Результаты политики «нового мышления». Доктрина Брежнева. Решение региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Победа демократических сил. Шеварднадзе. Три основных направления внешней политики. Начало разоружения. Диалектика «нового мышления». Холодная война. Диалектика. Что такое «гласность». Мнения. Военные расходы СССР. Причины изменений курса. Расходы СССР в Афганистане. Концепция «нового политического мышления».

«Новое политическое мышление» - Результаты политики «нового мышления». Призывы к обединению. Внешняя политика. Вьетнамские войска. Утверждение главенствующей роли США. Позитивные и негативные последствия. Горбачев. Распад социалистической системы. Новое политическое мышление. Советско-американские отношения. Отношения со странами «третьего мира». Идеи. Сотрудничество с СССР.

«Экономические реформы перестройки» - Реализация программы правительства. Результат. Преобразования и внешняя политика. Рабочая группа. Экономическая ситуация в середине 1980-х годов. Последствия реформ. Экономическая программа «500 дней». Экономические реформы эпохи перестройки. Этапы радикальной экономической реформы в СССР. Проблемы перехода к рыночной экономике. Задачи реформирования. Концепция Л.И. Абалкина. Программа реформирования экономики России.

«М.С.Горбачёв» - Официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катыни. Краткий список инициатив. Вывод войск из Афганистана. Кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. Перевод предприятий на хозрасчёт. Михаил Сергеевич Горбачёв. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Внешняя политика. Реабилитация жертв сталинских репрессий. Двусторонние встречи. Ослабление международной напряжённости. Этапные списки НКВД.

«СССР в годы перестройки» - Уроки перестройки. Конвергенция социализма и капитализма. Раскол. Социальная база. Концепция ускорения социально- экономического развития. Итоги перестройки. Перестройка. Советские и партийные руководители. Причины провала. Этапы Перестройки. Характерные черты. Альтернативные варианты развития СССР. Идеологи и руководители. Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Замедление темпов развития СССР. Мероприятия.

«Перестройка 1985-1991» - Путч: 19 августа. Закон «О кооперации» (1987). Н.И. Рыжков. Идеолог – Е.Лигачев. Б.Н.Ельцин. Штурм был отменён. 22 августа - Михаил Горбачёв возвращается из Фороса в Москву. Цены в кооперативных кафе и магазинах были значительно выше, чем в государственных. Появление партий, оппозиционных КПСС. Март 1990 г. - Отмена ст. 6 Конституции 1977 г. о руководящей роли КПСС в обществе. Просуществовала госприемка лишь год-два.

Вьетнамские войска. Отношения со странами «третьего мира». Сотрудничество с СССР. Позитивные и негативные последствия. Внешняя политика. Призывы к обединению. Горбачев. Идеи. Новое политическое мышление. Результаты политики «нового мышления». Распад социалистической системы. Советско-американские отношения. Утверждение главенствующей роли США.

«СССР в годы перестройки» - Альтернативные варианты развития СССР. Советские и партийные руководители. Раскол. Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Политическое и экономическое развитие СССР. Итоги перестройки. Этапы Перестройки. Причины провала. Социальная база. Идеологи и руководители. Уроки перестройки. Замедление темпов развития СССР. Мероприятия. Перестройка. Конвергенция социализма и капитализма. Характерные черты. Концепция ускорения социально- экономического развития.

«Внешняя политика Горбачёва» - Встреча Горбачева с руководителями «Большой семерки». Революция в Бухаресте. Встреча М.Горбачева с Чжао Цзыяном. Просчеты. Договор о ликвидации ракет. Региональные конфликты. Берлинская стена. Направления внешней политики. Советско-Американская встреча на высшем уровне. Объемы безвозмездной помощи союзным режимам. Организация Варшавского договора. Вывод войск из Афганистана. Министр иностранных дел СССР.

«Перестройка 1985-1991» - Штурм был отменён. 22 августа - Михаил Горбачёв возвращается из Фороса в Москву. Антиалкогольная компания (май 1985 г.). Проявление гласности. Введение хозрасчёта. В 1990-1991 годах в стране, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. Н.И. Рыжков. Причины «перестройки». Экономические преобразования. Секретарь Московского горкома КПСС.

«М.С.Горбачёв» - Двусторонние встречи. Вывод войск из Афганистана. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Перевод предприятий на хозрасчёт. Официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катыни. Реабилитация жертв сталинских репрессий. Ослабление международной напряжённости. Кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. Михаил Сергеевич Горбачёв. Жёсткие меры по локализации национальных конфликтов.

«Культура перестройки» - Театр. «Вор» П.Г.Чухрая не рассказывает напрямую об ужасах репрессий. Современные композиторы. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов. Отказ от канонов. Тема социальной ответственности человека за подрастающее поколение. Изобразительное искусство-многолико, многожанрово. Музыка. Выдающиеся картины эпохи «перестройки». Культура России в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный период».

Основные приоритеты внешней политики России

В конце XX – начале XXI вв. международное положение России претерпело серьезные изменения. Распад социалистического лагеря и СССР привел к уничтожению «пояса безопасности» на рубежах страны, Россия утратила многие коммуникации, важные порты, на сотни тысяч километров ее граница оказалась не защищена и даже не демаркирована. Прекращение «холодной войны» принесло, безусловно, положительные результаты – разрядку международной напряженности, отказ от обескровливавшей экономику «гонки вооружений», значительное расширение контактов России с миром. Но нельзя не отметить и то, что Россия лишилась статуса «сверхдержавы», потеряла право решающего слова в многих вопросах международной политики, утратила свой престиж в глазах некоторых стран. Кроме того, экономический кризис второй половины 1980–1990-х гг. привел к тому, что наша страна оказалась в финансовой зависимости от ряда государств и международных организаций.

Для современной России во внешней политике приоритетными являются такие направления, как:

1) расширение международного сотрудничества. Не скованная идеологическими рамками, наша страна может налаживать контакты на взаимовыгодной основе с любыми странами. Россия возобновляет интенсивные отношения и со своими старыми партнерами – Китаем, Кубой, странами Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, арабскими государствами, и укрепляет отношения со странами Запада, Японией, южной Кореей, Израилем и др.;

2) укрепление позиций России в мире. Современная Россия старается вернуть себе статус одного из мировых лидеров не с помощью ядерного превосходства, а путем взвешенной дипломатии. Наша страна участвует в процессе урегулирования на Ближнем Востоке, оказывает помощь государствам, пострадавшим во время стихийных бедствий, активно участвует в международных форумах и конференциях. Несомненным свидетельством значительного статуса России являются встречи «Большой восьмерки», в которой с 1997 г. наша страна занимает место наравне с сильнейшими мировыми державами. В русле укреплений мировых позиций России развиваются и переговоры о вступление нашей страны в ВТО (Всемирную торговую организацию) и Совет Европы. Способствовала укреплению авторитета России и твердая позиция, занятая президентом В.В. Путиным по отношению к Иракской войне (2003 г.);

3) борьба с международным терроризмом. Россия, имеющая огромный опыт борьбы с терроризмом в Чечне, является одной из стран, ранее других заметивших, что наибольшую угрозу миру на рубеже XX–XXI вв. представляет международный терроризм. Российское руководство прилагает все усилия к тому, чтобы объединить мировое сообщество в противостоянии этому злу;

4) консолидация СНГ. Бывшие советские республики (для России – страны ближнего зарубежья) являются естественными экономическими партнерами России. Прибалтийские страны (Эстония, Латвия, Литва), не входящие в СНГ, долгое время дистанцировались от России, опасаясь возрождения экспансионистских намерений и великодержавных тенденций. Однако в последнее время контакты с ними оживились, и наметилось определенное потепление отношений, хотя и осложненное их вступлением в НАТО. Продолжает развиваться партнерство со странами СНГ. С 1997 г. между Россией и Белоруссией ведутся переговоры о создании союзного государства. Страны СНГ являются главными экономическими партнерами России, укрепляется и сотрудничество по многим политическим вопросам.

Тема урока: Внешняя политика СССР в период перестройки .

Общие цели: охарактеризовать направления внешнеполитического курса СССР в период перестройки.

Вспомогательные цели: назвать идеи «нового политического мышления».

Дополнительные цели: высказать точку зрения по проблеме: «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?»; проанализировать внешнеполитический курс М. С. Горбачева, выяснить причины разрушения «мирового коммунистического движения».

Основные понятия и термины: «новое политическое мышление», демилитаризация, разоружение, региональные конфликты, биполярная система международных отношений, общечеловеческие ценности, гуманитаризация международных отношений.

Важнейшие даты и события:

1985 г. - встреча лидеров СССР и США в Женеве.

1986 г. - встреча лидеров СССР и США в Рейкьявике.

1987 г. - договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего и ближнего радиуса действия.

1988 г.- встреча лидеров СССР и США на Мальте.

1989 г. - вывод советских войск из Афганистана.

1990 г. - распад социалистической системы.

1990 г.- Операция « Буря в пустыне».

Договор СНВ-1.

1991 г. - роспуск Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.

Исторические персонажи : Рональд Рейган; Джордж Буш (старший); Маргарет Тетчер; Гельмут Коль; Саддам Хусейн.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Важность поиска новых решений.

2. Идеология нового политического мышления.

3. Инициативы в военной области.

4. СССР и перемены в Азии.

5. Распад социалистической системы.

6. Дискуссии об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

1. Необходимость поиска новых решений.

Вопросы:

Вспомните, какие события привели к кризису «политики разрядки»?

Какими чертами характеризовалась советская внешняя политика начала 1980-х гг.?

Учитель с целью определения поиска новых решений во внешнем курсе СССР высказывает свою точку зрения по теме «Была ли у СССР и Запада возможность продолжения внешней политики в духе "холодной войны"?».

2. Концепция «нового политического мышления». Обучающиеся знакомятся со схемой «Основные направления внешней политики СССР в 1985-1991 гг.»:

Отказ от давления и диктата в отношении со странами социализма.

Нормализация отношений Восток-Запад посредством разоружения.

Разблокирование региональных конфликтов.

Установление тесных контактов со всеми странами без оказания предпочтения странам социализма.

Отсутствие прогресса улучшения международного климата подтолкнуло советское руководство к значительным переменам в сфере внешней политики.

В чем новизна, значение политики «нового политического мышления», показать причины востребованности этой политики, показать, в чем она выражалась, какие принесла результаты?

Задание обучающимся: работая с текстом учебника, начать заполнение таблицы «Новое политическое мышление во внешней политике СССР».

В 1987-1988 гг. М. С. Горбачев выдвинул идею «нового политического мышления».

Идея «нового политического мышления» лежала в русле происходящих в СССР изменений. Задание обучающимся: раскрыть принципы идеи «нового политического мышления»:

Признание единства противоречивого мира;

Признание невозможности решения политических задач с применением ядерного оружия;

Признание невозможности обеспечения безопасности страны военными средствами;

Придание военным доктринам оборонительного характера;

Признание за каждым народом права на выбор пути развития;

Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений;

Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Вопросы:

В чем состояла необходимость для СССР появления идеи «нового политического мышления»?

Политика «нового политического мышления» была прогрессивной. Стала ли она ответом на вызовы времени?

Изучение вопросов № 3, 4, 5 целесообразно организовать самостоятельно (в группах) с последующим составлением таблицы «Результаты внешней политики СССР в 1985- 1991гг.»

Задание группе № 1.

Охарактеризовать отношения СССР и США. Заключение договоров и соглашений. Достижения и просчеты внешней политики СССР.

Задание группе № 2.

Как происходило решение региональных конфликтов? Отметить позитивные и негативные изменения внешней политики СССР.

Задание группе № 3.

Охарактеризовать отношения со странами социалистического блока. Определить успехи и неудачи советской внешней политики.

6. Споры об итогах политики, основанной на «новом политическом мышлении».

Обучающиеся имеют представление о неоднозначной оценке внешней политики М. С. Горбачева, например:

  • «Новое мышление» привело к капитуляции перед Западом, к явному поражению в «холодной войне».
  • М. С. Горбачев начал процесс, позволивший всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе современных международных отношений.

Укажите причины неоднозначности оценок политики «нового политического мышления».

Выскажите свою точку зрения по дискуссионному вопросу «Итоги внешнеполитической деятельности СССР периода перестройки».

II. Закрепление изученного материала.

1. Советские войска были выведены из Афганистана:

а) в 1985 г.;

б) 1989 г.;

в) 1991 г.;

г) 1993 г.

2. Концепция «нового политического мышления» была выдвинута:

а) Б. Н. Ельциным;

б) Ю. В. Андроповым;

в) М. С. Горбачевым;

г) А. А. Громыко.

3. К итогам политики «нового политического мышления» относится:

а) усиление оборонной мощи СССР;

б) наращивание ядерного потенциала;

в) укрепление стабильности на международной арене;

г) усиление напряженности международных отношений.

4. Прекращение деятельности Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора стало следствием:

а) проведения референдумов в странах Восточной Европы;

б) распада социалистической системы в Восточной Европе;

в) государственного переворота в СССР;

г) принятия резолюции ООН.

5. По какому принципу образован ряд?

М. С. Горбачев, Г. Коль, август 1990 г. (Подписание договора об объединении ГДР и ФРГ)

Домашнее задание. § 50. Знать новые понятия, термины, даты и события.


Изменения в мировой политике пос­ле окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демок­ратизация поставили Россию в по­ложение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитичес­кой деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отноше­ний.

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариантвыбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направлен­ной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода аль­тернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.).

Второй путьпредполагает обретение Россией статуса региональ­ной державы. В одном случае ее влияние может основываться по пре­имуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локаль­ном политическом пространстве. При другом варианте завоевание по­литического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отка­зом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознатель­ным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путьпредполагает, что Россия может занимать сугубо праг­матическую внешнеполитическую позицию, основанную на прин­ципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и госу­дарств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут форми­роваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимос­ти от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на реше­ние экономических и других внутренних проблем.

В реальной политической деятельности государства переплетают­ся элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внеш­неполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

При разработке внешнеполитической стратегии важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внут­ренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единыхстандартов, регулирующих отноше­ния со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарны­ми тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявле­ния национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя откры­тости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:

Создание новой системы взаимоотношений с бывшими соци­алистическими странами;

Вхождение в европейское и ми­ровое сообщество;

Разработка новых принципов межгосударственных отноше­ний с бывшими республиками СССР;

Разработка новой военно-поли­тической доктрины в изменив­шемся геополитическом про­странстве;

Активизация отношений с Кита­ем, странами Юго-Восточной Азии;

Равноправное развитие отношений с США;

Противодействие установлению «однополюсного» мира под эги­дой США;

Участие в миротворческих акциях пре­кращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.