Позиционные изменения гласных звуков зависят от положения гласного относительно ударения:

  • а) под ударением полностью отсутствует редукция, но возможна аккомодация - влияние соседних мягких согласных;
  • б) в безударном положении обязательна редукция, аккомодация же ослаблена, а точнее предусмотрена самой редукцией.

Редукция

Редукция (лат. reductio - ‘отодвигание назад’) - это ослабление звучания гласных, которое может сказываться как на их длительности, так и на качестве артикуляции, т.е. возможны изменение ряда, подъема и утрата лабиализации. Редукция бывает двух типов: количественной и качественной.

Количественная редукция приводит к сокращению длительности гласного звука. В современном русском литературном языке количественная редукция в самом общем виде выражается «формулой Потебни» - схемой ритмической структуры фонетического слова:

где цифрами обозначена условная длительность: 3 - ударного гласного; 2 - первого предударного; 1 - всех остальных безударных гласных в составе фонетического слова.

Только количественной редукции подвергаются безударные гласные [у] и [ы], а также условимся считать, что и гласный [и], по крайней мере в полном стиле русского литературного произношения, связанного со старшей орфоэпической нормой.

С количественной теснейшим образом связана качественная редукция, при которой в безударном положении оказывается гораздо меньшее число звуков, причем уже иного качества, нежели в ударном. Если звукотипы [и], | ы ] и [у] не меняют своего качества (ряда, подъема и лабиализации) в безударном положении, то звукотипы [а], [о], [е]/[э] меняют (обратите внимание на серую заливку гласных звукотипов в табл. 1.5).

В редукции важна ее степень: первая степень редукции характеризует гласные первого предударного слога, вторая степень - все остальные. Однако первая степень редукции может обнаруживаться и в тех позициях относительно ударения, где по общему правилу должна быть вторая: в неприкрытом втором предударном (и далее) слоге, а также в заударном открытом слоге перед фразовой (длительной) паузой.

Кроме того, качественная редукция по-разному осуществляется после твердых и после мягких согласных, а также в абсолютном начале слова и после твердых шипящих и [ц]. Полная схема качественной редукции русских гласных представлена в табл. 1.7.

Наиболее наглядно представить редукцию можно на примере одной и той же морфемы, содержащей гласные звукотипы [а], [о], [е]/[э] и оказывающейся в разных позициях относительно ударения:

1) после твердых согласных всех типов:

сад [сат] -» сады [са ъ ды] -» садовод [съда ъ вбт], по саду [по съду];

жар [жар| -+жара |жа ъ ра| -» жарковато |жърка ь ватъ], выжарить |выжърит’|;

шаг [шак] -» шаги [ша ъ г’й] -» шаговой [шъга ь вби], вышагать [вышъгьт ];

царство [царствъ] -> цари [ца ь р’й] -> царедворец [църЧг"двбр’ьц];

воды [воды] -> вода [ва ъ да] -> водовоз [въда ъ вбс], по воду [по въду];

декалитр [дэкаЧлйтр] -> декан [ды{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}кан| -» деканат [дъка ь нат];

жесть [жэс’т’] -» жесток [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}сток] ->жестокосердый [жъстъка ь с’ердыи];

шест [шэст] -> шесток [шы:, стбк] шестовой [шъста"вби], на шест [на шъст];

цепь |цэп’ | -» цепочка |цы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}поч’къ) -> цеповой |цъпа ъ вои], по цепи [по цъп’и|;

2) после твердых шипящих и [ц] (во всех случаях для [о]):

жёлт [жолт] -» желток [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}лток] -> желтизна [жълт’изна], изжелта [йжълтъ]; топот [шонът] -> шептать [шы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}птат’] -> шепоток [шъпаъток], вышептать [вышъпты’];

перцовый [п’и е рцовыи] ->лицевой [л’ицы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}вби| -> глянцевый [гл’анцъвыи];

3) |а| после твердых шипящих и [ц] в первом предударном изменяется в [ы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}] лишь в отдельных словах и словоформах:

жаль [жал’] -» жалеть [жы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}л’ет"];лошадка [ла ь шаткъ] ->лошадей [лъшыэд’ёи]; овсяный [аъфс’аныи] -> ржаной [ржы{{произношение [д ]. В заударную позицию подобного рода морфемы (содержащие [э] не послетвердых шипящих и [ц]) никогда не попадают.}}нби];

4) после мягких согласных всех типов:

пять In’aT’] -» пяти |п’и е т’й] пятачок [п, ьта ъ ч, бк], за пять [за п’ьт’];

тёмный [т’бмныи] -> темно [т’и с мнб] -> темнота [т’ьмна ъ та], затемно [зат’ьмнъ]; лес [л’ёс] ->леса [л"Щ"са] -> лесовоз [л’ьса ъ вос], по лесу [по л’ьсу];

Схема качественной редукции гласных

Таблица 1.7

1. После твердых согласных

Слог относительно ударения

Первый предударный

Заударный

Условная длительность (по «формуле Потебни»)

Степень редукции

Позиционная корректировка (первая степень редукции и условная длительность 2)

В неприкрытом слоге (после гласных и в абсолютном начале слова)

В конечном открытом слоге перед фразовой паузой (конечное продление)

  • -направление качественных изменений после гласных и твердых согласных всех типов
  • -----направление качественных изменений после [ж], [ш] и [ц] во всех словах

Направление качественных изменений после [ж], [ш] и [ц] в ограниченном количестве слов

5) в неприкрытом предударном слоге (независимо от его удаленности от ударения):

округ [ окрук] -> окружной [а ъ кружнои], но: в окружном [в ъкружном];

этика [эт’икъ] -> этичный | и е т’йч? ныи]; этаж [и е таш ] -> этажи [ и с та ь жы |, на этаже [нъ и е та ъ жэ], но: в этаж [в ьРгаш], с этажа [с ъта ъ жа];

6) в открытом заударном слоге перед фразовой паузой происходит так называемое конечное продление, ср.:

Мама спит [мамъ сп’йт//], но: Спит мама [сп’йт мама ъ //];

Катя спит [кат’ъ сп’йт//], но: Спит Катя [сп’йт кат’а//];

К маме иди [к м ам’ь ид’й//], но: Иди к маме [ид’й к м ам’и е //];

Саша идёт [сашъ ид’бт//], но: Идёт Саша [ид оц саша ъ //];

К Саше иди [к сашъ ид’й//], но: Иди к Саше [ид’й к сашы э //];

Птица летит к птице [пт’йцъ л’и с Т’йт к пт’йцы 3 //] и: К птице летит птица [к пт’йцъ л’и е т’йт пт’йца ъ //];

Всё реже и реже [фс’о р’ежъ и р’ёжы 3 //].

Возникает вопрос: при наличии в фонетической системе русского языка качественно редуцированных [и е ] и [ы э ] как отличать их при практическом транскрибировании от количественно редуцированных (т.е. просто безударных) «чистых» [и] и [ы]? Самый простой выход из ситуации - прибегать всякий раз к помощи орфографии. Если в орфографической записи на месте звукотипа [ы] стоят буквы ы или и (последняя при этом не обозначает мягкости предшествующего согласного), а на месте звуко- типа [и] - буква и, то в транскрипции будет [ы] (после твердого согласного) и [и] (после мягкого согласного или в неприкрытом слоге). Если же в орфографической записи на месте этих звукотипов стоят другие буквы, то выбираем для транскрипции [ы э ] (после твердого согласного) или [и с ] (после мягкого согласного или в неприкрытом слоге). Например:

в Крыму | ф крыму |, цыган [ цыган |, циферблат 111ыф’и с рблат |, живот | жывот |, широта [шыра ъ та],лиса [л’иса], щипать [ш’ипат’], число [число], игра [игра] но:

в цепи [ф цьРп’й], двадцати [двъцьРт’й], шести [шьРс’т’й], жалеть [жы э л’ет’], желток [жы э лток], леса [л’и е са], мясной [м’и е снои], щека [ш’и е ка], чего [ч’и е во], экономика [и е ка ь ном’икъ].

Из табл. 1.7 и приведенных примеров видно, что звук [ь] (редуцированный второй степени переднего ряда) встречается только после мягких согласных. Звук [ъ| (редуцированный второй степени непереднего ряда) может появляться не только после твердых согласных, но также после мягких - в заударной позиции, обычно там, где пишется буква я (в таких случаях необходимо прибегать к подсказке орфографии): в чистом поле [ф ч’йстъм пбл’ь], но с поля [с пол’ъ]. В именительном-винителыюм падеже хоть и пишется в окончании е, звучит скорее [ъ], чем [ь], что хорошо видно при конечном продлении этого звука: Выйду в поле [выйду ф пбл’а//| - на конце представлен звук гораздо ближе к [а], чем к [и с ]. Кроме того, звук [а] («а переднее») в единичных случаях встречается и в первом предударном слоге, в основном в предлоге для, ср.: для вас [д*л’л’а вас]; во втором предударном и далее звучит скорее [ъ], чем [ь]: для меня [д*л’л’ъ м’и е н’а]. В некоторых заимствованных словах также возможно [а] в первом предударном после неслогового [и]: гильотина [г’ил’иат’йнъ], йотация [иатацыиъ] и др.

По поводу качества гласного в первом предударном слоге после твердых (но не шипящих и [ц]) среди фонетистов существуют некоторые разногласия, поскольку, кроме [а ъ ] (или просто ослабленного [а]), тут часто фиксируется произношение более заднего гласного [а]. Это связано либо с индивидуальными особенностями говорящего, либо с позицией перед велярным согласным и [л], которые в результате аккомодации несколько оттягивают язык назад: [плка], [нлга], [длла] и пр. Подобного рода аккомодацией при транскрибировании можно пренебречь и обозначать в таких случаях только [а ъ ]. Вероятно, у многих студентов в данной позиции звучит [ъ], однако такое произношение нельзя признать литературным, за исключением нескольких случаев, характерных для старомосковского произношения:

а) произношение союза (не союзного слова!) что с ъ любой позиции:

Я знаю, что ты придёшь [иа ъ знаиу/ чтъ ты пр’ид’бш//] или чаще - с безударным [ о], на которое не распространяется качественная редукция: [...что ты пр’идош//],

но если что - союзное слово, то на него падает ударение: Я не слышу, что ты говоришь Ца н’и с слышу/ что ты гьва ъ р’йш//].

б) аналогичное произношение союза или частицы хоть :

Приходи хоть к нам [пр’иха ъ д’й хът’ к нам//] или более новое [...хот’ к нам//]; Паша придёт, хоть он и не знает [пашъ пр’ид’бт/ хът’ он ы н’и с знаиьт//] или более новое [...хот’ он... |.

Для старомосковского произношения характерно сильное растягивание гласного в первом предударном слоге (т.е. фактически отсутствие количественной редукции), часто за счет еще более сильной, практически до нуля, редукции второго предударного: молоко [млакб], подожди [пдажд’й] и т.п. Такое произношение считается сейчас или просторечным, или специфическим для женской речи.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. К. Э.ЦИОЛКОВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Специальность: 033200

«Иностранный язык с дополнительной специальностью»

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОПОСТАВЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ РЕДУКЦИИ

В НЕМЕЦКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

Студентка 2 курса

Научный руководитель

Профессор

Калуга 2012

Введение............................................................................................................. 3

Явление редукции.............................................................................................. 4

Редукция гласных. Виды редукции:

качественная и количественная редукция........................................................ 5

Редукция согласных.......................................................................................... 7

Редукция гласных в русском и немецком языках............................................ 8

Качественная и количественная редукция в немецком языке.

Проблема немецкой фонемы /ə/........................................................................ 8

Качественная и количественная редукция в русском языке ............................ 10

Редукция гласных в русском и немецком языках. Проблема редукции согласных в немецком языке........................................................................................................... 20

Редукция согласных в русском языке.............................................................. 22

Заключение........................................................................................................ 25

Список литературы........................................................................................... 26

Лучше форматируйте

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая посвящена описанию явления редукции в немецком и русском языках. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. определение понятия редукции;

2. рассмотрение редукции гласных в немецком языке, проблемы фонемы /ə/;

3. описание качественной и количественная редукция в русском языке;

4. анализ проблемы редукции согласных в немецком языке;

5. рассмотрение редукции согласных в русском языке.

ЯВЛЕНИЕ РЕДУКЦИИ

Существует несколько точек зрения на определение понятия редукции. С течением времени взгляды и подходы к изучению данного явления неоднократно менялись.

дает следующее определение редукции: « Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов» [Реформатский 1996, 107]. Это бы все надо в пред. раздел и там сравнить определения. Показать, чем мое лучше или хуже Реформатского

Наиболее развернуто определение редукции сформулировал. Это конечно же замечательно, но можно бы и поскромнее! По его мнению, редукция представляет собой те случаи дополнительной дистрибуции аллофонов, когда последние характеризуются меньшим числом или меньшим меньшей выраженностью признаков (как различительных, так и неразличительных) по сравнению с другими аллофонами той же фонемы, находящимися в иных положениях [Зеленецкий 2010, 76].

1.1 Редукция гласных курсивом даем материал, смотрите требования к курс. работам

Вопрос о редукции тесно связан с вопросом об ударении.

В своей книге «Фонетика современного русского литературного языка» пишет, что редукцией называются качества безударных гласных, заключающиеся в меньшей силе и менее энергичной артикуляции , а также обычно меньшей краткости по сравнению с гласными, находящимися под ударением. Поэтому положение в безударных слогах он называл слабой позицией для гласных. Он также отмечал, что различаются по крайней мере 2 степени редукции: меньшая – в 1-м предударном слоге, и большая – в других безударных слогах. [Аванесов 1956,105 – 106].

По мнению, редукция, заключающаяся в меньшей длительности и меньшем тембровом своеобразии (соответственно количественная и качественная редукция) безударных аллофонов по сравнению с ударными, является основным типом аллофонического варьирования гласных не совсем верно изложено [Зеленецкий 2004, 55].

Кроме того, по его мнению, различаются 2 вида редукции: редукция в зависимости от положения аллофона относительно вершинообразующих фонем (прежде всего – ударения) и редукция в зависимости положения аллофона относительно границы непредельной фонологической единицы (прежде всего слога или слова).

Примером первого вида редукции являются так называемые безударные гласные . они их зд не имеют и терять поэтому не могут. Если уж Вы на меня ссылаетесь, то постарайтесь разобраться в том, что у меня написано

Различают также количественную и качественную редукцию гласных.

Качественная редукция, как было указано ранее, заключается в меньшем тембровом своеобразии гласных, находящихся в безударной позиции, по сравнению с ударными гласными.

Количественная редукция заключается в меньшей длительности безударных гласных по сравнению с ударными. опять 25! Вы используете не меня, а излагаете все чисто традиыционно. Тогда так и пишите. Однако при количественной редукции безударные гласные сохраняют характерный тембр в любом слоге.

В русском языке представлена как количественная, так и ярко выраженная качественная редукция; для немецкого языка характерна количественная редукция. Единственным случаем тембрового своеобразия безударного гласного в немецком языке являются аллофоны фонемы /ə/.

1.2 Редукция согласных

Редукция может затрагивать и согласные. В русском языке редукция согласных охватывает аллофоны всех шумных, кроме /ж̓ /, и в исходе фонологического слова ведет к нейтрализации оппозиции по РП «звонкость». Этот вид нейтрализации вообще-то обычно так и называют называется оглушением.

Некоторые исследователи, полагают, что редукция присуща также аллофонам сонорных (особенно палатальных /р̓ /, /л̓ /, /j ̓/), но в данном случае, по сравнению с редукцией шумных, нейтрализация отсутствует [Буланин 1970,124-125].

считает, что фонологическая интерпретация аналогичного явления в немецком языке затруднена из-за отсутствия однозначного ответа на вопрос об антропофонической природе дополнительного РП немецких шумных согласных, который обычно рассматривался как «звонкость», а в настоящее время – как «напряженность, шумность» [Зеленецкий, 2004, 60].

2. РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ

2.1 Качественная и количественная редукция в немецком языке.

Проблема фонемы /ə/

В немецком языке представлена количественная редукция гласных, наиболее ярко проявляющаяся у долгих гласных, которые реализуются в безударной позиции как полудолгие. У кратких гласных данный вид редукции проявляется в меньшей степени, хотя они так же, как и долгие, в безударном положении короче, чем в ударном. При этом возможности редукции заметно ограничены второстепенным ударением.

Редукция гласных в немецком языке обычно не бывает нейтрализацией, потому что тембр безударных гласных (напряженность или ненапряженность) является в основном стабильным.

считает, что немецкие неслоговые гласные и в заимствованных словах типа Famili e , Vari ante , Janu ar , Genu a и т. д. также относятся к сфере количественной редукции, но чередуются со слогообразующими (Vari ante vari ieren , Genu a Genu ese ) и аналогичны гласным среднего слога в таких словах, как Afri ka , Singu lar [Зеленецкий 2004,56].

Единственным случаем качественной редукции (тембрового своеобразия) безударных гласных в немецком языке являются аллофоны фонемы /ə/. Ст Вопрос о статусе гласного /ə/ является самой спорной проблемой при описании фонологического строя немецкого языка. Существует две точки зрения относительно вопроса о фонологическом статусе /ə/.

Представители первой точки зрения (например, Зиндер Л. Р.) рассматривают аллофоны фонемы /ə/ как реализации фонем /е:/, и /ε/ или одного /ε/ . объяснял свои взгляды тем, что, во-первых, в безударных слогах встречается не только /ə/, но и /ε/ (приставки er /εr/, fer /fεr/); во вторых, рассматриваемые гласные чередуются как ударный и безударный в одной и той же морфеме (/le:bən/ leben – /le:`bεnd ɪ Ç / lebendig – см. [Зиндер 2003, 100]). Аккуратнее с расстановкой всяких скобок и с пробелами

Вторая точка зрения заключается в том, что /ə/ является самостоятельной фонемой. Данной точки зрения придерживаются, [Зеленецкий, Монахов 1983, 37; Раевский 1983,132]. также утверждает, что отсутствие чередования /ə/ с ударными аллофонами (вследствие того, что /ə/ никогда не выступает под ударением) является свидетельством того, что /ə/ – самостоятельная фонема с ограниченной дистрибуцией, противопоставленная всем остальным гласным в синтагматическом аспекте. Но в то же время /ə/ находится в отношении контрастной дистрибуции, например, с безударным /а /символы фонем – прямо (Rose : Rosa , Note : Nota ). примеры курсивом Именно поэтому утверждает, что /ə/ можно считать девятнадцатой фонемой немецкого языка с ограниченной дистрибуцией, наличие которой является его важной характерологической особенностью [Зеленецкий 2004,56].

Разберитесь получше с концепциями и терминами. И уж, ежели хотите по мне излагать, то будьте аккуратны в словах типа «теряет», «меняется» и пр. У меня речь идет все время о чередования, в Вашем случае – аллофонов. И в позиции редукции выступает редуцированный аллофон, он не меняет нередуцированного, но просто с ним чередуется (они стоят в разных позицих).

Когда будете переделывать, давайте новые варианты текста синим цветом, чтобы было сразу видно. Мои замечания не удаляйте: я должен их видеть.

Получше еще раз перечитайте Требования к курс. работам, соблюдайте их.

Обращайте внимание на форматирование

2.2 Качественная и количественная редукция в русском языке

Безударные гласные подвергаются как количественной , так и качественной редукции. Не все русские гласные подвергаются редукции в одинаковой мере; кроме того, степень редукции гласного в слове различна [Щерба, Матусевич 1960, 60].

Степень редукции гласных зависит от:

1) места безударного слога по отношению к ударному;

2) подъема гласного: в наибольшей степени редуцируются гласные нижнего подъема, в наименьшей – гласные верхнего подъема;

3) стиля произношения: в полном стиле редукция минимальная, в нейтральном – несколько больше, в разговорном – максимальная.

Выдающийся лингвист предложил условно оценивать силу ударных гласных в 3 единицы, гласных первого предударного слога – в 2 единицы, а гласных второго предударного и заударных – в 1 единицу. Формулу Потебни следует понимать как соотношение трех позиций, представляющих в общей форме соотношение ударных и безударных гласных.

Безударные гласные в 1-м предударном слоге. придерживается мнения, что положение в безударных слогах является слабой позицией для гласных русского языка, и в слабых позициях выступают слабые гласные фонемы .

В первом предударном слоге независимыми, фонетически необусловленными сторонами гласных является различение двух степеней подъема - верхнего и неверхнего, а для верхнего, кроме того, различение отсутствия или наличия лабиализации [Там же]. Что касается ряда гласного, то и в предударном слоге (как и в ударном) он обусловлен качеством соседних согласных, а также возможным отсутствием согласного перед гласным. Таким образом, и в первом предударном слоге, как и в ударном, ряд гласного фонематически не различается: он может быть весьма различным для одной и той же фонемы в разных позиционных условиях [Там же, 107].

Воздействие предшествующего твердого или мягкого согласного на гласные 1-го предударного слога в целом значительно больше, чем в ударном слоге.

пишет, что для гласных 1-го предударного слога следует различать следующие положения: I – в начале слова, II – после заднеязычных, III – после парных твердых, IV – после парных мягких, V – после твердых шипящих .

Качество аллофонов 1-го предударного слога представлено в следующей таблице: вообще-то лучше не рисунок давать, а набирать. Если нет шрифта, возьмем на кафедре, там есть полный набор значков

· у (ӱ)

В начале слова и после заднеязычных (позиции I, II) произносятся [и], [ʌ], [у]; последние 2 гласных произносятся также и после твердых парных согласных (позиция III), а первый [и] после мягких (позиция IV). Поэтому основным видом рассмотренных слабых фонем следует считать [и], [ʌ], [у], а непозиционными – для [и] гласный [ы], для [ʌ] – гласный в 1-м предударном слоге являются разновидностями одной фонемы, а именно гласной фонемы неверхнего подъема в положении после твердого или мягкого согласного..png" width="18" height="25 src=">] [Щерба, Матусевич 1960, 61].

Весьма сложной называет проблему различения слабых гласных фонем 1-го предударного слога после твердых шипящих [ш], [ж]. Эта сложность объясняется происхождением согласных [ш] и [ж], бывших в прошлом мягкими, а затем отвердевших . Фамилия в таких случаях на повторяется

Основной для современного состояния русского литературного произношения следует считать такую систему, при которой различается верхний, средний и нижний подъемы, а в верхнем подъеме – наличие или отсутствие лабиализации:

При данной системе, свойственной отчетливому, чеканному типу произношения, произносится: [жыро́ к] (жирок ), [жура́ вл̓ ], [жhttps://pandia.ru/text/78/220/images/image005.png" width="21" height="25 src=">рша́ въi̯] (шершавый ), [шыпы́ ], [шумо́ к], [шhttps://pandia.ru/text/78/220/images/image006.png" width="20" height="25 src=">].

Некоторые из слов иноязычного происхождения имеют следующие особенности в вокализме 1-го предударного слога.

1. В отдельных словах иноязычного происхождения в начале слова, после гласных и после твердых согласных в 1-м предударном слоге произносится (или может произноситься) [о]: [оа́ з̓ ис], [боа́ ], [форпо́ ст]; то же относится к иностранным собственным именам: [шопэ́ н], [зола́ ]. Такое произношение ведет к нарушению принципа аканья – к различению [о] и [ʌ] в 1-м предударном слоге.

2. В словах иноязычного происхождения после твердых парных согласных может произноситься [е]; при этом гласный [е], находясь после твердого согласного, отодвигается несколько назад – произносится [э]: [интэгра́ л], [модэра́ тър].

Безударные гласные во 2-м предударном слоге. пишет, что положение во 2-м предударном слоге представляет собой для гласных слабую позицию 2-й ступени, потому что в этом положении (в определенных условиях по отношению к предшествующему согласному) выступают редуцированные фонемы [ъ] и [ь], а также потому, что некоторые из различающихся гласных недостаточно отчетливо ограниченны друг от друга, недостаточно четко противопоставлены друг другу .

В начале слова и после заднеязычных во 2-м предударном слоге фонематически различаются две степени подъема языка – верхняя и неверхняя, а для верхней, кроме того, – наличие или отсутствие лабиализации:

в начале слова

после заднеязычных

Например, в начале слова: [игрʌво́ i̯], [угл ʌво́ i̯], [ʌглушы́ т̓ ]; после заднеязычных: [хърʌшо́ ], [курʌпа́ ткъ], [к̓ ьрʌс̓ ин].

не разграничивает гласные [ь] и [и] во втором предударном слоге и считает их разновидностями одной фонемы [и] (а именно [ь] – вариантом фонемы [и]) .

пишет, что после твердых согласных (как парных, так и шипящих) во 2-м предударном слоге фонематически также различаются две степени подъема языка – верхняя и неверхняя, а для верхней, кроме того, – наличие или отсутствие лабиализации. Слабая фонема верхняя нелабиализированная выступает в своем более заднем варианте [ы], однако в очень кратком, редуцированном. Степень редукции [ы] во 2-м предударном слоге значительно большая, чем в 1-м предударном. Слабая фонема верхняя лабиализованная также произносится как гласный с высшей степенью редукции, а потому с более низким подъемом языка и несколько меньшей степенью лабиализации, чем [у] не только в ударном слоге, но и в 1-м предударном. Слабая фонема нелабиализованная нижнего подъема произносится как редуцированный гласный [ъ] [Там же, 117]:

Например, [рукʌво́ м], [шырʌта́ ], [шътуны́ ], [шутн̓ ик̓ и́ ], [мылʌва́ р], [дъбʌвл̓ а́ т̓ ].

В отдельных словах иноязычного происхождения имеются следующие отклонения от системы вокализма 2-го предударного слога:

1. После твердых согласных возможно произношение [о] вместо обычного в этом положении [ъ]: [бол̓ еро́ ].

2. После парных согласных может произноситься гласный [э]: [дэкʌда́ нс].

Гласные заударных слогов. считает, что в разных заударных слогах степень редукции может быть неодинаковой . По его мнению, редукция сильнее в заударном неконечном слоге и, напротив, несколько слабее в конечном, в особенности открытом слоге. В заударном конечном слоге редукция сильнее при закрытости слога. Однако несмотря на различия в степени редукции гласных, положение во всех заударных слогах представляет для них слабую позицию 2-ой ступени: как и во 2-м предударном слоге, так и в заударных выступают редуцированные гласные [ъ] и [ь], причем различающиеся нелабиализованные слабые гласные фонемы не всегда разграничены между собой достаточно четко.

После заднеязычных в заударных слогах различаются гласные верхнего подъема – нелабиализованный [и], лабиализованный [у] и гласный неверхнего подъема [ъ]:

Например, [вы́ гул], [у́ гъл], [вы́ куп̓ ит], [мо́ гут], [вы́ къс̓ ил], [вы́къпът̓].

После твердых согласных (парных и шипящих) также различаются гласные верхнего подъема – нелабиализованный [ы] и лабиализованный [у] и гласный неверхнего подъема [ъ]. Соотношения между [и] и [ы] в заударных слогах, как и предударных и ударном, целиком определяются положением после тех или других категорий согласных: после заднеязычных и мягких звучит [и], после твердых парных и шипящих – [ы]:

Например, [о́ пытъ], [вы́ дул], [вы́ дъл], [вы́ гнъл], [вы́ мъч̓ил], [вы́пускъ].

Весьма сложна система заударных гласных в положении после мягких согласных. Здесь также различаются гласные верхнего и неверхнего подъема, а в первом – лабиализованный и нелабиализованный, а именно – верхние нелабиализованный [и] или [ь], лабиализованный [у], неверхний – [ъ]:

пишет, что сложность заударного вокализма после мягких согласных определяется чрезвычайной широтой колебаний в произношении гласного в пределах одной и той же морфемы, неразграниченностью [ь] и [ъ] . Например, [бу́ д̓ им] и [бу́ д̓ ьм] (от будить и быть ), [пла́ ч̓ ут], [за́ н̓ ът].

В отдельных словах иноязычного происхождения имеются следующие отклонения в описанной выше системе заударного вокализма.

1. После твердых согласных и после гласных возможно произношение гласного [о] в заударном слоге: [эмба́ рго], [ха́ ос].

2. После парных твердых согласных может произноситься гласный [э]: [ʌда́ птэр], [ко́ дэкс].

При рассмотрении вокализма заударного конечного слога, следует отметить, что, как и в заударных слогах, здесь имеются различия в произношении гласных, обусловленные положением после мягких согласных, заднеязычных, твердых шипящих и парных твердых согласных. Общим для вокализма заударного конечного открытого слога является различение трех степеней подъема при различении отсутствия или наличия лабиализации только в верхнем ряду.

В положении после мягких согласных вокализм заударного конечного открытого слога может быть представлен в следующей схеме:

Например, [о́ кун̓ и], [в-о́ кун̓ 94 " style="width:70.45pt;border-collapse:collapse">

Например, [му́ х̓ и](им. п. мн. ч.), [му́ хъ](им. п. ед. ч), [му́ х̓ 84 " style="width:62.85pt;margin-left:-25.45pt;border-collapse:collapse">

Например, [лу́ жы](им. п. мн. ч. и род. п. ед. ч.), [в-лу́ ж92 " style="width:69.2pt;margin-left:10.75pt;border-collapse:collapse">

Например, [кʌна́ ву], [кʌна́ вы], [кʌна́ въ], [ф-кʌна́ в̓ 659 " style="width:494.45pt;border-collapse:collapse;border:none">

(I п/у , абс. начало,

абс. конец)

(II п/у, з/у )

отмечает, что после мягких согласных могут являться оттенки четырех фонем: [а], [э], [у] и [и]. Для [у] и [и] остается актуальным различие первой и второй позиций. Для [а] и [э] на первый план выступает противопоставление предударных и заударных (включая абсолютный конец) слогов. Таким образом, пишет, что в целом для безударного вокализма после мягких первая и вторая позиция не могут быть установлены последовательно .

Безударные оттенки гласных фонем после мягких согласных представляет в следующей сводной таблице:

II п/у

абс. конец

Чрезвычайно сложный безударный вокализм русского языка изучен к настоящему времени не в полной мере. К тому же ученые, принадлежащие к разным фонологическим школам, придерживаются определенных точек зрения на явление редукции, которые в некоторых моментах не совпадают.

3. РЕДУКЦИЯ СОГЛАСНЫХ В РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ

3.1 Проблема редукции согласных в немецком языке

В отличие от редукции гласных, обусловленной их позицией относительно ударения, редукция немецких согласных связана прежде всего с положением их относительно границ непредельных фонологических единиц: слога и фонологического слова.

В этой связи в первую очередь упоминается редукция согласных в исходе слога. Например: Kind , Weg , ob gleich , Ab scheu , m ö g lich , laub reich . Традиционно такие случаи рассматриваются как оглушение, но из-за отсутствия однозначного решения вопроса об антропофонической природе дополнительного РП немецких шумных, который в последнее время трактуется как «напряженность, шумность», а не «звонкость», их интерпретация оказывается достаточно сложной. считает, что основная трудность состоит в адекватной оценке степени напряженности редуцированного исходного согласного; и в связи с этим, наиболее взвешенным ему представляется решение, согласно которому в исходе слога не различаются как напряженные ~ ненапряженные, так и звонкие ~ незвонкие (глухие) шумные согласные [Зеленецкий, Новожилова 2003, 339]. В современном немецком языке истинно звонкий согласный допустим лишь в начале неначального слога после гласного или сонорного, т. е. в интервокальной позиции; например: bad en , weg en , in G ang , in d en W ald .

К описанному виду редукции относят также случаи типа sag t , schreib st , jag t , leb t , l ä d t и др., где стечение шумных образует исход слова. Некоторые же фонетисты, например, [Милюкова, Норк 2004, 55; Козьмин 2004, 34] традиционно истолковывают данные случаи как регрессивные ассимиляции по глухости, что является не только избыточно сложным, но и находится в противоречии с типичным для немецкого языка прогрессивным направлением ассимиляции согласных. А вот зд. бы я пояснил, какое же типичное направление ассимиляции в немецком не исключает, что можно усматривать определенную взаимосвязь между редукцией согласных в исходе слога и его тяготением к закрытости [Зеленецкий, Новожилова 2003, 339].

В начале слова после паузы представляется возможным усматривать несомненную редукцию шумных по звонкости, называемую традиционно полузвонкостью и даже получившую специальное обозначение в транскрипции ([*b], [*d], [*g]). В то же время соответствующие глухие реализуются в данной позиции как аспирированные, напряженные (шумные), что послужило основанием для интерпретации их как маркированных членов оппозиции. Наиболее сильная аспирация представлена в начале ударного слога перед гласным или сонорным и в исходе ударного слога, например: P elz , P latte , T on , t rinken , t ot , statt , K atze , Sack , т. е. в тех позициях, где ослаблено противопоставление шумных по сонорности (звонкости). В безударных слогах между двумя гласными, а также перед гласными после сонорных аспирация намного слабее (rat en , Supp e , back en , Temp o , dank en ). считает, что подобное распределение аллофонов естественнее всего подводить под понятие редукции [Зеленецкий, Новожилова 2003, 340]. В то же время практическое отсутствие аспирации в сочетаниях шумных, особенно в группах [ʃp-], [ʃt-] (например: Pakt , Heft , Haupt , St irn , sp ü len и т. д.) существенно ограничивает объяснительную силу предложенного толкования, т. к. зависимость степени аспирации от качества соседних аллофонов как редукцию трактовать достаточно трудно. Не исключено, что в данном случае представлено специфическое сочетание редукции с ассимилятивно-диссимилятивным варьированием в группах шумных [Зеленецкий, Новожилова 2003, 340].

Очень приятно, что Вы меня все время поминаете, но надо бы поменьше

Правил немного форматирование (пробелы и пр.), увидите. Себя перечитывать приятно, но все же пытайтесть побольше своего.

3.2 Редукция согласных в русском языке

Редукция согласных охватывает в русском языке аллофоны всех шумных, кроме /ж̓/, и в исходе фонологического слова ведет к нейтрализации оппозиции по РП «звонкость» (этот тип нейтрализации называется оглушением).

Наиболее полно данное явление описал в своей книге «Фонетика современного русского литературного языка» . Он утверждает, что положение на конце слова является слабой позицией для парных согласных фонем, и определяет эти фонемы как слабые по глухости-звонкости . Например: [хл̓еп] (хлеб ), [р̓ап̓] (рябь ), [роф] (ров ), [кроф̓] (кровь ), [склат] (склад ), [с̓ат̓] (сядь ), [глас] (глаз ), [мас̓] (мазь ), [нош] (нож ), [плук] (плуг ). Наличие на конце слова в русском языке только глухих парных согласных объясняется имевшим место (после утраты редуцированных) ослаблением произношения конца слова и в результате этого утратой голоса шумными согласными (оглушением).

отмечает, что звонкий шумный не сочетается со следующей паузой. Иначе говоря, слова не могут оканчиваться звонкими шумными [Панов 1967, 87]. и Но кусок по фонетике писал не он, посмотрите поточнее в предисловии к тому! считают, что на конце слова произносится глухой согласный не только тогда, когда это абсолютный конец (т. е. изолированное произношение слова или случаи, когда конец слова одновременно является концом фразы или части фразы, отделенной от другой фразы или ее части паузой), но и тогда, когда данное слово произносится слитно с последующим словом, т. е. при отсутствии между ними паузы. [Аванесов 1956, 164 – 165; Щерба, Матусевич 1960, 75]. В этом положении глухой вариант слабой по глухости-звонкости согласной фонемы произносится не только перед следующим глухим согласным, но и перед следующим гласным, сонорным и [в], [в̓]. Перед энклитиками (уже , ли это матариал и др.), энклитическими или слабоударяемыми формами местоимений , начинающимися с этих звуков, также произносится глухой вариант слабой по глухости-звонкости фонемы..png" width="11" height="26 src=">.png" width="18" height="25 src=">.png" width="12" height="26 src=">.png" width="11" height="26 src=">.png" width="15" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="11" height="26 src=">.png" width="11" height="26 src=">къu̯ъ].

Глухость-звонкость губно-зубных не различается перед звонкими губно-зубными: на месте первого губно-зубного произносится глухой вариант слабой по глухости-звонкости согласной фонемы [ф] или [ф̓]: [кʌрhttps://pandia.ru/text/78/220/images/image012.png" width="15" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">ры].

Предлоги близ , сквозь , против , напротив , вокруг и частицы ведь , уж произносятся с глухим вариантом слабых по глухости-звонкости согласных фонем на конце не только перед глухими согласными следующего слова, но также и перед гласными, сонорными и [в], [в̓]..png" width="11" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="12" height="26 src=">ктърыч̓] . В таких случаях в ссылке фамилия не ставится, обратите внимание на форматирование, пробел после запятой

Глухость-звонкость губно-зубных на стыке имен и отчеств не различается перед звонкими губно-зубными: перед звонким губно-зубным произносится глухой вариант слабой по глухости-звонкости согласной фонемы [ф] или [ф̓]: [л̓https://pandia.ru/text/78/220/images/image010.png" width="12" height="26 src=">м̓ирыч].

Так же, как имена с отчествами, произносятся имена с фамилиями: [гл̓https://pandia.ru/text/78/220/images/image009.png" width="10" height="26 src=">нскиu̯].

считает, что произношение глухих вариантов слабых по глухости-звонкости согласных фонем на конце слова объясняется тем, что, несмотря на слитное произношение, слово сохраняет свою слоговую структуру, а именно сохраняет свой конечный закрытый слог. Т. е..png" width="11" height="26 src=">.png" width="10" height="26 src=">.png" width="11" height="26 src=">з̓ьръ] стык между словами одновременно является и слогоразделом, который и определил собой оглушение звонкого согласного, в результате чего образовалась слабая позиция по глухости-звонкости .

Некоторые исследователи считают, что редукция в исходе слова? присуща и аллофонам сонорных, особенно палатальных /р̓/, /л̓/. утверждает, что «русские сонанты в позиции абсолютного конца выступают в виде шумных согласных и в большинстве случаев полностью глухих» . Нет, там кто-то другой пишет, что общая тенденция русского языка – оглушать конечные согласные – проявляется у согласных сонантов частично [Щерба, Матусевич 1960, 73].

также считает, что согласный /j/что это за транскрипция?, который в конце слова может стоять только после гласного, подвергается оглушению, как и другие плавные, например: [моu̯][даu̯][краu̯] .

Исправления показывать синим. оазрбраться с автором главы по фонетике в грамматике 60-го года. Обратить внимание на мои исправления форматирования, прежде всего – пробелы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ явления редукции в немецком и русском языках, выполненный в рамках данной курсовой работы позволяет сделать следующие выводы:

1. в немецком языке представлена количественная редукция гласных;

2. Единственным случаем качественной редукции гласных в немецком языке являются аллофоны фонемы /ə/.

3. в русском языке гласные подвергаются как количественной, так и качественной редукции. Но не все гласные подвергаются редукции в одинаковой мере; кроме того, степень редукции гласного в слове различна.

4. редукция немецких согласных связана прежде всего с положением их относительно границ непредельных фонологических единиц: слога и фонологического слова.

5. Редукция согласных охватывает в русском языке аллофоны всех шумных, кроме /ж̓/, и в исходе фонологического слова ведет к оглушению.

Список литературы

Фонетика современного русского литературного языка. – М.: Изд-во Московского университета, 1956.

Буланин современного русского языка. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1970.

Грамматика русского языка, том 1. Фонетика и морфология . – М.: Изд-во АН СССР, 1960.

Зеленецкий в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса. – М.: Восточная книга, 2010.

Новожилова немецкого языкознания. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Зиндер Л. Р. Теоретический курс фонетики современного немецкого языка. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Козьмин немецкого языка. – М.: Высш. шк., 2004.

Милюкова немецкого языка. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Панов фонетика. – М.: Изд-во «Просвещение», 1967.

К проблеме статуса немецкого редуцированного гласного и его функций // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Х. Филология. – 1983. - № 1.

Реформатский в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Говорящий как бы экономит на этих гласных свои произносительные усилия, редуцирует (уменьшает) мускульные затраты, необходимые для их производства. При этом одни гласные звуки произносятся короче, чем когда они стоят в ударном слоге (это явление называется количественной редукцией гласных звуков), а другие - не только короче, но и с изменением качества своего звучания (это явление называется качественной редукцией).

В заударной части слова (кроме позиции в конечном открытом слоге) гласные звуки претерпевают наибольшие изменения, как количественные, так и качественные, так что на слух они воспринимаются как очень короткие гласные неопределенного качества. Исключение составляет лабиализованный гласный верхнего подъема [у], который во всех позициях сохраняет свое качество. Такие же изменения происходят с гласными в предударной части слова в непервом предударном слоге и не в абсолютном начале. Поскольку они претерпевают наибольшие изменения (как количественные, так и качественные), говорят, что они подвергаются качественной редукции гласных 2-ой степени. В этих позициях гласные звуки становятся очень короткими и по своей артикуляции приближаются к гласным звукам среднего ряда и среднего подъема.

Два типа транскрипции.

Транскрипция – специальное фонетическое письмо для фиксации речи.

Фонематическая транскрипция отражает фонемный состав слова или последовательности слов. Фиксирует речь с точностью до фонемы.

Фонетическая отражает некоторые особенности реализации фонем в разных условиях. Фиксирует речь с точностью до аллофона.

Орфоэпия как лингвистическая дисциплина. Орфофония. Способы установления орфоэпической нормы.

Орфоэпия и орфофония.

Орфоэпия – наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации. Большое значение в развитии литературного произношения имел театр, сохранявший нормы орфоэпии в наиболее чистом виде.



Орфофония – это правила произношения вариантов фонем. Орфофонические различия часто не осознаются носителями языка.

Орфоэпия – выявление нормативного фонемного облика слова

Орфофония – выявление нормативной реализации фонем - аллофонов

Орфоэпическая норма

Норма – ограничение дальнейших возможностей системы

Мартине составил словарь по 17 из 100

200 самых частотных слогов + спонтанная речь, русский родной, среднее образование, житель столицы, из 150 -15 потомственные петербуржцы

Кодифицированная предписывающая

Вариативность нормы – сосуществование двух способов выражения одной языковой сущности

39 основных отличий

Спорные вопросы в системе русских фонем.

1. /ы/ - гласный смешанного ряда. МФШ считает, что ы – аллофон И, так как Ы стоит только после твёрдых согласных, а И – после мягких.

2. /g’/ /k’/ /х’/ - мягкие заднеязычные, в МФШ они аллофоны твердых фонем, так как заимствованных слов и имен собственных МФШ не признает, а «ткёт» - исключение

Трудности фонемной трактовки. Дифтонгоидность русских гласных.

1. Долгие звуки Долгих фонем в русском языке нет, а есть бифонемные сочетания согласных. В некоторых языках внутри долгого гласного не всегда проходит разница двух соседних морфем, и поэтому долгие гласные в таких языках – отдельные цельные фонемы, а не сочетания двух кратких.

Критерий слоговой границы. Критерий морфемной границы

Гласные (пообедать)

Согласные (бесспорный, банный)

2. Дифтонги – сочетания гласного с полугласным. Бывают восходящие и нисходящие. В русском – только фонетические, фонематических нет (мой – моя).

3. Дифтогоид – гласный с призвуками. [ы i ] Влияние мягких согласных – и-образная артикуляция. Неоднородный характер О – трифтонгоид даже в изолированном произнесении. [ u o]

4. [ž:’] «ж» долгое мягкое в Москве (вожжи, визжит, дождь)

5. [š:’] /šč / или /š:’/. Одна фонема или бифонемное сочетание?

Написание Произношение Примеры Примечания
СТН /sn/ мéСТНый , лéСТНица
ЗДН /zn/ звёЗДНый , прáЗДНик Возможное исключение - бéЗДНа
ЛНЦ /nc/ сóЛНЦе Только в этом слове
СТCК /ssk/ туриСТСКий
НТСК /nsk/ комендáНТСКий
НДСК /nsk/ голлáНДСКий
НГСК /nsk/ гонкóНГСКий
РГСК /rsk/ петербýРГСКий
ВСТВ /stv/ здрáВСТВуйте , чýВСТВовать Только в этих двух корнях
НКТП /ntp/ СаНКТ-Петербýрг Только в этом слове и про­изв. от него
СТЛ /sl’/ счаСТЛивый Кроме корней: -ХВАСТ- (хваСТЛивый ), -КОСТ- (коСТЛявый ),-СТЛ- (поСТЛáтъ ), -ТЛ- (исТЛéть )
НТСТВ /nstv/ агéНТСТВо
ЙСТ(В) /st/ пожáлуЙСТа , деЙСТвительно Только в этих словах
ЛВСТВ /lstv/ безмóЛВСТВовать Только в этом слове

Ассимиляция согласных по глухости

Ассимиляция согласных по звонкости. Исключение:перед согласными /v/, /v’/ ассимиляция по звонкости в русском языке не происходит.Исключение из исключения:в случае, если после /v/, /v’/ стоит звонкий согласный, ассимиляция по звонкости происходит (русские/v/, /v’/ обладают способностью как бы пропускать через себя звонкость правого согласного): от воды /at-vadы/ - от вдовы /ad-vdavы/

Ассимиляция согласных по месту и способу образования.

З/С + Ш =/šš/ из шкóлы, сшить;

З/С + Ж = /žž/ изжáрить, сжать;

Т/Д + Ч = /čč/ или /č/ лётчик, перевóдчик;

Т(Ь)Д + С/Ц = / cc/ или /с/ отцá, мóется, блюдце,

С/З/Ш/Ж/СТ/ЗД + Ч = /š:’/ счáстье, извóзчик, веснýшчатый, мужчина, жёстче, звёздчатый;

С/З + Щ = /š:’/ расщепить, из щéли.

Ассимиляция по мягкости.

С/З + /t’/ = /s’t’/ стенá, растéние, из темноты;

С/З + /d’/ = /z’d’/ сдéлать, здесь, вездé, раздéться;

С + /n’/ = /s’n’/ снять, пéсня, коснись, ресница;

З + /n’/ = /z’n’/ жизнь, болéзнь, изнéженный, рáзница;

Н + /s’/ = /n’s’/ пéнсия, консилиум;

Н + /z’/ = /n’z’/ бензин, вонзить, претéнзия;

Н + Ч = /n’č/ блинчик, кóнчить, рáнчо, саранчá;

Н + Щ = /n’š:’/ бáнщик, кáменщик, жéнщина;

Н + /t’/ = /n’t’/ бáнтик, континéнт, сантимéтр;

Н + /d’/ = /n’d’/ кандидáт, бандит, Голлáндия;

Т + /n’/ = /t’n’/26отнять, отнести, пятнистый;

Д + /n’/ = /d’n’/ одни, днём, поднять, вóдник;

Г + К = / x’k’/ лёгкий, мягкий.

Инвентарь фонем

Дифференциальные признаки

Дистрибуция – распределение в речи

Как они сочетаются

Какие значения

Язык – система потенциальных средств

Речь – форма существования системы

Функции языка

Коммуникативная (общение и информация)

Мыслеоформительная

Эмотивная

Форманты есть у гласных и сонантов, а у согласных – шумовые частот. Главные резонансные форманты – 2. 3я форманта развита у гласных переднего ряда.

Система звуковых единиц.

Ударные гласные в потоке речи.

Богатство выразительных возможностей русского литературного языка.

Модификации звуков в консонансах (СС). Сочетания ГГ, ГС и СГ в потоке речи. Модификации гласных и согласных в этих сочетаниях.

Коартикуляция в потоке речи.

Системные особенности сонантов.

Корреляция русских согласных по звонкости-глухости. Артикуляторный механизм звонкости.

Орфоэпические трудности современного русского литературного языка.

Безударные гласные в потоке речи.

Звуки речи, входящие в состав более сложных единиц языка (морфем, слов и т. д.), при образовании разных грамматических форм или других однокоренных слов могут видоизменяться, заменяться один другим.

Взаимозамена звуков (альтерна?ция) в одних случаях связана с определенными фонетическими условиями (ср. чередование корневых гласных в словах старый - старик - старина), в других же случаях- никак не связана с фонетическими условиями их употребления в современном языке (ср. чередования согласных в словах друг - дружок). На этом основании чередования звуков делят на два типа - чередования фонетические (или фонетически обусловленные) и нефонетические (или фонетически необусловленные). Фонетические чередования звуков иногда называются позиционными, аллофонемными, живыми. Нефонетические чередования звуков чаще всего называют историческими, реже - традиционными, непозиционными, фонемными, морфологическими, грамматическими, мертвыми и т. д.

Фонетические чередования звуков обусловлены фонетически, зависят от фонетического положения (позиции) звука в слове (отсюда название «позиционные чередования»). При этом чередуются звуки, относящиеся к одной и той же фонеме, т. е. разные фоны (или аллофоны, аллофонемы) данной фонемы (отсюда название «аллофонемные чередования»).

Фонетические чередования звуков «зависят от того или иного соседства согласных (комбинаторные чередования) или же от позиции в слове (позиционные чередования).

Фонетические чередования широко представлены в современном русском языке, где гласные обычно чередуются с гласными, согласные с согласными.

Очевидно, можно говорить о фонетическом чередовании звуков (гласных и согласных) с отсутствием звука, или нулем звука.

Редукция гласных – ослабление и изменение качества звучания в безударных слогах. В русском литературном языке две слабых позиции:

I позиция – первый предударный слог,

II позиция – все остальные безударные слоги, где редукция сильнее, чем в первой.

Редукция бывает двух типов: количественная и качественная.

При количественной редукции гласные теряют часть долготы, но не меняют своего основного качества. Гласные верхнего подъема и, ы, у в русском языке не изменяют своего качества независимо от местоположения в слове. Количественная редукция в фонетическом письме не обозначается.

При качественной редукции происходит не только ослабление звука, но и изменение его характерных признаков, его качества. Качественной редукции в русском языке подвергаются гласные о, а, э. Качественная редукция обозначается в фонетическом письме: после твердых согласных в I предударном слоге а и о как /, э как ыэ, в остальных слогах а, о, э – как ъ. После мягких согласных редукция гласных а, э обозначается в I предударном слоге как иэ, в остальных слогах как ь.

Редукция (лат. reducire сокращать) - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. Различают количественную и качественную редукцию гласных.

Количественная редукция - сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Количественная редукция - сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу, также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.

Качественная редукция - изменение звучания, «преображение» фонемы.

Фонетический процесс, происходящий в слове, во многом объясняет его правописание и произношение. Это следует учитывать и при выполнении на уроках русского языка. Особое внимание уделяется здесь положению того или иного звука. Так называемые позиционные фонетические процессы характерны для большинства языков. Интересно, что многие изменения в звуковом оформлении слова зависят от местности проживания носителей. Кто-то округляет гласные, кто-то смягчает согласные. Различия между московским було[ш]ная и петербургским було[чн]ая стали уже хрестоматийными.

Определение понятия

Что же такое фонетический процесс? Это особые изменения в звуковой выраженности букв под воздействием всевозможных факторов. От этих факторов и зависит тип данного процесса. Если они не продиктованы самой лексической составляющей языка, общим произношением слова (например, ударением) - такое явление будет называться позиционным. Сюда относятся всевозможные редуцированные согласные и гласные, а также оглушение в конце слова.

Другое дело - те фонетические процессы в языке, которые дают стечения различных звуков в словах. Они будут называться комбинаторными (т. е. зависят от определенной комбинации звуков). Прежде всего сюда относят ассимиляцию, озвончение и смягчение. Причем оказывать влияние может как последующий звук (регрессивный процесс), так и предыдущий (прогрессивный).

Редукция гласных

Для начала разберем явление редукции. Стоит сказать, что она характерна как для гласных, так и для согласных. Что касается первых, то этот фонетический процесс полностью подчиняется ударению в слове.

Для начала следует сказать, что все гласные в словах разделяются в зависимости от отношения к ударному слогу. Влево от него идут предударные, вправо - заударные. К примеру, слово "телевизор". Ударный слог -ви-. Соответственно, первый предударный -ле-, второй предударный -те-. А заударный -зор-.

Вообще редукция гласных подразделяется на два типа: количественную и качественную. Первая определяется не изменением звукового оформления, а лишь интенсивностью и длительностью. Этот фонетический процесс касается лишь одного гласного, [у]. Для примера достаточно четко произнести слово "будуар". Ударение здесь падает на последний слог, и если в первом предударном "у" слышится четко и более-менее громко, то во втором предударном она слышится гораздо слабее.

Соврем другое дело - качественная редукция. Она предполагает не только изменение по силе и слабости звучания, но и по различной тембровой окраске. Таким образом, меняется артикуляционное оформление звуков.

К примеру, [о] и [а] в сильной позиции (т. е. под ударением) всегда слышатся отчетливо, перепутать их невозможно. Разберем для примера слово "самовар". В первом предударном слоге (-мо-) буква "о" слышится достаточно отчетливо, но до конца не оформившись. Для нее в транскрипции есть свое обозначение [^]. Во втором предударном слоге -са- гласный оформлен еще более нечетко, сильно редуцирован. Для него также есть свое обозначение [ъ]. Таким образом, транскрипция будет выглядеть так: [съм^вар].

Гласные, перед которыми стоят мягкие согласные, также весьма интересны. Опять же, в сильной позиции они слышатся отчетливо. Что же происходит в безударных слогах? Разберем слово "веретено". Ударный слог - последний. В первом предударном гласный редуцирован слабо, его в транскрипции обозначают как [и э ] - и с призвуком э. Второй же и третий предударные полностью редуцировались. Такие звуки обозначают [ь]. Таким образом, транскрипция следующая: [в’ьрьти э но].

Хорошо известна схема лингвиста Потебни. Он вывел, что первый предударный слог - самый четкий из всех безударных. Все остальные по силе уступают ему. Если гласный в сильной позиции принимать за 3, а самую слабую редукцию за 2, получится следующая схема: 12311 (слово "грамматический").

Нередки явления (часто в разговорной речи), когда редукция нулевая, т. е. гласный вообще не произносится. Встречается подобный фонетический процесс как в середине, так и в конце слова. К примеру, в слове "проволока" мы редко произносим гласный во втором заударном слоге: [провълкъ], а в слове "чтобы" до нуля редуцирован гласный в заударном слоге [штоб]

Редукция согласных

Также в современном языке существует фонетический процесс, называемый редукцией согласных. Он заключается в том, в конце слова практически исчезает (нередко встречается нулевая редукция).

Это связано с физиологией произношения слов: мы их произносим на выдохе, и воздушного потока порой недостаточно, чтобы хорошо проартикулировать последний звук. Зависит это и от субъективных факторов: темпа речи, а также особенностей произношения (например, диалектных).

Это явление можно встретить, например, в словах "болезнь", "жизнь" (некоторые диалекты не произносят последние согласные). Также иногда редуцируется j: слово "мои" мы произносим без него, хотя, по правилам, он быть должен, т. к. "и" стоит перед гласной.

Оглушение

Отдельным процессом редукции является оглушение, когда звонкие согласные меняются под воздействием глухих или в абсолютном конце слова.

Для примера возьмем слово "варежка". Здесь звонкий [ж] под воздействием глухого [к], стоящего позади, оглушается. В итоге слышится сочетание [шк].

Другой пример - абсолютный конец слова "дуб". Здесь звонкий [б] оглушается до [п].

Всегда звонкие согласные (или сонорные) также подвержены этому процессу, хоть и очень слабо. Если сравнить произношение слова "елка", где [л] стоит после гласного, и "вол", где этот же звук в конце, легко заметить разницу. Во втором случае сонорный звучит короче и слабее.

Озвончение

Совершенно обратный процесс - озвончение. Он относится уже к комбинаторным, т. е. зависящим от определенных звуков, стоящих рядом. Как правило, это касается глухих согласных, которые расположены перед звонкими.

К примеру, такие слова, как "сдвиг", "сделать" - здесь озвончение произошло на стыке приставки и корня. Наблюдается это явление и в середине слова: ко[з‘]ба, про[з‘]ба. Также процесс может проходить на границе слова и предлога: к бабушке, "с деревни".

Смягчение

Еще один закон фонетики заключается в том, что твердые звуки смягчаются, если после них идут мягкие согласные.

Существует несколько закономерностей:

  1. Звук [н] становится мягким, если стоит перед [ч] или [щ]: ба[н’]щик, карма[н’]чик, бараба[н’]щик.
  2. Звук [с] смягчается в позиции перед мягкими [т’], [н’], а [з], перед [д’] и [н’]: го[с’]ть, [с’]нег, [з’]десь, во[з’]ня.

Эти два правила касаются всех носителей академического языка, однако есть диалекты, где смягчение также происходит. К примеру, может произноситься [д‘]верь или [с’]ъем.

Ассимиляция

Определить фонетический процесс ассимиляции можно как уподобление. Другими словами, звуки, сложно произносимые, как бы уподобляются рядом стоящим. Это касается таких сочетаний, как "сч", "зч", также "шч", "здч" и "стч". Вместо них произносится [щ]. Счастье - [щ]астье; мужчина - му[щ]ина.

Также ассимилируются глагольные сочетания -тся и -ться, вместо них слышится [ц]: венча[ц]а, боя[ц]а, слыши[ц]а.

Сюда же относится и упрощение. Когда группа согласных теряет один из них: со[н]це, извес[н]як.