Мне интересно снимать зверей, именно в этом я чувствую свое предназначение, - признается Грегори Кольбер. - В детстве у меня была няня-индианка. Как известно, в культуре ее народа между человеком и окружающим его живым миром существуют совершенно особые отношения.

В этом смысле я лишь стараюсь следовать древним традициям восприятия природы как единого гармоничного целого. Я, человек, становлюсь индивидуальностью только тогда, когда живу, дышу и творю в унисон со всей планетой, когда осознаю...

Природа Астраханского края позволяет принимать гостей и туристов, любителей охоты, рыбалки и восточной роскоши, практически круглый год.

Континентальный климат, обилие водных каналов, притоков и протоков могучей Волги позволяет наслаждаться южным солнцем в комфортных условиях, тем более что лето в Астрахани длится 4,5 месяца, а средняя температура в мае уже превышает +18 градусов.

Астрахань славится своими пойменными лесами- красотой Дельты Волги, где заканчивается величавая стать реки...

Природа в ответ на насилие, творимое человеком, в долгу не остается и мстит ему. Германские СМИ цитируют слова Норберта Ретгена, министра экологии в федеральном правительстве этой страны. Министр высказал опасение, что помимо глобального изменения климата опасность для человечества представляет наблюдаемое сегодня повсеместное исчезновение многочисленных видов растений и животных.

Биологическое разнообразие - результат миллионов лет эволюции. Человек, несмотря на все его амбиции, технические...

Природа протягивает руку помощи заболевшему человечеству. Речь пойдет о дельфинотерапии. Общение с дельфинами полезно для организма человека, оно целебно – об этом сейчас знают очень многие.

Из чего складывается полезный эффект дельфинотерапии?

По сути своей это комплексное воздействие на организм. Основная составляющая дельфинотерапии – ультразвук. Он применяется в медицине уже больше 40 лет.

В отличие от многих других методов, ультразвук действует не на отдельные органы или ткани, а...

WWF публикует свой доклад «Живая планета» каждые два года. Доклад «Живая планета» - это ведущий в мире научный анализ состояния здоровья нашей единственной планеты и влияния человеческой деятельности.

В последнем издании в 2016 году описывается резкое снижение численности...

Природу любви установили британские ученые. Она является продуктом человеческой эволюции и призвана обеспечить на короткое время супружескую гармонию для рождения и воспитания ребенка.

Основоположник этой теории нейрохирург из лондонского Института психиатрии Франк Тэлис считает, что любовь представляет собой природную «западню», которая играет ключевую роль в продолжении человеческого рода.

Она заставляет мужчину и женщину быть неразлучными в течение нескольких лет. За это время у них...

Природа неопознанных летающих объектов по-прежнему неясна. Время от времени пресса сообщает о новых встречах с неопознанным и приводит леденящие душу факты. Но при всем обилии неопровержимых свидетельств, при всевозможных клятвах очевидцев, НЛО свято хранят свои секреты.

Особенный интерес вызывает способность тарелок исчезать без очевидных причин.

В джунглях Гватемалы и на Юкатане сохранилось множество древних городов, которые никакого отношения к НЛО не имеют. Это огромные развалины, и...

Распространенные взгляды на природу времени характеризует симптоматичная двойственность. С одной стороны, их предметом (или неким "естественным местом", по Аристотелю), выступает вся Вселенная, см., в частности, . И подобную естественность порождает, прежде всего, строй логически очевидного (и столь же естественно, что такой строй присущ мировоззрению естественно-научному).

Время тотально, всесильно и безгранично. Мир вне времени непредставим – и, тем самым, невозможен. Время не ограничено...

Е.Леоненко, Г.Тимошенко

Когда-то давным-давно человеку надоело ходить пешком – долго и утомительно, знаете ли, – и он изобрел колесо. Когда его перестала устраивать скорость передвижения на различных вариантах повозок, появились автомобили. Однако и это не позволяло человеку перемещаться так быстро, как он хотел, и он изобрел самолет. А когда человек понял, что даже на самолете ему не удастся долететь так далеко, как он хочет, – он придумал космический корабль. Иными словами, каждый раз, когда человек изобретает новый способ делать то, про что уже давно известно, как это можно делать – это значит, что его что-то не устраивает в имеющихся способах. И тогда для того, чтобы этот самый новый способ изобрести, ему необходимо совершенно четко сформулировать, что именно его в знакомых способах не устраивает.

Когда мы в свое время начинали постепенно выстраивать свой собственный психотерапевтический подход, мы тоже делали это отнюдь не из желания занести свои имена на скрижали истории. Мы уже понимали, что именно нас не устраивает в имеющихся способах работы, и точно знали, какой способ мы хотели бы получить. Для нас, например, с самого начала было очевидным – хотя кому-то это утверждение, возможно, покажется спорным, – что психотерапия относится к числу профессий, связанных с устранением тех или иных неполадок в функционировании каких-либо систем. Вот из этого мы и решили исходить в поисках ответа на вопрос, каким должен быть психотерапевтический подход.

Итак, что необходимо знать и уметь человеку, который занимается любой «ремонтной» работой?

Во-первых, ему необходимо знать, что собой представляет та система, неполадки в которой он призван устранять. Это значит, что он обязан четко представлять себе, из каких частей она состоит, в каких отношениях эти части находятся между собой, как эта система функционирует в норме… Согласитесь, неплохо было бы, конечно, еще и представлять себе, как эта система возникла, как она стала тем, чем стала, и каковы основные возможности ее дальнейшего развития. Рискнем даже предположить, что это было бы не просто неплохо, но даже, наверное, и обязательно.

Во-вторых, наш «ремонтник» должен понимать, каким образом нормальное функционирование этой системы может быть нарушено и какие вообще возможны принципиальные нарушения в ее работе. Кроме того, ему необходимо владеть способами обнаружения всех этих нарушений.

В-третьих, он обязан иметь представление о том, какие именно действия ему следует совершить, чтобы устранить каждое возможное нарушение. При этом ясно, что хороший мастер понимает смысл каждого своего действия и точно знает, почему именно это действие должно привести к желаемому результату. Иначе говоря, мастер должен обладать не только представлением о самой системе – его представления об устранении возможных неполадок тоже должны носить именно системный характер.


В переводе на язык психотерапии это означает, что, невзирая на наличие у клиента самостоятельной воли и относительную непредсказуемость самого процесса психотерапии, психотерапевт обязан на чем-то строить собственную психотерапевтическую стратегию. Иначе за что, собственно говоря, клиент должен платить – за совместное с психотерапевтом участие в непонятном для обоих процессе?! Речь не идет о том, что психотерапевту должна быть ведома абсолютная истина о внутреннем устройстве человека – ее и в современной-то теоретической психологии нет, – но он должен иметь собственную целостную, внутренне не противоречивую концепцию своей профессиональной деятельности.

Но если со всем сказанным выше согласиться, то что для практической психотерапии является аналогом представлений об устройстве «ремонтируемой» системы и ее составных частей? Совершенно очевидно, что это – четко структурированное представление об устройстве личности и ее нормальном функционировании. Конечно, в психотерапии стало уже общим местом то, что никто точно не знает, что такое норма и что такое психическое здоровье. Тем не менее, мы глубинно убеждены в том, что свой собственный ответ на этот вопрос у каждого практикующего психотерапевта должен быть, причем не только на уровне чисто теоретических моделей, но и в виде очень конкретных представлений о том, как такой – здоровый и счастливый – человек живет. Причем очень важно отметить, что отнюдь не любая из существующих в современной теоретической психологии моделей личности может быть пригодна для использования в психотерапии. И даже те модели, на которые опираются существующие психотерапевтические подходы, не всегда оказываются подходящими для этой цели.

Психотерапевтическим аналогом знаний о том, какие существуют возможные виды и причины возможных нарушений функционирования целостной системы, можно считать теорию патогенеза - иначе говоря, четкое и конкретное представление о том, каким образом может быть нарушена здоровая структура личности и какими эти нарушения в принципе могут быть. Нелишним будет напомнить, что такая теория патогенеза должна напрямую вытекать именно из той теории личности, которая является базовой для данного психотерапевтического метода.

Как любой ремонтник, способный по каким-то признакам распознавать нарушения в работе системы, психотерапевт должен иметь достаточно четкую диагностическую систему , позволяющую ему обнаруживать имеющиеся нарушения личности. Причем эта диагностическая система должна быть очень хорошо структурирована – то есть не просто содержать в себе перечень отдельных симптомов, синдромов или, еще того хуже, жалоб клиента, а быть в полной мере системно организованным знанием о базовых личностных нарушениях и возможных видах проявления этих нарушений.

И, наконец, психотерапевт обязан знать способы устранения этих нарушений. Но и здесь чрезвычайно важно, чтобы это был не просто бессистемный набор техник, устроенный по принципу «когда так – делай этак». Психотерапевт должен представлять себе механизмы , позволяющие личности вернуться к своему целостному и гармоничному устройству, и владеть техническими средствами , способными эти механизмы реализовать. Иными словами, совершая каждое конкретное психотерапевтичное действие, психотерапевт должен понимать, почему именно это действие должно привести к желаемому результату.

К сожалению, сравнив все известные нам современные психотерапевтические подходы с описанными выше критериями, мы пришли к выводу, что ни в одном из них ответов на все сформулированные вопросы нет. В каких-то методах теория личности никоим образом не связана с описанием личностных нарушений и механизмов их возникновения, в других нет и речи о таких механизмах, в третьих отсутствует какое бы то ни было представление о здоровом функционировании личности, в четвертых вообще теория представлена в виде набора разрозненных представлений автора, в пятых эта теоретическая часть безо всяких корректив взята из психиатрии и т.д. Не говоря уж о том, что во многих подходах нет почти ничего из перечисленного.

Иными словами, получается, что современная психотерапия как-то очень легко согласилась с тем, что либо она является составной (и при этом относительно второстепенной) частью психиатрии, либо она по сути своей вообще не наука, то есть никак не соответствует принятым в гносеологии представлениям о структуре науки. Конечно, легко сказать, что наша область деятельности уникальна, поскольку имеет дело с самым сложным предметом в окружающем мире. Но тогда придется отказаться от претензий на то, чтобы психотерапия все-таки считалась наукой, и определить ее статус иначе – искусство, магическая деятельность или как-то еще…

В общем, нам после долгих и весьма утомительных поисков желанной систематичности психотерапевтического знания пришлось придти к неприятной дилемме: либо заниматься психотерапией, полагая ее магией или искусством (при том, что искусство вообще-то является деятельностью, осуществляемой исключительно в интересах самого творца, а то, что оно доставляет еще и удовольствие зрителю или слушателю – скорее побочный продукт…), либо попытаться систематизировать свою профессиональную деятельность самостоятельно. И, предварительно помучившись, мы набрались нахальства и выбрали второй путь.

Итак, что должна содержать в себе система психотерапевтического знания, было понятно. Но к тому времени, когда мы решились на этот весьма непростой эксперимент, мы уже обладали весьма немалым опытом практической работы, который тоже требовалось как-то систематизировать, проанализировать и вывести из него то, что нам казалось необходимым учесть в будущей системе.

Первая идея, от которой мы решили отказаться – это идея о том, что пожелания клиента священны, цель работы определяет именно клиент, и вообще – что лучше психотерапевту быть человеком без собственных представлений о том, как жить стоит, а как лучше и не пробовать. Ведь если уж мы согласились с тем, что наша система должна включать в себя представление о здоровом личностном функционировании, то из этого с необходимостью вытекает, что цель работы тоже обязана с этим представлением соотноситься. А клиент именно потому и стал клиентом, что его личностное функционирование как-то нарушено – но тогда он может иметь столь же нарушенное представление и о том, как он представляет себе счастливую жизнь. Представим себе горе-автомобилиста, который понятия не имеет о том, как обращаться с машиной. И вот слышит такой водитель, что машина издает во время движения какой-то неприятный стук, и приезжает на автосервис лечить своего железного коня. Грамотный автомеханик, услышав сообщение о неприятном стуке, проводит диагностику и обнаруживает серьезнейшие проблемы, создающие при езде просто-таки смертельную опасность. Он сообщает хозяину машины, что необходимо заменить такие-то и такие-то детали. Однако мы же с вами помним, что этот хозяин в устройстве автомобиля не разбирается и потому начинает протестовать: дескать, не нужен мне никакой серьезный ремонт, мне нужно только, чтобы этот противный стук меня во время движения не беспокоил. Может, достаточно просто улучшить звукоизоляцию салона? И что, прикажете автомеханику, который прекрасно понимает, к чему приведет подобный «ремонт», соглашаться на подобное усовершенствование звукоизоляции?!

В медицине – в рамках которой, кстати, и возникла психотерапия – давным-давно известен принцип: лечи не симптом, а причину. Клиент же, как правило, приходит к психотерапевту именно с жалобой на какой-то конкретный симптом. При этом он, конечно, может хотеть, чтобы психотерапевт срочно устранил симптом, не затрагивая при этом никаких других сторон его жизни, но это неизбежно приведет к тому, что на имеющемся корне – некоем базовом личностном нарушении – рано или поздно вырастет новый симптом или, что вероятнее всего, целый букет таких симптомов. Посему было бы весьма странно полагать, что цель психотерапевтической работы должен определять клиент, а не психотерапевт, основывающийся на своем профессиональном знании.

Второе, что никак не вписывалось в наши представления о том, как должна строиться психотерапевтическая работа, – это то, что многие психотерапевтические подходы позволяют себе быть невероятно сложными и «высоконаучными». В результате клиенту приходится либо постигать всю их премудрость с нуля и в отрыве от всех реалий его повседневной жизни, либо просто-напросто верить психотерапевту на слово, что его действия обязательно рано или поздно приведут клиента к счастливой жизни. Еще Курт Воннегут говорил, что если ученый не умеет популярно объяснить восьмилетнему ребенку, чем он занимается, значит, он шарлатан (38). Ведь если научная теория описывает события реального мира, то она может быть сформулирована в том числе и на языке этого самого реального мира, не прибегая к искусственно введенным понятиям. При всей сложности психической жизни человека невозможно отрицать, что она происходит все-таки в реальном мире – пусть и в весьма специфической форме, – а значит, тоже может быть описана вполне простым и доступным языком. Именно поэтому нам куда ближе известный еще со времен средневековья принцип бритвы Оккама: «Не стоит множить сущности без необходимости».

Иначе говоря, нам показалось исключительно важным следующее: наша система должна быть выстроена таким образом, чтобы для клиента любые действия психотерапевта – его интервенции, диагностические версии и прочие события нашей с ним общей психотерапевтической жизни – были понятны. Это, по нашему мнению, совершенно не означает, что психотерапевт обязан обсуждать с клиентом теоретические глубины исповедуемого им терапевтического подхода. Вполне достаточно, чтобы клиент не чувствовал бы себя подопытным кроликом и не воспринимал бы психотерапевта Великим и Ужасным Гудвином, который один точно знает, что надо делать. На наш взгляд, такой способ общения с клиентом есть не только проявление уважения к нему – он и сам по себе является психотерапевтичным: он предполагает разговор на равных, разговор взрослого человека с взрослым человеком – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Третье, от чего нам было очень важно отказаться – это представление о том, что глубинная и эффективная психотерапия обязана быть длительной. Собственно говоря, это предположение обычно не обосновывается ничем, кроме самой сложности человеческого устройства. Тем не менее, это предположение таинственным образом оказывается крайне удобным для психотерапевта: оно одновременно и весьма выгодно с экономической точки зрения, и значительно снижает шансы на неуспех психотерапии. Но если улучшение у клиента наступило, скажем, после трех лет его работы с психотерапевтом, то как мы можем отделить результат нашей работы от естественного течения его жизни? Ведь человек не в состоянии долго находиться в состоянии тоски, боли либо другого страдания – может, он просто собственными усилиями из этого состояния выбрался? Но почему он тогда все это время платил деньги психотерапевту, а не самому себе?..

Короче говоря, мы пришли к выводу, что работа совершенно не обязательно должна быть долгой – разумеется, только в том случае, если психотерапевт точно знает, что делает. Ускорить работу можно было бы за счет совершения действий, которые бы с неизбежностью – причем обязательно с неизбежностью! – запускали такой процесс внутренней работы клиента, который с той же неизбежностью обязан был бы привести к четко определенному завершению, соотнесенному с представлением о нормальном личностном функционировании.

Очень хотелось нам избежать и еще одной, весьма модной в последние годы в психотерапии тенденции – стремления ввести в психотерапевтический процесс некий эзотерический оттенок. Это вовсе не означает, что мы ярые и закоренелые атеисты и волюнтаристы. Но ведь любой автомеханик (врач, программист и т.д.) прекрасно знает, что в процесс его работы неизбежно вмешиваются совершенно неконтролируемые силы: машина может начать необъяснимо барахлить после перехода к новому хозяину, онкологический больной так же необъяснимо и вне всякой связи с лечебным процессом вдруг обнаруживает признаки выздоровления, компьютер по непонятным причинам начинает бастовать… Тем не менее, все эти неведомые человечеству силы не включены в список тех, с которыми вышеозначенные специалисты имеют дело в силу своей профессии. Точно так же и мы исходим из одной простой вещи: профессионал берет деньги за то, что сам понимает и сам делает. Любые силы, влияющие на процесс психотерапии, которые не могут быть корректно учтены в этом процессе в силу их непознанности (или непознаваемости), имеют право оставаться в него не включенными до того момента, пока имеющаяся теоретическая модель, лежащая в основе построения психотерапии, позволяет добиваться конкретных и относительно предсказуемых результатов – то есть пока влияние этих сил не начнет превышать влияние сил, учтенных моделью. Именно поэтому мы будем избегать в нашем изложении всяческих разговоров о душе, духе, духовности и иже с ними. Если предмет разговора не определен – а мы, честно сказать, затрудняемся четко определить все эти понятия, – то разговор бессмыслен.

И, наконец, еще один очень важный, на наш взгляд, момент, на который мы опирались в процессе создания такой системы психотерапевтической работы, которая нас устроила бы по всем приведенным выше критериям. Мы вполне отдаем себе отчет в том, что наши попытки найти исчерпывающие ответы на все поставленные ранее вопросы способны вызвать отчаянное возмущение у коллег и потенциальных клиентов. Но не следует забывать, что психотерапия – впрочем, как и большинство наук – имеет дело с моделями. Перед психотерапией не стоит задачи раз и навсегда дать истинное и универсальное описание устройства внутреннего мира человека. Мы все это время вели речь только о том, что психотерапевтическое знание в рамках каждого конкретного подхода обязано быть системным. Это не подразумевает, что модели и допущения, на которых основан подход, должны быть истинными и абсолютными – им вполне достаточно быть обоснованными и строго взаимосвязанными между собой. Иными словами, мы считаем себя вправе выдвигать любые модели, на которых будем основываться – но при этом мы так же считаем себя обязанными эти модели обосновывать и интегрировать в целостную структуру.

При этом стоит добавить, что мы вовсе не ставили перед собой задачу создать модель личности, достойную называться психологической. У теоретической психологии – одни задачи, у психотерапии – другие: в любой области знаний существуют фундаментальные исследования и прикладные. Так вот мы решали именно прикладную задачу, и обилие весьма глобальных, зачастую даже философских вопросов, которые нам пришлось в ходе ее решения рассматривать, обусловлено исключительно практической необходимостью. Именно поэтому мы не сочли необходимым оснащать книгу серьезным литературным обзором – несмотря на то, что в процессе ее написания литературы было проработано весьма и весьма немало.

Словом, как говорит один очень популярный в последнее время экранный персонаж: «Я вовсе не считаю, что я обязательно прав. Просто обратное предположение я нахожу неудобным для работы»…

Это вовсе не удивительно, ведь эта профессия необычайно увлекательна и захватывающа. Однако не каждому человеку, интересующемуся психологией, рекомендуется поступать в соответствующий вуз. Как же определить, стоит ли тратить годы на получение этой специальности?

В-первую очередь, вам необходимо спросить себя о том, хотите ли вы ежедневно работать с людьми или же вас просто манят новые знания о загадках человеческой психологии. Многие люди желают именно второго, и, в конце концов, у них просто-напросто пропадает интерес к выбранной профессии.

Если вы хотите узнать, как стать психологом, вы также должны подумать и о своем уровне коммуникабельности. Помните, что постоянная работа над решением проблем других людей заставляет затрачивать множество эмоциональных сил.

Если же вы твердо решили, что собираетесь стать именно психологом, вы, скорее всего, нуждаетесь в информации, которую можно применить на практике. Разумеется, вы уже прочли не одну книгу по интересующей вас тематике. Однако не стоит слишком увлекаться самостоятельным изучением учебного материала. В подавляющем числе случаев только хороший вуз даст вам систематические знания.

Интересоваться вопросом, как стать психологом самостоятельно, можно только в том случае, если вас интересует исключительно теоретическая сторона профессии. Практикующий специалист должен в обязательном порядке пройти весь необходимый курс обучения.

Для того чтобы стать психологом, прежде всего, вам необходимо выбрать хороший вуз. Затем вам нужно посмотреть, какие предметы вам предстоит сдавать на ЕГЭ, чтобы попасть на интересующий факультет. Обычно это математика, биология и русский язык. После получения всей нужной информации вам необходимо тщательно подготовиться ко всем экзаменам.

Психологом? В отличие от предыдущего, это более сложный вопрос. Разумеется, основой деятельности хорошего специалиста является отличное образование. Однако это еще не все. Психолог должен постоянно пополнять свои знания, повышать квалификацию, не забывать про важность дополнительных курсов. Стоит помнить, что хороший специалист - это не просто отличный теоретик, но и практик. Психолог должен уметь эффективно решать проблемы людей. Для этого требуется постоянное совершенствование практической деятельности.

Как стать психологом и приобрести известность в этой ипостаси? Конечно же, для этого вам недостаточно просто помогать другим людям. Здесь вам потребуется живое мышление исследователя. Ваша деятельность не должна быть монотонной и будничной. Отличительной чертой самых является постоянное стремление сделать свою работу более действенной и эффективной. Великие специалисты в этой области всегда старались экспериментировать, подходить к имеющейся проблеме разными способами.

Психология - это наука, которая не изведана и наполовину. Если вы амбициозны и желаете добиться уважения и известности, вы вполне можете попробовать себя в этой сфере. Кроме того, дополнительное преимущество рассматриваемой профессии заключается в том, что у нее есть множество отраслей, среди которых каждый человек сможет найти наиболее интересную и подходящую лично ему. К примеру, вы можете заняться консультированием, осуществлять работу с детьми, решать сложные взрослых людей. Вам также будет интересен психоанализ, гештальт-терапия, Стоит заметить, что вы можете работать сразу по нескольким направлениям. Однако, прежде всего, вам необходимо получить хорошее базовое психологическое образование, которое предоставит вам вуз.

Здравствуйте, Наталия!

В любом случае, чтобы стать психологом, необходимо получить высшее психологическое образование, а также пройти долгосрочную (2-4 года) программу по выбранному направлению психологии, психотерапии. Это может быть психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапия, НЛП, экзистенциальная, телесно-ориентированная, когнитивно-поведенческая терапия и другие виды в зависимости от того, что более подходит в первую очередь самому специалисту по личностным качествам, склонностям, что он считает более действенным и эффективным. Такие программы можно начинать осваивать будучи студенткой психологического факультета ВУЗа, но без диплома о высшем образовании данные программы не дадут вам право работать психологом . Как, на мой взгляд, и одного лишь высшего психологического образования, даже полученного в хорошем ВУЗе, недостаточно для того, чтобы быть специалистом, психологом.

Можно посетить разовые, 1-3 дневные тренинги, терапевтические или обучающие группы специалистов-психологов различных школ и направлений, чтобы выбрать подходящее вам и заодно ощутить себя в профессии , примерить на себя роль ведущего, психолога .

1. Ирвин Ялом ("Лечение от любви ", "Лжец на кушетке", "Мамочка и смысл жизни" и другие). Книги Ялома кроме того, что являются увлекательными художественными произведениями, также помогут вам получить представление о работе психолога, психотерапевта.

2. Книги, описывающие особенности человеческих взаимоотношений, а также работу с различными категориями людей: дети, подростки , взрослые, семьи (Фабер, Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили", Карл Витакер "Полночные размышления семейного терапевта")

3. Будучи гештальт-терапевтом, мне, конечно интересна литература по данному направлению. Ф. Перлз "Гештальт-подход. Свидетель терапии", "Практикум по гештальт-терапии", Джойс, Силлс "Гештальт-терапия шаг за шагом". Но, стоит учесть, что такие узкоспециальные книги могут быть сложны для восприятия и не очень интересны для начинающих, написаны они, прежде всего, для профессионалов, с использованием большого количества терминов.

4. Когда я была подростком (в 12 лет), начинала "путь в профессию " с книг Николая Козлова ("Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни", "Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день"). На данный момент разделяю далеко не все взгляды данного специалиста, но эти первые две его книги очень помогли мне определиться с