и вертолетов установлены новые режимы их полетов при посадке и взлете с подмосковных аэродромов, шум от которых беспокоит почти 1,5 млн. человек.

В условиях стесненной городской застройки и дефицита площадей наиболее эффективным средством защиты от транспортного шума является применение шумозащитных домов-экранов, Шумозащитные дома выполняют две функции: обеспечивают акустически благоприятные условия для проживающих в доме и защищают от транспортного шума застройку, расположенную за ними. Шумозащитные дома бывают двух типов: одни из них имеют специальную архитектурно-планировочную структуру и объемно-пространственное решение, другие - просто здания с обычной планировочной структурой, но со специальными шумозащитными окнами при условии обеспечения нормативного воздухообмена. В шумозащитных домах первого типа все жилые и спальные помещения обращены окнами во внутридворные пространства, то есть ориентированы окнами в сторону, противоположную источнику шума, Общая комната квартиры, где отсутствуют спальные места, кухня, лестнично-лифтовой узел выходят окнами на магистраль, Шумозащитные дома этого типа построены на Дмитровском шоссе, ул, Милашенкова, ул. Нижегородской, в 70-м квартале Хорошево-Мневников и некоторых других районах Москвы.

В практике московского строительства конструкции наружных стен жилых зданий достаточно массивны и обладают, как правило, высокой звукоизоляцией, поэтому проблема шумозащиты в домах второго типа сводится к необходимости значительного повышения звукоизоляции окон, Известны конструкции окон с увеличением толщины стекла и воздушного промежутка, числа стекол с высокой герметичностью притворов. В Москве впервые в отечественной практике внедрены в жилищное строительство герметичные окна с использованием оконных вентиляционных клапанов с глушителями шума, обеспечивающими естественную вентиляцию помещений. Первые клапаны-глушители шума были установлены в жилом доме на Большой Грузинской улице и в жилом кирпичном доме на Краснопролетарской улице. Жилые дома с клапанами - глушителями шума, совмещенными с шумозащитным оконным блоком, можно увидеть в массовой застройке в кварталах 58 - 58в по Хорошевскому шоссе и в некоторых других районах Москвы.

Шум, передающийся не по воздуху, а по строительным конструкциям, называется вибрацией. Источниками вибраций служат линии метрополитена мелкого заложения, трамвайные линии, железнодорожные и автотранспортные магистрали. Для предотвращения вибраций жилые дома должны находиться в 25 - 30 м от трамвайных путей и в 45 - 50 м - от железно­дорожных.

ШУМ , а (у), м.

1. только ед. Звук от какого-н. движения, от голосов и т. п., глухие звуки, слившиеся в однообразное звучание. Слышался шум дождя. Чехов. Смутный шум слышался в соседней комнате. Тургенев. Отдаленный шум шагов. Некрасов. Он прыгнул осторожно, без шума, с лежанки. Гончаров. Внезапный шум поднялся на улице. Тургенев. В окна с улицы лился глухой шум и летела пыль. М. Горький. Ш. водопада . Поднять ш. 2. перен., только ед. Крики, громкий разговор, брань (разг.). Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья, когда бы это сделал я. Крылов. Что за ш., а драки нет? Унять ш. || Огласка, вынесение наружу чего-н. неприятного, скрываемого. Спокойны будьте, вашего отца усовещу наедине, без шуму. Пушкин. 3. перен., только ед. Движение, оживление, суета. В городах утих вседневный шум. Пушкин. Дитя! мне скучен светский шум. Некрасов. В столицах шум, гремят витии. Некрасов. Скоро помчалась жизнь, скоро и без шума. Тургенев. 4. перен., только ед. Толки, оживленное обсуждение, возбужденное повышенным интересом к кому-чему-н. Сочиненья его покупались, а одно даже сделало шум. Некрасов. 5. Звук речи, образующийся в полости рта без участия голоса (лингв.). Звуки и шумы. 6. Звук с неясно выраженной тональностью (физ., муз.). Шумы в сердце (мед.). ◊ Шум в голове - то же, что шумит в голове (см. шуметь). Шум в ушах - то же, что шумит в ушах (см. шуметь). Я чувствовал странный шум в ушах. Л. Толстой.

назад вперед

Шум - беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры.

[править] Классификация шумов

Шум - Совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты. С физиологической точки зрения шум - это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук.

[править] По спектру

Шумы по статистическим характеристикам подразделяются на стационарные и нестационарные.

[править] По характеру спектра

По характеру спектра шумы подразделяют на:
- широкополосный шум с непрерывным спектром шириной более 1 октавы;
- тональный шум, в спектре которого имеются выраженные тоны. Выраженным тон считается если одна из третьеклассных полос частот превышает остальные не менее чем на 10 дБ.

[править] По частоте (Гц)

По частотной характеристике шумы подразделяются на:
- низкочастотный
- среднечастотные
- высокочастотный

[править] По временным характеристикам

Постоянный;
- непостоянный, который в свою очередь делится на колеблющийся, прерывистый и импульсный.

[править] По природе возникновения

Механический
- Аэродинамический
- Гидравлический
- Электромагнитный

[править] Измерение шумов

Для количественной оценки шума используют усредненные параметры, определяемыми на основании статистических законов. Для измерения характеристик шума применяются шумомеры, частотные анализаторы, коррелометры и др.

Уровень шума чаще всего измеряют в децибелах.

[править] Сила звука в децибелах

    Разговор: 40-45 Офис: 45-55 Улица: 70-80 Фабрика (тяжелая промышленность): 70-110 Старт реактивного самолёта: 120

[править] Источники шума

Источниками акустического шума могут служить любые колебания в твёрдых, жидких и газообразных средах; в технике основные источники шума - различные двигатели и механизмы. Повышенная шумность машин и механизмов часто является признаком наличия в них неисправностей или нерациональности конструкций. Источниками шума на производстве является транспорт, технологическое оборудование, системы вентиляции , пневмо - и гидроагрегаты, а так же источники, вызывающие вибрацию.

[править] Неакустические шумы

Радиоэлектронные шумы - случайные колебания токов и напряжений в радиоэлектронных устройствах, возникают в результате неравномерной эмиссии электронов в электровакуумных приборах (дробовой шум, фликкер-шум), неравномерности процессов генерации и рекомбинации носителей заряда (электронов проводимости и дырок) в полупроводниковых приборах, теплового движения носителей тока в проводниках (тепловой шум), теплового излучения Земли и земной атмосферы, а также планет, Солнца, звёзд, межзвёздной среды и т. д. (шумы космоса).

[править] Воздействие шума на человека

Шум звукового диапазона приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при выполнение различных видов работ. Шум замедляет реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы. Шум угнетает центральную нервную систему (ЦНС), вызывает изменения скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонических болезни.

[править] Гигиеническое нормирование шума

Для определения допустимого уровня шума на рабочих местах, в жилых помещениях, общественных зданиях и территории жилой застройки используется СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Нормирование шума звукового диапазона осуществляется двумя методами: по предельному спектру уровня шума и по дБА. Первый метод устанавливает предельно допустимые уровни (ПДУ) в девяти октавных полосах со среднегеометрическими значениями частот 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 ГЦ. Второй метод применяется для нормирования непостоянных шумов и в тех случаях, когда не известен спектр реального шума. Нормируемым показателем в этом случае является эквивалентный уровень звука широкополосного постоянного шума, оказывающий на человека такое же влияние, как и реальный непостоянный шум, измеряемый по шкале А шумомера.

[править] Подводные шумы

В последнее время появились данные, что мощные двигатели кораблей и подводных лодок, и особенно гидролокаторы и сонары сильно мешают подводным обитателям, пользующимся гидролокационным способом общения и поиска добычи.

Особенно страдают некоторые виды китов и дельфинов.

Некоторые необъяснимые ранее случаи массовой гибели китов, их «выбрасывания на берег» теперь нашли объяснение. В ряде случаев явление может быть связано с военными учениями, в ходе которых млекопитающие глохнут, и теряют способность ориентироваться.

[править] Отдельные категории шумов

    Белый шум «розовый шум » (в строительной акустике) шум, у которого уровень звукового давления изменяется в октавной полосе частот. Обозначение: С ; «шум дорожного движения » (в строительной акустике) - обычный шум оживленной магистрали, обозначение: Ctrl