Есть ли что-то более нелепое, чем сочетание: «Женщины и война»? Казалось бы, это несовместимые понятия. Тем не менее в жизни они сочетались. И не раз. Не раз девчонки с оружием в руках защищали Родину, были на передовой, бомбили с воздуха фашистов. Не раз матери теряли своих детей. Не раз труженицы стояли у станка и делали всё для фронта, для победы.

«Мои героини»

Здесь над Волгою
Небо спокойно и сине,
Словно не было
Той самой страшной из войн.
Здесь прошли вы с боями,
Мои героини,
Чтоб спасти синеву
Над моей головой.

Я люблю вас, вчерашних, —
В походных шинелях…
Пусть девчонки –
В атаках никто не дрожал.
Я люблю ваши песни –
За то, что их пели
Перед смертью,
В разлуках, в сырых блиндажах.
Я люблю вашу верность
Товарищам близким –
И спасённым, и павшим
Друзьям боевым.
Эту верность
В молчанье хранят обелиски,
Завещая бессмертную
Память живым.
И теперь вы
Своей безупречной судьбою
Призываете молодость
Правде служить.
Вам ещё –
Поколенья вести за собою:
Вас проверила смерть
И проверила жизнь.
Я люблю вас, сегодняшних, —
Милых и звонких…
Как вы в праздник Победы
Светлы и шумны,
Фронтовые подруги,
Седые девчонки,
Молодые мои ветераны войны!

«Суровый танец»

И на току,
И в чистом поле
В войну я слышала не раз:
— А ну-ка, бабы,
Спляшем, что ли!
И начинался сухопляс.
Без музыки.
Без вскриков звонких,
Сосредоточены, строги,
Плясали бабы и девчонки,
По-вдовьи повязав платки.
Не павами по кругу плыли,
С ладами чуткими в ладу,
А будто дробно молотили
Цепами горе-лебеду.
Плясали, словно угрожая
Врагу:
— Хоть трижды нас убей,
Воскреснем мы и нарожаем
Отечеству богатырей!
Наперекор нелёгкой доле,
Да так, чтобы слеза на глаз,
Плясали бабы в чистом поле
Суровый танец –
Сухопляс.

«Ей приснилось, что она – Россия»

Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров свой ожидать!
От глухих рыданий обессиля,
Задремала. И приснилось ей,
Будто бы она – сама Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле, вихрем опалённом,
Где последний догорает бой,
Кличет, называя поимённо,
Сыновей, что не придут домой.
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна…
Свет дымится; он пропитан кровью.
Меж убитых тихо мать идёт
И с суровой терпеливой скорбью
В изголовье Вечность им кладёт.
А в душе не иссякает сила.
И лежит грядущее пред ней,
Потому что ведь она – Россия,
Мать ста миллионов сыновей!

«Пусть не в меня в прямом бою…»

Пусть не в меня в прямом бою
Вонзался штык чужой огранки,
Прошли сквозь молодость мою
Года
Тяжёлые, как танки.
О трудный марш очередной
За хлебом,
Клеклым от бурьяна,
И над молчаньем площадей
Суровый голос Левитана…

А дети в ватничках худых,
А вдов опущенные плечи!
Нет горше будней фронтовых,
Но эти –
Вряд ли были легче…
Ты знаешь это.
Ты видал
Цеха бессонные, в которых
Из гнева плавится металл,
А слёзы
Превращались в порох.

«Вовкина бабушка»

Была простая бабушка
У Вовки Черемных.
Ничем не выделялась
Она среди других.

Пекла для Вовки шанежки,
С морковкой пирожки,
Трусы ему стирала
И штопала носки…

Но вот пришёл однажды
Какой-то генерал.
Он крепко-крепко бабушку
При всех расцеловал.

Так вот какая бабушка!
А Вовка и не знал:
Спасён от смерти бабушкой
Вот этот генерал.

И все в отряде знали
Настёну Черемных.
Разведчицей отважной
Слыла она у них.

Теперь для Вовки шанежки
Вкуснее во сто раз.
А всё, что скажет бабушка, —
Как воинский приказ!

«Материнская слава»

Она при встрече людям говорила:
— Какие ж были у меня дела…
Я никогда в разведку не ходила
И самолеты в небо не вела.

Я в жизни подвигов не совершила,
Жила, как все, в простой семье своей,
Я просто мыла, стряпала и шила,
Да вот еще растила сыновей…

А сыновья ее шептали имя,
Идя родную землю защищать.
И шла она незримо вместе с ними,
Совсем седая, ласковая мать.

В платке цветном встречала за оградой,
Рассматривала молча ордена…
И каждою сыновнею наградой
Она сама была награждена.

Вопрос о том, почему Советский Союз победил на войне, в десятки раз более тяжелой, нежели та, которая всего за 25 лет до этого досталась императорской России, остается. Но иного ответа нет: в России в это время жили совершенно другие люди. Не только не такие, как мы, - «славных прадедов великих правнуки поганые», - но даже не такие, как русские царской России.

Если посмотреть на то, как преподносятся сейчас многими СМИ наши предки, жившие накануне Великой Отечественной, то становится грустно - уж больно мерзки наши корни. И тупы были эти люди, и подлы, и доносы друг на друга писали, и ленивы, и работали из-под палки, и ничему не учились, ничего не умели, умирали от голода и страха перед НКВД. Надо сказать, подобным образом представляли себе наших предков и фашисты. Но познакомились - и их мнение начало меняться.

Через год с небольшим после нападения Германии на СССР, давшего возможность немцам увидеть советских солдат и согнанных в Германию советских рабов, в Берлине появился официальный документ (приведенный ниже), с которым, я считаю, нужно знакомить учеников в каждой средней школе.

НАЧАЛЬНИК ПОЛИЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ И СД. Управление III. Берлин, 17 августа 1942 г. CBII, Принц-Альбрехтштрассе, 8. Экз. №41.
Секретно!
Лично. Доложить немедленно! Сообщения из империи № 309.
II. Представления населения о России.

Это была объемистая аналитическая записка, в которой аналитики гестапо на основании поступивших со всех концов рейха доносов делали вывод, что контакт немцев и русских показал первым лживость геббельсовской пропаганды, и это начало приводить рейх к унынию. Что же доносили агенты?

Первое, что произвело на немцев шоковое впечатление, - это внешний вид рабов, выгружаемых из вагонов. Ожидалось увидеть замученные колхозами скелеты, но… Аналитики гестапо сообщают руководству рейха:

«Так, уже по прибытии первых эшелонов с остарбайтерами у многих немцев вызвало удивление хорошее состояние их упитанности (особенно у гражданских рабочих). Нередко можно было услышать такие высказывания:
«Они совсем не выглядят голодающими. Наоборот, у них еще толстые щеки и они, должно быть, жили хорошо».

Советские женщины - солдаты, попавшие в плен

Между прочим, руководитель одного государственного органа здравоохранения после осмотра остарбайтеров заявил:

«Меня фактически изумил хороший внешний вид работниц с востока. Наибольшее удивление вызвали зубы работниц, так как до сих пор я еще не обнаружил ни одного случая, чтобы у русской женщины были плохие зубы. В отличие от нас, немцев, они, должно быть, уделяют много внимания поддержанию зубов в порядке».

Затем аналитики сообщили о шоке, который вызвала у немцев общая грамотность и ее уровень у русских. Агенты доносили:

«Раньше широкие круги немецкого населения поддерживались мнения, что в Советском Союзе людей отличает неграмотность и низкий уровень образования. Использование остарбайтеров породило теперь противоречия, которые часто приводили немцев в замешательство. Так, во всех докладах с мест утверждается, что неграмотные составляют совсем небольшой процент. В письме одного дипломированного инженера, который руководил фабрикой на Украине, например, сообщалось, что на его предприятии из 1800 сотрудников только трое были неграмотными (г. Райхенберг)».

Подобные выводы следуют также из приводимых ниже примеров.

«По мнению многих немцев, нынешнее советское школьное образование значительно лучше, чем было во времена царизма. Сравнение мастерства русских и немецких сельскохозяйственных рабочих зачастую оказывается в пользу советских» (г. Шгеттин).

«Особое изумление вызвало широко распространенное знание немецкого языка, который изучается даже в сельских неполных средних школах» (г. Франкфурт-на-Одере).

«Студентка из Ленинграда изучала русскую и немецкую литературу, она может играть на пианино и владеет многими языками, в том числе бегло говорит по-немецки…»(г. Бреслау).

«Я чуть совсем не опозорился, сказал один подмастерье, когда задал русскому небольшую арифметическую задачу. Мне пришлось напрячь все свои знания, чтобы не отстать от него…» (г. Бремен).

«Многие считают, что большевизм вывел русских из ограниченности» (г. Берлин).

В итоге немцев поразили как интеллект, так и техническая осведомленность русских.

«Истребление русской интеллигенции и одурманивание масс было также важной темой в трактовке большевизма. В германской пропаганде советский человек выступал как тупое эксплуатируемое существо, как так называемый «рабочий робот». Немецкий сотрудник на основе выполняемой остарбайтерами работы и их мастерства ежедневно часто убеждался в прямо противоположном. В многочисленных докладах сообщается, что направленные на военные предприятия остарбайтеры своей технической осведомленностью прямо озадачивали немецких рабочих (Бремен, Райхенберг, Штеттин, Франкфурт-на-Одере, Берлин, Галле, Дортмунд, Киль, Бреслау и Бейреут). Один рабочий из Бейреута сказал:

«Наша пропаганда всегда преподносит русских как тупых и глупых. Но я здесь установил противоположное. Во время работы русские думают и совсем не выглядят такими глупыми. Для меня лучше иметь на работе 2 русских, чем 5 итальянцев».

Во многих докладах отмечается, что рабочий из бывших советских областей обнаруживает особую осведомленность во всех технических устройствах. Так, немец на собственном опыте не раз убеждался, что остарбайтер, обходящийся при выполнении работы самыми примитивными средствами, может устранить поломки любого рода в моторах и т.д. Различные примеры подобного рода приводятся в докладе, поступившем из Франкфурта-на-Одере:

«В одном имении советский военнопленный разобрался в двигателе, с которым немецкие специалисты не знали что делать: в короткое время он запустил его в действие и обнаружил затем в коробке передач тягача повреждение, которое не было еще замечено немцами, обслуживающими тягач».

В Ландсберге-на-Варте немецкие бригадиры проинструктировали советских военнопленных, большинство которых происходило из сельской местности, о порядке действий при разгрузке деталей машин. Но этот инструктаж был воспринят русскими покачиванием головы, и они ему не последовали. Разгрузку они провели значительно быстрее и технически практичнее, так что их сообразительность очень изумила немецких сотрудников.

Директор одной силезской льнопрядильни (г. Глагау) по поводу использования остарбайтеров заявил следующее: «Направленные сюда остарбайтеры сразу же демонстрируют техническую осведомленность и не нуждаются в более длительном обучении, чем немцы».

Остарбайтеры умеют еще из «всякой дряни» изготовить что-либо стоящее, например, из старых обручей сделать ложки, ножи и т.д. Из одной мастерской по изготовлению рогожи сообщают, что плетельные машины, давно нуждающиеся в ремонте, с помощью примитивных средств были приведены остарбайтерами снова в действие. И это было сделано так хорошо, как будто этим занимался специалист.

Из бросающегося в глаза большого количества студентов среди остарбайтеров немецкое население приходит к заключению, что уровень образования в Советском Союзе не такой уж низкий, как у нас часто это изображалось. Немецкие рабочие, которые имели возможность наблюдать техническое мастерство остарбайтеров на производстве, полагают, что в Германию, по всей вероятности, попадают не самые лучшие из русских, так как большевики своих наиболее квалифицированных рабочих с крупных предприятий отправили на Урал. Во всем этом многие немцы находят определенное объяснение тому неслыханному количеству вооружения у противника, о котором нам стали сообщать в ходе войны на востоке. Уже само число хорошего и сложного оружия свидетельствует о наличии квалифицированных инженеров и специалистов. Люди, которые привели Советский Союз к таким достижениям в военном производстве, должны обладать несомненным техническим мастерством».

В области морали русские также вызвали у немцев удивление, смешанное с уважением.

«В сексуальном отношении остарбайтеры, особенно женщины, проявляют здоровую сдержанность. Например, на заводе «Лаута-верк» (г. Зентенберг) появилось 9 новорожденных и еще 50 ожидается. Все, кроме двух, являются детьми супружеских пар. И хотя в одной комнате спят от 6 до 8 семей, не наблюдается общей распущенности.

О подобном положении сообщают из Киля:

«Вообще, русская женщина в сексуальном отношении совсем не соответствует представлениям германской пропаганды. Половое распутство ей совсем не известно. В различных округах население рассказывает, что при проведении общего медицинского осмотра восточных работниц у всех девушек была установлена еще сохранившаяся девственность».

Эти данные подтверждаются докладом из Бреслау:

«Фабрика кинопленки «Вольфен» сообщает, что при проведении на предприятии медосмотра было установлено, что 90% восточных работниц в возрасте с 17 до 29 лет были целомудренными. По мнению разных немецких представителей, складывается впечатление, что русский мужчина уделяет должное внимание русской женщине, что в конечном итоге находит отражение также в моральных аспектах жизни».

Поскольку наша молодежь сегодня как-то неуверенно связывает половую распущенность с моралью, хочу пояснить слова «находит отражение также в моральных аспектах жизни» примером из того же документа:

«Начальник лагеря при заводе «Дойчен Асбест-Цемент А.Г.», выступая перед остарбайтерами, сказал, что они должны трудиться с еще большим прилежанием. Один из остарбайтеров выкрикнул: «Тогда мы должны получать больше еды». Начальник лагеря потребовал, чтобы выкрикнувший встал. Сначала никто на это не отреагировал, но затем поднялось около 80 мужчин и 50 женщин».

Умники отпарируют, что эти данные только подтверждают, что русские всего боялись, так как над ними властвовало НКВД. Так думали и немцы, но… солженицыны, волкогоновы, яковлевы и прочие тогда в гестапо еще не работали, поэтому в аналитической записке дана объективная, правдивая информация.

«Исключительно большая роль в пропаганде отводится ГПУ. Особенно сильно на представления немецкого населения воздействовали принудительные ссылки в Сибирь и расстрелы. Немецкие предприниматели и рабочие были очень удивлены, когда германский трудовой фронт повторно указал на то, что среди остарбайтеров нет таких, кто бы подвергался у себя в стране наказанию. Что касается насильственных методов ГПУ, которые наша пропаганда надеялась во многом еще подтвердить, то, к всеобщему изумлению, в больших лагерях не обнаружено ни одного случая, чтобы родных остарбайтеров принудительно ссылали, арестовывали или расстреливали. Часть населения проявляет скептицизм по этому поводу и полагает, что в Советском Союзе не так уж плохо обстоит дело с принудительными работами и террором, как об этом всегда утверждалось, что действия ГПУ не определяют основную часть жизни в Советском Союзе, как об этом думали раньше.

Благодаря такого рода наблюдениям, о которых сообщается в докладах с мест, представления о Советском Союзе и его людях сильно изменились. Все эти единичные наблюдения, которые воспринимаются как противоречащие прежней пропаганде, порождают много раздумий. Там, где антибольшевистская пропаганда продолжала действовать с помощью старых и известных аргументов, она уже больше не вызывала интереса и веры».

К сожалению подобные документы не цитируются ни в одной телевизионной программе. Не найдете подобного и у модных современных «околоисторических» авторов. А жаль! Нам всегда следует помнить дела наших славных предков и гордиться ими.

Использованная литература:
Мухин Ю. И. Крестовый поход на Восток
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель мероприятия : духовно-нравственное воспитание обучающихся на примере подвигов женщин в годы войны.

Задачи :

Образовательные:

  • Расширить знания обучающихся о событиях мировых войны;
  • Основываясь на исторических фактах, показать мужество и героизм участниц войн.

Развивающие:

  • Продолжить формирование у учащихся умений использовать дополнительные источники информации;
  • Развивать информационно-коммуникативные умения (составлять презентации, видеоролики, слайд-шоу);

Воспитательные:

  • Формирование патриотического чувства; любви к родной земле;
  • Воспитывать уважительное отношение к женщине к женщинам-бойцам, женщинам-труженицам, женщинам-матерям, жёнам, сестрам.

Ожидаемые результаты :

Обучающиеся познакомятся:

Обучающиеся:

Обучающиеся получат:

  • опыт выступления на большой аудитории;

Обучающиеся:

  • сформируют свое отношение к понятиям: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность”.

Форма проведения: устный журнал

Оборудование :

  • Экран, мультимедийный проектор, ПК;
  • Стихи: Р.Верзакова “У войны неженское лицо”, Н.Гумилёв “Ответ сестры милосердия”, плакат с названием мероприятия, фотографии женщин-героев войны, фотографии женщин тружениц тыла, “ газеты Петровские вести”, фильм “Я помню”, презентация.
  • Стенд “Фотографии участниц войн”, видеоролик с выступлением Кудряшовой Анны Ивановны, отрывок из фильма о войне “Я помню”.

Предварительная подготовка: обучающиеся готовят презентации, видеоролик; находят необходимую информацию (музыку и песни, фото и т.п.); а также произведения современных авторов; учитель готовит сценарий классного часа, подбирает исполнителей из числа обучающихся.

Методика проведения классного часа: приемы ИКТ, осуществляется деятельностный поход.

Ход классного часа

Нет! У войны не женское лицо.
Хоть имя женское заключено в неё.
Противоречит сути женщины война,
Не для убийства Богом ей любовь дана.
Имеет женщина над миром свою власть –
Любви томление, огненную страсть.
И женщины удел – хранить очаг.
Продленье жизни – в бесконечность шаг.
Мужчину ждать домой; переносить нужду.
Руками нежными предотвращать беду.
И в чистоте блюсти родимое крыльцо,
Растить детей в традициях отцов.
Нет! У войны не женское лицо...

Слайд 1.Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: война веками была уделом только мужчин. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщин на войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь победы.

Ведущая: Женщина и война... Оба эти слова женского рода... Но они несовместимы. Женщина и война...

(На сцену входят девушки по одной: одна заканчивает говорить и следом появляется следующая.)

В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

Ведущий; Сегодняшний классный час мы посвящаем женщинам, которые пронесли всю тяжесть войны наравне с мужчинами на своих хрупких плечах. Война, залившая кровью родную землю, отобрала у женщин дом, детей, мужа, но не смогли забрать самое главное - надежду. А надеяться, верить и любить русская женщина может как никто другой.

Войны...войны.. кажется, не будет им конца

Отечественная Война 1812 года

Войне 1812 года было посвящено множество мемуарной и художественной литературы, очерков, писем, записок очевидцев событий тех лет.

Из этих писем мы узнаем, что, женщины всех сословий не могли оставаться глухими к военным событиям 1812 года.

Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России.

В пострадавших от нашествия губерниях женщины и дети помогали своим мужьям, отцам, уходили в партизаны.

Известны имена Василисы Кожиной,

Слайд 6 представительниц царской семьи, Екатерины Скавронской

Слайд 7. Маргариты Тучковой,.Надежды Дуровой,

Удивительна судьба русской женщины Маргариты Тучковой, родившейся в 1781 году. Маргарита Тучкова (урожденная Нарышкина) жена генерала Александра Тучкова (IV), героя Бородина. Эта женщина во имя безграничной любви к мужу, погибшему в бородинском сражении, создала первый в России памятник героям Войны 1812 г Она не была святой, не совершала чудес... но на самом деле Маргарита Тучкова ею была - точно так же, как и тысячи других русских женщин, которые потеряли близких и остались верными их памяти до конца.Именно ей мы также обязаны тем, что есть ныне и Бородинское поле и Спасо-Бородинский монастырь, построенный на ее деньги в память о муже и всех убиенных на поле Бородинском. Игуменье Марии принадлежит инициатива проведения ежегодных Бородинских торжеств и круглосуточного поминовения русских воинов, которое совершалось в монастыре.

Слайд 8-9 Ученик 2

Надежда Дурова (кавалерист-девица)

Сверкает крест Георгия под эполетом,
Надежда в Бородинский славный день,
Мчит на коне, пока ещё не славлена поэтом,
Французов шашкой рубит словно тень!
Сам Император в восхищенье от девицы,
Ей своё имя для прозванья подарил,

Воспоминания, письма, а особенно, записки Надежды Дуровой были материалом первостепенной значимости, которые лучше всяких беллетристических вымыслов рассказывали современникам о действительной жизни и положении русских женщин, которые делили все тяготы войны наравне с мужчинами.

Надежды Дуровой была удостоенная Знака отличия Военного ордена 4-й степени за спасение раненого офицера.

Классный руководитель:

В русско-японскую войну солдатскими Георгиевскими крестами были награждены четыре отважные русские женщины.

Когда грянула Первая мировая, их счет пошел на десятки... Военным орденом Святого великомученика и Победоносца Георгия, за почти полуторавековую историю ордена им было награждено более 10 тысяч мужчин. И всего лишь одна (!) женщина. Имя этой героини Римма Иванова

Слайд №10 (Ученик 3)

Классный руководитель. Русские женщины участвовали в Первой мировой и как сестрымилосердия Но лавры первой русской женщины-офицера Надежды Дуровой не давали покоя российским дворянкам. Поэтому, как только вновь загремели военные громы, многие из них захотели надеть военный мундир. Смелее прочих оказалась витебская гимназистка Ольга Шидловская. Были среди “русских амазонок” и такие, которые смогли своей храбростью и доблестью заслужить по два Георгиевских креста.

Наиболее известная среди них - Антонина Пальшина, родившаяся в глухой деревушке Вятской губернии. Представительницы всех сословий - и дворянки, и мещанки, и крестьянки, желавшие попасть на фронте в строевые воинские части, вынуждены были “превращаться” в мужчин. Единственные, кто не испытывал трудностей в этом вопросе, так это казачки: те из них, кто с детства был приучен скакать в седле, стрелять из карабина, владеть шашкой и кинжалом, легко добивались разрешения командиров полков служить наравне с мужчинами. И проявляли чудеса храбрости.
Например, Наталья Комарова убежала на фронт, где уже воевали ее отец и старший брат - войсковой старшина (подполковник) и сотник Уральского казачьего войска соответственно. Убежала, купив коня и всю казачью амуницию на деньги, отложенные на приобретение приданого.

А казачка Мария Смирнова, ушедшая на фронт вместо больного чахоткой мужа, сумела к лету 1917 года заслужить аж три Георгиевских креста: их ей вручили за вынос с поля боя раненого офицера, после захвата австрийского орудия и двух пулеметов, а также за ценные сведения о расположении противника, добытые в ночной разведке...

Эту женщину боялись и ненавидели, ею восхищались и гордились. Участница первой мировой войны, единственная женщина - полный георгиевский кавалер. В 1917 инициатор создания женских батальонов, в октябре командир батальона, охранявшего Зимний дворец в Петрограде – Мария Леонтьевна Бочкарева.Корнилов попросил ее отправиться в Америку и Англию за помощью в борьбе с большевиками... Бочкарева встретилась на обеде в Белом доме 4 июля 1918 г. с Вудро Вильсоном. Военный министр обеспечил 1-му русскому женщине-офицеру 5-минутную аудиенцию в августе 1918 г. с королем Англии Георгом V в Букингемском дворце.

Классный руководитель. Сейчас на экраны выходит художественный фильм о женщинах женского батальона, я думаю, вы все посмотрите современную трактовку страшной жизни женщин на войне.Поистине, непобедима страна, в которой есть такие женщины!

Слайд 13.

Ведущий 1: На самой страшной войне XX века Великой Отечественной войне женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала...

1-й чтец.

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет - это горят не хаты,
То юность моя в огне,
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
(Ю. Дружинина)

1-я ученица:

Да разве об этом расскажешь
В какие ты года жила!
Какая безмерная тяжесть,
На женские плечи легла!
В то утро простился с тобою

И ты со своею судьбою
Осталась один на один.

2-я ученица:

Один на один со слезами
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну
И всё – без конца и без счёта –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе волей-неволей –
А надо повсюду поспеть
Одна ты и в доме, и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
Ведущая: Невеста, жена, вдова...

Судьбы этих женщин во многом одинаковы, но в то же время в чём-то разные.

Ведущий 1:Так же как сестры милосердия прошлых войн, женщины ВОВ были санитарками. Сегодня мы хотим вспомнить о девушках-санитарках, чьи имена навечно записаны в книгу Великой Отечественной войны.

Отважная санитарка.

Дочь кузнеца с завода “Арсенал” Скварчинского - 16-летняя Маша явилась в артдивизион 14 кавалерийской дивизии и после неоднократных просьб была оставлена в дивизионе в качестве санитарки. Во время действий подвижной группы 26 армии она, пренебрегая опасностью, во время бомбежки авиацией противника оказывала помощь раненым, выносила их в укрытия и, когда сама не могла донести пострадавшего, заставляла бойцов оказывать ей помощь. Бесстрашная патриотка Родины Маша спасла жизнь десяткам бойцов и командиров. Учитывая исключительный героизм и отвагу, командование представило ее к правительственной награде.

(Их архива Министерства Обороны СССР)

Сестренку нашу звали Маша,
Ее любили все в полку,
В любом полку сестренка наша
Шагала с сумкой на боку.
В бою, бывало, пулей ранит,
Не медлит Маша и не ждет,
Она умелыми руками
Бинты из сумки достает.
А у костра в часы привала,
Чтоб сердцу было веселей,
Она, бывало, запевала
Про двух товарищей-друзей.
Пока, товарищи, мы будем
В любом краю, в любом бою,
Мы нашу Машу не забудем,
Сестренку верную свою.

Слайд 18. Ученик 5

Девушки летчицы. Белая лилия.

На Южном фронте под Мелитополем и в мужском истребительном полку воевала русская девушка-лётчица, которую звали Белая Лилия. Сбить её в воздушном бою было невозможно. На борту её истребителя был нарисован цветок – белая лилия.Однажды полк возвращался с боевого задания, Белая Лилия летела замыкающей – такой чести удостаиваются только самые опытные лётчики.

Немецкий истребитель Ме-109 караулил её, спрятавшись в облаке. Дал по Белой Лилии очередь и снова скрылся в облаке. Раненная, она развернула самолёт и бросилась за немцем. Обратно она так и не вернулась... Уже после войны её останки были случайно обнаружены местными мальчишками, когда те ловили ужей у братской могилы в селе Дмитриевка, Шахтерского района Донецкой области

Слайд 18 Ученик 6.

Танкистки

У танкиста очень тяжёлая работа: грузить снаряды, собирать и ремонтировать разбитые гусеницы, работать лопатой, ломом, кувалдой, таскать брёвна. И чаще всего под вражеским огнём.

В 220-й танковой бригаде Т-34 была у нас на Ленинградском фронте механиком-водителем техник-лейтенант Валя Крикалёва. В бою немецкая противотанковая пушка разбила гусеницу её танка. Валя выскочила из танка и стала чинить гусеницу. Немецкий пулемётчик прострочил её наискосок по груди. Товарищи не успели прикрыть её. Так ушла в вечность замечательная девушка-танкистка.

На Западном фронте в 1941 году сражался на Т-34 командир роты танкист капитан Октябрьский. Погиб смертью храбрых в августе 1941. Оставшаяся в тылу молодая жена Мария Октябрьская решила отомстить немцам за гибель своего мужа. Она продала свой дом, всё имущество и обратилась с письмом к Верховному Главнокомандующему Сталину Иосифу Виссарионовичу с просьбой позволить ей на вырученные средства купить танк Т-34 и отомстить немцам за убитого ими мужа-танкиста

Слайд 18 Ученик 7.

Ночные ведьмы

Женский полк ночных бомбардировщиков подполковника гвардии Евдокии Бершанской, летая на одномоторных самолётах У-2, бомбил немецкие войска на Керченском полуострове в 1943-м и в 1944-м годах. А позже в 1944-45 гг. воевал на первом Белорусском фронте, поддерживая войска маршала Жукова и войска 1-й армии Войска Польского.

Самолёты У-2 (с 1944 г. - По-2, в честь конструктора Н.Поликарпова) летали ночью. Базировались они в 8-10 км от линии фронта. Взлётно-посадочная полоса им нужна была небольшая, всего метров 200. За ночь в боях за Керченский полуостров они делали по 10-12 вылетов. Нёс У2 до 200 кг бомб на расстояние до 100 км в немецкий тыл. . За ночь они сбрасывали на немецкие позиции и укрепления каждый до 2-х тонн бомб и зажигательных ампул. К цели они подходили с выключенным двигателем, бесшумно: у самолёта были хорошие аэродинамические свойства: У-2 мог спланировать с высоты 1 километр на расстояние от 10 до 20 километров. Сбить немцам их было трудно. Я сам видел много раз, как немецкие зенитчики водили крупнокалиберными пулемётами по небу, пытаясь найти бесшумный У2.Сейчас паны-поляки не помнят, как русские красавицы-лётчицы зимой 1944 года сбрасывали гражданам Польши, восставшим в Варшаве против германских фашистов, оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты....

Слайд № 19. Ученик 8

Женщины участницы войны Ставропольского края

Абрамова Клавдия Ильинична

Родилась в 1906 году в семье крестьянина. Работала с 14 лет. После окончания института получила назначение в Ставропольский край и в начале войны стала помощником прокурора края. В оккупированном краевом центре стала организатором и участницей антифашистского подполья, уничтожала архивные документы, чтобы они не достались гитлеровцам.

Была арестована гестаповцами вместе с детьми. Несмотря на угрозы расправой над дочерьми и ужасные пытки, отказалась подписать воззвание к населению и призвать к сотрудничеству с оккупантами.

3 октября 1942 года фашисты расстреляли её дочерей Лиру и Риту, а затем и Клавдию Ильиничну Абрамову.

Указом Президиума Верховного Совета СССР она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Кузнецова-Листопадова Мария Ивановна.

В 20 лет она ушла на фронт. Начала свои боевой путь в октябре 1942 года. добровольцем вступила в ряды Красной Армии. Первое боевое крещение она приняла под Моздоком, затем бои в станице Вознесенской. Попадает в Грозный, затем в Туапсе. Прибыв в Туапсе, долго там не задержалась, и через город Геленджик и Кабардинку высадилась на “Малую Землю”, ожесточенные бои на Малой Земле. Бойцы ее называли храброй Марией где пробыла 7 месяцев. За свои подвиги она была удостоена 8-ю правительственными наградами: орденом “Красной звезды” - за Керчь, медалью “За боевые заслуги”, “За Победу над Германией”.

Любимцева Любовь Степановна.

Родилась в 1922 году, 5 мая 1942 года была мобилизована Моздокским райвоенкоматом в ряды РККА. Боевой путь начала с города Черкесска в 492 БАО 5 воздушной армии Северо-Кавказского фронта. Участвовала в боях за Краснодар, Украину, Молдавию. Закончила войну в Румынии.

Громова Зинаида Николаевна.

Громова Зинаида Николаевна родилась 5 октября 1925 году, училась в Павлодольской средней школы, в день выпускного вечера было объявлено о начале войны. В сентябре 1942года, как работник железной дороги была призвана в действующую армию на второй Украинский фронт. В должности старшего стрелочника под обстрелом вражеских войск восстанавливала железнодорожные пути, мосты, проводила погрузку раненых, охраняла железнодорожные пути. Войну закончила в Польше. После демобилизациивернулась в родную станицу. Имеет награды: медаль “ За победу над Германией”, благодарности командования, медаль “За доблестный труд”.

На оккупированных территориях женщины организовывали и поддерживали работу партизанских отрядов, жили и работали в оккупации.

У нас в Петровском районе Ставропольского края жила Дора Карабут. Дора Евдокимовна Карабут родилась в Ипатово, окончила школу №1 в селе Петровском. Поступила в Сельскохозяйственный институт. Но война прервала мирное течение жизни. По состоянию здоровья Дору не брали на фронт, тогда она вступила в партизанский отряд, сказа на прощанье маме: “Береги себя родная, за меня не беспокойся. Я тебя не подведу. Встретимся когда разгромим врага” В партизанском отряде Дора стала душой ставропольцев. Она была бойцом и разведчицей, выполняла ответственные задания. В декабре 1942года во время одного из заданий Дора и несколько партизан попали в плен, их долго пытали, но ничего не смогли добиться. Не даром любимым героем Доры была Зоя Космодемьянская.

Нина Николаевна Закопайло. Весть о Победе Ниночка встретила в Севастополе, на Малаховом кургане. Звуки баяна, песни, яркие огни на кораблях, ликование на улицах - все это осталось в памяти.

“Мне бы очень хотелось завещать всем будущим поколения мир”- говорит Нина Николаевна

Анна Максимовна Мотуз - вспоминает о том, как она и ее односельчане пять с половиной месяцев жили под немцами. Как работали на победу, отдавая все себя.

Женщины герои, женщины-бойцы, женщины-женщины

Ведущая: Какой бы ужасной ни была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок. Мелочи военного быта вызывали улыбки.

1-я девушка: Однажды в лесу после боя я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик и привязала к штыку. Пришли в военный лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу из строя... и забыла, что у меня цветы на винтовке. А он меня начал ругать: “Солдат должен быть солдатом, а не сборщиком цветов...”. Ему было непонятно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.

Поддержать боевой дух советского солдата, дать надежду на безоговорочную победу, помочь вспомнить о мирной жизни помогали замечательные и отважные артистки: Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Любовь Орлова.

Ведущий: В Волгограде подвигу женщины установлен памятник на Мамаевом кургане. Это боль и плач всего советского народа. Но есть и другая память. Она не зарастает травой. Это память сердца. В наших сердцах всегда жива память о героизме женщин в годы Великой Отечественной войны. И она сохранится там навсегда.

Женщина с нами, когда мы рождаемся,
Женщина с нами в последний наш час,
Женщина - знамя, когда мы сражаемся,
Женщина - радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастье.
В лучшем стремлении первый привет,
В битве за право - огонь соучастия.
Женщина - музыка. Женщина - свет.

Ведущая: Невеста, жена, вдоваМногие невесты, не став жёнами, стали вдовами. Беспощадная война разъединила многие любящие сердца. Сколько женщин вдов осталось после войны. Несмотря на страдания, горе, женщины были не страдалицами, а работницами на войне. Тяжелей всего было тем, кто остался с маленькими детьми. Чем кормить? Как выходить? Как уберечь?

Ведущий 1: Ковали победу не только на фронте, но и в тылу. Заботливые женские руки шили, вязали, а их воспаленные от слез глаза не смыкались ни днем, ни ночью. Ничто не смогло сломить дух русской женщины, готовой на все ради семьи и Родины.

Чтец.

Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
М.Исаковский. Руссой женщине.

В условиях войны от работы миллионов женщин во многом зависели успехи советского народа на фронте и в тылу. На промышленные предприятия, заменив мужчин, пришли домохозяйки, женщины - пенсионерки, школьницы старших классов.

Видеоролик с выступлением Кудряшовой Анны Ивановны. Ей во время войны было всего 12 лет и 2 младшие сестры, три брата ушли на войну

Слайд № 25 (Ученик 9)

Прасковья Федоровна Ангелина была передовиком сельскохозяйственного производства, организатором первой тракторной бригады. Накануне войны она обратилась с призывом к советским женщинам: "Сто тысяч подруг - на трактор!" На ее призыв откликнулось 200 тысяч женщин Подготовка трактористок сыграла большую роль в обеспечении народа продуктами питания

Слайд №26:

В годы войны самоотверженно трудились советские учителя, не хватало помещений, топлива, учебных принадлежностей, но они по-прежнему выполняли свою основную задачу - обучение подрастающего поколения

Слайд № 27 (Ученик 10)

Изотова Кира Ивановна была с декабря 1942 года по сентябрь 1944 года старшей пионервожатой школы 30 Ленинграда. Она вспоминала: " В 1942/43 учебном году в школе учились и мальчики и девочки. Было очень холодно, голодно. Школа в этот год была семилеткой. Во время бомбежек и обстрелов старшие (7 класс) вместе с дежурными учителями дежурили на чердаке (тушили зажигательные бомбы), остальные находились в бомбоубежищах. Летом 1943 года все старшие классы работали на сельскохозяйственных работах. Было очень трудно: все слабые: и взрослые и дети, с сельским инвентарем работать не умели. Собирали молодую крапиву, щавель, лебеду - все это добавляли в пищу.

Слайд 28

Самая главная роль женщины – женщина-мать

Девочка: Матери. Их миллионы, и каждая несёт в сердце подвиг – материнскую любовь. Скольких сыновей и дочерей, а первые же дни войны отправили матери на фронт. И каждую минуту, каждую секунду матери сердцем были там, где воевали их дети

Мать сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала,
Тревожилась, гордилась, тосковала.
Пожизненно влюбленная, как Мать,
Готовая и штопать, и мечтать,
И ждать скупых, нерасторопных писем
С какой-нибудь окраины страны.

Мать сына родила не для войны! (Н. Бурова)

Ведущий: Да, матери всегда дорог её ребёнок – пусть он не гений, не звезда, не очень удачливый. Но Мать провожала сына на фронт, из последних сил пыталась ободрить его, идущего на смертный бой... И вот где-то далеко её сына, её кровинушку повстречала вражеская пуля. Он упал вниз лицом, обнимая руками землю, как обнимают мать, и напоследок позвал меркнущим голосом: “МАМА...” Многие люди перед смертью обращаются к Богу и к маме... И если бы мать могла, она отдала бы жизнь свою, чтобы вернуть жизнь своему сыну или дочери. Вот на что способна материнская любовь!

У писателя А.Фадеева есть волнующие строки, обращённые к матери:

“Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или постели, когда он заболел или ранен, - всё это руки матери моей – моей, и его, и его”.

Она их проводила за село –
И с дня того спокойно не заснула.
В каком краю их снегом занесло?
В каком краю нашла шальная пуля?
Идут года.
Мать терпеливо ждёт.
Ждёт за селом в ненастье и морозы,
Давно старушка выплакала слёзы.
Она заботу выбрала одну –
Ходить сюда остаток жизни малый,
И снова провожать их на войну,
И повторять, то им тогда сказала.
Глаза не видят. Но болит быльё –
Бегут воспоминаний реки...
Сыны не уходили от неё.
Сыны живые.
С ней они. Навеки!
(Т.Тетцаев)

Ведущий: Нет ничего страшней на свете, чем матерям хоронить своих сыновей.

А сколько таких матерей, которые не знают, где похоронены их дети: сын или дочь. Война отняла у матерей самое дорогое – ребёнка. Но до конца дней своих мать будет помнить о своём ребёнке, приходить к нему, ждать его.

Слайд с Фроловой В.А.

Классный руководитель: Я хочу рассказать вам о своей бабушке Фроловой Варваре Алексеевне. (Посмотрите отрывок из фильма о войне “Я помню”)

Площадь памяти, площадь памяти,
Это память стучит в виски.
К серым камням приходят матери,
Поседевшие от тоски.

На ресницах слёзы дрожат.
Как три вскрика на сером камне,
Три гвоздики красных лежат.
Площадь памяти, площадь памяти,
Тёмной ночью и ясным днём
Будоражь ты людскую память
Негасимым своим огнём.

Женщина и война... Что может быть более противоестественным? Женщина, дарующая жизнь, оберегающая её, и война, уносящая эту жизнь... Осиротевшая мать солдата, ты не одна на свете. Все матери разделили твою утрату. Мы все благодарны ей, что вырастила она настоящего мужчину, защитника, героя. Но пусть больше не будет войн, не будет материнского горя!

Ведущий: Прошла война...Но в мире опять неспокойно и в разных концах планеты возникают “горячие точки”. И опять в крови оживают багровые отсветы недавних пожарищ. Одной из трагических страниц нашей истории стала война в Афганистане.

Перед Вами газеты “Петровские вести”, газета г. Светлограда ставропольского края.

Я хочу рассказать о женщине-матери Ковтун Марии

Первый груз-200 из Афганистана, пришел в Светлоград с ее сыном Ковтун Михаилом.

Ведущий: А недавние события в Чечне? Сколько горя принесла эта война матерям, потерявшим своих сыновей. Правители приходят и уходят. Но кто вернёт матери сына, погибшего в мирное время?

Ведущий: Вы все знаете, что у нас в школе учился Вадим Кизилов. Знаете как он погиб.

Послушайте стихи его мамы (Ученик 11)

Чтец. Стон матери

“Пришел с Афганистана труп”, -
Слова небрежно брошены в автобусе когда-то
“Да, для Вас он просто труп
А для меня он непомерный, непосильный труд”,-
Сказала мать погибшего солдата
“С любовью я растила и лелеяла его
И вырос он богатырем на радость и на славу
В сою неполную двадцатую весну
Погиб за Родину, за честь своей державы”
Спит сын мой милый беспробудным сном
Цветы на холмике чуть ветерок колышет
Седая мать со стоном говорит
“Проснись сынок”
Солдат молчит одетый весь в гранит
И стона матери не слышит.
П.А. Кизилова

Ведущий : За верность и стойкость, за силу и нежность, слава вам, жёны, вдовы, невесты и матери!

Ведущий : Мы кланяемся всем женщинам, матерям, сёстрам, подругам за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют её смыслом, делают её счастливой.

Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания...

Мир молчал бы 50 лет!!!

(Минута молчания) (Метроном)

Слайд 34

Женщине не нужно воевать
Пусть она, красивая и хрупкая,
Будет просто женщина и мать,
Свой очаг хранящая голубкою...

Женщине не нужно воевать?
Но солдаты нынче вспоминают:
- Стыдно было землю обнимать,
Если цепь девчонки поднимают.

Тишь в полях. Хотя года идут,
Памятное время сердцу дорого,
И на встречах ветераны ждут
Своего отважного комсорга,

Ей готовы руки целовать
Все солдаты, старше и моложе.
Слава женской доблести!

И все же
Женщине не нужно воевать!

Итог

Классный руководитель: Я благодарю Вас! Мы обязательно ещё поговорим о войне. Пока жива память, живы мы с вами. А значит, есть надежда на будущее. Я надеюсь, что настанет такое время, когда мир будет думать о сердце матери, которое болит за своих сыновей, пожалеет ее и на земле не будет войны.