| Брахма

Брахма - происхождение, изображения, мифы, истории

Значение имени: В переводе c санскрита Брахма -«жрец».

Сфера деятельности и покровительства: Брахма - Творец Вселенной.

Супруга Брахмы: Богиня знания и наук Сарасвати.

Положение в иерархии божеств: Брахма является одним из богов тримурти.

Ездовое животное (вахана): Лебедь .

Место обитания Брахмы: чистые земли Брахмалока (Сатья-лока).

Оружие: Брахмастра.

Расшифровка имени

Слово «Брахма» происходит от санскритского корня «бхриг» - распространяться, возрастать, увеличиваться.

У него несколько интересных и поучительных имен. В космологическом плане он - Золотое Яйцо (Hiranyagarbha), огненный шар, из которого развивается вселенная. Поскольку все сотворенные существа происходят от него, он - Праджапати, повелитель потомков, владыка сущего, перворождённый, и Питамаха (Pitamaha) - Великий Отец, патриарх. Кроме того, он носит имена Видхи (распорядитель), Локеша (повелитель миров), Дхатри (поддерживающий), Вишвакарма (мировой архитектор), Свайямбху (Svayambhu) - саморожденный, Тваштри (творец), Локагуру (наставник мира), Парамештхин (высочайший). Он зовется Камаласана (Kamalasana) - с тех пор, как он сидит на лотосе, вырастающем из пупка Вишну; Набхиджа (рожденный из пупка), Канджа (рожденный в воде).

Любопытно, что имя Нараяна («обитающий в водах причинности» или «жилище человека») сначала относилось к нему и только впоследствии к Вишну.

По мнению некоторых ученых, культ Брахмы был основным в доведическом индуизме, но позднее его сменили или вытеснили культы Вишну-Шивы. По сути, развитие концепции шакти - у каждого из богов, Шивы и Вишну, есть супруга Шакти (Сила) - а также мысль о том, что творение возникает от союза бога с его шакти, сделали само существование Брахмы излишним (см. работу Тарапады Бхаттачарьи (Tarapada Bhattacarya) «Культ Брахмы», сс. 88-89).

В Ведический период идея о создателе существовала, но создатель идентифицировался не с Брахмой. Ригведа говорит о Вишвакармане (Vishvakarman) - «творце всего». Он - Бог Отец. Он имел руки во всех четырех направлениях. Ведический Вишвакарман, вероятно, явился прототипом Пуранического (Puranic) Брахмы.

Интересно заметить, что Вишвакарман связывался с солнцем с того момента, как солнечные лучи стали рассматриваться как необходимое условие для человеческой жизни и мироздания. В одном из гимнов Ригведа называет Создателем Праджапати (Prajapati). Вот почему позднее, когда Брахма стал Создателем, он отождествлялся с Праджапати Ригведы.

В литературе Сутр (Sutra) Праджапати и Брахма стали отождествляться.

В Ригведе Хиранья-гарбха упоминается как причина Создания. Таким образом, Брахма стал Хиранья-гарбха.

В Пуранической литературе Брахма является Создателем. Говорится, что он породил Праджапатьев (их количество и имена различны в разных Пуранах) с целью создания живых существ. Поэтому Брахма рассматривался как Праотец (Pitamaha).

Он влюбляется в одну из своих дочерей, выступающих под различными именами: Савитри, Брахмани, Сарасвати и др., и становится единым с ней. Чтобы постоянно смотреть на нее он получил четыре головы в четырех направлениях, и пятую голову, обращенную вверх. Он также имел жену, именуемую Гаятри (Gayatri).

Как Шиваиты (Saivites), так и Вишнуиты (Vaishnavites) преуменьшают значение Брахмы. Он появляется из пупка Вишну сидящим на лотосе. Шива отрубает ему пятую голову в наказание за инцест.

До Средних Веков Брахма имел большое значение, но после прихода ислама он потерял свою важность. Многие легенды рисуют Брахму в неприглядном виде. Пураны предъявляют ему ложное обвинение в том, что он стал причиной смерти Агнистамбхи (Agnistambha). Еще один сюжет рассказывает о том, как Брахма, в то время как его супруга Савитри задерживалась в поездках, совершаемых в целях принесения жертвоприношений Якши (Yaksha`s), тут же находил новую жену. Савитри, приходила в ярость и проклинала его.

Но, несмотря на это, Брахма пользовался авторитетом много веков после того, как распространились эти сюжеты.

Иконография и атрибуты:

Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе (Padmasana) или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки (акшамала), в другой - сосуд с водой (камандалу). Его взгляд Саумья (Saumya) и Ташмья (Tashmya) - счастливый и спокойный.

Глаза его прикрыты в медитации.

Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный - Ригведу (Rig Veda), южный - Яджурведу (Yajur Veda), западный - Самаведу (Sama Veda), северный - Атхарваведу (Atharva Veda); четыре Юги (временные эпохи) и четыре Варны (общественные группы, образованные по принципу природных особенностей, воспитания и призвания). А также внутреннее действие или проявление атмана - ум (манас), интеллект (буддхи), эго (аханкара) и сознание (чит), таким образом это являет общую картину функциональности внутреннего мира или атмана, который проявляется через мысли или сознание.

Четыре его руки представляют четыре стороны света.

Мир возник из воды. Поэтому Брахма несёт воду в сосуде (камандалу).

Четки, которые он перебирает, представляют Время.

Семь Лока (Lokas), миров, представлены семью лебедями (гусями)

Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани (Mani) - Землю. Лотос представляет собой Вселенную или проявленный космос, воссидание Брахмы на лотосе - символизирует его творение и правление, а также его вечную суть - «незагрязняемый брахман».

В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и столько же рук. Цвет его кожи красный или золотой, одежды - белый. Его вахана - лебедь или гусь.

У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб (сирасчакра) в виде диска чуть больше головы, прикрепленный сзади к затылку при помощи небольшой перемычки и означающий ореол славы божества.

Другие атрибуты Брахмы - сосуд (камандалу) для воды из священного Ганга или для топленого масла, четки (из бусин, акшамала), связка бумаги из пальмовых листьев или рукописная книга (пуштака) с частью текста четырех вед, священная трава (куша) и ложка (срува) для возлияния на огонь жертвенного масла.

Сочетание и расположение этих предметов могут быть различными. Четки символизируют вечность времени и высший аспект божества. Кувшин с водой - воды причинности, из которых появился весь тварный мир. Поэтому Брахма управляет временем и причинно-следственной связью. Еще камандал символизирует путь аскез и отречения - саньяса, а также то, что необходимо обратить свой взор с внешних объектов на вечную сущность. Трава куша, ковш и ложка, используемые в обряде жертвоприношения, символизируют саму систему жертвоприношений, необходимую всем живым существам, чтобы поддерживать друг друга. Книга - символ священного и мирского знания, так как Брахма - податель всякого знания, искусств, наук и мудрости.

Как правило, статуи Брахмы представляют его в стоячей позе. На голове у него величественная короноподобная прическа существа высшего ранга (джата-мукута), в ушах серьги (ратна-кундала). В правой верхней руке он держит чётки, нижняя - в положении абхайя-мудра. Сосуд камандалу он держит в одной из левых рук, другая - в варада-мудре (жест дарования милости, благодеяния). Жесты рук (мудры) означают покровительство и наделение дарами.

Брахма - единственное божество индуизма, изображаемое бородатым, но не всегда. Если он восседает на распустившемся цветке лотоса или на своей вахане - лебеде, то в позе сукх-асана (с одной ногой, свисающей вниз). Лебедь, его ездовое животное, символизирует проницательность и мудрость, способность распознавания и отделения благого от неблагоприятного, чистого от чистого. В мистическом смысле это выглядит, как легенда о том, что лебедь способен отделить молоко от воды, таким образом человек должен отделить ложное от истинного, нереальность от реальности.

Шкура антилопы на Брахме символизирует то, что желающий достичь Истины должен пройти многие испытания и аскезы, побороть животные страсти в себе и постичь истину Вед и таким образом достичь Истины.

Брахме не приписывается никаких воплощений или земных проявлений, и с ним не связаны младшие божества. В своей первоосновной форме Нарайяны Владыка в виде мальчика возлежит на листе священного дерева пипала, плавающего в Первичных Водах с лотосами на их поверхности. Он держит большой палец ноги во рту. Такое его изображение служит символом вечности (замкнутый круг без начала и конца).

Он может изображаться во всех четырех состояниях, имеющихся в классификации шастр, причем его облик и постановка фигуры не меняются. В йогическом состоянии он показывается в своих высших духовных достижениях, лик выражает удовлетворение и глаза закрыты.

В таком виде он почитается прежде всего подвижниками и аскетами. Во втором состоянии (бхога, то есть удовлетворенности светского характера) Брахма предстает в обычном виде, с одной или более женами и со всеми вышеупомянутыми атрибутами, иногда с добавлением травы куша, и тогда его статуи служат для поклонения главным образом мирянам. В его третьем аспекте (вира, то есть воинской доблести) он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии (абхичарика, то есть грозном и устрашающем) он изображается с несколько сумрачным лицом и предназначается для поклонения тем, кто намеревается уничтожить своих врагов.

Встречаются изображения стоящего четырехликого, но двурукого Брахмы. Черты его безбородого переднего лика мужского типа предстают индивидуализированными, два боковых выглядят более стандартно, более одинаковыми и похожи на женские лица. Тонкая ткань, обвивающая бедра и спускающаяся почти до лодыжек, необыкновенно изящна. Пышная прическа с локонами (джата), характерными для аскета, оттеняет гладкость поверхности тела.

Жесты кистей рук и пальцев изысканны и красивы. Отсутствие двух других рук объясняется тем, что здесь образ божества еще близок к человеческому. Помимо обычного шнура (яджнопавиты), необходимого для жреческой варны, свисающего через плечо, на плечо Брахмы накинута шкура оленя (аджина), тоже служащая как бы священным шнуром (аджина яджнопавита). Так как у Брахмы только две руки, он держит меньше атрибутов: в правой руке - четки (акшамала), в левой - сосуд (камандалу). Редко Брахма изображается с двумя руками и с одной головой.

Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит

камандалу - сосуд с водой, сделанный из метала или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир , из которого проявились первые элементы творения.

В другой руке Брахма держит

молитвенные чётки , которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма, как правило, держит книги Вед, но иногда - цветок лотоса.

Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север.

Задняя правая рука представляет ум , задняя левая рука представляет разум , передняя правая рука - эго , и передняя левая рука - самоуверенность.

Чётки символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной.

Книга символизирует Веды, знание .

Золото ассоциируется с деятельностью; золотой лик Брахмы указывает на то, что он активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной.

Корона символизирует его верховную власть во Вселенной.

Цветок лотоса символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной.

Седая борода указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.

Четыре головы и руки олицетворяют четыре Веды : Риг , Саму , Яджур и Атхарву .

Эзотерическое значение:
Брахма - в индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов индуизма. В Тримурти Брахма, как создатель вселенной, соотносится с Вишну, который её сохраняет, и Шивой, который её разрушает. Но такое распределение функций в мифологии нередко нарушается; это даёт основание предположить, что в некоторых текстах писаний Брахма совмещал все три функции.

С точки зрения философии, Брахма - это первая ступень проявления индивидуального существования (ahankara). С теологической точки зрения, он - несотворенный Творец (Svayambhu), самопорожденная первая Личность.


Родственные связи

Супруга или Шакти Брахмы - это Сарасвати, Богиня знания и мудрости.

Сарасвати - индийское название, данное женскому двойнику энергии Брахмы-Творца. Ее всегда упоминают как покровительницу шестидесяти четырех искусств. Женская энергия, или шакти, является силой Творческого процесса, без которой не происходит ни один акт творения. Именно поэтому Брахма и Сарасвати являются творческой космической парой, неразделенной, как творческий аспект и творческая энергия. Единство этих двух принципов имеет особое значение. Когда отождествляют себя с этими высокими идеалами, то все относительные аспекты их отношений принимают внутреннее и абсолютное значение.

Как Брахму, так и Сарасвати следует представлять золотистыми и лучистыми. Подобно солнцу, они испускают творческий, воодушевляющий свет, инициируя рост и развитие. Поддержка и огромная внутренняя сила Брахмы и Сарасвати может помочь создать творческий прототип своего существования.

У Брахмы рождаются силой духа сыновья - Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу. Именно они становятся родоначальниками богов и людей. Люди появляются также в результате инцеста Брахмы с его дочерью, выступающей под разными именами (Вач, Сарасвати, Сандхья, Шатарупа, Врахмани).

Важный момент связан с супругой Брахмы - Савитри («Араньякапарва», «Матсья-пурана») - создав сыновей, Брахма не получает удовлетворения и решает облегчить своё существование, породив с помощью произнесения священного слога из половины своего тела богиню Гайятри.

Очарованный ею, Брахма создаёт себе четыре лица, чтобы, не отрываясь, смотреть на Савитри. Заметив страсть Брахмы, она отправляется на небеса, к братьям, а у Брахмы возникает пятое лицо, обращённое вверх. После инцеста Шива отрубает Брахме пятую голову.

Истории:

Происходение голов Брахмы

Согласно Пуранам , Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса , выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной.

Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати , которые считаются прародителями человечества. Также он сотворил семь великих мудрецов Сапта-риши , которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы. Поэтому их называют Манаса-путра, или « сыновьями, рождёнными из ума» .


Из своего собственного безукоризненного вещества Брахма сотворил женщину, которая прославляется под именами Сатарупа, Савитри, Сарасвати, Гаятри и Брахмани. Увидев свою дочь, рожденную из его собственного тела, Брахма был уязвлен стрелами любви и воскликнул: «Как исключительно прекрасна она!» Сатарупа отвернулась вправо от его взгляда, но поскольку Брахма хотел созерцать ее, из его тела выросла вторая голова. Когда она отвернулась сперва влево, а потом назад, чтобы спрятаться от его любовных взглядов, у него одна за другой появились еще две головы. В конце концов, она поднялась в небо, но поскольку Брахма страстно желал и там видеть ее, у него немедленно возникла и пятая голова.


Как Сарасвати стала второй женой Брахмы

Хотя Гаятри считают синонимом Сарасвати, имеется миф, который называет ее второй женой Брахмы. Будучи женатым богом, Брахма, когда совершал жертвоприношения, должен был выполнить определенные обряды вместе с женой, но оказалось, что Сарасвати отсутствует.

За ней был направлен посланник, но она ответила, что очень занята своим нарядом, а Брахма вполне может подождать. Посланник передал ему сообщение Сарасвати, тогда разгневанный Брахма попросил собравшихся богов найти ему другую жену. Они привели к нему Гаятри, дочь мудреца, и Брахма женился на ней и выполнил обряды. Когда, наконец, с большим опозданием явилась Сарасвати, разразился ужасный скандал. Однако Гаятри умиротворила ее своим красноречием, а также тем, что согласилась занять второстепенное по отношению к ней положение.


Миф о появлении смерти

С Брахмой связан миф о появлении смерти. В Критаюгу люди были бессмертны и заполняли землю, неуклонно увеличиваясь в числе; наконец земля, не в силах более выносить гнета, взмолилась к Брахме.

Тот погрузился в размышления и разгневался. Пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела, запылали страны света, страх объял все живое, миру грозила гибель. Лишь вмешательство Шивы, посоветовавшего сделать так, чтобы люди рождались и умирали, утешило гнев Брахмы. Из тела бога вышла женщина с венком из лотосов на голове; узнав, зачем ее сотворили, она пыталась возражать, но Брахма был непреклонен. Из слез, пролитых смертью, родились болезни, убивающие людей, а дабы смерть была беспристрастна, Брахма сделал ее госпожой справедливости .

История Возникновения

Согласно «Ману-смрити», Пуранам, «Махабхарате» (XII), Брахма рождается в яйце, плавающем в первобытных водах в виде золотого зародыша - Хираньягарбха; проведя в яйце год, он силой мысли разделяет яйцо на две половинки; из одной создаётся небо, из другой - земля; между ними возникает воздушное пространство.

Далее появляются пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), мысль, а ещё позже - боги. Кроме этого, появляются - жертвоприношение, три веды, звёзды, время, горы, равнины, моря, реки, наконец, люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар - холод, сухость - влага, горе - радость и т. п.).

Сам Брахма разделяется далее на две части - мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, асуры. Всё живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Брахмой. Он, собственно, и является воплощением творческого принципа существования, персонификацией Абсолюта как Высшего объективного начала.

Брахма не только создаёт мир: его жизнь, превышающая жизнь всех других богов (он «вечно древен»), определяет хронологические рамки вселенной. Вселенная живёт сто «собственных» лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет.

Место во Вселенской иерархии Божеств

Брахма - это источник и семя всего сущего. Он является причиной создания и, одновременно, создателем. Он - беспредельность и бесконечность, в которой берут начало пространство, время и причинность, откуда возникают имена и формы.

Значение в Лайя-йоге

Брахма - это созидательное проявление Всевышнего Брахмана.

Брахма, согласно «Пуранам», есть тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, в смысле возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей; его можно также назвать субстанцией-силой, включающей материю, энергию и законы природы.

Современные авторы определяют этот источник силы, субстанцию как энергию, воплощающую прошлое в настоящем, или всеобщий закон инерции (как инерции покоя, так и инерции движения). Этот цельный и устойчивый образ мира представляет собой область, подвергающуюся непрерывному изменению под воздействием всех инкарнированных разумов (которые относятся к Вишну), а новая складывающаяся картина мира вновь становится предметом заботы и стимула существования Брахмы.

Таким образом, мир представляет собой состояние «целенаправленного восприятия идей», а устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы.

Согласно одним легендам, Брахма появился из мирового яйца, положенного высочайшей первопричиной; по другим легендам, засвидетельствованным в Махабхарате и Рамаяне, Брахма вышел из пупа либо из лотоса, выросшего из пупа Вишну. Немедленно в своём рождении Брахма из своего дыхания создаёт веды и весь мир, который остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы.

По истечении одного дня Брахмы видимый мир гибнет от огня, остаются в живых только божественные мудрецы, боги. На другой день Брахма возобновляет своё творение и этот процесс конечного созидания и разрушения длится 100 лет Брахмы. По истечении этого периода сам Брахма, все боги и мудрецы гибнут вместе со всей вселенной, которая разлагается на свои основные элементы.

Согласно индийскому легендарному исчислению времени, сутки Брахмы равны кальпе или 2 000 Махаюг, то есть 43 200 * 2 000 = 8 640 000 000 земных лет.

Символически Брахма изображается сидящим на полностью раскрывшемся цветке лотоса, длинный стебель которого произрастает из пупка Великого Божества, его источника. Таким образом, считается, что Брахма, эта основа, или Бог, и результаты его деятельности (материальная сторона вещей) облекаются силой и подчиняются задаче, поставленной Великим Божеством, которое есть необусловленная причина и первичная основа всего сущего. Слово «Брахма» происходит от корня, означающего «расширяться, распространяться».

Из этого следует связь этой силы с материальной стороной существующего, которая характеризуется атрибутами протяженности и пространства.

Отношение йога к этому аспекту, или силе Божества является отношением противодействия, ибо йог стремится преодолеть в себе любую склонность к подчинению прошлому, и должен научиться управлять своим телом, эмоциями и низшим разумом (читта), а все эти явления представляют собой характерные свойства материального. В целом, эта идея очень тесно согласуется с концепцией Трех Логосов, возникшей в гностических течениях Греции, Ближнего Востока и у ранних христианских гностиков.

— в индуистской мифологии верховный бог главной триады богов наряду с Вишну и Шивой . Почитается как создатель Вселенной в отличие от Вишну, ее сохранителя, и Шивы-разрушителя.

Согласно сказаниям, Брахма рождается из яйца, плавающего в первобытном океане. Он делит яйцо на две половинки, из которых возникают небо и земля, а затем весь видимый мир и живые существа: боги, люди, животные и растения. Дни и ночи жизни Брахмы определяют ритм жизни всей Вселенной.

Сыновья Брахмы (среди которых следует отметить Ангираса, Дакшу, Бхригу) становятся родоначальниками богов и людей. Восхищенный красотой созданной из своего тела богини Савитри (Гаятри), Брахма приобретает четыре лица, чтобы постоянно видеть ее. В виде рыбы Брахма спасает первочеловека Ману от потопа, а из бедра Брахмы рождается знаменитый мудрец Нарада.

Внешний вид и Атрибуты

Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед. Брахму часто изображают с белой бородой (в особенности в Северной Индии), что символизирует практически вечную природу его существования.

В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн. В другой из своих рук он держит камандалу — сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, называемые акшамала, которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда — цветок лотоса.Четыре руки — четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука — эго, и передняя левая рука — самоуверенность. Чётки — символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной.

Книга — книга Вед в одной из рук Брахмы символизирует знание. Золото — ассоциируется с деятельностью; золотой лик Брахмы указывает на то, что он активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной. Лебедь — символизирует милость и способность различать плохое от хорошего. Брахма использует лебедя Хамса как своё средство передвижения, вахану. Корона — корона Брахмы символизирует его верховную власть во Вселенной. Лотос — цветок лотоса символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной. Борода — чёрная или седая борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения. Четыре лика — четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарву. Средством передвижения, или ваханой Брахмы, является божественный лебедь. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека, или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались. Также, эта способность лебедя указывает на то, что индивид должен быть способен отделять хорошее от плохого, принимая то что имеет духовную ценность и отвергая то, что её не имеет.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Раздел физики, в к-ром изучаются физ. св-ва тел в разл. агрегатных состояниях на основе рассмотрения их микроскопич. (молекулярного) строения. Задачи М. ф. решаются методами физ. статистики, термодинамики и физ. кинетики, они связаны с изучением движения и вз-ствия ч-ц (атомов, молекул, ионов), составляющих физ. тела.

Первым сформировавшимся разделом М. ф. была . В процессе её развития работами англ. Дж. Максвелла (1858-60), австр. Л. Больцмана (1868) и амер. физика Дж. У. Гиббса (1871 -1902) была создана классич. статистич. физика.

Количеств. представления о вз-ствии молекул (мол. силах) начали развиваться в теории капиллярных явлений. Классич. работы в этой области франц. учёных А. Клеро (1743), П. Лапласа (1806), англ. учёного Т. Юнга (1805), франц. учёного С. Пуассона, нем. учёного К. Гаусса (1830 - 1831), Гиббса (1874-78), И. С. Громеки (1879, 1886) и др. положили начало теории поверхностных явлений. Межмол. вз-ствия были учтены голл. физиком Я. Д. Ван-дер-Ваальсом при объяснении физ. св-в реальных газов и жидкостей.

В нач. 20 в. М. ф. вступает в новый этап развития. В работах франц. физика Ж. Б. Перрена и швед. учёного Т. Сведберга (1906), польск. физика М. Смолуховского и А.. Эйнштейна (1904-06), посвящённых броуновскому движению микрочастиц, были получены доказательства реальности существования молекул. Методами рентгеновского структурного анализа (а впоследствии - методами электронографии и нейтронографии) были изучены структура тв. тел и жидкостей и её изменения при фазовых переходах и изменении темп-ры, давления и др. хар-к. Учение о межатомных взаимодействиях на основе представлений квантовой механики получило развитие в работах нем. физиков М. Борна, Ф. Лондона и В. Гейтлера, а также П. Дебая (Германия). Теория переходов из одного агрегатного в другое, намеченная Ван-дер-Ваальсом и англ. физиком У. Томсоном и развитая в работах Гиббса, Л. Д. Ландау (1937) и нем. физико-химика М. Фольмера (30-е гг.) и их последователей, превратилась в современную теорию образования фазы - важный самостоят. раздел М. ф. Объединение статистич. методов с совр. представлениями о структуре в-ва в работах Я. И. Френкеля, англ. физико-химика Г. Эйринга (1935-36), англ. учёного Дж. Бернала и др. привело к М. ф. жидких и тв. тел.

Круг вопросов, охватываемых М. ф., очень широк. В ней рассматриваются: строение в-в и его изменение под влиянием внеш. факторов (давления, темп-ры, электрич. и магн. полей), явления (диффузия , теплопроводность, внутр. трение), и процессы фазовых переходов (кристаллизация и плавление, испарение и конденсация и др.), критич. состояние в-ва, на границах раздела разл. фаз.

Интенсивное развитие М. Ф. привело к выделению из неё мн. самостоят. разделов (статистич. физика, физ. , физика тв. тела, физ. химия, мол. биология). На основе общих теоретич. представлений М. ф. получили развитие физика металлов, физика полимеров, физика плазмы, физико-химия дисперсных систем и поверхностных явлений, теория массо- и теплопереноса, физико-хим. . При всём различии объектов и методов исследования здесь сохраняется. однако, гл. идея М. ф.- описание макроскопич. св-в в-ва на основе микроскопической (молекулярной) картины его строения.

Физический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . . 1983 .

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

- раздел физики, в к-ром изучаются физ. свойства тел на основе рассмотрения их молекулярного строения. Задачи M. ф. решаются методами физ. статистики, термодинамики и физ. кинетики, они связаны с изучением движения и взаимодействия частиц (атомов, молекул, ионов), составляющих физ. тела.

Первым сформировавшимся разделом M. ф. была кинетич. теория газов. В процессе её развития работами Дж. К. Максвелла (J. К. Maxwell, 1858-60), Л. Больц-мана (L. Boltzmann, 1868), Дж. У. Гиббса (J. W. Gibbs, 1871 -1902) была создана классич. статистич. физика.

Количеств. представления о взаимодействии молекул (молекулярных силах) начали развиваться в теории капиллярных явлений. Классич. работы в этой области А. К. Клеро (А. С. Clairaut, 1743), П. С. Лапласа (P. S. Laplace, 1806), T. Юнга (Th. Young, 1805), С. Д. Пуассона (S. D. Poisson), K. Ф. Гаусса (С. F. Gauss, 1830-31), Гиббса (1874-78), И. С. Гро-меки (1879, 1886) и др. положили начало теории поверхностных явлений. Межмолекулярные взаимодействия были учтены Й. Д. Ван-дер-Ваальсом (J. D. van der Waals, 1873) при объяснении физ. свойств реальных газов и жидкостей.

В нач. 20 в. M. ф. вступила в новый этап развития. В работах Ж. Б. Перрена (J. В. Perrin) и T. Сведберга (Th. Svedberg, 1906), M. Смолуховского (M. Smolu-chowski) и А. Эйнштейна (1904-06), посвящённых броуновскому движению микрочастиц, были получены доказательства реальности существования молекул. Методами рентг. структурного анализа (а впоследствии методами электронографии и нейтронографии) были изучены структура твёрдых тел и жидкостей и её изменения при фазовых переходах и изменении темп-ры, давления и др. характеристик. Учение о межатомных взаимодействиях на основе представлений квантовой механики получило развитие в работах M. Борна (M. Born), Ф. Лондона (F. London) и В. Гайтлора (W. Heitier), а также П. Дебая (P. Debye). Теория переходов из одного агрегатного состояния в другое, намеченная Ван-дер-Ваальсом и У. Томсоном (W. Thomson) и развитая в работах Гиббса (кон. 19 в.), Л. Д. Ландау и M. Фольмера (M. Volmer, 30-е гг. 20 в.) и их последователей, превратилась в совр. теорию образования фазы - важный самостоятельный раздел M. ф. Объединение статистич. методов с совр. представлениями о структуре вещества в работах Я. И. Френкеля, Г. Эйринга (H. Eyring, 1935-36), Дж. Д. Бер-нала (J. D. Bernal) и др. привело к M. ф. жидких и твёрдых тел.

Круг вопросов, охватываемых M. ф., очень широк. В ней рассматриваются: строение веществ и его изменение под влиянием внеш. факторов (давления, темп-ры, электрич. и магн. полей), явления переноса (диффузия , теплопроводность, вязкость), фазовое равновесие и процессы фазовых переходов (кристаллизация , плавление, испарение, конденсация и др.), критич. состояние вещества, явления на границах раздела фаз.

Развитие M. ф. привело к выделению из неё самостоят. разделов: статистич. физики, физ. кинетики, физики твёрдого тела, физ. химии, молекулярной биологии. На основе общих теоретич. представлений M. ф. получили развитие физика металлов, физика полимеров, физика плазмы, кристаллофизика, физико-химия дисперсных систем и поверхностных явлений, теория мас-со- и теплопереноса, физико-хим. механика. При всём различии объектов и методов исследования здесь сохраняется, однако, гл. идея M. ф. - описание макроско-пич. свойств вещества на основе микроскопич. (молекулярной) картины его строения.

Лит.: Кикоин А. К., Кикоин И. К., Молекулярная физика, 2 изд., M., 1976; Гиршфельдер Д ж., Кер-тисс Ч., Беpд Р., Молекулярная теория газов и жидкостей, пер. с англ., M., 1961; Fpенкель Я. И., Кинетическая теория жидкостей, Л., 1975; Дерягин Б. В., Ч у-раев H. В., Мулле p В. M., Поверхностные силы, M., 1985. П. А. Ребиндер, Б. В. Дерягин, H. В. Чураев.

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. - М.: Советская энциклопедия . Главный редактор А. М. Прохоров . 1988 .


Смотреть что такое "МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА" в других словарях:

    Молекулярная физика раздел физики, который изучает физические свойства тел на основе рассмотрения их молекулярного строения. Задачи молекулярной физики решаются методами физической статистики, термодинамики и физической кинетики, они… … Википедия

    МОЛЕКУЛЯРНАЯ физика, раздел физики, изучающий физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их молекулярного строения. Первым сформировавшимся разделом молекулярной физики была кинетическая теория газов… … Современная энциклопедия

    Раздел физики, изучающий физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их молекулярного строения. Из молекулярной физики выделились в самостоятельные разделы физика твердого тела, физическая кинетика, физическая … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 молекулярка (2) физика (55) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Раздел физики, изучающий физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их молекулярного строения. Из молекулярной физики выделились в самостоятельные разделы физика твёрдого тела, физическая кинетика, физическая … Энциклопедический словарь

    Раздел физики, в котором изучаются физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их микроскопического (молекулярного) строения. Задачи М. ф. решаются методами физической статистики, термодинамики и… … Большая советская энциклопедия

    молекулярная физика - molekulinė fizika statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. molecular physics vok. Molekülphysik, f rus. молекулярная физика, f pranc. physique moléculaire, f … Fizikos terminų žodynas

Изучающий физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их молекулярного строения. В зависимости от молекулярного строения тел, сил межмолекулярного взаимодействия и характера теплового движения частиц, молекулярная физика изучает особенности процессов фазового равновесия и фазовых переходов веществ - кристаллизацию и плавление, испарение и конденсацию и др., явления переноса - диффузию, теплопроводность, внутреннее трение, а также поверхностные явления на границах раздела различных фаз.

Разделами молекулярной физики являются физика газообразного состояния вещества, физика конденсированного состояния вещества (жидкости и твердые тела), физические явления в поверхностных слоях различных соприкасающихся фаз и др. Из молекулярной физики выделились в самостоятельные разделы физика твердого тела , физическая химия , молекулярная биология и т. д.

Первым сформировавшимся разделом молекулярной физики была кинетическая теория газов . В процессе ее развития была создана классическая статистическая физика, которая наряду с термодинамическим методом легла в основу методов теоретического исследования в молекулярной физике.

Статистический метод, используемый и развитый в молекулярной физике, состоит в изучении совокупностей большого числа частиц, участвующих в тепловом движении и образующих физические тела, находящиеся в различных агрегатных состояниях. Законы поведения совокупностей большого числа частиц, исследуемых статистическими методами, называются статистическими закономерностями. Математическим аппаратом метода является теория случайных величин и процессов. То есть статистический метод является методом исследования систем, состоящих из большого количества частиц, и использующий статистические закономерности и средние значения физических величин, характеризующих всю совокупность частиц.

Статистический подход является по сути молекулярно-кинетической теорией, основанной на определенных представлениях о строении вещества. Задачей статистической механики является установление законов поведения макроскопических систем, состоящих из большого числа частиц, на основе известных динамических законов поведения отдельных частиц. При этом статистическая механика дает возможность установить связь между макроскопическими параметрами большой системы и средними значениями микроскопических величин, характеризующих отдельные молекулы. Так как макроскопические параметры системы зависят от движения молекул, задачей статистической физики заключается в том, чтобы выразить свойства системы в целом через характеристики отдельных молекул.

Термодинамический метод исследования систем, состоящих из большого числа частиц, отличается от статистического тем, что оперирует величинами, характеризующими систему в целом, такими как, например, температура и давление. Термодинамические методы не рассматривают процессы, происходящие на микроуровне.

Термодинамический метод исследования систем, состоящих из большого числа структурных элементов, строится на основе применения к системам нескольких принципов, гипотез, аксиом, которые либо являются обобщением опыта, либо их применение не противоречит ему. Термодинамика представляет собой феноменологическую теорию, основанную на небольшом числе установленных законов, таких, как, например, закон сохранения энергии. В методе не рассматривают микроструктуру систем и механизм совершающихся в них микропроцессов. Основные понятия термодинамики вводятся на основе физического эксперимента, при этом связь между различными макроскопическими параметрами устанавливается опытным путем. Поэтому результаты и методы термодинамики могут быть применимы для любых систем без конкретизации деталей их устройств. Термодинамический подход дает возможность решать конкретные задачи, не имея сведений о свойствах атомов или молекул.

На основе общих теоретических представлений молекулярной физики получили развитие такие специальные области науки, как физика металлов, физика полимеров, физика плазмы, кристаллофизика , физико-химическую механика, физико-химия дисперсных систем и поверхностных явлений, теория тепло- и массопереноса. При всём различии объектов и методов исследования сохраняется основная идея молекулярной физики - описание макроскопических свойств вещества, исходя из особенностей микроскопической (молекулярной) картины его строения.

Молекулярная физика – раздел физики, изучающий вещество на уровне молекул. Вещество на уровне атомов изучает атомная физика.
Основы современных представлений о строении вещества были заложены в те далекие времена, когда человек только делала попытку понять суть вещей, окружавших ее.
Такие неотделимы от материи понятия, как движение, дискретность были уже предметом дискуссий древнегреческих натурфилософов. Понятие «атом» (неделимый) ввел Демокрит (V век до н.э.). Сейчас представление о прерывисто, молекулярное строение вещества стало стройной теорией, проверенной множеством экспериментов.
Многочисленные факты дали основание сделать следующие выводы:
Свойства тел определяются прежде их внутренним строением, свойствами частиц, из которых они состоят, силами, которые действуют между частицами и др. Поэтому вопрос о строении вещества является одним из основных в физике и других науках о природе.
Есть два метода описания и исследования процессов, происходящих в макроскопических телах: статистический и феноменологический.
Статистический метод

Подробнее в статье Статистическая физика

Статистический метод изучения физических явлений основывается на моделировании внутренней структуры вещества. Среда рассматривают как некую физическую систему, состоящую из большого числа молекул (атомов) с заданными свойствами. Определение макроскопических характеристик и закономерностей по заданным микроскопическими свойствами среды является основной задачей этого метода.
Так, для совокупности молекул, движутся хаотично, можно найти определенные значения скорости, энергии, импульса, которые присущи большинству молекул. Такие значения величин называют наиболее вероятными. Можно определить средние значения скорости молекул, их энергии, свободного пробега молекул и др., которые являются характеристиками движения совокупности молекул. По этим характеристикам можно определить такие параметры макроскопической системы, как давление, абсолютная температура и т.д.
Статистический метод позволяет в воображаемом хаосе случайных явлений устанавливать закономерности, оправдываются для целого ансамбля явлений, а не для каждого элемента в отдельности, как в динамической закономерности. Установлены так взаимосвязи называют статистическими закономерностями.
Эти закономерности теряют смысл с переходом к системам с малым числом частиц.
Термодинамический метод
Метод описания процесса, который не учитывает микроскопическую структуру вещества, а рассматривает ее как сплошной среде, называют термодинамическим.
Феноменологический метод позволяет установить общие соотношения между параметрами, характеризующими явления в целом. Феноменологические законы имеют весьма общий характер, а роль конкретной среды учитывают применением коэффициентов, определяющих непосредственно из опыта. С помощью этого метода, в частности, было установлено законы идеальных и реальных газов.
Феноменологический метод исследования применяются в термодинамике – разделе физики, который для различных явлений природы, связанных с тепловыми эффектами, изучает условия преобразования энергии из одного вида на другой и количественно характеризует эти преобразования. В основу термодинамики положены три фундаментальные законы, установленные на основе обобщения большого числа наблюдений и опытов над достаточно большими (макроскопическими) телами.
Особенно эффективным оказалось применение феноменологического метода в теплотехнике, газодинамике, ракетной технике и т.д.
Рассматривая свойства тел и их изменения с двух разных позиций – микроскопической и макроскопической, молекулярная физика и термодинамика дополняют друг друга.
Достижения молекулярной физики широко используют в других науках о природе. С ее успехами, в частности, неразрывно связано развитие химии и биологии. В процессе развития в молекулярной физике выделились самостоятельные разделы, например: физическая химия, физическая кинетика, молекулярная биология, физика твердого тела.
Основные понятия молекулярной физики используется в некоторых специальных областях науки, в частности, в физике металлов, полимеров и плазмы, кристалофизици, физико-химической механике.
Молекулярная физика является научной основой современного материаловедения, вакуумной технологии, порошковой металлургии, холодильной техники и др.
Значительным успехом современной физики стал синтез искусственного алмаз в и других сверхтвердых материалов.
Достижения молекулярной физике и термодинамике положено в основу создания современных тепловых двигателей, холодильных встал аппаратов для сжижения газов, химических и пищевых производств; они способствуют дальнейшему развитию метеорологии.