В статье автор исследует закономерности создания названий произведений русской художественной литературы: анализирует опыт художников слова - классиков; прослеживает факторы, влияющие на выбор заглавия; дает оценку удачным и неудачным названиям произведений для взрослых и детей.

Ключевые слова: заголовок литературного произведения, оригинальные и неудачные названия

Искусство заглавия

В исследовании речь пойдет о закономерностях создания на­званий (заглавий) произведений русской художественной лите­ратуры, хотя, вероятно, аналогичные законы распространяются не только на русскую, но и на литературу иных стран и народов, на художественную литературу вообще. Просто примеры берутся из отечественной классики.

В одном из романов В.В. Набокова главному герою Хью - ре­дактору не только по профессии, но и по призванию, редактору милостью божией, со своими выработанными годами приемами и методами чтения и правки рукописей, со знанием индивидуальных особенностей письма и характеров авторов, с которыми ему при­ходится иметь дело, с привычками и пристрастиями, только ему свойственными, не только творчески, но и философски осмысли­вающему свою работу, - принадлежит следующее размышление: «Читатели не догадываются, что названия бывают двух типов. На­звания первого типа тупой автор и умный издатель придумывают, когда книга уже написана. Это просто этикетка, намазанная клеем и пристукнутая кулаком, чтобы держалась. Таковы названия большей и худшей части бестселлеров. Но бывают заглавия и другого рода. Такое заглавие просвечивает сквозь книгу, как водяной знак, - оно рождается вместе с книгой; автор настолько привыкает к нему за годы, пока растет стопка исписанных страниц, что оно стано­вится частью всего и целого» .

Несомненно, мысль Хью - это мысль самого Набокова, который был великолепным мастером заголовка: ведь трудно представить себе, чтобы какой-нибудь из его романов или рассказов назывался иначе, чем он назван, например «Защита Лужина», «Истинная жизнь Себастьяна Найта», «Пнин», «Дар», «Отчаяние» и т.д.

Не менее искусен в выборе заглавий И.А. Бунин. Можно ли во­образить что-либо иное вместо «Антоновских яблок», «Легкого дыхания» или «Господина из Сан-Франциско»? Вообще, дар лю­бого выдающегося, а тем более великого писателя подтверждается еще и умением найти единственно возможное имя своему детищу, потому что в этом состоит, может быть, самая большая трудность.

Факторы, влияющие на выбор названия

Подумаем, однако, чем может определяться и чему может под­чиняться авторская воля при выборе названия произведения. В пер­вую очередь, содержанием. Название (заглавие) должно полностью ему соответствовать. Здесь прослеживаются две основные тенден­ции: заглавие связано либо с темой произведения, либо с его за­мыслом, идеей.

Но есть и еще много всего, что оказывает влияние на выбор за­главия. Если говорить о художественной литературе, то важно об­ратить внимание на время и место создания произведения. Отсюда следуют особенности, характерные для того или иного литератур­ного направления, стиля, круга, школы. Роды, виды и жанры лите­ратуры (проза, поэзия, драма, пограничные жанры) тоже играют не последнюю роль при формулировании заголовка. Нельзя забы­вать о моде. Это очень важный фактор, влияющий на проблему. Наконец, в выборе заголовка проявляется индивидуальность автора, его личные симпатии и пристрастия.

Попробуем подтвердить сказанное примерами.

В древнерусской литературе в названиях отдельных произведе­ний и целых их сборников присутствовало обозначение всего жан­ра. Таковы произведения, озаглавленные с помощью терминов «ска­зание», «слово», «хожение», «повесть», - «Сказание о погибели земли Русской»; «Сказание о Мамаевом побоище»; «Слово о Законе и Благодати»; известное, конечно, каждому «Слово о полку Игореве»; «Повесть о победах Московского государства»; «Повесть о разорении Рязани Батыем»; «Повесть о Петре и Февронии»; «Повесть о Горе-Злочастии»; «Хожение за три моря» Афанасия Ни­китина.

Сюда же относится житийная литература. В названии произве­дения здесь обязательно присутствует слово «житие». Обычно это жития святых (агиография).

В XVII-XVIII вв. подобные названия еще продолжают сохра­няться. Все панегирики Феофана Прокоповича Петру I назывались «Словами...». Однако очень быстро под влиянием западноевро­пейской литературы распространяются и новые виды заголовков. Сказывается влияние классицизма и его жестких требований. За­головки, хотя и сохраняют цветистость, быть может, излишнюю подробность, все же точно отражают содержание и соответствуют форме всего сочинения.

Распространился жанр «путешествия». В качестве примера мож­но привести «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве»

В.А. Лёвшина (1784), «Путешествие в землю Офирскую Г-на С... швецкаго дворянина» М.М. Щербатова, написанное в 90-е гг. и опубликованное Радищевым в 1796 г. Причем эта мода успешно перекочевала в XIX в. Например, О.И. Сенковский в названиях своих сочинений использовал аналогичные формы: «Ученое путе­шествие на Медвежий остров», «Фантастическое путешествие Ба­рона Брамбеуса» (1830-е гг.).

Очень популярными в это время были как общие заголовки, так и названия отдельных глав, в которых использовалось абреже (экстензо, компендиум) - элемент аппарата издания, представля­ющий собой краткое изложение содержания раздела или главы произведения и помещаемый между его заголовком и текстом.

Оригинальные названия своим произведениям давали в начале XIX в. русские романтики. В.Ф. Одоевский любил использовать в них слово «сказка». У него есть «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношению не удалося в светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздни­ком», «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», «Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту». У А.А. Бестужева-Марлинского заголовки строгие, краткие: «Аммалат-бек», «Фрегат “Надежда”», «Мореход Ники­тин», «Он был убит», «Вадим и Ольга», «Один вечер на бивуаке». Многие из них явно указывают либо на морскую, либо на военную - кавказскую - тематику.

Об искусстве заголовка у Пушкина следует сказать особо. Кроме предельной точности, нужно отметить еще предельную краткость: «Цыганы», «Кавказский пленник», «Полтава», «Медный всадник» - поэмы; в прозе - «Арап Петра Великого», «Пиковая дама», «Станционый смотритель», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Дубровский» (последние вообще состоят из одного слова). Исключение составляют, пожа­луй, сказки. Целенаправленная разработка реалистических прин­ципов в литературе, переход к прозе, которая требовала, по мнению поэта, «мыслей и мыслей», без которых «блестящие выражения ни к чему не служат», способствовали укоренению лаконизма, лапи­дарности как в языке самих произведений, так и в их названиях.

Лермонтов и Гоголь наследуют традиции Пушкина, осваивают его достижения. Однако это не означает, что, например, у Лермон­това нет длинных заголовков. Первой опубликованной поэмой Лер­монтова стала хрестоматийная «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», в которой поэт обращается к событиям русского средневековья. Этот мате­риал требовал не только проникновения вглубь истории, создания правдивых образов людей эпохи Ивана Грозного, но и соответ­ствующей формы подачи, а, следовательно, адекватного заглавия.

Нельзя не отметить ярко индивидуальный стиль А.Н. Остров­ского, который чаще всего в качестве названий своих произведений использовал пословицы и поговорки («Не в свои сани не садись», «Свои люди - сочтемся», «Не все коту масленица»), а иногда давал свои настолько меткие названия, что они становились крылатыми выражениями - «Волки и овцы», «Доходное место», «Таланты и поклонники», «Светит, да не греет» и другие. Есть у Островского и пронизанная насмешкой стилизация - «Сказание о том, как квар­тальный надзиратель пустился в пляс, или от великого до смешного один шаг».

Другой автор удивительных заглавий - М.Е. Салтыков-Щедрин. И сказки, и романы имеют точные, яркие, полные сарказма заголовки, которые не спутаешь ни с чьими другими: «Пошехон­ская старина», «История одного города», «Господа Головлевы», «Глупов и глуповцы». Или названия сказок - «Медведь на воевод­стве», «Премудрый пискарь», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Здравомысленный заяц».

Л.Н. Толстой любил давать своим произведениям предельно краткие названия, такие как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната», «Отец Сергий». В то же вре­мя, когда ему понадобилось придать своему сочинению характер стилизации, возникло длинное название - «Посмертные записки старца Федора Кузьмича, умершего 20 января 1864 года в Сибири, близ Томска на заимке купца Хромова».

Не хочется обойти вниманием ни И.С. Тургенева («Вешние воды», «Отцы и дети», «Стучит!»), ни А.П. Чехова (например, «Дом с ме­зонином», «Человек в футляре», «Чайка», «Толстый и тонкий»), но понятно, что нет возможности включить в этот список всех, даже самых достойнейших.

Важны закономерности.

В XX в. были свои выдающиеся мастера. Не считаем необходи­мым перечислять здесь всех. Напомним только примеры стилиза­ции заголовков, часто очень удачные. Недостаточно, возможно, оценена проза А.В. Чаянова, написавшего, помимо ряда научных работ, несколько замечательных повестей, в том числе «Путеше­ствие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». Приве­дем из нее названия двух глав, оформленных как абреже: «Глава первая, в которой благосклонный читатель знакомится с торже­ством социализма и героем нашего романа Алексеем Кремневым» и «Глава шестая, в которой читатель убедится, что в Архангельском за 80 лет не разучились делать ванильные ватрушки к чаю».

Заметим, что в истории литературы есть много примеров, когда под влиянием каких-либо обстоятельств авторы вынуждены были изменять названия своих произведений. Достаточно хорошо из­вестна ситуация с «Мертвыми душами». Название, данное Гого­лем, не понравилось Московскому цензурному комитету, в част­ности цензору Д.П. Голохвастову, усмотревшему в нем «безбожие и атеизм». После долгих мытарств разрешение на публикацию книги все же было получено, но название Гоголю пришлось заменить на «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

Условие - изменить заглавие - автору ставили в некоторых слу­чаях не только цензоры, но и редакторы, издатели-публикаторы. Подобные случаи иногда создают трудности для текстологов. В текстологии даже существует так называемая «проблема загла­вия». В своей книге «Основы текстологии» С.А. Рейсер приводит ряд подобных примеров. Есть случаи, когда авторы, желая видеть свою книгу как можно скорее опубликованной, вынуждены были соглашаться на предложенный редактором или издателем вариант, если даже он их не удовлетворял. Например, название повести Тургенева «После смерти», отданной автором в «Вестник Европы», редактор М.М. Стасюлевич изменил на «Клара Милич». Тургенев вынужден был согласиться, хотя позже выражал недовольство по этому поводу. Но есть прецеденты, когда предложенный автору ва­риант заголовка ему нравился и он с ним соглашался. Так было, например, с рассказом Тургенева «Певцы» из «Записок охотника». Это название при подготовке к напечатанию в «Современнике» придумал Некрасов. Тургеневский вариант был - «Притынный кабачок». Тургенев принял некрасовское название.

Роман Ф.М. Достоевского «Игрок» имел совсем другое автор­ское название - «Рулетенбург». Возможно, оно более емко и ярко, чем просто «Игрок», потому что у читателя возникает представление о целом городе или империи, которая затягивает в свои сети мно­гих, а не только одного главного героя. Однако, поскольку Досто­евский согласился с предложенным ему издателем Стелловским заглавием и при жизни не изменил его, таким образом зафиксиро­вав свою волю, мы не можем вернуться при издании произведений Достоевского к первоначальному варианту. Какие отсюда напра­шиваются выводы?

Во-вторых, даже тогда, когда он представляется более интерес­ным, мы не можем к нему вернуться, работая над переизданием, если посмертная воля автора (те. согласие с редакторским, издатель­ским или цензурным вариантом) выражена четко и однозначно.

Названия поэтических произведений

Интересную картину в области названий дает поэзия. Нельзя не обратить внимания на то, что многие стихотворения вообще не имеют названий или имеют условное название, обозначающее, на­пример, жанр или форму Какая-нибудь «элегия» или «рондо», где важно не название, а мысли, чувства, страсть, порыв, вдохновение или еще что-то подобное, часто необъяснимое, что не имеет точ­ного определения. Многие такие стихотворения мы знаем по пер­вой строке - к примеру, пушкинское «Я помню чудное мгнове­нье...», «Я пришел к тебе с приветом...» А.А. Фета, «Девушка пела в церковном хоре...», «Ночь, улица, фонарь, аптека...» А.А Блока. Хотя немало и обратных примеров, когда название срастается с тек­стом стихотворения так прочно, что никакими силами их невоз­можно отъединить друг от друга. Таковы «Бесы» Пушкина, «Вол­шебный корабль» Лермонтова, «Silentium» Тютчева, «Незнакомка» или «Скифы» Блока, «Гамлет» Пастернака и огромное множество других.

Несколько слов хочется сказать о произведениях в стихах и прозе для детей. В произведениях, предназначенных для детей, са­мыми главными свойствами заглавий становятся их понятность, доступность, запоминаемость, яркость, образность. Кроме того, помимо общих для всех заглавий требований, в данном случае на первый план выдвигается требование ориентации на читательскую аудиторию (возраст, иногда - пол, уровень развития, подготов­ленность). Заглавия могут быть веселыми, смешными. Дети любят игру С раннего возраста они достаточно тонко воспринимают все­возможные обыгрывания слов, шутки. Не случайна, на наш взгляд, абсолютно адекватная реакция детей на «Противные задачи» и «Вредные советы» Г.Б. Остера.

Невозможно перечислить всем известные блистательные загла­вия произведений для детей Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Л. Толстого, Чуковского и Маршака, авторов второй половины XX в. и современности. Да в этом и нет необходимости.

Неудачные заголовки

Было бы, наверное, интереснее привести примеры заголовков неудачных - неточных, не соответствующих содержанию, непо­нятных, грубых, злых, пугающих. Кстати, о пугающем. Если пугают чуть-чуть, самую малость, то это не всегда плохо. В этом есть эле­мент таинственности, интриги, это может вызывать жгучий инте­рес. Вспомним, как В.Г. Белинский отзывался о балладе Жуков­ского «Людмила». Он писал, что баллада эта доставляла какое-то сладостно-страшное удовольствие. Чем больше она ужасала, тем с большей страстью ее читали.

Вот некоторые из пугающих: «Энергетическая клизма, или три­умф тети Нюры из Простодырово» (автор - М. Норбеков), «Трусы на люстру - деньги в дом. Энциклопедия абсурдных магических рецептов» Ц. Долохова и В. Гурангова, «The телки» С. Минаева, «Настольная книга стервы» С. Кронны, «Тело Лениной живет и по­беждает» Л. Лениной. Как говорится, комментарии не требуются.

А вот один пример замены лучшего на худшее. Архитектор А.В. Рощин написал книжку для детей в стихах, со своими иллю­страциями об архитектуре жилого дома у разных народов и в различные исторические эпохи и назвал ее «Детям о доме». В «Стройиздате», который ее выпустил, автору буквально навязали другой заголовок - «Мы строим дом». Предложенный издательством за­головок, кроме того, что он тривиален, стереотипен, еще и нето­чен, потому что автор и сам не собирался ничего строить (по край­ней мере, речь в книге шла не об этом), и детям этого не предлагал. Он просто рассказывал о том, каким может быть дом.

Выводы

Подытоживая сказанное, позволим себе сделать некоторые вы­воды относительно участия редактора в работе над названием (за­главием) произведения. От редактора требуется крайняя осторож­ность, соблюдение всех норм редакторской этики. Редактор может, соблюдая величайшую деликатность, дать совет, предложить свой вариант названия, но не навязывать своего мнения, не предъяв­лять автору требований в категорической форме. Предлагая заме­ну, исходить следует из существенных мотивов, таких как несоот­ветствие друг другу названия и содержания рукописи, нарушение морально-этических норм по отношению к читателям, литератур­ной нормы (если для этого нет резонного основания). Задача ре­дактора - понять, оценить суть и форму заглавия, помочь автору в случае необходимости точнее сформулировать заглавие. Опти­мальные результаты - в достижении общности позиции редактора и автора.

Список литературы

Мильчин А. Э. Методика редактирования текста. - М., 2005. Накорякова К. М. Литературное редактирование. - М., 2002.

Сикорский Н. М. Теория и практика редактирования. - М., 1980.

Тюпа В. И. Аналитика художественного: введение в литературоведче­ский анализ. - М., 2001.

Поступила в редакцию 14.11.2010


Набоков В. В. Просвечивающие предметы: Романы. - М., 1991. - С. 375.


С прописной буквы пишется первое слово и собственные имена в выделяемых кавычками названиях литературных и музыкальных произведений, органов печати: «Правда», «Вечерняя Москва» (газеты), «Новый мир» (журнал), «Русская правда» (юридический документ), «Слово о полку Игореве» (поэма), «Горе от ума» (комедия), «Накануне» (роман), «Вновь я посетил» (стихотворение), «Князь Игорь» (опера).
В двойных составных названиях, соединяемых союзом или, с прописной буквы пишется также и первое слово второго названия, например: «Похождения Чичикова, или Мертвые души», «Власть тьмы, или Коготок увяз - всей птичке пропасть», «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно».
Названия литературных произведений, употребленные в переносном значении, пишутся без кавычек со строчной буквы: Наша одиссея приближалась к концу.
В иноязычных названиях органов печати по общему правилу с прописной буквы пишется первое слово и собственные имена: «Рейнише пост», «Франкфуртер рундшау», «Санди экспресс», «Неос Агонас».
В иноязычных названиях телеграфных агентств все слова, кроме родового, пишутся с прописной буквы: агентство Юнион Франсэз д’Энформасьон, агентство Юнайтед Пресс Интернэшнл. Но: Информационное телеграфное агентство России - Телеграфное агентство суверенных стран (ИТАР-ТАСС).
Названия изданий типа «Собрания сочинений» принято в тексте писать, не заключая в кавычки и начиная первое слово с прописной буквы: В Полном собрании сочинений А. И. Солженицына содержится большое число впервые опубликованных произведений.
Если на титульном листе такого издания стоит слово «Сочинения», а в тексте оно употребляется в сочетании со словом «собрание», то с прописной буквы следует писать только второе слово, подчеркивая этим точное название издания: В собрании Сочинений А. И. Солженицына (2-е издание) содержится много впервые опубликованных произведений. Однако предпочтительнее писать такого рода названия в полном соответствии с написанием на титульном листе.
В случаях, когда такого рода названия не воспроизводят точного названия конкретного издания, а употребляются в качестве словосочетания, обозначающего тип издания, их пишут со строчной буквы: Во всех собраниях сочинений М. Ю. Лермонтова...
1. На пустой сцене Большого театра стояла декорация Грановитой палаты из «Бориса Годунова» {К. Паустовский). 2. «Пятьдесят «Дового времени», тридцать «Земщины», полтораста «Биржевика», сто «Речи». Забирайте! Следующий!» - выкрикивала она каркающим голосом, и пачки газет уносились на плечам и на головах на вокзальную площадь (В. Катаев).

Еще по теме НАЗВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ОРГАНОВ ПЕЧАТИ:

  1. 1.18.5. Названия документов, памятников старины, произведений искусств, литературных произведений, органов печати
  2. § 129. Названия литературных произведений, органов печати, предприятий и т. д.
  3. § 26. Названия литературных произведений и средств массовой информации
  4. . НАИМЕНОВАНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ, ЗВАНИЙ, ТИТУЛОВ. НАЗВАНИЯ ОРДЕНОВ И МЕДАЛЕЙ, НАГРАД, ЗНАКОВ ОТЛИЧИЯ
  5. § 23. Названия документов, памятников старины, произведений искусства
  6. Названия документов, памятников, предметов и произведений искусства
  7. Названия документов, памятников, предметов и произведений искусства
  8. Исключение сделано лишь для авторских договоров об использовании произведений в периодической печати (п.1 ст. 32

Школьные мероприятия и школьные праздники

Сценарий встречи «Что такое школа? Это…»

Артишок

Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею…

Е. Долматовский

Цели встречи

Развитие познавательных интересов;

Развитие творческих способностей;

Пропаганда здорового образа жизни;

Воспитание чувства доброты и сопереживания, умения прийти на помощь;

Воспитание культуры поведения.

Предварительная подготовка встречи Что такое школа

Подготовка вопросов и карточек (руководитель школьного клуба знатоков);

Сценарий встречи (актив клуба, педагог-организатор);

Выступление школьной агитбригады (педагог-организатор);

Костюмы для выступающих (учитель обслуживающего труда, учитель ритмики);

Памятка «Режим дня» (учителя, лаборант ТСО);

Частушки (учитель музыки, педагог-организатор);

Спортивные зарядки (учителя физкультуры);

Песня о школе, учительнице (учитель музыки, клуб старшеклассников).

Оборудование

Карточки с вопросами;

Грамоты, призы;

Памятки;

Спортивное оборудование;

Техническое оснащение.

Состав участников

Руководитель школьного клуба знатоков;

Представители клуба старшеклассников;

Школьная агитбригада «Экстрим»;

Учителя 1-4 классов;

Учителя физкультуры и ритмики;

Медсестра.

Ход встречи

Ведущая: Добрый день. Мы собрались сегодня, чтобы ответить на вопрос, который вы видите в центре нашего зала: «Что такое школа? Это…»

А ведь и правда. Мы все так привыкли к этому слову, что не всегда задумываемся о том, что для нас - школа. Для начала я хочу вам рассказать о том, что слово «школа» произошло от греческого «сколе». А означает это слово - досуг, то есть свободное время. А не уроки. Как же так? А всё дело в том, что древние греки именно в свободное от работы время проводили беседы со своими учениками о разных мудрецах и их науках. Так что досуг (свободное время) проходил интересно. Потом ребят начали обучать чтению, письму и счёту. А также поэзии и гимнастике. Вот так и началось то, что мы теперь называем школой. А знаете ли вы, ребята, историю своей школы? Начинаем конкурс знатоков.

Ребята делятся на команды, конкурс проводит руководитель школьного клуба знатоков.

1 этап

Ребята получают карточки с вопросами:

В каком году была построена ваша школа?

Фамилия, имя, отчество первого директора.

Знаете ли вы учащихся, родители которых тоже учились в вашей школе?

Знаменитые учителя вашей школы.

Знаменитые выпускники вашей школы.

Медалисты последнего учебного года.

2 этап

Вопросы зала:

Сколько учителей в вашей школе?

Сколько учащихся в вашей школе?

Количество кабинетов.

Месторасположение огнетушителей.

Название школьного музея.

Где находится медицинский кабинет?

Жюри работает с карточками. Ведущая предлагает ответить на вопрос, что такое школа. Ребятам необходимо закончить предложение: «Школа - это…»

Дети:

Большое и красивое здание.

Работа моей мамы.

Место, где всегда интересно.

Место, где я каждый день вижу своих друзей.

Учебное заведение.

Моё детство.

Место, где нас учат уму-разуму.

Уроки и перемены.

Ведущая: Да, ребята, школа - это прежде всего уроки. А если есть уроки, то есть и домашние задания. И получается долгий рабочий день. А знаете ли вы, как надо себя вести, чтобы не уставать? Об этом нам сейчас расскажут наши гости. Встречайте!

Идёт выступление школьной агитбригады «Экстрим». Персонажи появляются друг за другом.

Выходит «соня» с будильником в руках, протирает глаза, говорит сердито:

Всё звонит он и звонит,
Замолчи, я так сердит.
Задёрну шторы на окошке
И посплю ещё немножко.

Появляется кошечка:

Если ты уже проснулся,
Распрямись и потянись.
В постели долго не валяйся,
А вставай, не расслабляйся.
Отгони подальше лень
Впереди рабочий день.

Выходит «грязнуля»:

Ладно, встал. Ещё забота -
Умываться неохота.
Зубы чистить? Наплевать,
Лучше «Орбит» пожевать.
Не причёсан я? Пустяк.
Ничего, сойдёт и так.

Появляется Доктор Айболит:

Нет, - мы скажем другу Коле.
Ты должен быть опрятным в школе.
И почисти зубы лучше,
Чтобы кариес не мучил.
Здоровы зубы - боли нет,
Зубной не страшен кабинет.

Выбегает ученик, говорит торопливо:

Быстро завтрак прожую,
Ранец тоже соберу.
Брошу книжки и тетрадки,
Обойдусь я без зарядки.

Потом в школу, на футбол,
Хоть бы друг ко мне пришёл.
С ним журналы полистаем,
Всё о спорте прочитаем.

Даже некогда поесть,
Разве время на то есть?
А ещё уроки сделать
И в портфеле всё проверить.

И заклеить надо книжку,
Починить игрушку-мишку.
И с собакой погулять,
Ой, устал… быстрее спать.

Медсестра:

Много дел на день один?
Это утомляет.
Вам поможет всем режим.
Кто же возражает?

Чередуйте отдых, сон
И питанье тоже.
Это вас не утомит,
Здоровью поможет.

Вам подарок от меня.
Вот для младших -
«Режим дня».

Агитбригада раздаёт памятки после спортивно-танцевальной разминки.

Компьютерщик:

Я с компьютером дружу,
От него не отхожу.
Быстро «мышкой» по программам…
Что там? Что сказала мама?
Перерыв мне надо сделать?
А-а, пойти хоть пообедать…

Учитель физкультуры:

Не сидите без движенья,
Выполняйте упражненья.
Сделай, мальчик, перерыв
Для небольшой зарядки,
С кровообращением
Будет всё в порядке.

Дружно с мест все поднялись,
Выполним движения.
Ну, а музыку добавим -
Будет настроение!

Ребята из агитбригады поют песенку на мелодию песенки про кузнечика В. Шаинского и вместе с учителями физкультуры и ритмики показывают движения спортивно-танцевальной зарядки. Скачать минусовку

Участники встречи присоединяются к ним, образовав большой круг.

Потопаем немножко, похлопаем в ладошки,
Потом мы полетаем, как птицы высоко.
Как птицы полетаем,
Представьте себе, представьте себе.

Нам весело, легко.
Потом потянем спинку, нагнёмся взять корзинку.
И топ-топ по дорожке в большой зелёный лес.

Представьте себе, представьте себе,
В лесу мы погуляем,
Представьте себе, представьте себе,
Тот лес полон чудес!

По тропке мы шагаем и не подозреваем,
Идёт навстречу Мишка, лохматый и большой!

(В круг выходит «мишка» .)

Представьте себе, представьте себе,
Идёт навстречу Мишка,
Представьте себе, представьте себе,
Хороший он такой!
Вот мы пришли к лужайке, на ней резвятся зайки.

(В круг выходят зайки .)

Всё прыг да скок зайчата, зовут нас поиграть.
Представьте себе, представьте себе,
Зовут к себе нас зайки,
Представьте себе, представьте себе,
Нам весело плясать!

После спортивно-танцевальной разминки все занимают свои места, агитбригадовцы раздают памятки.

Памятка:

Помогай своему организму придерживаться режима.

Для подъёма, сна, приёма пищи, подготовки уроков должно быть определённое время.

Не навязывай своему организму чужой распорядок дня. Старайся сверять свои внутренние часы с обыкновенными.

С 10 до 12 часов старайся хорошо работать на уроках. В это время память наиболее активна.

С 15 до 16 часов шей, мастери, помогай по дому.

С 16 до 18 часов - лучшее время для подготовки уроков.

Старайся использовать возможности своего организма и сохранить здоровье.

Ведущая: Ребята, согласитесь, что наша разминка была похожа на весёлую школьную перемену. Ведь школа - это не только уроки. А всегда ли ваши перемены бывают безопасными? Да и уроки тоже. Когда же возникает опасная ситуация?

Дети:

Когда ребята толкают друг друга, стоя в очереди в буфет.

Когда бегаем по коридорам и лестницам.

Когда съезжаем по лестничным перилам.

Когда не смотрим, куда садимся.

Когда берём в рот грязные вещи (ручки, карандаши и т. д.).

Когда мальчишки дерутся.

Ведущая:

А сейчас,
Две подружки-хохотушки -
Спеть хотят для вас частушки.
Это школьные частушки,
Всё в них замечаете.
Может, вы в этих частушках
Кого-то узнаете?

Поют:

Стоит очередь в буфет,
Змейкой извивается.
Вова лезет напролом
И кричит, толкается.

Он пирожное хватает,
Снова девочек толкает.
Раз - и оступается,
В крем он приземляется.

Вдоль по школьным коридорам
Побежал мальчишка.
Зацепился,оступился -
Засветилась шишка!

А другой решил,
Перила - это для катания.
Оказалось, что для брюк
Дыр образование!

На уроке отвечала,
Очень Аллочка устала,
Про приставки и глагол,
Оперлась она о стол.

Ой, скорее бы мне сесть.
Посмотри, а стул там есть?
Надо б, Алла, посмотреть,
Можешь так на кактус сесть.

Ручка хороша на вкус,
Слаще, чем тот «Чупа-чупс».
Так микробный хоровод
Попадает прямо в рот!

Ой, дерутся как мальчишки!
Летят пуговицы и книжки.
Шишка здесь, а там фингал -
Вот что бой вам этот дал.

Мы частушки вам пропели,
Это - не нотации.
Просто надо избегать
Опасной ситуации.

Ведущая: Я уверена, что ребята учтут ваши шуточные, но такие полезные советы. А ведь опасная ситуация может возникнуть и из-за плохого самочувствия. Почему у некоторых ребят в школе бывает плохое самочувствие?

Дети:

Потому что некоторые ребята не завтракают утром.

Некоторые долго смотрят телевизор и не высыпаются.

Когда очень жарко, а класс не проветрен.

Когда приходишь больной в школу.

Когда слишком много бегаешь на перемене.

Если не выучил урок и боишься получить плохую отметку.

Если подрался и тебя побили.

Если упал и ушибся.

Ведущая: А как выглядят ваши товарищи, когда им плохо?

Дети:

Если температура, то появляется яркий румянец.

Бывает бледность, тошнота и рвота.

От высокой температуры бывает озноб, и тогда человек весь дрожит.

Иногда мы жалуемся на головную боль или боль в животе. Тогда человек тоже становится бледным.

Ведущая: А скажите, что надо делать, если вы узнали, что кому-то из ребят плохо?

Дети:

Поднять руку и сказать учителю.

На перемене можно обратиться к дежурному учителю.

Надо позвать медсестру.

Надо помочь товарищу дойти до школьного медпункта.

Ведущая: Лучше всего побыстрее сообщить кому-то из взрослых, и вам обязательно помогут. Тем более, что весь школьный день, рядом с вами ваш старший друг - учитель. Я знаю, что к сегодняшней встрече вы подготовили свои рассказы и стихи о школе и учителях.

Свои выступления ребята сопровождают демонстрацией рисунков, которые находятся на специальных стендах в зале .

Дети:

Заходит мой учитель в класс,
С улыбкой смотрит он на нас.
Я очень рад вас видеть, дети!
Он самый лучший в целом свете!

Дети:

Учительница хмурится -
Плохи мои дела.
Беру дневник, опять стою
Тихонько у стола.

Зачем обидел Машу?
Зачем подрался с Сашей?
Уж лучше бы она ругала,
Чем так спокойно мне сказала:
«Опять меня ты огорчаешь.
Расстроишь маму, понимаешь?».

И на меня так посмотрела,
Что я решил - это не дело,
Так огорчать своих друзей и близких,
Дорогих людей.

Рассказ 1

Моя школа - самая большая и красивая. В первый школьный день я даже боялся, что заблужусь. Но наша учительница пригласила нас на экскурсию по школе. Это было просто здорово и интересно. Я узнал, где находится библиотека и музей, столовая и актовый зал, учительская, медицинский кабинет и кабинет директора. Теперь я помогаю другим малышам, если они растеряются в такой большой школе.

Рассказ 2

Мне нравится школа, а особенно школьная библиотека. В ней много книг и цветов. Я люблю читать или просто посидеть в библиотеке и посмотреть разные интересные журналы. В них много интересного и полезного. Библиотека - моё любимое место в школе.

Ведущая: Ребята, а какое место в школе нравится вам больше всего? И почему оно так интересно для вас?

Дети: Для меня - это школьный музей, потому что в нём много разных экспонатов. И ребята-экскурсоводы очень интересно рассказывают историю войны и городов-героев. Я узнал, что ученики старших классов ездили на экскурсии в эти города. Я тоже хочу там побывать. Мы смотрели альбомы с фотографиями и видеофильм. Когда я подрасту, я обязательно стану экскурсоводом, потому что они много путешествуют и много знают.

Дети:

А я люблю нашу школьную столовую.
Там всегда тепло и вкусно.
Есть там булочки, компот, сочная котлета,
Фрукты, овощи весь год - знают все об этом.

Если там ты подкрепился,
То не страшно отвечать.
Всяких вкусностей отведав,
Отвечают все на пять!

Дети: А для меня самое любимое место в школе - спортивный зал. Я очень люблю уроки физкультуры и игры с мячом. И ещё мы научились проводить спортивные зарядки. Сейчас мои друзья и я покажем вам несколько таких зарядок.

Зарядка с мячом:

Это кто пустился вскачь?
Наш весёлый звонкий мяч!
Нужен нам он для футбола.
Волейбола, баскетбола.
Веселее с ним игра.
Скажем мы мячу - ура!

Зарядка со скакалкой:

Раз, два, со скакалкой,
Аня с Викой, Надя с Галкой.
Прыгать весело на месте
И с моей подругой вместе.

То на правой, то на левой
Соревнуемся мы с Севой.
Скакалка весело мелькает,
Нам здоровья добавляет.

Дети: Больше всего мне нравится наш школьный двор. Он такой красивый и зелёный, с яблоньками и цветами. Зимой - с пушистыми ёлочками в снегу, а весной - с «классиками». Я - чемпион параллели в «классиках». Предлагаю вам на приз повторить то, что я сейчас покажу.

Маша прыгает в классики. Затем разыгрывается «Машин приз». И взрослые, и дети пытаются повторить Машин «классический» рекорд. Классики выкладываются длинными бумажными полосками или полосками из ткани, скакалками.

Дети: Я люблю свою школу. Мне нравятся уроки и другие занятия. Особенно, если эти занятия проходят в классе ритмики и танца. Я посещаю занятия танцевального кружка с подготовительного класса. И сейчас я с группой ребят и нашим руководителем хотим показать вам свой оригинальный танец (танцуют ).

Дети: А моё любимое место в школе - это мой класс. Потому что он большой и светлый, в нём много цветов и солнца. А ещё у нас есть аквариум с рыбками. Мы их очень любим и помогаем ухаживать за ними. Это на перемене. А на уроках все внимательно слушают нашу учительницу, потому что она очень интересно обо всём рассказывает и помогает нам во всём разобраться. Мы любим ее за то, что она добрая, красивая и всё умеет. Мы сочинили для вас песенку.

Поют на мелодию песни «Солнышко лучистое»: Скачать минусовку

Мальчики и девочки улыбнулись весело,
Анне Николаевне сочинили песенку.
Песенку о том, что любим вас.
Пропоёт её вам целый класс.

Вместе мы на празднике покружимся весело,
Анне Николаевне пропоём мы песенку.
Песенку о том, что Новый год
Всех нас собирает в хоровод.

Ну, а летом солнышко улыбнётся весело,
С Анной Николаевной пропоём мы песенку.
Позади уже учебный год,
Вместе мы отправимся в поход!

Ведущая: Вот так и получилось, ребята, что каждый уголок школы хорошо нам знаком и дорог. А как обычно называют то место, которое нам хорошо знакомо и дорого, место, где нам тепло и уютно, где нас любят и ждут?

Дети: Мы называем его нашим домом.

Ведущая: Значит школа для нас - второй дом. А свой дом надо беречь, делать его красивым и уютным. О том, как сделать школу такой, чтобы каждый шёл туда с радостью, мы поговорим в следующий раз. А сейчас споём песню-посвящение.

Поют на мелодию песни «Что такое осень?»: Скачать минусовку

Что такое осень? Это - школа,
И сентябрьский первый день погожий,
Радости познанья и вопросы воспитанья,
И мои друзья, конечно, тоже.

Что такое школа? Это - дружба,
Что сплотила все, ребята, вместе.
И теперь мы дружно на уроки и в походы,
И поём мы вместе наши песни.

Что такое школа? Это - детство,
С играми, каникулами, сказкой,
С первыми уроками, звонком и переменой,
И заботой маминой и лаской.

Что такое школа? Это - дети,
Разные девчонки и мальчишки.
Учимся, играем, даже взрослым помогаем,
Умные читаем очень книжки.

Говорят вместе:

Школа - это учитель и класс.
Вы поверьте, мы любим вас!
Школа - это рядом друзья.
Школа - мы, это ты и я!

Вручаются грамоты и призы юным художникам. Участники встречи фотографируются для альбома «Летопись школы».

Начало школьной жизнитрудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, оказывает беспокойство практически у любого первоклассника. Предварительная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.

«А что же такое – ШКОЛА?» - задались вопросом ребята из подготовительной группы №1 «Лесовичок» детского сада №40 г. Тобольска.

Ответ нашли в стихотворении Чадовой «Что такое школа?»

Что такое школа?
- Как тебе ответить?
Это то, куда спешат
По утрам все дети.
Что за странный вопрос,
Если ты уже подрос?
Если семь, то в самый раз
Собираться в первый класс!

Что такое школа?
- Как тебе ответить?
Это то, где ты узнаешь
Обо всем на свете:
О таблице умноженья,
О глаголах и сложеньи,
Про планеты и моря,
То, что круглая земля!

Что такое школа?
- Как тебе ответить?
Перемены и звонки,
Булочки в буфете,
И отметки в дневнике,
И заданье на доске.
Все узнаешь и поймешь,
Если в школу ты придешь!

Мы так и сделали. В солнечный, погожий день сентября по, «листвой золотой уж покрытой дороге», в сопровождении родителей группы (Каширина А.П., Киреева А.И., Мельникова А.А.) отправились в школу – страну дел и знаний и умений.

В школе №12 нас уже ждали. На пороге ребят встретила радушная и веселая клоунесса – учащаяся 11 класса этой школы. Летящей походкой, помахивая озорными хвостиками, мелодично щебеча, она провела нас по школьным классам.

За 30 минут ребята успели:

Побывать в библиотеке, познакомиться с книгами и рассмотреть их;

Забежать в столовую и вдохнуть вкусные ароматы школьных обедов;

Посетить спортивный зал и вместе с учениками и учителем физкультуры выполнить аэробику;

Понаблюдать за работой старшеклассников в компьютерном классе;

Немножко отдохнуть на больших мягких подушках и в сухом бассейне в сенсорном кабинете;

И самое главное – ощутить себя учениками в школьном классе, когда ребята сели за настоящие парты и клоунесса провела с ними викторину о школе и школьных принадлежностях и подарила каждому будущему первокласснику по презенту за правильный ответ.

Восторгам ребят не было предела!

Я уверена, что ШКОЛА «лесовичков» теперь не настораживает, а притягивает.

Большое спасибо завучу по воспитательной работе школы №12 Киреевой Н.Н. за организованный теплый прием.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец:

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2017/2018 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Что такое школа?

Сегодня день прекрасный,

Торжественный, весёлый!

Сегодня ведь детсадовцы

Встречаются со школой!

Пройдет всего четыре месяца и вы, ребята, станете первоклассниками. А сегодня мы с нынешними первоклассниками расскажем вам о том, что такое школа.

Что такое школа?
- Как тебе ответить?
Это то, куда спешат
По утрам все дети.
Что за странный вопрос,
Если ты уже подрос?
Если семь, то в самый раз
Собираться в первый класс!

    Что такое школа?
    - Как тебе ответить?
    Это то, где ты узнаешь
    Обо всем на свете:
    О таблице умноженья,
    О глаголах и сложеньи,
    Про планеты и моря,
    То, что круглая земля!

Что такое школа?
- Как тебе ответить?
Перемены и звонки,
Булочки в буфете,
И отметки в дневнике,
И заданье на доске.
Все узнаешь и поймешь,
Если в школу ты придешь!

А теперь мы с ребятами расскажем вам «Чему учат в школе», вернее споем, а вы нам подпевайте.

Песня «Учат в школе»

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.

А помогают нам учиться наши волшебные друзья - книги. Сейчас мы вас с ними познакомим.


(показывает учебник Математики)


В этой книге на парад
Цифры выстроились в ряд:
Раз-два-три-четыре-пять,
Чтоб вас научить считать,
Складывать и вычитать,
И задачки все решать.


(показывает учебник по предмету "Окружающий мир")
Почему ручьи текут?
Почему цветы растут?
Где обедал воробей?
Надо всё узнать скорей!
Это - книга о природе,
О животных, о погоде,
О деревьях и цветах,
О животных и жуках.


(Показывает Азбуку (Букварь)
Чтобы книги прочитать,
Надо буквы все узнать.
Чёрточки, рисунки, точки,
Буковки сложились в строчки.
А когда ты сложишь фразы,
То прочтёшь все книги сразу!

А что еще кроме книг необходимо ученику, чтобы получать знания? Я предлагаю вам разгадать загадки:

1. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Потому что я... (тетрадь)


2. Я - чёрный, красный, жёлтый, синий,
С начинкой в серединке.
С точилкой острой я дружу,
И что хочу, изображу. (карандаш)


3. До чего же скучно, братцы,
На спине у вас кататься,
Вы же не уважаете,
Кое-как кидаете
За неделею неделя...
Это жалоба... (портфеля)


4. Он учителю подмога,
Он приказывает строго:
То сядь и учись,
То встань, разойдись,
Собирает на урок,
Друг учителя... (звонок)


5. В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, стёрки, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (пенал)


6. Я люблю прямоту,
И сама прямая.
Сделать ровной черту
Людям я помогаю. (линейка)

    Проживают в трудной книжке
    Хитроумные братишки.
    Десять их, но братья эти
    Сосчитают все на свете. (цифры)

Давайте теперь мы соберем БОЛЬШОЙ рюкзак, который возьмем с собой в школу.
(дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать))

На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
А разноцветных кренделей? (ДА)
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)

Игра "1 сентября"

Двое играющих садятся на стулья и делают вид, что спят. Рядом находятся столы, на которых разложены школьные принадлежности и стоят вазы с цветами. По сигналу (звонку будильника) игроки просыпаются, собирают портфель, берут в руку букет цветов и говорят: "В школу готов (а)!". Побеждает тот, кто раньше скажет эту фразу.


-А вы знаете, что вам прислали поздравления сказочные герои? Да-да, ведь все сказочные герои тоже когда-то чему-то учились, они закончили сказочную школу и умеют писать. И теперь многие сказочные персонажи рады поздравить вас с и передают свои советы. Отгадайте, кто вам их прислал.


1. Я желаю от души вам здоровья, малыши!

Чтоб прививок не боялись, ежедневно закалялись,

Чтоб не мучил вас бронхит. Добрый доктор….(Айболит)

2. Я желаю вам в подарок получить огромный торт.

Шоколад и печенье, мармелад и варенье.

Становиться толще, выше. Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)
3. Я хочу вам пожелать лишь пятерки получать.

Книжки добрые любить, с математикой дружить.

От лица Пьеро, Мальвины вас дружище….(Буратино)

И последняя телеграмма. Странная она какая-то, недобрая. Ну-ка, ребята, определите, кто её отправил, потому что она специально не подписана.

4. Пусть вам учебный год только гадости несёт!

Получайте только двойки,

Очень редко можно – тройки.

Бейте окна и витрины,

Не ходите в магазины,

Проводите больше драк,

Привет, старуха….(Шапокляк)

Учитель. Ребята, вы наверно знаете, что в школе существуют определенные требования, правила, которые каждый ученик должен строго соблюдать….Может вы знаете эти правила? (Учитель опрашивает учащихся). Молодцы, ребята, знаете школе можно, что в делать, а что нельзя.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом в парту не клевать!

С вечера в портфель сложи

Тетради, учебники, карандаши.

Утром ещё раз проверь,-

Готов к занятиям теперь!

Иди в школу по дорожке,

На крылечке вытри ножки!

А потом лишь заходи -

День учебный впереди!

Входишь в класс со словом «здравствуй»

И здоровым будешь сам,

Чтоб чувствовать себя прекрасно

Желай здоровья по утрам!

Для всех закон, а не желание –

Приходим в класс без опоздания!

Лишь только прозвенит звонок –

Начинается урок!

На уроках не хихикай,

Стол туда – сюда не двигай!

Учитель спросит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать,

Мы должны не забывать

Спинку ровненько держать!

На уроках будем мы

Старательны, внимательны!

По три раза повторять

Совсем не обязательно!

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

Сначала подумай,

Потом отвечай!

Не бойся ошибиться –

Ведь ты пришёл учиться,

Не унывай, не мучайся –

Ведь на ошибках учатся!

Звонит звонок на перемену,

Чтоб отдохнул ты непременно,

Ждёт тебя другой урок –

Будь готов к нему, дружок!

В коридоре мы должны

Держаться правой стороны,

К тому же, я считаю лично,

Кричать в школе неприлично!

По школе ты ходи спокойно,

По классу тоже не беги,

Всегда веди себя достойно,

Своё здоровье береги!

Кушать в классе на салфетке

Аккуратно нужно, детки!

За собою убирать,

Руки мыть и вытирать!

Следит каждый за вещами

Сам без бабушки и мамы.

Неприятны растеряхи,

Неумейки и неряхи!

Слова «спасибо», «извините»

Не стесняйся, говори,

Аню, Славу, Валю, Витю

Ты не ссорь, а помири!

Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей!

« До встречи! До свидания!»

Скажи всем на прощание,

Завтра будем мы опять

Улыбкой новый день встречать!

Физминутка

Напоследок я хочу всем будущим первоклассникам подарить маленькое волшебство - мы с вами попробуем узнать, на какие же оценки будут учиться наши ребята. Какие оценки ставят детям, которые хорошо учатся? (ответы детей) Правильно, четыре и пять.
Игра "Оценки".
Заранее изготовьте из картона круги диаметром около 8 см. На каждом круге написаны оценки - 2, 3, 4, 5. Двоек и троек изготовьте по 2 штуки, а четвёрок и пятёрок - из расчёта по 2-3 хорошие оценки на каждого ребёнка. Госпожа Наука демонстрирует "оценки", показывает, что там есть и двойки с тройками. Заранее сделайте пакет с потайным отделением. Для этого берётся обычный бумажный пакет для подарков. На дно приклеивается дополнительный слой бумаги так, чтобыполучился потайной кармашек. Все оценки демонстративно кладутся в пакет, но двойки и тройки учитель аккуратно отделяет в дополнительное отделение. Во время конкурса, учитель проходит по рядам, дети засовывают руку в пакет и вытягивают по 2-3 круга с оценками. Понятно, что все дети вытягивают только хорошие оценки. Количество кругов надо рассчитать так, чтобы все хорошие оценки были к концу конкурса разобраны.

Вот это чудеса! Смотрите, у вас у всех только 4 и 5! А где же двойки и тройки? Ну-ка, посмотрим! (Учитель засовывает руку в пакет и из потайного кармашка вытаскивает все двойки и тройки, показывает их детям). Смотрите, тройки и двойки остались в пакете! Вот так чудеса! Это означает, что в этом классе не будет неуспевающих, не будет двоечников. Давайте все дружно похлопаем в ладоши, чтобы это волшебство сбылось, и вы учились только на хорошие оценки.


Совет:
Всем! Всем! Всем!

Сразу после лета,

Хотите, вы иль нет,

Мальчишкам и девицам –

Всем пора учиться.

Прогоните скуку прочь,

Спрячьте под подушки

И держите круглый год

Ушки на макушке.

А мы вам дари памятные подарки и будем с нетерпением вас ждать 1 сентября у себя в школе.

Внеклассное мероприятие

«Встречаем гостей из детского сада»

Чернякова Е.А.

Даурия 2014г.

Игра в буквы.
Показывается любую букву (или пишется на бумаге, мы писали на детской школьной доске), дети (по очереди) называют слово на эту букву.

Учитель: Действительно, буквы вы знаете! А знаете ли вы сказки?

Игра "Угадай сказку".

Читается фраза или одно предложение, нужно угадать, из какой сказки этот отрывок.
- Тепло ли тебе, девица?Т епро ли тебе, красная?.. ("Морозко")
- На столе стояло 3 миски с кашей... ("Три медведя")
- А почему у тебя такие большие глаза? ("Красная шапочка")
- Кажется, дождь начинается... ("Винни Пух")
- Повадился ту пшеницу кто-то по ночам топтать... ("Конёк-Горбунок")
Игра " Доскажи имя".
Микки... (Маус)
Гадкий... (утёнок)
Крокодил... (Гена)
Почтальон... (Печкин)
Доктор... (Айболит)
и так далее.

Игра "Зевака".
Если подходящее слово, то называть его за ведущим. Если нет, то молчать.

летит / самолёт, попугай, ворона, корова, гусь, воробей, лягушка, пингвин, утка, вертолёт, пароход, курица, шапка, стрела. едет / машина, поезд, пароход, корова, велосипед, санки, мотоцикл, дом, метро, такси, крыша, эскалатор, лыжи, печка. плывет / пароход, портфель, утка, лебедь, топор, крокодил, кит, облако, камень, бревно, льдина, жираф, дельфин, лодка.