1943 год - год освобождения Кубани от фашистских захватчиков.

Воздушное сражение развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Данное сражение разбилось на несколько эпизодов и не прекращалось более двух месяцев. Обе стороны наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боев с участием до 70 самолетов с каждой стороны. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны, советские летчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач. К середине апреля 43 года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолетов. Дополнительно они могли привлекать еще около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины. Всего 4 воздушный флот насчитывал более 1000 самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», вооруженные последними моделями истребителей Me-109 и Fw-190. Дополнительно на данном театре военных действий были использованы по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии. Советская сторона также не сидела, сложа руки, и уже 18 апреля начало переброску на Северо-Кавказский фронт 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, а также 282-й истребительной дивизии, доведя численность авиации до 900 машин, из которых 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков из них 195 ночных. Из них около 65% самолетов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, английские и американские бомбардировщики Б-3 и Б-20 а также истребители «Спитфайр» и «Аэрокобра». Сосредоточение такого количества самолетов на довольно ограниченном театре военных действий предопределило упорную и напряженную борьбу за господство в воздухе.

Всего в небе Кубани произошло три воздушных сражения. Первое из них началось 17 апреля 1943 года с попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Для того чтобы сбросить десантников 18 армии в море противник привлек около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. С советской стороны для противодействия немцам использовалось около 500 самолетов из них 100 бомбардировщиков. За один этот день немецкие летчики совершили около 1000 самолето-вылетов в данном районе. 20 апреля противник вновь попытался провести мощное наступление, но на этот раз советская авиация успела нанести упреждающий удар силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей прикрытия за полчаса до начала наступления, а еще через несколько минут новый удар группой в 100 самолетов, что сорвало планы немецкого командования. Если оценивать потери сторон, то по советским архивам ВВС РККА уничтожила весь немецкий 4-й флот, немцы же со своей стороны отчитались об уничтожении 1000 самолетов в воздушных боях и 300 сбитых зенитным огнем, т.е. даже больше, чем их было на данном участке фронта. Так что определить потери сторон можно лишь приблизительно, хотя то, что потери обеих сторон были огромны сомнениям не подлежит. Скорее всего, потери советской стороны были выше, так как подготовке своих летчиков немцы уделяли больше внимания. Не подлежит сомнению, что с немецкой стороны на Кубани действовали лучшие летчики-истребители, летавшие в парах еще с 1939 года. Даже молодые немецкие летчики из пополнения имели налет около 200 часов, а по прибытии в боевые части должны были налетать еще около 100 часов, в прифронтовой полосе, выполняя задачи по охране аэродромов и изучая местность. Немцы исходили из того, что у русских больше и летчиков и самолетов, поэтому стремились беречь кадры. С советской же стороны наряду с асами такими как: А. И. Покрышкин, А. Ф. Клубов, Г. Г. Голубев, В. И. Фадеев участвовали и выпускники летных школ с минимальным налетом, а также летчики, прибывшие с Дальнего Востока или других отдаленных округов, не имеющие боевого опыта. Но, даже не смотря на это, приблизительные потери летчиков-истребителей со стороны Германии составили 75 человек, а с учетом союзников около 135, что является половиной от общего числа имевшихся к началу сражения истребителей 4-го воздушного флота.

Победам Красной Армии на Северном Кавказе способствовал успешный ход Сталинградской битвы. После окружения армии Паулюса на Волге и краха немецких планов по ее деблокированию фашисты начали отступление на Кавказе. Первого января перешли в наступление части Северной группы войск Закавказского фронта. К началу февраля советские воины вышли к Азовскому морю и освободили Ростов, что значительно осложнило вывод с Кавказа немецких частей.

Поэтому враг спешно и беспорядочно отступал, неся большие потери. Он хотел успеть закрепиться на «Голубой линии» - мощном оборонительном рубеже, протянувшемся от Новороссийска до Темрюка. Ожесточенные бои в начале февраля развернулись в районе станиц Абинской и Крымской. Чтобы ускорить освобождение Новороссийска и всей Кубани, советское командование приняло решение высадить десанты на левом берегу Цемесской бухты, в районе Южной Озерейки и Станички. Операция была рискованной. Немцы имели в районе Новороссийска глубокоэшелонированную оборону и располагали значительными силами; весь район Мысхако и прибрежная полоса простреливались.

Только неожиданный и стремительный удар мог привести к успеху. И этот удар нанес отряд добровольцев майора Ц.Л. Куникова. 4 февраля, в холодную и штормовую ночь, куниковцы высадились на клочке земли южнее Новороссийска. С этого момента началась героическая эпопея Малой земли. В первые дни фашисты предприняли яростные попытки разгромить десант. Однако малоземельцы не только отражали атаки врага, но и расширяли плацдарм. Борьба на кусочке суши площадью 30 квадратных километров продолжалась более 7 месяцев - 225 дней. Примера столь длительного пребывания войск в десанте на таком участке земли история войн не знает. Десант на Малую землю создавал угрозу окружения для группировки противника и мог способствовать освобождению Новороссийска, поэтому гитлеровцы предпринимали все усилия, чтобы сбросить десантников в море.

Ц.Л. Куников - организатор высадки и душа героического отряда десантников - погиб в бою. На Малой земле совершил подвиг Михаил Корницкий. Он со связкой гранат бросился в толпу немецких солдат и ценой своей жизни спас товарищей. Посмертно он, как и Куников, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Немцы ни на день не оставляли попыток разгромить малоземельцев. Самую серьезную из них они предприняли в двадцатых числах апреля, стремясь преподнести подарок фюреру ко дню рождения. Земля горела под ногами защитников, авиация и артиллерия врага перепахали буквально все. Не осталось не только ни одного деревца, но даже и ни одной травинки. А малоземельцы продолжали сражаться. В конце апреля враг бросил против них еще четыре пехотные дивизии, 500 орудий, десятки танков; позиции оборонявшихся бомбили сотни самолетов.

Всего лишь за пять дней фашистского штурма на моряков и пехотинцев было сброшено около 17 тысяч бомб. Красноармейцы не только выстояли, но и нанесли врагу огромный урон, уничтожив за время боев 30 тысяч вражеских солдат, около 100 орудий, 58 самолетов. 6268 бойцов и командиров, сражавшихся на Малой земле, были награждены орденами и медалями. 21 воин-малоземелец удостоен звания Героя Советского Союза. На малоземельном плацдарме в память о героических защитниках воздвигнут мемориальный комплекс. В 1973 г. Новороссийску присвоено звание города-героя.

Одновременно с боями на Малой земле шли ожесточенные сражения на «Голубой линии». Советское командование не смогло создать здесь перевеса сил, а враг яростно сопротивлялся. Ведь для гитлеровцев потеря Таманского полуострова создала бы большие трудности (особенно для авиации, сосредоточенной на юге), поставила в сложное положение войска, дислоцированные в Крыму, подорвала моральный дух немецких солдат. И Гитлер не уставал повторять, что скоро наступит время, когда немецкая армия вновь двинется на Кавказ с Таманского полуострова.

На других участках Северо-Кавказского фронта, в который была преобразована Северная группа войск, успехи были впечатляющими. 11 января началась Краснодарская наступательная операция. 24 января советские войска вышли на рубеж

Белая Глина - Армавир - Лабинская, а двумя днями позже освободили станцию Кавказская (крупный железнодорожный узел) и город Кропоткин. Наступление развивалось стремительно. 29 января были освобождены Тихорецк и Майкоп.

Немецкая группировка 4 февраля оказалась рассеченной на две части: семнадцатая полевая армия отброшена к низовьям Кубани, а части танковой армии спешно отходили к Ростову. Преследуя врага, советские войска вышли в районе Ейска к Азовскому морю и отрезали фашистам пути отступления с территории Кубани на север. Одновременно советские бомбардировщики нанесли мощнейшие удары по аэродромам противника в районе станиц Тимашевской и Славянской.

Город Краснодар войска Северо-Кавказского фронта при активной поддержке партизан освободили 12 февраля.

Наступательная операция советских войск в районе станиц Крымской и Неберджаевской к серьезным изменениям на фронте не привела. Итогом Краснодарской операции было продвижение войск Северо-Кавказского фронта на 60-70 километров, однако полностью решить поставленные задачи не удалось.

Потери

Воздушные сражения на Кубани - серия крупномасштабных сражений советской авиации с немецкой авиацией в апреле - июне 1943 года над низовьями р. Кубань , Таманским полуостровом и Новороссийском в Великой Отечественной войне , с целью захвата стратегического господства в воздухе , над плацдармом немецких войск на Кубани.

Предшествующие события

Немецкое командование, стремясь избежать охвата, начало отвод своих частей: 1-я танковая армия отступала к Ростову , а 17-я армия на Кубань, где к февралю 1943 года заняла прочную оборону на хорошо оборудованных позициях. Противник создал мощную оборону с использованием выгодной местности - плавней рек Кубань , Адагум и Вторая. Особенно сильно был укреплен участок фронта, проходивший по местности от побережья Чёрного моря в районе Новороссийска до станицы Крымская. Почти все высоты и населённые пункты превращались в опорные пункты и узлы сопротивления, наиболее мощным из которых являлась станица Крымская. В советской и российской историографии и литературе этот рубеж широко известен под наименованием «Голубая линия», а в немецкой - Линия «Голова гота» (нем. Gotenkopf ). Кубанский плацдарм рассматривался Гитлером , как трамплин для будущих операций на Кавказе . Численность группировки немецко-румынских войск, оставленных в Кубани, составляла более 400 тысяч человек . Снабжение плацдарма осуществлялось из Крыма через Керченский пролив . Ежесуточная потребность составляла 1270 тонн грузов. Морские перевозки осуществлялась силами быстроходных десантных барж , паромов «Зибель» и десантных катеров. Также был организован «воздушный мост» при помощи военно-транспортной авиации . Помимо этого, через пролив была построена подвесная канатная дорога и начато строительство железнодорожного моста и нефтепровода .

В течение февраля - марта 1943 года советские войска предпринимали неоднократные попытки ликвидировать кубанскую группировку противника. Войска Северо-Кавказского фронта (командующий генерал-полковник И. И. Масленников) в 1,5 раза превосходили врага по пехоте, танкам и несколько меньше по артиллерии. 4 февраля 1943 года в районе Новороссийска был высажен морской десант , которому удалось захватить небольшой плацдарм на мысе Мысхако , получивший известность как Малая земля . 12 февраля войсками Северо-Кавказского фронта был освобождён Краснодар . Затем в течение месяца сумели продвинуться на 50-60 километров западнее Краснодара, прорвав первую линию обороны противника . 16 марта 1943 года советские войска перешли к обороне.

Планы сторон

Действия авиации противоборствующих сторон были тесно увязаны с ходом войсковых операций, так как основной задачей являлось поддержка наземных войск.

СССР

С целью высвободить задействованные на данном участке советские войска, Ставка Верховного Главнокомандования требовала очистить таманский плацдарм до начала летней кампании. Советское командование решало в этих сражениях задачу завоевание господства в воздухе на южном крыле советско-германского фронта и создание наиболее благоприятных условий для проведения наступательных операций сухопутных войск на Таманском полуострове . В конце марта Генеральным Штабом и штабом Северо-Кавказского фронта был разработан план наступления с целью прорыва немецкой обороны и ликвидации плацдарма. В соответствии с ним, главный удар наносился силами 56-й армии в районе станицы Крымская, где был сосредоточен узел коммуникаций на Кубани. Через неё проходили основные железнодорожные и грунтовые магистрали на Новороссийск , Анапу , Тамань и Темрюк . Наступательные задачи были поставлены и остальным пяти армиям фронта (18-й , 9-й , 47-й , 37-й и 58-й). Действия советских войск в первой половине апреля успеха не имели, более того противник проводил частные контрудары, создававшие угрозу дальнейшему проведению операции . Поэтому, с 18 апреля 1943 года контроль за проводимой операцией начал осуществлять заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков . Оперативное руководство соединениями авиации и флота осуществляли главнокомандующий ВВС маршал авиации А. А. Новиков и нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов .

Перед советской авиацией были поставлены следующие задачи: завоевать господство в воздухе , обеспечить прикрытие сухопутных войск, поддержать с воздуха наступление Северо-Кавказского фронта. Штабом ВВС фронта, впервые в Великой Отечественной войне , был разработан план авиационного наступления, которым предусматривалось: завоевав господство в воздухе, бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожить живую силу, артиллерию и узлы обороны противника, способствуя продвижению советских войск. Данный план был утверждён представителями Ставки - Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым и маршалом авиации А. А. Новиковым . В ходе сражения советское командование в ответ на действия противника стало срочно наращивать численность своей авиационной группировки. Таким образом, очень быстро масштабы и задачи воздушного сражения далеко превзошли первоначальные локальные цели обеих сторон и приняли характер битвы на уничтожение наиболее хорошо подготовленных авиационных группировок противника в преддверии решающих сражений летней кампании 1943 года.

Германия

Поскольку превосходство в сухопутных войсках оставалось за советской стороной, недостаток своих войск немецкое командование рассчитывало компенсировать за счёт авиации. По окончании боевых действий в районе Харькова на аэродромы Крыма и Тамани были переброшены основные ударные силы 4-го воздушного флота : эскадры пикирующих и тактических (фронтовых) бомбардировщиков . В качестве основной задачи была поставлена поддержка немецко-румынской группировки в оборонительных и наступательных боях. Так, сроки штурма «Малой земли» дважды переносились из-за невозможности использования авиации в нелётную погоду . Большое значение имела также организация воздушного снабжения плацдарма. Оставшиеся после неудачной попытки снабжения окружённой группировки под Сталинградом , транспортные эскадры были пополнены техникой и личным составом, и перебазированы на аэродромы Крыма, а также в Херсон . Командование транспортной группировкой в составе 180 самолётов было возложено на штаб 8-го воздушного корпуса .

Состав и силы сторон

СССР

В разделе приведена расстановка сил советской авиации, участвовавших в боевых действиях на Кубани с 1 апреля по 10 июня 1943 года.

  • 1-й авиационный корпус (штаб в Симферополе) - генерал Г. Кортен :
  • 3-я истребительная эскадра «Удет» (JG3) - полковник В. Д. Вилькке , в составе штаба и двух авиагрупп:
Stab/JG3 (Bf.109G), II./JG3 (Bf.109G), III./JG3 (Bf.109G).
  • 52-я истребительная эскадра (JG52) - полковник Д. Храбак, в полном составе:
Stab/JG52 (Bf.109G) I./JG52 (Bf.109G), II./JG52 (Bf.109G), III./JG52 (Bf.109G), 13.(Slow)/JG 52 (Bf.109G), 15.(Kroat)/JG 52 (Bf.109G).
  • 4-я авиагруппа 1-й эскадры двухмоторных истребителей (IV./ZG1):
IV./ZG1 (Bf 110 G).
  • 3-я авиагруппа 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер» (III./KG4):
III./KG4 (He 111 H).
  • 51-я бомбардировочная эскадра «Эдельвейс» (KG51) - майор Э. фон Франкенберг унд Пёшлиц, в составе трёх авиагрупп:
I./KG51 (Ju 88A-4), II./KG51 (Ju 88A-4), III./KG51 (Ju 88A-4).
  • 55-я бомбардировочная эскадра «Гриф» (KG55) - подполковник Э. Кюхль, в составе двух авиагрупп:
I./KG55 (He 111 H), II./KG55 (He 111 H).
  • 2-я эскадра пикирующих бомбардировщиков «Иммельманн» (St.G.2) - полковник Э. Купфер, в составе трёх авиагрупп (в мае 1943 года передислоцирована в Харьков):
I./St.G.2 (Ju 87D), II./St.G.2 (Ju 87D), III./St.G.2 (Ju 87D).
  • 1-я авиагруппа 3-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (I./St.G.3):
I./St.G.3 (Ju 87D).
  • 3-я авиагруппа 77-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (III./St.G.77):
III./St.G.77 (Ju 87D).
  • 2-я авиагруппа 1-й штурмовой эскадры (II./Sch.G.1):
II./Sch.G.1 (Fw 190 A-5).
  • 4-й воздушный корпус (штаб в Сталино) - генерал-лейтенант К. Пфлюгбейль:
  • 27-я бомбардировочная эскадра «Бёльке» (KG27) - полковник Г-Г. фон Бест, в составе двух авиагрупп:
I./KG27 (He 111 H), III./KG27 (He 111 H).
  • 1-я авиагруппа 100-й бомбардировочной эскадры (I./KG100):
I./KG100 (He 111 H).
  • 8-й воздушный корпус (штаб в Полтава) - генерал Г. Зейдеман:
  • 5-я транспортная группа (KGrzbV5) (He 111 H),
  • 500-я транспортная группа (KGrzbV500) (Ju 52),
  • 9-я транспортная группа (KGrzbV9) (Ju 52),
  • 50-я транспортная группа (KGrzbV50) (Ju 52),
  • 102-я транспортная группа (KGrzbV102) (Ju 52).
  • 1-й зенитный корпус - генерал-полковник О. Десслох:
  • 15-я зенитная дивизия

Вооружение сторон

СССР

К весне 1943 года советская авиация практически оправилась от разгрома, понесённого в начальный период войны. В ходе зимней кампании 1942-43 годов ей удалось завоевать оперативное господство в воздухе на сталинградском направлении. Произошло это как за счёт количественного превосходства, так и качественного уравнивания в вооружении. Удельный вес новых типов самолётов постоянно повышался: в истребительной авиации он был полностью обновлён, в бомбардировочной составлял более 65 % . В боях над Кубанью массово применялись последние разработки ведущих советских конструкторов: С. В. Ильюшина , С. А. Лавочкина , А. С. Яковлева . Необходимо также учесть, что мощь советской авиационной группировки значительно ослаблялась различной подчиненностью и несогласованностью действий входящих в её состав сил.

Истребительные авиационные части ВВС Северо-Кавказского фронта были укомплектованы истребителями , как советского производства, так и поступающими по ленд-лизу . Советские самолёты, составлявшие свыше 80 % от списочной численности, были представлены следующими типами: ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1Б, Як-7, иностранного производства - P-39 Airacobra, Spitfire Mk V и P-40Е KittiHawk .

Участвующие в кубанских боях ЛаГГ-3 значительно уступали основным истребителям противника в манёвренности и вооружении . Созданный путём глубокой модернизации ЛаГГ-3, истребитель Ла-5 незначительно уступал противнику в скорости и вооружении, имея небольшое преимущество на виражах . Як-1Б - являлся усовершенствованным вариантом истребителя Як-1, лучшего советского истребителя начального периода войны. Як-7 - боевой истребитель, разработанный на основе учебно-тренировочного самолёта. По лётным характеристикам и вооружению не уступал Як-1, а по пилотажным качествам превосходил его. Экс­плуатация истребителей «Як» в боевых условиях показала, что они способны практически на равных противостоять истребителям противника, слегка уступая им в манёвренности . Общими недостатками было отсутствие качественной радиосвязи (как правило приёмопередатчиками комплектовались только командирские самолёты, а приёмные станции на строевые машины начали массово устанавливаться с весны 1943 года ) и низкая культура изготовления, приводившая к многочисленным дефектам и авариям .

Самым массовым истребителем иностранного производства, принимавшем участие в кубанских воздушных боях, была американская «Аэрокобра». От советских истребителей отличались более мощным оружием, живучестью, манёвренностью и хорошей управлемостью и уступая последним в способности выдерживать большие перегрузки и выполнять резкие манёвры. Несомненным достоинством стало наличие качественных приёмопередающих радиостанций . Р-40 «Киттихоук», к весне 1943 года, уже не устраивал советских летчиков, так как существенно уступал «кобрам», «Якам» или «Ла». Поэтому, во фронтовых авиачастях ВВС Северо-Кавказского фронта происходила постепенная замена этих истребителей на более современные . Британские «Спитфайр» Мк. VB, поступившие на Кубань после годичной эксплуатации в рядах Королевских ВВС на Ближнем Востоке , по летным характеристикам уступали новым немецким истребителям. К тому же их часто путали в воздухе с «Мессершмиттами», что приводило к потерям по причине «дружественного огня» , как со стороны наземных войск, так и авиации .

Во фронтовых бомбардировочных и штурмовых частях, действующих над Кубанью, применялись Пе-2, Ил-2 и DB-7 Boston. К весне 1943 года, Пе-2 являлся самым массовым советским бомбардировщиком, отличался удобством в пилотировании, маневренностью, мощным вооружением и живучестью . Наравне с Пе-2 использовались американские «Бостоны», стоявшие на вооружении авиационных частей ВВС Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота, действующие в качестве многоцелевого самолёта, выполнявшего разнообразные функции - дневного и ночного бомбардировщика, разведчика , торпедоносца и минного заградителя. Выделялся хорошей маневренностью, повышенной бомбовой нагрузкой, простотой в управлении, был послушен и устойчив на виражах, к недостаткам относилось слабое оборонительное вооружение . Для непосредственной поддержки наземных сил применялся Ил-2, единственный в мире штурмовик, удачно сочетавший хорошее бронирование с мощным вооружением . Начиная с конца 1942 года, происходила массовая замена одноместной модели самолёта на двуместную, обеспечивающую защиту от атак истребителей противника с задней полусферы. В результате дополнительной нагрузки манёвренность и прочие лётные характеристики Ил-2 значительно ухудшились .

Помимо фронтовых (тактических) бомбардировщиков, на Кубани оперировали бомбардировщики советской дальней авиации - Ил-4 и Ли2ВВ, применявшиеся для ночных авиаударов. Ночью действовали и лёгкие бипланы По-2 и Р-5 совершавшие «беспокоящие налёты» в прифронтовой зоне. Бомбардировщики данных типов практически не использовались в дневное время, избегая противодействия со стороны истребителей противника .

Германия

Зима 1942/43 года стала началом кризиса немецкой авиации, люфтваффе была вынуждено вести боевые действия на нескольких удалённых театрах военных действий , что в условиях крайне ограниченных ресурсов, приводило к расспылению сил и средств. Нередкой была ситуация, когда авиагруппы одной воздушной эскадры одновременно воевали за тысячу километров друг от друга . Более того, постоянно усиливающиеся налёты союзной авиации на рейх , вынуждало выделять на противовоздушную оборону значительные силы истребительной авиации. Так, на 31 марта 1943 года , около 60 % численности дневных истребителей было сосредоточено на Западном фронте . Производство перестало покрывать возросший уровень потерь, что привёло к снижению числа самолётов в боевых частях первой линии. Ряд неудач при принятии на вооружение новых типов самолётов и необходимость наращивания производства вынудило немецкое командование продолжить выпуск существующих типов техники, проводя незначительную их модернизацию . В результате, к весне 1943 года, до 25% численности боевых частей составляли самолёты морально устаревших типов

Подразделения истребителей люфтваффе, оперирующих над Кубанью, были вооружены истребителями Messerschmitt Bf 109 новейших модификаций G-2 и G-4. К его достоинствам относилась мощное вооружение, повышенная живучесть и оснащённость приёмопередающими радиостанциями (впрочем для немецких самолётов это было обычной практикой). Однако, дополнительное оборудование и вооружение увеличили вес и ухудшили маневренность самолёта, а увеличение скорости (достигнутое установкой более мощного двигателя) обернулось ухудшением общей управляемости машины. Тем не менее, Ме-109G являлся высшей точкой в технологическом развитии модели и в целом превосходил истребители противников . Двухмоторные самолёты Messerschmitt Bf-110G в качестве истребителя практически не использовались, и применялись для ведения разведки, ударов по наземным целям и перехватов ночных бомбардировщиков.

В советской исторической литературе и мемуарах часто упоминается группа асов, которая использовала истребители Fw 190. Однако, согласно немецким данным, II./SchG1 вооружённая Fw 190 А-5 предназначалась для оказания непосредственной поддержки наземных войск и использовала штурмовую модификацию данного самолёта . Она отличалась усиленным бронированием, заметно утяжелившим машину в результате чего Fw 190 А-5 значительно уступал новым советским истребителям в манёвренности. Однако, мощное вооружение обеспечивало высокую вероятность поражения противника с первого захода, что делало его опасным противником. Основной ударной силой 4-го воздушного флота являлись подразделения пикирующих бомбардировщиков Ju-87D. Несмотря на низкую скорость, недостаточную манёвренность и посредственную аэродинамику, самолёт был одним из самых эффективных видов оружия люфтваффе, благодаря способности к бомбометанию с пикирования . Однако, ввиду данных характеристик, а также слабого оборонительного вооружения, не мог противостоять современным истребителям .

Ход сражений

Всего над Кубанью произошло три крупных воздушных сражения. По количеству воздушных боев и участвовавших в них самолётов на узком участке фронта они были первыми с начала боевых действий на советско-германском фронте . В советской историографии первым днём воздушного сражения принято считать 17 апреля 1943 года , однако в действительности ожесточённые воздушные бои начались с 15 апреля , в ходе которых люфтваффе совершало свыше 1500 вылетов в день, сорвав запланированное наступление Северо-Кавказского фронта . Лишь после этого советскому командованию стало очевидным, что без завоевания господства в воздухе рассчитывать на успех дальнейшего наступления войск фронта невозможно. Было принято решение усилить авиационную группировку и добившись перелома в борьбе с вражеской авиацией продолжить наступление с целью ликвидации кубанского плацдарма .

Сражения в районе Мысхако

Первое крупное воздушное сражение произошло в период с по 24 апреля в ходе ожесточённых боёв на плацдарме в районе Мысхако, на «Малой земле», где немецкие войска пытались уничтожить десантную группу войск 18-й армии. Инициатива начала сражения оказалась за немецким командованием. Немецкие войска, неожиданно для советского командования - опередив его в развёртывании, перешли в наступление против советского плацдарма у Новороссийска . Действия наступающих войск активно поддерживалось силами пикирующих и горизонтальных бомбардировщиков, действующих волнами по 25-30 самолётов. Ввиду того, что боевые позиции противников находились слишком близко друг от друга, атаки с воздуха наносились по позициям тяжелой артиллерии на берегу Цемесской бухты . В крайне жестоких непрерывных боях наземные советские войска выдержали натиск врага: его продвижение за двое суток сражения составило всего 1 километр, а затем полностью прекратилось .

Однако в воздухе характер боя оказался иным: воздушная разведка не установила сосредоточение вражеской авиации и направление её главного удара. В то время, как с воздуха немецкое наступление поддерживали, по советским данным, около 450 бомбардировщиков и 200 истребителей, в этом районе советское командование могло им противопоставить не более 300 самолётов. Теоретически здесь могли действовать до 500 советских самолётов, в том числе до 100 бомбардировщиков, но основные аэродромы их базирования находились западнее и северо-восточнее Краснодара в 150-200 километрах от района сражения . Немецкие пикирующие бомбардировщики совершили в этот день свыше 500 вылетов, общее же число вылетов люфтваффе за этот день - 1560. Тогда, как противостоявшая им советская авиация только 538. Используя этот фактор и численное превосходство, немецкая авиация захватила на этом участке фронта инициативу в воздухе. В качестве ответных мер командование Северо-Кавказского фронта перенаправляет основные силы 4-й и 5-й воздушных армий на помощь войскам действующим в районе Новороссийска .

После 23 апреля немецкие сухопутные войска вынуждены были прекратить наступление и отойти в исходное положение, а их истребители перешли к оборонительным действиям. В первом сражении советское командование оценило потери противника в 182 самолёта, а потери своей авиации - менее 100 самолётов.

Первое воздушное сражение показало, что несмотря на общее превосходство в силах советская авиация не владела инициативой в воздухе. Наличие четырёх командных структур лишало возможности быстрого манёвра силами и средствами, препятствовало переброске самолётов на «чужие» аэродромы, мешало взаимодействию, ослабляло мощь находящихся в воздухе группировок. Поэтому все части 5-й воздушной армии 24 апреля были переданы в состав 4-й воздушной армии, а штаб 5-й воздушной армии убыл в резерв Ставки .

Для решения третьей проблемы - скорейшего освоения молодыми летчиками тактических приёмов и опыта боев, советское командование организовало широкий комплекс мер: непрерывное обобщение опыта боев, принятие новых тактических рекомендаций за подписью Вершинина и их немедленная рассылка в части, популяризация опыта лучших авиационных частей, проведение лётных конференций и показных занятий лучшими лётчиками. Лётчики постоянно нацеливались на введение эшелонированного боевого порядка, преобладание действий на больших высотах, действия парами, максимальное использование в воздушных боях вертикального манёвра . Однако на практике, такая работа проводилась не всегда. Так, лётчики, прибывшего из резерва Ставки, 3-го истребительного корпуса генерала Е. Я. Савицкого, по свидетельству пилотов 57-го гвардейского истребительного полка, отказались от помощи ветеранов кубанских воздушных боёв, в результате чего понесли в первых же боях значительные потери . Более того, довольно часто внедряемые принципы построений и ведения воздушного боя вступали в противоречие с применяемой советской истребительной авиацией пассивной тактикой, нацеленной на патрулирование определённых районов с целью прикрытия советских наземных войск .

Сражения в районе станицы Крымская

С 28 апреля развернулись крупные воздушные сражения в районе станицы Крымская, которые продолжались с небольшими перерывами вплоть до 10 мая . Немецкое командование попыталось действиями авиации сорвать советское наступление в районе Крымской, запланированое на 29 апреля.

В воздушных сражениях на Кубани (с 17 апреля по 7 июня) противник потерял свыше 1100 самолётов, из которых более 800 сбиты в воздушных боях (по советским данным). Немецкие историки отрицают значительность понесенных немецкой авиацией потерь, считая их обычными для боевых действий и во много раз меньше потерь советской авиации. В последние два десятилетия их повторяют и некоторые отечественные исследователи. Так, О. Каминский в статье «Мессершмитты над Кубанью» («Авиация и Время» № 5, 2005) утверждает, что в боях с 17 апреля по 7 июля было убито всего 24 немецких лётчика-истребителя, что соответствует потере примерно в 50 самолётов.

При этом такими авторами, как правило, не оспариваются немецкие сообщения о победах, согласно которым в сражении над Кубанью уничтожены в воздушных боях свыше 1000 советских самолётов и 300 самолётов сбито зенитным огнём. Таким образом, по донесениям обеих сторон было сбито больше самолётов, чем противная сторона имела в наличии, то есть говорить о достоверности сообщений о победах не приходится. Точные данные потерь сторон неизвестны.

В боях на кубанском плацдарме, и особенно во время боёв за станицу Крымская, советские лётчики проявили образцы героизма, мужества и отваги. 52 лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза . Командир истребительной авиационной эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка капитан Александр Покрышкин стал дважды Героем Советского Союза.

Немецкие данные

По данным послевоенного отчета управления разведки ВВС Великобритании, основанном на захваченных немецких документах :

В течение первой половины апреля <1943> немцы сосредоточили в Крыму мощные ударные силы - 550–600 самолетов.
<...>
Однако советская разведка, судя по всему, обнаружила сосредоточение немецкой авиации на крымских аэродромах, и советскому командованию удалось стянуть необходимые силы для отражения немецкой угрозы. Как следствие, немцы не смогли установить тактическое превосходство в воздухе. Советская же авиация ударами по немецким судам снабжения в Черном море и в Керченском проливе вынудила противника держать в Крыму значительные оборонительные силы, которые в условиях советского воздушного превосходства несли большие потери.

Итоги сражения

За период с 17 апреля по 7 июня советская авиация произвела около 35 000 самолёто-вылетов, из них: 77 % - фронтовая авиация, 9 % - авиация дальнего действия и 14 % - авиация Черноморского флота. В результате в начале июня 1943 года советская авиация вновь вернула себе инициативу в воздухе. Накал воздушных сражений стал затихать. Обе стороны стали постепенно сокращать свои авиационные группировки на Кубани и перебрасывать авиацию к местам будущих главных сражений на центральном участке фронта. Задача уничтожения 17-й немецкой армии была отложена до осени.

В целом в результате сражений советская авиация достигла поставленной перед ней цели, что имело важное значение для завоевания стратегического господства в воздухе на всём советско-германском фронте летом 1943 года. Воздушные сражения на Кубани оцениваются в советской исторической науке положительно ввиду значительного подрыва воздушной мощи люфтваффе на всём советско-германском фронте.

По данным отчета британской разведки :

Масштабы боевых действий в небе над Кубанью не следует недооценивать. <...> Советское давление на этом участке в течение мая вынуждало люфтваффе совершать в сутки в среднем около 400 вылетов . Поэтому немецкая авиация, несмотря на потребность в отдыхе, не могла себе позволить пренебречь боями над Кубанью. Эти усилия были настолько активны, что становилось невозможно осуществлять крупные операции где-либо еще, и неудача попытки немцев ослабить давление противника на Новороссийск вынудила отложить реализацию других планов.

«В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне. Противник не добился своей цели. Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию»

Воздушные сражения на Кубани явились для советских лётчиков школой боевого мастерства, для командующих авиацией и командиров - школой совершенствования управления крупными силами авиации. Опыт этих сражений стал основной школой для подготовки лётчиков и авиационных штабов. Эффективность действий авиации достигалась:

  • массированным применением авиации на главном направлении
  • постоянным дежурством авианаводчиков на переднем крае с использованием наземных радиостанций для управления истребителями в воздухе
  • наращиванием сил в ходе воздушного сражения
  • применением в воздушных боях вертикального манёвра
  • широким обменом боевым опытом в ходе конференций лётчиков-истребителей
  • применением новых боевых порядков (см. Кубанская этажерка ) и тактических приёмов (Патрулирование маятником )

См. также

Примечания

  1. Коллектив авторов Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Глава 6 . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 января 2010.
  2. Иванов В. Трофеи воздушных боев 1941-1945. - М .: Стратегия-КМ// Фронтовая иллюстрация № 6, 2001. - С. 27.
  3. Куровски, Франц. Чёрный крест и красная звезда. Воздушная война над Россией 1941-1944.. - М .: Центрполиграф, 2011. - С. 297.
  4. Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг Глава 4 . Архивировано
  5. Коллектив авторов Министерства Королевских ВВС. Великобритании. Боевые операции люфтваффе 1939-1945. - М .: Яуза-Пресс, 2008. - С. 321-323.
  6. Корнюхин Г.Ф. Советские истребители в Великой Отечественной войне Глава 2 . Архивировано
  7. Литвин Г. А. 55 лет битве над Кубанью. // Авиация и космонавтика : журнал. - М ., 1998. - № 4. - С. 1-3.
  8. Хазанов Д. В жарком небе Кубани // Авиация и космонавтика : журнал. - М ., 1993. - № 5.
  9. Заблотский А., Ларинцев Р. Потери Люфтваффе на Восточном фронте . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  10. Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. - 1985. - С. 101.
  11. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  12. Митчем, Сэмюэл. Фельдмаршалы Гитлера и их битвы. - Смоленск: Русич, 1998. - С. 136.
  13. Манштейн Э. Утерянные победы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - С. 442.
  14. Мощанский И., Стоянов В. «Прорыв «голубой линии» //Военная летопись 3-2004. - М .: БТВ, 2004. - С. 2-7.
  15. Мощанский И. «На флангах Сталинграда. Операции на Северном Кавказе.» //Военная летопись 3-2002. - М .: БТВ, 2002. - С. 123.
  16. Гречко А.А. Битва за Кавказ . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  17. Жильцева Елена, Стоянов, Василий. На кубанском плацдарме. Танковые бои на Кубани. 5 февраля - 9 сентября 1943 года. - М .: ООО «БТВ-МН», 2002. - С. 56-57.
  18. Тике В. Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 г.г. - М .: Эксмо, 2005. - С. 225.
  19. Заблотский А., Ларинцев Р. Воздушный мост над Чёрным морем . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  20. Авиаторы второй мировой 4-я воздушная армия . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  21. Перечень № 6 кавалерийских, танковых, воздушно-десантных дивизий и управлений артиллерийских, зенитно-артиллерийских, миномётных, авиационных и истребительных дивизий, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - М .
  22. 60 лет Победе 5-я воздушная армия . Архивировано из первоисточника 18 июня 2012. Проверено 20 июня 2011.
  23. Авиаторы второй мировой 5-я воздушная армия . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  24. Авиаторы второй мировой ВВС Черноморского флота . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  25. Авиаторы второй мировой 3-й истребительный Никопольский орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус . Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 20 июня 2011.
  26. Авиаторы второй мировой

Если Курская битва считается главным в отечественной (хотя, пожалуй, и в мировой) истории танковым противостоянием, то сражения за Кубань — главная серия воздушных конфликтов, в которых важную роль сыграл СССР. В результате этой победы был закреплен успех, достигнутый ранее в Сталинграде, а немцы в сорок третьем последовательно получили еще два серьезных удара — на Южном и Центральных фронтах.

Подготовка и расстановка сил

Карта кубанской военной операции.

К осени 1942 года Германия оккупировала основную часть Северного Кавказа и захватила Ростов-на-Дону. Коммуникации были нарушены, поставки нефти из Азербайджана и прикаспийских регионов в европейскую часть CCCP — прерваны. Оставался, правда, резервный путь по железной дороге, через Сталинград, где, как известно, состоялась одна из самых масштабных в истории человечества битв, в которой победила обороняющаяся сторона. Гитлеровцы отступали обратно на Запад, и Сталин собирался нанести двойной удар с Южных и Закавказских фронтов, чтобы окончательно разбить основные силы противника в этом регионе.

Немецкие части укрепились между рекой Кубанью и черноморским побережьем. Всего там находилось около 400 тысяч военных, у которых был прямой доступ к снабжению водным и воздушным путями из Крыма. Советские войска неоднократно пытались взять этот участок — к марту были освобождены Краснодар и Новороссийск. Дальше, правда, дело не шло — конечной целью этой кампании было вернуть контроль над Таманским полуостровом и вытеснить силы Германии с Северного Кавказа.

С 18 апреля командование операции взял на себя лично маршал Жуков. Вместе с главнокомандующими ВВС А. А. Новиковым и наркомом ВМФ Г. Н. Кузнецовым они разработали план по завоеванию полного господства в воздухе и поддержке наступления наземных сил на Северо-Кавказском фронте.



Маршал Г.К. Жуков и нарком ВМФ Г.Н. Кузнецов.

А вот силам Гитлера требовалось любой ценой удержать кубанский плацдарм до кардинальных перемен на Восточном фронте — в обозримом будущем там должен был образоваться важный опорный пункт для дальнейшего наступления на Советский Союз. Преимущество в численности сухопутных войск было явно не на стороне вермахта — всего три немецких корпуса и один румынский, зато с воздухом дело обстояло совсем иначе — с северных участков фронта были переброшены дополнительные эскадры самолетов.

Перед первыми воздушными битвами за Кубань за СССР числилось от 750 до 1300 самолетов, а за Германией — от 400 до 1100. Как всегда, каждый из участников войны старался преувеличить силы противника в случае собственного поражения, и наоборот.

С 1 апреля в сражениях в основном участвовала 4-я воздушная армия — как собственные советские самолеты, так и приобретенные у союзников по ленд-лизу. К первым относились истребители Як-1, Як-7, Ла-5 и ЛаГГ-3, штурмовик Ил-2, многоцелевые бипланы По-2 и Р-5. Союзники предоставили нам американские истребители P-39 Airacobra, P-40 Warhawk, британские Spitfire Mk V и бомбардировщики (опять же из США) DB-7 Boston.




Советские истребители Як-1, Як-7 и Ла-5 .

От люфтваффе в бой шли эскадры истребителей «Мессершмитт» Bf.109, Bf.110 и «Фокке-Вульф» FW-190, бомбардировщики «Хейнкель Хе» 111 и «Юнкерсы Ю» 88 и 87D, а еще транспортные самолеты «Юнкерс Ю» 52.

Несмотря на явное превосходство немцев перед битвой, ВВС СССР успели оправиться после потерь в начале войны. Постоянно совершенствовались технологии и применялись новые конструкторские решения. Хотя если сравнивать модели «по классам», люфтваффе все равно пока были впереди: истребитель ЛаГГ-3 уступал «Мессершмиттам» в скорости и боевом оснащении, а Яки частенько выходили из строя из-за дефектов производства.

Как ни странно, одной из лучших моделей на вооружении у Советского Союза на тот момент оказалась американская «Аэрокобра». «Спитфайры» были попроще, к тому же из-за особенностей дизайна их часто путали с немецкими самолетами и сбивали в режиме, так сказать, friendly fire. Отметим и Ил-2 — уникальный на тот момент штурмовик, в котором сочетались хорошее боевое оснащение и достойные защитные качества корпуса; этот зверь эффективно поддерживал наземные силы. Многоцелевые бипланы действовали преимущественно ночью, равно как и бомбардировщики дальней авиации Ил-4 и Ли2ВВ.




Ленд-лизовские P-39 Airacobra, P-40 Warhawk DB-7 Boston .

А вот Германия к весне сорок третьего замедлила темпы своего технологического совершенствования — ее изначально мощную авиацию успешно догоняли силы противника. Гитлеровцам приходилось воевать сразу на несколько фронтов и рассредоточивать свои силы по разным частям континента.

Начало боев

Первый большой бой проходил с 17 по 24 апреля недалеко от поселка Мысхако. Гитлеровцы, немного неожиданно для командования СССР, начали наступление около Новороссийска. Наземные войска прикрывали волны по двадцать пять — тридцать бомбардировщиков, которые атаковали тяжелую артиллерию. Вермахту не удалось прорвать советскую оборону — за первые два дня сражений они продвинулись лишь на километр вперед, а после этого и вовсе принялись отступать.

Но в воздухе немцы смогли захватить инициативу — в первую очередь благодаря численности: у люфтваффе было что-то около четырехсот пятидесяти бомбардировщиков и две сотни истребителей, а у нас лишь триста машин. Вдобавок советские аэродромы располагались от Новороссийска заметно дальше, чем немецкие.




Немецкие истребители Bf.109, Bf.110 FW-190 .

На четвертый день обороняющейся стороне наконец удалось ослабить наступление врага. Двести советских бомбардировщиков били по авангарду наземных частей, и в итоге немцы понесли большие потери и вынуждены были перераспределять силы. К 23 апреля ВВС СССР получили очередное подкрепление, и общее число машин почти сравнялось у обеих сторон. Кроме того, немцы активно проигрывали в воздухе, и к концу этого дня их численность сократилась почти вдвое (от изначальных шестьсот пятидесяти единиц).

Хотя все закончилось в целом положительно и противник прекратил нападать на наши наземные войска и объекты, битва у Мысхако выявила проблемы в действиях советской авиации. Прежде всего, взаимодействие между разные командными частями было затруднено. Во-вторых, Германия удачнее расположила аэродромы — и это помогало грамотному нанесению ударов в нужных точках. А в-третьих, и это типичная для Великой Отечественной проблема, большинству советских пилотов не хватало опыта.

Вторая серия

Далее действие переместилось к станице Крымская и происходило с 28 апреля по 10 мая. В первый день самолеты люфтваффе совершили около 850 налетов, атакуя наземные части наступавшей советской армии. На второй день наши воздушные силы огрызнулись и нанесли превентивный удар в зоне возможного наступления врага, куда было сброшено около двухсот тонн бомб. Тогда же, 29 апреля, прошел один из самых масштабных боев, в котором участвовало около 500 советских и 250 немецких самолетов.

Наша авиация продолжала наступление на Крымскую, и к началу мая, после продолжительных бомбардировок, ей удалось прорвать наземные части немцев и продвинуться на десять километров. Тактика поведения самолетов была достаточно тривиальна: сначала над полем боя появлялись группки по три-четыре истребителя-разведчика, которые по радио сообщали воздушную обстановку. Затем прибывала более серьезная эскадрилья истребителей — они отвлекали вражеские самолеты и позволяли своим бомбардировщикам спокойнее работать. В одной локальной битве, как правило, одновременно участвовали 50—80 самолетов.

Прорыв

26 мая началась третья и последняя большая битва в кубанском небе — прорыв «Голубой линии» обороны Германии у станиц Киевская и Молдаванская. Наша авиация (сразу 338 самолетов) нанесла массированный удар по основным укреплениям противника. Перед Германией замаячила неприятная перспектива потерять позиции на Кавказе, и люфтваффе бросили в бой буквально все ресурсы: около 600 дополнительных самолетов с Крыма и южных регионов Украины. В этот день советская авиация совершила 1500 самолетовылетов, а немецкая — около 1000, но, несмотря на это, Германия начала перехватывать инициативу.




Юнкерсы Ju-88, Ju-87D Ju-52 .

На следующий день немцы смогли выполнить уже около 2700 налетов. Командование ВВС СССР тоже пошло на почти отчаянные меры — наши истребители перестали сопровождать бомбардировщики и накинулись на вражескую авиацию. Нам удалось уничтожить триста с лишком немецких самолетов и в конечном итоге победить в последней из серий воздушных битв за Кавказ.

Точные цифры потерь в Кубанской битве неизвестны, но по советским данным считается, что мы потеряли 750 самолетов (по версии немцев — почти в два раза больше), а Германия — около 1100 машин (по их записям — в три раза меньше). Однако результат говорит сам за себя: гитлеровцы значительно сдали позиции на Южном фронте и к моменту начала решительных битв на Центральном подошли уже в совсем не блестящей форме.

Ну а для советской школы авиации это стало важным источником опыта: все-таки то была первая большая операция с тщательным планированием вылетов, координацией действий между наземными частями и воздухом, и, кроме того, тогда же впервые применили некоторые тактические приемы в воздухе.

Воздушное сражение развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Данное сражение разбилось на несколько эпизодов и не прекращалось более двух месяцев. Обе стороны наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боев с участием до 70 самолетов с каждой стороны. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны, советские летчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач.

К середине апреля 43 года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолетов. Дополнительно они могли привлекать еще около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины. Всего 4 воздушный флот насчитывал более 1000 самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», вооруженные последними моделями истребителей Me-109 и Fw-190. Дополнительно на данном театре военных действий были использованы по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии.


Советская сторона также не сидела, сложа руки, и уже 18 апреля начало переброску на Северо-Кавказский фронт 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, а также 282-й истребительной дивизии, доведя численность авиации до 900 машин, из которых 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков из них 195 ночных. Из них около 65% самолетов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, английские и американские бомбардировщики Б-3 и Б-20 а также истребители «Спитфайр» и «Аэрокобра». Сосредоточение такого количества самолетов на довольно ограниченном театре военных действий предопределило упорную и напряженную борьбу за господство в воздухе.

Всего в небе Кубани произошло три воздушных сражения. Первое из них началось 17 апреля 1943 года с попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Для того чтобы сбросить десантников 18 армии в море противник привлек около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. С советской стороны для противодействия немцам использовалось около 500 самолетов из них 100 бомбардировщиков. За один этот день немецкие летчики совершили около 1000 самолето-вылетов в данном районе. 20 апреля противник вновь попытался провести мощное наступление, но на этот раз советская авиация успела нанести упреждающий удар силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей прикрытия за полчаса до начала наступления, а еще через несколько минут новый удар группой в 100 самолетов, что сорвало планы немецкого командования.

Затем с 28 апреля по 10 мая развернулось воздушное сражение в небе над станицей Крымской. Об интенсивности этих боев может свидетельствовать тот факт, что за 3 часа наступления немецкая авиация совершила более 1500 самолето-вылетов.

Последние крупные воздушные сражения прошли в период с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской при прорыве «Голубой линии» немцев. На некоторое время немцам удалось захватить превосходство в воздухе, что сильно осложняло жизнь наступающим войскам. Ответной мерой противодействия стали атаки советской авиации на аэродромы немцев. С 26 мая по 7 июня ВВС РККА провели 845 самолето-вылетов по аэродромам гитлеровцев в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз и Тамани. Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов.

Потери

Если оценивать потери сторон, то по советским архивам ВВС РККА уничтожила весь немецкий 4-й флот, немцы же со своей стороны отчитались об уничтожении 1000 самолетов в воздушных боях и 300 сбитых зенитным огнем, т.е. даже больше, чем их было на данном участке фронта. Так что определить потери сторон можно лишь приблизительно, хотя то, что потери обеих сторон были огромны сомнениям не подлежит.

Скорее всего, потери советской стороны были выше, так как подготовке своих летчиков немцы уделяли больше внимания. Не подлежит сомнению, что с немецкой стороны на Кубани действовали лучшие летчики-истребители, летавшие в парах еще с 1939 года. Даже молодые немецкие летчики из пополнения имели налет около 200 часов, а по прибытии в боевые части должны были налетать еще около 100 часов, в прифронтовой полосе, выполняя задачи по охране аэродромов и изучая местность. Немцы исходили из того, что у русских больше и летчиков и самолетов, поэтому стремились беречь кадры.

С советской же стороны наряду с асами такими как: А. И. Покрышкин, А. Ф. Клубов, Г. Г. Голубев, В. И. Фадеев участвовали и выпускники летных школ с минимальным налетом, а также летчики, прибывшие с Дальнего Востока или других отдаленных округов, не имеющие боевого опыта. Но, даже несмотря на это, приблизительные потери летчиков-истребителей со стороны Германии составили 75 человек, а с учетом союзников около 135, что является половиной от общего числа имевшихся к началу сражения истребителей 4-го воздушного флота.

Лица сражения

Александр Покрышкин (6.03.1913 – 13.11.1985) – второй по результативности летчик стран Антигитлеровской коалиции, трижды герой Советского Союза. По официальным данным лично сбил 59 самолетов, скорее всего, сбил на порядок больше, так как из зачета выбыли победы 1941 года, сгоревшие вместе с архивами полка, а также вражеские машины, которые Покрышкин записывал на своих ведомых, стимулируя их таким образом.


"Аэрокобра" Покрышкина

В небе Кубани Покрышкин сбил по официальным данным 16 вражеских самолетов. В это время наш прославленный ас летал на американской «Аэрокобре». Здесь проходит несколько его выдающихся по результативности боев. Так 12 апреля над станицей Крымской Покрышкин сбивает 4 истребителя Me-109, позднее в этот же день он сбил еще 3 самолета, доведя число сбитых машин за день до 7, в советской авиации был лишь один подобный случай. Еще через несколько дней Покрышкин сбивает 3 Ju-87, а 28 апреля в составе 8 истребителей «Аэрокобра» разгоняет три девятки пикирующих бомбардировщиков Ju-87, лично уничтожив 5 из них.

Заслуги Покрышкина в сражении на Кубани были высоко оценены, и 24 апреля он получает свое перове звание Героя Советского Союза, а в июне очередное звание майора. Помимо советских наград в том же 1943 году Покрышкин был награжден американской медалью «За выдающиеся заслуги».

В большинстве боев Покрышкин в первую очередь старался сбить лидера, этот опыт он вынес из боев 1941-42 годов. Таким образом, часто уже в начале боя удавалось деморализовать противника. Некоторые историки приписывают ему создание новой техники воздушного боя вошедшей в историю, как «Кубанская этажерка».

Эрих Хартман (19.04.1922 – 20.09.1993) самый результативный немецкий летчик ас, считается самым результативным летчиком-истребителем за всю историю авиации. Хартман одержал 352 воздушных победы 345 из которых приходятся на советские самолеты, за свой небольшой рост и моложавый вид получил прозвище «Bubi» - малыш. Награжден Рыцарским крестом с бриллиантами, лишь 27 человек в рейхе имели подобную награду.

В сражение над Кубанью Хартман входил лишь начинающим пилотом, к концу апреля 1943 года у него на счету было 8 побед, и он стал ведущим пары. Точное количество самолетов сбитых летчиком на Кубани не известно, но на 7 июля 1943 года на его счету была уже 21 победа. Именно на Кубани молодой пилот, которому тогда было чуть за 20 начал оттачивать свои навыки воздушного боя, которые с лихвой окупились в дальнейшем.


Me-109 Хартмана

Всю война Хартман летал исключительно на истребителях Me-109 G и придерживался вполне определенной тактики – удара из засад. По словам Хартмана его никогда не заботили проблемы воздушного боя, он старался по возможности избегать схваток с истребителями. Хартман забирался как можно выше и по возможности атаковал противника со стороны солнца, в 90% случаев противник даже не понимал, что произошло. Летчик руководствовался вполне определенной формулой воздушного боя и оттачивал ее всю войну. Своим самым главным достижением Хартман считал то, что за время войны не потерял ни одного своего ведомого.

Заслуги Хартмана по достоинству были оценены и в Советском Союзе, где после войны он получил 25 лет лагерей за нанесение ущерба советской экономике в годы войны. Отсидев в советских лагерях почти 10 лет, в 1955 году Хартман вернулся на родину.

Секунда — и безупречная геометрия боевых порядков ломается, моментально погружаясь в хаос ближнего воздушного боя. Семьдесят пять лет назад, 16 декабря 1942 года, под Сталинградом началась Среднедонская наступательная операция, в ходе которой силы Юго-Западного и левого фланга Воронежского фронтов атаковали восьмую итальянскую и третью румынскую армии группы "Дон" под командованием фельдмаршала Эриха фон Манштейна.

Каждая сторона привлекла для битвы от 400 до 500 самолетов различных типов. Красная армия за две недели прорвала вражеский фронт шириной в 340 километров, разгромила 11 дивизий противника и вышла в тыл группы армий "Дон". Такого успеха удалось достичь во многом благодаря эффективным действиям советской авиации. РИА Новости публикует подборку других заметных воздушных операций ХХ века.

Три боя

Одно из крупнейших воздушных сражений Второй мировой войны развернулось над Кубанью в апреле-июне 1943 года, в самый разгар битвы за Кавказ. Немецкая сторона, пользуясь численным превосходством в авиации, задействовала до 1,2 тысячи самолетов, чтобы сорвать наступление Красной армии. СССР же поднял в воздух до 1050 машин. Советские асы бились как на новых истребителях, так и на хорошо проверенных в прошлых сражениях. С люфтваффе боролись машины ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1Б, Як-7, а также полученные по ленд-лизу американские Р-39 "Аэрокобра", Р-40Е "Киттихоук" и британские "Спитфайр МК.V". Удары по наземным целям наносили главным образом пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2 и "дальники" Ил-4. Немцы в основном полагались на свои знаменитые мессеры — BF-109 новых модификаций G-2 и G-4, — а также на истребители FW-190. Костяк бомбардировочной авиации люфтваффе составляли самолеты He-111 и Ju-88.

Советская историография разделяет сражение над Кубанью на три крупных воздушных боя. Первый произошел с 17 по 24 апреля в районе Мысхако. Силы вермахта при плотной поддержке авиации пытались уничтожить группу войск 18-й армии. На небольшой десант немцы бросили 450 бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. Им противостояли 500 советских самолетов, в том числе 100 бомбардировщиков. Немецкой стороне удалось сохранить инициативу в воздухе, однако истребительная авиация Советского Союза смогла достичь главной задачи: помешать бомбардировщикам врага организованно наносить удары по боевым порядкам советских войск.

Второе крупное сражение произошло с 28 апреля по 10 мая над станицей Крымской. О его высокой интенсивности говорит тот факт, что за три часа наступления немецкая авиация совершила более полутора тысяч самолетовылетов. Последние крупные воздушные бои прошли с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской. Всего за время трех битв СССР потерял около 750 самолетов, Германия — около 1,1 тысячи. Воздушные сражения на Кубани оцениваются советской историей положительно — ввиду значительного подрыва воздушной мощи люфтваффе на всем фронте. Кроме того, советские летчики прошли отличную школу во время битвы за Кавказ, выработали ряд эффективных тактических схем, научились воевать в новых боевых порядках.

Прямой путь в камикадзе

Одним из крупнейших воздушных сражений на тихоокеанском театре Второй мировой войны стала Битва при Марианских островах 19-20 июня 1944 года. Пятый флот ВМС США вступил в бой с мощным авианосным соединением Императорского флота Японии, насчитывавшим девять "плавучих аэродромов". Американцы наступали силами 12 авианосцев. Тысяче палубных самолетов Штатов противостояли порядка 750 японских машин. Эту битву Императорский флот проиграл с "разгромным счетом".

За два дня американцы потеряли 123 самолета. Однако они уничтожили более 600 машин противника и потопили три авианосца. К такому печальному для японцев итогу привело техническое несовершенство их истребителей, а также низкий уровень подготовки экипажей. Огромные потери в авиации Японской империи уже не удалось восполнить. В октябре 1944-го, во время сражения в заливе Лейте, которое считается крупнейшей морской битвой в истории, четыре японских авианосца не могли вступить в бой только потому, что для них не было самолетов. Отчасти именно разгром на Марианских островах и острый дефицит в палубной авиации привели к созданию в японском флоте отрядов камикадзе.

"Черный вторник"

Ожесточенными воздушными сражениями запомнилась и Корейская война. Одно из своих самых крупных поражений американская стратегическая авиация потерпела 30 октября 1951 года от советских самолетов. В этот день, позже названный в США "Черным вторником", 21 тяжелый бомбардировщик B-29 Stratofortress в сопровождении 200 истребителей вылетел для нанесения ударов по аэродрому Намси. На перехват этой армады выдвинулись 44 советских МиГ-15.

Истребительный эскорт сильно отставал от бомбардировщиков, так как поднялся в воздух с опозданием. B-29 определенный этап маршрута летели с минимальным прикрытием. Этим и воспользовались советские асы. Двадцать две пары МиГ-15 в пикировании прошли сквозь редкий строй американских F-86 и атаковали стратегические бомбардировщики. В результате скоротечного боя были сбиты 12 "летающих крепостей" и четыре истребителя прикрытия. Оставшимся бомбардировщикам пришлось ретироваться. По свидетельству штурмана одного из В-29, который участвовал в этом налете и позднее попал в плен, на всех уцелевших от атаки МиГ-15 самолетах были убитые и раненые. Советская сторона потеряла в этом бою лишь один истребитель.

Двое против двадцати восьми

В одном из первых сражений войны Судного дня произошла воздушная стычка, в очередной раз доказавшая, что в небе численное превосходство далеко не всегда является гарантией победы. Шестого октября 1973 года 28 египетских МиГ-17 и МиГ-21 атаковали израильскую авиабазу Офира на Синайском полуострове недалеко от Шарм-эш-Шейха. На аэродроме в тот момент находилась лишь одна дежурная пара истребителей-перехватчиков F-4 Phantom II с экипажами — по пилоту и штурману в каждой машине. Израильским летчикам здорово помог тот факт, что истребители противника просто не восприняли их как значимую угрозу и начали бомбить взлетно-посадочные полосы и другую инфраструктуру базы.

Пара поднялась в воздух и сразу же навязала египетским самолетам маневренный ближний бой. Немалую помощь израильским летчикам оказал зенитно-ракетный комплекс MIM-23, развернутый на авиабазе. В ходе скоротечной шестиминутной стычки двум "Фантомам" удалось сбить от четырех до семи истребителей и продержаться до подхода подкрепления — четырех израильских "Миражей". После этого МиГи прекратили атаку и ушли в направлении гор. По мнению многих аналитиков, ахиллесовой пятой египетских самолетов в этом сражении была чрезмерная бомбовая нагрузка — их пилоты не рассчитывали встретить серьезное сопротивление со стороны авиации противника. Впрочем, египтяне нанесли немалый урон: они уничтожили РЛС аэродрома, а также добились не менее трех попаданий по взлетно-посадочным полосам.