Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

Проблема ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная - постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения - это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

В наши дни практическая психология как профессиональная деятельность зарождается в массовом масштабе .

И если, с одной стороны, психологическая практика представляет собой весьма стремительно и хаотично развивающееся пространство, состоящее из самых разнообразных, взрывоподобным образом возникших практик, то, с другой стороны – она начинает характеризоваться новыми, неведомыми для нее по прошлому опыту проблемами. Самые разнообразные аспекты проблемы этики ответственности активно обсуждаются и находят свое отражение в работах многих авторов (В.А.Канке, Г.Йонаса, А.Лэнгле, К.Муздыбаева, Г.С.Абрамовой, К.А.Абульхановой-Славской, Ф.Майленовой, Н.С. Пряжникова, С.В.Быкова и др.). Если говорить о качествах, в которых сущность ответственности находит свое наиболее полное выражение, они могут быть сведены к трем понятиям: тотальность (данные виды ответственности охватывают собой все в целом бытие их объектов, т.е. все их стороны, от голого существования до высших интересов); непрерывность (действие этой ответственности не должно прерываться); будущее (ответственность за жизнь, будь она индивидуальная или общественная, выходит за рамки непосредственного настоящего этой жизни через будущее) . Проспективизм, характерный для этики ответственности, выдвигает время на один из первых планов, направленность не столько в прошлое, сколько в будущее, быть ответственным – это значит эффективно ориентироваться во времени, не только учитывать и оценивать последствия поступков, но и осуществлять их предвидение, а при необходимости и профилактику . Развернутое и многоплановое информационное содержание понятия «ответственность» находит свое отражение в психологической литературе. В социально-психологическом контексте категорию ответственности рассматривают как: «качество» связанное с морально-ценностной ориентацией личности, и характеризующее социальную типичность личности; «позицию внутреннего мира личности», в которой ответственность выступает средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляция) деятельности личности , ; «отношение и меру» исполнения требований всего спектра моральных и правовых норм; «готовность» отвечать за последствия своих действий, поведения, практического отношения к реальным условиям существования ; «условие и способ» реализации объективных требований общечеловеческой и профессиональной морали, ее норм и ценностей; а также объективно существующую взаимосвязь общества, социальных групп и личности . Ответственность предполагает наличие определенного уровня самоорганизации, самоконтроля и самооценки. В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Большой круг исследователей рассматривают волевые качества, в том числе ответственность как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. Категории выбора и ответственности принадлежат к числу таких проблем, решение которых имеет не только теоретическое, но и практическое значение, будучи важной как для тех, кто находится в ситуации выбора, так и для тех, кто по долгу службы помогает людям совершать выбор – в частности, практикующим психотерапевтам. Особенностью такого выбора является то, что он осуществляется клиентом совместно с консультантом фактически на всех этапах принятия решения. Как бы ни трактовалась ответственность разными авторами – как подотчетность, наказуемость, обязанность или свойство характера личности, вина, – при системном ее рассмотрении главным в ней становится отношение субъекта и объекта ответственности, его предпосылка и динамика. Ответственность никогда не бывает безличной, она всегда связана с субъектом. Наличие же субъекта ответственности требует указания и ее объекта – того, за что субъект несет ответственность, что возложено на него или принято им для исполнения. Из связи субъекта и объекта ответственности возникает временная перспектива понятия: ответственность за совершенное действие – ретроспективный аспект; ответственность за то, что необходимо совершить, – перспективный аспект . Рассматривая проблему ответственности в сфере медицинской деятельности, необходимо помнить, что наряду с юридической существует и моральная ответственность, которая является мощным регулятором общественных отношений. Существенное отличие юридической и моральной ответственности заключается в характере правил общественного поведения или норм, лежащих в их основе. Практический психолог часто сталкивается с такими явлениями, ситуациями, психическими и иными проявлениями общественной и личной жизни, в которых уровень ответственности за ходом и результатами деятельности, поднимается подчас до высочайшей отметки – самой человеческой жизни, человеческой судьбы , при этом профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Вот здесь и начинается практическая этика. Она является тем содержанием, где реальность факта, с которой работает психолог, и реальность теории, в которой он осмысливает его, получают личностно-ценностную окраску, ту «пристрастность», ту эмоциональную, ценностную наполненность, без которой нет жизни человека

Психолог несет ответственность за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения. В основе профессиональной этики - признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Психолог-диагност должен уважать достоинство, права и свободы личности, религиозные и моральные убеждения обследуемого, учитывать их при организации и проведении исследования, подборе методических средств. В психодиагностическом обследовании не допустима дискриминация по признаку социального происхождения, национальной принадлежности, материальной обеспеченности, сексуальной ориентации и т. п.

Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается требованиями, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.

К основным принципам работы психолога можно отнести:

принцип ответственности;

принцип компетентности;

принцип безоценочности;

принцип конфиденциальности.

Принцип ответственности предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики. Психолог-диагност отвечает за соблюдение интересов обследуемого на протяжении всего обследования - от постановки задачи, организации и проведения исследования до обработки полученных результатов и интерпретации. Если психодиагностическое обследование сопровождается каким-либо временным ущербом и вызывает ощущение эмоционально-соматического дискомфорта, например, вследствие использования неприятных эмоциогенных воздействий, то психолог не должен оказывать давление при принятии решения об обследовании. К психодиагностическим процедурам привлекаются только те, кто дал добровольное согласие. В случае несовершеннолетия обследуемого психодиагност получает согласие на его участие в обследовании у родителей или опекунов. Психодиагност должен быть готов спокойно принять отказ обследуемого от участия в работе на любом этапе и с уважением относиться к его причинам, мотивам, интимным переживаниям, чувству собственного достоинства.

Психодиагност не ограничивает свободу обследуемого, который может прекратить психодиагностическую работу или обратиться за консультацией к другому психологу или иному специалисту. Он поддерживает у обследуемого способность самостоятельно принимать решения относительно дальнейшего совместного разрешения проблем и не вмешивается в действия, предпринимаемые другими специалистами. Однако он может отказаться продолжать психодиагностические процедуры, если они одновременно осуществляются другими специалистами или коллегами-психологами.

Если ход обследования требует маскировки или искажения истинных целей и задач, то психолог должен убедиться, что это не приведет к заметному и длительному ущербу. Необходимость искажения целей исследования, инструкций должна быть раскрыта после окончания экспериментальной программы. Психолог-диагност несет ответственность за точность и объективность психологического диагноза, за адресность его использования, за недопустимость использования полученных сведений во вред обследуемого. Особая ответственность ложится на психодиагноста при написании психологического заключения, нередко играющего решающую роль в судьбе обследованного лица. Письменная характеристика требует чрезвычайной осторожности и сдержанности в изложении и интерпретации полученных результатов. В данном случае необходимо учитывать особенности не только научного, но и обыденного понимания ряда психологических категорий, например таких, как дезадаптированный, умственно отсталый, задержка психического развития и т. п. Ответственность психолога-диагноста распространяется и на форму передачи психологических сведений. Результаты и рекомендации передаются в терминах, понятных заказчику и не допускающих многозначности трактовок или домыслов.

Профессиональный статус психолога определятся не только личными особенностями и способностями, но и квалификацией, отражающей уровень выполнения профессиональных обязанностей. Принцип компетентности предполагает, что психодиагностическое обследование всегда выполняется квалифицированным психологом, имеющим базовое высшее психологическое образование. Он ориентирует психодиагноста на каждодневную практическую работу в соответствии с научными принципами, установленными закономерностями развития и проявлений психики и научно обоснованным личным опытом. Компетентность психодиагноста определяется тем, насколько он осведомлен в современных научных исследованиях в своей области и способен поддерживать на высоком уровне свои профессиональные знания и умения.

Психолог-диагност должен постоянно осознавать свою компетентность и ее границы. Психодиагност берется за решение только тех задач и вопросов, которые входят в сферу его профессиональной компетенции. Поэтому стремление к повышению и совершенствованию своих знаний, методической оснащенности своей работы естественная профессиональная потребность психодиагноста, которая может быть реализована самыми различными способами: самостоятельное совершенствование, участие в конференциях, симпозиумах и съездах психологов, участие в работе общества психологов, написание монографий, статей, методических пособий и руководств и т. д.

Психодиагност в совершенстве владеет навыками психодиагностической беседы, наблюдения и тестирования, то позволяет ему не только эффективно решать поставленную задачу, но и поддерживать у обследуемого чувство удовлетворения от общения со специалистом.

Профессионализм психолога-диагноста проявляется в том, что он не позволяет вовлечь себя в профессионально неясную ситуацию, например, согласиться на проведение исследования с не уточненными целями и способами использования полученных сведений или на организацию экспериментальной работы, где его роль или функции окажутся неуместными или двусмысленными.

Психодиагност соблюдает особую осторожность, чтобы его обещания не вызвали необоснованных ожиданий у клиента, осуществить которые он профессионально не способен. Заказчик должен заранее получить представление о профессиональных возможностях психолога, пределах его компетентности и доступности решения поставленных задач.

Профессиональная компетентность психолога-диагноста нередко рассматривается как компонент диагностического процесса, такой же важный, как научно обоснованный выбор психодиагностических средств. Профессиональная компетентность основывается на владении специфическими психологическими знаниями, позволяющими дать надежное, объективное заключение, в том числе знаниями по общей, возрастной, дифференциальной, социальной и специальной психологии, а также по психопатологии и психиатрии.

Профессиональная компетентность психодиагноста во многом основана на общенаучных и общекультурных знаниях, которые определяют широту его взглядов. Глубина социального видения необходима для объяснения многих форм поведения человека.

В. К. Гайда выделил пять сфер знаний, необходимых психодиагносту:

знания об условиях принятия заказа на исследование;

знание условий (фоновых причин), вызывающих изменения в поведении;

технологические знания;

знания о возможных изменениях в поведении под влиянием диагностического процесса;

сравнительные знания.

В процессе диагностики психолог-диагност реализует еще один принцип - принцип безоценочности и беспристрастности. Психодиагност выполняет свои обязанности независимо от того, какое субъективное впечатление производит обследуемый своим внешним видом, умозаключениями, социальной позицией, независимо от его индивидуальной истории жизни и пережитых событий. На психодиагностическую гипотезу, объективность психологического заключения не должны влиять сходство личностных свойств, близость психологических, религиозных, культурных и социальных установок, В процессе диагностики психолог не дает опенки ни высказываниям, ни стилю работы, ни состоянию психических функций. При написании заключения психодиагност избегает употреблять выражения «хорошая память», «хорошие способности», «плохой характер», «плохой интеллект» и т. п.

Принцип конфиденциальности играет важную роль в работе психолога. Уважение и доверие к психологу со стороны обследуемого или коллектива определяются прежде всего тем, насколько сохраняется в тайне психологическая информация. Данный принцип предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия на это диагностируемого. Материал, полученный психологом в процессе психодиагностического обследования или консультирования на основании доверительных отношений, не должен случайно и тем более сознательно разглашаться. Психодиагност информирует обследуемого, о том, какая информация и в каком объеме может быть передана заказчику или раскрыта в общении с другими специалистами. В случае необходимости, например при разрешении конфликтов между педагогом и учащимися, при определении профессиональной компетентности конкретного члена коллектива, результаты психодиагностического обследования могут афишироваться таким образом, чтобы не скомпрометировать ни обследуемого, ни заказчика, ни самого психолога, ни психологическую науку в целом. Форма передачи и объем информации заранее продумываются психологом с учетом адресата, индивидуальных особенностей самого обследуемого я специфики ситуации.

Если психодиагностическое обследование проводится по заказу, то психолог предварительно согласовывает с заказчиком круг лиц, имеющих доступ к материалам, содержащим психологическую информацию об обследуемых. Согласовываются также ее форма (письменные характеристики, сводное таблицы, компьютерный вариант), место и длительность хранения.

Однако в работе психолога-диагноста встречаются случаи, когда принцип конфиденциальности может быть нарушен. Это происходит прежде всего тогда, когда полученные сведения или наблюдаемое поведение указывают на опасность для жизни самого обследуемого или окружающих людей (использование наркотиков, готовность к совершению самоубийства и т. п.).

При тестировании несовершеннолетних детей следует принимать во внимание тот факт, что родители могут обратиться к психологу за результатами тестовых заданий своего ребенка. Такое требование может означать конфликт с собственным правом ребенка, особенно старшего возраста, на сохранение в тайне индивидуальных психологических данных. В данном случае вопрос заключается не столько в том, сообщать или не сообщать родителям сведения о проблемах ребенка, известных психологу, сколько в том, как это сделать, не причинив вреда ребенку. При этом психологу чрезвычайно важно сохранить доверие ребенка, не разрушить сложившихся доброжелательных взаимоотношений с ним.

Результат психологической работы зависит от многих факторов. Но кто за него несет ответственность и в какой мере - не очень понятно для многих. Предлагаю разобраться в том, как можно делить эту ответственность и чем это чревато.

Есть более и менее директивные направления психологии. Директивные от слова "директива" - предписание. Чем больше предписаний и жестких установок дает психолог, тем больше ответственности он несет. И наоборот.

Ответственность на психологе

Возьмем крайний вариант, где почти вся ответственность на психологе. Например, классический гипноз, где клиент несет ответственность только за то, что пришел к психологу. Пожалуй, 95% ответстенности несет психолог. Потому что именно он наводит транс, формулирует установку, проводит внушение, закрепляет и все прочее. Клиент в этом случае не принимает решений и не может их принимать - с его бессознательным работает специалист. Этот случай похож на врачебное вмешательство. Клиент не может нести ответственности за результат операции.

Плюсы этого подхода очевидны. Клиенту очень удобно - он пришел, заплатил денег и получил или не получил результат. В первом случае он благодарен психологу. Во втором - он может быть обижен на него за то, что тот не сделал ему хорошо. Для психолога ситуация зеркальная. С одной стороны, удобно - рассказал клиенту что он делает не так, внушил, заставил и заработало. Или не заработало. С другой стороны, если не заработало или заработало не так - полностью виноват.

Недостаток директивных подходов (с ответственностью на психологе) в том, что психологу очень легко неверно истолковать слова и ситуацию клиента, легко привнести своих проекций и всяких заморочек. Легко перепутать. И в этом случае вряд ли его работа будет эффективной. А может даже навредить (иногда).

Классический гипноз сейчас редко можно встретить, он почти умер. Обычно под словом "гипноз" сейчас подразумевают Эриксоновский гипноз. Ответственность терапевта в этом подходе все еще высока, но все же, не так всепоглощающа, как в случае с классическим гипнозом.

Ответственность на клиенте

Есть недирективные подходы. Классический пример - терапия Роджерса. Там ответственность за результат почти полностью на клиенте. Психолог лишь создает безопасную среду и показывает клиенту что тот делает, а также подтверждает что все еще здесь и все еще слушает. Психолог не проводит никаких интерпретаций, не дает никаких оценок, не говорит своего мнения, не озвучивает реакций. Он просто делает так, что клиенту становится безопасно признать какие-то вещи, которые он не хотел признавать. Этот метод, как известно, практически умер в практическом смысле - слишком уж долгой была терапия по Роджерсу. Однако, это лишь крайний пример, который дает понимание.

Очевидно что плюс этого подхода в безопасности и экологичности. Клиент вряд ли сможет сделать с собой что-то такое, что ему точно не подходит. Однако, клиент обладает защитными механизмами, сопротивлением. К тому же, он не профессионал. Да и вообще, наблюдение за собой - занятие не из легких. Именно поэтому такая работа затягивается и во временной перспективе мало эффективна. К тому же, у клиента создается стойкое ощущение что он сам все сделал, а психолог просто сидел и кивал.

Для психолога очень трудно понимая клиента не говорить ему каких-то очевидных (по мнению психолога) вещей, а просто кивать. Это требует много сил. Но зато эффективность и результативность такой работы от него почти не зависит. И опять же, странное ощущение - вроде сил тратил много, а от меня мало что зависит и клиент ушел в полной уверенности что он сделал все сам. О благодарности можно только мечтать.

Разумеется, это две крайние точки. Есть множество промежуточных. В данный момент множество направлений тяготеют к распределению в районе 50%. 60-40, 70-30, 50-50 - это то, как обычно делят ответственность клиент и психолог в настоящее время.

Как делю ответственность я

С точки зрения любимой мной гештальт-терапии, ответственность делится ровно 50% на 50%. И это означает что даже при суперпрофессиональной и точной работе психолога результат может свестись к нулю из-за нулевой работы клиента. Именно работы. Психологические изменения - это тяжелая, энергоемкая работа, от которой клиенты частенько бегают, ожидая от психолога "волшебной таблетки".

Я считаю, что встреча в кабинете - это встреча двух независимых, самостоятельных людей. И что психолог не очень-то может нести ответственность за клиента просто в силу того, что это означало бы - принимать за него решения. Ведь нести ответственность можно только за какое-то решение. И если клиент решает действовать каким-то образом, то при чем тут психолог?

Я отвечаю за то что я делаю. За те решения, которые принимаю в ходе консультирования, за те техники которые использую, за формулировки и прочие свои действия. При этом, я ожидаю что клиент будет заинтересован в решении своей проблемы и будет активно прилагать к этому усилия. Будет содействовать мне в деле изучения того, как происходит болезненный процесс. Я надеюсь что клиент даст знать когда "для него слишком".

Вообще, вне психологического кабинета, в простой жизни, люди не несут ответственности за других людей (если только по работе вроде врачей, водителей транспорта и так далее). И обычно ответственность должна делиться как раз 50 на 50. Поэтому опыт такого четкого разделения в рамках кабинета еще и дает возможность поучиться гармонично выстраивать отношения с людьми: не играть в Бога и не быть марионеткой.

Профессиональная ответственность психолога

В чем заключается ответственность психолога по отношению к клиенту и психологическому процессу.

  1. Создать безопасное, стабильное пространство работы в виде постоянного времени и места.
  2. Соблюдать конфиденциальность , условия психологического контракта и этические принципы направления в котором он сертифицирован. Не создавать очевидные нарушения сексуальных границ, но и более тонкие – от двойных отношений с пациентами, до финансовой эксплуатации.
  3. Присутствовать – все внимание психолога направлено на клиента , его чувства и процесс происходящий между ними во время сессии. Быть в контакте с со своими чувствами, телесными ощущениями, замечать чувства и телесные изменения клиента. В процессе работы максимально быть открытым и доступным чувствам клиента и своим собственным.
  4. Осознание несимметричности взаимодействия клиента и психолога . Не злоупотреблять своей ролью: не использовать свою значимость в личных интересах, личный опыт как единственно верный, не реализовывать свои потребности в самоутверждении за счет клиента.
  5. Направлять клиента к тому, чтобы взять ответственность за свою жизнь , помогая ему найти внутри себя свои ответы на вопросы, сделать свои выборы на основе своих чувств и желаний, принимать свои решения и осуществлять изменения. Цель психотерапии – автономность, а не зависимость.
  6. Профессиональная компетентность, личная психотерапия и супервизия.
  7. Принять свое несовершенство и возможность ошибаться , понимать свои возможности и ограничения.
  8. Быть устойчивым. Выдерживать любые темы и чувства клиента , вот для чего нужна личная терапия и супервизия психолога. Личная терапия психолога позволяет ему отличать свои чувства, связанные с личными процессами и чувства клиента, а супервизия дает возможность не сливаться с клиентом, выносить боль и не психологически не разрушаться. Процесс психотерапии — осознавание, важно чтобы клиент осознал, а не только узнал. То есть советы, разговоры и примеры отчасти могут быть поддержкой, но при этом, только личный эмоциональный опыт клиента, пропущенный сквозь себя, переработанный и осознанный будет вести к изменениям. А для этого психотерапевту нужно быть устойчивым.
  9. Видеть человека с его историей жизни, индивидуальность , а не проблему или болезнь, видеть жизнь, а не термины. Психологи лечат душой куда больше, нежели знаниями.
  10. Позволить клиенту Быть . Не торопить, позволить быть паузам, растерянности, темпу работы, выбранным клиентом. Клиент может не работать, если ему это необходимо, делать то, что он хочет: сидеть, молчать, реветь, кричать, злиться – столько, сколько ему необходимо, делать свой выбор, отличный от того, что ему предложил психолог. Быть всей гамме и интенсивности чувств. Позволять быть тому, что происходит, позволяя клиенту по-своему использовать свою свободу во время сеансов психолога.

Нередко на консультации клиент ведет себя по отношению к психо­логу, как больной к врачу. Он как специалист должен знать лучше, чем я. Но различий между психологом и врачом гораздо больше, чем сход­ства. Медик работает с физическим телом, то есть на уровне «видимо­го». Он обследует пациента, проводит анализы, ставит диагноз и вы­писывает лекарства для лечения. Отношения врача - это отношения «верхней позиции», так как предполагается, что он про тело знает го­раздо больше, чем больной. Поэтому для успешного лечения пациент должен прежде всего доверять врачу больше, чем себе. Основную от­ветственность за результат лечения несет врач, «он лечит».

Психолог же имеет дело с психическим телом, которое по своей природе невидимо. Он не лечит, не ставит диагноз и не прописывает таблеток для избавления от страданий. Вместо этого он помогает че­ловеку разобраться в себе. Поэтому отношения с клиентом у психо­лога строятся по другому принципу:только сам человек точно знает, что происходит «внутри» его субъективной реальности. Психолог мо­жет лишь догадываться. Работа психолога заключается как раз в том, чтобы человек научился доверять себе по поводу себя.

С процессом консультации можно привести следующую аналогию. Например, происходит спасение человека, заваленного в шахте. Спа­сатель находится наверху и, конечно, может лишь предполагать, что творится там, под землей. При этом есть радиосвязь и он может пере­говариваться с потерпевшим. «Что ты видишь?» - спрашивает спаса­тель. «Я вижу две кнопки разного цвета», - отвечает человек. «Како­го цвета?» - «Красную и черную». - «Нажми на красную кнопку», - говорит спасатель. «Нажал. Заработал какой-то мотор». - «Теперь на­жми на черную». - «Дверь открылась». - «Выходи. Что видишь те­перь?» и т.д. Воссоздавая на основе описания человеком заваленного пространства, спасатель может подсказать правильное решение.

На этом примере можно увидеть, в чем разница ответственности психолога и клиента. Ответственность психолога заключается в созда­нии терапевтических конструкций с учетом всей, пусть даже проти­воречивой информации от клиента. Ответственность клиента в том, чтобы снабдить психолога точной информацией. Если клиент будет что-то утаивать, то психолог может создать ошибочную интерпрета­цию, которая может быть не только бесполезной, но и вредной.

Но ситуация обычно усложняется тем, что до психолога были еще другие, которые пробовали себя в роли спасателя, не имея на то ква­лификации. От их «помощи» человека еще глубже завалило. Поэтому человек перестал доверять, боится, чтобы не было хуже. Прежде чем довериться, он начинает устраивать разные проверки на предмет вы­яснения надежности спасателя. Он не видит, какой из себя спасатель, и путает его с прежними. И если случайно или необдуманно психо­лог-спасатель повторит их ошибки, то доверие может исчезнуть окончательно.

Открытие «третьего» глаза

Сегодня психолог - это уже не экзотическая профессия типа космо­навта. Теперь только в одном нашем городе психологических факуль­тетов больше, чем раньше по всей стране. Но понятно, что успешная сдача зачетов и экзаменов не гарантирует успеха в сфере практичес­кой психологии.

Наверное, у каждого специалиста существует свои критерии «насто­ящего психолога». На мой взгляд, дело не в углубленной информиро­ванности, не в знании изощренных техник воздействия, и даже не в многолетнем опыте. Если человек способен видеть, слышать и ощущать психику как один из уровней реальности, то это - психолог. Для него психическое не какое-то абстрактное понятие, а вполне конкретный предмет изучения. Наличие этой способности можно быстро опреде­лить. Достаточно небольшого разговора и сразу ясно, профессионал он или нет. Виденье этой особой, отличной от физической реальности дает возможность осмысленной помощи в ее изменении. Иначе специалист, несмотря на прекрасные знания, вынужден действовать вслепую.

Соответственно, у психолога должен быть развит особый орган зре­ния, с помощью которого он сможет различать невидимое для физичес­кого зрения. В шутку я его называю «третьим глазом», и мистика здесь совершенно не при чем. Хотя психика невидима, но это не значит, что ее нет или что она - нечто идеальное. Она, несомненно, реальна.

Основной загвоздкой в обучении психологов для меня долгое вре­мя оставался вопрос, как научить их «видеть» психику? Как развивать это «второе» зрение? Нужен какой-то метод, формирующий эту осо­бую установку на восприятие клиента. После долгих поисков у меня возникло ключевое слово - «метафора»! Буквально под метафорой понимается некоторое сравнение, как, например, басня, анекдот, сказка, притча и т.д.

То есть надо слушать то, что рассказывает клиент, не как рассказ о его объективной ситуации, а как метафору о его психической реаль­ности. Да и само воздействие на психику возможно также не напря­мую, а через метафору. То есть общение психолога и клиента всегда метафорическое. На консультации у психолога должна быть четкая установка: «Все, что клиент говорит о себе, это не есть описание его объективной реальности (хотя сам клиент в этом уверен). Его текст надо рассматривать как метафору».

При этом важно помнить, что, по мнению ученых, первоисточник метафоры отчасти укоренен в «табу». Слово было для первобытного человека то же самое, что и вещь, только наименованная. Невротик не может - не только для других, но и для себя - прямо назвать то, что его тревожит. В этом-то и состоит его проблема. В этом смысле все его ошибочные действия и симптомы есть метафорические сообще­ния о скрытом «неприличном» желании.

Метафоры бывают конструктивные и деструктивные, соответ­ственно проблема возникает при описании жизни через деструктив­ную метафору. Найти выход из положения - это поменять эту мета­фору клиента на более конструктивную. У современных практических психологов на сегодня много разнообразных подходов, которые явля­ются не чем иным, как разного рода метафорами, например идея о «бессознательном» или о наличии внутрипсихических «Родителя-Взрослого-Дитя».

Таким образом, специалист-психолог должен уметь, во-первых, расшифровывать метафоры клиента, во-вторых, способен сам исполь­зовать предложенные клиентом метафоры или сочинять новые.

Вот, например, некоторые фразы, которые, если их рассматривать метафорически, приобретают несколько иной смысл:

«Он подходит мне идеально». Здесь речь может идти о соответ­ствии другого своему идеалу «другого», а не о реальных отноше­ниях;

«У моего мужа появилась любовница, а я хочу быть одна». Здесь фразу можно понять и буквально, «хочу быть одна», то есть стремление к одиночеству;

«Ничего из меня не выходит». Очень похоже на анальную пробле­му. Из этой же серии «Сам приготовил, сам и ешь».

«Я вам всем покажу», «Я хочу заниматься собой», «У меня все еще впереди». Здесь затрагивается генитальная эротика.

Правомерность применения способа обучения работе с психичес­ким через метафорическое виденье следующая. Психическое - это тоже реальность (хотя и незримая), накладываемая на физическую ре­альность. Восприятие человеком объективной реальности опосредова­но состоянием его психики. Именно эта «нереальная» реальность и оп­ределяет наше поведение и чувства. Метафора же всегда ино-сказание, дву-смысленность, скрытое сравнение, то есть некоторый второй текст (под-текст).Говорить о психике можно только метафорически.

Этот навык можно потренировать с помощью следующего упражнения:

1) Разделитесь по парам. Пусть один из вас расскажет какое-либо ре­альное событие из жизни, а другой сочинит на это метафору.

2) Поделимся сначала на подгруппы. Каждая группа сочиняет метафо­ру на русскую народную сказку. Затем эта метафора рассказывается осталь­ным, которые должны угадать название этой сказки.

3) Вы рассказываете притчу, историю или сказку, где сами являетесь одним из персонажей. Задача участников вашей группы - определить, под чьей ролью скрывается рассказчик, и обосновать, почему они так решили.