Логопедическое сопровождение

коррекционно-педагогического процесса.

Логопедическое сопровождение коррекционно-педагогического процесса является одним из главных компонентов системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса образовательной организации.

Логопедическое сопровождение предполагает реализацию в образовательном процессе следующих задач:

Раннее выявление и преодоление отклонений в развитии речи детей с ОВЗ;

Осуществление диагностики речевого развития детей во взаимодействии с ПМПК;

Определение и реализация индивидуальной программы коррекции речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка;

Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.

Логопедическое сопровождение включает следующие направления деятельности учителя-логопеда:

1. Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

2. Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

3. Профилактическое – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

4. Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Рассмотрим содержание деятельности учителя-логопеда в рамках данных направлений подробнее:

Мониторинговое (диагностическое) направление предполагает: раннее выявление детей с проблемами в развитии; первичное обследование речи детей; сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии; психолого-педагогическое наблюдение за детьми раннего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи; обследование детей с тяжелыми нарушениями речи; динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы; диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.

Следует отметить, что одним из этапов диагностического направления деятельности учителя – логопеда является организационный блок его работы, включающий: подготовку логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября). На данном этапе работы систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопедическое сопровождение. Проводится анализ результатов диагностики. Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопедическое сопровождение, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года). Определяется стратегия коррекционно-педагогического процесса в образовательной организации – планирование работы на год. Составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда. Осуществляется выбор способа организации учебного процесса: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми. Обеспечение документацией.

Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя –логопеда проводится, в соответствии с логопедическими заключениями, непосредственно с детьми, зачисленными на логопедическое сопровождение, в течение всего учебного года.

На логопедическое сопровождение зачисляются дети, имеющие: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетические нарушения; нарушения речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя-логопеда включает: занятия учителя-логопеда по совершенствованию разных сторон речи; совместную деятельность с педагогом-психологом по стимулированию психологической базы речи; совместную деятельность с педагогами; музыкальным руководителем по развитию темпо-ритмической организации речи; инструктором физического воспитания по развитию общей моторики детей; организация необходимого медицинского сопровождения для детей с проблемами развития.

Занятия с детьми проводятся индивидуально и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения речи детей с ОВЗ и местонахождения общеобразовательного учреждения.

Занятия с детьми проводятся с учетом режима работы общеобразовательной организации. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся: с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю; с детьми, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи - не менее двух-трех раз в неделю; с детьми, имеющими фонетический дефект - не менее 1-2 раз в неделю; с заикающимися – не менее трех раз в неделю.

Занятия в подвижных микрогруппахпредоставляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально-типологических особенностей воспитанников.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителя - логопеда в течение каждого рабочего дня и недели в целом. Они позволяют осуществлять коррекцию индивидуальных речевых и иных недостатков психофизического развития воспитанников. Роль их особенно велика в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, когда особенности возраста, а также ограниченность речевых средств общения, общий и речевой негативизм воспитанников мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более – со сверстниками. Тем не менее в течение учебного года происходит постепенный переход от индивидуальных занятий к работе в малых подгруппах, который позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

Структура и содержание индивидуального занятия зависят от вида и степени тяжести речевого нарушения ребенка, его индивидуальных особенностей. Компонентами занятия могут выступать: развитие артикуляционной моторики, формирование артикуляционных укладов; формирование правильных произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком); развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа; совершенствование лексико-грамматических конструкций и связной речи; развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук.

На протяжении всего занятия ребенок должен находиться в хорошем настроении, его следует настроить на общение с логопедом и занятие в целом. Для этого могут быть использованы сюрпризные моменты, игровые фрагменты, увлекательные задания и упражнения, с помощью которых процесс обучения превращается в интересную игру.

В ходе индивидуальных занятий у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать речь не только окружающих, но и собственную. Для этого используется аудиоаппаратура, с помощью которой ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и отсрочено, как бы со стороны и оценить свою речь.

Составляя конспект занятия и продумывая его содержание, следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия усложняется постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком. Так, одна из особенностей индивидуального занятия по постановке звуков – наличие нескольких подходов в течение занятия (не менее 3 раз), чередующихся с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяет поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, учителю - логопеду необходимо стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.

Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю, с воспитанниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дефекты речи, обусловленные нарушениями строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия и т.д.); не менее 2 раз – с фонематическим недоразвитием речи. Продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут. Темы индивидуальных занятий с детьми и учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.

Оптимизация содержания логопедических занятий обеспечивается их полизадачностью (или комплексным, интегрированным характером), когда параллельно реализуются и органично дополняют дуг друга различные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. При этом целостность занятий обеспечивается включением в образовательный процесс сквозной сюжетно-игровой линии, тематической организации речевого и познавательного материала и т.д.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта собственной деятельности и, прежде всего, таких ее видов, как коммуникативная и учебно-познавательная, что служит эффективной профилактикой возможной школьной неуспешности.

Профилактическое направление деятельности учителя-логопеда предполагает: ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров; оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии; профилактику нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья; организацию консультативных занятий с детьми, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.

В ходе профилактической работы воспитателям, чьи дети зачислены на логопедическое сопровождение, предлагается информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий на неделю с каждым ребёнком.

Воспитателям, чьи дети не зачислены на логопедическое сопровождение, предоставляется информация с целью профилактики речевых нарушений.

Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, даются соответствующие рекомендации.

Содержанием информационно - методического направления деятельности учителя – логопеда является: методическая помощь работникам ДОО по вопросам коррекции речи; изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями; участие в работе методических объединений учителей-логопедов; в семинарах и конференциях; работа с методической литературой, с литературой по теме самообразования; создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОО.

Нужно отметить, чтовремя коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то одним из важных направлений деятельности учителя – логопеда является взаимосвязь с участниками образовательного процесса. Речь идет о взаимосвязи между логопедом и воспитателем. Ее можно проследить по следующим направлениям работы: диагностическая, коррекционная, профилактическая.

Рассмотрим процесс взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя ДОО на этапе диагностической работы . Воспитатель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.

Учитель-логопед проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:

В «Экранах звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними;

В «Стартовой логопедической диагностике», где на каждого ребенка составляется речевой профиль с указанием степени развития той или иной стороны речи.

В диагностику включены следующие логопедические показатели: строение и функционирование артикуляционного аппарата, темпо-ритмическая и интонационно-мелодическая организация речи, произнесение звуков, фонематические процессы, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели планируют занятия с детьми исходя из основных коррекционных задач.

Коррекционная работа включает следующие формы взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя ДОО. Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов; занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики; оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков; способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры; проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Учитель-логопед оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

Профилактическое направление деятельности учителя – логопеда. Основная цель этой работы - создание воспитателямитакой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у детей трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений.

Учитель-логопедотслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.
Заключительным этапом логопедического сопровождения является осуществление контроля выполнения выше обозначенных направлений деятельности учителя – логопеда. Данный контроль включает: проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости); информацию о работе учителя-логопеда на педагогических и методических советах; подведение итогов работы за учебный год; цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

МБДОУ «Большесосновский детский сад» с. Большая Соснова Пермский край.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ЗВЕНЬЕВ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Подготовила

Учитель - логопед

Самохвалова Светлана Геннадьевна

с. Большая Соснова

Раннее выявление недостатков в развитии и начало комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение вторичных. Логопедическое сопровождение является неотъемлемым звеном системы сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребёнка. Ухудшается физическое, психоневрологическое здоровье детей. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. По данным психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ прослеживается рост количества детей с ОВЗ. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии дошкольников.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию. Ранняя коррекция недостатков речевого развития ребенка становится все более актуальной проблемой педагогики и психологии. Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребенка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Ряд исследователей утверждают, что современные дети демонстрируют поздний тем созревания. Первые слова у детей появляются после первого года (раньше в 6 – 7 месяцев), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше к 1,5 годам), поздно формируются звуки, запаздывает нормализация звукопроизношения. В 5 – 6 лет наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. нарушение речи.

Актуальность проблемы ранней диагностики и коррекции речевых недостатков подтверждается проведенным исследованием. На базе МБДОУ «Большесосновский детский сад» было проведено логопедическое обследование детей 3-4 лет (вторые младшие группы). По результатам обследования выяснилось, что 77 % детей раннего возраста имеют речевые нарушения различной степени выраженности, 30% детей из числа обследованных – с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня развития, 16% детей имеют заключение невролога: «Задержка психоречевого развития» (ЗПРР). Данные обследования познавательного развития показывают, что 40 % детей экспериментальной группы имеют низкий уровень развития познавательных процессов. Эти дети составили «группу риска» по возникновению тяжелых нарушений развития. Дети с задержкой речевого развития, поступая в детский сад, с большим трудом и в более длительный срок адаптируются к новым условиям, о чем свидетельствуют данные обследования адаптационных возможностей детей раннего возраста. У 65 % детей с ОВЗ отмечен высокий уровень дезадаптации (по методике Е.И. Морозовой).

Данные нарушения часто можно диагностировать уже в раннем дошкольном возрасте – в 2,5 – 3 года. Пластичность активно формирующегося мозга двух – трехлетнего ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности. Такие дети должны получать логопедическую помощь с 2,5 – 3-летнего возраста в специальных ясельных группах или яслях-садах для детей с общим недоразвитием речи.

Внедрение федеральных государственных стандартов дошкольного образования определило требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые предполагают оказание ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» П.3.2.2).

Положение Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 года № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» также рекомендует регулирование коррекционно-образовательной работы специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения и нуждающиеся в логопедической помощи с раннего возраста.

Однако в ДОУ обще развивающего вида они обычно зачисляются на логопункт только после пяти лет, так как программа логопедической работы в условиях логопункта ДОУ обще развивающего вида не предусматривает работу с детьми раннего возраста. Такое опоздание с логопедической коррекцией нередко приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных, психических процессов, а также к несформированности коммуникативных навыков.

В связи с этим логопедическое сопровождение считаем неотъемлемым звеном системы сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Форма проведения занятий – групповая (4 – 6 детей).

Программа предусматривает:

1. Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

2. Развитие речи с опорой на онтогенез

3. Взаимосвязь в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

4. Дифференцированный подход в логопедической работе с детьми.

5. Связь речи с другими сторонами психического развития.

6. Внедрение инновационных технологий в коррекционную деятельность.

Целью программы является построение системы логопедической работы с детьми раннего возраста ОВЗ (ОНР), предусматривающей раннюю профилактику и коррекцию речевых недостатков.

Задачи:

1. Развивать понимание речи.

2. Активизировать навыки звукового подражания.

3. Уточнить произношение звуков раннего онтогенеза.

4. Совершенствовать работу артикуляционного аппарата.

5. Развивать фонематическое восприятие, навыки правильного речевого дыхания, смены темпа и ритма речи, эмоционально-мимические навыки.

6. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, двигательное воображение (использование ритмопластики, игр с речевым и музыкальным сопровождением).

7. Обогащать словарный запас детей (в соответствии с лексическими темами занятий).

8. Проводить работу по формированию самостоятельной разговорной речи.

9. Развивать психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, мыслительные операции).

10. Развивать коммуникативные навыки, умение слушать педагога, выполнять задания по словесной инструкции.

Программа предусматривает проведение коррекционных занятий в соответствии с изучением лексических тем и определенных звуков.

Концептуальность: данная программа написана в соответствии с основными принципами коррекционного воздействия и реализует логопедические и педагогические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на специальные принципы: раннего выявления речевых нарушений, системности, учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, учета индивидуальных особенностей.

При обучении используются практические, наглядные, словесные методы и приемы: показ способов действий, помощь логопеда, сопряженная речь, активные методы обучения, игры и упражнения, повторение, беседа и т.д.

Инновационные технологии: здоровьесберегающие технологии, нетрадиционные методики, ИКТ, технология разноуровневого обучения.

Условия реализации программы: оборудованный логопедический кабинет, дидактический и наглядный материал, техническое оснащение (компьютер, проектор), медицинские показания для детей.

Структура каждого логопедического занятия включает в себя следующие этапы:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Упражнения на развитие фонематического слуха.

4. Упражнения на развитие речевого дыхания.

6. Игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи.

7. Игры и упражнения с использованием инновационных технологий.

В результате логопедической работы к концу учебного года дети должны научиться:

1. Понимать обращенную к ним речь, что послужит толчком для самостоятельной речевой активности.

2. Соотносить предметы с их качествами, признаками и функциональным назначением.

3. Понимать простые грамматические категории: существительные единственного и множественного числа, простые предлоги.

4. Самостоятельно воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух-, трёхсложных слов с открытыми слогами.

5. Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.

6. Научиться распознавать неречевые звуки на слух, узнавать животных и людей по голосу.

7. Уметь задавать вопросы и отвечать на них.

8. Самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции.

Таким образом, своевременная логопедическая помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки как в речевом, так и в психическом развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Список используемой литературы

1. Нищева, Н.В. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педвузов / Н.В. Нищева, Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 224 с.

2. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб: Детство-пресс, 2004. -120 с. + цв. вкл. 96 с.

3. Фадеева, Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Ю.А. Фадеева, Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.

4. Филичева Т.Б., Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.

Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Развитие речи детей начинается с самых первых дней.

Вплоть до последних лет в России обследование младенцев вообще и младенцев риска в частности, характеризовалось :

– Приоритетом медицинских служб, отсутствием педагогической, психологической, социальной работы;

– Недостатком методов диагностики и определения уровня функционального развития младенцев, отсутствие системы раннего обнаружения младенцев риска;

– Недостатком новой литературы в области развития младенцев;

– Отсутствием системы подготовки педагогов (в том числе, специальных педагогов) и психологов для детей от 0 до 3-х лет.

Вплоть до настоящего времени, университеты и педагогические институты готовят специалистов для работы с детьми в основном с трех лет.

Таким образом, поставлена задача в государственном масштабе, осуществить программу ранней помощи детям. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

В последние годы определилось особое направление в логопедии - превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста - это специальная работа с 2-3 летними детьми, включающая раннюю диагностику и комплексную коррекцию с первых месяцев жизни, что позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

Между тем существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Авторами государственной концепции раннего вмешательства разрабатывается и апробируется система специального образования нового типа. Соответственно определены и задачи реализации этой системы (Малофеев Н.Н.) .

1. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.

2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.

3. Обязательное включение родителей в процесс обучения начиная с первых лет жизни ребенка.

4. Расширение временных границ специального образования: нижняя граница - первые месяцы жизни.

5. Наличие специализированного стандарта образования, определяющего наряду с академическими достижениями уровень жизненной компетенции ребенка.

6. Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которого в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка.

7. Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды и др.

Для реализации поставленных задач необходима реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента - службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии. Служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка.

Раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.

Ранняя (с первого месяца жизни) коррекция отклонений в развитии детей во всем мире является одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Создавая отечественную систему ранней помощи, важно изучать опыт Запада, но не следует пренебрегать и отечественными разработками .

Раннее вмешательство рассматривается как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где отводится большая роль семье, матери в реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Л.С. Выготский указывал, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Мнение о том, что чем старше ребенок, тем легче его обучать, по сути своей неверно. Сроки обучения определяются сензитивными периодами в развитии каждой функции. Именно в эти периоды обучение оказывается наиболее легким, экономным и плодотворным. Оптимальные сроки обучение для каждого ребенка определяются зоной его ближайшего развития, то есть обучение опирается не только и не столько на созревшие функции ребенка, сколько на созревающие .

По данным ведущих отечественных педиатров, перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих органов и систем организма, в первую очередь, нервной системы .

Причинами, вызывающими перинатальную энцефалопатию, могут быть неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, различные родовые травмы; тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, вызывают риск возникновения у детей нарушений в развитии. И хотя диагноз «перинатальная энцефалопатия» к концу первого года жизни снимается, так как выраженных нарушений не выявляется, но нормальное развитие отмечается у 15-20% детей. Длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 4-5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые формы дизартрии и другие.

Исследования сотрудников Центра психолого-медико-социального сопровождения Санкт-Петербурга, где проводится диагностика и коррекция отклонений в развитии детей от 0 до 3 лет, показывают, что 83% детей этого возраста относятся к группе риска или имеют выраженные отклонения. Среди них дети с проблемами речевого развития составили 28%, с проблемами общего психического развития - 22,3 %, с проблемами поведения - 11,2%, с отставанием только в сфере моторного развития - 8%, с проблемами внутрисемейных отношений - 7% .

Таким образом, своевременная диагностика отклонений в развитии детей раннего возраста поможет организовать адекватную раннюю коррекционную помощь и логопедическое сопровождение, а так же позволит предупредить вторичные нарушения у детей группы риска.

Доказано, что нарушение нейрофизиологических функций искажает, но не останавливает процессы развития. Формирование психики ребенка протекает при этом в аномальных условиях, однако благодаря высокой пластичности детской психики, ее широким компенсаторным возможностям оказывается возможной как успешная коррекция отклонений, так и относительная компенсация даже самых тяжелых поражений нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Ребенок с отклонениями в развитии, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего срока выбора интегрированного обучения.

Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития.

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.

Большое значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в ранний период 2 - 3 лет. Своевременное и полноценное формирование речи в младшем дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах.

Ранний возраст - лучший для профилактики и коррекции недостатков речи. Этому способствуют особенности ребенка: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

Анализ зарубежного опыта реализации программ раннего вмешательства показывает, что в России есть все условия, необходимые для построения эффективной системы ранней диагностики и коррекции выявленных отклонений в развитии у детей.

Таким образом, цель логопедического сопровождения детей в раннем возрасте - своевременная диагностика и предупреждение нарушений речи, обусловленных неблагоприятными воздействиями социальной среды и биологических факторов.

дошкольный вербальный речевой недоразвитие

Дипломная работа *

3 230руб.

Описание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие речи детей в раннем возрасте одна из важнейших задач педагогики раннего возраста. Развитие речи тесно связан с формированием всех психических процессов (восприятие, память, мышление и др.) И одновременно является основой целенаправленной познавательной деятельности ребенка. Именно поэтому данная проблема всегда была в центре внимания исследователей.
Задержка речевого развития характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. Также отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания детей с ЗРР, дефицитарность основных свойств внимания: объема, концен...

Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы осуществления коррекцинно-логопедического сопровождения детей раннего возраста
1.1. Характеристика онтогенеза раннего развития 7
1.2. Задержка речевого развития как психолого-педагогическая проблема 17
1.3. Технологии осуществления коррекционно-логопедического сопровождения детей раннего возраста 25
Глава 2. Эксперементальное исследование состояния речи у детей раннего возраста
2.1. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента 32
2.2. Описание комплекса методик по диагностике состояния речи у детей раннего возраста 33
2.3. Анализ полученных результатов констатирующего этапа эксперимента 37
Глава 3 Экспериментальная работа по коррекционно-логопедическому сопровождению детей раннего возраста
3.1.Содержание работы по коррекционно-логопедическому сопровождению детей раннего возраста 41
3.2. Анализ эффективности проведенной работы 52
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Введение
Общеизвестно, что правильная речь - важнейшая предпосылка полноценного развития ребенка и его социальной адаптации, поэтому своевременная логопедическая диагностика позволяет влиять на социальную депривацию ребенка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно корректировать темп психоречевого развит ия ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени у родителей и педагогов для их коррекции (Л. Бадалян, А. Мастюковой, А. Приходько, К. Семенова).



Фрагмент работы для ознакомления

Отдельно отмечаются устойчивые запинки при произношении развернутых фраз или отдельных слов, многократные повторения и растянутая произношение слогов и звуков, сопровождающееся мышечным напряжением; большое количество многочисленных недифференцированных жестов, носят не коммуникативную, а агрессивную направленность .Итак, речевое развитие ребенка - один из основных факторов развития в раннем детстве. Уровень развития речи определяет уровень сформированности социальных и познавательных достижений ребенка - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств, является основой формирования личности.Важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка с в раннем возрасте и каковы причины дефектов ее речи. Если малыш в своем развитии устойчиво отстает наодин возрастной период, то его уже можно отнести к группе риска и родителям обязательно следует обратиться за консультацией к детскому психологу и логопеду.1.3. Технологии осуществления коррекционно-логопедического сопровождения детей раннего возрастаЦелью коррекционно-логопедической работы является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы1) Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, то есть с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности.2) Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень доречевого развития, на котором он находится. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохраненных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».3) Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. Это связано с тем, что при ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, то есть кинестезии, приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Одним из типов нарушений кинестезии является недостаточность или отсутствие следового образа движения, в том числе и движения артикуляционных мышц. В основу разработанной системы коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного участия обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов, разработанный П.К. Анохиным. При разработке системы упражнений, направленных на коррекцию и развитие артикуляционной моторики, учитывалось положение Н.И. Жинкина о том, что отсутствие обратной связи (кинестезии) прекратило бы всякую возможность накоплений опыта для управления движениями речевых органов, человек не смог бы научиться речи, а усиление обратной связи-(кинестезии) ускоряет и облегчает обучение речи.4) Принципы отечественной дидактики. Коррекция и развитие доречевых функций детей с церебральным параличом требуют творческого использования таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены. В коррекционно-педагогической работе широко используются все перечисленные дидактические принципы, но с учетом специфических особенностей детей, страдающих церебральным параличом.5) Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.6) Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др. Организация логопедической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского персонала, так и родителей ребенка.Основные направления коррекционно-педагогической работы:- нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;- развитие зрительного и слухового восприятия;- развитие эмоциональных реакций;- развитие движений руки и действий с предметами;- формирование подготовительных этапов развития понимания речи;- развитие подготовительных этапов формирования активной речи.Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей.Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися наI доречевом уровне развития, является стимуляция голосовых реакций.Основные направления коррекционно-педагогической работы:- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;- вокализация выдоха;- развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента;- стимуляция голосовых реакций;- развитие зрительной фиксации и прослеживания;- выработка слухового сосредоточения;- нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации.Занятия с детьми проводятся индивидуально, как до кормления, так и после него. Во время занятий ребенок находится в положении «рефлексо-запрещающей позиции». Длительность занятия 7-10 минут. На занятиях должна присутствовать мать и обучаться приемам коррекционно-педагогической работы, с тем чтобы в течение дня продолжать заниматься со своим ребенком.Основной, задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися наII доречевом уровне развития, является стимуляция гуления.Основные направления коррекционно-педагогической работы:- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;- увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления;- развитие устойчивости фиксации, плавности прослеживания;- формирование умения локализовывать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого;- развитие хватательной функции рук.Занятия, проводимые в этот период, носят индивидуальный характер, по длительности не превышают 10-15 минут. Они проводятся в специально оборудованном светлом и теплом кабинете, изолированном от посторонних шумов. Во время занятия ребенок находится в адекватной для него позе «рефлексо-запрещающей позиции». Для занятия используются часы бодрствования ребенка до кормления или после него. В течение дня с ребенком должна заниматься мать по плану, составленному логопедом. (Это требование также следует учитывать при проведении занятий с детьми III и IV уровня доречевого развития.)Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися наIII доречевом уровне развития, является стимуляция интонированного голосового общения и лепета.Основные направления коррекционно-педагогической работы:- нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;- выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;- стимуляция лепета;- формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;- выработка зрительных дифференцировок;- стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания;- выработка акустической установки на звуки и голос;- развитие слуховых дифференцировок;- формирование подготовительных этапов понимания речи.Логопедические занятия проводятся индивидуально, ежедневно. Длительность занятий не превышает 20 минут. Занятия проходят в логопедическом кабинете, оснащенном специальной мебелью и набором необходимых игрушек. В зависимости от своих двигательных возможностей во время занятия ребенок находится на пеленальнике, в специальном стуле или кресле, то есть в позе, адекватной возможностям данного ребенка.Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися наIV уровне доречевого развития, является развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов.Основные направления коррекционно-педагогической работы:- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;- увеличение силы и длительности выдоха;- стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов;- развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;- формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.Занятия проводятся в логопедическом кабинете. Особое внимание уделяется правильному положению ребенка во время занятий, в котором минимально проявлялись бы патологические рефлексы. С этой целью используются специальные кресла-качалки, стулья, позволяющие удерживать верхнюю часть корпуса ребенка в вертикальном положении, а голову по средней линии.Нередко ребенок во время занятий усаживается в резиновый надувной круг соответствующего диаметра, в котором его поза приближается к эмбриональной.Одним из важных факторов успешности проводимых логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития активности ребенка имеет выбор соответствующей его возрасту игрушки. Занятия проводятся индивидуально, их длительность 25-30 минут. В силу того, что дети этого уровня понимают обращенную к ним речь, особое внимание уделяется привлечению самого ребенка к выполнению задания.Таким образом, коррекционно-педагогическая работа проводится в соответствии с уровнем развития ребенка и предполагает постепенное усложнение приемов, направленных на формирование всех психических функций ребенка. При этом особое внимание уделяется интенсивности развития сохранных функций ребенка.Система коррекционно-педагогической работы предусматривает раннее начало логопедического воздействия, т.е. с первых недель и месяцев жизни детей.Основным видом занятий с ребенком является эмоционально окрашенная игра, в которой на начальных этапах он занимает пассивную позицию, а на последующих этапах - более активную.Все перечисленные мероприятия, направленные на стимуляцию психического развития ребенка, и в частности речевого, проводятся под наблюдением врача-невропатолога.Система коррекционно-педагогической работы предусматривает активное участие в ней как родителей ребенка, так и всего персонала детского учреждения. Родители обучаются на занятиях, ведут дневники, где логопед записывает задание на текущий день. При окончании курса лечения родители получают письменные рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка в домашних условиях.Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть необходимость разработки и апробации различных вариантов коррекционно-логопедическогосопровождения в новых образовательных условиях ДОО.ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА2.1. Цели, задачи и организация констатирующего экспериментаДля исследования развития речи у детей раннего возраста нами был проведен констатирующий эксперимент.Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра Развития Ребенка «Детский сад № 351 » Кировского района г. Казани.В нем участвовали 20 детей раннего возраста. В экспериментальную группу вошли 15 детей раннего возраста с задержкой речевого развития. И 15 детей с таким же нарушением было включено в контрольную группу.Задачами экспериментального исследования являлось:- изучение, анализ, подбор методик исследования речевого развития детей раннего возраста;- изучение документации на каждого ребенка, подборка детей,- проведение диагностики речевого развития детей раннего возраста экспериментальной и контрольной группы,- анализ и сравнение результатов исследования в обеих группах.Цель исследования: выявить основную специфику коррекционно- логопедического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития.Задачи исследования:1. Охарактеризовать онтогенез раннего развития2. Рассмотреть задержку речевого развития как психолого-педагогическую проблему3. Описать технологии осуществления коррекционно-логопедического сопровождения детей раннего возраста 4. Организовать и провести экспериментальную работу по коррекционно-логопедическому сопровождению детей раннего возраста.Исследование проводилось в период с 15 сентября по 15 апреля.Проводилось 4 этапа:Первый этап (с 1 сентября 2016 по 15 сентября 2016) исследования предполагало обобщение и анализ имеющейся литературы на данную тему, после изучения которой, была разработана методика осуществления коррекционно-логопедического сопровождения детей раннего возраста. На втором этапе в ноябре 2016 года было проведено тестирование для выявления особенностей речевого развития детей раннего возраста с ЗРР. В эксперименте участвовало 8 детей (третий год жизни), длительность эксперимента 2 недели. Целью третьего этапаисследования (с 15 ноября по 1 апреля) было проведение педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент, суть которого состояла в осуществлении коррекционно-логопедического сопровождения детей раннего возраста с ЗРР.На четвертом этапе(с 15 апреля 2017 по 15 мая 2017) была проведена обработка данных, и написание выпускной квалификационной работы.2.2.Описание комплекса методик по диагностике состояния речи у детей раннего возрастаПсихолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста включает задания [ REF _Ref482039511 \r \h 24], которые можно условно разделить на несколько диагностических блоков:1. исследование неречевых процессов: конструктивной деятельности, рисования, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики - проводится детским психологом;2. исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится логопедом.Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем (Е. А. Стребелева, 1998. - С. 99).При выполнении заданий логопеду следует обращать особоевнимание на:1. умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;2. то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);3. ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;4. эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.Если, выполнив задание или один из его этапов, ребенок сознательно произносит любой возглас или использует указательный жест в значении «Посмотри, как у меня получилось!», это обязательно отмечается в протоколе обследования. Если ребенок молча выполняет действия, логопеду следует попытаться активизировать его речь, произнося любые эмоционально окрашенные, простые слова, поглаживая его по головке или помогая ему выполнить задание.Для объективности фиксации результатов исследования целесообразно записывать ход обследования на магнитофон или диктофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание. Ниже мы приводим некоторые задания, которые могут быть предъявлены логопедом ребенку конца второго года жизни, родители которого обратились с жалобами на задержку речевого развития. При выполнении этих заданий их последовательность можно менять, однако следует придерживаться некоторых общих принципов.Первые задания («Полоса препятствий», «Собери пирамидки»), относящиеся к блоку неречевых заданий, проводимых психологом, приводятся нами не для использования их логопедом в диагностических целях (определение уровня моторного и интеллектуального развития), а носят предварительный, ориентировочный характер для оценки перцептивных, моторных, когнитивных предпосылок формирования речевой деятельности.Большинство речевых заданий носят вариативный характер, их можно использовать как для обследования пассивного, так и активного словаря, причем чаще всего маленькие дети на первом обследовании будут преимущественно показывать нужный предмет или его изображение, а не называть его.Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации (например, «Узнай (найди) звучащую игрушку», «Кто так говорит?»). В дальнейшем игровые задания («Пускаем кораблики», «Прячем игрушку») целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале («Что это такое?», «Что делает?» и т.п.).Последнее задание («Слушаем рассказ») обязательно проводится с ребенком, даже если родители утверждают, что их малыш книжками не интересуется и рассказы по картинкам не слушает, т.к. большое значение в данном обследовании имеет индивидуальный эмоциональный и речевой стиль предъявления задания, а также то, читает ли взрослый текст или выразительно пересказывает его.1. «Полоса препятствий»Задание направлено на определение уровня моторной компетенции ребенка (общая моторика) и его умения выполнять разнообразные движения по словесной инструкции. (см. Приложение 1.)2. «Собери пирамидки»Задание направлено на выявление у ребенка умения соотносить свои действия с речевой инструкцией, а не только выполнять задания по показу, изучение процессов становления его зрительного гнозиса и праксиса, моторной ловкости (мелкая моторика). (см. Приложение 2.)3. «Узнай (найди) звучащую игрушку»Задание направлено на выявление уровня слухового внимания к неречевым сигналам.(см.Приложение 3.)4. «Кто так говорит?»Задание направлено на выявление уровня слухового внимания и фонематического восприятия речевых сигналов, а также общего характера непроизвольных движений губ при речевых реакциях в игровой ситуации.(см. Приложение 4.)5. «Пускаем кораблики»Задание направлено на определение объема произвольных движений губ, владения коммуникативными жестами. (см. Приложение 5)6. «Прячем игрушку»Задание направлено на выявление объема понимаемых ребенком предложно-падежных конструкций (предлоги в, на, за, под, между). (см. Приложение 6)7. «Что это такое?»Задание направлено на выявление актуального уровня словарного запаса ребенка (предметного словаря), особенностей его слухо-речевой памяти и произвольного внимания. (см. приложение 7)8. «Что делает?»Задание направлено на выявление объема понимания слов-действий.(см. Приложение 8)9. «Чье это?»Задание направлено на определение умения ребенка соотносить бытовые предметы и вещи с их владельцами. (см. Приложение 9)10. «Один и много»Задание направлено на выявление уровня сформированности у ребенка элементарных количественных представлений. (см. Приложение 10)11. «Слушаем рассказ»Задание направлено на выявление уровня понимания ребенком короткого рассказа. (см. Приложение 11)Для удобства интерпретации нами была введена балльная система, где за выполнение каждого из заданий ребенок получал максимум 3 балла:3 балла- ребенок справляется самостоятельно2-балла – при помощи логопеда или воспитателя1 балл- ребенок не справился с заданием.Непосредственно логопедических тестов 9, то есть уровень речевого развития будет выглядеть так:1-9- низкий уровень10-18 – средний уровень19-27- высокий уровень.Представленные методики позволили провести комплексное изучение развития речи у детей раннего возраста.2.3.

Список литературы

Введение
Научные исследования в области логопедии способствовали изучению ряда проблем, стоящих перед теорией и практикой этого участка специальной педагогики. Сейчас успешно решаются вопросы совершенствования дифференцированной педагогической диагностики, разработки методов и средств коррекции и профилактики речевых нарушений у детей с различными формами патологий психофизического развития, начиная с раннего возраста.
Общеизвестно, что правильная речь - важнейшая предпосылка полноценного развития ребенка и его социальной адаптации, поэтому своевременная логопедическая диагностика позволяет влиять на социальную депривацию ребенка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно корректировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени у родителей и педагогов для их коррекции (Л. Бадалян, А. Мастюковой, А. Приходько, К. Семенова).
Актуальность проблемы ранней логопедической диагностики и коррекции обусловлена рядом причин.
Во-первых, ростом числа детей раннего возраста "группы риска" для возникновения задержки речевого развития. Это дети с функциональной незрелостью речевых зон головного мозга, с соматическими нарушениями, последствиями ПЭП, нарушениями слуха, зрения, интеллекта, моторно-двигательной сферы (ДЦП).
Во-вторых, разнообразием вариантов понимания речевого дизонтогенеза в раннем возрасте, что, в свою очередь, создает значительные трудности в определении возрастных норм формирования импрессивной и экспрессивной речи детей первых лет жизни.
В-третьих, существующие диагностические методики позволяют осуществлять выявление и классификацию нарушений речевого развития, начиная в основном с младшего дошкольного возраста.
К современным публикациям по проблеме оказания ранней помощи, в которых авторы описывают как методы диагностики, так и направления коррекционно-развивающего воздействия, относятся этапы на основе исследований Н. Аксарина, А. Архиповой, А. Арушановой, М. Борисенко, А. Громовой, Н. Жуковой, А. Мастюковой, В. Петровой, А. Смирновой. По результатам литературного обзора можно отметить, что накоплено достаточно большое количество материала, который раскрывает закономерности развития речи и психики ребенка (Л. Выготский, А. Гвоздев, А. Запорожец и др.), роль языка в психическом развитии (А. Исенина, В. Леонтьев, А. Лурия и др.), особенности становления речи и общения у детей с особыми образовательными потребностями (А. Винарская, Ю. Гаркуша, Р. Левина, М. Лисина, А. Мастюкова, Ф. Сохин, Т. Ушакова Г. Чиркина и др.), а также содержание, методы и приемы обучения различных категорий детей (Н. Борякова, Н. Матвеева, А. Приходько, О.Стребелева и др.). Особенности проведения логопедического обследования детей раннего возраста с описанием схем и речевых карт представлены в различной методической литературе (С. Батяева, Ю. Гаркуша, 0 Грибова, 0 Громова, И. Родионова, Н. Серебрякова и др.). При этом нерешенным является вопрос изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗРР в раннем возрасте.
Поэтому данная тема в логопедии является актуальной на сегодняшний день.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием . Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае - профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, их речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием «Превентивное логопедическое воздействие» . Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае - профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, их речи. Известный петербургский ученый доктор медицинских наук, ведущий сотрудник института эволюционной физиологии и биохимии им.И.М. Сеченова Российской академии наук Е.П.Харченко утверждал: «Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и невозможно воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции… и в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать . Опасность промедления чревата тем, что дефект развития будет невозможно обратить или уменьшить».

Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в адаптационный период в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи: нарушению процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают и не хотят принимать его в игру), речевому негативизму (отказу какой-либо деятельности), вторичной задержке познавательной деятельности (ни для кого не секрет – существование взаимосвязи речи и мышления).

Наряду с важнейшими направлениями работы с малышами, такими как развитие наглядно-действенного мышления, продуктивных видов деятельности (изобразительной и конструирования), физического развития свои особенности имеет и непосредственно логопедическая работа: ежедневные упражнения мимической, артикуляционной, дыхательной гимнастики с использованием коротких ритмичных рифмованных текстов, а также ярких картинок и игрушек в качестве зрительной опоры. В младшей группе логопед не занимается формированием укладов отсутствующих или неправильно произносимых детьми звуков. Даже уточнением произношения сохранных звуков он начинает только тогда, когда все дети овладели фразовой речью.

Одной из важнейших задач в непосредственной образовательной деятельности является эмоциональное благополучие малышей. Установление частого эмоционально-положительного контакта подразумевает использование преимущественно индивидуального общения воспитателя с ребенком и формирование у детей мотивации к общению между собой. В нашем детском саду эту часть педагогического процесса курируют педагог-психолог и старший воспитатель.

Исходя из требований к речевому развитию детей раннего возраста для воспитателей и родителей подобраны разнообразные темы консультаций:

  • «Речь ребенка от 2 до 3 лет»
  • «Проверьте слух у ребенка»
  • «Если в диагнозе стоит ПЭП…»
  • «Если ребенок не говорит»
  • «Тренируем пальчики – развиваем речь»

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

  • Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
  • В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

  • Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

  • Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

  • Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

  • Необходимо контролировать длительность занятия

  • Необходима четкая структура занятия

  • Малышам необходима положительная оценка их деятельности

Ранняя профилактика нарушений речевого развития имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, подготовке их к школьному обучению в полном объеме, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики.

  1. Ковалева И.А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период // Логопед. 2009. № 1.
  2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М., 2008.
  3. Нищева Н.В. Важно не опоздать! Специфика логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста // Логопед. 2012. № 6.
  4. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). СПб., 2012.
  5. Ульянова А.А. Cотрудничество учителя-логопеда с родителями «неорганизованных детей» раннего возраста при ДОУ // Логопед. 2011. № 6.
  6. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М., 2008.