Ильина Ирина, студентка группы СО- 071


Моя бабушка.

Медицинская сестра Александра Васильевна Мамонтова,

из Воронежа

Моя бабушка Мамонтова Александра Васильевна в годы Великой Отечественной Войны была медсестрой. Когда началась война, бабушке было 18 лет. В таком молодом возрасте она пережила все тяготы войны. Бабушка рассказала мне о событиях, которые она пережила в Воронеже в годы Великой Отечественной войны:

«19 июля 1941 года был организован госпиталь, который располагался в школе, на улице Плехановской в городе Воронеже. В конце июля – начале августа поступали раненые с фронта. И так мы работали до сентября. В начале октября 1941 г. все раненые были отправлены в тыл. Госпиталь свернули, и нас, врачей и медицинских сестер, тоже оправили в тыл, но поблизости к Сталинграду.

Там мы лечили раненных, до тех пор, пока началась Сталинградская битва. Все раненые шли на нас потоком, кого привозили, кто сам приходил, если был в состоянии как-то передвигаться. И так мы работали, пока обороняли Сталинград. Потом, когда Красная Армия одержала победу над гитлеровскими частями в период Сталинградской битвы. Красная Армия начала оттеснять гитлеровские части на Запад, наш госпиталь прикрепили к 1-й Гвардейской армии 1-го Украинского фронта. Войска шли на Запад, и а вслед за передовыми частями Красной армии шёл полевой госпиталь.

Военные медики также, как и боевые части, готовились к наступлениям и тяжелым боям с озверевшим противником. Армия уходила вперёд, а госпиталя оставались в тылу, переводили в госпитали второго и третьего «эшелонов» для долечивания. Госпитали отправляли раненых в «глубокий тыл», «свёртывали свою работу» для дальнейшего движения вслед за армейскими частями.

Медицинские сестры работали в перевязочном отделении, помогали при операциях, накладывали гипс, стерилизовали хирургические инструменты. Если были тяжелораненые бойцы и некоторым требовалось срочное переливание крови, а так как крови для переливания часто не было, тог приходилось становиться донорами, конечно, при условии личного согласия медицинской сестры.

В госпитале врачей было всего три врача-хирурга и три медицинских сестры. Так госпиталь дошел до Киева, а потом – до Старой границы. И занимались тем, что эвакуировали раненых. Работать медсестрой было тяжело, смены не было. Когда потока раненых не было, то мы днём работали, а ночью отдыхали. А когда поток раненых шёл, то наш отдых составлял всего три часа. Останавливался наш госпиталь в основном в школах, чтобы была кухня: ведь раненых надо было кормить.

Бывали случаи, когда не было подходящего здания, тогда госпиталю приходилось останавливаться в коровьих скотниках (сараях). Для того, чтобы согреть раненных, накормить их и вылечить, всё делали своими руками. Даже делали самодельные печки. При нас было отделение легкораненых солдат, которых ив тыл нельзя отправить, и на фронт невозможно откомандировать. Вот они помогали нам обустраивать госпитали при переездах.

Медицинские сестры занимались строевой подготовкой и изучали огнестрельное оружие. Вот так мы и прошли всю войну». Моя бабушка во время войны вместе с госпиталем была на Украине, Западной Украине, потом уже попала в Словакию, вплоть до Чехии и дошла до Праги. Когда объявили День Победы 9 мая 1945 года, то в Праге ещё шли бои с гитлеровцами. Именно в Праге моя бабушка и закончила войну.

После окончания школы всем предстоит сделать выбор своей профессии. Наступает время наконец-то найти ответ на вопрос: «Кем я хочу быть?». После долгих раздумий, я поняла, что хочу стать медсестрой.

Главная причина моего выбора – желание помогать людям. Медсестра также очень благородная профессия. Людям, которые лежат в больнице, не хватает заботы и внимания, а медсестра может утешить больного, когда никого нет рядом. Кроме того, гуляя по улице, я могу столкнуться с тем, что кому-то будет нужна медицинская помощь. Например, какой-нибудь пожилой женщине станет плохо, или молодой парень упадет и сломает ногу. Я хочу обладать профессиональными навыками и знаниями, чтобы помочь в таких случаях.

Я считаю, что профессия медсестры очень полезна. Она пригодится в жизни, ведь медсестра всегда знает, как оказать первую помощь. У меня есть родители, будут дети, и я хочу уметь оказывать им медицинскую помощь, которая может спасти им жизнь.

Медсестра должна быть доброй, уметь сопереживать, а эти качества у меня есть, поэтому я смогу стать хорошей медсестрой, которую будут ценить и уважать. Если я стану медсестрой и буду помогать людям, я буду чувствовать, что живу не зря и делаю что-то полезное для общества.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Кити Щербацкой в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Кити Щербацкая – московская дворянка, княжна восемнадцати лет. Она наивная, милая, добрая, искренняя, правдивая и воспитанная девушка.

  • Народ в сказках Салтыкова-Щедрина сочинение

    Сегодня трудно представить русскую классическую литературу без творчества великого писателя Михаила Евграфовича Салтыкова. Свои произведения он создавал под псевдонимом Николай Щедрин

  • Образ и характеристика Челкаша в рассказе Челкаш Горького сочинение

    Основным персонажем произведения является Гришка Челкаш, представленный в образе опытного, ловкого и смелого вора.

  • Характеристика Снежной королевы в сказке и ее образ (Андерсен) сочинение

    Образ Снежной королевы в сказке Андерсена воплощает в себе холод, безжизненность, неспособность к любви и состраданию.

  • Анализ произведения Обломов Гончарова

    Роман «Обломов» был написан Александром Ивановичем Гончаровым во второй половине 19 века. В основе его сюжета лежит конфликт, заложенный в характере главного героя – Ильи Ильича Обломова.

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №1

Конкурсное сочинение

Моя любимая бабушка

Акимова Наталья 7 в класс

г. Окуловка

2003 г.
Образ бабушки в литературе.

Истоки доброты.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

У каждого человека есть свои корни, как у дерева. Без них он не мог бы родиться, расти, развиваться, существовать. Как правило, мы знаем своих родственников лишь до бабушек и дедушек по отцовской и материнской линии. Редко кому повезет с прабабушками и прадедушками. Говорят, что внучат любят больше детей, и, наверное, это правильно, потому что с возрастом человек становится мудрее и начинает понимать, что есть истинные ценности. Что самое важное в жизни то, что он оставит после себя, а самое ценное – это внучка или внук, которые очень часто бывают точной копией бабушки или дедушки. И если у мамы редко выпадает минутка просто выслушать меня, потому что мама занята работой или делами по дому, особенно в наш стремительный век, то как хорошо, когда есть бабушка, у которой всегда найдется время для меня и обязательно в запасе нужный совет. Недаром бабушку называют хранительницей семейного очага, добрым ангелом семьи.

Может быть, потому что все доброе, мудрое, ласковое исходит от бабушки, писатели так часто обращались к ее образу в своих произведениях.

Очень ярко и убедительно описан образ бабушки в повести «Детство». Вот как он говорит о ней на первых страницах повести: «Круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная. Говорит она, выпевая слова, ласково, ярко, сочно… Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». говорит, что, когда появилась в его жизни бабушка, она сразу и навсегда стала ему «другом, самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком».

У нее было трудное детство. Мать ее – искусная кружевница, выпав из окна, стала инвалидом, и они жили людскими подаяниями, а когда девочке исполнилось девять лет, она стала учиться плести кружево, чтобы помогать матери. За два года научилась делу, стала зарабатывать сама. В тринадцать лет ее выдали замуж, считалось, что раз она дочь нищей, то будет смирной женой, и будущая свекровь присмотрела ее для своего сына.

Замужняя жизнь ее была не из легких: злая свекровь, муж, который часто бил вожжами, из рожденных ею восемнадцати детей большинство умерло в младенчестве, а взрослые сыновья и дочь больше огорчали ее, чем радовали. Трудная судьба у нее, но она не озлобилась, не хранила обиды, а сберегла в своем сердце доброту, ласку и любовь ко всему, что ее окружало: детям, внукам, мужу, животным. Эта неграмотная женщина знала множество сказок, историй, рассказывала их необыкновенно, а плясала так, что забывалось, что перед вами пожилая женщина, такой она становилась в это время молодой и красивой.

Главой семьи был дед, его все боялись: дети, внуки, невестки. По субботам он устраивал жестокие порки за провинности, которые дети совершили на неделе. Бабушка пыталась заступиться, но это не помогало, он избивал внуков до беспамятства . Но вот в самые трудные для семьи моменты жизни именно бабушка становилась главной и принимала ответственные решения. Так, во время пожара она руководила людьми, не растерялась и, бросившись под ноги взвившегося коня, остановила его. Вот уж правда: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Когда Алеша с матерью приехали жить в семью деда, атмосфера там была накаленной: между братьями шла вражда по поводу раздела имущества. Все семейные ссоры, драки пыталась уладить бабушка. Дед так и называл ее «Потатчица». Однажды дядя Михаил, напившись, так разбушевался, что чуть не убил деда. И когда его пытались утихомирить, бабушка заступалась за него, и он сломал ей руку, но не о своей боли думала она, а переживала, как бы ему чего не сделали.

Каждый вечер молилась она за всю семью, особенно долго в дни огорчений, ссор и драк.

И рассказывала обо всех своих бедах Богу, и просила Его за всех своих детей и внуков, и становилась она во время молитв кроткой и маленькой. Очень нравился Алеше бабушкин Бог, такой близкий ей, что рассказывала она о нем особенно, что, мол, каждому он воздает по делам, по справедливости. Молилась она по-своему, молитв не знала. Ругал ее за это дед, но она считала, что Бог, «что Ему ни говори, все разберет.» Он - милый друг всему живому, Он всегда с нею и помогает ей жить. Обстановка в доме становилась все хуже: между братьями разлад, дочь Варвара рано овдовела, потом тяжело заболела, трагически погибает ее любимый приемный сын-подкидыш Цыганок, раздавленный крестом, который хотели установить на могиле недавно умершей от родов невестки Натальи. Смерти, пьяные драки, словом, беда за бедой, а бабушка, молясь на ночь, говорит: «Слава Пресвятой Богородице, все хорошо!»

Эта крупная, сильная женщина, с девичьими косами, с такой трудной судьбой, мало видела в жизни радости, но она была добрым ангелом-хранителем семьи, и эта ее бескорыстная любовь к миру обогатила Алешу, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Алеша Пешков вырос и стал великим писателем, и во многом этому способствовало бабушкино влияние: ее сказки, песни, молитвы, ее любовь. А вот Вера из повести «Раздел имущества» пока еще не успела стать ни великим ученым, ни великим писателем, а вот хорошим человеком, благодаря своей бабушке, она уже стала. В результате родовой травмы девочка не могла ходить. Ее бабушка Анисия Ивановна, отказавшись от работы, личной жизни, стала ухаживать за Верой. У Веры были образованные молодые родители. Они показывали ее профессорам, всевозможным «светилам», но главным спасеньем Веры оказалась ее бабушка, бывшая медсестра. Со дня рождения внучки у нее была только одна цель: «Поставить ее на ноги, сначала в прямом, а потом и в переносном смысле». Все вокруг волновались и страдали, а бабушка обращалась с Верой, как со здоровой. «Сбегай-ка за газетой!» - просила она, хотя девочка еле плелась, но при этом верила, что когда-нибудь побежит. Вера очень плохо говорила, но бабушка, как бы не замечая этого, без конца с ней разговаривала, и непослушный язык в конце концов начинал подчиняться. Все кругом вольно или невольно убеждали девочку в ее неполноценности, а бабушка «не подавляла сочувствием», а просто убеждала, что не происходит «ничего страшного». Родители постоянно повторяли: «Ты не можешь равняться на тех, кто бегает во дворе, они абсолютно здоровы». Когда девочка начала понимать, оценивать свое состояние, она приходила в смятение и ужасалась своей судьбе; когда прислушивалась к разговорам взрослых, она понимала, что дела ее плохи. Но бабушка говорила: «Принеси-ка коробку с нитками. Будем шить и учить стихи.» Вере становилось легче. Пределом мечтаний для родителей было вначале умение Веры нормально ходить, а бабушка решила научить ее прыгать через веревочку. Врачи обучали ясно произносить короткие фразы, бабушка заставляла говорить: «Карл у Клары украл кораллы.» Она заставляла девочку «не интересоваться холмами, а стремиться к вершинам, которые издали кажутся недоступными», и сумела убедить, «что там за труднодоступными хребтами долина спасенья». Она дарила надежду. В конце концов девочка стала ходить в нормальную школу. Однажды по поводу ее выздоровления родители собрали в доме много людей, пришли профессора, ближайшие родственники. Все говорили о врачебном искусстве, а Вера сказала, что если бы не бабушка, никакая бы медицина не помогла. И все заговорили о бабушке, о ее «человеческом подвиге». Чтобы не слышать этого, бабушка встала и ушла на кухню мыть посуду, она не любила быть в центре внимания. Но с того вечера мама Веры стала ревновать девочку к бабушке. То, что раньше ставилось в заслугу, теперь вызывало укор. Девочка называла бабушку мамой Асей, теперь же мама возражала против этого, говоря, что матерью можно называть только родившую тебя женщину, и бабушка сама попросила, чтобы Вера называла ее бабушкой, но Вера не послушалась. Вера росла, с годами у нее стало появляться все больше тайн. Все свои секреты она поверяла бабушке, которая не выдала ее ни единого раза, она умела слушать, и события в жизни Веры были для нее важнее того, что происходило в ее собственной жизни. Когда в девятом классе учительница дала тему домашнего сочинения «Главный человек в моей жизни», Вера написала про бабушку. Мама случайно прочла и решила разъехаться с бабушкой, причем через суд. Бабушка уехала в деревню тихо, без скандалов, без суда, туда, где была похоронена ее сестра. Она оставила записку: «Не волнуйтесь, ничего страшного». Да, суда не было, раздела квартиры тоже, но Вера написала родителям, уходя в школу: «Я буду той частью имущества, которая по суду отойдет к бабушке».

Вот два произведения, где главными героинями стали бабушки. С какой теплотой и любовью вспоминает о своей бабушке! А читая грустную повесть, мы все же испытываем светлое чувство, потому что знаем, что таких людей, как Анисия Ивановна, много и в жизни, добрых, самоотверженных, жертвующих всем ради своих детей и внуков.

У меня тоже есть бабушка. Она очень добрая, заботливая и мудрая женщина. Она родилась, выросла, училась и всю жизнь проработала в Окуловке. Ее детство пришлось на военные годы. Здесь не было военных действий, то такие ужасы войны, как голод и бомбежки, моя бабушка пережила. Глубокими инвалидами вернулись с войны два ее старших брата. В школе бабушка училась очень хорошо. Трудным было и послевоенное время. В одном классе училось более сорока человек, одетых, как попало. Книг, тетрадей не хватало, портфелей не было вовсе, но стремление учиться было. После окончания школы бабушка поступила в медучилище, которое тогда находилось здесь же, в Окуловке. Была мечта поступить в медицинский институт в Ленинграде, но по сложившимся обстоятельствам не смогла. У нее была нелегкая жизнь. Всю жизнь она посвятила людям, проработав сорок пять лет в медицине. Двадцать пять лет она проработала в центральной районной поликлинике участковой медсестрой, а, затем, более двадцати лет в аптеке , куда перешла работать по состоянию здоровья. Она много помогала своим родным, знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен. Наверное, ее заслуга и в том, что моя мама стала врачом, пошла по ее стопам. Да, моя бабушка – обыкновенный человек, труженица, каких много, она честно исполняла свой долг, шла прямой дорогой, не искала в жизни легких путей. Мне очень дорога моя бабушка, сейчас она очень больна, я хочу, чтобы она поправилась и была рядом со мной как можно дольше.

Наши бабушки… Добрые, трудолюбивые, всепрощающие, мудрые. Кем бы мы не стали, что бы мы не делали, они будут любить нас, независимо от того, какие мы. И все поймут, все простят, даже если мы будем их редко навещать, потому что в суете будней часто слишком поздно понимаем, что есть невосполнимые потери…

А время спешит и проносится мимо.

И в этом оно бесконечно взаимно.

Как наша любовь и как наша печаль,

Как «здравствуй», когда далеко до «Прощай».

Летняя ночь, лошадь тянет арбу, нагруженную спелым черносливом. На Кавказе фрукты зреют рано, в июне можно собрать первые плоды абрикосов, ранних яблок, слив. Богатые казаки станицы Лысогорской нанимали извозчиков для доставки фруктов на рынок в город Минеральные Воды. Люди приезжали в субботу, чтобы загрузиться и ранним утром быть на рынке.

В этот день и Надежда Жукова, моя бабушка, которой было 17 лет, утром отправилась на рынок. Никто из жителей города Минеральные Воды и не подозревал, что в этот прекрасный, солнечный день им объявят о начале войны. На следующий день ей, еще совсем юной девчонке, прислали повестку в военкомат и в срочном порядке направили в санитарный поезд – медсестрой, так как до этого бабушка окончила медицинские курсы.
Что нужно молодым? Нужно жить, учиться, строить свое будущее, влюбляться. Но в тот день жизнь со многими распорядилась совсем иначе. Молодые парни и девушки, многим из которых еще не было 18-ти лет, столкнулись лицом к лицу со смертью, жестокостью, насилием. Детство, впрочем, как и сказочные мечты о прекрасном будущем, закончилось в один день. Наступила взрослая жизнь, тяжелая, к которой они не были подготовлены.
Когда мы с бабушкой пили чай, она рассказывала много историй про войну. Как лечила раненных, как вытаскивала их из окопов, как самой приходилось брать в руки оружие, чтобы защищаться. Много российских дорог проехала она за время войны, а сколько ей пришлось пережить: отступление, брошенный Ростов, Крымское и Сталинградское направления, Курская дуга.
Особенно страшное воспоминание – это бои по освобождению города Великие Луки. И именно здесь она столкнулась с настоящим ужасом войны и, когда рассказывала мне, на ее уже стареньких глазах проступали слезы. Вспоминала о работе в санитарных поездах, забитых раненными, обгорелыми людьми, в медицинских санбатах, которые располагались в землянках. Работали сутками без отдыха, чтобы спасти жизни солдат.
Многое видела бабушка в этом городе, но она всегда говорила, что трусов не было. И старый, и молодой шли в атаку, и раненные, и слепые, и женщины, и дети – все воевали за освобождение города. Героизм жителей Великих Лук зашкаливал, страха в глазах этих людей не было, было только одно – победить фашистов. Она много рассказывала о том, как шли бои за Великие Луки, видела не только фашистов, но и бандеровцев, власовцев, и ту жестокость, которую они применяли по отношению к мирному населению.
Из её рассказа меня поразил эпизод, когда немцы, захватив санитарный поезд, где было много раненых, расстреляли весь медперсонал. Главного врача поезда привязали к двум машинам и разорвали, а моя бабушка – медсестра, будучи раненой, чудом спаслась, спрятавшись в угольном ящике. Брошенный поезд на-
шли местные жители, которые некоторое время ухаживали за раненой бабушкой и солдатами. Люди отдавали последние крохи, хотя сами голодали, отдавали теплые вещи, лекарства, и продолжалось так до тех пор, пока не пришло подкрепление наших войск.
Бабушка всегда говорила, что за все время войны она не встречала таких «железных» людей, как в Псковской области, ничто их не сломило, сила характера и великий дух помогли им выстоять, пережить голод, оккупацию, а после возродить город из руин. «Этот город был весь в крови и заново построен на костях. Это не город – это живой мемориал, и жители Великих Лук должны гордиться тем, что их родные и близкие не поддались трусости, а, собрав все свои силу и мощь, вновь и вновь шли в бой, защищая свой город», – говорит бабушка.
После войны, вернувшись в Минеральные Воды, она работала проводником вагона. И вот однажды, в такое же тихое, солнечное утро, на вокзале ее окликнул молодой мужчина, стоявший на костылях, в дорогом костюме и с орденскими колодками на пиджаке. Она повернулась, а он спросил: «Ты что? Не узнаешь меня? Ты же меня вытаскивала раненного из окопа под Луками, у меня ноги были перебиты». Конечно, она его не узнала, сколько было тех, кого она вытаскивала из окопов и за сколькими ухаживала потом, чтобы спасти им жизни? Она не считала, она выполняла свой долг.Этот мужчина оставил ей свой телефон и адрес и горячо благодарил за спасенную жизнь. А на Кавказ он приехал лечиться в санаторий.
И сколько их таких было, отдавших здоровье и жизнь за освобождение нашей Родины. Остается только сравнивать подвиги наших дедов с подвигами их внуков и удивляться преемственности поколений, их внуки тоже держали оборону на перевалах, гибли в лесах. И каждый знает, кто был его дед, где убит или ранен, и нет чести выше, чем быть достойным своих дедов.
Что может быть страшнее того, что пережили наши бабушки и дедушки 70 лет назад? Трудно сказать. Мы сейчас живем в спокойное и тихое время, моим сверстникам по 20 лет, и никто из них, в том числе и я, не знаем ужаса войны, и спасибо за это нашим предкам.
Маргарита Латышева.
На фото мои бабушка и дедушка и я.