Фёдор Иванович - один из известнейших поэтов в русской литературе, его имя тесно связано с политической и и жизненными водоворотами.

Фёдор Тютчев - поэт-мыслитель

В нём угадывался мыслитель. Он запомнился, несмотря на то что оставил после себя немногое: несколько статей, переводные и оригинальные стихотворения, далеко не все из которых удачные. Но ведь среди других есть жемчужины мысли, глубочайшие и тонкие наблюдения, бессмертные выражения, следы грандиозного ума и вдохновения. Всю жизнь он писал стихи, чтобы найти себя, лучше понять свой так что его читатель ещё и свидетель духовной работы поэта по самопознанию. Фёдор Тютчев писал, испытывая потребность высказаться самому себе. Он очень чуток к природе. Его ловкость в обращении с образами стихии - это дар, который можно заметить невооружённым глазом. В стихотворения поэта приятно всматриваться, их интересно изучать, разбирать - образы заключают в себе множество потайного смысла, именно поэтому так увлекателен их анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - стихотворение, написанное Тютчевым в 1836 году, несёт в себе важную Мысль поэта. Но какую? Это мы и попробуем выяснить.

У гениев мысли сходятся

Прежде чем начинать следует познакомиться с событиями, которые повлияли на его появление и послужили вдохновением для поэта. Больше всего сходств его мысль имеет с натурфилософией Фридриха Шеллинга, немецкого мыслителя. Творческие взаимосвязи между ними прослеживались неоднократно, интерес к его творчеству зародился ещё в те времена, когда поэт примкнул к будущим славянофилам, которые разделяли эстетику и романтическую метафизику немецкой литературы, в частности Шеллинга. Тютчев не был плагиатором, он не заимствовал сами идеи, лишь обращал внимание на постановку отношений человека и природы, человека и Вселенной, на одухотворение Космоса и понятия мировой души. Русский поэт был одним из самых верных последователей идей немца и долгое время придерживался концепций Шеллинга. Также это стихотворение Ф. И. Тютчева - протест против эссе Гейне, которые публиковались во Франции и критиковали позицию Фридриха, Гофмана и Новалиса и их натурфилософию.

Роль обращения в стихотворении

Если обратить внимание, то всё стихотворение построено как обращение к читателю - вот с чего стоит начать анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - это послание поэта к нам. Если глобализировать явление, то всю литературу можно назвать диалогом творца и его читателя. Если в некоторых произведениях это не бросается в глаза, то здесь Фёдор Тютчев задаёт нам вопросы, предлагая самим отыскать на них ответы и подумать над вопросами, которые могут показаться вечными. Обращение заставляет нас ощутить присутствие поэта, словно он наш собеседник, и в то же время позволяет уединиться с самим собой, заглянуть вглубь своего внутреннего мира и поразмышлять на предложенную тему. Мы не видим лирического субъекта, а лирического героя, в котором присутствуют черты самого Тютчева, потому что ему самому были близки подобного рода рассуждения. Благодаря обращению выстраивается диалог лирический герой - читатель, что делает стихотворение доступнее, оживляет его.

Отточия и главный смысл

Не будет полным, если обойти вниманием наличие отточий. Вместо них были строфы, но они по тем или иным причинам были изъяты цензурой. После такой процедуры они обыкновенно теряются и редко когда обнаруживаются. Так произошло и с данным стихотворением.

Однако, несмотря на то что некоторые куски отсутствуют, стихотворение не потеряло свой смысл. Главная его идея - тема взаимоотношений человека и природы. Подчёркивается важность способности человека чувствовать, потому что если человек «глух», то он и не живёт вовсе. Если для таких людей природа не имеет ни смысла, ни лица, то для Тютчева она важна и является «голосом матери самой». Именно образами природы поэт выражает сокровенные эмоции, задаёт волнующие его вопросы, ищет ответы в чём-то первозданном. Тютчев не просто рассматривает природу, любуясь ею, она наталкивает его на философские размышления, в ней поэт видит живой организм со своими чувствами, со своей душой и жизнью, законы которой не всегда в силах постичь человек.

Образ природы в лирике Тютчева

Природа - один из главных персонажей в стихотворениях Тютчева. Причём присутствует она зачастую не как фон для размышлений, а как действующее лицо, в его поэзии природа имеет лицо, она говорит, мыслит, чувствует.

Всё в ней кажется Фёдору Ивановичу полным особого смысла, который она стремится донести человеку. Но человек не всегда слышит природу. Чтобы понять, что она говорит, ему нужно слушать не ушами, а сердцем, пропуская всё через свою душу. Стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») не может быть построен без отсылки к этому образу, который играет здесь ключевую роль. Олицетворение природы делает её ещё более похожей на большой живой организм, с которым тесно связан каждый из нас, но всякий может заговорить с ним на одном языке, это требует соответствующего духовного воспитания, мягкость сердца и души. Природа выступает разнообразной: она способна быть могущественной, опасной, не знающей компромиссов, а может быть похожа на прекрасного и светлого ребёнка.

Лёгкие стихи Тютчева: в чём секрет?

После некоторых стихотворений остается странный осадок, какая-то тяжесть, когда мысли начинают неприятно роиться в голове.

Но вот после лирики Тютчева такого не наблюдается - в ней есть какая-то неясная лёгкость. Это не значит, что после неё человек не погружается в размышления, один тольео стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») уже тому подтверждение, ведь мысли, рассуждение, изучение тонкостей стихотворения. Просто Фёдор Тютчев предлагает нам мыслить всем понятными образами, которые не требуют подготовки, они предельно ясны и просты, как и всё гениальное. Природа - это и загадка, и то, что окружает нас с самого нашего рождения, что же может быть нам ближе? Духовная близость человека и природы - вот ключ, которым так умело оперировал поэт. Тема этих взаимоотношений знакома каждому из нас, построена она на чувствах и эмоциях, а не на чём-то научном и труднодоступном. Каждый новый анализ стиха Тютчева приближает нас к природе, которую так любил, уважал и одухотворял поэт.

Писатель Тютчев родился в 1803 году. Это был девятнадцатый век, время которое было золотым для рассвета поэзии. Тютчев был довольно интересной и причудливой личностью. Когда-то, например, его знакомый написал, что сам писатель плохо заботится о своей внешности и уделяет этому очень мало времени. Его волосы всегда были всколочены, будто он не выспался или разогнаны ветром. Однако брился он постоянно, ему не нравилась борода. Одевался он довольно плохо, можно даже было его назвать неряхой, но на это он не обращал внимание. Если судить по походке, то она была как бы ленивая, рост у него был небольшой, однако лицо симпатичное.

Не смотря на все его внешние качества, Тютчев был весьма умным человеком, у него была бурная фантазия. Его в кругах представляли, как занятного собеседника, с которым приятно общаться, можно поговорить на любые темы. Писатель был очень остроумным, с подковыркой, любой с ним мог найти общий язык.


Многие отмечали, что человек он был разносторонний и необычный, его знакомый называл Тютчева дарованием Божьим. В биографии данного писателя довольно много интересных фактов, до конца всех не узнаешь. С противоположным полом у писателя довольно много отношений, было несколько жен и по словам писателя он любил каждую и очень сильно.

Жизнь Тютчева

Когда писателю исполнилось двадцать два года, он женился на вдове Элеоноре. Тогда писатель был моложе этой девушки на четыре года и у нее даже было четверо детей. Его жена была покровительницей для писателя, выполняла она этот долг изумительно, также позже родила ему трех детей. Однако скоро эти страсти прошли и уже 1833 году писателю понравилась Эрнестина Дернберг.

Однако та была замужем, своего супруга она не очень любила. Когда Тютчев встретил ее, тогда они были на балу, муж Эрнестины почувствовал себя плохо и уехал в тот день. Тогда он подошел к Тютчеву и сказал, что он поручает ему свою жену, через несколько дней барон умер.

Отношения писателя с данной особой имели существование, однако подробностей очень мало известно. Дело в том, что Эрнестина уничтожила всю переписку с писателем, а также с его знакомыми, поэтому до наших дней мало что дошло. Однако то, что сохранилось утверждает, что любовь у них была безмерная, которая потрясала Тютчева и в то же время мучила его.

Их отношения некоторое время были скрытными, однако после в 1836 году их роман получил большую огласку, тогда его первая жена пыталась покончить собой, нанеся себе удар ножом в грудь. Спустя год он встретился с Элеонорой и понял, что пришло время принять выбор и попрощаться с любимой женщиной. Через год Элеонора умерла, тогда говорят Тютчев в переживаниях посидел всего за одну ночь.

Однако прошло время, и писатель успокоился и отошел от негодований, затем он снова увлекся Эрнестиной. Писатель поехал в Швейцарию, где пошел на встречу к своей любимой, после через год они поженились. После венчания писатель пропал и находился в отпуске долгое время с женой. Его за это уволили из Министерства и лишили привилегий.

После скитаний по Европе в 1844 году писатель решает вернуться в Петербург, там же снова восстанавливается в должности и живет со своими двумя детьми и женой. Писатель вспоминал, что вот его жизнь уже налаживается, однако вскоре он увлекся другой девушкой. О ней мало, что известно, она упоминается в переписке, как Денисьева.

Любовь писателя переросла в светский скандал, однако вся грязь понеслась на Денисьеву. После с Тютчевым они любили четыре года друг друга после чего она умерла. Осталось трое детей после смерти Денисьевой. Все это время с Денисьевой Тютчев не разрывал отношения с семьей. По словам писателя, он безумно любил обеих женщин, те в свою очередь также обожали писателя.

Первая книга стихов писателя вышла в 1854 году, это было довольно поздно, возможно из-за его любовных похождений. Уже в шестидесятых годах у писателя настало трудное время, у него умерло много близких. Денисьева умерла от чахотки, это была его последняя любовь, после он отобразил это в стихах.

Все это время Тютчев не представлял свою жизнь без Эрнестины, он считал ее святой. Он ее так любил, написал про это также много стихотворений. Умер поэт спустя девять лет после смерти Денисьевой, тогда многие известные писатели высказали свою скорбь Тютчеву. Вся жизнь писателя подобна написанному роману, где есть все, любовь, верность, чувства. Все это Тютчев выразил в своих стихах, они понятны и интересны.

Писатель после себя не оставил большое творческое наследие, однако стал и при этом великим поэтом. Он написал несколько гениальных стихотворений, которые никогда не забудутся потомками. Среди них есть и «Не то что мните вы природа» которое мы и рассмотрим в данной статье.

Анализ стихотворения Тютчева


Стихотворения, написанные Ф.И. Тютчевым о русской природы, по праву считаются качественным проявлением русской поэзии. Этот великий поэт – один из немногих, кто рассматривал природу в качестве постоянного источника, откуда можно черпать впечатления и раздумья. В этом с Тютчевым может сравниться разве что Фет. Но именно Тютчеву удавалось очень тонко использовать стихотворную форму для передачи пейзажей.

При этом во время прочтения написанных им произведений говорить о бездушном наблюдении за природой неуместно. Природа для автора является поводом для размышлений, посвященных загадкам мироздания, вековым вопросам бытия. Только в редких случаях Тютчев описывал природу исключительно в качестве фона, в большинстве случаев она является одухотворенной, мыслящей.

«Не то, что мните вы, природа» была написана с использованием формы обращения. Отсутствие заглавия у этого произведения придает его смыслу еще большую глубину. Поэт старается выступить против тех людей, которые недооценивают значение природы в нашей жизни, он старается подчеркнуть очерствение человеческих душ в результате того, что они отдалились от природы.

Глядя на написанные автором строки, можно сделать вывод о том, что они выполнены поэтом с философским складом ума. Поэтому он не только обладал хорошим даром пейзажиста, но и собственной философией о природе. Тютчев любой элемент природы представлял в качестве одухотворенного, в качестве наполненного глубоким значением. В самом начале стихотворения употребляется «не» для более полного ограждения читателя от неправильной трактовки природы. У Тютчева наблюдалось стремление к пониманию жизни природы, после чего он старался запечатлеть все ее проявления.

Во время написания стихотворения использовался четырехстопный ямб, также нельзя не отметить гармонирование перекрестного способа рифмовки с чередованием мужских и женских рифм. А вот наличие ассонанса на «о», «а» и «и» делает тон стихотворения более возвышенным. Мелодичность и музыкальность придаются ему при помощи использования большого количества сонорных согласных. Торжественности стихотворению прибавляет и применение большого количества устаревших слов.


Анафора была использована автором для создания особой смысловой нагрузки. Не отказался Тютчев и от использования таких выразительных художественных средств, как олицетворения, метафор и сравнения. Наличие всех этих средств делает речь более красочной и выразительной, а художественный образ раскрывается все в большей степени. Для стихотворения характерно использование сложных предложений, что не в новинку для поэзии автора, при этом довольно часто их окончание обозначается восклицательными знаками, благодаря чему автор получает нужную интонацию.


Также данное стихотворение дополняется отточиями. В свое время цензура запретила публикацию этих строк, после чего они были утеряны. Но на смысле произведения это не сказалось, как и на его главной идее – взаимоотношения между природой и человеком. Мысль автора о «глухоте» людей, не умеющих чувствовать и жить, слышится на протяжении всего стихотворения. И если для большинства людей природа является безликой, то сам Тютчев ее называет «голосом матери самой». Он использует ее образы для выражения сокровенных мыслей, чувств, сомнений, важных вопросов.

Творчество писателя наполнено глубоким философским смыслом, оно хорошо повлияло на установление русской поэзии, образу русского духа. Все произведения писателя носят в себе истинный, прекрасный и самобытный характер. Он написал сборник, который состоял аж с трехсот стихотворений, третья часть из них на иностранном языке.

Писать Тютчев стал довольно рано, первые его произведения никто не воспринимал всерьез. Однако позже его монологи про природу считались прекрасными. Сам писатель рассказывал, что необходимо почувствовать саму природу, полюбить ее, найти в ней смысл. Он говорил о ней, как о чем-то живом, высшие проявления человеческого духа поэт не выделяет из всех других явлений природы.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах!

Для них и солнцы, знать, не дышат

И жизни нет в морских волнах!

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!


Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Другие редакции и варианты

29-32  Не их вина: пойми, коль можешь,

Органа жизнь, глухонемой!

Душа его, ах, не встревожит

        Совр . 1836. Т. III. С. 22.

КОММЕНТАРИИ:

Первая публикация - Совр . 1836. Т. III. С. 21–22, под номером XVI, в общей подборке, имеющей название «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т.». Перепечатано - Некрасов . С. 65–66; Совр . 1850. Т. XIX. № 1. С. 65–66. Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 9–10; Изд. 1854 . С. 15; Изд. 1868 . С. 18; Изд. СПб., 1886 . С. 73; Изд. 1900 . С. 106–107.

Список Сушк. тетради содержит поправки Тютчева: вписаны 3-я и 4-я строки карандашом - «В ней есть душа, в ней есть свобода / В ней есть любовь, в ней есть язык…». В 12-й строке стояло слово «чудных» (оно воспроизведено в первом издании), которое исправлено на «чуждых». В 19-й строке было слово «солнце», исправлено на «солнцы», «дышет» исправлено на «дышат». В конце 20-й строки поставлен вместо точки восклицательный знак, в конце 2-й строки - многоточие. Отточиями обозначены пропущенные 2-я и 4-я строфы.

В списке Муран. альбома тютчевская правка текста Сушк. тетради не учтена, 19-я строка дана в прежнем варианте: «Для них и солнце, знать, не дышет». Тютчевский космизм мышления (поэт обозревает многие «солнцы» и чувствует их, многих, дыхание) здесь устранен. Последняя строфа представлена в каком-то компилятивном виде: 1-я строка - как в Совр . 1836 г. («Не их вина: пойми, коль можешь»), но 3-я строка - отчасти как в Совр . 1854 г.: «Увы! Души в нем не встревожишь», хотя окончание во втором лице плохо согласуется с 4-й строкой этой строфы.

Первое издание было подвергнуто цензурному исправлению - исключены строфы, как полагают исследователи, неприемлемые с ортодоксальной точки зрения. Но Пушкин сохранил след от пропущенных строф, заменив их точками (см. об этом: «Временник Пушкинского Дома». Пг., 1914. С. 14; Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1949. Т. 16. С. 144; Рыскин Е . Из истории пушкинского «Современника» // Русская литература. 1961. № 2. С. 199; Лирика I . С. 369–370).

Н.А. Некрасов перепечатал стихотворение, не воспроизводя поставленных в пушкинском издании точек, заменяющих пропущенные строфы. В дальнейшем печаталось так же. Разночтения коснулись последней строфы. В пушкинском Совр . она имела такой вид: «Не их вина: пойми, коль можешь, / Органа жизнь, глухонемой! / Души его, ах, не встревожит / И голос матери самой!..». Такой вариант строфы принял Г.И. Чулков (Чулков I . С. 246), считая, что Тютчев не очень дорожил рифмою, и консонанс (можешь - встревожит) «вовсе не оскорбителен для слуха» поэта (с. 384). Однако в некрасовском Совр . строфа была иной: «Не их вина: пойми, коль может, / Органа жизнь глухонемой! / Увы! души в нем не встревожит/ И голос матери самой!» В дальнейших указанных изданиях печатался этот вариант. В Изд. СПб., 1886 и Изд. 1900 текст стихотворения печатался таким, как в прижизненных изданиях 1850–1860-х гг., но приглушены восклицательные интонации. В Изд. СПб., 1886 появилась дата - «1829», но в Изд. 1900 она снята.

Датируется 1830–ми гг.; в начале мая 1836 г. было послано Тютчевым И.С. Гагарину.

Некрасов замечал в связи с этим стихотворением: «Любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления - вот главные черты таланта Ф.Т. Он с полным правом и с полным сознанием мог обратиться к непонимающим и неумеющим ценить природы с следующими энергичными стихами (здесь полное цитирование. - В.К .). Да, мы верим, что автору этого стихотворения понятен и смысл, и язык природы…» (Некрасов . С. 213). В Отеч. зап . С.С. Дудышкин дал эстетико-психологический комментарий: «Поэт ищет жизни в природе, и на его призывный голос она отзывается как истинно живой организм, полный смысла и чувства. Этому представлению природы поэт посвятил целое стихотворение, замечательное особенно по своей оригинальной форме. С первого взгляда подумаешь, что он говорит не о том, что так сильно занимает его самого, а о том, что вовсе не занимает других… (здесь полное цитирование. - В.К .) <…> Кроме второго куплета, не совсем поэтического, который мы отсылаем назад к автору для необходимого пересмотра, остальные стихи, все до единого, навсегда удержатся в литературе наравне со многими другими выражениями оригинального поэтического чувства. Этот немного жесткий, по-видимому, упрек поэта непоэтическим душам, в сущности, исполнен такой любви к природе и к людям! Как хотелось бы автору разделить наполняющее его чувство с другими, которые своею невнимательностью лишают себя одного из самых чистых наслаждений!..» (Отеч. зап. С. 66–67). Рецензент из Пантеона (с. 6) не принимает выражения «для них и солнцы, знать, не дышат».

Рецензент из ж. «Всемирная иллюстрация» (1869. Т. I. № 5. С. 75) сделал заключение о том, что «Тютчев, по преимуществу, поэт природы, пантеистический (не в смысле философском, но в смысле поэтического воззрения) взгляд на природу обнаружился в нем с самого вступления его на поэтическое поприще:


Не то, что мните вы, природа -

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.


Эти четыре стиха лучше всяких толкований объясняют суть поэтического склада Тютчева». Впервые в этой короткой заметке употреблено понятие «пантеизм» применительно к мировоззренческой позиции поэта.

Н. Овсянников (Московские ведомости. 1899. № 212, 4 авг. С. 4) отозвался в целом о лирике природы Тютчева: «На природу Тютчев смотрит также своеобразно. Что сказал Баратынский о Гёте, то самое может сказать о Тютчеве по отношению его к природе: оба поэта разумели ручья лепетанье и говор древесных листьев, для них обоих открыта была звездная книга, с ними говорила морская волна. Природа для Тютчева была не слепок, не бездушный лик, в ней, - говорил он, - есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». В.С. Соловьев отметил особое отношение поэта к природе: «Но у Тютчева, как я уже заметил, важно и дорого то, что он не только чувствовал, а и мыслил как поэт - что он был убежден в объективной истине поэтического воззрения на природу. Как бы прямым ответом на шиллеровский похоронный гимн мнимо-умершей природе служит стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа» (философ процитировал первую строфу. - В.К .) (Соловьев. Поэзия. С. 468). Вовсе не высшее знание, а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы: «Они не видят и не слышат…» (процитированы еще три строфы. - В.К .) (там же).

К.Д. Бальмонт подтвердил мысль Соловьева о том, что Тютчев верит в одухотворение природы, а не механически использует традиционный поэтический прием. «Никогда этого не может случиться с истинным поэтом-пантеистом. У Гёте, у Шелли, у Тютчева убеждение в том, что Природа есть сущность одухотворенная, гармонически сливается с поэтическим их творчеством, рисующим Природу живой. Тютчев искренно верит, более того он знает , что Природа не бездушный слепок, а великая живая цельность. С ним явственно говорят звезды, он чувствует жизнь морских волн, и буря, волнуя реки и леса, ведет с ним тайный разговор. Тех, кто не понимает голосов Природы, он справедливо называет глухонемыми, которых не тронет голос родной матери. К сожалению, число этих глухонемых чрезмерно велико. Лишь немногим эпохам и немногим личностям свойственно это тонкое проникновение в жизнь Природы и религиозное слияние с ней. То, что является совершенно простым, легко достижимым, даже неизбежным, в эпохи создания космогоний и легенд, становится почти невозможным для современного ума, полного религиозных предрассудков или заблуждений позитивной философии. Природа превратилась для людей в бездушную машину, служащую для утилитарных целей, в нечто второстепенное, подчиненное, придаточное» (Бальмонт . С. 84–85). Характерным выражением этого отношения к природе Бальмонт считает тургеневского Базарова. В дальнейшем изложении своих идей автор ведет к мыслям Тютчева о природе как «самодовлеющем царстве» («Природа знать не знает о былом, / Ей чужды наши призрачные годы…»).

В.Я. Брюсов (см. Изд. Маркса . С. XXXIII) видит в стихотворении выражение тютчевского пантеизма и связывает его таким образом с программным, по мнению исследователя, «По дороге во Вщиж» («От жизни той, что бушевала здесь…»): «Вполне понятно, что такое миросозерцание прежде всего приводит к благоговейному преклонению перед жизнью природы: «В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык! - говорит Тютчев о природе. Эту душу природы, этот язык и эту ее свободу Тютчев стремится уловить, понять и объяснить во всех ее проявлениях» (с. 26). С.Л. Франк: «Его (Тютчева. - В.К .) интересует только объект, природа, мир; вся жизнь воспринимается им в категориях объективного, космического порядка. Природа есть для него сама по себе комплекс живых сил, страстей и чувств («не то, что мните вы, природа, не слепок, не бездушный лик - в ней есть любовь, в ней есть свобода, в ней есть душа, в ней есть язык»), а отнюдь не мертвый материал, который повинуется воле художника и в его руках служит послушным средством выражения его собственных чувств. И, с другой стороны, сама душевная жизнь человека ощущается им как область, входящая в порядок объективного бытия и подчинения космическим силам <…> Про душевно-мертвых людей говорится: «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела» <…> Все это у Тютчева не «образы», не символические приемы выражения душевных настроений, а восприятие их подлинной космической природы». Франк полагает, «что Тютчев-поэт с самого начала, искони живет в душе мира и себя самого сознает лишь звеном и проявлением этой объективной духовной жизни…», ученый обнаруживает в стихах поэта «космизацию души» (Франк . С. 10).

Читать стих “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева Фёдора Ивановича сложно, ведь из-за религиозной цензуры из произведения были вырезаны 2 строфы. Несмотря на то, что работа является пейзажной лирикой, в ней нашли неприемлемые строки, восстановить которые так и не удалось. Поэт написал это творение, вдохновившись стихом Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Тот говорит о своей невероятной любви к природе, сравнивая её с матерью. В обеих работах есть некоторые схожие черты, не заметить которые невозможно.

Произведение Тютчева можно назвать обличительным. Автор искренне не понимает людей, которые не в состоянии оценить красоту природы, её непревзойденность и величие. Сам же он говорит о ней с упоением. “В ней есть душа, в ней есть свобода…” – пишет вдохновленный автор, и ему нельзя не поверить. Кстати, пейзажная лирика Фёдора Ивановича нередко отражает такое его видение окружающего мира. Он ставит свое мнение в противовес материалистам, которых считает пошлыми. Они не осознают того простого факта, что вторжение во владения природы – не что иное, как преступление. Религиозные же люди пытаются доказать, что она является обычным слепком, не имеющим никакой власти.

Текст стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» – это своеобразный протест поэта. Он яркий и искренний, страстный и непреклонный. Складывается ощущение, что автор борется за что-то невероятно ценное для себя. Он вкладывает в эту борьбу все силы, словно это жизненно важно для него. И действительно, природа всегда играла огромную роль в творчестве, а значит, и в судьбе поэта. Это невозможно не заметить, читая его работы. Кстати, их очень любят учить на уроках литературы в старших классах. А прочесть данное стихотворение онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…



. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1836 г, в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение - «живут в сем мире, как впотьмах ».

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвертую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Тема

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения - природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил» .

Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.

Жанр

Жанр произведения - элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Строки объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Образ природы Ф. И. Тютчев создал помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры : «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили» . В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительности философским раздумьям придают эпитеты : «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение - «живут в сем мире, как впотьмах ».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.