Молодой парень гулял по лесу и заблудился. В конце концов вышел к маленькой избушке. Постучав в дверь, он был встречен древним на вид китайцем с длинной седой бородой.
- Можно у вас переночевать?
- Конечно, только при одном условии. Если вы прикоснетесь хоть пальцем к моей дочери, я подвергну вас трем наиболее жутким китайским пыткам.
- Хорошо, - согласился парень и вошел в дом.
За ужином он не мог оторвать глаз от дочки хозяина и заметил, что она тоже постоянно смотрела на него. Однако, помня угрозу хозяина, он не подал вида и после еды пошел спать. Ночью он не мог заснуть от желания и решил потихоньку прокрасться в комнату дочки, в надежде, что та его ждет, и хозяин ничего не услышит. Под утро он прокрался обратно в свою комнату усталый и счастливый. Проснулся он от чувства тяжести в груди. Это был большой камень на котором было написано:
"Китайская пытка номер 1, большой тяжелый камень на груди."
"Ну это ерунда, - подумал парень, - если это лучшее, что старик смог придумать мне нечего волноваться". Он поднял булыжник, подошел к окну и выбросил его. Тут он заметил другую записку, на которой было написано:
"Китайская пытка номер 2, камень привязан к левому яйцу."
В панике он глянул вниз из окна и увидел, что веревка близка к натяжению. Решив, что лучше поломать несколько костей, чем быть кастрированным, он выпрыгнул из окна. Падая он увидел большую надпись, нацарапанную на земле:
"Китайская пытка номер 3, правое яйцо привязана к ножке кровати."

КАК ПОСТИЛИСЬ НА РУСИ

Сейчас все больше людей понимают необходимость и неизбежность возврата к вере, традициям и обрядам наших предков, охватывающим все сферы жизни человека. Одно из первых мест в этом ряду занимает исполнение поста. Это непросто исторически сложившийся способ питания в определенное время года, но целый комплекс, в первую очередь духовного развития. Неоценимую помощь в этом нам оказывает и работа архимандрита Иоанна (Маслова) , чьи мудрые напутственные труды необходимы как пожилому, так и молодому человеку, только отправляющемуся в жизненный путь. Если вас одолевают сомнения, непереносимыми становятся страдания, одиночество стоит на пороге, вспомните слова отца Иоанна: «Любить добро, плакать с плачущими, радоваться с радующимися — вот в чем духовная красота!». И, поверьте, вам станет легче.

Приступая к разговору о том, как постились наши предки, вполне отдаю себе отчет, что эта тема вызовет у читателей неодинаковое отношение.

Мы же сосредоточимся на повествовании о том, зачем нужны посты и как их соблюдали в старину.

Почему возник замысел рассказать именно об этом? А потому, что пост для православного верующего имеет значение дисциплинарной меры, и тот, кто его соблюдает, совершенствует свой дух, укрепляется нравственно. Человек, ограничивая себя в еде, помнит, что он это делает во имя Христа. Великие муки принял Христос ради людей. Так большой ли подвиг — умерить прием пищи, чтобы возвыситься духовно?

К сожалению, у нас не много сыщется добровольцев, готовых обречь себя на муки голода. Никто не хочет ни в чем себе отказывать. Это становится формулой комфортного благополучия существования. Поэтому опасаюсь, что слова мои не до всех сердец дойдут. Но, опасаясь, одновременно надеюсь, что есть много людей, в том числе молодых, которые сознают отрицательные последствия пресыщенности.

Постоянное удовлетворение потребностей — не только в еде — притупляет чувства и мозг, расслабляет душу и тело и часто приводит в угнетающим эмоциям, к досаде и тоске. В старину прекрасно понимали, что радость и легкость душевная добываются человеком через подвижнический труд, а то и через укрощение плоти.

Итак, представим себе средневековую Русь. Наши благочестивые предки строго соблюдали посты. Исполнение церковного устава, церковных традиций считалось обязательным для всех слоев общества. Ярче всего это проявлялось в дни Великого поста или Святой Четыреде-сятницы. Лощение в этот период было обставлено особенно строгой системой требований, обрядов и обычаев, которые охватывали всю духовную жизнь верующего. Особая строгость соблюдалась верующими во время приготовления к принятию Святых Тайн.

Проповедники придавали посту большое значение. «Пост душу очищает, и тело просвещает, и на небо возводит». Однако пост непременно должен соединяться с добрыми делами. «Пост без добрых дел неприятен есть».

Великий пост христиане проводили очень строго, и поэтому предписаний о нем сохранилось гораздо больше, чем о других постах. В этот период большая часть седмиц (недель) и воскресений носила особые календарные названия. Воскресенье перед Масляной неделей называлось «Мясное заговенье» (Мясопуст). Воскресенье после Масленицы носило названье «Недели сыропустной». Саму Масленицу именовали «Сырной», «Масляной» или «Молочной неделей». Впервые название «масленица» встречается в XVI веке. Первая седмица Великого поста именуется в летописях «Чистой», «Федоровой». Воскресенье после этой недели носило название «Сбора», «Честного сбора», «Недели соборной». Это название происходило от того, что священники в этот день обыкновенно съезжались на ежегодный епархиальный собор к епископу. Четвертая неделя известна в летописях под именем «Средокрестной», «Среднеговения», пятая — под именем «Похвальной». Шестая носила название «Вербницы», «Цветной», «Цветоносной».

Особо следует сказать об обычае прощения, который берет свое начало в глубокой древности. Он перешел к нам на Русь из восточных монастырей, о чем упоминается еще в Житии преподобной Марии Египетской.

Как иноки, так и миряне в «Прощеное воскресенье» в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения. Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших, старшие в свою очередь, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками - своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками.

Дисциплинарная сторона великого говения, зафиксированная впоследствии уставами, была далеко не единообразна. Три главных устава определяли обрядовую жизнь Восточной церкви: Студийский — преподобного Феодора Студита, который был в какой-то мере снисходительным; Иерусалимский, или преподобного Саввы Освященного, отличавшийся наибольшей строгостью; Афонский — преподобного Афанасия, своим содержанием напоминавший Студийский.

В Русской церкви имели определяющее значение особенно два первых устава: Студийский и Иерусалимский.

Студийским уставом во время Великого поста инокам предписывалось вкушать пищу в 3-м часу пополудни, и притом один раз в день, а в праздники, субботы и воскресенья — два раза. Наиболее строгий пост соблюдался в первую и третью (Крестопоклонную) недели, когда разрешалось лишь сухоядение. В пищу употреблялись сушеные и неразваренные плоды, притом без масла. Вино принимать запрещалось, вместо него пили так называемое благосмешение из перца, тмина и аниса.

Для мирян же было некоторое послабление. Они принимали пищу однажды в полдень, кроме суббот и воскресений. В первую неделю вместо вина пили по одной чаше кваса. Однако, по другим предписаниям, полагалось и для мирян сухоядение, то есть хлеб с капустой, редька, горох в первую неделю поста, а также в остальные недели до Вербного воскресенья по понедельникам, средам и пятницам. По вторникам и четвергам разрешалось вкушать «горох и яглы» (род мха), икру, пить мед пресный и житный квас. На Страстной седмице в понедельник и среду — хлеб и капусту, во вторник и четверг предписывалось вкушать «горох и яглы», в Великий пяток только сочиво. В Великую Субботу вареная пища запрещалась, но разрешалось вечером «мало есть и пить» (сухоядение).

Больным «вельми» и матерям-родильницам разрешалась рыба, кроме среды и пятницы, во все недели поста.

Предписания устава Иерусалимского о том же посте гораздо строже. Например, на Страстной седмице и миряне, и иноки могли есть лишь хлеб, «зелие неварено» и пить воду с воздержанием. В Великий Четверг разрешалась вареная пища, но без масла. Великую Пятницу предписывалось проводить без пищи, а в Великую Субботу — поститься до 9 часов вечера, после чего разрешалось вкушать хлеб. В субботы и воскресенья мирянам и инокам разрешалось масло и вино.

В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста вошла в русское общество так прочно, что стала как бы составной частью самой религиозной жизни народа.

На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Все жители не производили ни продажи, ни купли, но неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Все питейные заведения были закрыты вплоть до пасхальной среды. Страстная седмица, как было отмечено выше, проводилась еще строже. Некоторые наиболее ревностные христиане во весь пост не вкушали ничего приготовленного на огне, довольствуясь сухоядением, другие принимали пищу только на закате солнца. Родители заставляли поститься даже младенцев.

О строгости соблюдения Великого поста на Руси архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву с Макарием, патриархом Антиохийским, при патриархе Никоне писал следующее: «В этот пост мы переносили с ним большие мучения, подражая им против воли, особливо в еде: мы не находили иной пищи, кроме размазни, похожей на вареный горох и бобы, ибо в этот пост вообще совсем не едят масла. По этой причине мы испытывали неописуемую муку... Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь (в Сирии) не жаловался на пост».

Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, в начале поста стрельцы, по повелению царя, опечатывали все питейные дома, и они оставались закрытыми до истечения пасхальной среды.

Кроме воздержания в пище и питии, уставом предусматривалась во время поста усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. Большие совершались головой до земли или на «коленцах», средние — в пояс. По учению святых отцов поклоны, как и пост, имели ту же задачу — «томить плоть свою, да не воюет на дух».

Относительно так называемых малых постов (Петрова, Филиппова и Успенского) сохранилось значительно меньше предписаний.

В уставах Русской церкви до XIV века упоминалось лишь три поста и предписывалось христианину причащаться трижды в год: в Великий пост, в Петров и Филиппов, которые св. Иоанн Златоуст в слове о Великом посте и Апостольском называет тремя светилами: «сими треми очищаются человецы от греха покаянием и милостынею». Предписания относительно Успенского поста появляются на Руси только в XIV — XV веках. Таким образом, с этого времени в Русской церкви начинают соблюдать четыре поста, и церковные власти стали предписывать христианам говенье четыре раза в год.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. «А еще кто постится не творя милостыни» то не успевает ничтоже».

На Руси бытовал еще и такой обычай — перед постом выпускать на волю птиц в надежде, что и Бог точно так же освободит от прегрешений. Многие знатные люди в дни поста считали необходимым находиться в мире и прощать всем обиды. Так, например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем Глебом, согласился на его просьбу о мире. «Владимир же сжалился тем, еже проливашеся кровь в дни Великого поста».

В VII веке Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было «много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни». Кроме того, бедные были распределены по разрядным спискам между боярами для получения ежедневного пропитания.

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе.

Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Тайн каждую неделю Великого поста.

Что касается малых постов, то христиане Древней Руси причащались в самый день праздника: Петров день, Рождество Христово и Успение Божией Матери.

Церковный устав Древней Руси строго предписывал соблюдение чистоты супружеской жизни. Особое воздержание соблюдалось в Великом посту и перед причащением Святых Тайн, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие, глубоко поражавшее иностранцев. Духовным идеалом людей того времени был монах-»подвижник», всецело посвятивший себя служению Богу.

И в домашнем быту, и в общественной жизни чувствовался монастырский уклад. «У всякого в доме,— писал Павел Алеппский, имеется бесчисленное множество икон, украшенных драгоценностями, ибо любовь их к иконам и вера весьма велики».

Образ жизни московитян никогда не нарушал правил умеренности. Больше всего антиохийские гости дивились чрезвычайной скромности русских, смирению перед бедными и их частым молениям. Причем монастырский уклад жизни не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердеч- ной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней, «невидимой» брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках строгого уклада жизни русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто.

Из сказанного вытекают два вывода. Во-первых, говенье на Руси понималось как процесс полного, всестороннего нравственного перерождения верующих. В этом процессе главное место отводилось посту, молитве, исповеди и причащению Святых Тайн. Во-вторых, церковь и государственная власть в Древней Руси ревностно заботились о духовном совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его к надлежащему пониманию и исполнению православных церковных установлений.

Шестой патриарх московский и всея Руси. Род. в 1605 г. в семье крестьянина села Вельдеманова (Княгининского уезда Нижегородской губернии); в миру его звали Никитой. В раннем возрасте Н. много терпел от злой мачехи. Научившись грамоте, мальчик… …

Алексей \(Алексий\), митрополит всея Руси - Алексей (Алексий) (ок. 1293 г. – 12 II 1378 г.) – митрополит всея Руси (1354–1378 гг.), автор двух Поучений, Послания, или Грамоты на Червленый Яр, Духовной грамоты, а также, возможно, переводчик и один из писцов Чудовского списка Нового завета.… …

Макарий, митрополит Московский и всея Руси - Макарий (1481/1482 – 31 XII 1563) – митрополит Московский и всея Руси, автор грамот, посланий, инициатор и составитель ряда крупных книжных сводов. Биографические сведения о М. скудны и рассыпаны по различным источникам; исключение составляют… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II - Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия

ИСААК СИРИН - [Исаак Ниневийский; сир. , ], греч. ᾿Ισαὰκ ὁ Σύρος] (не ранее сер. VI в., Бет Катрайе (Катар) не позднее 1 й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об … Православная энциклопедия

Россия. История: Малороссия - Историография. Интерес к изучению малорусской истории стал пробуждаться среди малороссов во второй половине XVIII века. Попытки изложения малорусской истории были, впрочем, и раньше, но они носили только летописный характер. Таковы летописи… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ИОАНН ПАВЕЛ II - К. Войтыла с родителями. Фотография. Нач. 20 х гг. XX в. К. Войтыла с родителями. Фотография. Нач. 20 х гг. XX в. (18.05.1920, Вадовице, близ Кракова, Польша 2.04.2005, Ватикан; до избрания папой Кароль Юзеф Войтыла), папа Римский (с 16 окт.… … Православная энциклопедия

Дело Pussy Riot - … Википедия

Тверские великие и удельные князья - — могущественный и многочисленный княжеский род древней Руси, в течение почти двух с половиною столетий стоявший во главе великого княжества Тверского, от названия которого и получил свое собирательное имя. О времени основания центрального… … Большая биографическая энциклопедия

Русская литература - I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Исповедь - У этого термина существуют и другие значения, см. Исповедь (значения). Таинство покаяния (Никола Пуссен, 2 я треть XVII в. Национальная г … Википедия

Книги

  • Блудный сын , Бессонова Татьяна. Герой исторического романа Татьяны Бессоновой`Блудный сын`- псковский князь Ярослав Владимирович, живший в первой половине XIII в., в те времена, когда немецкие епископы и рыцари нападали на…

(1672-1747) - начальник тайной розыскной канцелярии, сын бедного дворянина. Петр Вел. возвел его в звание тайного фискала (1714) и поручил наблюдать за постройкой кораблей. Когда Екатерина I лежала при смерти, У. принимал участие в замысле отстранить от престола Петра II. По вступлении на престол Анны Иоанновны он подписался под прошением дворянства, осуждавшим попытку Верховного совета ограничить императорскую власть (1730). В 1730 г. он назначен сенатором, в 1731 г. - начальником канцелярии тайных розыскных дел; принимал ревностное участие в розыске по разным важным делам, напр. по делу Волынского. В царствование Иоанна Антоновича, когда шла борьба о том, кому быть регентом, У. поддерживал Бирона. Но Бирон вскоре пал, и У. вошел в милость при правительнице, благополучно освободясь от обвинения в содействии павшему временщику. Он отказался примкнуть к партии, произведшей переворот в пользу Елизаветы Петровны, но, когда переворот совершился, удержал влиятельное положение при новой императрице и даже участвовал в комиссии, производившей следствие по делу Остермана и др. противников Елизаветы Петровны. В то время, как все влиятельные члены прежнего управления были лишены мест или сосланы, У. попал в обновленный состав Сената (1741). В 1744 г. возведен в графское достоинство. Бантыш-Каменский пишет про У.: "управляя тайною канцеляриею, он производил жесточайшие истязания, но в обществах отличался очаровательным обхождением и владел особенным даром выведывать образ мыслей собеседников".

  • - Ушаков - начальник тайной розыскной канцелярии, сын бедного дворянина. Петр Великий возвел его в звание тайного фискала и поручил наблюдать за постройкой кораблей...

    Биографический словарь

  • - 1-й обер-шенк в России при Петре I р. 1663, † 1731...
  • - тайный советник, камергер; сын гр. Д. Н. Блудова, род. 8 сентября 1817 г., ум. в Брюсселе 30 марта 1886 г. По окончании курса в СПб. университете вступил в военную службу...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Иностранец. Следствием установлено, что членом тайных обществ декабристов не был, но знал об их существовании. Приказ об аресте - 19.12.1825, арестован в Одессе в доме гр. Я. Н. Булгари - 27.12...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - камергер, сын Х. С. Гендриковой, двоюродный брат импер. Елизаветы Петровны...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - г.-м., участник Отеч. войны, сын генерал-фельдмаршала, род. в 1781 г. На 3-м г. жизни был зачислен вахмистром в л.-г. Кон. полк и в 1795 г. был произведен в корнеты...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - младший брат Ив. Мих. Ефимовского, гофмаршал двора наследника при Елизав. Петр., полный генерал при Екатер. II...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - внук Андрея Замойского. Получив образование в Париже, Женеве и Эдинбурге, он проживал в обширных поместьях отца, где приобрел большие познания по сельскому хозяйству...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - - Поручик л.-гв. Конного полка. В службу вступил юнкером в гв. арт. - 1816, из поручиков л.-гв. Преображенского полка переведен тем же чином в л.-гв. Конный полк - 18.2.1820...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 1752. ум. 1836 в Вене, русский посланник в Вене; 1788 женился на сестре княгини Лихновской, графине Турн; 1808-1816 содержал знаменитый, носящий его имя, струнный квартет, в коем сам играл партию 2-й скрипки...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - библиофил, писатель-библиограф, тайный советник; младший сын графа Ф. В. Ростопчина и жены его графини Екатерины Петровны, урожденной Протасовой; родился 13-го октября 1813 года в Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - д. с. с., президент главного магистр., потом член Главной дворцовой канцелярии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ген.-анш., СПб. об.-коменд. с 1763 г.; р. 1721 г., † 16 февраля 1797 г., ген.-адъют...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - родился в 1816 г. Имея стремление к военной службе, поехал на Кавказ, где поступил подпрапорщиком в Грузинский гренадерский полк, но вскоре перевелся в Нижегородский драгунский...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писатель, сын фельдмаршала Петра Ивановича Ш. Получил хорошее по тому времени домашнее воспитание, которое дополнил двумя заграничными путешествиями...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - начальник тайной розыскной канцелярии, сын бедного дворянина. Петр Великий возвел его в звание тайного фискала и поручил наблюдать за постройкой кораблей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Ушаков, граф Андрей Иванович" в книгах

Граф Иван Иванович Дибич-Забалканский (1785–1831)

автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Иван Иванович Дибич-Забалканский (1785–1831) Иваном Ивановичем он стал не сразу. От рождения Дибич носил другое, более подходящее для силезского барона имя - Иоганн-Карл-Фридрих-Антон. А на русский манер юношу принялись звать с 1801 г., когда его отец, в свое время

Граф Александр Иванович Шувалов (1710–1769)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Александр Иванович Шувалов (1710–1769) Среди российских фельдмаршалов представлены два брата Шуваловых: Александр - старший, Петр - младший (см. очерк о П.И. Шувалове). Фамилия их не славилась древностью и выдвинулась, как сказано в «Истории родов русского дворянства»,

Граф Петр Иванович Шувалов (1710–1762)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Петр Иванович Шувалов (1710–1762) Петр Иванович - младший брат генерал-фельдмаршала А.И. Шувалова. С ранних лет он попал к царскому двору, так что имел благоприятную возможность изучить придворные нравы и научиться ставить их себе на службу. Вначале был пажом

Граф Федор Иванович Толстой (Американец) (1782–1846)

Из книги автора

Граф Федор Иванович Толстой (Американец) (1782–1846) Бретер, кутила, карточный игрок, – «необыкновенный, преступный и привлекательный человек», по отзыву Льва Толстого. Обучался в морском корпусе, оттуда поступил в лейб-гвардии Преображенский полк. В августе 1803 г. отправился

Граф Александр Иванович Сологуб (1787–1843)

Из книги автора

Граф Александр Иванович Сологуб (1787–1843) Отец писателя, обрусевший поляк. Церемониймейстер. С молодых лет славился как первый столичный щеголь, выдумывал разные костюмы. Между прочим, он изобрел необыкновенный в то время синий плащ с длинными, широкими рукавами; и плащ, и

Граф Дмитрий Иванович Хвостов (1757–1835)

Из книги автора

Граф Дмитрий Иванович Хвостов (1757–1835) «Благосклонный читатель! Ты зришь пред очами своими жизнеописание знаменитого в своем отечестве мужа. Дела его и заслуги своему отечеству столь были обширны, что поместить оные в себе может одна только соразмерная оным память, и

Любитель древностей. Историк граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744–1817)

автора Вострышев Михаил Иванович

Любитель древностей. Историк граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744–1817) Время от времени появляются скептики, сомневающиеся в подлинности сгоревшего в московском пожаре 1812 года единственного списка «Слова о полку Игореве». А вдруг разыскавший и опубликовавший этот

Расчетливый безумец. Дуэлянт граф Федор Иванович Толстой (1782–1846)

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Расчетливый безумец. Дуэлянт граф Федор Иванович Толстой (1782–1846) Один человек счастлив в тиши своего кабинета, перелистывая пергаментные манускрипты и наслаждаясь видениями стародавнего мира. Другой нашел смысл жизни в путешествиях по далеким краям в поисках необычных

Андрей Ушаков: преимущества «секретного зрения»

Из книги Толпа героев XVIII века автора Анисимов Евгений Викторович

Андрей Ушаков: преимущества «секретного зрения» На докладах у государыни Ушаков говорил тихо и тотчас замолкал, когда кто-нибудь входил в покои императрицы. Тогда оба они смотрели на вошедшего с одинаковым выражением настороженности и недоверия. Казалось, они были

ПРИЛОЖЕНИЕ ГРАФ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТОЛСТОЙ-АМЕРИКАНЕЦ (1782–1846)

Из книги Книга о русской дуэли автора Востриков Алексей Викторович

Ягужинский Павел Иванович, граф (1683–1736), действительный тайный советник

автора

Ягужинский Павел Иванович, граф (1683–1736), действительный тайный советник * * *Первый в истории государства Российского генерал-прокурор граф П. И. Ягужинский родился в семье бедного литовского органиста. Не имея почти никакого образования, с юных лет начал службу при

Пален фон дер Константин Иванович, граф (1833–1912), действительный тайный советник

Из книги История Российской прокуратуры. 1722–2012 автора Звягинцев Александр Григорьевич

Пален фон дер Константин Иванович, граф (1833–1912), действительный тайный советник * * *Родился в родовитой лифляндской дворянской семье. Образование получил на юридическом факультете С.-Петербургского университета. С 1854 начинается его служба в департаменте Министерства

Поэт, любимый небесами Граф Дмитрий Иванович Хвостов. 1757–1835

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Поэт, любимый небесами Граф Дмитрий Иванович Хвостов. 1757–1835 Дмитрий Иванович Хвостов не родился графом – титул для него исходатайствовал у короля Сардинии Суворов, на племяннице которого Хвостов был женат. Не похоже, чтобы хороший дворянин, человек богатый,

Генерал от инфантерии граф Остерман-Толстой Александр Иванович (1771–1857)

автора Шишов Алексей Васильевич

Генерал от инфантерии граф Остерман-Толстой Александр Иванович (1771–1857) По древности своей родословной единственный сын екатерининского вельможи генерал-поручика графа И.М. Толстого мог поспорить с царской фамилией. Наследник одного из самых больших достояний России

Генерал от кавалерии граф Платов Матвей Иванович (1753–1818)

Из книги 100 великих героев 1812 года [с иллюстрациями] автора Шишов Алексей Васильевич

Генерал от кавалерии граф Платов Матвей Иванович (1753–1818) Казачьим атаманом номер один в истории Российского государства, бесспорно, был и остается М.И. Платов. Он родился на Дону в станице Прибылянской, будучи родом из «старшинских детей Войска Донского». Отец –

Наконец обратимся к последнему персонажу нашего воображаемого группового портрета. Он стоит за креслом Анны, и кажется, что они о чем-то только что быстро переговорили, но тотчас замолчали, как только приглашенные вельможи заняли свои места перед художником. Да, у них была общая тайна: генерал, который при появлении Миниха, Остермана и Бирона тотчас отступил в тень, был нужен Анне, как и Остерман. Без преувеличения можно сказать, что начальник Тайной канцелярии генерал и граф Андрей Иванович Ушаков держал руку на пульсе страны.

Пожалуй, не было в Тайной канцелярии ни одного сколько-нибудь заметного дела, с которым бы, благодаря Ушакову, не знакомилась императрица. Конечно, она не читала многотомные тетради допросов и записи речей на пытке. Для нее готовили краткие экстракты, Ушаков приносил их императрице и, делая по ним обстоятельные доклады, покорно ожидал резолюции - приговора.

Ушаков был человеком опытным и, как положено людям его профессии, - незаметным. Начав гвардейцем-порученцем при Петре I, он прошел школу П.А. Толстого, помогая ему расследовать дело царевича Алексея и выполняя другие щекотливые поручения в Тайной канцелярии. В числе людей, стоявших ночью 26 июня 1718 года возле плачущего Петра, который давал распоряжение офицерам умертвить своего сына Алексея, стоял и Ушаков. В 1727 году Ушаков попал под следствие по делу Толстого - Девиера, был сослан, но к концу царствования Петра II вновь всплыл на поверхность - такие люди, как известно, не тонут и нужны всем режимам.

Ушаков был преданным служакой, хладнокровным, не сомневающимся исполнителем. Известно дело баронессы Соловьевой, которая, будучи в гостях у самого Андрея Ивановича, за обеденным столом на чем свет стоит ругала своего зятя и, между двумя блюдами, сказала, что тот написал какое-то оскорбительное для чести императрицы письмо. На следующий день гостья Ушакова была арестована, а все письма у нее и в семье ее зятя - крупного государственного чиновника - были изъяты. Граф Ушаков быстро понял вкусы и пристрастия Анны и умело им угождал. Это было нетрудно сделать. С одной стороны, императрица очень не любила своих политических противников или тех, кого таковыми считала, и преследовала их беспощадно, а с другой стороны - она обожала копаться в грязном белье своих иных, особенно тех, кто принадлежал к высшему свету. По делу Соловьевой, к примеру, Ушаков представил «на Веру выписки из писем ее зятя, в которых не было никакого политического криминала, но зато содержалось много „клубнички“: жалоб на непутевое поведение дочери баронессы, описание скандалов и дрязг в семье и т. п. Все это было чрезвычайно интересно императрице.

Следует заметить, что дела, которые поступали к Анне из Тайной канцелярии, не оставляли у императрицы никаких сомнений в том, что русский народ совсем не боготворит ее а даже наоборот, имеет о ее персоне и ее правлении самое неблагоприятное мнение. В десятках дел идет речь об одном и том же: у власти женщина - значит, скоро Россия погибнет, «баба государством управлять не может, так как бабой родилась» и множество вариантов на тему: «У бабы волос длинен, а ум короток». Много было в производстве дел людей, обсуждавших «проблему телесной близости» императрицы с Бироном или высказывавших пожелание возлечь в постель с императрицей. А сколько было людей, которые оказались в Тайной канцелярии за глупый тост, произнесенный за праздничным столом: «Да здравствует Ее императорское величество, хотя она и баба!» Анна спокойно относилась к такой критике - себе цену она знала, но всем, кто болтал о таких вещах, приказывала резать языки беспощадно, ибо была убеждена - нравы исправляются страхом.