Ум полководца

Особенности умственной работы полководца таковы, что он не может заранее планировать в деталях все свои действия. Полководец вынужден быстро разбираться в сложной ситуации и мгновенно находить правильное решение. Такое решение иногда относят за счет интуиции или вдохновения. Например, немецкий теоретик военного дела генерал Клаузевиц прямо заявлял, что на войне мышление отступает на второй план, а преобладает интуиция, которая есть не что иное, как искусство.

Но это не совсем так, и лучше всего выразил истинное положение вещей Наполеон, когда сказал: «Вдохновение? Это быстро сделанный расчет». Вся полководческая карьера Наполеона подтверждает его слова. У него есть работа «Замечания о военных действиях кампаний 1796 и 1797 годов в Италии», очень напоминающая сборник анализов шахматных партий. Советский психолог Б. М. Теплов пишет о ней: «В этой работе очень последовательно показывается, что полководцы противника допускали целый ряд крупнейших ошибок... и что разбиты они были именно поэтому, а не вследствие какой-то таинственной гениальности Наполеона. Наполеон же победил потому, что лучше рассчитывал, лучше соображал, и эти расчеты и соображения очень просто объяснить всякому здравомыслящему человеку, что и делается на страницах «Замечаний». Возражая в отдельных случаях против нападок на неправильность его собственных действий, Наполеон в других случаях совершенно открыто признает свои ошибки и показывает, что лучше было бы поступить иначе. Делает он это, конечно, не из скромности, абсолютно ему не свойственной, а потому, что правильность решения есть для него дело рационального расчета и знаний, т. е. вещь безусловно доказуемая. Можно ошибиться в спешке военных действий, но глупо настаивать на ошибке потом, когда всякий разумный человек может проверить расчеты и доказать истину».

Конечно, Наполеон несколько упростил дело. Он свел к дискурсивному рассуждению то, что на поле боя не было рассуждением, а своего рода сплавом речевого и образного мышления. Но сама возможность такого сведения очень характерна: она показывает, что ум полководца в конечном счете восходит к обычному речевому мышлению и его действия могут быть совершенно точно выражены при помощи языка.

Интуиция - это не неожиданное «просветление»: сел и вдруг решил: «Заутра двину рать» туда, а не сюда. Тот же Наполеон говорил: «Если кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что раньше, чем что-либо предпринять, я долго размышлял уже прежде... Я работаю всегда, работаю во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать». И совершенно не случайно великие полководцы были, как правило, культурными и образованными людьми. Александр Македонский - ученик философа Аристотеля, Юлий Цезарь - крупнейший историк, писатель, оратор, даже лингвист. Наполеон с детства проявлял выдающиеся способности к математике, географии, истории, философии. Он «читал запоем, с неслыханной жадностью, испещряя заметками и конспектами свои тетради»,- пишет о нем советский историк Е. В. Тарле; будучи в Париже, Наполеон при всякой возможности учился. Корнель, Расин, Мольер - его настольные книги, он знал и любил поэзию и вообще литературу. Суворов прекрасно знал математику, географию, философию, историю, особенно последнюю. Большая часть его свободного времени уходила на чтение. Он знал множество языков: немецкий, французский, итальянский, польский, финский, турецкий, арабский, персидский, писал стихи и даже печатал их.

Итак, ум полководца - хотя его мышление в основном наглядно-действенное - формируется прежде всего за счет развития теоретического интеллекта. Интуиция Суворова или Наполеона уходит корнями глубоко в языковое, речевое мышление. Это относится не только к полководческой, но и ко всякой другой интуиции. Мы еще вернемся к этому вопросу, а сейчас упомянем только об одном компоненте интуиции - о практическом опыте.

Вопросы мышления в психологии ставились абстрактно (образ теоретика). В жизни - практическое мышление. Раньше проблема практического интеллекта сужалась до вопроса о наглядно-действенном или сенсомоторном мышлении (решение задачи - глядя на вещи или оперируя ими). Наглядно-действенное мышление - первая ступень мышления в фило- и онтогенезе. Но оно не имеет прямого отношения к вопросу об организации практического мышления. Объекты умственной деятельности человека, занятого умственной работой, едва ли поддаются непосредственному восприятию. Отличия между теоретического и практического мышлением нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в "двух разных интеллектах". Интеллект - один. Различия теоретического и практического мышления - по-разному связаны с практикой (не то, что одно связано, другое - нет). Связаны оба, но связь - различна (ее характер). Работа практического мышления направлена на разрешение частных, конкретных задач. Теоретическое мышление - нахождение теоретических общих закономерностей (тактика). Теоретический ум - от созерцания к абстракции, практический ум - от абстракции к практике. В практическом мышлении связь с практикой имеет более непосредственный характер. У практического мышления - своеобразная ответственность (теоретики - выдвигают гипотезы, практики - находятся в более жестких рамках). Теплов ставит под сомнение убеждение, бытующее от Гегеля до Канта и психологии начала 20 века - что теоретический ум - высшая возможная форма проявления интеллекта. Все градации условны, но важно осознать огромную сложность и важность проблемы практического мышления. Проблема, поставленная Аристотелем в учении "о практическом уме". Практический ум направлен на частное, на деятельность, поэтому должен иметь оба вида знания, т.е. знания общего и частного (это сложнее).

Вопрос о практическом уме разрешен только через детальное изучение особенностей умственной работы человека в различных областях практической деятельности. "Ум полководца" - один из характерных примеров практического ума. В последние годы проблема практического ума затрагивалась лишь эпизодически. Так обстояло дело вплоть до 20 гг. 20 века, когда термины "практическое мышление" и "практический интеллект" стали обычными на страницах психологических исследований. Под этими терминами, однако, понимали вовсе не работу ума в условиях практической деятельности, а только вопрос о так называемом наглядно-действенном или сенсомоторном мышлении. Смешение практического ума с наглядно-действенным мышлением в сильной мере способствовало укреплению такого взгляда на практический ум, как на более низкую, элементарную функцию умственной деятельности. Более глубокая постановка о практическом уме наметилась в советской психологии (Рубинштейн "Основы общей психологии"). Мыслительные операции, непосредственно включенные в ход практического действенного разрешения задачи, выдвигают специфические требования, отличные от требований, предъявляемых при обобщенном теоретическом мышлении.

Эти мыслительные операции требуют:

    1. более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям
    2. предполагают умение использовать для решения задачи то особенное и единичное в организации процесса, что не входит в теоретическое обобщение
    3. требуют умения переходить от размышления к действию и обратно.

Это лишь ряд особенностей, характерных для практического ума, но перечень этот не полный.

Принято считать: полководец должен иметь ум и волю как сложных комплекс свойств - сила характера, мужество, решительность, энергия, упорство и т.д. Наполеон уточнил: между умом и волей должно быть соответствие, они должны быть равны (формула квадрата). Дарование полководца - квадрат, где основание - воля, высота - ум.Обычное понимание проблемы "ум и воля полководца" имеет в основе чрезвычайно важную ошибку. Ум и воля рассматриваются как две разные способности, как две "части души" (у греков).

Первым предложившим деление всех психических способностей на два класса был Аристотель (познавательные способности и способности чувствовать, желать...). Он родоначальник противопоставления уса и воли. Но психология прошла мимо одного из важнейших понятий аристотелевского учения о душе, того понятия, в котором осуществляется единство воли и ума, это понятие - практический ум. Практический ум - есть способность к деятельности, направленной на человеческое благо и осуществляющейся на основе разума. Ума полководца - одна из конкретных форм практического ума (двигателем волевого действия является ум и стремление). Обе способности - ум и стремление - обусловливают движение. Ум полководца нельзя понимать как интеллект, он есть единство интеллектуальных и волевых моментов (способность разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно найти правильное решение называется - интуицией). Психологическая природа интуиции полководца теснейшим образом связана с высоким развитием пространственных представлений и пространственного мышления. Для этого нужно: накопление большого количества знаний, своеобразной готовности этих знаний, выработанного упражнением умения решать новые, неожиданные задачи.

Во время Великой отечественной войны Б.М. Теплов написал работу «Ум полководца…»

«Большинство психологов предпочитают описывать «мышление вообще », а не исследовать подробно ум полководца, инженера или музыканта. Теплов рассказал о том, как думал Наполеон , другой известный наш учёный, Бонифатий Михайлович Кедров , детально исследовал мысли Менделеева в день великого открытия - этим, пожалуй, к исчерпываются конкретные работы о творческом мышлении».

Сапарина Е.В., Ага и его секреты, «Молодая Гвардия», 1967 г., с.101.

«Бывают полководцы с относительно ровной и неизменной умственной работоспособностью; их ум производит впечатление работающего всегда на полной нагрузке. Таковы, например, Пётр Первый или Наполеон, но эта ровность, конечно, - лишь относительная. И у них обострение опасности вызывает повышение умственной деятельности. «Наполеон по мере возрастания опасностей становился всё энергичнее», - замечает Тарле .

Другие полководцы характеризуются чертой, которую можно назвать своеобразной экономией психических сил. Они умеют в острые моменты осуществлять максимальную мобилизацию всех своих возможностей, в обычное же время кажутся равнодушными, вялыми и малоактивными. Правда, в это время у них может развёртываться большая подготовительная работа, но она имеет глубоко скрытый, подпочвенный характер. Таков был М. И. Кутузов , в спокойные минуты производивший впечатление ленивого и беззаботного. Состоявший при нем дежурный генерал Маевский писал: «Надо было ещё поймать минуту, чтобы заставить его выслушать себя и кое-что подписать. Так он был тяжёл для слушания дел и подписи своего имени в обыкновенных случаях». Приводя эту цитату, Тарле прибавляет: «Но в том-то и дело, что в необыкновенных случаях Кутузов бывал всегда на своём месте. Суворов нашёл его на своём месте в ночь штурма Измаила; русский народ нашёл его на своём месте, когда наступил необыкновенный случай 1812 года»

Теплов Б.М., Избранные труды в 2-х томах, Том 1, М., «Педагогика», 1985 г., с. 237.

«Прекрасным примером подхода к качественному анализу одарённости может служить работа Теплова «Ум полководца». Вначале Теплов выделяет два главных качества полководца: ум и волю. Затем показывает, что практический ум представляет собой единство ума и воли. В дальнейшем анализе Теплов показывает, что для ума полководца характерно то, что опасность создаёт для него не отрицательные, а положительные эмоции, которые обостряют и усиливают работу ума; для них характерна «способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности». Для практического мышления характерна конкретность, когда само задумывание дела, само рождение замысла уже включает в себя соразмерение со средствами, представление всех деталей дела. Для эффективного практического ума характерны простота, ясность, определённость планов, комбинаций, решений. Б.М. Теплов пишет: «Для интеллектуальной работы полководца типична чрезвычайная сложность исходного материала и большая простота и ясность конечного результата. Вначале - анализ сложного материала, в итоге - синтез, дающий простые и определенные положения». Превращение сложного в простое - вот формула работы практического ума».

    Смотрите также:
  • Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (Документ)
  • Теплов В.И. (ред.) Функциональные продукты питания (Документ)
  • Суворов А.В. Наука побеждать (Документ)
  • Теплов В.П. Словарь по экономической теории (Документ)

n1.doc

Б. М. Теплов «Ум полководца»
Деятельность полководца предъявляет исключительно высокие требования к уму. Совершенно прав был Клаузевиц, когда писал: «На высшем посту главнокомандующего умственная деятельность принадлежала к числу наиболее трудных, какие только выпадают на долю человеческого ума» (Клаувезиц, 1941).

В то же время ум полководца является одним из характернейших примеров практического ума, в котором с чрезвычайной яркостью выступают своеобразные черты последнего. Наполеон в своё время внёс в неё новый важный оттенок: не в том только дело, что полководец должен иметь и ум, и волю, а том, что между ними должно быть равновесие, что они должны быть равны. «Военный человек должен иметь столько же характера, сколько и ума». Если воля значительно превышает ум, полководец будет действовать решительно и мужественно, но мало разумно; в обратном случае у него будут хорошие идеи и планы, но не хватит мужества и решительности осуществить их.

Обычно понимание проблемы «ум и воля у полководца» имеет в основе своей одну чрезвычайно важную ошибку. Ум и воля рассматриваются как две разные особенности, как две – пользуясь любимым выражением древних греков – «части души».

Первым, предложившим деление всех психических способностей на два класса: познавательные способности и движущие способности (способности чувствования, желания и действования), был Аристотель. От него ведёт своё начало противопоставление ума и воли.

Задаваясь вопросом, что является двигателем волевого действия, Аристотель приходит к выводу, что таковым не может быть ни стремление само по себе, ни ум сам по себе («ведь теоретический ум не мыслит ничего, относящегося к действию, и не говорит о том, чего следует избегать и чего надо домогаться»). Подлинным двигателем волевого действия является «ум и стремление» или «разумное стремление».

Решение Аристотеля определяет как «взвешенное (или обдуманное) стремление к тому, что в нашей власти», или ещё короче, как «стремящийся разум».

Бывают полководцы с относительно ровной и неизменной умственной работоспособностью: их ум производит впечатление работающего всегда на полной нагрузке.

Другие полководцы характеризуются чертой, которую можно назвать своеобразной «экономией психических сил». Они умеют в острые моменты осуществлять максимальную мобилизацию всех своих возможностей, в обычное же время кажутся равнодушными, вялыми и малоактивными.

Но особенно показательны для нас в данной связи те военачальники, которые только в атмосфере опасности, только в обстановке боя могли обнаружить свой военный талант и силу своего военного ума. Таков, по видимому, был Конде, который «любил пытаться совершать невозможные предприятия», «но в присутствии противника находил такие чудесные мысли, что в конце концов всё ему уступало».

Такие лица, конечно, не являются первоклассными полководцами, они не пригодны для самостоятельного решения крупных оперативных задач, но едва ли в их ограниченности можно видеть некое прирождённое свойство.

В основе решения всякой задачи, стоящей перед полководцем лежит анализ обстановки. Пока не выяснена обстановка, нельзя говорить ни о предвидении, ни о планировании. Сведения об обстановке – это те данные, исходя из которых должна решаться всякая стратегическая, оперативная или тактическая задача.

Составление планов войны в целом, отдельных операций, каждого предстоящего сражения – важнейшая слагаемая в работе полководцев и их штабов. Но военное планирование – это планирование особого рода. Здесь с чрезвычайной яркостью выступают те исключительные трудности, с которыми связана интеллектуальная работа военачальника.

Происходящее (на войне взаимодействие по самой своей природе противится всякой, плановости, - писал Клаузевиц. И как бы в подтверждение этой мысли Наполеон говорит о себе, что он «никогда не имел планов операций. Однако это говорит тот самый Наполеон, который постоянно подчёркивал, что он «никогда не имел планов операций».

«Диспозиция, составленная Вейром в Аустерлицком сражении, - пишет Л. Н. Толстой, - была образцом в сочинениях этого рода, но её всё-таки осудим за её совершенство, за слишком большую подробность».

Когда к Суворову в бытность его в Вене приехали четыре члена Гофкригсрата с изготовленным планом компании до р. Адды, прося Суворова именем императора исправить или изменить проект в чём он признаёт нужным, Суворов зачеркнул крестом записку и написал снизу, что начнёт компанию переходом через Ад, а закончит, «где богу будет угодно».

Мы начали с утверждения: деятельность полководца предъявляет очень высокие требования к уму. В дальнейшем мы делаем попытку доказать, развивать и конкретизировать это положение. Теперь, подводя итоги, мы должны внести в него некоторое уточнение: для полководца недостаточно природной силы ума, ему необходимы большой запас знаний, а также высокая и разносторонняя культура мысли.

Военные гении масштаба Суворова или Наполеона создаётся в результате огромного подвига работоспособности, соединенной с беспредельной любознательностью, с живым интересом к самым разнообразным образам жизни.

Книга известного психолога Бориса Михайловича Теплова (1896-1965) написана в годы Великой отечественной войны и раскрывает общие умственные способности, качества ума и другие индивидуально-психологические различия людей в одной из практических деятельностей - военном деле. Книга написана на большом историческом материале. Даются сведения о личности наиболее выдающихся полководцев, и в первую очередь Суворова и Наполеона .

СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 3 Ум полководца 27 Глава 1 Различие между теоретическим и практическим мышлением 27 Глава 2 Ум и воля 35 Глава 3 Стихия опасности 47 Глава 4 Отличия решений в науке и на войне 59 Глава 5 Анализ обстановки 67 Глава 6 Мужество в решении, мужество разума 82 Глава 7 Проникновение в намерения и замыслы неприятеля 102 Глава 8 Военное планирование 110 Глава 9 Гибкость и упорство в отношении своих планов 119 Глава 10 Управлять - значит предвидеть, источники предвидения 133 Глава 11 Интуиция. Особенности интуиции полководца 147 * интуиция - это быстро сделанный расчёт 157 * неприменимость признаков бессознательность и непроизвольность к интуиции полководца 161 * различие между интуицией полководца и интуицией учёного 163 * чувство местности, карта-передвижение, карта-обозрение 166 * чувство времени, временно е воображение 170 * прошлый опыт, подготовка себя, своего ума к интуитивному решению 175 Глава 12 Большой запас знаний, высокая и разносторонняя культура мысли 179 Комментарии 197 Список цитируемой литературы 202 Рекомендуемая литература 205

Несколько выдержек из книги:

Превращение сложного в простое…

В основе решения всякой задачи, стоящей перед полководцем, лежит анализ обстановки. Пока не выяснена обстановка, нельзя говорить ни о предвидении, ни о планировании. Сведения об обстановке - это те данные, исходя их которых должна решаться всякая стратегическая, оперативная или тактическая задача.
Но можно ли указать другую отрасль человеческой деятельности, где данные, из которых исходит планирующий и принимающий решения ум, были бы так сложны, многообразны и трудно обозримы, как данные об обстановке на войне? (стр. 67)

Сведения о противнике, получаемые из самых разнообразных источников и касающиеся самых разных сторон состояния его армии, его действия и намерения, многообразнейшие данные о своих силах, данные о местности, в отношении которой иногда одна малозаметная деталь может иметь решающее значение, - во всем этом и еще во многом другом должен разобраться анализирующий ум полководца, прежде чем принять решение.
Таким образом, первая особенность интеллектуальной работы полководца - колоссальная сложность материала, подлежащего анализу.
Вторая, не менее характерная его особенность - простота, ясность, определенность продуктов этой работы, т.е. тех планов, комбинаций, решений , к которым приходит полководец. Чем проще и определеннее план операции или сражения, тем он при прочих равных условиях лучше. Эту мысль не раз высказывал и доказывал Клаузевиц: "Простота представлений … составляет корень хорошего ведения войны". (стр.68)

Крупнейшие полководцы обладали этим качеством в наибольшей степени. В характеристиках полководческого искусства Суворова эта сторона всегда отмечается как одна из важнейших: "Простота суворовских соображений была замечательная, и ей соответствовала простота исполнения". (стр. 69)

Итак, для интеллектуальной работы полководца типичны чрезвычайная сложность исходного материала и большая простота и ясность конечного результата. Вначале - анализ сложного материала , в итоге - синтез, дающий простые и определенные положения . Превращение сложного в простое - этой краткой формулой можно обозначить одну из самых важных сторон в работе ума полководца. (стр.71)

Успешное разрешение в труднейших условиях войны той задачи, которую я условно назвал превращением сложного в простое , предполагает высокое развитие целого ряда качеств ума.
Оно предполагает прежде всего очень сильную способность к анализу , дающую возможность разбираться в самых запутанных данных, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять из них такие, которые остаются не замеченными для более поверхностного взгляда, но могут при данных условиях иметь решающее значение.
Оно предполагает, далее, умение видеть сразу и целое и все детали . Иначе говоря, оно предполагает мощную синтетическую силу ума (одним взглядом охватывать целое), соединённую однако с конкретностью мышления . Здесь требуется синтез, осуществляющийся не с помощью далеко идущей абстракции (тот синтез, который можно видеть у многих учёных, особенно ярко у математиков и философов), а конкретный синтез , видящий целое в многообразии деталей. В этом отношении ум полководца имеет много общего с умом художника. (стр. 72-73)

Умение находить и выделять существенное и постоянная систематизация материала - вот важнейшие условия, обеспечивающие то единство анализа и синтеза, то равновесие между этими сторонами мыслительной деятельности, которые отличают работу ума хорошего полководца. (стр.81)

Сравнения военачальников.

Бывают полководцы с относительно ровной и неизменной умственной работоспособностью; их ум производит впечатление работающего всегда на полной нагрузке. Таковы, например, Пётр Первый или Наполеон, но эта ровность, конечно, - лишь относительная. И у них обострение опасности вызывает повышение умственной деятельности. «Наполеон по мере возрастания опасностей становился всё энергичнее», - замечает Тарле. Другие полководцы характеризуются чертой, которую можно назвать своеобразной экономией психических сил. Они умеют в острые моменты осуществлять максимальную мобилизацию всех своих возможностей, в обычное же время кажутся равнодушными, вялыми и малоактивными. Правда, в это время у них может развёртываться большая подготовительная работа, но она имеет глубоко скрытый, подпочвенный характер. Таков был М. И. Кутузов, в спокойные минуты производивший впечатление ленивого и беззаботного. Состоявший при нём дежурный генерал Маевский писал: «Надо было ещё поймать минуту, чтобы заставить его выслушать себя и кое-что подписать. Так он был тяжёл для слушания дел и подписи своего имени в обыкновенных случаях». Приводя эту цитату, Тарле прибавляет: «Но в том-то и дело, что в необыкновенных случаях Кутузов бывал всегда на своём месте. Суворов нашёл его на своём месте в ночь штурма Измаила; русский народ нашёл его на своём месте, когда наступил необыкновенный случай 1812 года».

О книге

  • Мышление военачальника по Б. М. Теплову. Во время Великой отечественной войны Б. М. Теплов написал работу «Ум полководца…» «Большинство психологов предпочитают описывать «мышление вообще», а не исследовать подробно ум полководца, инженера или музыканта. Теплов рассказал о том, как думал Наполеон, другой известный наш учёный, Бонифатий Михайлович Кедров, детально исследовал мысли Менделеева в день великого открытия - этим, пожалуй, и исчерпываются конкретные работы о творческом мышлении. - Сапарина Е. В., Ага и его секреты, «Молодая Гвардия», 1967 г., с.101.