Доброго времени суток, дорогие учасники)

Сегодня я представляю для вас первую часть топа книг что можно прочитать подроскам на досуге.

Современная подростковая литература – это больше не детские книжки о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство романов подымает взрослые проблемы еще совсем юных людей. И такие книги могут многому научить не только подрастающее поколение, но даже всезнающих взрослых.

Предупреждение:

Те кто сильно впечетлительный и не любит книги с присутсвием детального описания морально,физического или сексуального насилия, душевными переживаниями героев или смерти не советую читать эти книги.

Стейс Крамер "50 дней до моего самоубийства" и "Мы с истекшим сроком годности"

Рассказ юной писательницы Стейс Крамер повествует о жизни обычного подростка Глории МакФинн из Флориды, которая столкнулась с типичными проблемами для ее сверстников. Она-тихая и мягкотелая девочка. Безответная любовь, развод родителей, предательство. Все это навалилось на бедную Глорию в одно время. Единственным выходом она видит лишь смерть. И ей ничего не остается, как отсчитывать дни до ее самоубийства.

Виржинии 17 лет и у нее есть все, о чем только может мечтать девушка. Она молода, красива, умна, собирается поступать в Йельский университет, у нее есть любимый парень Скотт, лучшая подруга Оливия, добрые и любящие родители. Но на выпускном вечере Виржиния узнает, что Скотт ее бросает. Изрядно выпившая, в порыве злости она садится за руль машины и попадает в страшную аварию. Девушка остается жива, но ей ампутируют обе ноги. Так в одно мгновение сказочная жизнь Виржинии превращается в настоящий ад. И девушка все чаще задумывается, стоит ли вообще так жить?

Беатрис Старк "Дневник Алисы"

Это трагическая и поучительная история Алисы – девочки, которая в совсем юном возрасте окунулась в губительный мир наркотиков.

Это началось, когда Алисе подсунули безалкогольный напиток, смешанный с ЛСД. В течение следующего месяца она потеряла уютный дом, любящую семью и заменила их городскими улицами и наркотиками. Они лишили ее невинности, юности... и, в конечном счете, жизни.

Тони Магуйар "Только не говори маме. История одного предательства"

Перед нами вовсе не вымышленная история, а мемуары самой писательница, в которых она делится с читателями личной болью (в детстве и подростковом возрасте Тони подвергалась сексуальному насилию со стороны родного отца). Душевная травма Магуайр вылилась на страницы этой книги, помогая подросткам и взрослым найти в себе смелость в борьбе с жестокостью.

Нам с детства говорят, что родителей надо любить и уважать во что бы то ни стало, однако (как ни печально) некоторые отцы и матери просто не заслуживают и грамма уважения. Стоит задуматься о тех ужасах, с которыми сталкиваются дети, как к горлу сразу подступает ком.

Ник Макдонелл "Двенадцать"

Это история о жизни обычных нью-йоркских подростков, написанная семнадцатилетним парнем.

Дети, от которых богатые родители откупаются деньгами, устраивают вечеринки в роскошных особняках и не знают других развлечений, кроме наркотиков и секса, что приводит к трагическим и шокирующим последствиям.

Татьяна Веденская "Зеленый подъезд"

Это очень страшная книга о девушке Алисе, которая прошла 9 кругов ада. Ее предавали любимые, ее насиловали, она опустилась ниже плинтуса, став законченной наркоманкой. Данный роман станет учебником по установлению причинно-следственных связей, ведь каждый поступок главной героини приводил к вполне конкретным негативным результатам.

Ребекка Донован «Жить, чтобы любить»

В маленьких городках не принято выносить сор их избы. Жители провинции изо всех сил пытаются казаться лучше, чем они есть на самом деле. Они подчеркнуто соблюдают правила приличия и внимательно следят друг за другом.

В окружении снобов живет Эмма Томпсон. Девушка мечтает превратиться в невидимку. Под мешковатой одеждой героиня прячет следы ужасных побоев. Она пытается скрыть правду о тираничных порядках, установленных в ее семье.

Джей Эшер "13 причин почему "

Роман о трагической судьбе Ханны, сломившейся под гнетом человеческой жестокости. Девушка покончила жизнь самоубийством, но перед смертью записала на диктофон 13 историй о 13 людях, виновных в ее гибели. Посылку с кассетами получает некий Клэй Дженсен. Сообщение с того света будет роковым для парня.

Селеста Блэк «Разрушенная система общества»

Автор пишет о тинэйджере без проблем - 15-летней девочке, которая без видимых причин употребляет наркотики. Согласитесь, это уже необычно, ведь в львиной доле подростковых книг герои непременно непонятые, брошенные иобиженные. У девушки есть друзья. Компания несовершеннолетних как может разрушает систему общества.

Кэтрин Вэл «Мне больше не страшно»

Роман-фанфик, всколыхнувший несовершеннолетнее сообщество Рунета. Ребенок незаметно для родителей перешел из стадии развития «девочка-припевочка» на ступень с пометкой «трудный подросток». Ситуация знакома до оскомины на зубах. Главная героиня не может найти взаимопонимания с предками, считает себя взрослой, влюбляется в старшего мужчину и впервые пробует запрещенные вещества.

На сегодня это все. Спасибо за внимание)

Разрушение общества - это утрата им способности воспроиз­водить себя, утрата своей качественной определенности, иден­тичности.

Распад Австро-Венгрии в начале XX в. и Советского Союза в конце
XX в. - реальные примеры разрушения обществ: в обоих случаях
была утрачена способность воспроизводства структурного един­
ства социальных отношений на определенной территории.
В жизни многих обществ наблюдались события, ставившие их на
грань разрушения: Великая французская революция XVIII в., Граж­
данская война в США в XIX в., Октябрьская революция в России в
XX в. - это наиболее яркие примеры. "гг-

Рассмотрим условия, при которых становится возможным раз­рушение общества, оставив в стороне случаи вооруженного захвата территории, т.е. случаи насильственного внешнего воздействия.

Основной признак нарастающего «неблагополучия» общества-системы - нарастание девиации, т.е., как уже указывалось, осоз­нанного индивидами нарушения сложившихся норм социального порядка. Этот процесс, как правило, является частью более общего процесса - аномии. Этот термин предложил Э. Дюркгейм для обо­значения дезорганизации социальной жизни, при которой норма­тивный, институциональный порядок в обществе перестает выпол­нять свою регулирующую роль: «Никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, что справедливо и что несправедли­во; нельзя указать фаницы между законными и чрезмерными тре­бованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претен­довать на все»*.

Первый фактор, способствующий развитию аномии в обще­стве, - прекращение в силу определенных причин ориентации большей части населения в своих действиях на сложившиеся ра­нее статусно-ролевые предписания, следования еще недавно об­щепринятым нормам поведения.

Предпосылками для возникновения такой ситуации часто быва­ют природные катаклизмы, экономические потрясения, войны, при которых значительные массы населения оказываются неспособны­ми поддерживать свой жизненный уровень привычным способом, главной проблемой для них становится проблема физического вы-

" Дюркгейм Э. Самоубийство. - М., 1994, с. 238.

живания, подавляющая все ранее выработанные социальные уста­новки на исполнение ролевых стандартов.

Приведем, к примеру, описание положения масс в период, непос­редственно предшествовавший Великой французской революции 1789 г.: «Беспримерные бедствия, голод, нужда обрушились на на­родные массы деревень и городов. Доведенные до отчаяния крес­тьяне покидали насиженные места, уходили бродяжничать, подни­мали мятежи. То здесь, то там в разных провинциях королевства вспыхивали крестьянские восстания. В городах голодающая бед­нота громила продовольственные лавки и склады. Общественное возбуждение охватывало всю страну... Крестьяне громят ненавис­тные им замки сеньоров, «пускают петуха» - сжигают помещичьи усадьбы, делят между собой помещичьи луга и леса...»* Ситуация, сложившаяся в нашей стране в 90-е гг. XX в., при всей своей внешней несхожести с волнениями крестьян в феодальной Франции, содержала в себе ту же угрозу дезорганизации обще­ства. Сокращение производства, неполная занятость, низкие зара­ботки, невыплата зарплаты выталкивали людей из привычных ста­тусно-ролевых ниш, провоцировали на поиск новых видов деятель­ности, которые могли бы обеспечить приемлемый уровень жизни, а нередко и физическое выживание.

Такое выталкивание не имеет ничего общего с соцйопрофессио-нальной мобильностью. Последняя представляет собой свободный или конкурентный переход индивидов из одной ниши в другую, смену статусно-ролевой позиции. Каждая такая позиция характеризуется устойчивостью ролевых ожиданий и представляет собой звено в цепи институализированных, нормативно определенных отношений. Обретая новый статус, индивид принимает новые правила взаимо­действий с окружающими, причем эти правила уже выработаны, известны, им можно научиться.

В России же на протяжении последнего десятилетия XX в. отмеча­лась ситуация, при которой многие были вынуждены выходить за пределы статусно-ролевых ниш, предлагаемых общепринятой сис­темой институциональных отношений. Люди оказывались как бы вне структур общества, в безнормативном пространстве, где не дей­ствуют механизмы воспроизводства старых социетальных связей. Инициативные и волевые, попадая в такую ситуацию, находили силы и возможности самоорганизовываться, создавать новые социальные структуры. Однако подобная самоорганизация в условиях размы­тости социально-политических ценностей нередко обретала дикие формы, осуществлялась подчас на базе узкокорыстных целей, по­рождая асоциальные объединения, в том числе и откровенно пре­ступные по своей направленности. Те, кто психологически не был готовым к новой ситуации, отступали перед трудностями или ста­новились активными участниками экстремистских движений.

Второй фактор, способствующий развитию аномии, - делеги­тимация, т.е. размывание исходных ценностных основ нормативно­го порядка, обеспечивающих интегративность, целостность обще-


ства на социетальном уровне. Широкие массы утрачивают доверие к ранее сложившейся системе ценностей и обеспечивавшей совсем недавно легитимацию нормативного порядка. Критический настрой многих людей в отношении тех идеалов, представлений, убежде­ний; которые еще недавно казались им важными, жизненно необ­ходимыми, является важным признаком делегитимации.

Важной составляющей процесса размывания социетальнрго уров­ня общества-ристемы является делегитимация политической влас­ти. Утрата доверия масс к государственным органам, недовольство руководством страны резко сужают возможности правового регу­лирования обществом. Властеотношения начинают держаться ис­ключительно на принуждении, насилии, что не может долго про­должаться.

■»iy На рубеже 80-х - 90-х гг, XX в. в нашей стране наблюдались все.. ц основные признаки размывания социетального уровня общества-системы: девальвация ценностей, легитимировавших нормативный порядок советского строя, беспощадная критика принципов комму­нистической идеологии, новое отношение к истории страны, воз­росший интерес к ценностям либерализма. Социологические ис­следования, проведенные в первой половине 90-х гг. под руковод­ством И. Клямкина*, уже в это время зафиксировали достаточно высокую степень актуализации либеральных ценностей в сознании россиян. Однако эти: ценности формировались не в результате ус­воения реально сложившегося нормативного порядка, а как нега­тивная реакция на тоталитаризм, как ориентация на западный об­раз жизни. Накладываясь на ранее интериоризированныё"норма-тивные ожидания и требования, эти ценности нередко причудливо уживались со стереотипами коммунистического сознания. Вместе с тем сохранились группы, не испытавшие на себе сильного воз­действия либеральной идеологии.

Сегментация ценностного сознания характерна, видимо, для любого общества. Идеологический плюрализм не опасен для обще­ства как системы при наличии базовых социально-политических ценностей, легитимирующих нормативный порядок, которые под­держиваются большинством участников социальных взаимодей­ствий.

В СССР в начале 90-х гг. сложилась ситуация, когда массовое со­знание уже не принимало старый нормативный порядок, но еще было не готово к безоговорочному принятию новых социальных институтов. Ценностный раскол вел к тому, что в обществе склады­вались конкурирующие представления о его новом облике. Ситуа­ция осложнялась падением авторитета центральных государствен­ных органов власти и ростом сепаратистстких настроений. Распад СССР становился неизбежным. ; "*-

* История Франции. - М., 1973. Т. 2, с. 5. 524


* См.: ПОЛИС, 1993, №6; 1994, №2, 4-5. : т?:V

В условиях разбалансирования статусно-ролевого и социеталь-
ного уровней общества перестает нормально функционировать и
институциональный уровень системы. Он оказывается не в состоя­
нии в должном объеме регулировать статусно-ролевые отношения,
так как девиация обретает массовый характер; что ведет к ослабле­
нию социального контроля, снижению возможности эффективно
применять институциональные механизмы санкций. В такой ситуа­
ции самоорганизация, объединение индивидовесли и имеют мес­
то, то главным образом представлены в виде групп, корпоратив­
ных организаций, ориентированных на выражение и защиту узко­
групповых интересов. Институциональный уровень системы, таким
образом, утрачивает социетальный, универсальный характер, рас­
падается на ряд сегментов (групп, организаций, корпораций), в
каждом из которых устанавливаются собственные нормы и правила
взаимодействий. >г -

Итак, аномия - это рассогласованность между нормативно-фун­кциональными требованиями системы и реальным поведением ин­дивидов, ведущая к отчуждению индивидов от общества. Общество оказывается не в состоянии направить поведение индивидов в ра­нее привычные институциональные рамки, а люди, лишенные цен­ностно-нормативной ориентации, находятся в состоянии либо край­него возбуждения, либо глубокой депрессии, действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и тем самым перестают воссоздавать структурные элементы общества-

Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, пра­вовой регуляции своего поведения, мотивация становится утили­тарной, примитивно-гедонистической, на уровне физиологичес­ких потребностей. Общество начинает распадаться, так как не вос­производятся некогда устойчивые социальные связи и отноше­ния.

К счастью, анемические процессы в обществе редко обретают всеобщий характер, затрагивая обычно отдельные виды взаимо­действий. Однако любая форма аномии свидетельствует о неспо­собности механизмов функционирования общества восстанавливать равновесие системы под влиянием окружающей среды, и чем глуб­же аномические процессы, тем труднее добиться восстановления равновесного состояния системы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФфи №99-06-80513

Удк ббк я о.. оглавление..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Институализация политической жизни
Становление политических институтов - процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно но­вого вида взаимодействия - политической власти, институализа­ция которой и поло

Общество
затрат на обеспечение различных общественных работ, для созда­ ния страхового фонда, персонального потребления правителей и их приближенных. Необходимость в централизованных фондах был

Дифференциация политической власти
На ранних ступенях развития общества отношения политичес­кой власти были синкретичными, т.е. внутренне не разделялись на специфические сегменты, сферы управления. Князья в Киевской Руси са

Легитимность власти
В политической истории можно наблюдать немало, на первый взгляд, парадоксальных явлений. Одним из них является покорность масс тираническим, тоталитарным режимам, которую трудно объяс­нить страхом

Если общество развивается, то оно неизбежно должно и упадок, разрушаться. Разрушение общества - это потеря им способности к самовоспроизведению, обесценивание своей качественной определенности, идентичности. Если, скажем, проанализировать распад Австро-Венгрии в 1918 году. Или СССР в 1991г., То заметно, что в обоих случаях была утрачена способность воспроизведения структурного единства социальных отношений на определенной территории. Разрушение общества сопровождается различными видами нарушений в ценностно-нормативной системе общества (размывание идеалов, переориентация массового сознания). Этот процесс в социологии называется аномия.

Аномия (с древнегреческого - беззаконие, "отсутствие норм") - такое состояние общества, при котором значительная часть его членов, зная о существовании обязательных общественных норм, относятся к ним негативно или равнодушно.

Это понятие было введено в социологическую науку Эмилем Дюркгеймом, который связывал аномию с отсутствием или слабостью нормативного регулирования человеческих желаний, которые по своей природе являются безграничными. Ученый считал, что ограниченность возможностей для удовлетворения желаний и отсутствие эффективных норм, регулирующих их, делают индивидов несчастными и даже подталкивают к самоубийству.

Американский ученый Роберт Мертон считал, что аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь приписываемых обществом целей теми средствами, которые устанавливает общество. При аномии, даже если есть понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действий, которые ведут к этим общих целей. Люди приспосабливаются к аномии различными способами. Роберт Мертон выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурных норм, в зависимости от того признают эти лица господствующие ценности и соответствуют ли они произведенным в обществе правилам достижения социальных благ.

Состояние аномии возможен как в результате ухудшения жизни, кризиса, так и в условиях материального благополучия в обществе.

При аномии:

индивид выпадает из ритма, теряет способность приспосабливаться к новому состоянию и новых требований общества;

исчезают четкие нормы и правила поведения;

разрушаются общественные ценности;

маргинализуются некоторые общественные группы.

Аномия является способом приспособления общества к определенной ситуации. Степень свободы личности растет, отсутствуют твердые жизненные цели, нормы и образцы поведения. Это ставит многих в неверное социальное положение, лишает коллективной солидарности, ощущение единства с конкретной группой и обществом. Отсюда - рост преступности, нарушений правил поведения и норм морали. Особой концентрации аномия достигает в экономической сфере.

Одна из главных причин аномии - потеря привычных функций институтами и группами, которые являются промежуточными звеньями между индивидом и государством. Возникает своеобразный психологический парадокс: человек чувствует себя защищенной и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором занятий и ограниченными возможностями, чем в условиях неуверенности в открытой системе с универсальными нормами, которые формально равными для всех.

При традиционных общественных порядках, человеческие способности и потребности обеспечивались относительно просто, поскольку коллективное сознание удерживала их на низком уровне, не позволяя развиться индивидуализму и устанавливая строгие границы для положения индивида в обществе, преодолеть которые он не мог. Иерархическое традиционное общество (феодализм) было устойчивым, поскольку ставило разные цели для разных социальных слоев, позволяя каждому чувствовать свою жизнь осмысленной внутри узкой замкнутой социального слоя.

Разрушение общества - это утрата им способности воспроизводить себя, утрата своей качественной определенности, идентичности.
Распад Австро-Венгрии в начале XX в. и Советского Союза в конце XX в. - реальные примеры разрушения обществ: в обоих случаях была утрачена способность воспроизводства структурного единства социальных отношений на определенной территории. В жизни многих обществ наблюдались события, ставившие их на грань разрушения: Великая французская революция XVIII в., Гражданская война в США в XIX в., Октябрьская революция в России в XX в. - это наиболее яркие примеры.
Рассмотрим условия, при которых становится возможным разрушение общества, оставив в стороне случаи вооруженного захвата территории, т.е. случаи насильственного внешнего воздействия.
Основной признак нарастающего «неблагополучия» общества-системы - нарастание девиации, т.е., как уже указывалось, осоз-нанного индивидами нарушения сложившихся норм социального порядка. Этот процесс, как правило, является частью более общего процесса - аномии. Этот термин предложил Э. Дюркгейм для обозначения дезорганизации социальной жизни, при которой нормативный, институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль: «Никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, что справедливо и что несправедливо; нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеходами, а потому все считают себя вправе претендовать на все»*.
Первый фактор, способствующий развитию аномии в обществе, - прекращение в силу определенных причин ориентации большей части населения в своих действиях на сложившиеся ранее статусно-ролевые предписания, следования еще недавно об-щепринятым нормам поведения.
Предпосылками для возникновения такой ситуации часто бывают природные катаклизмы, экономические потрясения, войны, при которых значительные массы населения оказываются неспособными поддерживать свой жизненный уровень привычным способом, главной проблемой для них становится проблема физического вы-
k Дюркгейм Э. Самоубийство - М, 1994, с. 238.
523
живания, подавляющая все ранее выработанные социальные установки на исполнение ролевых стандартов.
Приведем, к примеру, описание положения масс в период, непосредственно предшествовавший Великой французской революции 1789 г.: «Беспримерные бедствия, голод, нужда обрушились на народные массы деревень и городов. Доведенные до отчаяния крестьяне покидали насиженные места, уходили бродяжничать, поднимали мятежи. То здесь, то там в разных провинциях королевства вспыхивали крестьянские восстания. В городах голодающая беднота громила продовольственные лавки и склады. Общественное возбуждение охватывало всю страну... Крестьяне громят ненавистные им замки сеньоров, «пускают петуха» - сжигают помещичьи усадьбы, делят между собой помещичьи луга и леса...»* Ситуация, сложившаяся в нашей стране в 90-е гг. XX в., при всей своей внешней несхожести с волнениями крестьян в феодальной Франции, содержала в себе ту же угрозу дезорганизации общества. Сокращение производства, неполная занятость, низкие заработки, невыплата зарплаты выталкивали людей из привычных статусно-ролевых ниш, провоцировали на поиск новых видов деятель-ности, которые могли бы обеспечить приемлемый уровень жизни, а нередко и физическое выживание.
Такое выталкивание не имеет ничего общего с социопрофессио-нальной мобильностью. Последняя представляет собой свободный или конкурентный переход индивидов из одной ниши в другую, смену статусно-ролевой позиции. Каждая такая позиция характеризуется устойчивостью ролевых ожиданий и представляет собой звено в цепи институализированных, нормативно определенных отношений. Обретая новый статус, индивид принимает новые правила взаимодействий с окружающими, причем эти правила уже выработаны, известны, им можно научиться.
В России же на протяжении последнего десятилетия XX в. отмечалась ситуация, при которой многие были вынуждены выходить за пределы статусно-ролевых ниш, предлагаемых общепринятой системой институциональных отношений. Люди оказывались как бы вне структур общества, в безнормативном пространстве, где не действуют механизмы воспроизводства старых социетальных связей. Инициативные и волевые, попадая в такую ситуацию, находили силы и возможности самоорганизовываться, создавать новые социальные структуры. Однако подобная самоорганизация в условиях размытости социально-политических ценностей нередко обретала дикие формы, осуществлялась подчас на базе узкокорыстных целей, порождая асоциальные объединения, в том числе и откровенно преступные по своей направленности. Те, кто психологически не был готовым к новой ситуации, отступали перед трудностями или становились активными участниками экстремистских движений.
Второй фактор, способствующий развитию аномии, - делеги-тимация, т.е. размывание исходных ценностных основ нормативного порядка, обеспечивающих интегративность, целостность обще-
* История Франции. - М., /1973. Т 2, с. 5. 524
ства на социетальном уровне. Широкие массы утрачивают доверие к ранее сложившейся системе ценностей и обеспечивавшей совсем недавно легитимацию нормативного порядка. Критический настрой многих людей в отношении тех идеалов, представлений, убеждений, которые еще недавно казались им важными, жизненно необходимыми, является важным признаком делегитимации.
Важной составляющей процесса размывания социетального уровня общества-системы является делегитимация политической власти. Утрата доверия масс к государственным органам, недовольство руководством страны резко сужают возможности правового регулирования обществом. Властеотношения начинают держаться исключительно на принуждении, насилии, что не может долго про-должаться.
На рубеже 80-х - 90-х гг. XX в. в нашей стране наблюдались все основные признаки размывания социетального уровня общества-системы: девальвация ценностей, легитимировавших нормативный порядок советского строя, беспощадная критика принципов коммунистической идеологии, новое отношение к истории страны, возросший интерес к ценностям либерализма. Социологические исследования, проведенные в первой половине 90-х гг. под руководством И. Клямкина*, уже в это время зафиксировали достаточно высокую степень актуализации либеральных ценностей в сознании россиян. Однако эти ценности формировались не в результате усвоения реально сложившегося нормативного порядка, а как негативная реакция на тоталитаризм, как ориентация на западный образ жизни. Накладываясь на ранее интериоризированные нормативные ожидания и требования, эти ценности нередко причудливо уживались со стереотипами коммунистического сознания. Вместе с тем сохранились группы, не испытавшие на себе сильного воздействия либеральной-идеологии.
Сегментация ценностного сознания характерна, видимо, для любого общества. Идеологический плюрализм не опасен для обще-ства как системы при наличии базовых социально-политических ценностей, легитимирующих нормативный порядок, которые поддерживаются большинством участников социальных взаимодействий.
В СССР в начале 90-х гг. сложилась ситуация, когда массовое сознание уже не принимало старый нормативный порядок, но еще было не готово к безоговорочному принятию новых социальных институтов. Ценностный раскол вел к тому, что в обществе складывались конкурирующие представления о его новом облике. Ситуация осложнялась падением авторитета центральных государствен-ных органов власти и ростом сепаратистстких настроений. Распад СССР становился неизбежным.
* См. ПОЛИС, 1993, № 6; 1994, № 2, 4-5.
525
В условиях разбалансирования статусно-ролевого и социеталь-ного уровней общества перестает нормально функционировать и институциональный уровень системы. Он оказывается не в состоянии в должном объеме регулировать статусно-ролевые отношения, так как девиация обретает массовый характер, что ведет к ослаблению социального контроля, снижению возможности эффективно применять институциональные механизмы санкций. В такой ситуации самоорганизация, объединение индивидов если и имеют место, то главным образом представлены в виде групп, корпоративных организаций, ориентированных на выражение и защиту узкогрупповых интересов. Институциональный уровень системы, таким образом, утрачивает социетальный, универсальный характер, распадается на ряд сегментов (групп, организаций, корпораций), в каждом из которых устанавливаются собственные нормы и правила взаимодействий.
Итак, аномия - это рассогласованность между нормативно-функциональными требованиями системы и реальным поведением индивидов, ведущая к отчуждению индивидов от общества. Общество оказывается не в состоянии направить поведение индивидов в ранее привычные институциональные рамки, а люди, лишенные ценностно-нормативной ориентации, находятся в состоянии либо крайнего возбуждения, либо глубокой депрессии, действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и тем самым перестают воссоздавать структурные элементы общества-системы.
Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, мотивация становится утилитарной, примитивно-гедонистической, на уровне физиологических потребностей. Общество начинает распадаться, так как не воспроизводятся некогда устойчивые социальные связи и отношения.
К счастью, аномические процессы в обществе редко обретают всеобщий характер, затрагивая обычно отдельные виды взаимодействий. Однако любая форма аномии свидетельствует о неспособности механизмов функционирования общества восстанавливать равновесие системы под влиянием окружающей среды, и чем глуб-же аномические процессы, тем труднее добиться восстановления равновесного состояния системы.