«Вижу сон. Дорога чёрная…» Сегрей Есенин

Вижу сон. Дорога чёрная.
Белый конь. Стопа упорная.
И на этом на коне
Едет милая ко мне.
Едет, едет милая,
Только нелюбимая.

Эх, берёза русская!
Путь-дорога узкая.
Эту милую, как сон,
Лишь для той, в кого влюблён,
Удержи ты ветками,
Как руками меткими.

Светит месяц. Синь и сонь.
Хорошо копытит конь.
Свет такой таинственный,
Словно для единственной —
Той, в которой тот же свет
И которой в мире нет.

Хулиган я, хулиган.
От стихов дурак и пьян.
Но и все ж за эту прыть,
Чтобы сердцем не остыть,
За березовую Русь
С нелюбимой помирюсь.

Анализ стихотворения Есенина «Вижу сон. Дорога чёрная…»

По воспоминаниям Софьи Толстой, последней супруги поэта, произведение появилось в июльскую ночь 1925 г. Диссонансы земной любви, служащие главной темой художественного текста, сближают его с другими творениями позднего периода. Есенинский герой порой безжалостен к своим подругам: одну обвиняет в неискренности «лукавой страсти», другую презирает, в открытую сообщая о своих чувствах. Сквозь пелену негативных эмоций пробиваются нечастые упоминания о светлой мечте. Субъект речи грезит об идеальной возлюбленной. Ее черты слабо отражены в лицах нелюбимых спутниц и напоминают «отзвук» или «тень». Красота воображаемой избранницы величава и даже холодна, но способна взволновать душу «до дна». Притягательная сила ее прелести сродни чарам волшебницы.

«Вижу сон…» представляет еще одну вариацию противоречивого любовного переживания. Участниками ситуации являются лирический герой и два женских образа: «нелюбимая» и единственная, существующая как мечта, таинственно сияющая в ночи.

Начальная строка указывает на условность художественного пространства, порожденного сном героя. Черно-белые акценты воображаемого пейзажа не типичны для обычно богатой есенинской палитры. Подобная лаконичность, даже скупость колористики приводит некоторых литературоведов к выводу об апокалипсических мотивах стихотворения: нелюбимую связывают с образом смерти, спешащей к лирическому «я».

В тексте сильно фольклорно-песенное начало, которое поддерживается традиционным «танцевальным» размером - четырехстопным хореем. Действуя по законам сказки или лирической песни, герой молит березу, призывая ее в чудесные помощницы.

Третье шестистишие изменяет стремления лирического субъекта. Мысль о переменах приходит во время наблюдения за красивым, ровным и уверенным шагом коня, пересекающего спокойное, освещенное загадочным лунным светом пространство. Еще одним фактором, стимулирующим пересмотр жизненных ориентиров, служит трагическое осознание невозможности личного счастья: идеальная возлюбленная - лишь плод воображения.

Финальный эпизод демонстрирует итоги размышлений: герой, поэт и хулиган, готов принять действительность. Он намеревается примириться с нелюбимой или с неизбежностью смерти, если принять во внимание танатологическую трактовку образа всадницы. На смену недосягаемому женскому идеалу приходит патриотический образ, благодаря которому стала возможной духовная трансформация.


Вижу сон. Дорога черная.
Белый конь. Стопа упорная.
И на этом на коне
Едет милая ко мне.
Едет, едет милая,
Только не любимая.

Эх, береза русская!
Путь-дорога узкая.
Эту милую как сон
Лишь для той, в кого влюблен,
Удержи ты ветками,
Как руками меткими.

Светит месяц. Синь и сонь.
Хорошо копытит конь.
Свет такой таинственный,
Словно для Единственной -
Той, в которой тот же свет
И которой в мире нет.

Хулиган я, хулиган.
От стихов дурак и пьян.
Но и все ж за эту прыть,
Чтобы сердцем не остыть,
За березовую Русь
С нелюбимой помирюсь.

Примечания

Авторскую датировку оспаривает Н.Д. Вольпин, которая вспоминает, что слышала это стихотворение в чтении Есенина в декабре 1923 г.: «Его упорно во всех публикациях относят к 1925 году. Возможно, какие-то мелкие доделки внесены позже, но мне ли было его забыть! Да и обсуждали мы его подробно...» И затем о ст. 17: «Я долго потом старалась вспомнить: „У которой тот же свет“ или „От которой тот же свет“... Он все не печатал, когда-то еще выйдет, наконец,- посмертно - четырехтомник и в нем эти стихи! Недооцененные. А может быть, вариант „Той, в которой“... возник позже?» (журнал «Звезда Востока», Ташкент, 1987, № 4, с. 174). Стихотворение, вероятно, вынашивалось поэтом, длительное время существовало лишь в его сознании и только спустя какой-то срок было «положено на бумагу».

Что касается ст. 17, то вариантов, о которых пишет Н.Д.Вольпин, ни в черновике, ни в беловике нет. В черновике строка записана: «В той который тот же свет». Это явная описка. Когда автор перебелял рукопись, то начал строку «В той», но, заметив описку, зачеркнул начало и написал строку в окончательной редакции.

Выдвигалось предположение, что в стихотворении можно видеть образы из Апокалипсиса. В.П.Харчевников считает, что всадница на белом коне - это смерть, а конь - один из апокалиптических коней: «Здесь можно различить апокалиптический образ, который Есенин мог усвоить непосредственно из первоисточника или через влияние А. Блока , интерес к которому он с новой силой испытал в последние годы». Исследователь считает, что «стихотворение правильнее отнести к циклу произведений-ламентаций с их характерными мотивами бренности человеческой жизни, грусти по быстротечности человеческого жизненного пути» (сб. «Сергей Есенин. Проблемы творчества», вып. 2, М., 1985, с. 80-81). Представляется, что в этом предположении недостаточно учитывается одна особенность текста. Дело в том, что «не любимая» в ст. 6 ранее ошибочно печаталось в одно слово и поэтому читалось как пояснение, как своего рода эпитет к слову «милая». В действительности - это два разных персонажа. «Любимая» - это та, «которой в мире нет», которая несет в себе «тот же свет», то есть таинственный свет месяца. Недаром слово «Единственная» Есенин в рукописи даже написал с прописной буквы. А «милая» - это житейская возлюбленная, земная женщина.

Поздние стихи Есенина, к которым относится и «Вижу сон», представляют собой зачастую произведения наполненные тоской и разочарованностью. Лирический герой, который по большей части сам Есенин, грезит о чем-то возвышенном, а потом разочарованно смотрит на действительность и понимает, как она далека от идеала.

В образе всадницы на белом коне, которая описывается как нелюбимая, возможно рассмотреть самые разнообразные мотивы. Тут есть и подлинные героини из и биографии поэта, которые со временем практически всегда оказывались нелюбимыми и в которых Сергей Александрович не мог отыскать чего-то действительно стоящего, тут есть и образ новой Руси, которая вытесняет образ Руси березовой, есть и надвигающаяся гибель. Стихотворение Есенин написал летом 1925, то есть за несколько месяцев до собственной гибели, которую с высокой вероятностью принесла новая, совсем не березовая Русь.

В своем воззвании поэт обращается к березе, как типично русскому сказочному персонажу, через которого может отыскать поддержку. Он просит березу удержать нелюбимую, в которой во многом прослеживаются черты самых разнообразных негативных сторон существования от гибельности как таковой до грязной иллюзорности и опять-таки разочарования действительностью. При этом далее стихотворение как бы завершается исповедью, которую возможно трактовать как исповедь этой самой березке.

Есенин объясняет, почему он и для чего, он за эту прыть и чтобы сердцем не остыть, он за березовую Русь. Он признает различные стороны собственной личности, но тут наблюдается только мотив своеобразного юродства или просто выполнения собственной высокой роли для высшего идеала. Именно поэтому он и просит березку удержать нелюбимую, то есть не дать деструктивности прикоснуться к себе.

Тем не менее, завершение выглядит как принятие некой неизбежности или даже своеобразная капитуляция перед бездной. Есенин хочет примириться с нелюбимой, опять-таки за березовую Русь, но таким шагом он, безусловно, отдает намного больше, чем следует отдавать, его смирение в этом смысле выглядит чрезмерным. При этом, вероятно, никакого другого варианта и не остается, ведь та самая, в которой свет, также и та, которой в мире не существует, соответственно, в этом мире остается только примириться с нелюбимой, каким бы печальным не являлся этот поступок.

Вариант 2

Стихотворение "Вижу сон. Дорога чёрная" было написано в 1925 году и принадлежит к позднему творчеству Есенина. Оно предстает в вариационной форме парадоксального любовного переживания. Героями данного действия оказываются автор и два, противопоставленных друг другу, образа женщин "нелюбимая" и та, в которую влюблён лирический герой. Образ своей любимой герою кажется фантастичным и он осознает, что в реальном мире такой не существует.

Самое начало стихотворения апеллирует к условному художественному пространству, которое порождено сонным состоянием героя. Акценты в черно - белой цветовой гамме воображаемой пейзажной зарисовки не характерны для творчества Есенина. Такая сдержанная подача цвета некоторых литераторов приводит к мысли о мотивах носящих апокалипсический характер. Нелюбимый женский образ наделяют сущностью смерти, которая торопится к лирическому герою.

В тексте превалирует фольклорно - песенный жанр, который служит опорой для размера четырехстопного хорея. Действие идёт с соблюдением сказочных законов, герой обращается за помощью к символу родной Руси - березе.

В третьем шестистишии меняется настроение героя. Смена мыслей происходит во время того, как он наблюдает за гордым шествием коня, который идёт сквозь таинственный свет. Еще одной причиной для пересмотра жизненных ценностей стало осознание безнадежного стремления к мистическому счастью, ведь идеальная невеста - это всего лишь плод яркой фантазии.

Композиционная структура произведения состоит из четырёх шестистиший, которые объединены парной рифмовкой ААВВ "чёрная - упорная", " на коне - ко мне". В стихотворении используется множество художественных средств выразительности, такие как, эпитеты "дорога чёрная", "белый конь", "берёза русская", "березовая Русь". Анафора "едет - едет". Сравнение "ветками, как руками меткими", "милая, как сон".

Заключительная часть подводит итоги всех раздумий героя, который представляет себя в образе хулигана готового принять то, что находится рядом. Он принимает решение о примирении с образом нелюбимой женщины, или даже принимает и осознает неизбежный приход смерти.

Анализ стихотворения Вижу сон. Дорога чёрная по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Я пришла к поэту в гости

    У юной Анны Ахматовой был кумир, которым она восхищалась и считала его великим поэтом того времени. Она ценила каждую случайную встречу с ним, и лишь однажды набралась смелости прийти к нему домой без приглашения

    В первой строке этого стихотворения, которое и даёт название, герой заявляет, что он с ней – со своей возлюбленной, просто бестолковые. И далее он поясняет это заявление. В минуту готова «вспышка»