Именно в первый день весны 2000 года десантники 6 роты под командованием подполковника Марка Евтюхина вступили в неравный бой с боевиками Хаттаба под Улус-Кертом. Они предотвратили прорыв 2,5 тысяч членов незаконных бандформирований, уничтожив 700 из них. Из 90 бойцов 84 погибли. За проявленное мужество 22 военнослужащим было присвоено звание Героя России, 69 солдат и офицеров награждены орденами Мужества, 63 из них - посмертно.

Почти все офицеры погибли в первые минуты боя. По позициям десантников работали натасканные снайперы. Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наемников, среди которых было много арабов.

Шли, даже не стреляя. В последнюю атаку — в полный рост. Позднее на высоте найдут сильнодействующие наркотики, которые кололи себе двадцатикратно превосходящие десантников боевики. Но шестая все равно дралась.


Десантники 6-й роты в Аргунском ущелье

Бой на высоте 776. Подвиг 6 роты ВДВ.

Перед боем

Февраль 2000-го. Федеральные войска блокируют в Аргунском ущелье крупную группировку боевиков Хаттаба. По разведданным, бандитов — от полутора до двух тысяч человек. Боевики рассчитывали прорваться из ущелья, выйти на Ведено и скрыться в Дагестане. Дорога на равнину лежит через высоту 776.
28 февраля командир 104-го полка полковник Сергей Мелентьев приказал командиру 6-й роты майору Сергею Молодову занять господствующую высоту Исты-Корд. Отметим, что 104-й парашютно-десантный полк прибыл в Чечню за 10 дней до боя на высоте 776, причем полк был сводный, и его укомплектовывали на месте за счет 76-й дивизии ВДВ. Командиром 6-й роты был назначен майор Сергей Молодов, который за 10 дней не успел, да и не мог успеть познакомиться с бойцами и уж тем более создать из 6-й роты боеспособное соединение. Тем не менее 28 февраля 6-я рота отправилась в 14-километровый марш-бросок и заняла высоту 776, а на находящуюся в 4,5 километрах гору Исты-Корд были отправлены 12 разведчиков.

Ход боя

29 февраля 2000 год

В 12:30 29 февраля разведка 6-й роты наткнулась на боевиков, и начался бой с группой численностью около 20 боевиков, во время боя разведчики были вынуждены отойти к высоте 776, где в бой вступила 6 рота. В первые же минуты боя погиб командир Сергей Молодов, и положение десантников с самого начала стало выглядеть безнадежным: окопаться они не успели, на высоте был густой туман.

После гибели Молодова командование взял на себя комбат Марк Евтюхин, который просил подкреплений и поддержки авиацией. Но его просьбы о помощи остались неуслышанными. Помощь 6-й роте оказала лишь полковая артиллерия, но из-за того, что среди десантников не было артиллерийского корректировщика, снаряды часто падали не точно.
Самым парадоксальным выглядит тот факт, что окрестности Аргуна были буквально забиты армейскими частями. Более того, находящиеся на соседних высотах подразделения федеральных сил рвались прийти на помощь погибающей 6-й роте, но им это было запрещено.

К концу дня 6-я рота потеряла погибшими 31 человека (33 % к общему числу личного состава).
К счастью, среди офицеров прогнившей ельцинской армии все еще оставались честные и порядочные люди, которые не могли безучастно смотреть, как боевики уничтожают их товарищей. 15 солдат 3-го взвода 4-й роты во главе с майором Александром Доставаловым всего за 40 минут смогли пробиться к 6-й роте и под шквальным огнем боевиков соединиться с Евтюхиным. 120 десантников под командованием начальника разведки 104-го полка Сергея Барана также самовольно снялись с позиций, форсировали реку Абазулгол и двинулись на помощь Евтюхину, но их остановил категорический приказ командования — немедленно вернуться на позиции. Командир группы морской пехоты северного флота генерал-майор Отраковский неоднократно просил разрешения прийти на помощь десантникам, но так его и не получил. 6 марта из-за этих переживаний у генерала Отраковского остановилось сердце. Еще одна жертва боя на высоте 776…

1 марта 2000 год

В 3 часа утра к окружённым смогла прорваться группа солдат во главе с майором Александром Васильевичем Доставаловым (15 человек), который, нарушив приказ, покинул оборонительные рубежи 4-й роты на соседней высоте и пришёл на помощь. В ходе боя все десантники 3 взвода 4 роты погибли. Александр Доставалов был неоднократно ранен, но продолжал руководить бойцами. Очередное ранение оказалось смертельным.
В 6:11 связь с Евтюхиным прервалась. По официальной версии, он вызвал огонь артиллерии на себя, но, как рассказывают свидетели тех событий, последним, что сказал перед смертью комбат, были слова:

вы — козлы, вы нас предали, суки!

После чего замолчал навсегда, а высоту 776 заняли боевики, которые не спеша добили раненых десантников и долго глумились над телом марка Евтюхина. Причем все это снималось на видео и выкладывалось в Интернет.


После боя на высоте 776

На выручку боевым товарищам стремились бойцы 1-й роты 1-го батальона. Однако во время переправы через реку Абазулгол они попали в засаду и были вынуждены закрепиться на берегу. Только утром 3 марта 1-я рота сумела прорваться к позициям 6-й роты

После боя на высоте 776

Потери десантников

В бою погибло 84 военнослужащих 6-й и 4-й рот, в том числе 13 офицеров.


Погибшие десантники на высоте 776

Потери боевиков

По данным федеральных сил, потери боевиков составили 400 или 500 человек.
Боевики заявляют о потере до 20 человек.

Выжившие десантники

После гибели Доставалова в живых остался только один офицер - лейтенант Дмитрий Кожемякин. Он приказал гвардии старшему сержанту Александру Супонинскому ползти к обрыву и прыгать, сам взял в руки автомат, чтобы прикрыть солдата.

у Кожемякина обе ноги были перебиты, и он нам руками подбрасывал патроны. Боевики подошли к нам вплотную, оставалось метра три, и Кожемякин нам приказал: уходите, прыгайте вниз.

— вспоминает Андрей Поршев.
Выполняя приказ офицера, Супонинский и Андрей Поршнев проползли к обрыву и прыгнули, а к середине следующего дня вышли в расположение российских войск. Сам же Сергей Кожемякин, прикрывая солдата, получил смертельное ранение и умер. Александр Супонинский, единственный из шестерых выживших, был награждён Золотой звездой Героя России.

Я бы всё вернул, чтобы все ребята остались живы.

— позже говорил Александр Супоненский.

Гвардии рядовой Тимошенко тоже был ранен. Боевики искали его по кровавому следу, но солдат смог спрятаться под завалами деревьев.
Рядовые Роман Христолюбов и Алексей Комаров были в третьем взводе, который не добрался на высоту и погиб на склоне. В бою на высоте не участвовали.
Рядовой Евгений Владыкин остался один без патронов, в схватке его ударили прикладом по голове, он потерял сознание. Когда очнулся, смог пробраться к своим.
В живых остались только 6 бойцов.
Также в результате начавшегося боя из плена удалось бежать двоим офицерам ГРУ - Алексею Галкину и Владимиру Пахомову, которых в то время возле Улус-Керта конвоировали боевики. Впоследствии Алексею Галкину было присвоено звание Героя России, а его образ был использован в качестве прототипа главного героя фильма «Личный номер»

За свой подвиг десантникам 6-й роты было присвоено звание Героя России (из них 21 - посмертно), 68 солдат и офицеров роты награждены орденами Мужества (63 из них - посмертно)

Предательство?

Столь массовая гибель десантников, вступивших в сражение со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков вызывает массу вопросов. Главные из них - почему подобное могло произойти и, что не менее важно, - осталось безнаказанным для командования?
Погибнуть практически в полном составе рота не могла просто по определению. Командование могло прийти ей на помощь в течение суток не один десяток раз, но этого не было сделано. Да что там прийти на помощь! Командование вообще могло ничего не делать: достаточно было просто не мешать тем подразделениям, которые самовольно решили помочь псковским десантникам. Но даже этого не произошло.

Пока 6-я рота героически погибала на высоте 776, кто-то целенаправленно блокировал все попытки спасти десантников

Существуют предположения, что проход боевикам из Аргунского ущелья на Дагестан был выкуплен у высокопоставленных федеральных руководителей. «С единственной дороги, ведущей на Дагестан, были сняты все милицейские блок-посты», в то время как «у десантной группировки информация о боевиках была на уровне слухов». Называлась и цена за коридор для отступления - полмиллиона долларов. Аналогичная сумма (17 миллионов рублей) называлась бывшим командиром 104-го гвардейского парашютно-десантного полка полковником С. Ю. Мелентьевым:

Не верьте ничему, что говорят про чеченскую войну в официальных СМИ… Променяли 17 миллионов на 84 жизни

По словам Владимира Воробьёва, отца погибшего старшего лейтенанта Алексея Воробьёва, «комполка Мелентьев просил добро на отход роты, но командующий Восточной группировкой генерал Макаров разрешение на отступление не дал». Уточняется, что Мелентьев 6 раз (по свидетельству лично знавших его людей) просил разрешения отвести роту сразу после начала боя, но не получив разрешения, подчинился приказу.
Военный обозреватель Владимир Сварцевич утверждал, что «никакого героизма не было, откровенное предательство ребят конкретными лицами нашего командования»:
Вопреки запрету контрразведки удалось поговорить и со свидетелем гибели парней - с пацаном, которого послал погибший в том бою комбат Марк Евтюхин, чтобы он рассказал правду. За ночь материал был написан, я составил полную хронику происходившего по часам и минутам. И впервые назвал реальную цифру погибших в одном бою. Все было правдой. Но патетические слова, которые якобы Марк Евтюхин сказал по рации - «вызываю огонь на себя» - были неправдой. На самом деле он сказал:

Вы козлы, вы нас предали, суки!

Успешный рейд взвода Доставалова наглядно опровергает все утверждения российского командования о невозможности пробиться к погибавшей 6 роте.

Об истории с гибелью 6-й роды псковских десантников официальные лица изначально не хотели говорить открыто – о том, что произошло на высоте 766, первыми рассказали журналисты, и только после этого военные прервали многодневное молчание.

Видео

Репортаж телеканала РТР 2000-й год. Подвиг Псковских Десантников 6-й роты ВДВ 104 ПДП

Документальный фильм о подвиге 6 роты ВДВ. Чечня бой под Улус-Кертом Аргунское ущелье

В 1976 году советские Военно-Воздушные Силы потрясло невиданное доселе чрезвычайное происшествие.
6 сентября в истребительном полку войск противовоздушной обороны во время тренировочного полета исчез с экранов радаров новенький по тем временам перехватчик МИГ-25П с бортовым номером 31. Пилотировал его молодой, но уже опытный летчик старший лейтенант Виктор Беленко.
Случилось это ЧП в Дальневосточном военном округе на авиабазе Чугуевка. С перехватчика какое-то время поступали сигналы бедствия, на запросы пилот “борта 31” не отвечал. Командующий авиацией ПВО маршал авиации Евгений Савицкий, находившийся в Приморье с инспекционной проверкой, отреагировал на случившееся внешне спокойно.
– Авиация есть авиация! Всякое может случиться.
Ищите. Тренировочные полеты начались в тот день с утра. Беленко взлетел в 12.50. Минут через десять связь с самолетом прервалась. На поиск места катастрофы готовились вылететь вертолеты, но ничего этого не потребовалось. Через несколько часов весь мир знал, что в аэропорту японского города Хакодате приземлился советский военный самолет. Во время посадки чуть было не произошло столкновение истребителя с пассажирским лайнером “Боинг-727”. Летчик был вынужден сажать машину на большой скорости и под острым углом. Взлетно-посадочной полосы не хватило, и самолет выкатился на грунтовое поле, где и остановился. Новости из Японии поступали по мере добывания их вездесущими репортерами. Вскоре стало известно имя летчика – Виктор Беленко.

Скрыть событие, о котором говорил весь мир, было невозможно. Разные “вражеские голоса” настойчиво его муссировали. Сквозь рев глушилок все-таки кое-какая информация долетала. Проявив завидную оперативность, наши спецслужбы взяли ситуацию под свой контроль. Первое, что мы узнали из “официальных” источников: летчик сбился с курса, потерял ориентацию и вынужден был совершить посадку в Японии. Зная, что это не совсем так, спецслужбы делают агрессивный ход: они обвняют японскую сторону в затягивании принятия решения по выдаче самолета и летчика. И дальше, когда стало ясно, что летчик и не собирается возвращаться на Родину, в телеэфире появляются его мать, которую, как потом выяснится, он не видел тринадцать лет, и жена, с которой, как опять же выяснится потом, он собирался разводиться. Обе женщины плакали, умоляли японцев сжалиться над ними и отпустить “горячо любимого” сына и мужа.
Когда же летчик попросил политическое убежище в США, в ход пошли наркотики. Естественно, только под их влиянием он мог совершить такое...
В газетах появился странный снимок: Беленко с мешком (!) на голове сажают в какой-то лимузин.Забегая вперед, можно сказать, что историю с похищением самолета до конца замолчать не удалось. Она время от времени всплывала, а боевые летчики помнили ее всегда, благо те, кто служил в ПВО, друг с другом всегда пересекались. Да и МИГов-25 тогда было всего 400 единиц. Многим из пилотов пришлось и учиться с Беленко, и служить, и проходить переучивание на новые самолеты.
Чтобы пресечь все разговоры о нем и навсегда забыть, в газетах была опубликована коротенькая, но ярко поданная заметка: Виктор Беленко погиб в автокатастрофе. Все, туда ему и дорога... Забудьте!
История с этим перелетом до сих пор загадочна.

МИГ-25, по обозначению НАТО “Foxbat” – “летучая лисица”, интересовал американские спецслужбы с того самого дня, как только они узнали о его наличии.
Разработка истребителя, способного в три раза перекрывать скорость звука и перехватывать высотные и скоростные цели в стратосфере, началась в 1962 году. В 50-е и в начале 60-х годов полеты американских самолетов-разведчиков над территорией СССР стали обычным делом. Из тех документов, которые были рассекречены, стало известно, что в этот период было совершено более 10 тысяч шпионских полетов вдоль границ СССР и Китая. Цель была одна – выявить систему противовоздушной обороны.
Но не только вдоль границ летали самолеты-разведчики. На огромных высотах они пересекали территорию нашей страны. Нам известно только об одном сбитом самолете-шпионе. На самом деле участь “Локхида” V-2 разделили около 30 разведывательных самолетов. 252 американских пилота были сбиты над территорией СССР.
С появлением МИГ-21 число разведывательных полетов заметно уменьшилось. Высотные рекорды нового истребителя впечатляли. Но МИГ-21 решено было сделать фронтовым истребителем и ограничить его высотный потолок.



Для шпионов предназначался другой самолет, который скрывался пока под индексом Е-155.
7 февраля 1961 года летчик-испытатель А. В. Федотов устанавливает на нем мировой рекорд скорости - 2401 км/час. Через год он бьет свой же рекорд и показывает 3000 км/час. Летчик П. М. Остапенко поднимает Е-155 на высоту 22 670 метров. Этот самолет-рекордсмен и стал базой будущего перехватчика МИГ-25П.
Кстати, предупреждаю, если вы встретите в авиационной литературе самолет с индексом Е-266, то знайте, это одна и та же машина. Так ее усердно шифровали.
В 1969 году Горьковский авиазавод получил заказ на серийное изделие 84. Почти десять лет самолет шел к серийной разработке. Срок большой, но это не потому, что в работе случались нелады. Те, кто помнит импульсивного и весьма решительного властелина страны Никиту Сергеевича Хрущева, не удивятся, если узнают, что он принимал глобальные решения, особо не задумываясь об их последствиях. Он резко сократил армию и выбил из нее многие тысячи умелых и опытных офицеров. Он крушил флот, пытаясь тем самым показать, как страна решительно разоружается. Делая ставку на ракеты, он резко тормознул развитие авиации. Но ведь всю страну ракетами не утыкаешь.
К счастью, пауза была не такой большой. Президент США Линдон Джонсон успел оповестить мир, что американские авиаконструкторы создали самолет, который способен длительно летать на скоростях 3000 км/час. Вот тогда глава нашего государства спохватился...



Сообщение американского президента в скором времени было нейтрализовано “утечкой информации” по МИГ-25. Кроме этого следует еще один каскад рекордов. Теперь уже самолет берет высоту в 36 240 метров.
К 1976 году ни одна страна в мире не обладала самолетом-перехватчиком, способным конкурировать с МИГ-25. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолетом и пытаются раздобыть о нем любые сведения.

Агент или угонщик

До сих пор не утихают споры о том, кто же был на самом деле Виктор Беленко: завербованный агент, дожидавшийся своего часа, или спонтанный угонщик, движимый личными мотивами.
Не раскрывает он своей сущности и в книге, которую быстренько состряпал по прибытии в США. КГБешники, естественно, переворошили всю его биографию и наткнулись на много интересных фактов, которые все-таки говорят в пользу вербовки летчика.
Первое, что обнаружилось, – в семейном архиве не нашлось ни одной детской фотографии, по которой можно было бы идентифицировать его личность. Хотя таковые и были в наличии.
Далее – в годы курсантской учебы, отправляясь в отпуск, он предпочитал ездить в маленькие северные города. Он никогда не рассказывал товарищам, что же там делал, и вообще об отпускных делах ничего не говорил.
Как оказалось, Беленко со времен курсантской учебы и до предательского перелета не навещал родителей, хотя материально помогал им.
И, наконец, самая подозрительная черта, по которой можно считать шпионом любого отличника – он хорошо учился в летном училище и много интересовался боевыми самолетами. Он был самым активным читателем гарнизонной библиотеки и частенько обращался в спецчасть за секретной технической литературой.
Последний факт, который говорит в пользу вербовки, хотя и он зыбок. Угоняя самолет, Беленко летел на американскую военную базу Хитозэ, но облачность в этом районе заставила его сесть на гражданский аэродром.
Споры спорами, подозрение подозрениями, но теперь уже поздно о чем-то говорить, да и самого виновника чрезвычайного происшествия не спросишь – погиб человек. Но, как оказалось, все это блеф. Беленко жив. Автокатастрофа то ли была, то ли ее просто придумали. Говорят еще, что вместо него погиб двойник. Но это тоже домыслы.



Все эти годы Виктор Беленко смиренно трудился в одной из американских авиационных фирм. Опять же говорят, что он готов был встретиться с нашими летчиками, приезжавшими в Америку, но те от этих встреч отказывались. Им не о чем было говорить с предателем.
Три года назад токийская телекомпания Nexus задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Режиссер Акиро Мицумори считает,что до сих пор в Японии двойственное отношение к Беленко. Одни считают его героем, сказавшем правду о СССР. Для других он просто предатель.
Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретится с Беленко и взять у него интервью. Он объясняет свой поступок точно так же, как и в 1976 году. О личной жизни бывшего летчика все эти годы небыло ничего известно и японскому режиссеру удалось кое что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни. Живет он в штате Калифорния, скитаясь по гостиницам м мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными. Единственное, чем отблагодарила его Америка – предоставила ему гражданство. Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. И свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом. Но, как сказал режиссер, унывающим Беленко не выглядит – типичный веселый американец

.


В России японскую киногруппу подстерегали неудачи. Им не удалось встретиться с женой Беленко, которая сегодня живет в Липецке, а самое главнон, японцев не пустили на аэродром в Чугуевке, откуда взлетел Беленко. Судьба перелетчика хоть немного, но прояснилась, а что стало с самолетом?
На голову японцев он свалился так неожиданно, что они не знали, как поступить с “подарком”. Наверное, они готовы были избавиться от него, но вмешались американцы: не для того он сюда залетел, чтобы его запросто можно было отдать. Они запросили японский МИД и предложили свою помощь в расследовании инцидента. Японцы поначалу им отказали, но не исключили “возможность участия иностранных экспертов”.
Только 19 сентября 64 японских эксперта и 11 американских начали подготовку МиГа к транспортировке на американскую военную базу. Самолет разобрали, поместили в чрево гигантского транспорта “Galaxy” и под эскортом 14 истребителей сил самообороны Японии доставили на базу Хякури.
Летать на МИГ-25 не собирались, но оставшиеся 200 литров топлива позволяли провести статические испытания двигателя. Тяга составила 11 тонн, что соответствовало разведданным. Затем МИГ-25 облетели два “фантома”, снимая с высоты спектры его излучения. Включалась и бортовая РЛС. Как потом оказалось, часть аппаратуры при включении была выведена из строя. Были взяты также образцы металла и стекла.
Только 12 октября МИГ был возвращен. И тут не обошлось без детективного фарса. Советская сторона потребовала выплатить компенсацию за ущерб, причиненный в ходе “исследований”. Японцы согласились, но при условии, что акт будет составлен на борту советского судна в течение светового дня. МИГ был доставлен разобранным и упакованным в 13 контейнерах. Тара была сделана с расчетом, что ее невозможно будет вскрыть за день. Японцы не пожалели ни досок, ни гвоздей. Но они учли, что команда судна была укомплектована дюжими молодцами, которые быстренько разметали все контейнеры. В конечном итоге японцам был выставлен счет на 7,7 миллиона рублей, что соответствовало 11 миллионам долларов. Японцы выставили ответный счет и потребовали возместить ущерб за две сломанные антенны, поврежденные Беленко при посадке в аэропорту.
15 октября все финансовые вопросы были урегулированы, и теплоход с разобранным МИГом покинул японский порт. Самолет был доставлен на Горьковский авиазавод, где его внимательно осмотрели. Естественно, он привлекал большое внимание, и разговоры о нем выплескивались за пределы завода. Вначале была идея оставить его на заводе, но это значит, что разговоры не утихнут. Самолет перекрасили и отправили в одно из авиационных училищ, как учебное пособие. Возможно, и сейчас он “жив”, но никто не знает о его судьбе.


При подведении итогов принято считать деньги. Какой же урон нанес Беленко нашей стране? Если в денежном отношении, то это будет порядка 2 миллиардов рублей. Советской стороне пришлось менять секретный шифр “ЯСС” (“Я - свой”), дающий возможность опознавать радиолокационным станциям наши самолеты. Вроде бы деньги затрачены большие, значит, и ущерб был велик. Но это не совсем так. К тому времени система “ЯСС” уже давно устарела, и ее так и так надо было в скором времени менять.
Кстати, поиздержалась и японская сторона. Памятуя о том, что в начальной фазе полета их РЛС потеряли МИГ, японцы немедленно закупили партию самолетов дальнего радиолокационного обнаружения.
Казалось бы, во всей истории выиграла только американцы. Но нет, как выяснилось, они подложили под себя мину замедленного действия. После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен, с него были сняты экспортные ограничения. Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолетов. Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин, не отстал и Алжир. В скором времени МИГи покажут себя в схватках с американскими истребителями. Верх будет за МИГами. “Стимулировал” Беленко и создание еще более совершенного МИГ-25ПД (перехватчик доработанный). В 1978 году авиазавод в Горьком уже освоил выпуск этих машин. На них стоял новый локатор, вооружение пополнилось ракетами, и еще был установлен теплопеленгатор, который позволял обнаруживать скрытые цели на земле. Так что худа без добра не бывает.

Приборная доска МиГ-25

6 сентября 1976 года жители японского города Хакодате были встревожены рёвом двигателей военного самолёта, который совершал круги над местным аэропортом.

Лётчик, оценив обстановку, пошёл на посадку. Самолёту не хватило полосы — он выкатился за её пределы и, сбив две антенны, остановился.

Приблизившиеся к нему полицейские и работники аэропорта были шокированы — на крыльях боевой машины красовались красные звёзды. Пилот, выскочивший из кабины, стал размахивать пистолетом и требовать, чтобы все отошли от самолёта. Спустя некоторое время он сменил гнев на милость и объявил, что намерен попросить политического убежища.

Между тем службы ПВО Японии искали русский самолёт, который вторгся в воздушное пространство страны, ушёл от перехватчиков и скрылся. Поиски были прерваны звонком из Хакодате: русский самолёт приземлился у нас!

Никогда до того момента советский лётчик не угонял за рубеж боевой самолёт. В данном же случае речь шла не просто о самолёте, а о высотном истребителе-перехватчике МиГ-25П, носившем по натовской классификации романтичное название «Летучая лисица». На Западе этому самолёту приписывались уникальные характеристики, проверить, которые, однако, не было возможности, поскольку Советский Союз тщательно оберегал свои секреты.

И вот этот самолёт преподнесён японцам на блюдечке, да и ещё с пилотом, который выражает готовность к сотрудничеству.

«Я прилетел добровольно»

В это же самое время на дальневосточном аэродроме Соколовка царило напряжение. Из планового полёта не вернулся МиГ-25П с бортовым номером 31, пилотируемый старшим лейтенантом Виктором Беленко . Самолёт и лётчик относились к истребительному авиаполку 11-й Отдельной армии ПВО.

Удостоверение Виктора Беленко. Фото: Commons.wikimedia.org

О происшествии было доложено заместителю главнокомандующего войсками ПВО СССР маршалу авиации Евгению Савицкому . Военачальник, герой Великой Отечественной войны, приказал: вести поиски лётчика до его обнаружения. При этом Савицкий подразумевал, что самолёт разбился или совершил вынужденную посадку.

О том, что произошло предательство, в первые часы не было и мыслей. Однако затем поступили новости из Японии — МиГ-25П приземлился там.

Советским представителям, находившимся в Стране восходящего солнца, было дано указание связаться с лётчиком. Новости о том, что он попросил политического убежища, поначалу рассматривали как провокацию.

Но, когда представитель посольства СССР добился встречи с Беленко, тот ответил ему прямо в лицо: «Я прилетел в Японию добровольно».

Изменник с положительными характеристиками

Старшему лейтенанту Виктору Беленко было на тот момент 29 лет, и бдительные органы госбезопасности не имели на него никакого компромата.

Уроженец Нальчика, он окончил школу с серебряной медалью, отслужил в армии, затем поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил в 1971 году. Затем служил лётчиком-инструктором в Ставрополе, характеризовался положительно, состоял в партии, был членом партбюро. В 1975 году по собственной просьбе был переведён на службу в истребительный полк ПВО на Дальнем Востоке.

Ещё во время учёбы в Армавире Беленко женился, у него родился сын. На Дальний Восток он приехал вместе с семьёй. Никаких проблем в отношениях с женой у лётчика не было, сын души не чаял в отце, всегда старался провожать его на службу.

В то, что однополчанин мог предать, сослуживцы не верили. Затем в часть пришёл приказ — повторить полёт Беленко до воздушного пространства Японии, опираясь на данные, зафиксированные радарами.

Когда эксперимент был проведён, стало очевидно — лётчик МиГ-25 сознательно применял манёвры, пытаясь уйти от наблюдения, летел на низкой высоте. Сомнений в том, что Беленко пошёл на свой поступок обдуманно, не осталось.

Обиженный карьерист

Советские спецслужбы поднимали связи беглеца, проверяли знакомых и друзей, пытаясь понять, какими мотивами он руководствовался.

Установить факт вербовки иностранными спецслужбами не удалось. В беседах с друзьями Беленко Западом не восхищался, зарубежные «голоса» не слушал, двусмысленных намёков не делал.

Знакомые отмечали только, что Беленко был человеком эмоциональным, амбициозным и частенько ругал начальство. Сам он, очевидно, полагал, что достоин занимать более высокое положение, нежели то, что у него было к тому моменту.

Летом 1976 года Беленко находился во взвинченном состоянии. Ему должны были присвоить звание капитана, но документы всё никак не поступали. Как потом выяснилось, никто козней пилоту не строил, всё дело в обычной бюрократической волоките. Беленко же мечтал поступить в академию, что сулило карьерный взлёт. Задержку с присвоением звания он стал воспринимать как попытку начальства ему помешать.

МиГ-25 вернули в ящиках

После того как пилот попросил политического убежища, стало ясно, что в СССР он уже не вернётся. Советское правительство требовало отдать самолёт, но и тут всё оказалось непросто. Японские власти объявили, что, поскольку на нём совершено такое преступное деяние, как нарушение госграницы, МиГ-25 может быть возвращён только после досконального осмотра специалистами, в том числе и с «иностранным участием».

МиГ-25 перевезли на американскую военную базу в 80 километрах от Токио, где буквально разобрали по винтику. Вся секретная информация оказалась в руках американцев. Особенно большой ущерб нанесло раскрытие информации по системе опознавания «свой-чужой», которую срочно пришлось менять по всей стране. Только официально нанесённый материальный ущерб оценивался в два миллиарда советских рублей.

12 октября 1976 года в порту Хитачи состоялась передача МиГ-25 советской стороне. Самолёт привезли в 13 тщательно запакованных ящиках. Японская сторона рассчитывала, что советские специалисты не смогут провести осмотр оперативно, а значит, не определят, каких деталей не хватает. Но этот номер не прошёл — эксперты, специально прибывшие для этого, справились с задачей, после чего японцам вчинили иск за нанесённый ущерб. Впрочем, это было слабым утешением после происшедшего. Несчастный МиГ отправили в авиаучилище в качестве учебного пособия.

О жене и сыне беглец не вспоминал

К моменту передачи самолёта советской стороне Виктор Беленко был уже в Соединённых Штатах.

В последующие годы он давал пространные интервью, в которых рассказывал, что сбежал из СССР из-за неприятия советской идеологии, восхищался американскими супермаркетами и говорил, что в США консервы для кошек вкуснее того, что в Советском Союзе едят люди.

Беленко, впрочем, не очень любил отвечать на вопросы о семье — о жене и сыне, которых он бросил на Родине.

Если некоторые перебежчики пытались добиться воссоединения с семьёй, требуя выпустить родных из СССР, то Беленко никогда этого не делал.

Жена Беленко вместе с сыном после побега мужа уехала к себе на родину, на Кубань. По её словам, никаких претензий лично к ней советские спецслужбы не предъявляли. Их оставили в покое, однако жить с такой семейной историей было всё равно непросто. В своих немногочисленных интервью спустя много лет после событий 1976 года Людмила Беленко признавалась, что никакой ненависти к мужу не питает, а просто хочет понять: почему он так поступил?

Военная коллегия Верховного суда СССР заочно приговорила Виктора Беленко по статье 64 УК РСФСР за измену Родине, и он был приговорён к высшей мере наказания (расстрелу). В советский период это было весомым основанием для того, чтобы не искать контактов с родными. Но и после распада СССР Беленко с женой и сыном связаться не пытался.

Байки из Америки

Побег Беленко ударил не только по родным. В полку, где он служил, началась «чистка». Всех «морально неустойчивых» с лётных должностей переводили на аэродромные и отсылали в части, базирующиеся подальше от границы. Наказывали за пристрастие к спиртному, за связи с женщинами без регистрации брака и за прочие вещи, которые обычно не влекли за собой суровых санкций. Обжёгшись на Беленко, командование теперь пыталось застраховать себя от любых сюрпризов.

Доработанная версия МиГ-25, появившаяся в конце 1970-х годов, ещё долгие годы состояла на службе ВВС СССР и ряда других стран.

Что касается судьбы самого Виктора Беленко, то информация о его жизни в США крайне противоречива. Первые годы спецслужбы США использовали его в качестве эксперта по советской авиации, в частности для изучения материалов, связанных с гибелью южнокорейского «Боинга» в сентябре 1983 года. Затем он работал в одной из авиационных фирм в США. По некоторым сведениям, в Штатах Беленко женился, в семье у него родилось двое детей, но затем брак распался.

В конце 1990-х годов появилась информация, что беглый лётчик погиб в автокатастрофе. Однако к 25-летию своего побега Беленко объявился целым и невредимым, охотно давая интервью американским и японским СМИ. В них он рассказывал, что в 1990-х якобы даже вёл бизнес в России и встречался с советскими лётчиками и космонавтами. Правда, подтверждения эти рассказы Беленко не имеют.