Андреа дель Поццо (итал. Andrea Pozzo, 30 ноября 1642, Тренто - 31 августа 1709, Вена) - итальянский живописец и архитектор. Представитель барокко. Виртуозный мастер иллюзионистической росписи (фрески в церкви Сант-Иньяцио в Риме, 1685-99 гг.). Автор трактата по теории перспективы.
Биография
Родился в Тренто (в то время город принадлежал Австрии), учился в местной иезуитской школе. Отец, заметив склонность сына к изобразительному искусству, отправил его учиться на художника. Стиль молодого Поццо сложился, вероятно, под влиянием работ Джакомо Пальма.
Творчество
Первой большой работой стала роспись потолка церкви Сан-Франческо-Ксавье в Мондови(1676). Здесь Поццо продемонстрировал, что вполне овладел приёмами иллюзионизма.
От потолочной фрески (1678) туринской церкви Святых Мучеников (dei Santi Martiri) сохранились только фрагменты: роспись постепенно разрушалась под воздействием просачивающейся воды и в 1844 году была записана Луиджи Ваккой.
В 1681 году Поццо был приглашён в Рим генералом Ордена Джованни Паоло Олива. В Риме Поццо первоначально работал как сценограф религиозных театрализованных представлений. Выполненные им декорации составили Поццо славу мастера иллюзионизма.
Одной из первых римских работ Поццо в области монументальной живописи стала роспись коридора, связывающего церковь Иль-Джезу с комнатами Святого Игнатия (1681-1686) - архитектурные мотивы и эпизоды из жизни святого в Камера ди Сан Игнасио (Camere di San Ignazio), дополняющие существующие картины, выполненные ранее Жаком Куртуа.
Шедевром Поццо считаются фрески апсиды, потолка и роспись подкупольного пространства римской церкви Сан-Иньяцио (1685-1699). У церкви, освящённой ещё в 1642 году, из-за неодстатка средств так и не был возведён купол. Поццо на холсте диаметром 17 метров создал мастерскую иллюзию, так что зритель, находясь в церкви, видит свод несуществующего купола с изображением Апофеоза Святого Игнасио. Фрески прославляют миссионерскую деятельность ордена иезуитов во всех частях света. Поццо трактует тему в несколько воинственном ключе, - вместо традиционных евангелистов и отцов церкви художник изобразил героев Ветхого завета: Юдифь и Олоферна, Давида и Голиафа, Иаиль и Сисару, Самсона и филистимлян.
На фреске нефа Gloria di Sant"Ignazio свет, исходя от Бога-отца через Бога-сына, падает на Святого Игнатия и, разбиваясь на четыре луча, озаряет четыре континента. Так Поццо иллюстрировал слова Христа: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!»(12:49) и Игнатия Лойолы: «пойдите и зажгите всё».
Церковь Сан-Иньяцио послужила образцом для других церквей, построенных иезуитами в Италии, Австрии и Германии.
Бугровы - самая именитая фамилия среди дореволюционных купцов-старообрядцев Нижнего Новгорода. Они памятны нижегородцам не столько своими богатствами, сколько щедрой благотворительностью. Бугровы, как и все предприниматели, не упускали возможностей умножить капитал. Но действовали при этом всегда честно и справедливо, твердо соблюдая предпринимательское кредо, сформулированное основателем фирмы: Делай так, чтоб тебе было хорошо и никому не худо: История П.Е.Бугрова - основателя династии наглядно доказывает, что разбогатеть честно нелегко, но можно. Этим он показал поучительный пример всем современным деловым людям. Он сам по этому поводу выразился кратко и ясно: "Коли дал Бог человеку ум, так надо работать им: И умело использовал возможности новой службы. Бурлачество всегда считалось социальной трясиной. Немногие, побывав на самом дне общества, смогли выйти в люди. Петр Бугров смог. Поэтому уже здесь, на бурлацкой каторге", благодаря своему трудолюбию и трезвости, он мог положить начало первоначальному накоплению" - необходимому условию предпринимательского дела.
В 1825 году Петр Егорович за 5000 рублей приобрел баржу-расшиву, положившую начало бугровской речной флотилии, которую его наследники будут умножать. А сам Петр Бугров стал крупным солеподрядчиком. В соляных и хлебных подрядах Петр Бугров многого добился. Но более всего он прославился подрядами строительными, в процессе которых вырос в лучшего организатора строительного дела Нижнего Новгорода, всегда исполнял строительные работы так добротно, что здания, возведенные им, до сих пор украшают Нижний Новгород. Мы перечислим лишь некоторые крупнейшие благотворительные вложения П.Е.Бугрова.
Укрепление Откоса Волжской набережной - главный вклад П. Бугрова в реконструкцию Нижнего Новгорода (потрачено более сотни тысяч рублей).
В 1846-1850 годах П. Бугров за 13104 рублей подрядился исправить весенние повреждения по Откосу, Кремлевскому бульвару, Зеленскому съезду, на Лыковой и Варварской дамбах. Отремонтировал губернские присутственные места в Кремле. Выполнил отделку изумительного Александровского сада на Откосе, утратившего былую красоту в советское время.
Он подписал большой контракт на замощение главной площади города, называвшейся тогда Верхнебазарной (ныне пл. Минина и Пожарского). Вслед за этим Бугров замостил плац-парад перед губернаторским дворцом в Кремле, вымостил площадь перед зданием Дворянского собрания (ныне клуб им. Свердлова). Подрядился Петр Егорович выложить булыжником и все главные улицы города: Покровскую, Алексеевскую, Варварскую и Рождественскую.
Для общества важен не столько капитал имущественный, сколько капитал нравственный, то есть моральный облик предпринимателя. П.Е.Бугров являл убедительный пример предпринимателя нравственно честного, сострадательного, который вел себя порядочно и в быту, и в делах. Недаром В.И. Даль в своей лестной оценке Петра Егоровича уповал на авторитет общественного мнения: "Могу сослаться на весь Нижний, где, я чаю, не найдется ни одного человека, который бы не помнил дедушку Бугрова добром, не называл бы его честным человеком и благодетелем народа:
В России известен "ночлежный дом", описанный A.M. Горьким в пьесе "На дне: Н.П. Бугров избирался городским головою, был председателем Совета Нижегородской ярмарки. Награжден российскими орденами.
Дело отца продолжил Николай Бугров - известный хлебопромышленник и корабельщик. Он жертвовал на благотворительность половину своей прибыли. Им построены десятки школ, больниц, приютов, церквей на территории Нижегородской области.
(по материалам электронных СМИ) В целом, характер внутрифирменных отношений в России конца XIX в., как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Предприятия, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уважением в обществе, их презрительно называли «проходными дворами». Развитие отечественной деловой культуры в XX веке
Этика современного российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стране до реформ 1990-х годов.
Первая культура связана с административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов XX века. Моральные нормы, привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения предпринимателей, составивших класс российских бизнесменов.
Это, прежде всего, представители государственных структур (партийной, комсомольской номенклатуры, а также хозяйственники, занимавшие лидирующее положение в промышленности). Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократических отношений, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.
Вместе с тем в бизнес пришли и другие предприниматели. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами являются интерес и внимание к дореволюционным традициям российского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит, в основном, в сфере мелкого бизнеса.
По сути, все эти группы лишены исторической перспективы. В настоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происходит своеобразный поиск новых жизнеспособных форм. Соответственно, этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разную экономическую основу. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы XX в. пришли граждане зарубежных стран, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики.
Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.
Вместе с тем, существуют серьезные сложности в формировании деловой российской этики.
1. В России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества - неприкосновенность частной собственности. Частная собственность в России не священна.
2. Российский бизнес действует в условиях неприятия значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда. У нас пока еще не полностью сформирована культура успеха.
3. Сложилось своеобразное отношение к закону и роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется, прежде всего, необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства.
4. Система партнерства бизнеса и государства в современной России существует, главным образом, в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии.
Тем не менее нравственные основы российского предпринимательства становятся чрезвычайно актуальными для нашего общества. Специалисты выделяют в качестве приоритетного направления деловой российской этики рынок покупателя, поскольку только потребительский выбор в конечном счете может стать базой успеха бизнеса. В таких условиях нарушение этики может обойтись предприятию дороже. Этичное поведение оказывается более эффективным, чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием безнравственных средств.
Все это обусловило пристальное внимание российских организаций к собственной деловой репутации. Проблема управления деловой репутацией стала одной из ключевых в отечественной бизнес-этике, обнаруживая неразрывный сплав экономической и нравственной составляющей. В нашей стране создан Национальный институт изучения репутации, занимающийся проблемами технологии и методов ее управления. Многие результаты исследований этого института имеют для нас большое практическое значение.
Вопросы для самоконтроля:
1. Выделите наиболее важные этапы развития этической традиции ведения бизнеса в России.
2. Перечислите наиболее известных русских купцов-меценатов.
3. Какие проблемы характеризуют современный уровень деловой российской этики?
4. Перечислите компоненты деловой репутации организации.
5. Назовите нравственные основы российского предпринимательства
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Этика предприннмательства
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования.. владимирский государственный университет имени александра григорьевича и.. влгу..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: