ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

(Игровые приемы в работе со старшими дошкольниками)

Важным атрибутом грамотного человека, наряду с другими, является его речь при условии, что она отличается четкостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью, поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребенка речи начиная с самого раннего возраста.

Интонация - это единство взаимосвязанных составляющих: мелодики, интенсивности и темпа речи и тембра произнесения. Вместе с ударением интонация образует так называемую просодическую систему языка, а среди ее компонентов важное место занимают паузы , несущие значительную смысловую нагрузку высказывания.

Многие практикующие школьные педагоги отмечают: использование интонационных навыков, сформированных в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, ее грамматическими структурами. Поэтому весьма важно помочь детям еще в дошкольном возрасте научиться оформлять свою речь интонационно правильно.
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. В то же время педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. В большинстве случаев это связано с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа : сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.

Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Желательно объяснить дошкольникам, что интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.
После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных
интонационных компонентов:

Темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);
- ритма (чередование ударных слогов);
- тембра (эмоциональная окраска голоса);
- логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова).

Первый этап

Мелодика. Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) и показа ее значимости можно использовать такой прием, как “рассказ проблемной истории”: “Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты”. (Утверждение, тон голоса понижается.) После паузы спросить: “Почему вы мне ничего не ответили?” Предположительный ответ детей: “Вы нас не спрашивали!” - “Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?” - “Да, конечно!” - “Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?” Скорее всего, дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.
Педагог объясняет, что человеческий голос может изменяться - “подниматься и спускаться с горки” (при работе со старшими дошкольниками можно ввести термины “голос повышается” “голос понижается”).
При объяснении следует использовать наглядный материал: карточки, на которых повышение мелодики будет обозначено стрелкой, направленной косо вверх, а понижение мелодики - стрелкой, направленной косо вниз.
Эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.
Речевым материалом могут служить:
- серии звуков и слогов
А_У_И_А_ и А_У_И_А_

О_И_А_У_ и О_И_А_У_

А_У_ И_А_ и А_У_ И_А_

О_И_ А_У_ и О_И_ А_У_

ТА_ТА_ТА_ ТА_ТА_ТА_ ТА_ТА_ ТА_ТА_ ТА_ТА_ ТА_ТА_

Повествовательные предложения - произносятся спокойным голосом, к концу предложения ровно понижающимся (На поляне зреет земляника. После дождя появилась радуга.);
- вопросительные предложения - слово, содержащее вопрос, произносится высоким голосом, к концу предложения мелодика понижается (Кто разлил молоко? Андрей пришел из школы?);
- восклицательные предложения с так называемой оценочной интонацией - произносятся с повышением мелодики (Как красиво осенью! Как страшно в темноте!);
Темп. При развитии восприятия этого интонационного компонента может возникнуть необходимость провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями “быстро”, “медленно”, “умеренно”. Сначала вводятся контрастные образцы темпа: “быстро” и “медленно”, после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты

“Точка”

(игра проводится со старшими дошкольниками на занятиях по подготовке к обучению грамоте)

Цель. Знакомство со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия
понижения основного тона.
Материал. Листы бумаги в клетку, фломастер - по количеству детей.
Описание. Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: “Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо” (С. Маршак).
Затем детям зачитывают различные тексты и дают задание поставить на листе бумаги столько точек, сколько повествовательных предложений они отметили.

“Вопрос-ответ”

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.
Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака - по количеству детей.
Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга “точки’ другая - “вопросительные знаки”. Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки.
Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительньх предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: “Кошка поймала мышку?” - “Кошка поймала мышку”.

“Барабанщик”

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Материал. “Барабанчики” - осязательные “коврики” размером 18х25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих “барабанчиках” отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

“Осенние листочки”

Цель. Формировать представление о темпе (“быстро”, “умеренно”, “медленно”).
Материал. Красные (“медленно”), желтые (“умеренно”) и зеленые (“быстро”) кружки.
Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Ритм.

Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий, произносимых педагогом (Та-та-Тата, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т. д.), затем стихотворений, имеющих двухсложную (ямб, хорей}1 ил и трехсложную (дактиль) ритмическую структуру. Ритм может задаваться педагогом в виде хлопков, ударов в барабан, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений и т. д.

Тембр.

Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.

При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы. Следует учитывать, что анализ отдельных фраз более сложен, чем анализ фраз в контексте.

Также используются “проблемные речевые истории’ связанные с сюжетами литературных произведений или личным опытом детей. Такие “истории” должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет, подробное описание обстоятельств (что позволит ребенку ярко и четко представить себя на месте ее героев), но не содержать экспрессивно-эмоциональной лексики, которая могла бы послужить подсказкой. При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: “Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму), которая больше всего подходит к рассказу”. Приведем примеры “проблемных речевых историй”.

“Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и папа много работают, и им некогда. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка пошли в зоопарк”. (Радость.)

“Винни-Пух сидел дома и ел свой любимый мед. Но откуда ни возьмись появилась пчела и стала громко жужжать. Пчела садилась Винни-Пуху на голову, на нос, на горшок с медом. Теперь он не мог спокойно есть. Винни-Пух бросился за ней с газетой. Ударил с размаху, горшок с медом покачнулся, упал со стола на пол и разбился. А пчела улетела...”. (Раздражение, гнев.)

Логическое ударение.

Работа начинается со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более громкого и напряженного его произнесения и.4и тихого и растянутого). дошкольникам объясняют: те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.
При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. При выполнении упражнений следует:

· прослушать речевой материал и назвать слово-носитель логического ударения, объяснить, почему это слово выделено;

· прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении, услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т. д.); объяснить, почему это слово выделено;

· прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении выбрать из набора картинок и показать ту, которая изображает слово-носитель логического ударения; объяснить, почему это слово выделено.

Например, педагог произносит фразу “Снегири клюют рябину” и организует ее анализ:
- Какое слово я выделила как самое важное? Да, я сообщила вам, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.
- Послушайте, как я скажу теперь: “Снегири клюют рябину”. Что я уточнила о снегирях? (Что они клюют, а не сидят или летают.) Как я произнесла важное по смыслу слово? (Вы сказали это слово громко.) да, а еще можно сказать тихо и растянуто, вот так: “Снегири клюют рябину”.
- Послушайте еще раз: “Снегири клюют рябину”. Что я теперь уточнила о снегирях? (Они питаются рябиной, а не зерном или крошками хлеба.) Как я выделила. важное слово? (Произнесли его растянуто.) А как еще можно выделить? (Произнести его громко.) Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не спугнуть снегирей.

Как видно из этого примера, при затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма
“Язычки-дразнилки”
Цель.
Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).
Материал. Игрушки “язычки” - индивидуально на каждого ребенка.
Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Тата-та-та-та-Та-та-Та... дети, выдел ин акцентированный слог, должны один раз подуть в “язычок”. Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.

“Забияки-петушки”
Цель.
Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
Материал. Шапочки петухов - для каждого ребенка.
Описание. Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

“Кегли и мячи”
Цель.

Материал. “Кегли” и “мячи”, вырезанные из картона, фанеры или пластика.
Описание.
1-й вариант.
Объяснив детям, что “кегли” (К) обозначают сильные удары, а “мячи” (м) - слабые, педагог на доске с помощью магнитов прикрепляет их в определенной последовательности, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер), или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер), или КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер).
дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.
Усложнение. Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмического рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. В этом случае целесообразно проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи.
2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с равномерно повторяющимся акцентом, например: Та-та-Та-та-Та - та... или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают “мячи” и “кегли” в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.
“Узоры”
Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.
Материал. Детская мозаика - на каждого ребенка.
Описание.
1-й вариант.
Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.
Усложнение. Взросл ы й вы клады вает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.
2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра
“Кто боится прививки?”
Цель.
Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.
Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: “Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь” с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос “Кто боится прививки?”
“Угадай-ка” Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Описание. Педагог произносит фразы радостн ым, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.
Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения
“Слушай, думай, называй”
Цель.
Формировать навыки восприятия логического ударения.
Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).
“Найди важное слово”
Цель.
Формировать навыки восприятия логического ударения.

1-й вариант.
Материал.
Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.
Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.
Например: “девочка играет в мяч”. дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.
2-й вариант.
Материал.
Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок - по количеству детей.
Описание. Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения.
Рыбке рак - ни друг, ни враг.
Рыбке врядли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
(В. Лунпн.)

Второй этап

Мелодика. Формирование навыков воспроизведения мелодики начинается с повторения за педагогом серий слогов, фраз. Позднее предлагается произносить слоги и фразы без образца (используются изображённые на карточках стрелки или приём дирижирования - см. первый этап работы).
Выполнение таких заданий органично вплетается в структуру занятий по развитию речи. Например, при автоматизации произношения звука {р] можно провести игру «Тигрята» .

Д ети-тигрята разговаривают с мамой-тигрицей (педагогом) на тигрином языке:

Рароры? - спрашивает мама.
- Рароры, - отвечают дети.
- Рароры? - спрашивают дети.
- Рароры, -- отвечает мама.
Потом можно предложить игры, в которых квазислова (слогосочетания, лишённые смысла) заменены на словосочетания и фразы. Так в игровой форме педагог не только закрепляет правильное произношение звуков, но и, задавая образцы мелодических рисунков фраз, формирует навыки воспроизведения мелодики с понижением или повышением основного тона.
Темп. Формирование умений и навыков произвольно изменять темп своей речи основывается на опыте восприятия и различения образцов речевого темпа, приобретённого детьми на первом этапе работы. Сначала даются задания, в которых регулятором темпа речи являются какие-либо действия или звуки (на этой стадии лучше использовать автоматизированные речевые формулы: пересчёт от 1 до 5 или 10, перечисление дней недели и т. д.). Например, педагог ударяет в бубен, изменяя темп ударов от медленного к быстрому. Одновременно дети считают удары в соответствии с заданным темпом. В дальнейшем ребёнок повторяет речевой образец, заданный в определённом темпе.

Более сложным для дошкольников будет проговаривание фраз без образца, но в соответствии с инструкцией: «Расскажи потешку (скороговорку) быстро (медленно)». Навык закрепляется в играх-упражнениях на соподчинение темпа движений и темпа речи («Поехали, поехали» и др.).

Наибольшие трудности дети испытывают, как правило, при изменении темпа речи от замедленного к убыстрённому (или наоборот) в одном речевом отрезке. Вспомогательными средствами для формирования этого навыка могут являться наглядные опоры. Например, педагог выкладывает в ряд одинаковые геометрические фигуры на разном расстоянии одну от другой. Ребёнку предлагается, проговаривая фразы, на каждом слове последовательно закрывать фигуры ладонью. Если фигуры расположены близко одна к другой, текст произносится в быстром темпе, если далеко – в медленном.

Ритм. Работа по формированию навыка передачи длительности и краткости произнесения слогов, которые на схемах обозначаются длинными и короткими полосками бумаги. Так, дети, ведя пальцем по длинной полоске, тянут слоги длительно; ставя палец на короткую полоску, произносят слог кратко, отрывисто (см. игру «Дорожки»). для формирования этого навыка также можно использовать «двигательное моделирование»: длинный слог обозначается разведением рук в стороны, короткий - хлопком над головой.
Постепенно необходимость использования вспомогательных средств (зрительно-наглядных схем, приёма дирижирования) отпадает.

Тембр. Суть работы по формированию навыков воспроизведения тембра заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т. п. Вначале дети повторяют речевые образцы за педагогом хором и индивидуально. В дальнейшем они выполняют упражнения без образца. Используется тот же наглядный материал, что и на первом этапе работы. Педагог показывает картинки или пиктограммы с изображением лиц людей в том или ином эмоциональном состоянии и просит произнести одну (заранее выбранную) фразу голосом каждого персонажа.

Логическое ударение. Формирование навыка использования логического ударения в собственной речи основывается на его выделении в речи собеседника и складывается из таких составляющих, как умение самостоятельно определить слово, которое следует выделить, так как оно несёт большую смысловую нагрузку, и владение способами его выделения: произнести громче или тише, растянуто.
Работа начинается с отработки способов выделения слов-носителей логического ударения с опорой на речевой образец педагога и должна проводиться последовательно с учётом фонетической и грамматической сложности речевого материала: сначала словосочетаниях, затем в простых распространённых двухсоставных предложениях. 3акрепляются полученные навыки в играх, предполагающих самостоятельную речь детей: «Кто в каком домике живёт?», «Что купили в магазине?», «Построения» (проводятся в вопросно-ответной форме). Вопрос педагога ориентирует ребёнка на выбор слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогает определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным по смыслу.
Основным средством синтеза всех приобретённых навыков является разучивание диалогов, состоящих из коротких реплик, насыщенных экспрессией, и инсценировка сказок и рассказов.

Игры-упражнения

«Что с чем?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.
Материал. Любые предметы быта (ключ, лейка, тарелка и др.).
Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т. д. Вызванный ребёнок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением: «Суп едят из тарелки», «Цветы поливают из лейки».

«Дорожки»

Цель. Закреплять умение трансформировать зрительно-наглядные схемы в звуковые ритмы и наоборот.
Материал и оборудование. Изготовленные из бархатной бумаги прямоугольники (3х8 см) и квадраты (3х3 см) с приклеенными к обратной стороне кусочками липучки; осязательные коврики (10х40 см) из коврового покрытия.
Педагог на доске выкладывает схему ритмических рисунков, в которой прямоугольниками обозначены «длинные» звуки (половинные, четвертные), а квадратами - «короткие» звуки (восьмые). Дети моделируют эту последовательность на своих ковриках. Затем педагог вместе с детьми пропевает заданный ритмический рисунок на любой гласный звук.
Важно, чтобы пение ребёнка подкреплялось движением руки по получившейся цепочке прямоугольников и квадратов: ведя пальцем по прямоугольнику, рёбёнок тянет звук; ставя палец на квадрат - произносит звук кратко.

«Кто в каком домике живёт?»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.
Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т. д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.

Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Программные требования к звуковой культуре речи, в которую входит интонационная выразительность речи, можно представить следующим образом: овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего, он усваивает линейные звуковые единицы, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.

Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха. Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст. Для этого следует чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, пояснительной интонации. Именно эти умения необходимы ребенку для построения связного высказывания разных типов повествования, описания, рассуждения, так как каждый из них требует разного интонационного оформления.

Развивая звуковую сторону речи, воспитатель учит ребенка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания и от слушателей. Громкость речи должна быть уместной, скорость должна соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания. Важным показателем хорошей, правильной речи является плавность изложения.

Упражнения, которые проводят с детьми, развивают чувство рифмы и ритма, формируют четкую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения. Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости упражнений, систематичности.

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка).

Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

В настоящее время существуют различные подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, а также авторские методики формирования интонационной стороны речи детей в общей и специальной педагогике.

Вопросы обучения средствам выразительности устной речи, формирования интонационных компонентов речи описываются в работах Османовой Г. А. и Поздняковой Л. А., Шевцовой Е. Е. и Забродиной Л. В., Артемова В. А., Артемовой Е.Э., Лопатиной Л.В., Ушаковой О.С. и Струниной Е.М., Кондратенко И.Ю. и др.

В пособии О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной «Методика развития речи детей дошкольного возраста» представлены все основные аспекты речевой работы. В основу предлагаемой в пособии методики положены научные теории и взгляды психолога и лингвиста Ф.А.Сохина. Ученый считал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике «зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком: развивается речь ребёнка на основе подражания речи взрослых, её заимствования и воспроизведения». Существенную роль здесь также играют явно «неподражательные» элементы – обобщение языковых и речевых явлений и их осознание , которое может формироваться как неосознаваемое обобщение, как «чувство языка». При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенка языка.

Пособие предлагает методику воспитания звуковой культуры речи, конспекты, речевые игры и упражнения, которые можно проводить со всей группой, отдельными подгруппами детей и индивидуально с каждым ребенком. В подготовительной группе для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно). Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно и правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания. В работе над дикцией, развитием голосового аппарата широко используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым. Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают глубже понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают интонационную выразительность речи ребенка, но и готовят его к восприятию поэтической речи.

В методическом пособии Г. А. Османовой и Л. А. Поздняковой «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» представлены рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у детей. Предложены игры и задания, позволяющие организовать педагогическую работу по следующим направлениям:

  • развитие речевого слуха (восприятия изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи);
  • развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма;
  • развитие фонационного (речевого) дыхания;
  • координация дыхания, голосообразования и артикуляции;
  • развитие мимики и выразительности движений;
  • развитие способности понимать и передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;
  • развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;
  • развитие восприятия и воспроизведения ударения;
  • формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;
  • совершенствование темпоритмической организации высказываний;
  • развитие умения произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения.

Материал в пособии расположен по видам работы и соотнесен с лексическими темами, используемыми для развития речи дошкольников на занятиях в подготовительной группе детского сада. При организации занятий учитывается, что эффективность работы по развитию интонационной выразительности речи дошкольников обеспечивается, прежде всего, её комплексностью. На протяжении обучения игры и занятия варьируются и постепенно усложняются, в соответствии с возрастающими произносительными возможностями детей и особенностями онтогенеза речи.

В играх для развития восприятия и понимания эмоций и интонации тона высказывания применяются специальные символы – пиктограммы , символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев, страх, удивление. В ходе игр дошкольники «проживают» различные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживании, происходит расширение круга понимаемых эмоций.

В пособии большое внимание уделяется закреплению общих речевых навыков и умений детей произвольно использовать средства интонационной выразительности в связной речи. В книге предложены упражнения на основе интонационно-смыслового анализа небольших текстов, рассказов по серии картинок, сказок, а также необходимый наглядный материал (предметные и сюжетные картинки). Последнее задание в каждой лексической теме посвящено закреплению общих речевых навыков детей на материале авторских и русских сказок . Такая работа способствует не только формированию интонационной выразительности речи, но и расширению представлений детей об окружающем мире, развитию воображения, образного мышления, раскрытию творческого потенциала дошкольников.

Авторы учебного пособия «Технологии формирования интонационной стороны речи» Е.Е. Шевцова и Л.В. Забродина предлагают практические упражнения и задания, речевой материал по формированию навыков интонационно-мелодической выразительности речи.

1. Дыхательная гимнастика :

Упражнения для воспитания навыков правильного вдоха и выдоха;

Упражнения для воспитания навыков полного выдоха;

Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом;

Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями;

Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога – «встречное дирижирование»).

Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, согласование процессов дыхания и голосоведения. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

2. Артикуляционно-мимическая гимнастика (упражнения для мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц) помогает создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; снять напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса;

Интонационные упражнения.

4. Ритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование дикционных навыков.

5. Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизации речи . Мягкий тип голосообразования (голосовой атаки) – дыхание и включение в работу голосовых складок происходит одномоментно, что обеспечивает интонационную точность, и спокойное, плавное, без толчков и придыхания, начало звука. Предлагается проговаривать фразы и предложения, где гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).

6. Формирование темпоритмической организации речи (чтение пословиц, поговорок, чистоговорок; согласование речи с плавным движением кисти ведущей руки).

Предлагаемая система методических приемов И.Ю. Кондратенко содержит материал, представляющий интерес для педагогов, заинтересованных в совершенствовании работы по формированию интонационной выразительности речи на основе интеграции лексических средств, интонационной стороны речи и паралингвистических компонентов в процессе игровой деятельности.

Разработанный алгоритм работы включает в себя следующие этапы:

Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту;

Развитие паралингвистических средств общения;

Формирование интонационной стороны речи;

Формирование эмоциональной лексики;

Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

Содержание работы по формированию интонационной стороны речи направлено на формирование воспроизведения ритма речи, восприятие выразительности речи, умение пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи. Подготавливают и развивают восприятие интонационной выразительности специальные ритмические упражнения. Формирование восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности (детям предлагается послушать сказку или рассказ). На этом этапе проводятся также игры, в которых детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, но произнесенную с различными эмоциональными оттенками. При этом описываются разнообразные ситуации, предшествующие прослушанной фразе.

На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи применяется комплекс специальных приемов (отработка интонации на материале эмоциональных междометий на материале стихов). Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений, коротких рассказов, историй, стихов, сказок. При выполнении всех упражнений используются средства паралингвистического выражения эмоций: мимика, жесты, пантомимика. Дети выполняют задания, требующие произнесения той или иной фразы с определенной целевой установкой словесного действия. В последующей работе используются диалоги, игры-инсценировки, стихи, рассказы, сказки, разыгрываемые по ролям.

В задачи изучения и уточнения эмоциональных состояний входят: изучения и уточнения эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления в беседах с детьми. Развитие паралингвистических средств общения осуществляется в процессе решения следующих задач: научить различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов.

При рассмотрении подходов в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста заслуживают пристального внимания методические пособия специалистов коррекционной педагогики, поскольку в массовых группах ДОУ всё чаще встречаются воспитанники с различными нарушениями речи. В этом контексте представляет интерес методика Лопатиной Л.В., Поздняковой Л.А. «Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников», в основе которой лежат современные лингвистические представления об интонации, а также особенности интонационной структуры предложений в речи детей с речевыми нарушениями. Предлагаемый материал составлен с учетом возрастных особенностей дошкольников на выразительном материале, повышающем интерес и побуждающим интерес ребенка к активной и познавательной, творческой и игровой деятельности.

Работа по развитию просодических компонентов речи включает в себя вербальные и невербальные тренинги.

  • Невербальные тренинги.

1. Работа по формированию мелкой моторики.

2. Работа над ритмом.

3. Работа над развитием мимики.

  • Вербальные тренинги.

1. Ритмические минутки.

2. Медленные стихи.

3. Подбор рифмы.

4. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.

6. Работа над интонацией.

Работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап – формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи:

- формирование общих представлений о выразительности речи;

- знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения;

- знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения;

- знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения;

- дифференциация интонационных структур предложений в импрессивной речи.

2 этап – формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи:

- работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения (работа над ритмикой слова; отработка интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении);

- работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения (отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова; отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом);

Работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения (отработка восклицательной интонации на материале междометий; отработка интонационной конструкции, выражающей обращение, требование, восклицание; закрепление восклицательной интонации).

Известно, что примерно до 10 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Р азвитие звуковой культуры речи основывается не только на нормальном функционировании универсальных физиологических основ производства речи, но и на эмоциональном переживании. Речь не является отдельной обособленной функцией. Её правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. При таком подходе происходит слияние логического и образного мышления; рационального и эмоционального. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживания. Для развития выразительной стороны речи необходимы такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. И здесь широки возможности артпедагогики и арттерапии .

Артпедагогика (художественная педагогика) – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса художественного развития дошкольников и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую) (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, 2001 г.).

В практике дошкольных образовательных учреждений знакомые всем понятия – игра, игрушка, кукла, сказка, изобразительная деятельность, песок, музыка – всё чаще употребляются в непривычных словосочетаниях со словом «терапия». Это множество подходов относится к методу арттерапии. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Творчество естественно вплетается в жизнь ребёнка, являясь неотъемлемой частью его развития. Ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого творческого процесса. Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает воспитателю и в такой области, как развитие звуковой культуры речи.

Из всех направлений артпедагогики наибольшими возможностями многогранного воздействия на ребенка обладает театр. В дошкольных учреждениях театрализованная деятельность занимает особое место, ценность ее состоит в том, что она создает пространство свободы, творческого самовыражения, сотворение своего образа самыми доступными для ребенка способами: движением, мимикой, жестом, интонацией (Маханева М.А., 2007).

Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона. Решение этой задачи возможно посредством включения ребенка в театрализованную деятельность, которая способствует развитию гибкости детского голоса. Она помогает снять напряженность, зажатость мышц у детей, помогает научиться владеть своим телом (пантомимикой), мимикой. При правильной организации театрализованной деятельности создается естественная речевая среда, что способствует общему развитию языка, интонационной выразительности речи.

Театрализованная деятельность включается в естественный ход педагогического процесса в ДОУ и осуществляется в рамках работы по образовательной области «Чтение художественной литературы», а также во второй половине дня в ходе индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в театральном кружке. В методических рекомендациях по развитию интонационной выразительности речи в рамках театрализованной деятельности выделяются два направления работы: 1) культура и техника речи; 2) театральная игра.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, ее выразительность. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Эстетические переживания в ходе театрализованной деятельности помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью различных средств выразительности, в том числе интонационной.

Приемы сказкотерапии помогают разнообразить занятия и сделать процесс изучения программы более эффективным и интересным ребенку. Возможности сказкотерапии уникальны в педагогической работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказка содержит много диалогов, рифмовок, различный ритмический рисунок, легко запоминается, поэтому может легко воспроизводиться детьми, что позволяет усиленно работать над интонацией.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:

  • активность - от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  • самостоятельность - от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  • творчество - от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  • эмоциональность - от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  • произвольность - от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  • связную речь - от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Выделяются три этапа работы с дошкольниками с применением сказкотерапии.

I этап - познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа (ведущий метод - словесная режиссерская игра).

II этап - словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка (ведущий метод - словесное комментирование).

III этап - выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова (ведущий метод - совместная импровизация, в которой педагог предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети). Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

В настоящее время достаточно полно представлены рекомендации по использованию малых фольклорных форм в процессе развития интонационной выразительности речи дошкольников, в то время как практически отсутствуют методические разработки по использованию сказок как средства развития интонации. Поэтому существующие методические рекомендации специалистов по сказкотерапии представляются очевидными в практике использования сказки в развитии интонационных компонентов речи детей.

Таким образом, нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами.

Список литературы

  1. Алексеенко В. В., Лощинина Я. И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2 – 7 лет. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ, XXI век», 2008. – 218 с.
  2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями/Монография – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
  3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
  4. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319, с.: ил. - (Высшая школа).
  5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мозаика-Синтез, 2006. - 72 с.
  6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие /сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс. 2005. – 224 с.
  7. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 64 с.
  8. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. – СПб.: Детство – Пресс, 2007.
  9. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.
  10. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб., Речь, 2008. - 240 с.
  11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие./ Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.
  12. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2006. – 151 с.
  13. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  14. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.
  15. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка /Под ред. А. К. Колеченко. – Спб.: Речь, 2007. – 296 с.
  16. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 204. – 287 с.
  17. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222, с. -(Высшая школа).
  18. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  19. Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с. – (детский сад с любовью).

1. Развитие восприятия различных видов интонации.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

а) знакомство с повествовательной интонацией;

в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

а) знакомство с вопросительной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по различению вопросительной интонации.

4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

а) знакомство с восклицательной интонацией;

б) определение картинки-символа;

в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

Восклицательный знак

Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны!

(А. Тетивкин)

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак.

(А. Тетивкин)

Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка - Вывод прост:

Это значит - Точка.

Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

(Ф. Кривин)

Предложения бывают:

1. Вопросительные

Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

“Ты дрался, да?..

Ты что - немой?..

Ну что молчишь упрямо?”

2. Повествовательные

Повествовать придется мне, И я скажу:

“Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

3. Восклицательные

Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

“Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

(Ф. Кривин)

2. Формирование интонационной выразитель ности речи.

В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

ау ои ауи аза усо и т. д.

у - беззвучная артикуляция - ау, ауи у - шепотное произнесение - ау, ауи у - тихое произнесение - ау, ауи у - громкое произнесение - ау, ауи и т. д.

А а А а А а

Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся

понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Это Маша.

Маша поет.

На улице ранняя весна. И т. д.

2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

Маша пришла?

Маша пришла?

Маша поет песню?

Маша поет песню?

Маша поет песню? И т. д.

3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

Как Маша поет?

Когда он приедет?

Сколько в саду детей? И т. д.

4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

Какая она красавица!

Это же мама!

Доброе утро!

и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

и его сокращение:

Смотри! Начинай работу! И т. д.

В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем - самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

и его ежиха.

Серый еж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

В дом лесной вернутся еж,

Ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь

(С. Маршак)

Скажи погромче Слово “гром” - Грохочет слово,

Словно гром.

(А. Барто)

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:

На пороге - морозы!

(Ю. Капотов)

В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона - Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

(Л. Мезинов)

(Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

§ познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз - без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: →. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка - точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Примерный текст:

Два цвета

Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца. Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие собаки и красные зайцы?» Но у Саши было только два карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и синюю сумку.

Затем детям предлагаются различные тексты и дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически:

Для обозначения вопроса предлагается знак? Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Примерный текст:

Хомяк

Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.

Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

§ Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

§ Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

§ Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!) И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать вот таким знаком!» Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

Чудак - восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

Примерный текст:

Самый важный

«Я самый важный! Я всех бужу», - говорил будильник. «Я важнее! Всех вожу! - говорил автобус. «А я важнее вас! Я построил этот дом», - говорил подъемный кран. Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало: «Мне сверху все видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!»

Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком. Примерный текст:

Сорока и мышь

Мышка-трусишка, ты треска боишься?

Ни крошечки не боюсь!

А громкого свиста?

Ни капельки не боюсь!

А страшного рева?

Нисколечки не боюсь!

А чего же ты боишься?

Да тихого шороха.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

§ формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;

§ последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

Ну, Весна, как дела? (высоко )

У меня уборка, (низко )

Для чего тебе метла? (высоко )

Снег мести с пригорка, (низко )

(О. Высотская)

Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко )

Это наш озорной

Непоседа-мячик, (низко )

Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко )

Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко )

Был сапожник? (высоко )

Был. (низко )

Шил сапожки? (высоко )

Шил. (низко )

Для кого сапожки? (высоко )

Для пушистой кошки, (низко )

Почему корова эта

Маленького роста? (высоко )

Это же - ребенок,

Это же - теленок, (низко )

(А. Шибаев)

8. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.

Старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Жилин, Г.Г. Кравцов, и др.) .

В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Л.С. Выготский и др.).

При достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность .

Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи (Е.Э. Артемова, Н.С. Жукова др.) .

Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и в художественной. Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Широкое влияние, которое оказывает выразительность на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видах творческой деятельности, обусловливает необходимость исследования факторов и средств формирования выразительности речи в старшем дошкольном возрасте.

Л.С. Выготский подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром, и являются средствами открытия для субъекта наиболее существенных сторон окружающей действительности. Кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его важным каналом духовного формирования личности .

Ограниченные интонационные возможности дошкольников характеризуются рядом особенностей:

  • · недостаточная модуляция голоса по силе и высоте;
  • · нарушения координации движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;
  • · нарушения дыхательной функции: ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта;
  • · трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
  • · нарушения мелодического компонента интонации;
  • · нарушения темпо-ритмической организации высказывания.

Если речь у детей неразвита или плохо развита, то страдают такие психические процессы как: внимание, память, восприятие и, самое главное, логическое мышление. Следовательно, необходимо развивать у детей дошкольного возраста развития навыки общения. Очень важно, чтобы ребенок умел владеть голосом, интонацией, умел модулировать голос в зависимости от обстановки, в которой он находится, будь то общение с взрослыми, сверстниками, в игре, учебной деятельности или в повседневной жизни.

Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи, затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в своего рода аккомпанемент словесной речи. Вместе с тем перестройка ритма и интонации речи таит в себе опасность: слово может настолько оттеснить ритм, что фактически речь ребенка теряет свою выразительную красочность и ритмичность.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.

Таким образом, выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи старшего дошкольника.

Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!».

Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувства (например, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар», или, придав голосу интонацию уверенности, дать понять без слов и обещаний, что способен справиться с ситуацией).

Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

1. Темп речи (быстро-медленно):

Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Скороговорки.

Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

2. Тембр речи (низкий-высокий):

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

3. Ритм речи:

Движение со словом и жестом:

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Логоритмика .

Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот. Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:

Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.