Эпиграмма

Эпигра́мма

(греч. epigramma – надпись), 1) жанр античной антологической лирики; короткое стихотворение, написанное элегическим дистихом . Античные образцы разнообразны по стилю, тематике и функциям (любовные послания, эпитафии, и т. д.). Вершина развития жанра – в римской поэзии 1 в. н. э. В эпиграммах этого периода появляется парадоксальная по сути и афористичная финальная сентенция, которую позднее назовут пуантом. Антологическим стихам будут подражать поэты латинского Средневековья, классицисты и ранние романтики. Характерный образец этого жанра в русской литературе – эпиграмма В. Л. Пушкина: «Змея ужалила Маркела. / „Он умер?“ – Нет, змея, напротив, околела».
2) В 19–20 вв., короткое сатирическое стихотворение, откликающееся каламбуром на злободневную тему. Для эпиграмм этого вида пуант становится обязательным. Типичные примеры – эпиграммы А. С. Пушкина , Д. Д. Минаева , С. Я. Маршака .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Эпиграмма

ЭПИГРАММА - буквально с греческого: надпись - стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания, предмета, посвященного богам. У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл придали характер язвительной насмешки, что перешло и в новые литературы. В немецкой литературе разумелось под эпиграммой (у Лессинга) краткое стихотворение, в котором остроумным заключением разрешалось некоторое ожидание, возбужденное в начале стихотворения (примеры у Гете и Шиллера), но главною особенностью эпиграммы стал ее характер быстрой, остроумной, язвительной насмешки. От французской литературы, где в XVII и XVIII в.в. расцвела эпиграмма (Пирон, Буало, Расин, Вольтер и др.), эпиграмма с этим характером перешла и в русскую литературу. Развитие этого жанра, несомненно, было у нас задержано политическим гнетом, в свободной борьбе с которым сатира и насмешливая эпиграмма всегда были сильным орудием. Русская эпиграмма чаще была обращена не к политической сфере, а являлась орудием борьбы в литературном мире. Образцы эпиграмм XVIII в. страдают еще большой тяжеловесностью. Писали эпиграммы многие поэты, как XVIII, так и XIX в. Только в руках Пушкина она становится живою и сильною. С ним соперничает Лермонтов. Современники очень ценили эпиграммы признанных остроумцев - кн. П. Вяземского, Тютчева и Соболевского. Популярный в 20-е и 30-е г.г. «Дом сумасшедших» Воейкова представляет собрание эпиграмм на литературных деятелей. С шестидесятых годов заявили себя эпиграммами ловкий версификатор Д. Минаев, Щербина, Н. В. Алмазов и некоторые другие. В более близкое к нам время очень известны были эпиграммы философа-поэта Влад. Соловьева.

В. Ч. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "эпиграмма" в других словарях:

    - (греч. надпись, от epi над и grapho пишу). 1) у древних греков надписи на памятниках и краткие остроумные стихотворения. 2) у римлян и в наше время, стихотворения сатирического и насмешливого содержания. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Эпиграмма - ЭПИГРАММА буквально с греческого: надпись стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания, предмета, посвященного богам. У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл… … Словарь литературных терминов

    - (иноск.) колкая насмѣшка (намекъ на краткія сочиненія, въ видѣ надписей, называемыя эпиграммами). Ср. Имѣлъ онъ счастливый талантъ... Коснуться до всего слегка... И возбуждать улыбку дамъ Огнемъ нежданныхъ эпиграммъ. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣгинъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    эпиграмма - ы, ж. épigramme, нем. Epigramm < epigramma <гр. 1. Один из видов сатирической поэзии, представляющий собой небольшое стихотворение, обычно высмеивающее какое л. лицо; отдельное произведение такого вида поэзии. БАС 1.[ Критициодиус:] На… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См. насмешка... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эпиграмма изречение, насмешка; стихотворение, бонмо, острота, сатира Словарь русских синон … Словарь синонимов

    эпиграмма - злая (Сологуб); мрачная (Пушкин); насмешливо злая (Сологуб); сардоническая (Гоголь); едкая (Чехов); «Окогченная летунья эпиграмма хохотунья, эпиграмма егоза. трется, вьется средь народа» (Баратынский) Эпитеты литературной русской речи. М:… … Словарь эпитетов

    Современная энциклопедия

    - (греч. epigramma букв. надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии стихотворение произвольного… … Большой Энциклопедический словарь

    ЭПИГРАММА, эпиграммы, жен. (греч. epigramma надпись) (книжн.). 1. У древних греков надпись в прозе или в стихах на надгробном памятнике, на общественном здании и т.п. (ист., лит.). 2. В античной поэзии небольшое стихотворение, написанное… … Толковый словарь Ушакова

    Жен., греч. краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла вид колкой насмешки. матический, к ней относящийся тист, сочинитель эпиграмм. Эпиграф муж. изреченье, которое писатель, как значок или знамя, выставляет … Толковый словарь Даля

    Эпиграмма - (греческое epigramma, буквально надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы А.С. Пушкина на Ф.В. Булгарина). В античной поэзии короткое… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Эпиграмма и сатира. Из истории литературной борьбы XIX века. Том 2 , . Настоящий - второй том - охватывает литера­туру 40-70-х годов. С 80-х начинается новая литература: общественную сатиру сменяет бытовая юмористика «Оскол­ков», «Стрекозы», Антоши Чехонте. Этот…

надпись – у древних греков – надпись в прозе или стихах на памятнике, здании, подарке и т. п., объясняющая значение предмета. В античной поэзии – стихотворение произвольногосодержания, написанное элегическим дистихом. От элегии отличалась большей краткостью и узостью тематики. Позже – короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма.

Отличное определение

Неполное определение

ЭПИГРАММА

В буквальном смысле, и по происхождению своему - поэтическая надпись на подарке, гробнице, художественном произведении, которая поясняла внутренний, духовный смысл данного предмета указанием на того, кто этот предмета посвящает, подносит, или того, кто его приготовил, произвел, а также обозначением цели предмета. Главное достоинство маленького стихотворения этого рода заключалось в возможной его простоте, безыскуствеыности, соединенной с остроумием и законченностью мысли и выражения. Уже древнейшие поэты - Архилох, Сафо и др. занимались сочинением эпиграмм; но действительным родоначальником эпиграмматической поэзии был Симонид Кеосский. Его Э., большая часть которых написана для памятников в честь бойцов Персидских войн, представляют вполне законченные образцы поэтического творчества и отличаются остроумием и высокохудожественной простотой. Но Э. служила не только действительной надписью, но составлялась и фиктивно в форме таковой, напр., для надгробных памятников поэтам, философам и на известные произведения искусства; брали также более или менее характерное происшествие из внешней жизни и силой творческого обобщения возводили внутренний его смысл до общей сентенции или делали из него маленькую художественную картинку. Таким образом, слово Э. получило тот смысл, который мы придаем ему теперь. Более всего этот род Э. развился у александрийских поэтов, т. е., в то время, когда греческая поэзия уже не в силах была создавать более крупные произведения. Но в этих маленьких произведениях греческое творчество обнаруживало все еще большую прелесть и изящество, многосторонность и умелость. Сюжет брался обыкновенно из области литературы и искусства, а также из частной жизни. Эпиграмматическое стихотворство, бывшее в таком ходу у александрийцев, продолжалось потом до времен римской и византийской империи, хотя часто далеко уже не с таким талантом, но все же еще с некоторым мастерством. Об отдельных греческих эпиграмматистах ср.

Эпигра́мма (др. -греч. ἐπίγραμμα «надпись») - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях. Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами. В форме эпиграмм выражались размышления Платона, Сафо писала эпиграммы о горечи ранней утраты, Анакреонт - о веселье на пиру. К мастерам эпиграмм относят Симонида Кеосского, Асклепиада, Мелеагра. Расцветом эпиграммы в греческой литературе было творчество эллинистических поэтов III века до н. э. - I века н. э. (составившее ядро так называемой «Палатинской антологии» в 15 книгах) , в римской - сатирическое творчество Марциала (I век н. э.) . Традиции античной эпиграммы продолжались в византийской литературе и в латинской литературе средних веков и Ренессанса, позднее возрождались изредка («Венецианские эпиграммы» Эпиграммы Марциала были тематически близки сатирам Ювенала. К наследию Марциала восходит современное понимание эпиграммы как короткого насмешливого стихотворения, обычно построенного на контрасте постепенной экспозиции и неожиданного завершения, заключительной «остроты» (пуант) . Такого рода эпиграмма сложилась во французской поэзии XVI - XVII веков. Временем расцвета эпиграммы в европейской литературе считается XVIII век (Вольтер, Ж. Б. Руссо, Г. Э. Лессинг, в России - А. П. Сумароков) . Параллельно развивалась эпиграмма, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Помимо названных, к мастерам острых сатирических эпиграмм относят Ж. де Лафонтена и П. Д. Э. Лебрена во Франции, Р. Бёрнса в Англии, Г. Гейне в Германии

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Эпиграмма , ж. греч. краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла вид колкой насмешки. -матический, к ней относящ. -тист, сочинитель эпиграмм. Эпиграф м. изреченье, которое писатель, как значок или знамя, выставляет в заголовке своего сочиненья: девиз, словцо, оголовок.

Толковый словарь Ожегова

Эпиграмма , -ы, ж. Короткое сатирическое стихотворение (первонач.дидактическое), высмеивающее какое-н. определенное лицо. Э. на льстеца.Дружеская а. Обрушить на кого-н. град эпиграмм (перен.: колкостей,язвительных насмешек). || прил. эпиграмматический, -ая, -ое (спец.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

ЭПИГРАММА, эпиграммы, ж. (греч. epigramma - надпись) (книжн.).

У древних греков - надпись в прозе или в стихах на надгробном памятнике, на общественном здании и т. п. (истор., лит.).

В античной поэзии - небольшое стихотворение, написанное сочетанием гекзаметра и пентаметра, впоследствии - преимущ. сатирического содержания (лит.). Эпиграммы Катулла. || В новой европейской поэзии - короткое стихотворение, заканчивающееся острой, злой шуткой по поводу кого-чего-н. (лит.). И шевелится эпиграмма во глубине моей души, а мадригалы им (дамам) пиши! Пушкин.

Перен. Колкое, злое и остроумное замечание, направленное против кого-чего-н. (устар.). Имел он (Онегин) счастливый талант... возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм. Пушкин.

Миниатюры - стихотворение, в котором высмеивается какая-либо персона или общественное явление. Термин произошел от греческого слова epigramma, что в дословном переводе означает "надпись".

Надпись произвольного содержания

Эпиграмма зародилась в Древней Греции и изначально представляла собой надпись с каким-либо содержанием на кубке, сосуде, портике храма или возвышенном пьедестале статуи. В Древнем Риме значение стихотворной надписи изменилось, для римлян эпиграмма - это сатирическое стихотворение. В древнегреческой поэзии эпиграмма возникла в 7-6-м веке

Первым классиком данного жанра является Симонид Кеосский. Этому автору древности приписывают много эпиграмм о воинах Греции и Персии. В первом веке до нашей эры впервые была создана антология греческих эпиграмм, в которую входили около 4000 произведений, отсортированных по тематике. В средние века в латинской литературе эпиграммы с античными традициями продолжили свое развитие - надписи на гробницах, церковных предметах и различных зданиях. Также стихотворные эпиграммы имели популярность у поэтов эпохи Возрождения.

В европейской литературе

Эпиграмма в европейской литературе представляет собой малую форму сатиры, из отличительных черт которой можно четко выделить конкретность повода. Первыми, кто начал писать эпиграммы в Европе, стали французские писатели - Расин, Вольтер, Лафонтен, Руссо. Несколько позже эта форма распространилась и на другие жанры европейской литературы.

В русской литературе

В русской художественной литературе эпиграмма ярко проявилась в творчестве поэтов 18-го столетия: Богдановича, Ломоносова, Хераскова, Кантемира и др. Но наивысшей степени развития она достигает в творчестве Дмитриева, Пушкина, Вяземского. В этот период эпиграмма - это отзыв на отдельные политические события, литературные шедевры, известных личностей, общественных деятелей. В большей части они не были опубликованы, а оставались в рукописях авторов. Среди особо выдающихся авторов-эпиграмматистов начала 19-го века - П. А. Вяземский, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, С. А. Соболевский. Эпиграммы Пушкина отличались тонкой сатирой, например, написанные на Ф. В. Булгарина, А. А. Аракчеева и на А. Н. Голицына. Хотя отдельные его творения в данном жанре бережно продолжали древнегреческую традицию («Любопытный», «Движение»).

В середине 19-го столетия эпиграмма (стихи традиционного типа) отступает на второй план, а подъем переживает злободневная сатирическая поэзия. Особенно яркие примеры ее удалось создать В. С. Курочкину, Д. Д. Минаеву, М. Л. Михайлову, Н. А. Некрасову. Позже эпиграммы писали многие другие выдающиеся литераторы: А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, в этом жанре пытались проявить себя и так называемые второстепенные поэты, существуют единичные примеры эпиграмм, написанные прозаиками - Н. С. Лесков, Ф. М. Достоевский. В советской литературе к эпиграмме часто обращались С. Я. Маршак, В. В. Маяковский, А. Г. Архангельский, Демьян Бедный и многие другие.

Из античности в современность

Современные писатели и поэты также отдают должную дань эпиграмме, которая продолжает распространяться в массах не только в печатном виде, но и устно. Одним из самых знаменитых эпиграмматистов современности считается выдающийся актер Он является автором бесконечного множества поэтических шаржей, направленных на своих коллег-актеров. Эпиграммы Гафта являются колкими стихотворными выпадами в адрес отечественных актеров, фильмов и даже политических деятелей. Артист очень многих «изметелил», как говорит сам автор, «съел живьем». Объектами его выпадов стали: Лия Ахеджакова, Галина Волчек, Олег Даль, Армен Джигарханян, Василий Лановой, Олег Табаков. После выхода в прокат кинокартины «Трое в лодке, не считая собаки» Гафт сочинил эпиграмму на Александра Ширвиндта, и Михаила Державина. Многие откровенно обижаются на эпиграммы Гафта, в их числе и семья Сергея Михалкова. Объектом гафтовской сатиры стала картина «Три мушкетера» и Владимир Жириновский.

Эпиграмма - это один из редчайших, уникальнейших жанров, который, зародившись в глубокой античности, не потерялся на протяжении нескольких столетий, сохранился до наших дней и поныне пользуется популярностью, особенно у сатириков и пародистов.