Эмпайр-стейт-билдинг – это, прежде всего, огромный офисный центр, а также – один из привлекательнейших туристических объектов города. Небоскреб считается вторым по размеру в стране офисным зданием, уступая лишь военному ведомству США – Пентагону. 85 этажей Эмпайр-стейт-билдинг заняты под офисы, где ежедневно работает 21 тыс. сотрудников, и на двух его этажах расположены смотровые площадки.

Длинный шпиль небоскреба проектировщики планировали использовать как причальную мачту для швартовки дирижаблей. Но позже от этой идеи отказались, потому что на уровне шпиля почти всегда дуют сильные ветры. Кроме того, архитекторы мало представляли себе особенности воздухоплавания на дирижаблях. На чертежах они изображали пассажиров, которые выходят на шпиль Эмпайр-стейт-билдинг из носа воздушного судна, тогда как в действительности погрузка и выгрузка должна происходить в гондолу, расположенную под дирижаблем. Так что идею проектировщиков нельзя было осуществить в принципе.

Еще в декабре 1931 года, всего черед полгода после окончания стройки, на шпиле здания установили антенну, с помощью которой в качестве эксперимента компания NBC провела первую передачу телевизионного сигнала. А спустя 10 лет началась эра коммерческого телевещания. В наши дни на высотном здании Эмпайр-стейт-билдинг размещены передатчики практически всех телеканалов и радиостанций города.



История строительства

Первая половина прошлого века прошла в Нью-Йорке под девизом «Кому удастся возвести самый высокий небоскреб?». С 1913 года 27 лет пальма первенства принадлежала Вулволт Билдинг. Это здание имело 57 этажей и достигало высоты 241 м. Затем лидером стал 70-этажный Трамп Билбинг, расположенный на Уолл стрит, 40. Он поднимался в небо на 282,5 м. Этот рекорд продержался недолго – всего два месяца. Следующим фаворитом стал Крайслер Билдинг. Высота этого небоскреба с длинным шпилем достигала уже 320 м.


Этапы постройки Эмпайр-стейт-билдинг

Перед проектировщиками нового высотного здания стояла непростая задача. Им необходимо было создать не просто нового чемпиона. Они хотели возвести здание, которое бы стало настоящей легендой.

Возглавил работу по проектированию архитектор Уильям Лэмб, на тот момент уже имевший опыт проектирования Рейнольдс Билдинг и Башни Карью. Инвестировать масштабное строительство взялся известный финансист и бизнесмен Джон Раскоб, а также Пьер Дюпон, который одновременно был одним из руководителей самого крупного химического концерта Америки «Дюпон» и гиганта автомобилестроения «Дженерал моторс».

Место для нового небоскреба-рекордсмена выбрали на перекрестке 34-ой Западной улицы и Пятой авеню. В те времена там находилась старая гостиница «Уолдорф-Астория» (Waldorf – Astoria). Она состояла из двух строений, которые соединял широкий холл. Оба здания были возведены в 90-е годы XIX века по проекту нью-йоркского архитектора Генри Дж. Харденберга. А владела этим отелем семья Эстер.

Когда было принято решение о строительстве огромного небоскреба, для гостиницы на Пятой авеню начали строить новое здание. В конце осени 1929 года старый отель стали сносить, и отсюда было вывезено более 16 тыс. грузовиков битого кирпича и обломков камня.

Знаменитые кадры со строительства Эмпайр-стейт-билдинг
Небоскреб в сентября 1930 года

Основное строительство стартовало 17 марта 1930 года, в День святого Патрика, и началось оно с земляных работ и закладки огромного фундамента. Потом в рекордные сроки – с начала апреля по конец ноября – из стальных балок возвели каркас. Самым высоким в мире зданием небоскреб признали еще в сентябре 1930 года, когда строители завершили монтаж 85 этажа каркаса.

Стройка была огромной – в ней участвовало 3439 человек, большинство из которых составляли недавно прибывшие на американскую землю эмигранты. В высотных работах использовали индейцев-мохоков, так как эти прирожденные верхолазы считались отличными монтажниками и совершенно не боялись высоты.

Эту их особенность объясняли по-разному. Одни считали, что мохоки имели развитый с рождения вестибулярный аппарат, потому что их женщины постоянно носили младенцев с собой, запеленав детей в специальных люльках. Другие утверждали, что во время охоты индейцы привыкли ставить стопы на узких тропах одну за другой, и им легче было удерживаться на узких металлических конструкциях. Еще одна версия гласила, что воины-мохоки воспринимали высоту как вызов и мужественно справлялись с возникающими трудностями для достижения победы. В любом случае, остается фактом, что члены этого индейского племени принимали участие во всех высотных стройках Канады и США и справлялись со сложными высотными работами лучше других рабочих.

За неделю Эмпайр-стейт-билдинг вырастал в среднем на 4,5 этажа. Однажды был поставлен рекорд: рабочие построили 14,5 этажей всего за 10 дней. Для того, чтобы во время обеденных перерывов строители не отходили далеко от своих рабочих мест, питание для них (горячие обеды, сэндвичи, напитки и мороженое) подавалось сразу на пять уровней здания.


Вид на Нью-Йорк в день открытия Эмпайр-стейт-билдинг (1931) Неудачная попытка стыковки дирижабля со шпилем Эмпайр-стейт-билдинг в 1952 году

Кроме того, быстрая стройка стала возможной, благодаря простоте конструкции, составные части которой было удобно доставлять и поднимать наверх. Поставщиком стальных конструкций для этого небоскреба стал Питтсбург. И логистика была столь отлажена, что часто в каркасе крепились балки, которые металлургический завод произвел всего за три дня до этого.

Однако, такое масштабное строительство, к сожалению, не обошлось без жертв. По официальной статистике, при возведении небоскреба погибло пятеро рабочих. Продолжительность строительных работ и затраты на них побили все рекорды. Высотное здание было построено всего за один год и 45 дней – до 1 мая 1931 года. Оно обошлось вместо планируемых 43 в 24,7 млн дол. Столь низкая себестоимость была обусловлена падением цен в годы Великой депрессии.

В день официального открытия Эмпайр-стейт-билдинг президент страны Герберт Гувер торжественно включил в новом небоскребе огни и сделал это прямо из Белого дома. А всех архитекторов, участвовавших в проектировании, удостоили различных почетных наград.

Однако, Великая депрессия еще продолжалась, и вернуть средства, потраченные на строительство нового небоскреба, удалось лишь к 1948 году. Все это время важным источником дохода была смотровая площадка на 86 этаже Эмпайр-стейт-билдинга, которую ежегодно посещало до 3,5 млн человек. Большинство же офисных помещений долгое время оставались незаполненными, поэтому горожане поначалу называли новый небоскреб Empty (пустой).

Вид на башню с улицы Нью-Йорка

Архитектурные особенности

В начале 30-х годов прошлого века построенный Эмпайр-стейт-билдинг стал не только самым высоким сооружением в мире, но и первым небоскребом, имевшим свыше 100 этажей. Его широкое основание составляет 60 м на 124,5 м. Свободными уступами это 102-этажное здание поднимается на высоту в 381 м. А шпиль, обрамленный ребрами в виде крыльев, увеличивает его до 443 метров.

Рекорд Эмпайр-стейт-билдинга продержался более 30 лет. Только в 1972 году, когда в городе построили здания для Всемирного торгового центра, высотка на Пятой авеню заняла вторую позицию. Но когда после террористического акта в сентябре 2001 года башни-близнецы были разрушены, старый небоскреб вновь получил статус самого высокого здания в городе.


Площадь Эмпайр-стейт-билдинга превышает 250 000 кв. м. На продольно-полосатых фасадах небоскреба насчитывается 6,4 тыс. окон, и общая площадь остекленной поверхности приближается к двум гектарам.

Как и многие высотные здания того времени, небоскреб построен в стиле арт-деко. Этот эклектический стиль, вобравший в себя черты неоклассицизма и модернизма, родился в 20-е года прошлого века. Он был очень популярен во всем мире в 1930-1940-е годы и нашел отражение не только в архитектуре, но и в живописи, моде, дизайне автомобилей, предметов быта и интерьеров.

Снаружи кирпичные стены небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг облицованы сейлемским известняком, который поставлялся из штата Индиана. Он хорош своей однотонностью и по текстуре напоминает поверхность хлеба. А углубления в межэтажных пространствах облицевали более темным по цвету отделочным камнем. Особенность отделки состояла в том, что камень закрепляли без дополнительных уголков и подпорок, прямо к балкам стального каркаса. А стыки между каменными плитами и окнами искусно закрыли стальными хромированными полосами.

Интерьер Эмпайр-стейт-билдинг

Входной вестибюль в Эмпайр-стейт-билдинг

Входной вестибюль высотного здания оформлен богатым лиловым и серым германским мрамором. На большой панели, установленной здесь, размещен сделанный из алюминия барельеф, где можно увидеть сияющее солнце и силуэт Эмпайр-стейт-билдинг.

Коридор на 80 этаже

Внутренняя планировка определялась больше фиксированным бюджетом и короткими сроками строительства, чем какими-либо архитектурными изысками, поэтому в созданных помещениях строго выдержаны созданные в проекте установки – не более 8,53 м от окон до коридоров. Такие размеры были необходимы, чтобы обеспечить во всех офисах нужный уровень освещения.

Для того, чтобы сотрудники и посетители могли подниматься на любой этаж здания, в нем установлено 73 скоростных лифта, на которых до 80 этажа можно добраться в течение одной минуты. Те, кто хотят подняться на самый верхний этаж пешком, должны будут преодолеть 1860 ступеней.

Расположение лифтов и фиксированные размеры офисных помещений определили всю конфигурацию небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг и устройство его уступов. Размеры этажей с высотой уменьшаются, также сокращается и количество лифтов. Таким образом, самое высокое здание в городе получилось очень функциональным.

Туристическая достопримечательность

Смотровая площадка на вершине Эмпайр-стейт-билдинг

Силуэт небоскреба хорошо узнаваем. Он стал настоящей «короной» и украшением Нью-Йорка. Проектировщики Эмпайр-стейт-билдинг создали строение, которое, как и готические соборы средневековья, доминирует над всем городом. Со стороны Пятой авеню вход в здание «охраняют» скульптуры орлов. Этот небоскреб так популярен в США, что многочисленные сувениры с его изображением можно купить повсюду.

На 86 и 102 этажах здания Эмпайр-стейт-билдинг специально для туристов оборудованы две большие смотровые площадки. Верхняя площадка имеет меньшие размеры и не полный обзор.

Смотровая площадка на 102 этаже

Смотровая площадка 86 этажа привлекательна тем, что обладает полной круговой панорамой в 360°. Подняться на нее можно пешком, преодолев лестницу в более чем 1,5 тыс. ступеней, либо на лифте. Отсюда открывается обзор на городские улицы и высотки Манхэттена, Бруклинский мост, зеленые островки парков и пролив. Хороший вид на город бывает с площадки и когда светит солнце, и в темное время суток. Удобно, что все достопримечательности, которые видно сверху, отмечены на помещенной на смотровой площадке схеме.

Кроме того, на втором этаже небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг создан специальный туристический аттракцион, который имитирует полет над городом – «New York Skyride». Этот симулятор очень популярен у гостей Нью-Йорка и особенно тех, кто путешествует с детьми. За 25 мин «полета» нужно заплатить 52 долл. Вход на аттракцион находится со стороны 33 улицы и открыт от с 8.00 до 22.00 круглый год.

Виды со смотровых площадок

В 1964 году, в дни Всемирной ярмарки на небоскребе Эмпайр-стейт-билдинг были установлены прожекторы, подсвечивающие белым светом его верхнюю часть. Спустя 12 лет декоративную подсветку сделали цветной. И сегодня в дни больших праздников и памятных дат здание подсвечивается по-разному: красным, оранжевым и желтым цветами – в День благодарения, белым и синим – в День президентов, зеленым – в День святого Патрика. В День святого Валентина верхушка небоскреба становится красной, розовой и белой. И около 50 пар ежегодно совершают в высотном здании церемонию бракосочетания.

Билеты в Эмпайр-стейт-билдинг

1. До визита в знаменитое высотное здание Нью-Йорка стоит заранее позаботиться о билетах. Проще всего их купить на официальном сайте Эмпайр-стейт-билдинга: www.esbnyc.com . Билеты на смотровую площадку 86 этажа для взрослых обойдутся в 32 долл., для тех, кто старше 62 лет – 29 долл., а детям от 6 до 12 лет – 26 долл. Билеты на обе смотровые площадки (86 и 102 этаж) для всех посетителей старше 6 лет стоят 85 долл. За возможность пройти без очередей придется доплачивать дополнительно. Примечательно, что билеты действительны в течение года с момента покупки, и их не трудно распечатать на принтере.

Красная подсветка небоскреба

Кроме того, в туристических агентствах можно приобрести City Pass. Это тур по Нью-Йорку с правом посещения шести главных городских достопримечательностей. В этом случае, визит в Эмпайр-стейт-билдинг возможен по сниженной цене.

В интернете можно найти немало фирм, предлагающих посетить знаменитый небоскреб. Однако, они продают не билеты, а ваучеры. И придется потратить время, чтобы потом обменять эти ваучеры на настоящие билеты.

Смотровая площадка Эмпайр-стейт-билдинг

2. Не нужно брать с собой ничего лишнего. Камеры хранения на входе в Эмпайр-стейт-билдинг не предусмотрены. А охрана при обязательной проверке не разрешит пронести в здание громоздкие сумки, чемоданы, напитки, воду и даже большие штативы для фотокамер.

3. Хорошо бы запастись заранее несколькими 50-ти центовыми монетами. Они будут нужны, чтобы воспользоваться биноклями, расположенными на смотровых площадках.

Смотровая площадка на 86 этаже

4. Смотровая площадка на 86 этаже открыта всем ветрам, так что стоит позаботиться о соответствующей одежде и головном уборе.

5. Небоскреб открывается для посетителей в 8 часов утра и закрывается в 2 часа ночи. По утрам очередь в него намного меньше. А в праздники и выходные дни народу бывает так много, что визит сюда лучше не планировать.

Остатки бомбардировщика на фасаде небоскреба
  • Штат Нью-Йорк американцы часто называют Имперским штатом, поэтому самый высокий небоскреб города получил название «Здание имперского штата».
  • Здание Эмпайр-стейт-билдинг так огромно, что почтовое ведомство страны присвоило ему собственный индекс – 10118.
  • На строительство высотного здания было затрачено 55 000 тонн стали, 10 млн кирпичей, 200 тыс. куб. футов камня, 2 млн футов электропроводов и 1,17 тыс. миль тросов для лифтов. Отделанный мрамором пол в Эмпайр-стейт-билдинг занимает площадь 30 000 кв. м. Сам небоскреб весит около 331 000 тонн.
  • Прочность небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг была проверена в результате трагических событий. В конце июля 1945 года военный самолет Б-25 «Митчелл» врезался в него между 79 и 80 этажами. Произошло это потому, что в условиях сильного тумана и низкой видимости командир самолета подполковник Уильям Смит (младший) не справился с управлением. Удар был настолько сильным, что один из двигателей бомбардировщика пролетел все здание насквозь. В результате этой трагедии погибло 14 человек, и 26 человек получили различные ранения. Однако само здание пострадало незначительно. Повреждения получили наружные стены, и внутри возник пожар, который был потушен всего через 40 минут. Все последствия очень быстро ликвидировали, и уже на следующий день офисы работали в обычном режиме.
  • Знаменитое высотное здание «прославилось» благодаря фильму о Кинг-Конге. Именно с этого небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг он упал, расстрелянный полицейскими вертолетами. Многие самоубийцы пытались покончить с жизнью, прыгая вниз с высотного здания, поэтому теперь на смотровых площадках постоянно дежурят охранники, и чтобы защитить пешеходов, над тротуаром оборудовали металлический навес.
  • Кинг-Конг на вершине Эмпайр-стейт-билдинг. Кадр из фильма 1933 года

    Как добраться

    Небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг стоит в центральной части Манхэттена. На метро по линиям N, Q, P нужно ехать до станции «34th Street/Herald Square». Если пользоваться наземным общественным транспортом, к небоскребу можно подъехать на автобусах М4, М10, М16 и М34.

Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) - один из первых и легендарных небоскребов Нью-Йорка, ставших его символами. Его называли восьмым чудом света, а вплоть до 1972 года он гордо носил звание самого высокого здания в мире. История строительства богата на интересные факты, как поразительные, так и печальные.

Архитектура здания

Разработкой проекта, на который ушло всего 2 недели, занималась группа архитекторов из фирмы «Шрив, Лэм и Хармон». В конструкции здания они удачно совместили настроение общественности в период Великой депрессии и новые требования к городской застройке.

Небоскреб имеет ступенчатую форму , сужается кверху. Это одно из требований Закона о зонировании городской территории (1916 г.). Сужение верхних этажей должно было обеспечить хорошее освещение улиц.

Фасады лишены какого-либо декора и максимально упрощены, однако объект без сомнений относят к стилю ар-деко. Не последнюю роль в этом играет набор материалов - хромированной стали, пластмассы и стекла. Новая и смелая комбинация на тот период времени.

Строительства нью-йоркского небоскреба

В январе 1930 года в Нью-Йорке началось строительство Эмпайр Стейт Билдинг. На подготовительном этапе вырыли котлован, подвели инженерные коммуникации и возвели фундамент. В марте этого же года приступили к строительству основной части.

Все работы были основаны на принципе конвейера. Особенно ярко это демонстрирует тот факт, что стальные детали каркаса монтировали через 8 часов после их изготовления на заводе.

Непосредственно на строительной площадке установили угольные печи, в которых накаляли заклепки для балок каркаса. Его, кстати, за полгода собрали до 86 этажа. Параллельно сборке стального остова внутри здания работали сантехники и электрики, прокладывая инженерные коммуникации.

Эмпайр Стейт Билдинг - цифры и факты

Знаменитый нью-йоркский небоскреб поражает не только своими масштабами, но и некоторыми фактами, о которых знают не все.

Empire State Building в цифрах

Некоторые цифры, которые приводит статистика и историческая хроника, заставляют посмотреть на Empire State Building другими глазами:

  • на строительство ушло 10 000 000 кирпичей, 60 000 тонн стальных элементов, 6 500 оконных конструкций, около 700 км электрических кабелей;
  • в шпиль ударяет около 100 молний в год;
  • высота к окончанию строительства составила 381 м, но после установки телевизионной башни она увеличилась до 443 м;
  • общий вес строения - 365 000 тонн ;
  • около 3 000 человек постоянно трудились на строительной площадке;
  • на возведение небоскреба ушло рекордных 410 дней;
  • в здании 103 этажа, связь между которыми обеспечивает 73 лифта;
  • смотровые площадки Эмпайр Стейт Билдинг посетили 110 000 000 человек;
  • в офисах небоскреба работает около 30 000 человек;
  • стоимость здания на момент окончания строительства составила 41 000 000 долларов, а в 2014 году его оценили в 629 000 000 долларов .

Не обошлось и без печальной статистики. По официальным данным во время строительства погибло 5 человек.

Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке запоминается не только высотой, архитектурой, но и несколькими интересными фактами своей «биографии».

  1. Название один из самых известных небоскребов США получил, благодаря неофициальному наименованию Нью-Йорка - Empire State или «Имперский штат».
  2. Сдать в аренду все офисы башни удалось лишь спустя десятилетие после строительства.
  3. В высшей точке планировали установку шпиля для причаливания дирижаблей. На практике это оказалось неосуществимым из-за сильных вихревых потоков воздуха на высоте.
  4. Ежегодно 5 февраля в небоскребе проходят соревнования по бегу. Победителем объявляют того, кто за рекордно короткое время преодолевает 1576 ступеней.
  5. Так как в здании находится огромное количество офисов, то оно имеет свой почтовый индекс - 10118.
  6. Основную нагрузку несет на себе не фундамент, а стальной каркас. Это позволяет существенно уменьшить вес строения.
  7. Эмпайр Стейт Билдинг стал героем нескольких кинолент. Самая известная из них - «Кинг Конг» (1933 г.).
  8. Со смотровой площадки открывается шикарная панорама. Обозреть окрестности можно на расстояние 128 км.

Широко известным фактом является то, что для строительства высотки привлекали монтажников из племени могавков, которые не боялись высоты.

Подсветка нью-йоркского небоскреба

Спустя несколько десятилетий после строительства Эмпайр Стейт Билдинг стал символом американской мечты и снискал особую любовь граждан США. Новую волну интереса и симпатий он вызвал в 1964 году, когда верхнюю часть строения оснастили прожекторами. Они подсвечивали телевышку и последние этажи в праздники или какие-либо знаменательные даты. Система работает и по сей день.

Каждому празднику и событию соответствует определенная цветовая гамма подсветки . Так, после смерти Ф. Синатры это были голубые огни, в юбилей королевы Великобритании - пурпурно-золотая. После разрушения Всемирного Торгового Центра башня в течение нескольких месяцев подсвечивалась в красный, белый и синий цвета. Во время проведения турнира US Open (теннис) доминирует желтый цвет.

В некоторые памятные даты подсветку на короткое время отключают полностью.

Интересный факт! В 2012 году 10 прожекторов заменили на 1200 светодиодов. Они обеспечивают широкий спектр цветов для подсветки и полностью управляются с компьютера. Сейчас для освещения верхней части небоскреба доступно около 16 миллионов цветовых решений.

На официальном сайте Эмпайр Билдинг всегда можно узнать актуальный цвет подсветки, а также, какой она была вчера, какой будет в ближайшую знаменательную дату.

Происшествия в Эмпайр Стейт Билдинг

В июле 1945 года между 79 и 80 этажом в Эмпайр Стейт Билдинг врезался американский бомбардировщик. Удар был настолько сильный, что его двигатель пролетел через здание насквозь . Особых повреждений сам небоскреб не получил. Большинство офисов без проблем открылись на следующий день. При этом столкновение унесло 14 жизней.

Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) - 102-этажный небоскрёб, расположенный в Нью-Йорке на острове Манхэттен. Офисное здание. С 1931 по 1972, до открытия Северной башни Всемирного торгового центра, являлся одним из самых высоких зданий мира. В 2001 году, когда рухнули башни Всемирного торгового центра, небоскрёб снова стал самым высоким зданием Нью-Йорка. Архитектуру здания относят к стилю ар-деко.

В 1986 году Эмпайр-стейт-билдинг вошёл в список национальных исторических памятников США. В 2007 году здание под номером один вошло в список лучших американских архитектурных решений по версии Американского института архитекторов. Владельцем и управляющим зданием является компания W&H Properties. Находится башня на Пятой авеню между Западными 33-й и 34-й улицами.

Эмпайр-стейт-билдинг в настоящее время является вторым по высоте небоскрёбом в Соединённых Штатах, уступая только Уиллис-тауэр в Чикаго, и 15-м по высоте в мире. Здание в настоящее время реконструируется за 550 млн долларов, 120 млн из которых идут на преобразования здания в экологичную структуру с более низким энергопотреблением.

Здание было построено на деньги Джона Рокфеллера младшего. Холл длиной 30 метров и высотой в 3 этажа, отделан мрамором и украшен 8-ю панно с изображением 7 чудес света и восьмое — это сам Эмпайр-Стейт-Билдинг. В зале «Рекорды Гиннеса» собрана уникальная коллекция необычных рекордов. Поднявшись на лифте за минуту, можно попасть на смотровую площадку на 86-м или 102-м этаже. Отсюда открывается потрясающий вид на город, особенно ночью, когда весь город сверкает неоновыми витринами и разноцветными огнями. А web-камерой, благодаря которой Вам представится возможность совершить виртуальное путешествие на небоскреб и увидеть Манхэттен в мельчайших подробностях, лучше воспользоваться при дневном свете. Подсветка здания — это то, о чем можно говорить бесконечно. Каждый день недели имеет свой цвет, праздничные дни и знаменательные даты имеют особые комбинации цветов. Неповторимое зрелище.

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЭМПАЙР СТЕЙТ БИЛДИНГ В НЬЮ-ЙОРКЕ

Башня получила своё название от обиходного наименования американского штата Нью-Йорк, который называют «имперский штат». Название башни можно также перевести как «Дом Имперского Штата», проект его выполнила архитектурная фирма «Шрив, Лэм и Хармон», а построен он был на деньги Джона Рокфеллера-младшего.

Место, где стоит теперь Эмпайр-стейт-билдинг, было с 1860 года центром обитания представителей высшего света. Тогда там стояли два аристократических дома, принадлежавших членам богатейшей семьи Астор. Джон Джекоб Астор III и Уильям Бэкхаус Астор-младший построили свои дома рядом. Жена Уильяма Бэкхауса Асторя, знаменитая дама, правила нью-йоркским обществом подобно царице. Потом она поссорилась со своим племянником Уильямом Уолдорфом Астором. В процессе ссоры он сломал свой дом и построил на его месте отель ‘Уолдорф’. Жена Уильяма Бэкхауса Астора переехала по этой причине в другой район. Ее сын Джекоб сломал тогда дом своей матери и построил отель ‘Астория’. Оба отеля функционировали в 90-х годах XIX века и были известны, как отель ‘Уолдорф-Астория’. Это был самый изысканный отель города до 1929 года, пока его не сломали, чтобы расчистить место для Эмпайр-стейт-билдинг.

Земляные работы на участке начались 22 января 1930 года, а сооружение самой башни началось 17 марта - в День святого Патрика. На стройке работали 3400 рабочих, преимущественно эмигранты из Европы, а также несколько сотен строителей-монтажников стальных конструкций из племени могавков, многие из которых приехали на стройку из резервации Канаваке близ Монреаля. Согласно официальным данным, во время строительства было зафиксировано пять смертельных случаев среди рабочих.

Строительство здания стало частью высотной гонки, проходящей в Нью-Йорке в то время. Два других проекта, участвовавших в этой гонке - Уолл-стрит, 40 и Крайслер Билдинг, были на стадии реализации, когда Эмпайр-стейт-билдинг только начинал строиться. Каждый из проектов-соперников держал титул высочайшего здания в течение нескольких месяцев, пока Эмпайр-стейт-билдинг не превзошёл их всех. На строительство ушло всего 410 дней. За неделю строились примерно четыре с половиной этажа, а в наиболее интенсивный период за 10 дней были возведены 14 этажей. Официальное открытие состоялось 1 мая 1931 года, когда президент США Герберт Гувер включил освещение здания, нажав на кнопку в Вашингтоне. Уже в следующем году первым использованием освещения на верхушке здания было празднование победы Рузвельта над Гувером в президентской гонке в ноябре 1932 года.

На открытии здания 1го мая 1931 года дети губернатора Смита перерезали ленточку. Когда 1 мая 1931 года состоялось официальное открытие Эмпайр-стейт-билдинг, Соединённые Штаты Америки переживали эпоху экономической депрессии. Поэтому сдать удалось далеко не все помещения, а здание получило название «Пустой-стейт-билдинг» (англ. Empty State Building). Прошло десять лет, пока все помещения, наконец, были сданы. Здание не приносило дохода владельцам до 1950 года. Только в 1951 году, после продажи Роджеру Стивенсу и его партнёрам за 51 млн долларов (рекордная для тех времён цена, уплаченная за одиночное сооружение), здание перестало быть убыточным.

В начале эксплуатации здания, его шпиль задумывалось использовать в качестве причальной мачты для дирижаблей. 102-й этаж был причальной платформой со сходнями для подъёма на дирижабль. Специальный лифт, курсирующий между 86-м и 102-м этажами, мог использоваться для транспортировки пассажиров. Регистрация, по задумке, производилась на 86 этаже. Однако идея воздушного терминала была признана несостоятельной ввиду соображений безопасности (сильные и нестабильные воздушные потоки наверху здания делали причаливание очень сложным, и после первой попытки стало понятно, что эта идея утопична). Ни один цеппелин так и не причалил к зданию. В 1952 году на месте терминала было размещено телекоммуникационное оборудование. Впоследствии идея всё-таки была виртуально реализована в фильме «Небесный капитан и мир будущего».

28 июля 1945 года бомбардировщик ВВС США B-25 «Митчелл», пилотируемый в густом тумане подполковником Уильямом Смитом, врезался в северный фасад здания между 79 и 80-м этажами. Один из двигателей пробил башню насквозь и упал на соседнее здание, другой свалился в шахту лифта. Пожар, возникший в результате столкновения, был потушен уже через 40 минут. В инциденте погибло 14 человек. Лифтёр Бетти Лу Оливер выжила после падения в лифте с высоты 75 этажа - это достижение попало в Книгу Гиннесса. Несмотря на это происшествие, здание не было закрыто, и работа в большинстве офисов на следующий рабочий день не остановилась.

За всё время эксплуатации здания здесь было совершено более 30 самоубийств. Первое самоубийство произошло сразу после завершения строительства недавно уволенным рабочим. В 1947 году вокруг наблюдательной площадки был возведён забор, так как всего за три недели здесь было совершено 5 попыток суицида. В 1979 году мисс Элвита Адамс решила свести счёты с жизнью и прыгнула с 86-го этажа. Но сильный ветер забросил мисс Адамс на 85-й этаж, и она отделалась только переломом бедра. Одно из последних самоубийств произошло 13 апреля 2007 года, когда с 69 этажа выбросился адвокат, терпевший неудачи в своей профессиональной деятельности.

ОПИСАНИЕ ЭСПАЙЕР СТЕЙТ БИЛДИНГ В НЬЮ-ЙОРКЕ

АРХИТЕКТУРА. В здании 102 этажа, его высота - 381,3 метра. Вместе с телевизионной башней, надстроенной в 50-е годы, он достигает общей высоты 443 метра. Коммерческие площади занимают первые 85 этажей здания (257 211 м²). Остальные 16 этажей - это надстройка в стиле ар-деко, на 102 этаже расположена смотровая площадка. Эмпайр-стейт-билдинг - первое здание в мире, имеющее более 100 этажей. В башне расположены 6500 окон и 73 лифта. Здание весит 331 000 тонн, построено на двухэтажном фундаменте и поддержано стальной конструкцией весом в 54 400 тонн. На него пошло десять миллионов кирпичей и 700 километров кабеля. Общая площадь окон - два гектара, а площадь фундамента - более 8 тыс. м². Лестница насчитывает 1860 ступеней, где один раз в год проводится соревнование на скорейший подъём. В офисных помещениях могут разместиться 15 000 человек, а лифты способны за один час перевезти 10 000 человек. В башне расположено около 1000 офисов, количество сотрудников составляет 21000 человек, что делает Эмпайр-стейт-билдинг вторым по числу сотрудников зданием Америки после Пентагона. Общая длина труб инфраструктуры достигает 113 км, длина электрических проводов - 760 км. Отопление паровое низкого давления. Для отделки были использованы известняковые плиты.

Поскольку небоскрёб окружён различными деловыми зданиями, то снизу полностью не обозревается. Он выполнен в скромном, но элегантном стиле ар-деко. В отличие от большинства современных небоскрёбов, фасад башни выполнен в классическом стиле. По серому каменному фасаду ввысь тянутся полосы нержавеющей стали, а верхние этажи расположены тремя уступами. Холл внутри имеет длину 30 метров и высоту в три этажа. Он украшен панно с изображениями семи чудес света, только к ним добавлено и восьмое: сам Эмпайр-стейт-билдинг. В зале Рекордов Гиннесса собрана информация о необычных рекордах и рекордсменах.

ОСВЕЩЕНИЕ . В 1964 году на башню была установлена система прожекторного освещения для того, чтобы подсвечивать верхушку в цветовой гамме, соответствующей каким-либо событиям, памятным датам или праздникам (День святого Патрика, Рождество и т. п.). К примеру, после восьмидесятилетнего юбилея и последовавшей за ним смерти Фрэнка Синатры, подсветка здания была выполнена в синих тонах, из-за прозвища певца «Мистер Голубые глаза». После смерти актрисы Фэй Рэй 8 августа 2004 года, освещение башни было полностью выключено на 15 минут.

Традиционно, в дополнение к обычному освещению, подсветка здания выполняется в цветах нью-йоркских спортивных команд в те дни, когда в городе проходят матчи этих команд (оранжевый, синий и белый для Нью-Йорк Никс, красный, белый и синий для Нью-Йорк Рейнджерс и т. д.). Во время теннисного турнира US Open в подсветке доминирует жёлтый цвет (цвет теннисного мяча). В июне 2002 года, в дни празднования юбилея Её Величества Королевы Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизаветы II, подсветка была пурпурно-золотой (цвета дома Виндзоров).

СМОТРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ . Смотровые площадки Эмпайр-стейт-билдинг являются одним из самых популярных мест паломничества туристов в Нью-Йорке и одними из самых посещаемых смотровых площадок в мире. Всего их посетило более 110 млн человек. Площадка на 86-м этаже имеет угол обзора в 360 градусов. Ещё одна смотровая площадка открыта на 102 этаже. В 1999 году она была закрыта, затем снова открыта в 2005 году. Верхняя площадка полностью закрыта, её площадь намного меньше площади нижней площадки. Из-за большого количества посетителей, верхняя площадка закрывается в наиболее напряжённые дни. Туристы оплачивают посещение смотровых площадок в кассе на 86 этаже (для посещения 102 этажа существует отдельная дополнительная оплата).

АТТРАКЦИОНЫ . На втором этаже здания находится аттракцион, открытый в 1994 году для туристов. Аттракцион называется New York Skyride и представляет собой имитатор воздушного путешествия по городу. Длительность аттракциона - 25 минут.

С 1994 по 2002 год действовала старая версия аттракциона, в которой Джеймс Духан, Скотти из сериала «Звёздный Путь», в качестве пилота самолёта, в юмористическом стиле пытался сохранить контроль над самолётом во время шторма. После теракта 11 сентября 2001 года, этот аттракцион был закрыт. В новой версии сюжет остался прежним, однако башни Всемирного торгового центра были убраны из декораций, а пилотом вместо Духана стал Кевин Бейкон. Новая версия преследовала прежде всего не развлекательные, а образовательные и информационные цели. В неё также были включены патриотические элементы.

СПОРТ . Эмпайр-стейт-билдинг - не только самое высокое здание в городе, визитная карточка Манхэттена и символ американской архитектуры, но и площадка для бега. 5 февраля на лестницах Эмпайр-стейт-билдинга проходят соревнования по бегу. Хорошо подготовленным бегунам удаётся преодолеть 1576 ступеней здания - с 1 по 86 этаж - за несколько минут. В 2003 году Полом Крейком был установлен рекорд, который до сих пор не побит - 9 минут 33 секунды. Кроме того, проводятся соревнования среди пожарных и полицейских, которые, в отличие от обычных бегунов, должны бежать с полной выкладкой.

ЭМПАЙР СТЕЙТ БИЛДИНГ НА ФОТОГРАФИЯХ





Эмпайр Стейт-Билдинг - один из самых знаменитых небоскребов, известный не только в , но и во всем мире. Он стоит в одном ряду с такими знаменитыми постройками, как пирамида Хеопса и . Это строение было и остается символом блистательного Нью-Йорка. Сорок лет назад Эмпайр Стейт был самым высоким зданием в мире, но до сих пор он поражает своими размерами. На стене огромного украшенного мрамором холла небоскреб Эмпайр Стейт-Билдинг представлен как восьмое чудо света.

Особенности Эмпайр Стейт Билдинг

102-этажное здание Эмпайр Стейт-Билдинг находится на Пятой Авеню. Оно было построено еще в 1931 году и является самым высоким небоскребом Нью-Йорка.

Несмотря на большие размеры, небоскреб выглядит довольно изящно: пропорции Эмпайр Стейт-Билдинг просты и изысканны. Верхние этажи построены несколько вглубь по отношению к общей линии фасада. Выполнено здание в скромном, но элегантном стиле арт-деко. По серому каменному фасаду ввысь тянутся полосы из нержавеющей стали, а верхние этажи расположены тремя уступами.

Стоя на тротуаре перед 102-этажным небоскребом, очень трудно рассмотреть все здание целиком - настолько оно большое. Размеры постройки действительно поражают: высота без башни - 381 метр, а вместе с телевизионной башней, надстроенной в 50-е годы, она достигает общей высоты 449 метров. Вес сооружения - 331 тысяча тонн.

Конечно, передвигаться по этажам лучше всего с помощью лифтов, но встречаются чудаки, которые предпочитают взбираться на самый последний этаж по лестнице, которая насчитывает 1 860 ступеней. Один раз в год здесь проводится соревнование на самый быстрый подъем. Победитель получает один миллион долларов.

Остальные все-таки предпочитают пользоваться лифтами. В офисных помещениях могут разместиться 15 000 человек, а лифты способны за один час перевезти 10 000 пассажиров.

Эмпайр Стейт - не только средоточие офисов, но и настоящее развлечение для туристов. Внутри холла, имеющего длину 30 метров и высоту в три этажа, висит огромное панно с изображениями восьми , одно из которых - сам Эмпайр Стейт-Билдинг. В зале Рекордов Гиннеса собрана информация о необычных рекордах и рекордсменах. На 86-м и 102-м этажах есть смотровые площадки, куда можно очень быстро добраться на лифте. Отсюда открывается изумительный вид на город.

История Эмпайр Стейт Билдинг

Здание Эмпайр Стейт-Билдинг находится по адресу: Нью-Йорк, Пятая авеню,350. Эта часть Манхеттена и сейчас считается очень престижной. Небоскребы, которых здесь достаточно, лишь еще больше подчеркивают респектабельность этого района.

Нью-Йорк и Чикаго стали первыми городами, где началось строительство высотных зданий. Тому было много причин. Во-первых, уже активно применялись технические новшества - легкая строительная арматура, скоростные лифты, ленточный фундамент и т. д. Во-вторых, с конца XIX века цена на землю была достаточно высока, поэтому строительство многоэтажных зданий оказалось экономически выгодным. Но, несмотря на более низкую цену, размещение офиса в небоскребе было и остается до сих пор очень престижным. Сейчас, чтобы снять офис в небоскребе, надо заплатить гораздо больше, чем за подобные апартаменты в обычном здании.

Современный Эмпайр Стейт-Билдинг построен на месте, где с 1860 года находился центр для местной аристократии. Тогда здесь стояли два знатных дома, принадлежавших членам богатейшей семьи Астор. В последствие, здесь были построены отели «Уолдорф» и «Астория». Эти два отеля функционировали в 90-х годах XIX века. В 1929 году оба отеля были разрушены, для того, чтобы расчистить площадку для строительства Эмпайр Стейт-Билдинг.

Здание возведено на двухэтажном фундаменте (чтобы небоскреб был более устойчивым) и поддержано стальной конструкцией весом в 54 400 тонн. На строительство потрачено десять миллионов кирпичей и 700 километров кабеля. Строительство возглавлял Джон Якоб Раскоб (создатель компании «Дженерал Моторс»). Проект выполнила архитектурная фирма «Шрив, Лэм и Хармон».

Здание было выстроено просто с неслыханной скоростью. Чуть больше полутора лет 38 бригад строителей (по 5 человек в каждой) монтировали каркас небоскреба из огромного количества металлических балок, которые доставляли на стройку по специально построенной дороге. Строительство было очень сложным и рискованным: каждый день рабочим приходилось балансировать на узких балках этого каркаса.

Небоскреб рос буквально на глазах. Каждую неделю строились примерно четыре с половиной этажа, а в наиболее интенсивный период за 10 дней были возведены 14 этажей. Все здание было построено за 1 год и 45 дней.

1 мая 1931 года состоялось официальное открытие Эмпайр Стейт-Билдинг, получившего статус самого высокого здания на нашей планете, обогнав предыдущего рекордсмена - штаб-квартиру автомобильной корпорации «Крайслер».

Время открытия небоскреба совпало великой экономической депрессией. Не многие могли позволить снять себе офис в этом здании. Тогда здание даже прозвали «Пустой-стейт-билдинг» (Empty State Building). Прошло десять лет, пока все помещения, наконец, были сданы.

Сначала создатели небоскреба планировали построить плоскую крышу, чтобы устроить здесь площадку для дирижаблей. Но впоследствии от этой идеи отказались: и площадка - дорогое удовольствие, да и дирижабли выходили и моды. В 1950 году небоскреб решено было надстроить: на крыше установили небольшую телебашню, высотой в 447 метров.

Название небоскреба Эмпайр Стейт-Билдинг происходит от слов «билдинг», что по-английски означает «здание» или «строение». «Эмпайр стейт» (с английского переводится как «штат-империя») - это неофициальное название штата Нью-Йорк.

Небоскреб быстро приобрел печальную славу, поскольку оказался очень привлекательным для самоубийц. Первый суицид произошел в 1933 году, спустя всего 3 года после открытия. В том же году на экраны вышел фильм «Кинг-Конг», и образ этого здания оказался прочно связанным в сознании миллионов зрителей с огромным чудовищем, взбирающимся по стенам небоскреба. В довершение ко всему, в 1945 году из-за плохой видимости в 79-й этаж врезался самолет. Погибли 14 человек, а ущерб составил один миллион долларов. Тогда стали поговаривать, что небоскреб Эмпайр Стейт-Билдинг чуть ли не дьявольское изобретение. Правда, преуспевающие бизнесмены все это называли полнейшей чушью и продолжали бороться за право снять офис в самом респектабельном здании Манхеттена.

В 1986 году зданию Эмпайр Стейт-Билдинг присвоен статус национального памятника архитектуры. Ежегодно его посещает более 35 000 туристов, не считая того, что в самом здании работает более 50 000 человек.

Уже не одно десятилетие Эмпайр Стейт-Билдинг считается символом Нью-Йорка и всего американского государства.

Эмпайр-стейт-билдинг, бывший долгое время самым высоким зданием в мире, повторяет собственное изображение на центральной панели огромного (30 метров длиной) и высокого (в три этажа) вестибюля.

На этом как бы «святом» изображении, Эмпайр-стейт-билдинг, написанный золотыми красками, окружен ореолом божественного сияния и медальонами, иллюстрирующими достижения человечества на пути к прогрессу.

  • Объект:
  • Месторасположение: Нью-Йорк, США
  • Проект: Шреве, Лэмб и Хармон
  • Высота: 381 м
  • Материалы: сталь, кирпич, алюминий и известняк
  • Год постройки: 1931
  • СТИЛЬ: Ар-деко
  • Начало экономической депрессии вполовину уменьшило предполагаемую стоимость строительства

«Центр вселенной» и восьмое чудо света, Эмпайр-стейт-билдинг откровенно гордится тем, что когда-то обладал мировым рекордом высоты. Он отобрал его в 1931 году у и владел им до 1972 года, когда строительство Центра международной торговли ознаменовало собой начало новой эры.

жон Джейкоб Раскоб мучился от зависти. Создатель компании «Дженерал Моторе» просто жить не мог, зная о том, что его соперник, Уолтер Крайслер, недавно построил самое высокое здание в мире. Но у Раскоба были свои идеи. Он пришел к Уильяму Лэмбу, одному из партнеров в архитектурной фирме «Шрив, Лэмб и Хармон», и поделился с ним своей мечтой о небоскребе, который затмил бы здание Крайслера. Раскоб задал совершенно простой и при этом пугающий намерением вопрос: «Насколько высоким вы можете его сделать, так, чтобы он при этом не упал?»

Вскоре старый отель «Уолдорф-Астория» на Пятой авеню, около 34-й улицы, снесли, чтобы освободить место для строительства небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг.

Назвали его так благодаря Джорджу Вашингтону: когда он проплывал по реке Гудзон, то заметил, что это место будет «символическим для новой империи».

После уничтожения башен-близнецов Эмпайр-стейт-билдинг с неохотой вернулся к роли основного символа Нью-Йорка и Америки. Его легко узнаваемый образ строится на фундаменте статистики, оперирующей небывалыми цифрами: 10 миллионов кирпичей, общий вес 365 000 тонн, 59 800 тонн стальных балок, 687 км электрических проводов и 2 миллиона квадратных метров окон, мойкой которых постоянно занимается специальная бригада.

Смелый план

Заявлены были только два критерия: чтобы здание было похоже на карандаш, и чтобы оно было выше, чем все, что есть на Земле. Совсем неудивительно, что размеры и вес проекта угрожали опасностью. Расположение его считалось коммерчески «не очень выгодным». Ни один предполагаемый съемщик еще не появился. А рынок ценных бумаг начал падать, и потом вся страна оказалась перед лицом Великой экономической депрессии.

С таким неустойчивым фундаментом зданию требовался другой, попрочнее. В гранитное основание острова Манхэттен вбили 210 колонн из бетона и стали. Эта платформа, всего в два этажа глубиной, должна была выдерживать башню высотой в 102 этажа (380 метров) и весом около 365 тонн.

Архитектор однажды сказал: «Из того, что мы делаем в мирное время, строительство небоскребов ближе всего к войне». На это сражение собрали армию рабочих и мастеров, 3000 из них работали на строительной площадке в любое время дня. Героями среди них считались монтажники-высотники, многие из

них были индейцами из племен могавков и ирокезов, ведь коренные американцы известны своим бесстрашием. Эти смелые парни работали по 13 часов в день всего за 1,92 доллара в час, они висели на безумной высоте и заклепывали более 50 000 тяжелых стальных балок, каждая из которых весила тонну – хватило бы, чтобы проложить железную дорогу между Нью-Йорком и Балтимором. Удивительно ровные балки, с погрешностью не более 3 мм, устанавливали и скрепляли вместе всего лишь через восемь часов после того, как их выпускали на заводе в Питтсбурге.

Несмотря на то что в процессе разработки и конструирования проект 16 раз меняли, построили его на 45 дней раньше конечного срока, и еще 5 миллионов осталось от бюджета. Удивительный небоскреб стоимостью 41 миллион долларов вырос над городом в рекордные сроки (менее 14 месяцев), и до сих пор никто не строил такие здания быстрее. От центра здание нигде не отклоняется больше, чем на 6 мм, в нем 10 миллионов кирпичей и 2 гектара окон. Утонченный стиль ар-деко подчеркивают изящные, постепенно сходящиеся кверху стены, или «выступы», которые официально признаны в строительных нормах и правилах Нью-Йорка.

Архитектурные особенности Эмпайр-стейт-билдинг:

  • Архитектурная мощь этого здания заключается в его распределении по объемам. С пятиэтажного основания поднимается серия корпусов, постепенно переходя в центральную конструкцию, выдвигающуюся, словно телескоп, на высоту 86 этажа. Сужаясь, конструкция продолжает подниматься, пока не переходит в антенну.
  • В кинофильме «Кинг-Конг» (1933) в качестве декораций использовались символические изображения Эмпайр-стейт-билдинг. На фоне башни и антенны здания, которые уже тогда планировали использовать в качестве причала для дирижаблей, разворачивалась аллегорическая борьба между созданием Природы и искусственной цивилизацией.
  • По всему фасаду небоскреба тянутся бесконечно повторяющиеся ряды модульных окон, сгруппированных по горизонтали, но и выровненных по вертикали, что подчеркивает направленность пустых и заполненных пространств.
  • При возведении Эмпайр-стейт-билдинга использовались уже готовые блоки, что значительно сократило сроки его строительства.
  • Начиная с 1940 годов Эмпайр-стейт-билдинг являлся одной из туристических достопримечательностей Нью-Йорка. Около двух миллионов туристов ежегодно поднимались но его смотровую площадку, чтобы оттуда полюбоваться захватывающими видами города.
  • По большим праздникам и знаменательным дням вершина небоскреба сверкала разноцветной иллюминацией.

Вся динамичная громада злого символа мощи и власти 1930-х распределена по объемам, безудержно стремящимся вверх под внимательными взглядами зрителей. С пятиэтажного основания площадью в 0,65 га поднимается серия корпусов, которые постепенно сужаются, после чего угловые секции переходят в центральную конструкцию, выдвигающуюся, словно телескоп, на высоту 86 этажа. Конструкция продолжает подниматься, незаметно переходя в антенну.

Ощущение пластичности, исходящее от этого гигантского объекта, крепко вросшего в землю и одновременно устремленного к небу, усиливается повторяющимися рядами модульных окон, сгруппированных по горизонтали, но и выровненных по вертикали, что подчеркивает направленность пустых и заполненных пространств и создает узнаваемый орнаментальный мотив.

Формы Эмпайр-стейт-билдинга, тесно связанные с ар-деко, раскрываются с совершенно неожиданной стороны и в совершенно неожиданных ракурсах. Прежде всего, просматривается триумфальный, но отчасти угрожающий образ Вавилонской башни; затем кинематографические образы той эпохи, подобные фантастическим сооружениям из фильма Фрица Ланга «Метрополис», и образы из комиксов: и, наконец, фантастические образы города будущего, нарисованные Хью Ферриссом.

Важно подчеркнуть, что чрезвычайная вертикальная направленность Эмпайр-стейт-билдинг явилась результатом изменений в правилах, регулирующих вопросы городского строительства в Манхэттене. Чтобы уравнять права отдельных граждан, строивших дома на собственной земле, с правами тех, кто соглашался с необходимостью строительства высоток, было разработано два типа конструкций, в зависимости от места строительства.

Первый представлял подобие зиккурата, когда здание строилось уступами, но до определенной высоты, тогда как второй, с четко выраженной центральной секцией мог, теоретически, подниматься на любую высоту – это были небоскребы с центральной башней, или «колокольней», пришедшие на смену старым, “вертикально ориентированным” высоткам.

Эмпайр-стейт-билдинг вместе с Сиграм-билдингом является достопримечательностью мидтауна Нью-Йорка, так же, как башни-близнецы являлись достопримечательностью делового центра, – со смотровых площадок этих небоскребов открывались захватывающие виды на город и окружающий его ландшафт.

Последнему обстоятельству Эмпайр-стейт был обязан своему успеху в начале “карьеры”. Его владельцы с трудом находили компании, желавшие арендовать офисные помещения. К счастью, смотровые площадки, ставшие местом паломничества туристов, спасли здание от неминуемого банкротства. Учитывая, что строительство здания и ввод его в эксплуатацию пришлись на годы банковского краха и последовавшей за ним Великой депрессии, от которой Америка оправилась только после Второй мировой войны, добиться процветания Эмпайр-стейт-билдинг было далеко не просто.

Символ города

После того как небоскреб построили, на 186 000 м2 общего пространства нашлось так мало съемщиков, что его прозвали «Пустой-стейтбилдинг». Но сейчас там работают в офисах более 15 000 служащих, и к ним приходят бесчисленные посетители. Если за одну минуту подняться на смотровую площадку, то можно окинуть взглядом окрестности на расстоянии до 128 километров.

До 1972 года здание оставалось самым высоким в мире, потом были построены печально известные башни Всемирного торгового центра.

Даже если с финансовой точки зрения он и не являлся идеальным объектом для инвестиций, то как символ Америки он пользовался огромным успехом. Голливуд с готовностью приступил к его эксплуатации – интерьеры, смотровые террасы и открывающиеся с них виды появляются во всем великолепии в таких фильмах, как “Кинг-Конг” (снятый в 1933 году, когда строительство только закрылось), “В городе” (1949), “Империя” (снятый Энди Уорхолом в 1964 году) и “Манхэттен” (снят Вуди Алленом в 1979 году). Его роль в этих фильмах весом была главной: гимнастический помост для упражнений гигантской гориллы, фон, на котором развертывается любовная история, подмостки для экспериментального театра абсурда.

Эмпайр-стейт настолько популярен, что в представлении многих жителей Нью-Йорка и некоторых маргинальных художников почти очеловечивается. В своих картинах М. Вризендорп гиперболизирует многие черти небоскребов и наделяет их человеческими качествами. Вот сюжет самой известной из них: Рокфеллеровский центр открывает двери спальни и к своему изумлению обнаруживает в одной постели мужественного Эмпайр-стейт-билдинга и женственно-элегантного Крайслер-билдинга. Постельное покрывало расписано в виде городского плана Манхэттена. Статуя Свободы играет роль ночника, а в окно спальни с любопытством заглядывают другие небоскребы.

Построенный в чисто рекламных целях, а не а силу какой-то практическом необходимости, Эмпайр-стейт-билдинг более, нежели другие небоскребы его поколения преуспел в роли знаменосца и символа американской мечты. Его образ тиражировался в бесчисленных рекламных проектах, и вместе с образами Крайслер-билдинг, Рокфеллеровского центра и Статуи Свободы поднялся – в планетарном масштабе – до уровня иконы.

Появление в относительно молодом городе Лас-Вегасе небоскребов, скроенных по нью-йоркскому образцу свидетельствует о широкой известности и торжестве этой модели, призванной символизировать имперский штат (Нью-Йорк) и продолжающей и по сей день представлять парадоксальный спиритуализм финансовой мощи капитализма.