Китайский народ всегда славился своим суеверием и серьезным отношениям к легендам и общепринятым традициям. Особенно это касается магии чисел, которую с древних времен уважают и даже слегка побаиваются, ведь ею можно управлять жизнью людей. Цифра 4 в Китае считается самой страшной. Благодаря такому отношению китайцев возник даже специальный термин «терафобия» — боязнь цифры 4.

В чем же причина такой боязни? Все просто. Суть в том, что цифра 4 в Китае звучит приблизительно также как слово «смерть». Четыре — 四 Sì, смерть — 死亡 Sǐwáng.

Даже различное написание и тон произношения не смогли уберечь цифру от такой ее печальной участи.

Чтобы стало более понятно, для китайцев четверка значит то же самое, что для нас число 13. Это дьявольское число, которое приносит сплошные неприятности и беды. Кстати, в плохое значение числа 13 в Китае не верят, однако в знак солидарности с европейскими туристами, китайцы также стараются не часто использовать это число.

Паника и страх, который сеет своим присутствием цифра 4 в Китае среди местного населения, привели к тому, что Правительству страны пришлось прибегнуть к изъятию этой цифры из всеобщего оборота. Приехав в Китай и поселившись в гостинице, вы не сможете найти в ней ни этажа, ни номера, подписанным цифрой четыре. Чаще всего персонал использует замену буквой F или же просто этаж или номер, который следует четвертым по порядку, подписывают пятым. Также применяется и подпись 3 «а».

Однозначно это делают не все, есть и лифты с цифрой 4, и этажи и номера домов, но самые суеверные все же стараются помнить о значении цифры 4. Совсем недавно в одном из отелей Китая мне пришлось на три раза пройди ооочень длинный коридор, разыскивая свой номер с цифрой «2034». Его просто не оказалось, за 2032 шел сразу 2036 (четная сторона).

Многие знают историю о том, что существовавшая больница под номером 4 чуть ли не прекратила свою деятельность, потому что пациенты отказывались проходить в ней лечение, объясняя свою позицию тем, что, соглашаясь переступить порог больницы с «опасным» номером, заведомо обрекали себя на смерть. В связи с этим больницу пришлось в срочном порядке переименовывать.

Несчастная цифра 4 в Китае, в конце концов, привела к тому, что в стране запретили и выдачу автомобильных номеров, содержащих эту магическую цифру. Дело в том, что почти все автомобилисты, кому «посчастливилось» получить регистрационный номер с четверкой отказывались его получать, напуганные тем, что могут в лучшем случае попасть в аварию на таком транспортном средстве или вообще погибнуть. Даже не смотря на всю бумажную волокиту, пересмотр оформления документов, неразбериху в регистрационных службах и огромные очереди там же, цифра 4 в Китае стала запрещенной.

Кстати, участь «несчастного» и «избегаемого» числа настигла не только четверку, но и все остальные сложные числа, которые ее содержат. Например, 14, 24, 54, 742 и т.п.

Как бы там ни было, как бы многим не хотелось верить в китайские древние суеверия, но статистику не обманешь. А говорит она о том, что чаще всего смертельные случаи в Китае происходят именно четвертого числа. Такие данные предоставляют американские социологи, проанализировав данные про смертность китайцев, проживающих на территории США. Суеверие это или выдумка? Вопрос остается открытым, однако статистика – наука точная, поэтому понять китайцев, которые со страхом относятся к цифре 4, очень даже можно.

Хотя даже не смотря на такие печальные данные, многие современные китайцы остаются хладнокровными по отношению к магической четверке. Даже учитывая тот факт, что в основе китайской нумерологии лежит даосизм – традиция, проверенная временем.

Добавлю еще то, что цифра 4 в Китае может иметь и положительное значение. Например, число 48 в дословном переводе звучит, как «смертельные деньги», однако обозначает «огромное богатство», которое заработано честным усердным трудом.

Верить в это суеверие или нет, это ваше лично дело, от себя добавлю, что наукой это явление не объясняется никак.

Если вы хотите знать больше о традициях и культуре Китая, быте и суевериях, и параллельно изучать китайский язык (или даже получить высшее образование), предлагаем ознакомиться с возможностями получения по программам длительных языковых курсов, бакалавриата и магистратуры.

Тетрафобия (от греческой τετράς- тетра, «четыре» и φόβος- Фобоса, «страх») является боязньюю числа 4. Это суеверие, наиболее распространенное в странах Восточной Азии.

Китайское «четыре» (四, пиньинь: sì, Jyutping: сеи 3), звучит очень похоже на слово «смерть» (死, пиньинь: sǐ, Jyutping: сеи 2), во многих диалектах китайского. Точно так же китайско-японское, китайско-корейское и китайско-вьетнамское четыре, ши (し, джапанийцы) и са (사, корейцы) звучат одинаково или идентично смерти на каждом языке.

Особая осторожность может быть предпринята во избежание появления или напоминания о номере 4 в повседневной жизни, особенно во время праздничных каникул или когда член семьи болен. Упоминание числа 4 вокруг нездорового родственника сильно избегается. Дать четыре из чего-то очень не рекомендуется. Лифты в азиатских кварталах часто пропускают 4-й или любой этаж, номер которого содержит цифру «4» (14, 24 и т. Д.). Военные самолеты и корабли также избегают числа 4 (например, южнокорейского и тайваньского флотов) из-за его крайне негативных коннотаций смерти.

Аналогично 14, 24, 42 и т. д. следует избегать из-за присутствия цифры 4 в этих числах. В данных странах такие номера этажей часто пропускаются в зданиях начиная от гостиниц и офисов, заканчивая квартирами и больницами. Столы №4, 14, 24, 42 и т. д. часто пропускаются в свадебных ужинах или других общественных мероприятиях в этих странах. Во многих жилых комплексах строительные блоки 4, 14, 24 и т. д. либо опускаются, либо заменяются на 3А, 13А и 23А. Избегание числа 4 практикуется в азиатских больницах. Tetraphobia может диктовать цены на недвижимость. Четыре удалили из названий улиц окрестностей, в результате чего дома стали более прибыльными. Точно так же здания с несколькими четверками могут пострадать от снижения цен до 30 000-50 000 долларов. Цифру также избегают в телефонных, идентификационных и других номерах, в том числе безопасности, визитных карточках, адресах и считается серьезным, поскольку они лично привязаны к человеку. Предоставление такого числа для азиатских лиц считается чрезвычайно оскорбительным и даже основанием для привлечения правоохранительных органов или возмездия. Это все из-за того, что оно легко воспринимается как угроза смерти и использовалось как таковое бандами, организованными преступными группами и убийцами.

Тетрафобия намного превосходит трискадекафобию (западные суеверия по поводу 13). Это даже пронизывает деловой мир в этих регионах Азии.

Наречие Небесной Империи - это тональный язык со сравнительно малым числом разрешенных слогов, что приводит к исключительно большому количеству фонетической двусмысленности. Многие из цифр являются звуковыми омонимами или близкими омофонами других слов и поэтому приобрели суеверные значения. Китайцы избегают телефонных номеров и адресов с четверками, особенно когда они объединены с другой цифрой, которая меняет смысл. Пример: «94» можно интерпретировать как мертвое в течение длительного времени.

Китайская Народная Республика делает бесплатное пользование числом 4 во многих военных обозначениях для оборудований Народно-освободительной армии, с примерами, включая Dongfeng-4 МБР, 094 атомная подводная лодка и 054A Фрегат, хотя практика запуска аэробусов с 5 способствует предположению, что они избегают стартовой цифры 4 для обозначения самолетов, так как Соединенные Штаты сторонятся использования номера 13 в таком контексте. В отличие от этого, военно-морские силы Китайской Республики (Тайвань) и Южной Кореи воздерживаются от использования 4 при назначении номера вымпелов на свои корабли.

В то время как в мандариновых регионах Китая 14 и 74 считаются более неудачными, чем 4 отдельно, поскольку 14 звучит так: «хочет или собирается умереть» (要死) и 74, как «обязательно уйдет в мир иной» или «скончается от гнева» (氣死).

Когда Пекин не получил заявку на проведение Олимпиады 2000 года, было высказано предположение, что причина, по которой Китай не проводил тендер на следующие игры в 2004 г., объясняется непопулярностью числа 4 в стране. Вместо этого, город ждал еще четыре года и в конечном счёте провел Олимпийские игры 2008, а восьмерка - счастливое число в китайской культуре.

В Гонконге

В этом городе некоторые апартаменты, такие как Vista Paradiso и The Arch, пропускают все этажи от 40 до 49, что составляет всего 40. Непосредственно над 39-м уровнем находится 50-й, который многих, кто не знает о тетрафобии вводит в заблуждение, полагая, что некоторые ярусы отсутствуют. Боязнь не является основной причиной, а скорее предлогом иметь квартиры на более высоком уровне, что повышает цену, потому они в гонконгских апартаментах обычно дороже. Для кантонских ораторов 14 и 24 считается более неудачливым, чем 4 отдельно, поскольку 14 (sahp sei) звучит как «обязательно скончается», и 24 (yih sei) произносится как «легко умереть».

В тех случаях, когда восточно-азиатская и западная культуры смешиваются, скажем, в Гонконге, в некоторых зданиях можно пропустить как 13-й, так и 14-й этажи, в результате чего двенадцатый предшествует пятнадцатому вместе со всеми остальными четырьмя. Таким образом, здание с сотней уровней фактически имеет всего семьдесят девять.

В Тайване

В этом государстве, не использующем номера домов, заканчивающиеся на 4, забывают иногда пропускать их на противоположной стороне, что часто приводит к тому, что два края улицы становятся все более синхронизированными по мере продвижения.

Из-за значительного населения и влияния китайской культуры, в данном регионе 4 также считается неудачным.

В зданиях Малайзии и Сингапура, где люди Небесной Империи имеют значительную долю в населении, где 25% малайзийцев и 75% сингапурцев являются китайцами, цифра 4 иногда пропущена.

Сингапурский оператор общественного транспорта SBS Transit опустил номерные знаки для нескольких своих машин, число которых заканчивается на «4», из-за этого, если транспорт зарегистрирован как SBS *** 3 *, SBS *** 4 * опускается и следующий оформленный автобус будет SBS *** 5 *. Обратите внимание, что это относится только к определенным из них, а не ко всем, и что конечная звездочка является буквой контрольной суммы, а не числом. Например, если машина зарегистрирована как SBS7533J, SBS7534G исключается, и следующая, подлежащая регистрации, будет SBS7535D.

Сингапурский оператор общественного транспорта SMRT опустил «4» в качестве первой цифры серийного номера вагонов поезда, а также услуги службы ночного видения SMRT Buses.

Кроме того, станция Samudera LRT была закрыта до 2017 года, поскольку код означает омоним «смерти». Платформа между Hillview и Beauty World также пропустила номер, который является центральной линией MRT.

Во Вьетнаме, китайско-вьетнамское «четыре» (TU) используется больше в формальном контексте, чем в повседневной жизни и ее произносимый звук явно отличается от слова «смерть» (TU). Chu Nom «BON» эквивалентно «TU» часто используется, поэтому число 4 трудно избежать. Несмотря на это, в прошлом вьетнамский народ нередко называл своих малышей «tư» или «tứ», что означает «четвертый ребенок, рожденный в семье».

В Южной Корее

Здесь тетрафобия менее экстремальна, номер 4 звучит как «смерть» и «умер» (사), и почти всегда пропускается в больницах, похоронных залах и подобных общественных зданиях. В других домах четвертый этаж иногда обозначается как «F» (четыре) вместо «4» в лифтах. Номера квартир, содержащие несколько вхождений числа 4 (например, 404), вероятно, устранятся до такой степени, что на стоимость имущества будет оказано неблагоприятное воздействие. Национальная железная дорога, Korail, оставила номер тягача 4444 при нумерации локомотивного класса с 4401 года. Некоторые из этих комбинаций считались более неудачными, чем отдельные 4, 14 звучит как «Время быть покойником»,간», 44 как «Умер» (사 망 및 사 망자).

В Стране восходящего солнца многие жилые дома и автостоянки пропускают 4. Отдельные гостиницы исключают 13-й этаж, похожий на некоторые западные отели. Существует также много словесных выражений, таких как 14 «Jūshi» - «Хватит смерти» (十 死), 24 или «ниши» - «двойная кончина» (ニ 死), 42 или шини - «гибель»(死 に), 43 или «шизан», известно как «мертворождение» (死産), 45 или «шиго» - «после успения»(死後). 9 также пропускается, особенно в больницах из-за звука «ку», связанного со словом «страдать» (「苦 し む」«курушиму»). Другой пример: 43 + 4 = 47 shizan shi Shuraudo, что означает «мертвый саван усопшего» (死産 死 被 い). Число 49 считается особенно неудачным, поскольку оно вызывает воспоминания о фразе «Страдать до смерти» (「死 Малый Пёсまで苦しむ」« Ши Nu сделал ку rushimu»).

В Канаде

В Ричмонд-Хилл, Онтарио, запретили номер четыре в домах в июне 2013 года; разработчики недвижимости в Ванкувере отказались от числа новых зданий до октября 2015, когда город запретил использование непоследовательных схем нумерации.

Примеры

Nokia

Программная платформа Symbian, применяемая финской телекоммуникационной компанией на своей Series 60, позволяет избежать выпусков начиная с 4, как когда это было EPOC и принадлежало Psion (отсутствовал Series 4 и 4-й выпуск S60).

Они сделали это «как вежливый жест азиатским клиентам».

Аналогичным образом, фирма не производила никаких продуктов под серией 4xxx, хотя некоторые из других товаров этого бренда содержат номер 4, такой как платформа Series 40 и Nokia 3410.

SaskTel

Когда региональный код 306 приближался к исчерпанию в 2011 году, Канадская комиссия по радио и телевидению первоначально предложила, чтобы новый код области составлял 474. Однако представители SaskTel попросили вместо этого изменить его на 699, чтобы избежать отрицательной коннотации 4 в азиатских культурах. 639 был впоследствии одобрен в качестве нового шифра района.

OnePlus

Этот китайский производитель выбрал назвать модель своего смартфона 3 и 3Т 5, избегая номер 4.

Исследование

British Medical Journal сообщают, что изучали статистику смертности в Соединенных Штатах в течение 25 лет. Они обнаружили, что в четвертый день месяца у азиатских людей на 13% процентов больше шансов умереть от сердечной недостаточности. В Калифорнии у восточных людей было на 27 % больше шансов умереть от сердечного приступа в этот день. Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, действительно ли психологический стресс, вызванный верой в это суеверие, может породить смертельные сердечные приступы и другие фатальные инциденты.

Упражнения на контроль и коррекцию правильной позы, осанки, походки

Упражнение «Контроль и коррекция осанки»

Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги соедините, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая. В ином случае (большой зазор) слабый брюшной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы укрепить мышцы спины и пресс, необходимо 2-3 раза в день (перед едой) вставать к стене так, как описано выше. Чтобы не было боль­шого зазора (больше 4 см) между стеной и поясницей, втяните живот, а если есть склонность сутулиться, согните руки так, чтобы пальцы рук касались плечей, а локти - туловища (при этом зазор между стеной и поясницей не должен увеличивать­ся). Упражнение выполняется 1-3 минуты. Дыхание свобод­ное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхи­вая по очереди руками и ногами. Затем пройдитесь с хорошей осанкой (как будто стоите у стены).

Упражнение «Вешалка»

Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи свободные, легкие (повторить 2-3 раза).

Упражнение «Контроль и коррекция позы»

Перед зеркалом примите позы, характерные для Вас; про­делайте различные движения (рук, ног, головы, тела), которые

свойственны Вам при общении. Проанализируйте особеннос- Т 0 своей осанки, жестов, положение корпуса - насколько они уместны, выразительны, эстетичны. Отметьте, над чем нужно п оработать, чтобы добиться эстетики позы.

Упражнение «Рабочая поза учителя»

Примите характерную для учителей позу на уроке (работай­те перед зеркалом). Ноги поставьте на расстоянии 12-15 см между носками, одну ногу выдвиньте вперед; сделайте упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Плечи расправь­те, снимите мышечное напряжение. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подборо­док приподнят. В руке - раскрытая книга.

Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, по­ложение тела). В принятой Вами позе сделайте шаг назад, по­том вперед, влево, вправо. Повторите эти же движения, но в процессе чтения, рассказа. Следите за ритмичностью Ваших движений, стремитесь к естественности мимики, жестов.

Упражнение «Точка опоры»

Попробуйте несколько раз сесть за стол и встать, сделав это бесшумно, легко, без опоры на руки.

Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие / Под ред. П. П. Шумского. Мозырь, 1997.

Упражнение 1. «Воспроизведи интонацию» Ведущий произносит фразу с характерной интонаций, за­тем указывает на какого-либо участника. Он должен повторить эту интонацию, но произнести другую фразу. Варианты фраз:



Ура! Привет! Угу!

Да; Ох-хо-хо;

Отставить!

Один, совсем один;

Ну, пожалуйста;

Мой, хороший!

Нет, никогда!

Проказник!

Мур-мур-мур;

Здравствуйте!

Оттенки: радости, грусти, удивления, безразличия, насту-пательности, робости, уверенного достоинства, уважения, иро­нии, страха, нежности, недовольства, восхищения, обиды, вы­сокомерия.

Упражнение 2. «Чувство и интонация»

На маленьких листочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции, первой пришедшей на ум. Каждый уча­стник делает это самостоятельно, не советуясь с соседом. За­тем листки бумаги собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Группа решает, какую фразу, строчку из стиха или обыч­ное предложение взять за основу дальнейших действий.

После этого участники игры по очереди произносят эту фразу с интонаций, соответствующей тому чувству, которое за­писано у них на листке бумаги. Произнеся фразу, игрок ждет, пока выскажут свои догадки все остальные, потом сообщает, какое чувство он вкладывал в интонацию.

Упражнения позволяют расширить диапазон интонацион­ной выразительности, а также помогают участникам обнару­жить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством.

Упражнение 3. «Фраза»

Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому - как черепаха; второму - как малень­кий ребенок; третьему - как робот; четвертому - как пулемет­ная очередь и т. д.

Обсуждение: Какой темп разговора в общении является самым выгодным?

Как это связано с конкретной ситуацией?

Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

Упражнение 4. «Различие интонации»

а) Произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть,
как влияет интонация на восприятие.

б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за
того, что сами не проявляют интереса к окружающим» - с
разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания,
пренебрежения и злости).

в) Произнести фразу: «Дело случая, будут ли у нас в жизни хо­
рошие друзья или нет», стараясь вызвать протест, интерес,
сожаление и т. д.

Обсуждение:

Роль интонации в достижении целей (принятие точки зре­ния, желание понять и продолжить разговор).

Одному участнику предлагается пересадить всех в соответ­ствии с тембром голоса. Каждый участник произносит «своим голосом» собственное имя. Прослушав эти голоса, ведущий должен рассадить всех, следуя принципу - от самого высокого голоса до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и корректирует расстановку участни­ков по тембру голоса.

Чаще всего не требуется большого количества эксперимен­тов, так как всем становится очевидно, что каждый «слышит по-своему».

Конструктивные и деструктивные формы влияния на слу­
шающего.

* Способы улучшения взаимопонимания.

в каком случае подойдет ребенок и почему. Делается вывод о значении интонации в невербальном общении.

Упражнение 6. «Пауза»

Каждому участнику по очереди предлагают сказать «люб­лю» с разной интонацией и проанализировать ощущения. За­тем произносится одна и та же фраза без пауз, быстро и с пауза­ми. Делается акцент на значении паузы в невербальном обще­нии.

Обращается внимание студентов на то, что интонация и па­уза, являясь средствами невербального общения, не могут ис­пользоваться без вербального общения, что еще раз говорит о взаимосвязи этих двух видов общения.

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методин. пособие для преподавателей. Новосибирск - М., 1997.

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1998.

1. Развитие восприятия различных видов интонации.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

а) знакомство с повествовательной интонацией;

в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

а) знакомство с вопросительной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по различению вопросительной интонации.

4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

а) знакомство с восклицательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

(А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка - Вывод прост:

Это значит - Точка.

Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

(Ф. Кривин)

Предложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

“Ты дрался, да?..

Ты что - немой?..

Ну что молчишь упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу:

“Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

2. Формирование интонационной выразитель ности речи.

В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

ау ои ауи аза усо и т. д.

у - беззвучная артикуляция - ау, ауи у - шепотное произнесение - ау, ауи у - тихое произнесение - ау, ауи у - громкое произнесение - ау, ауи и т. д.

А а А а А а

Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся

понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Это Маша.

Маша поет.

На улице ранняя весна. И т. д.

2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Маша пришла?

Маша пришла?

Маша поет песню?

Маша поет песню?

Маша поет песню? И т. д.

3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

Как Маша поет?

Когда он приедет?

Сколько в саду детей? И т. д.

4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

Какая она красавица!

Это же мама!

Доброе утро!

и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

и его сокращение:

Смотри! Начинай работу! И т. д.

В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем - самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

и его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

В дом лесной вернутся еж,

Ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь

(С. Маршак)

Скажи погромче Слово “гром” - Грохочет слово,

Словно гром.

(А. Барто)

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:

На пороге - морозы!

(Ю. Капотов)

В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона - Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

(Л. Мезинов)

(Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

§ познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: →. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка - точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Примерный текст:

Два цвета

Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически:

Для обозначения вопроса предлагается знак? Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Примерный текст:

Хомяк

Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.

Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

§ Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

§ Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

§ Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком!» Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

Чудак - восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

Примерный текст:

Самый важный

«Я самый важный! Я всех бужу», - говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу! - говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», - говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком. Примерный текст:

Сорока и мышь

Мышка-трусишка, ты треска боишься?

Ни крошечки не боюсь!

А громкого свиста?

Ни капельки не боюсь!

А страшного рева?

Нисколечки не боюсь!

А чего же ты боишься?

Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

§ последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

Ну, Весна, как дела? (высоко )

У меня уборка, (низко )

Для чего тебе метла? (высоко )

Снег мести с пригорка, (низко )

(О. Высотская)

Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко )

Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко )

Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко )

Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко )

Был сапожник? (высоко )

Был. (низко )

Шил сапожки? (высоко )

Шил. (низко )

Для кого сапожки? (высоко )

Для пушистой кошки, (низко )

Почему корова эта

Маленького роста? (высоко )

Это же - ребенок,

Это же - теленок, (низко )

(А. Шибаев)

8. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

Что же такое прекрасный голос ? Это свободный, яркий, льющийся голос, голос не хрипит и не сипит, виртуозное владение интонациями голоса, умение общаться и располагать к себе собеседника, хороший голос несет высокий уровень энергетики.

В общении с мужчиной говорите медленнее, ниже (слишком высокие тона голоса мужчины не понимают, не слышат, они их раздражают).

  • Гласные и согласные звуки –хорошая дикция.
  • Умение делать паузы.
  • Дыхание: умеете ли вы говорить на дыхании и владеете ли правильным дыханием.
  • Ударение: правильно ли вы ставите ударение в словах, во фразах.
  • Темп: можете ли вы владеть быстрым и медленным темпом голоса.
  • Ритм.
  • Интонация: насколько вы владеете различными интонациями.

Предлагаем комплекс упражнений на дыхание, которые помогают:

  • Вернуть голос, если вы ранее потеряли его;
  • Укрепить связки;
  • Избавиться от лор-заболеваний;
  • Сделать голос более глубоким, мягким, эластичным и ярким, чтобы он выходил из вас свободнее.


Если делать все упражнения правильно – дыхательная гимнастика заменяет занятия спортом. Т.е. физически вы будете уставать. Но если вы будете чувствовать себя расслабленными, значит, упражнения делаете неправильно.

Для детей эти упражнения тоже будут полезны (возраст детей строго после 5 лет – не перегружайте их голосовые связки!)

Основные правила этой гимнастики:

  • Плечи во время вдоха не поднимать. Плечи должны быть свободные.
  • Лучше делать перед зеркалом.
  • Вдох обязательно короткий, резкий и шумный. Он должен быть похож на «шмыг» носом. Плечи при этом не участвуют, работает только диафрагма. Делать 8 раз по 4 подхода каждое упражнение . После каждого подхода отдохнуть 5 секунд.
  • Этот легкий, короткий шмыг проникает в самую глубину наших легких, и легкие начинают хорошо работать, чистится весь организм, поднимаются ваши хронические заболевания. Если будет кашель, головокружение – это нормально.
  • Противопоказание: высокое давление. Начинайте слабо и только 1 подход.

Некоторые упражнения используются в «Дыхательной гимнастике Стрельниковой».

Упражнение №1 «Ладошки».

При резком вдохе (шмыге) сжимаем руки в кулаки, выдох тихий и небольшой.


Упражнение №2 «Погончики».

Стоя, руки вперед, пальцы растопыриваем и держим в напряжении. Делаем вдох/шмыг вниз.


Упражнение №3 «Насосик».

Движения вниз, словно мы держим насос в руках и накачиваем шины. Руки при этом свободны и расслаблены. Движение вниз – вдох/шмыг.


Упражнение №4 «Кошечка».

Исходное положение – стоя. Приседаем на поворотах и делаем хватательные движения руками, как кошка. На каждую сторону/поворот делаем резкий вдох/шмыг через нос.


Упражнение №5 «Обними плечи».

На шмыге мы себя закрываем, обнимаем плечи.

Упражнение №6. 2 в 1 «Нососик» + «Обними плечи».

Делаем насосик на шмыге, на втором шмыге – обнимаем плечи, немного отклоняясь назад.


Упражнение №7. «Повороты головой».

При выполнении этого упражнения плечи должны быть неподвижны. Шмыг на каждый поворот.


Упражнение №8 «Китайский болванчик».

Легкий наклон головы на каждый шмыг.


Наклоны головы вперед и назад на каждый шмыг. Назад сильно голову не запрокидываем. Увидели потолок – и хватит.


Упражнения на ноги.

  • Одна нога впереди, другая сзади. Получается, что мы приседаем на одну ногу и на другую. Две ноги сгибаются/приседают вместе, но корпус тела и центр тяжести переносится с одной ноги на другую. Переход с одной ноги на другую сопровождаем шмыгом. Затем меняем ноги и делаем 4 подхода на другую ногу. Расстояние между ног небольшое.


  • Упражнение «Рок-н-ролл». Одну ногу приподнимаем к локтю, при этом вторая слегка сгибается. Поднимаем ногу на каждый шмыг.


  • Делаем короткий шмыг, задерживаем дыхание. И на задержанном дыхании считаем восьмерками (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь). Выдох. Повторяем упражнение 8 раз по 4 подхода.

Упражнения на дикцию

Очень важно, что и как мы говорим. Чтобы нас было понятно и ясно слышно, помогает наш артикуляционный аппарат. Если мы им пользуемся правильно, и он у нас работает, тогда нас все понимают, нам легко говорить, и голос льется намного легче.

Но если артикуляционный аппарат очень вялый – страдает дикция. Предлагаем вам комплекс упражнений для работы с артикуляционным аппаратом.

Все упражнения делаем перед зеркалом, чтобы видеть свои ошибки, контролировать себя.

Каждое упражнение делать 10 раз и почаще. Первый результат вы увидите в течение недели – речь будет более четкой, ясной и приятной на слух.

  • Разогреем губы . Губы отвечают за четкость. Они держат звук. Причем так, как они направляют звук, так он и выходит. Это упражнение также для красоты вашего лица (рабочие мышцы и улучшается кровообращение), лицо будет более подтянуто.

Трубочка-улыбка-трубочка-улыбка…


Упражнение делаем активно, растягиваем улыбку до упора.

  • Делаем трубочку из губ и водим в стороны, влево и вправо.
  • Делаем круговые движения трубочкой по часовой стрелке, затем против часовой.
  • Натягиваем губы на зубы. Затем скатываемся и делаем как бы оскал. Повторили упражнение. Если вы под носиком почувствовали тепло, значит, упражнение делаете правильно, т.е. действительно разогревается артикуляционный аппарат. Если ничего не чувствуете, попробуйте делать упражнение более активно.


  • Упражнение для языка: покусывание языка, будто делаем отбивную. Покусали по бокам, пришла слюна, стало легче говорить, активизировалось кровообращение в языке, и голос сразу становится объемнее.


Бывает ситуации, когда вы говорите, у вас пересохло во рту, а водички попить рядом нет. Просто покусайте язычок, придет слюна, вам станет намного комфортнее разговаривать дальше.

  • Упражнение для языка: упираемся в левую, в правую щечку поочередно. Как бы толкаем язык, чтобы он вышел сквозь щеку. Упражнение предназначено для того, чтобы язык не был вялым и умел хорошо напрягаться.
  • Упражнение для языка: «Жало-Лопатка». Высовываем язык вперед и напрягаем его, затем расслабляем. Еще раз напрягаем и расслабляем.


  • Упражнение для нижней челюсти: чтобы челюсть свободно уходила вниз, и наш звук лился полноценно, со всем объемом, со всеми красками. Если у нас зажат голос, мы не сможем четко произносить гласные звуки, не донесем своих эмоций до собеседника (сексуально, интригующе, интересно, восторженно). Опускаем нижнюю челюсть и поворачиваем в сторону вправо-влево. Далее делаем упражнение по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Упражнение делаем аккуратно, чтобы не повредить челюсть. После упражнения делаем «полоскание» (надуваем щечки, как будто полощем зубы).


  • Упражнение для нижней челюсти: берем тыльную сторону ладошек и поглаживаем свои щечки. Вы увидите, насколько ваш рот может опуститься вниз. Например, проговорим фразу «Два сапога пара». Это упражнение можно делать до 30 раз или до того момента, как почувствуете, что ваша нижняя челюсть расслабилась.


  • Упражнение для лучшего звучания голоса. Работаем над гласными звуками (И, Э, А, О, У), они очень эмоциональные. Выдох-вдох через рот и тянем звук «И» на одном дыхании, насколько сможете (и-и-и-и…). Повторяем упражнение с остальными звуками в той последовательности, как написано выше.
  • Работает над согласными звуками. Звук «М» активизирует грудную часть тела и живот. Помычим на выдохе 3 раза (техника, как в предыдущем упражнении): тихо, средне и громко.
  • Звук «Р», чтобы голос звучал звонче и ярче. Техника выполнения та же. Давайте порычим снизу вверх (по нарастающей) и наоборот.

Упражнения на интонацию

Интонация очень важна, потому что когда мы говорим на одной ноте, наш голос звучит скучно, нас слушать неинтересно.

Всего известно более 100 различных интонаций в голосе человека. Но если вы будете владеть 10 интонациями и 10 эмоциями, это позволит вам быть яркими, конкурентноспособными и уверенными в себе.

  • Тон воина – это уверенный, руководящий тон голоса (например, тон учителя на уроке, начальника на работе). Он говорится твердо и очень уверенно. Таким тоном говорят о важных вещах.
  • Тон друга – более мягкий тон, звучание голоса выше. Звук добрый, мягкий, располагающий (как общение с друзьями).
  • Интонация старца – очень близка с другом, но старец говорит медленнее. Отсутствует эмоциональная окраска.
  • Интонация мудрец. Это тяжелый, низкий голос, почти шепотом. Каждое слово в нем очень важно. Паузы после каждого слова.


Находите новые для себя интонации и тренируйте дома. Не забывайте повторять блоки на тренировку вашего дыхания, дикции и интонации.