Начинаю рассказывать про инструменты внедрения 5S — что для чего и когда нужно использовать. Первая часть — о красных метках.

Красные метки используются для маркировки отдельных объектов на рабочем месте при внедрении первого шага 5S.

Нужны ли они вообще?

На первом шаге все объекты рабочего пространства делятся на 3 категории: нужные, нужные несрочно и ненужные. Предметы первых двух категорий остаются в рабочем пространстве и рациональным образом размещаются при внедрении второго шага 5S, предметы третьей категории удаляются.

Для чего используются красные метки? Иногда красные метки используют ошибочно — только для обозначения ненужных предметов.

Это делать необязательно. Если ненужный предмет сразу убирается из рабочего пространства — вешать на него красную метку нет никакого смысла. Смысл выделять объект яркой красной меткой есть только в том случае, если этот объект по разным причинам нельзя сразу убрать. Например, потому что он слишком громоздкий, или, например, потому что этот объект надо разобрать «на запчасти», после чего выкидываться будут только запчасти, непригодные для повторного использования.

Еще один повод повесить красную метку — когда нельзя сразу принять решение, к какой категории относится данный объект. Тогда красная метка — знак того, что требуется принятие решения. Она может провисеть на объекте неделю, а то и месяц, пока не будет принято соответствующее решение. Хотя, конечно, это решение не стоит затягивать.

Когда используются красные метки?

На первом этапе внедрения 5S, в том случае, если вы проводите «акцию» или «мероприятие» по удалению ненужных объектов. Тогда в рабочем пространстве собирается рабочая группа и совместными усилиями сортирует все подряд, что попадается на глаза: инструмент, материалы, детали, запчасти, ветошь, спецодежду, шкафы, тумбочки, все что лежит в этих шкафах и тумбочках, все что лежит за ними, в углах, у стенки, на антресолях, в труднодоступных местах, подвязано к трубам, запрятано в полостях станков и т.д.

Когда не нужно использовать красные метки?

    Когда все решения о дальнейшей судьбе объектов принимаются и реализуются сразу.

    Когда не проводятся специальные мероприятия по удалению ненужного, а соответствующая работа выполняется в «текущем режиме» (о том, как это делать — расскажу в одной из будущих заметок).

Что с ними делать?

На каждой метке должно быть указано: что это за объект, когда повешена красная метка, кто повесил, по какой причине, что нужно сделать (убрать, отдать кому-либо, принять решение о дальнейшей судьбе, выкинуть…). Соответственно, когда будет возможно удалить предмет, или когда будет определена его дальнейшая судьба, красная метка снимается. До той поры красная метка играет роль «бельма на глазу» и не позволяет забыть о «проблеме».

Напоследок напомню причины маркировки красными метками:

    Предмет — ненужный, следует выкинуть (или проделать с ним какие-либо действия, например разобрать или списать)

    Предмет без хозяина — нужно найти, кому он принадлежит или кому может пригодится

    Непонятно, нужен предмет или нет — принять решение

В ходе этого упражнения используются наборы меток для применения к трассе меток нескольких типов.

Во время создания таких объектов, как точки, трассы или участки, метки можно добавлять автоматически. Автоматическое добавление меток объекта во время его создания является эффективным способом аннотирования обычных элементов, таких как пикеты трассы или площади участков.

В ходе данного упражнения будет определен набор меток для применения к трассе, создаваемой из полилинии. И созданная трасса, и ее метки будут находиться в текущем чертеже. Затем будет показано, как после создания трассы изменить свойства набора меток. В заключение будет показано, как применить набор меток к трассе, существующей в чертеже, являющемся внешней ссылкой.

Подробные сведения приведены в разделе справки AutoCAD Civil 3D .

Создание набора меток для новой трассы

Примечание

В этом упражнении используется чертеж Labels-1a.dwg с изменениями, внесенными в ходе выполнения предыдущего упражнения. Кроме того, можно открыть чертеж Labels-2a.dwg , расположенный в .

  1. Выберите вкладку "Главная" панель "Создать проектные данные" раскрывающийся список "Трасса" "Создать трассу из объектов" . Чтобы выбрать опцию внешней ссылки, в командную строку введите X .
  2. Щелкните синюю полилинию на западной стороне площадки.

  3. Нажмите два раза ENTER.
  4. В диалоговом окне в поле "Имя" введите "West Street" (Западная улица). Убедитесь в том, что для параметра "Стиль трасс" выбран вариант Proposed (Предлагаемый). Проверьте содержимое списка "Набор меток трассы" .

    При создании объекта соответствующее диалоговое окно "Создать", как правило, содержит списки выбора стиля как для объекта, так и для меток. Эти списки определяют стили объектов и стили меток, доступные в текущем чертеже для объектов данного типа. При создании трассы, профиля или сечения пользователь выбирает набор меток для применения заранее установленного стиля к каждому из типов меток, имеющихся в наборе. В ходе выполнения описанных ниже действий выполняется проверка выбранного в качестве примера набора меток. Обратите внимание на набор _No Labels . Этот набор является пустым набором меток, в котором метки вдоль трассы не отображаются.

    Совет

    Чтобы не аннотировать объекты, не использующие наборы меток, можно создать стиль меток, видимость всех компонентов которого выключена.

  5. В списке "Набор меток трассы" выберите Major Minor And Geometry Points (Основные, вспомогательные и точки геометрии). Щелкните на стрелке значка . Выберите "Копировать текущий набор выбранных элементов" .

    В диалоговом окне "Набор меток трассы" содержится информация о настройке набора меток "Основные", "Вспомогательные" и "Точки геометрии" . Этот набор меток будет использоваться как основа для создания нового набора меток.

    На вкладке "Информация" содержится имя, описание и дата создания или изменения данного набора меток.

    На вкладке "Метки" указаны заданные в наборе типы меток, а также стили меток, используемые для каждого типа. В данном примере используется набор меток, предназначенный для применения стилей меток к точкам геометрии, а также к основным и вспомогательным пикетам трассы.

    Примечание

    Наборы меток для профилей и сечений создаются таким же способом с помощью аналогичного диалогового окна.

  6. В диалоговом окне "Набор меток трассы" на вкладке "Информация" в поле "Имя" введите "Major-Minor Stations And Start-End Points" (Основные и вспомогательные пикеты, начальные и конечные точки).
  7. На вкладке "Метки" в строке "Геометрические точки" в столбце "Стиль" щелкните .
  8. В диалоговом окне "Выберите стиль метки" выберите "Начало трассы" . Нажмите кнопку "ОК" .
  9. В диалоговом окне "Набор меток трассы" в строке "Геометрические точки" в столбце "Точки геометрии для простановки меток" щелкните на .
  10. В диалоговом окне "Геометрические точки" щелкните значок , чтобы снять все флажки. Установите флажок "Начало трассы" . Нажмите кнопку "ОК" .

    Для снабжения метками набора точек геометрии, использующих комбинацию заданных пользователем стилей, можно использовать типы меток геометрических точек. В шагах 8 и 9 стиль метки геометрической точки был применен к начальному пикету трассы. В следующих шагах будет создан другой экземпляр типа метки "Геометрические точки" , применяющий к конечному пикету трассы другой стиль.

    Совет

    Для удаления какого-либо типа метки из набора меток выберите этот тип и нажмите кнопку .

  11. В диалоговом окне "Набор меток трассы" на вкладке "Метки" задайте следующие параметры.
    • Тип : Точки геометрии
    • Стиль меток для геометрических точек : Конец трассы .
  12. Выберите "Добавить" .
  13. В диалоговом окне "Геометрические точки" щелкните значок , чтобы снять все флажки. Установите флажок "Конец трассы" . Нажмите кнопку "ОК" .
  14. В диалоговом окне "Набор меток трассы" нажмите кнопку "ОК" .
  15. В диалоговом окне "Создать трассу из полилинии" в разделе "Параметры преобразования" снимите флажок "Добавить кривые между прямыми участками" . Нажмите кнопку "ОК" .
  16. Увеличьте масштаб отображения области, окружающей созданную трассу, и проверьте метки, которые были автоматически размещены вдоль этой трассы.

    Примечание

    Если метка EP: 0+243.63 расположена рядом с пересекающей трассой, выберите вкладку "Трасса" панель "Редактирование" обратном направлении" . Выберите трассу, щелкнув на ней мышью. Нажмите кнопку "OK" в окне предупреждения о том, что данная команда может повлиять на свойства трассы.

Вот, нашёл интересные подробности о жизни и смерти анархиста Анатолия Железнякова, известного в позднесоветские времена фразой "Караул устал", произносимой им в фильме "Выборгская сторона", при разгоне Учредительного собрания.

Нашёл я эти подробности в воспоминаниях Надежды Улановской, в 1919 году - революционерки-подпольщицы и анархистки. Упоминаемый ею в тексте Алёша - это её муж, анархист Александр Улановский (оба попали в сталинские лагеря после Второй мировой войны, как и их дочь Майя Улановская, подарившая мне книгу воспоминаний на прошлой неделе в Иерусалиме. О Майе Улановской обязательно напишу отдельно, а пока - отрывок из воспоминаний её матери).

Итак, Одесса и окрестности, 1919 год:

"Большим отрядом уходили из Одессы. Я провожала Алёшу на бронепоезд. Командиром бронепоезда был Анатолий Железняков. Появился он в Одессе ещё при белых. Тогда ещё сохранились кое-какие свободы: происходили диспуты, митинги. Из речей выступавших было ясно, что они - за советскую власть. Несколько раз с нападками на меньшевиков и эсеров выступал под фамилией Викторов А.Железняков. Говорил хорошо, очень культурным языком. Рассказывали, что он - известный анархист из Петрограда, очень смелый, отличившийся тем, что разогнал в январе 1918 года Учредительное собрание. В Одессе он находился нелегально, после выступлений поспешно скрывался. Я видела его на одном из митингов. Красивый парень невысокого роста, лет 25-ти, бывший фельдшер во флоте, он производил впечатление интеллигентного человека. Когда Железняков стал формировать бронепоезд, набирая команду исключительно из моряков, он взял к себе Алёшу, с которым был в приятельских отношениях и который ходил в моряках с тех пор, как был кочегаром на иностранных пароходах.

Жёны бойцов Красной Армии получали пайки, и Алёша решил меня узаконить. Железняков выдал мне справку, что такая-то является женой бойца бронепоезда имени Худякова (назван в честь революционера и этнографа 60-х годов XIX века).

На бронепоезд погрузились в Николаеве и оттуда вели бои с белыми. Отвоевав, возвращались на базу в Николаев. Я там устроилась на квартире по адресу Католическая улица, 20. Приходила с утра на базу и ждала Алёшу. На базе в вагонах жила обслуга и производились ремонтные работы. Принимали меня очень хорошо благодаря популярности Алёши. Прекрасно там кормили, готовили замечательные борщи с мясом. Когда Алёша возвращался, мы шли ко мне на квартиру.

Я приехала в Николаев, когда Железнякова уже убили, а Алёша стал заместителем нового командира бронепоезда. Есть версия, что убили Железнякова большевики: к тому времени, как он попал на юг, после Октября, у них были с ним счёты как с анархистом, его объявили вне закона. Но Железняков умел воевать - значит, мог принести пользу. Заместителем ему дали большевика, после гибели Железнякова он стал командиром, но бойцы его не любили. Железняков ему сказал перед смертью: "Если хочешь, чтобы всё не развалилось, сделай Алёшу своим заместителем". Есть основания считать, что этот большевик его и застрелил, смертельно ранил в спину во время боя. А Железняков умер, убеждённый, что в него попала вражеская пуля. Нечего и говорить, что популярная в советское время песня "Матрос-партизан Железняк" не имеет ничего общего с реальностью".

Надежда Улановская, Майя Улановская. История одной семьи. Санкт-Петербург, ИНАПРЕСС, 2005, стр. 35-36.

Анатолий Железняков. Картинка отсюда: http://persona.rin.ru/photo/f/37793/2/zheleznjakov-anatolij

Вот так вот: анархист, интеллигентный человек, бывший фельдшер, умел воевать, любим бойцами, и, похоже, убит своим заместителем-большевиком. Ничего общего с матросом из фильма "Выборгская сторона". Читать мемуары советовал нам ещё профессор Павленко на третьем курсе. Типа, конспектировать не надо, то есть это, в общем, отдых, а не работа, но информация всё равно в голове откладывается, понимание времени, которое изучаешь, становится глубже.

Ну вот, прав был Николай Иванович, я давно уже это понял - и потому читаю мемуары. А мемуары Надежды и Майи Улановской хочется конспектировать и цитировать постоянно. Думаю, позже будут какие-то ещё отрывки.

Революция – время создания мифов. Нередко жизнь людей, из которых планируют сделать «икону революции», приукрашивается настолько, что впоследствии потомкам сложно отличить правду от вымысла. Подобная печальная участь постигла и Анатолия Григорьевича Железнякова, благодаря популярной песне ставшего знаменитым «матросом Железняком».

Слова из песни не выкинешь

Несмотря на то что большинство жителей России слышали об этом легендарном человеке, лишь профессиональные историки могут сказать, чем он знаменит на самом деле. Многие знают о месте его могилы из строк знаменитой революционной песни. Как утверждается в ее тексте, матрос Железняк похоронен под курганом в степи близ Херсона. Это ошибка. На самом деле после гибели А.Г. Железнякова 26 июля 1919 года его тело по распоряжению Л.Д. Троцкого доставили в Москву и с воинскими почестями похоронили на Ваганьковском кладбище. Остальные этапы биографии знаменитого матроса также существенно отличаются от сюжета песни о нем.

Не состоявшийся студент

Родился Анатолий Григорьевич в Подмосковье, а не на Украине, как думают некоторые, в семье героя русско-турецкой войны. Его отец был настоящим патриотом своей страны и прочил сыну карьеру военного. Молодой человек не стал спорить с родителями и по достижении необходимого возраста поступил в Лефортовское военно-фельдшерское училище. Однако учеба не задалась, и он решил перевестись в мореходную школу, но провалился на вступительных экзаменах. Искать новое место учебы Железняков не стал, устроившись кочегаром на торговое судно, а затем слесарем на Бутырский снарядный завод в Москве. В те годы страна все глубже погружалась в хаос революции, и Анатолий Григорьевич, поначалу примкнувший к анархистам, со временем перешел в стан большевиков.

Революционный матрос

С началом Первой мировой войны Железнякова мобилизуют на Балтийский флот. Впоследствии командование не раз пожалело об этом опрометчивом шаге. С первых дней службы строптивый матрос начал вести активную антиправительственную и пораженческую агитацию среди матросов. Его неоднократно подвергали аресту и различного рода наказаниям, но все было напрасно. Железняков был неисправим. В июне 1916 года он дезертировал, устроившись под чужой фамилией кочегаром на торговое судно Черноморского флота.

Едва весной 1917 года Временное правительство объявило об амнистии дезертиров Железняков по заданию большевиков вновь вернулся на Балтику для ведения агитационной работы среди матросов. Однако за неоднократные покушения на казаков он был арестован и сослан на 14 лет на каторгу. Тем не менее деятельная натура не позволила Железнякову долго пребывать в заключении. Совершив побег, строптивый моряк вернулся в Кронштадт, где был тут же избран в Центробалт, руководивший революционным движением матросов. Однако его настоящая звезда взошла лишь после штурма Зимнего дворца, в котором «матрос Железняк» принимал самое активное участие.

Красный командир

Дальнейшая судьба «матроса Железняка» складывалась не менее бурно, чем в предреволюционные годы. Во время Гражданской войны Железняков честно сражался с войсками Добровольческой армии, участвовал в операциях против Донского казачества, получив должность командира полка в дивизии Киквидзе. Молодому командиру пророчили великолепное будущее. Но все испортило Московское восстание левых эсеров 1918 года, которое Железняков опрометчиво поддержал. После вольнолюбивый моряк проголосовал за ликвидацию Совнаркома, вследствие чего окончательно рассорился с большевиками. Его участь была предрешена. Против Железнякова были выдвинуты ложные обвинения в организации катастрофы поезда Подвойского и приговорили к расстрелу. Буквально чудом опытному революционеру удалось бежать.

Дальше произошло невероятное. В ноябре 1918 года А.Г. Железнякова в очередной раз за его короткую жизнь амнистировали. Но держать в Красной Армии неблагонадежного командира не решились, отправив в Одессу для организации диверсионной работы против белогвардейских войск. Партизаном Железняков проявил себя с самой лучшей стороны, и после освобождения Одессы был назначен председателем Профсоюза моряков торгового флота.

Смерть героя

Первое время Железняков совместно с жителями Одессы активно участвовал в налаживании мирного быта в городе. Однако его неусидчивая натура требовала возвращения к боевым действиям. Вскоре из Одессы на борьбу с А. Деникиным были отправлены два бронепоезда, команду одного из них возглавил А.Г. Железняков. После нескольких месяцев кровопролитных боев в июле 1919 года бронепоезд под его командованием оказался в окружении белогвардейской конницы. В этой ситуации Железняков, не привыкший отступать, решил идти на пролом. Под грохот орудий бронепоезд устремился вперед, чтобы на всех порах проскочить станцию Верховцево, на которой были сосредоточены основные силы белых. Проявляя чудеса храбрости, Анатолий Григорьевич открыл башенный люк и, рискуя в любой момент быть убитым, не переставая, стал палить по врагам сразу из двух пистолетов. К сожалению, в этот раз удача отвернулась от него. Шальная пуля попала Анатолию Григорьевичу в грудь.

Умер матрос Железняков 26 июля 1919 года в возрасте 24 лет. Правда, впоследствии появилась альтернативная версия событий, что Железнякова в ходе боя подло убили сами большевики. Однако фактических подтверждений этому нет.

Анатолий Григорьевич Железняков родился третьим ребенком 20 апреля (2 мая - нового стиля) 1895 года в русской православной семье, проживавшей на тот период в ближнем Подмосковье (село Федоскино Московской губернии - ныне район города Долгопрудного) и причисленной по установленной тогда законом социальной группе - мещанскому сословию.

Отец - Григорий Егорович Железняков (1850 - 1902), русский, православного вероисповедания, человек твердого, решительного и упорного характера, прошел три срока долгой и тяжелой царской солдатской службы. Мать - Мария Павловна Железнякова (до замужества Елисеева) была занята домашними заботами о воспитании детей.

В августе 1895 года семья Железняковых переехала в Москву, где Григорию Егоровичу удалось найти работу смотрителя здания одного из административных московских учреждений. Четвертый ребенок в семье - сын Виктор родился в 1899 году.

Неожиданно в многодетную семью Железняковых пришло большое горе - от сердечного приступа в 1902 году скончался отец семейства и главный кормилец Григорий Егорович. Для вдовы Марии Павловны Железняковой и ее детей наступили весьма трудные времена полные нужды и лишений.

Старший брат Николай, восемнадцатилетний молодой человек, на плечи которого должна была лечь основная отвественность за материальное благополучие семьи, отправился к Черному морю, где устроился в качестве матроса на одно из торговых судов. Поэтому главной помощницей для Марии Павловны и основной добытчицей средств существования стала в свои неполные шестнадцать лет серьезная и ответственная дочь Александра, которая, получив гимназическое образование, была вынуждена устроиться на работу в качестве домашней учительницы-репетитора в состоятельную и обеспеченную московскую семью.

С целью облегчения тяжелого семейного материального положения пятнадцатилетнего Анатолия, как сына солдата, прослужившего в армии три срока, а ныне оказавшегося без отцовской опеки, удалось устроить на обучение за казенный счет в Лефортовское Военно-фельдшерское училище. Анатолий Железняков , числящийся в течение первых двух лет обучения на хорошем счету, стал крайне тяготиться тяжелой казарменной муштрой, труднопереносимой атмосферой произвола и насилия и, самое главное, не видел себя он в роли военного фельдшера, а мечтал, как старший брат Николай, о море, вольной стихии и морских путешествиях.

Вскоре слушателю военно-фельдшерского училища Железнякову А.Г. представился весьма удобный случай, чтобы доказать свое нежелание холуйствовать и пресмыкаться училищным фельдфебелям и ротмистрам, которые, раболепствуя, угодничая и выслуживаясь перед вышестоящими чинами, ежедневно и ежечасно оскорбляли и унижали личное достоинство каждого подчиненного слушателя.

Не испытывая никаких верноподданнических чувств к монаршей династии, Анатолий , по мнению администрации училища, допустил не только личное неуважение к царской особе, а совершил грубое политическое деяние в отношении императорской власти, строго караемое судебным порядком и отданием под трибунал, когда не вышел на торжественное построение в честь всеобщего празднования 23 апреля 1912 года - дня рождения ее величества императрицы Марии Федоровны Романовой.

При разбирательстве этого чрезвычайного происшествия слушатель Железняков А.Г. заявил начальнику училища, что не вышел на торжественное построение, так как у него тоже день рождения. Неслыханная дерзость семнадцатилетнего молодого человека, одного из лучших слушателей выпускного курса, привела в ярость генерала-начальника училища. Однако отдать нарушителя под суд он не решился, боясь того, что подробности об этом скандале разойдутся по всей Москве и, наверняка, станут известны самой императрице, тогда последствия случившегося для него - начальника могут оказаться самыми губительными.

Дело удалось замять, но в жандармском управлении, тем не менее, были оформлены необходимые бумаги и заведено дело на очередного поднадзорного, за которым надлежало организовать внимательный присмотр. В краткой жандармской справке было указано:

"Железняков Анатолий Григорьевич, мещанин, родился 20 апреля 1895 года в селе Федоскино Московской губернии. Отец - Григорий Егорович Железняков . Умер в 1902 году. Мать - Мария Павловна Железнякова , из мещан. Живет скромно, никого не принимает.

П р и м е т ы:

Особых примет нет. Рост - выше среднего. Волосы - темные. Глаза - голубые. Увлекается чтением. В училище часто вел со слушателями неблагопристойные разговоры о семье императорского величества".

Отсидев положенный срок в училищном карцере, несостоявшийся военный фельдшер, был отчислен из училища, якобы, по ходатайству его матери - Марии Павловны Железняковой по причине ее слабого здоровья и оказания ей необходимой помощи.

По возвращению в свою семью, Анатолию, как имеющему определенные медицинские знания, удалось устроиться в местную аптеку при ткацком предприятии фабриканта Арсения Морозова.

Однако мысли о море его не оставляли. Анатолий дважды делал попытки поступить на учебу в Ростовское и Кронштадтское мореходные училища. По разным причинам эти попытки не были реализованы.

Однако Анатолий не оставлял мечту стать матросом. По примеру старшего брата Николая, он отправился на Черное море, с радостью сменив белый аптекарский халат на матросскую робу. Железняков стал моряком торгового флота, получая первый, хотя и незначительный, но по-настоящему соленый трудовой матросский заработок.

Проплавав в качестве матроса-кочегара на морских судах одну навигацию, Анатолий возвратился в Москву и устроился работать слесарем на Бутырский снарядный завод фабриканта Густава Листа. На заводе он сдружился со многими рабочими и, вероятней всего, принимал участие в деятельности заводской организации рабочих, где уже тогда попал под наблюдение полиции за участие в подпольной деятельности и распространение листовок революционного содержания.

Вот в такое неспокойное время и с таким житейским опытом пришла пора Анатолию отправляться на военную службу - служить на верность царю и отечеству. В 1915 году его призвали на флот и направили в Кронштадтский экипаж, где в Машинной школе обучили специальности матроса-кочегара. Это была самая трудная и не требующая никаких специальных знаний работа: бросать лопатой уголь в топку котла на протяжении нескончаемо долгой четырехчасовой вахты - обычный удел матроса-кочегара.

По каким критериям происходило распределение матросов в экипаже по корабельным специальностям, трудно определить. Но скажем прямо, что в те далекие годы молодых людей из числа призывников, имеющих не только гимназическое образование, но и умеющих мало-мальски читать и писать, было не слишком много, а попросту говоря, даже крайне мало.

Московский бойкий, уверенный, смелый, образованный паренек со знанием французского языка и рабочей закалкой, имеющий опыт начальной военной службы и плавания на морских судах, можно с уверенностью предположить, мог стать кочегаром, только по причине неблагонадежности к существующему самодержавному строю, за вольнодумство, за непослушание, за независимый и прямой характер, за то, что мог сказать правильные слова и твердо их отстаивать.

Оснований у флотского начальства для такого решения, как свидетельствовали архивные материалы, было предостаточно.

После завершения начального этапа обучения в экипаже, матрос А.Г.Железняков в 1916 году получил назначение в котельно-машинную группу на специально построенный в 1902 году для обеспечения морской практики личного состава крупнейший своего класса учебный корабль "Океан".

Надо сказать, что экипаж "Океана" представлял к этому времени дружный и сплаванный матросский состав, участвовавший в дальних ежегодных плаваниях. В матросском коллективе уже сложились определенные традиции, были свои лидеры, выдвигавшие справедливые требования за отмену жестокого отношения к матросам со стороны некоторых господ-офицеров и ревностных исполнителей их власти старшин-боцманов с пудовыми кулаками, от воспитательных мер которых на лицах и в других местах на теле матросов оставались заметные следы. Недаром в 1910 году на "Океане" произошло восстание матросов, к которому присоединились и некоторые другие корабли в Кронштадте. Восстание моряков было жестоко подавлено. Но революционный настрой в матросской среде остался.

Совершенно очевидно, что матрос-кочегар Анатолий Григорьевич Железняков , влившись в матросскую среду, приобрел единомышленников и сторонников своим интересам и взглядам, главными из которых были личная независимость, свобода и отрицание всякого давления и административного деспотизма со стороны корабельного начальства.

Вероятнее всего, в тот период он придерживался умеренных анархистских взглядов, за ликвидацию всякой власти в результате стихийного, без усиленного идеологического давления со стороны, за самостоятельное волеизъявление народных масс. Безусловно, он сразу же вошел в активное число матросов экипажа корабля. Однако ни в какие партии, отстаивающие различные пути развития, число которых по всей России перевалило за полсотни, он не вступал.

Корабельному начальству неоднократно приходилось выслушивать справедливые требования матросов облегчить положение кочегаров и не допускать оскорблений и обвинений в их адрес.

Однажды в одном из учебных походов произошел случай, когда боцман машинной команды, спустившись в котельное отделение, с криком набросился на кочегаров, что они, бездельники, не выполняют своих обязанностей и не поддерживают в котлах необходимый режим давления пара.

Накануне, перед выходом в море, на корабль загрузили мелкий с высокой зольностью, как в таких случаях говорят, "пустой" уголь, на котором и самовар не растопишь. Однако боцман, не разобравшись в истинных причинах, в манере обычного обращения к скотам-матросам, угрожал всех отдать под суд и сгноить в тюрьме. Реакция матросов на такие угрозы оказалась не в пользу боцмана и обстановка складывалась довольно напряженная. Кочегары, сгрудившись вокруг боцмана, пытались объяснить, что причиной всему является плохой уголь, но боцман неистовствовал и требовал выполнить требования корабельного начальства. В этот момент матрос-кочегар Анатолий Железняков , отбросив лопату, вплотную приблизился к боцману и в наступившей тишине твердо произнес:

В топку захотел? Пар в котлах сразу поднимется. Запомни, боцман, - продолжал Анатолий , - на кочегаров нельзя кричать, они с огнем дело имеют. Сейчас иди и доложи старшему механику, что уголь дали в рейс - сплошную пыль. А о нашей беседе советую молчать.

Моряки дружно зашумели, поддерживая своего вожака, а ошеломленный боцман резко повернулся и, стремглав поднявшись вверх по трапу, быстро удалился из котельного отделения.

На этот бунтарский поступок полный справедливого матросского гнева, хотя и не последовало каких-либо административных санкций, но Анатолий заметил к себе более пристальное внимание со стороны боцмана по контролю за каждым шагом его поведения и, прежде всего, в отношении того: не ведет ли он разговоры с матросами против войны или за свержение самодержавия; не прячет ли в личных вещах запрещенную литературу политического содержания.

Вскоре в присутствии большого числа матросов и младших чинов произошел еще один случай во время очередного корабельного аврала, когда Анатолий заступился за матроса, которого стал бить по лицу молодой офицер, видимо, считая, что матрос ленится и плохо работает на своем объекте приборки. Перехватив руку, занесенную офицером для удара, кочегар Железняков громко, чтобы многим, находящимся на палубе, было слышно, решительно произнес:

Ваше благородие, по морскому уставу бить матроса нельзя!

В присутствии большого количества экипажа за сопротивление офицеру, о котором непременно станет известно командиру корабля, без сомнения должно было последовать суровое наказание. Трибунал! Тревожное тогда было время на кораблях Балтийского флота.

Матрос-кочегар А.Г.Железняков , чтобы избежать расправы со стороны корабельного начальства, принял единственно правильное на тот момент решение - немедленно скрыться и покинуть корабль. 12 июня 1916 года Анатолий Железняков совершил побег с учебного корабля "Океан".

Жизнь в конспирации

Не знал Анатолий на тот момент, что его побег стал своевременен еще и потому, что у командира корабля уже имелась только что полученная из Морского Генерального штаба официальная бумага, подтверждающая политическую неблагонадежность призванного служить на Балтийский флот А.Г.Железнякова , который, по сведениям московской жандармерии, вел революционную пропаганду среди заводских рабочих и снабжал их нелегальной литературой, а это вкупе со случившемся тем более грозило неминуемым арестом.

Появившись вскоре у родственников в Москве, Анатолий предупредил, что он из-за серьезного конфликта с корабельным начальством совершил самовольный побег с корабля. В связи с тем, что данный поступок по существу являлся уклонением от царской военной повинности, теперь вынужден скрываться, опасаясь возможного ареста. Он убедительно просил не рассказывать эти подробности своей маме, Марии Павловне, чтобы лишний раз ее не расстраивать.

Непродолжительный период Анатолий находился в Богородске, где с помощью надежных друзей и товарищей ему удалось экипироваться путем перешивки морской амуниции в штатскую одежду, купив, правда, гражданскую кепи для надежности изменения своего внешнего вида. Но, что самое главное, так это - изготовить, хотя и малоубедительное, однако дающее, на первых порах, возможность открытого перемещения, удостоверение, в котором было засвидетельствовано:

"Богородское уездное воинское присутствие сим удостоверяет, что гражданин Железняков Анатолий Григорьевич освобожден от воинской повинности по болезни".

С тяжелым сердцем и глубокой грустью расставался Анатолий с Москвой, родственниками и друзьями, возможно, даже не надеясь на свое благополучное возвращение. В его дневниковых записях есть такие строчки:

"Прощай Москва! Увижу ли тебя еще раз или нет? Прощай, живи, будь смелая и честная, будь такая же радушная, добрая и гостеприимная для нас, рабочих, и впредь говори, что ты ненавидела, также с открытым и ясным челом. Прощай!".

Оказавшись один без моральной поддержки родственников и знакомых, он в целях конспирации резко сократил с ними переписку, чтобы не подвергать своих близких возможной опасности. Вместе с тем, Анатолий весьма твердо, настойчиво и целеустремленно, если судить по его дневниковым записям, искал пути выхода из создавшегося положения.

Сначала Анатолий отправился в Саратов, где у него были друзья, надеясь выправить себе более надежный и солидный документ, а затем его путь лежал на уже знакомое Черное море. Оказавшись в Новороссийске, с большим трудом ему удалось получить место кочегара на морском грузо-пассажирском пароходе "Принцесса Христина", совершавшем рейсы по Черному морю не только от Одессы до Батуми, но и в порты Румынии, Турции и Болгарии.

Тогда у него даже появилась идея, воспользовавшись благоприятной ситуацией, "пробраться на китоловные или котиковые промысла, а там ай-да "туда" - в Америку, которая ему в те годы представлялась символом свободы и борьбы угнетенного народа за свои права.

Вот уже более полугода в тяжелых зимних штормовых условиях отплавал Анатолий кочегаром на торговых судах, совершавших рейсы по Черному морю, однако скудного матросского жалованья не хватало даже для мало-мальски нормального существования, но он все еще не отказывался от осуществления своего дерзкого, но так и несбывшегося плана. В своих дневниках он оставил такую запись: "Чем труднее, опасней борьба, тем приятней и слаще победа. Жизнь скитальца полна треволнений, лишений и суровых переживаний, но прекрасна дикой свободой и вольным взмахом желаний:".

В тот период, когда подходил к завершению неспокойный и безрадостный 1916 год, для Анатолия Григорьевича Железнякова - молодого человека, которому шел только двадцать второй год, наступил самый критический период его жизни. Какой выбрать дальнейший путь? Что ожидает впереди? К чему стремиться? Вопросов много, но, как и где найти нужный ответ?

Всячески поддерживая и отвлекая себя от наступавшей порой "кошмарной тоски", причиной которой было одиночество, от постоянного морального напряжения и необходимости случайно не попасть под надзор полиции и неудовлетворенности своим положением, Анатолий старался много читать и даже перечитывать по нескольку раз имевшиеся у него книги и газеты, чтобы "на душе не было сумрачно и хмуро, как в штормовую ночь".

Несмотря на житейские трудности и весьма призрачную перспективу, Анатолий , тем не менее, с молодым наивным оптимизмом всматривался в наступающий 1917 год.

"Новый год! Что ты даришь мне из трех вещей, которые лежат на пути моем? Смерть, свободу или заключение?..

Я не боюсь и смело гляжу вперед, ибо верю, что выиграю. Смелость в движениях, хладнокровие в работе, уверенность в средствах - все это мне даст моя вера, вера в светлое будущее.

Да здравствует жизнь, труд!

Да здравствуют лишения и трудности!

Новый год! Провожу я тебя или нет?"

Находясь вдали от Петрограда, где на тот момент происходили главные исторические события, Анатолий не знал, что только три зимних месяца ему осталось штормовать в море, но предчувствие его не обманывало, когда он записал в дневнике, что "осталось немного, когда вырвешься из этого беспокойного круга".

Однако не мог, безусловно, тогда, в новогоднюю ночь 1917 года, Анатолий предполагать, что судьба ему уготовила только два с половиной года активной, яркой, героической жизни, оставив заметный след в истории нашей страны того сложного и неоднозначного периода.

Последними дневниковыми страничками оказались записи, относящиеся к марту-апрелю 1917 года.

"Итак, я гражданин! Нечто новое на лице нашей земли! Но меня это не радует, да и не печалит. Новая забава для добрых россиян, и только.

Совершился переворот, который долго, но верно подготовлялся в течение многих лет. Император Николай отрекся от престола, и буржуазия встала у кормила правления. И вот теперь начинается тонкая хитросплетенная политика капиталистов.

Как я должен поступить?

Что предпринять?

Эх ты, куцая свобода, как обкорнали тебя!"

Последняя дневниковая запись, обрывается как бы на полуслове, оставляя что-то важное недосказанным. Возникает непроизвольное чувство, что автор этих строк вскоре должен обязательно возвратиться и завершить описание своей жизни.

"Жизнь с 18 марта резко повернула течение и усилила свой бег. Было собрание моряков. Выхожу, говорю и начинаю жить той жизнью, о которой мечтал, жизнью общественного деятеля. Писать лень, дел бездна... Но кто же я?".

После Февральской революции

Февральская революция 1917 года, произошедшая в России, полностью изменила все его взгляды и интересы. Оценивая в целом положительно, но с определенной долей настороженности свершившийся революционный факт, Анатолия Григорьевич Железняков отказался от своей идеи покинуть Россию и уехать в Америку. Он принял решение вернуться в Петроград к своим друзьям морякам-балтийцам, чтобы быть непосредственным участником надвигающихся грандиозных событий в России.

В апреле 1917 года А.Г.Железняков , задержавшись в Москве всего лишь на несколько дней, чтобы повидаться со своей мамой и родственниками, затем отправился в Петроград, где происходили главные исторические действия, уже не как изгнанник, скрывающийся от властей, а как полноправный гражданин, чтобы стать не простым свидетелем грандиозных свершений, но активным их участником.

Совершенно определенно можно утверждать, что в то время А.Г.Железняков оказался в числе революционно настроенных моряков, восстановив старые связи и приобретя новых друзей главным образом, входящих в состав Центробалта и придерживающихся большевистских взглядов свержения Временного правительства.

Летом 1917 года, являясь активным участником выступлений против "министров-капиталистов" Временного правительства, в результате массовых репрессий властей Анатолий Железняков был арестован, отбывал наказание в тюрьме "Кресты" и был осужден на 14 лет каторжных работ. С помощью друзей-единомышленников совершил побег из тюрьмы. Под вымышленной фамилией Викторский, возвратился в Гельсингфорс. Вместе с другими матросами из Центробалта, размещавшимися тогда на корабле "Полярная звезда", бывшей царской яхте, продолжил вести агитационную и разъяснительную работу среди моряков кораблей Балтфлота по разоблачению преступной политики буржуазного правительства Керенского.

В сентябре 1917 года состоялся Второй съезд моряков Балтики, в созыве которого по рекомендации Центробалта принял участие Анатолий Викторский (Железняков ). Участники этого съезда полностью поддержали ленинский курс на вооруженное восстание. От моряков Балтики были избраны делегаты на Второй Всероссийский съезд Советов в количестве 14 человек, в числе которых вместе с Дыбенко, Ховриным, Сапожниковым, Мясниковым и другими значился также Анатолий Викторский (Железняков ).

Матросы Балтики оправдали надежды, возложенные на них большевиками. Анатолий Викторский снова стал Анатолием Железняковым . Те, от кого он скрывался, доживали свои последние часы.

В октябре 1917 года Центробалт развернул широкую подготовку на кораблях флота к вооруженному восстанию и захвату власти. Накануне восстания в Неву вошли корабли "Аврора", "Заря Востока", "Амур", "Хопер", "Самсон", "Забияка". Благодаря активным действиям видных организаторов матросских масс Дыбенко, Маркина, Ховрина, Железнякова , Измайлова, Сладкова, Мокроусова и других в Петроград из Кронштадта прибыл сводный 20-ти тысячный отряд вооруженных матросов. Революционно настроенные моряки приняли непосредственное участие в штурме Зимнего дворца и аресте членов Временного правительства, захвате почты, банков, телеграфа, вокзалов, электростанции и других административных и хозяйственных зданий города. За время восстания погибло 15 человек, ранено около 60 человек.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года на открывшемся в Смольном Втором съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, на которое был избран Анатолий Железняков в числе делегатов от Центробалта, было объявлено, что вся власть в стране переходит к съезду Советов, а Российская республика провозглашается Республикой Советов и с этого момента начинается новый, советский период российской истории. На съезде также было сформировано временное Советское правительство - Совет Народных Комиссаров.

После октябрьского государственного переворота и свержения Временного правительства в Петрограде начался период "триумфального шествия Советской власти" - установление диктатуры пролетариата по всей территории России.

Первые трудности этого послеоктябрьского восстания испытала Москва. По решению Петроградского ревкома на помощь революционной Москве был сформирован и отправлен вооруженный Первый Петроградский отряд моряков и путиловских рабочих, командовать которым поручили матросам Н.А.Ховрину и А.Г.Железнякову . По мере продвижения эшелона в Москву моряки отряда в районе станции Бологое разоружили белогвардейский бронепоезд. До прибытия эшелона в Москву вооруженное восстание победило. Кремль был очищен от юнкеров и других частей противника. По решению Моссовета жертвы московской трагедии, которых оказалось более тысячи человек, были похоронены у Кремлевской стены на Красной площади. Прибывший из Питера отряд моряков, хотя и не участвовал в боевых действиях, но организовал патрулирование в городе, проводил облавы по поимке недобитых контрреволюционеров, по разгону хулиганов и спекулянтов, наводил революционный порядок в городе.

В конце ноября 1917 года отряд моряков получил из Петрограда директиву следовать для оказания военной помощи рабочим и крестьянам Украины с целью установления советской власти. По пути следования рабочие Тулы выделили отряду дополнительное оружие (10 тысяч винтовок и 40 пулеметов для вооружения рабочих Донбасса) и значительное подкрепление (4 броневика, 2 бронепоезда, несколько пушек, роту солдат). Теперь отряд моряков уже представлял значительную силу. Первое по настоящему боевое крещение состоялось под Белгородом, где произошел жестокий бой с ударным батальоном белогвардейского генерала Духонина.

Затем отряд, проследовав на Украину, оказал действенную помощь харьковским большевикам, под руководством Артема (Сергеева) и Руднева, по захвату вокзалов и телеграфа, разоружению Чугуевского училища юнкеров.

Выполнив свою задачу, отряд после получения указания от В.А.Антонова-Овсеенко (1883-1939), который в тот период руководил всеми отрядами, как по захвату Зимнего дворца, так и по установлению советской власти на юге страны, отбыл в Петроград. После прибытия в Петроград, отряд был расформирован, матросы были отправлены по своим кораблям.

Государственное строительство тогда связывалось с проведением подлинно демократических преобразований в стране по подготовке и проведению всеобщих выборов в Учредительное собрание России для установления формы правления и выработки демократической конституции.

Однако результаты проведенных наспех выборов в Учредительное собрание в декабре 1917 года показали, что партия РСДРП (большевиков) получила явное меньшинство голосов. 5 января 1918 года в Таврическом дворце состоялось первое заседание Учредительного собрания, на котором развернулись широкие и долгие прения. Фракция большевиков из-за отсутствия поддержки со стороны депутатов других фракций не могла провести для принятия ни одного своего решения. Такое положение крайне возмутило В.И.Ленина, который вызвал к себе на серьезную личную беседу председателя Центробалта Павла Дыбенко и в категорической форме приказал разогнать это непослушное Учредительное собрание, заявив, что с демократией пора кончать: пришло время переходить к диктатуре пролетариата.

Перед началом работы Учредительного собрания в Петрограде было введено осадное положение. Для охраны Таврического дворца и обеспечения нормальной работы депутатов были организованы два караула: внешний и внутренний. В состав караулов входили революционные матросы с крейсера "Аврора", броненосца "Россия", других кораблей и солдаты революционно настроенных полков. Начальником внутреннего караула непосредственно в Таврическом дворце являлся сочувствующий большевикам матрос Анатолий Григорьевич Железняков .

Глубоко за полночь уже 6 января 1918 года в Таврический дворец прибыл председатель Центробалта Павел Дыбенко и, вызвав к себе начальника внутреннего караула матроса Анатолия Железнякова , передал категорическое требование Председателя Совнаркома В.И.Ленина не церемониться с "Учредиловкой" вплоть до ее разгона.

В 4 часа 40 минут 6 января 1918 года начальник караула Таврического дворца Анатолий Железняков в сопровождении матросов и солдат караула, выполняя исходивший непосредственно от Ульянова (Ленина) устный приказ, вошел в зал заседаний и заявил депутатам:

В соответствии с решением Совета Народных Комиссаров Учредительное собрание должно немедленно прекратить свою работу и самораспуститься!

На этом достаточно мирный и демократический этап революционных преобразований в России закончился. Повсеместно и решительно стала устанавливаться диктатура пролетариата. "Кто был ничем, тот станет всем!". "Грабь награбленное!". "Пролетарий всему господин!". "Бей контру!". Какие смелые и решительные лозунги! А требования "Земля крестьянам!", "Фабрики рабочим!", которыми призывали народ к восстанию, оказались забыты.

Это послужило началом гражданской войны в России, как процессу открытого вооруженного противостояния различных политических партий, классов, сословий и различных групп населения в борьбе за власть и собственность.

Центробалт, выполнив свою главную задачу в осуществлении октябрьского вооруженного восстания, был распущен и перестал существовать.

Решением Совета Народных Комиссаров в конце января 1918 года А.Г.Железнякова направили на юг страны с особо важным поручением. Являясь членом Верховной коллегии по русско-румынским и бессарабским делам, председателем Революционного штаба Дунайской флотилии, он участвовал в организации мероприятий по установлению советской власти и противодействию войскам боярской Румынии, австро-венгерским и германским войскам, украинским контрреволюционным гайдамакам в разоружении русской армии, кораблей Дунайской флотилии, входившей в состав Черноморского флота, и недопущению разгона большевистских, революционных комитетов.

В марте 1918 года А.Г.Железнякова назначили командующим Бирзульским укрепленным районом, в составе которого числились значительные резервы и боевые части. Получая непосредственные указания от командующего Южным фронтом Антонова-Овсеенко, А.Г.Железняков возглавил отряд из матросов и солдат в составе 1500 человек и участвовал в боевых действиях против австро-германских интервентов.

После завершения своей миссии на Румынском фронте, А.Г.Железняков возвратился в Петроград, где в начале лета 1918 года получил новое задание: сформировать отряд моряков для следования на Южный фронт, ставший тогда главным фронтом по защите советской республики. Отряд моряков, который имел два броневика "Тигр" и "лейтенант Шмидт", влился в состав 16-й дивизии (комдив В.И.Киквидзе) 14-й армии (командарм К.Е.Ворошилов). А.Г.Железняков после переформирования дивизии был назначен командиром Первого Еланского пехотного полка этой дивизии, кото-рая непрерывно участвовала в ожесточенных боях против казачьих войск атамана П.Н.Краснова.

В ноябре 1918 года против России началась открытая иностранная военная интервенция. Англо-французские войска высадились в Новороссийске, Одессе, Севастополе.

В этот период А.Г.Железняков и еще два боевых товарища по дивизии (Петр Зайцев и Борис Черкунов) были отозваны с фронта сначала в Петроград, а затем в Москву, где получили новое необычное задание, связанное с нелегальной подпольной деятельностью на территории, временно занятой иностранными войсками. Задача перед молодыми подпольщиками стояла весьма трудная: проникнуть в Одессу, где развернуть нелегальную деятельность среди моряков, докеров, портовых рабочих и населения, а также среди французских моряков против военной интервенции, в поддержку советской власти.

С грустью расставался А.Г.Железняков с дивизией. За эти месяцы фронтовой жизни он крепко сдружился с боевым, смелым и лихим комдивом Васо (Василием) Киквидзе. И по годам, и по характеру, и по духу они подходили друг другу. Но не знали и не предполагали боевые друзья, что видятся они в последний раз. В январе 1919 года в кровопролитном, жестоком и смертельном бою с белогвардейцами под хутором Зубриловка на Дону комдив В.И.Киквидзе геройски погибнет.

Почти трехнедельное пребывание в Москве для Анатолия Железнякова также стало последним, чтобы увидеть свою мать Марию Павловну, к которой он относился с любовью и шутливой нежностью, и своих родственников: старшую сестру Александру Григорьевну с ее двумя подрастающими сыновьями Николаем и Георгием и горячо любимого младшего брата Виктора Григорьевича. Ведь недаром Анатолий для своих легендных фамилий использовал, слегка видоизменив, имя и год рождения своего младшего брата: Викторский или Викторс.

Однажды, неожиданно для всех домашних, Анатолий сказал, что уезжает далеко на юг, на территорию, находящуюся под властью белогвардейцев и занятую интервентами. Предупредил, чтобы писем от него в ближайшее время не ждали.
В Одесском подполье

Переход границы и преодоление пути через всю Украину, занятую разношерстным противником, на поездах, на повозках, пешком и даже по морю на баркасе, до Одессы, преодолевая облавы, контрольные посты, кордоны и внезапные проверки, оказался не из легких и изобиловал неожиданными всевозможными ситуациями, которых заранее невозможно было предусмотреть. Всякий раз требовалось принимать нестандартные решения, действовать порой по интуиции, исходя из создавшейся обстановки.

Анатолию Железнякову вторично пришлось взять легендную фамилию и изменить биографию. Теперь он - Анатолий Эдуардович Викторс, 1899 года рождения, холост, окончил морское училище в Кронштадте, работал кочегаром и машинистом, последняя должность - механик, член Союза Моряков Торгового флота с 1918 года.

Борис Черкунов - второй участник этой группы также имел документ подобного содержания на имя Бориса Ивановича Колбасникова.

По легенде оба матроса, одетые в морскую форму с припрятанными пистолетами следовали в Одессу к родственникам как демобилизованные с флота по болезни вследствие контузии или ранения и признанные не пригодными по здоровью к военной службе.

Третьим человеком в этой нелегальной группе подпольщиков была Елена Николаевна Винда, с которой А.Г.Железняков познакомился в штабе 16-ой дивизии. Это была образованная, интеллигентная девушка, происходившая из богатой семьи бывшего полковника царской армии, но добровольно принявшая революцию, за плечами которой к тому времени уже было несколько месяцев службы в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Елена Николаевна действовала под своим именем, ничего не меняя в своей биографии. Воспитанность, аристократичность, уточненные манеры держаться, отличное знание иностранных языков, приобретенные в период учебы в привилегированном учебном заведении - Институте Благородных девиц неоднократно помогали выходить из сложных обстоятельств не только в период следования, но и в дальнейшем - непосредственно при нахождении в Одессе.

В одесском подполье к тому времени под конспиративным именем "Цезарь" уже находился бывший красноармеец 16-ой дивизии Петр Зайцев, с которым Железняков-Викторс постоянно поддерживал связь. Вскоре сформировалась надежная группа подпольщиков, в состав которой входили Григорий Борзенко, Александр Бугаенко, Борис Чикования, Константин Казаков и другие смелые, отчаянные боевые соратники. Они развернули активную деятельность среди черноморских моряков, докеров в порту, ремонтных рабочих на заводах за свержение белогвардейской власти и украинских националистов, против иностранных интервентов, оккупировавших Одессу, за установление советской власти.

Революционная активность подпольщиков не могла долго оставаться без внимания администрации порта и завода, местной жандармерии и белогвардейской контрразведки. Начались поиски подпольной группы, но хорошо законспирированная организация не давала возможность шпикам и ищейкам напасть на их след.

В апреле 1919 года частями РККА была освобождена Одесса и в городе установилась мирная советская власть. Оставив для истории легендную биографию, А.Г.Железняков , также как и его товарищи по совместной подпольной борьбе, стал организовывать мирную жизнь в городе. Он был избран председателем профессионального союза моряков торгового флота в Одессе и с огромным энтузиазмом взялся за работу на совершенно новом для себя участке работы.

Вместе с тем, понимая, что еще далеко до полной победы, что еще идут жестокие и кровопролитные бои, что еще гибнут в этих боях его друзья-моряки, А.Г.Железняков стал настойчиво добиваться отправки на фронт. Он выдвинул план, согласно которому в экстренном порядке необходимо отремонтировать, находящиеся в железнодорожном депо два бывших белогвардейских бронепоезда и отправиться на фронт на помощь Красной Армии. Получив согласие начальства, А.Г.Железняков лично контролировал ход ремонта бронепоезда, подбирал его команду исключительно из добровольцев. В мае 1919 года Одесса торжественно провожала на фронт бронепоезд имени Худякова, командиром которого был назначен А.Г.Железняков .

Последний бой Анатолия Железнякова

С боями, прорвавшись через бандитские засады самозваных атаманов, бронепоезд имени Худякова под командованием А.Г.Железнякова прибыл в Кременчуг, где располагался штаб 14-ой армии (командарм К.Е.Ворошилов), и был включен в состав этой армии.

В жаркие летние месяцы 1919 года четыре бронепоезда, находящиеся в составе 14-ой армии, совместно с пехотными частями вели изнурительные бои с белогвардейскими войсками.

25 июля 1919 года А.Г.Железняков получил приказание выдвинуться на бронепоезде в район Екатеринослава и прикрыть отступление пехотных частей от преследования их белогвардейской конницей. К тому времени белоказаки захватили станцию Верховцево, отрезав для бронепоезда маневр отхода в западном направлении. Бронепоезд оказался в ограниченном пространстве для маневра.

А.Г.Железняков принял рискованное, но единственно правильное решение - избежать захвата бронепоезда белогвардейцами: дать полный ход и проскочить через занятую противником железнодорожную станцию. Открыв шквальный огонь по неприятелю из пушек и винтовок, бронепоезд преодолел вражеский заградительный огонь и пронесся через станцию Верховцево. А.Г.Железняков вел огонь по врагу сразу из двух пистолетов, высунувшись по пояс из командирской рубки. В самый последний момент, когда опасность, казалось, миновала, шальная пуля сразила отважного командира. Рана в область грудной клетки оказалась смертельной и 26 июля 1919 года А.Г.Железняков , не приходя в сознание, скончался.

После прощания с боевыми друзьями и товарищами с бронепоезда, однополчанами, бойцами и командирами других частей гроб с телом А.Г.Железнякова был доставлен в Москву.

Газета "Правда" в двух выпусках за 2 и 3 августа 1919 года опубликовала некролог следующего содержания:

"В бою с белогвардейскими бандами Деникина на Украинском фронте погиб смертью славных командир бронепоезда имени тов. Худякова известный революционер Железняков Анатолий Григорьевич".

Военное ведомство РККА "Главбронь", в ведении которого тогда находились части бронетехники, организовало траурное прощание и похороны балтийского матроса, революционера, подпольщика и командира бронепоезда А.Г.Железнякова .

Москва с большой скорбью проводила в последний путь своего земляка. Гроб с телом А.Г.Железнякова везли на броневике в сопровождении большого числа матросов, боевых друзей, товарищей, знакомых и родственников. Траурная процессия проследовала от Новинского бульвара, где проходило последнее прощание, до Ваганьковского кладбища.

Похоронили А.Г.Железнякова в окружении революционеров и героев Гражданской войны, рядом с могилами Н.Э.Баумана, А.С.Ведерникова, В.И.Киквидзе - своего комдива, близкого боевого друга и других красных командиров.

Памятники матросу Железняку:

На родине, в селе Федоскино Дмитровского района Московской области;
- в Долгопрудном (ранее стоял на Дмитровском шоссе, у поворота на Долгопрудный, после 1991 перенесли в Парк Отдыха);
- в Ногинске;
- в Кронштадте;
- в Челябинске.

Имя А. Железнякова носят:

Бульвар Матроса Железняка - в Москве,
Улица матроса Железняка - в Санкт-Петербурге,
Улица Партизана Железняка - в Красноярске,
Теплоход Анатолий Железняков - порт приписки Херсон.