Тема Роль существительного в предложении.

Цель: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имён существительных.

Ожидаемые результаты:

А: Ученики знают роль имени существительного в речи; синтаксическую роль имени существительного в предложении;

Б: Ученики могут определять синтаксическую роль имени существительного в предложении;

С: Ученики умеют различать имена существительные, выполняющие разную синтаксическую роль в предложении; самостоятельно составлять предложения по заданной схеме и схему по предложению; аргументировать и делать выводы;

Ход урока.

1 . УЧИТЕЛЬ:

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Начинается урок.

1.2 «Шкатулка пожеланий»

Передать шкатулку по кругу и при этом пожелать удачи своему товарищу..

1.3 Начинаем наш урок

Он пойдет вам в впрок

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать

Всем работать отвечать.

ученики

Казахстан, ты - Родина моя!

Здесь люди все как одна семья.

Казахстан, ты могуч и высок,

Пусть струится твой водный исток!

Казахстан, ты красив и богат,

Твоим достижениям каждый здесь рад!

Казахстан – ты Родина-мать,

Мы будем беречь тебя и защищать!

Казахстан, как красива твоя природа

И в горах ископаемых очень много,

По реке-Иртышу плывут корабли,

И нефть добывают с зари до зари.

В твоём поднебесье Орёл парит,

И с солнца лучом душа говорит.

С народами всеми мы мирно живём

И песни о жизни и счастье поём.

Как символ достатка всем твой Байтерек!

Пусть будет здесь счастлив любой Человек!

Сегодня не просто урок русского языка, а урок –путешествие по городам казахстана. Каждый город приготовил нам свои задания. Готовы в путь?

Ребята сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.

1.Внимательно прочитайте задания.

2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции

3.Работайте дружно.

4.Уважайте мнение товарищей.

1 остановка – начало пути г.Сатпаев.(ролик)

Ученик.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Будь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей

Давайте вспомним их, друзья!

Задание.

- Откройте конверт. Расставьте слова так, чтобы получилась пословица.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

Человек без Родины, что соловей без леса

Если не нашел счастье на Родине, не обретешь и на чужбине

- Дайте объяснение пословицам.

- Что значит для вас Родина?

-какой частью речи оно является?

-какую роль оно играет?

-Назовите тему и цель нашего урока.(Роль существительного в предложении).

А для того чтоб узнать в какой город мы с вами отправимся дальше, нам нужно выполнить

Упражнение «Карусель» * дано лексическое толкование слов:

Переход через реку - ….?

Дикий лесной зверь, любит мед - …?

Знак вычитания - … ?

Подземная железная дорога - …?

Диван, стул, кровать – одним словом - …?

Явление природы в зимнее время года с ветром и снегом - …?

Вопрос учителя:

Как вы думаете, написание всех слов с какой буквы? Итак, следующая остановка в городе кокчетав. Кокчетав нам предлагает запомнить и добавить в корзину словарных слов, новое слово на букву М.

Словарное слово: МОГУЧИЙ

Могучий - Мощный, сильный, могущественный, крепкий. (составить по одному словосочетанию со словом МОГУЧИЙ)

Могучий город. Могучая страна. Могучая армия. Могучая столица.

Некогда в тридевятом царстве,

В дружном школьном государстве

Жил-был славный мудрый царь,

Справедливый государь.

Долго он страною правил,

Всех он учиться заставил.

И однажды захотел

Подвести итог всех дел.

И во все страны концы

Были посланы гонцы:

Разузнать и доложить:

Хорошо ли в той стране жить.

Прибежал один гонец.

Что я видел, царь-отец!

Много знаний в царстве есть,

И чудес на нем не счесть.

Русский дети обожают,

С интересом изучают!

Тут вбежал другой ганец.

Батюшка, наш царь-отец!

Подтвердить бы это рад,

Да беда пришла в наш град.

Ученик объявился,

Он учиться разленился.

Ваней мальчика зовут.

Что с ним делать, не поймут.

Царь подумал и сказал…

Будем Ване помогать.

Продолжаем наш путь. Город…………

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар,окно,природа.

Изменяюсь по числам,по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я...(существительное).

Задание. Составить кластер на тему «Существительное»

Молодцы! Вы справились с заданием.

Устали? Пора отдохнуть. Город-физминутка.

Продолжаем нашу работу. Город-…………… Чтоб узнать в какой город мы с вами приехали, для этого нужно выполнить задание.

Что за путаница слов?

Перепутано все вновь!

Предлагаю срочно вам

Все расставить по местам.

Перед вами текст, в нем пропущены слова, предлагаю вам вставить существительные и определить каким членом предложения они являются.

Алматы - самый большой _______________ Казахстана, расположенный на юго-востоке Республики Казахстан, в предгорьях Заилийского Алатау. Город Алматы всегда считался ____________, окруженным великолепными Тянь-Шанскими елями. Много ______ подряд снежные вершины могущественного Зайлийского Алатау, взмывающие к небу, создают впечатление величественной _________. Жители и гости южной столицы могут посетить 5 стадионов, ипподром, высокогорный _______ Медео расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря.

Город, городом-садом, веков, охраны, каток

Здесь было установлено более ста мировых ___________. Живописные ______ являются визитной карточкой Алматы. Вы сможете насладиться их видом поднявшись по канатной ___________ на высшую __________ города Кок-Тобе («голубая гора»), находящуюся на высоте 1,130 метров над уровнем моря. От Чимбулака дорога ведет к снежным ____________, популярным среди альпинистов и горных восходителей.

Рекордов, горы, дороге, точку, вершинам

В удивительном горном ущелье Бутаковка расположен восхитительный _______________ высотой 1860 метров. Это идеальное место для того, чтобы окунуться в неизведанный заповедный ______________ разнообразия флоры и фауны.Через Большое Алматинское озеро пролегает самый короткий _________ к песчаному побережью озера Иссык-куль, которое находится в Киргизии.Стремительные горные течения, свежесть городских фонтанов, великолепие площадей производят незабываемое впечатление на __________ южной столицы – Алматы.

Водопад, мир, путь, гостей

Молодцы. каким членом они являются? Что вы знаете о дополнении, обстоятельстве?

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их, без промедления

Тут же отыщутся дополнения.

Обстоятельство

На вопросы: Где? Когда?

Как? Откуда? И куда?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.

Семь вопросов – просто чудо!

Их запомнить просто так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? И Как?

О каком городе шла речь? Предлагаю вам просмотреть видеоролик о городе Алматы

-Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы приехали в нашу столицу Астану. какое событие проходило в летом в Астане? С чем оно связано?

Астана предлагает нам задание.

Стихотворение.(читает ученик)

Не сразу всё устроилось,

Текст не сразу строился

Сначала возникли звуки,

Потом появились слова.

Мы свяжем слова по смыслу,

Добавим побольше мысли.

Превратим наше творение

В предложения,

А затем в текст.

Выполнение Задания №3 Прием «Пазлы» (Дан текст, разрезан на части)

Собрать пазлы, найти и выписать из выделенных предложений существительные в роли подлежащего.

Казахстан – страна процветания.

Астана – город мечты.

ЭКСПО 2017 – выставка технологий

Стихотворение о ЭКСПО

Энергия будущего всем нам нужна,

Для нас и для всех поколений.

Чтоб развивалась наша страна,

И не прошли даром ученых стремления.

Проведение EXPO в нашей стране,

Событие важное, громкое.

Энергию в ветре, в солнце, в воде,

Должны использовать строго мы.

От форума этого зависит немало,

И энергия, и экология.

Похоже, время такое настало,

Что меняться надобно опытом.

Долг молодежи нашей и детей,

Приумножить знания предков.

Чтоб цвет наших полей и степей,

Оставалось зеленых оттенков!

Рефлексия.

- Сегодня, ребята, мы провели урок в необычной форме. О том, понравился вам этот урок или нет, вы поясните.

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Спасибо вам, ребята, за работу.

Является основной в морфологии. Известно, что делятся они на четыре класса: самостоятельные, служебные, модальные (или вводные) слова и междометия. К первому относится и имя существительное. По большому счету, его можно рассматривать в качестве главного языкового понятия.

Наша лексика содержит в себе великое множество слов, обозначающих предметы, будь это люди, животные, какие-то вещи или вещества. Все это существительные. Кроме того, есть еще отвлеченные понятия, включающие личностные характеристики, скажем, честность, доброта, зависть; сон, беготня, танец, отдых. Такие существительные тоже имеют значение предметности и отвечают на вопросы "кто?" или "что?".

Все эти слова называют обладают такими морфологическими категориям, как род, число, падеж. В соответствии с этим они разделяются на три рода (мужской, женский, средний), изменяются по числам (единственное и множественное), а также по шести падежам.

Существительное как часть речиимеет начальную форму в виде именительного падежа единственного числа: кукла, девочка, мороз, радость, сахар.

Роль имени существительного в речи

В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Они составляют 40 % всего лексического состава. Это означает, что почти каждое второе слово представляет собой предмет или понятие, отвечающие на вопросы "кто?" или "что?". Потому сложно переоценить роль имени существительного в речи.

По большому счету, без этой грамматической единицы не было бы полноценного общения. Ведь в предложении, как правило, возникают связи между предметами и отношения между ними, поэтому практически в каждом из них есть существительное, а нередко и не одно. О значении этой части речи прекрасно сказал известный языковед В.Г. Ветвицкий, определив ее как «дирижера грамматического оркестра», за каждым движением которого следят все «оркестранты» - зависимые слова, которые наследуют его форму и согласуются с ним.

Большую роль играет и многозначность существительных, и использование их в качестве средств языковой выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), и наличие у многих не только прямого, но и переносного значений.

Употребление существительных в речи

Данная категория этой части речи в предложениях выполняет важнейшую функцию в формировании предикативной основы. Так, существительное может выступать в качестве единственного главного члена в Ярким примером служит цитата А. Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»

Роль имени существительного в речи этим не ограничивается. В качестве сказуемого оно может быть выражено в форме именительного падежа в так называемых двухкомпонентных предложениях: «Моя сестра - студентка», а в формах используется как распространитель следующих значений:

  • объектного («Маша заполняет дневник»);
  • субъектного («Девочке было светло и радостно»);
  • определительного («Кабинет шефа достаточно просторен»);
  • обстоятельственного («Мы все собрались у проходной»).

Благодаря тому что существительное имеет категории рода и числа, оно обладает способностью сочетаться с различными формами согласуемых с ним слов: красивое(ые) платье(я), красивая(ые) картинка(и), красивый(е) цветок(ы).

Употребление конкретных существительных

В зависимости от особенностей выражаемого значения эта часть речи подразделяется на несколько групп, среди которых можно выделить единичные (горошинка, соломинка), вещественные (молоко, мед, серебро), собирательные (листва, пески, зверьё). Но, пожалуй, самые многочисленные и распространенные в употреблении слова - существительные, входящие в число конкретных и отвлеченных понятий.

Само словосочетание «конкретные существительные» уже достаточным образом определяет содержание группы. Это понятия, называющие различные предметы, а также явления реальной действительности. Одна их особенность заключается в том, что слова из категории конкретных существительных прекрасно сочетаются с любыми числительными - как количественными, так и порядковыми, так и собирательными: два малыша, второй малыш, двое малышей; два карандаша - второй карандаш.

Вторая особенность - способность образовывать формы малыш - малыши, карандаш - карандаши.

Употребление отвлеченных существительных

Названия каких-нибудь абстрактных понятий тоже представляют собой солидный слой русской лексики. Эти слова - существительные, именующие или обозначающие какие-то отвлеченные понятия, действия или состояния (борьба, радость), качества или свойства (нравственность, добро, желтизна).

В отличие от конкретных имен абстрактные употребляются только в одной форме числа - или только единственного (тишина, блеск, смех, зло), или только множественного (будни, каникулы, выборы, сумерки). Также их невозможно сочетать с Не скажешь: три тишины, два блеска. Некоторые из отвлеченных существительных можно употребить с наречиями много - немного, мало - немало, сколько: «И много-много радости детишкам принесла!», «Доставил немало неприятностей», «А сколько было счастья!»

Иногда, чтобы обозначить какое-то конкретное проявление отвлеченных качеств, можно использовать форму множественного числа в таком виде: мороз - грянули январские морозы, глубина - достигли океанских глубин, красота - любовались красотами природы и т.д.

Наиболее часто встречаемые существительные в речи

Если попытаться проанализировать лексикон среднестатистического россиянина, можно сделать вывод о популярности тех или иных используемых в нем слов. Чаще всего употребляются, так сказать, бытовые существительные. В речи любого человека будут звучать названия домашней утвари (ложка, нож, вилка, кастрюля, сковорода и т.д.), продуктов питания (хлеб, молоко, колбаса, макароны и др.), слова, связанные с трудовой деятельностью, транспортом, учебой.

Чтобы определить, насколько часто используется в речи то или иное название (наименование, понятие), ученые-филологи создают специальные словари. В некоторых из них представлены только существительные, поэтому на основе изучения таковых можно сделать определенные выводы. Такие словари называются частотными.

В одном из подобных списков из тысячи приведенных существительных наиболее часто встречались следующие слова: год, человек, время, дело, жизнь, день, рука, работа, слово, место.

Существительные в речи ребенка

С точки зрения ученых, еще первобытные люди, познавая окружающий мир, изучая природу и ее явления, давали им свои названия. Эти наименования с течением времени закреплялись в языке племен, создавая его лексику. Подобным образом появляются существительные в речи ребенка. Практически это первые произнесенные им слова: мама, папа, баба, киса и т.д. Малыш подобно древним людям тоже жадно смотрит вокруг себя и хочет знать, как называется тот или иной предмет, а затем и более сложные понятия.

Так, с течением времени у детей возникают их лексикон обогащается новыми существительными. К примеру, ребенок знает, что такое трава, а потом, когда поймет, что она имеет определенный цвет, осваивает и слово "зелень". Существительное "стена" в зависимости от материала обретает "плоть" - кирпич, камень, дерево. И эти слова тоже постепенно входят в лексикон малыша.

Вывод

Имя существительное, обозначая предмет или явление, называет его в широком смысле слова. Так, это могут быть наименования предметов и вещей (парта, тетрадь, учебник, шкаф), веществ (краска, мука, щелочь), живых существ и организмов (человек, кошка, скворец, бацилла), событий, явлений, фактов (опера, гроза, радость), географических названий, имен и фамилий людей, а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, интеллект, ходьба, сонливость). Все это яркие примеры употребления имен существительных.

С их помощью несложно ориентироваться на улицах города, читая вывески, поскольку названия учреждений и организаций представляют собой именно эту часть речи. Точно так же проще представить себе, о чем будет идти речь в книге или статье (в заголовке, как правило, присутствует существительное). Его можно назвать самой древней, самой распространенной, самой самостоятельной, самой важной и самой ведущей частью в грамматике.

Нельзя не согласиться с Л. Успенским, определившим роль имени существительного в речи, назвав его хлебом языка. Насколько важен сей продукт в жизни человека, настолько важна и данная категория в функционировании языка.

1) выработать умение составлять и выделять из предложения словосочетания определенной структуры, находить грамматическую основу предложения и выделять члены предложения;
2) развивать языковое мышление, зрительную память;
3) воспитывать культуру речи.

Оборудование: компьютер, проектор.

Все этапы урока отражены в презентации (Приложение) .

Ход урока

I. Орфоэпический тренинг:

красивее, баловать, торты, звонит, средства, столяр, туфля, хозяева, черпать, щавель, облегчить, осведомиться, цыган, начать, начал, начала, начали, начавший, начав, ремень, дочерний, свекла, афера, опека, кухонный, крапива, верба, арбуз, завидно, каталог, некролог, танцовщик, облегчить, усугубить, сканер.

– Каких слов нет в вашем словаре? Запишите.

II. Орфографический тренинг:

III. Работа по теме урока.

– Используя слова из орфографического тренинга, составьте словосочетания, которые соответствовали бы следующим моделям:

  • глагол + существительное;
  • существительное + существительное;
  • глагол + существительное с предлогом;

– Выполните синтаксический разбор данных словосочетаний.

– Замените глагол существительным, чтобы получилась модель: существительное + существительное с предлогом (участие в соревнованиях).

Вывод: какова роль имени существительного в словосочетании?

(Оно может быть в роли главного и зависимого слов.)

– Составьте с любым из этих словосочетаний предложение и запишите его в тетрадь.
– Подчеркните грамматическую основу и существительные как члены предложения.
– Охарактеризуйте данные предложения?
– Какие члены предложения выражены именем существительные?

IV. Работа с учебником.

– Откройте учебник на странице 150 и ответьте на вопрос: “В роли каких членов предложения еще могут выступать существительные?”

По данным схемам (упражнение 340) составьте предложения и устно разберите одно существительное как часть речи.

1-й ряд – схема № 1.

2-й ряд – схема № 2.

3-й ряд – схема № 3.

Вывод: какова роль имени существительного в предложении? (Ответ на странице 150 учебника.)

V. Литературная викторина >по текстам произведений, изученных в 5 классе.

Текст № 1. Л. Н. Толстой “Кавказский пленник”.

Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

Текст № 2. В.П. Астафьев “Васюткино озеро”.

Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде заколыхалась, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.

Текст № 3. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.

А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно.

Текст № 4. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.

Наружность его не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что – то обезьянье; но глаза, сверкавшие из – под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум.

Текст № 5. И. А. Бунин “Косцы”.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.

– Что объединяет все эти тексты? (Тип речи – описание.)

Текст №.1.

– Найдите словосочетание, в котором прилагательное выступает в роли существительного

Какой это способ образования слов?

– Найдите несклоняемое существительное. Определите род (монисто – средний род).
– Найдите устаревшее слово (полтинник).

Текст № 2.

– Найдите два словосочетания, соответствующие модели: существительное + существительное с предлогом.

– Какое слово вы не знаете? (Заполошной – неспокойной.)

– Найдите существительное, образованное приставочным способом. (Непогода.)

Текст № 3

– Найдите существительное, образованное суффиксальным способом (колокольчик).
– Какое значение имеет этот суффикс?

Текст № 4.

– Найдите словосочетание, соответствующее модели: глагол + наречие (врозь);
– Какой вид подчинительной связи слов в данном словосочетании? (Примыкание.)
– Найдите существительные, образованные суффиксальным способом? (Наружность, подвижность, проницательность.)

Текст № 5.

– Найдите существительные, образованные бессуфиксным способом (глушь, даль, синь).
– От каких слов они образованы (глухой, далекий, синий).

VI. Игровой момент (“Четвертый лишний”).

  1. фальшь, утварь, мозоль, каракуль;
  2. шампунь, рояль, тюль, роскошь;
  3. сумерки, чернила, ножницы, туфли;
  4. узники, санки, ковры, близнецы;

Ответы: каракуль, роскошь, туфли, санки.

VII. Итоги урока.

– Какую роль играют имена существительные в словосочетании и предложении?

IX. Домашнее задание : §25, упражнение № 347, выполнить синтаксический разбор словосочетания и предложения.

§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «предмет».
К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые - число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы.

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

- Cергей! - зовёт меня мама со двора.

(Сергей - обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению - вводное слово)

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья - одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж - это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

§3. Нарицательные - собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка - нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» - собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

§4. Одушевлённость - неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые - не "живые".

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных
    Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
    Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

§5. Род

Род у существительных - это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний . Наборы окончаний у существительных разных родов различаются.
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: отец - мать, брат - сестра, муж - жена, мужчина - женщина, юноша - девушка и т.д. Грамматический признак рода соотносится с полом.
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова океан, море, река, озеро, пруд - разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

а, у или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница! Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся . И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них - это существительные мужского рода: врач, водитель , инженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать - хороший врач. Мой отец - хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё - мадам - у слов, обозначающих одушевлённое лицо, род соответствует полу .

Кенгуру, шимпанзе - слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми - слова - названия городов - мужского рода.

Конго, Зимбабве - слова - названия государств - среднего рода .

Миссисипи, Янцзы - слова - названия рек - женского рода.

Пальто, кашне - слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

§6. Склонение

Склонение - это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж - это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е.
Подавляющее большинство русских существительных - это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения - это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме.
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция - окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о , е в начальной форме.
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание - окончание [э], гений, Алексей.

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме.
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма - это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие , ий : лекция, здание, гений.

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е , которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и - гласная, обозначают два звука? Лекция - [ий’а], здание - [ий’э], причем звук [й’] - это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание - [э], а в словах типа гений - нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание - ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя , слова путь и дитя . Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные - это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений.
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.

Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

§7. Число

Число - это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.
Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом - дома , девочка - девочки, слон - слоны, ночь - ночи . Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек - люди, ребёнок - дети, котёнок - котята .

Ме´ ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.


Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург


Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту.
У таких существительных число - неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж - это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. - кто?, что?
  • Р.п. - кого?, чего?
  • Д.п. - кому?, чему?
  • В.п. - кого?, что?
  • Т.п. - кем?, чем?
  • П.п. - (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых - им. п. и вин. п.
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду (1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду (2) . Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду (3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду (4) ? У меня нет какаду (5) . С какаду (6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? - какаду - И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? - (к) какаду - Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? - (на) какаду - В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? - (о) какаду - П.п.
  • (5) нет кого?, чего? - какаду - Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? - (c какаду) - Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? - (о) ком?. чём? - П.п.

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать - учитель географии. "Мама", - зову её я.

Мать - подлежащее

У окна - обстоятельство

Журнал - дополнение

Фотографии - дополнение

Людей - определение

Природы - определение

Мать - подлежащее

Учитель - сказуемое

Географии - определение

Мама - обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  2. Существительные какой группы разнообразнее по значению?

    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  3. Выражается ли одушевлённость-неодушевлённость грамматически: набором окончаний?

  4. Как можно узнать род существительного?

    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Как называются существительные, имеющие окончания, свойственные разным склонениям?

    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
  6. Каким признаком является число у существительных добро, зло, зависть ?

    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)
  7. На вопрос Скажите какую роль играет существительное в предложении и премеры заданный автором Никита манаков лучший ответ это Ну, допустим, что ВСЁ - это не существительное, а определительное местоимение, а МЫ - личное местоимение.
    Вас интересует синтаксическая роль существительного? Эта удивительная часть речи, действительно, в может быть всеми членами в предложении.
    1. Подлежащим: По-осеннему кычет СОВА (С. Есенин) - Кто? сова
    2. Сказуемым: Хорошо учиться - наша ЗАДАЧА. - Что такое учиться? задача.
    3. Определением (несогласованным) : Мне и доныне хочется грызть жаркой РЯБИНЫ горькую кисть (М. Цветаева) - Какую кисть? рябины.
    4. Приложением (согласованным определением, выраженным именем существительным) : СТАРИК Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил (А. С. Пушкин) - Державин какой? старик
    5. Дополнением - косвенным: Я пришёл к тебе С ПРИВЕТОМ (А. А. Фет) - Пришёл с чем? с приветом; прямым: Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую КИСТЬ (М. Цветаева) - Грызть что? кисть.
    6. Обстоятельством: На севере диком стоит одиноко на горной вершине сосна (М. Ю. Лермонтов) - Стоит где? на севере, на вершине.
    Вот небольшое стихотворение С. Есенина "Осень", в котором имена существительные играют самые разные синтаксические роли. Пронумерую в нём предложения.
    1. Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
    2. Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.
    3. Над речным покровом берегов
    Слышен синий лязг ее подков.
    4. Схимник-ветер шагом осторожным
    Мнёт листву по выступам дорожным
    И целует на рябиновом кусту
    Язвы красные незримому Христу.
    Первое предложение: тихо где? в чаще - обстоятельство; в какой чаще? можжевеля; в какой чаще? по обрыву - несогласованные определения.
    Второе предложение: кто? что? осень - подлежащее; какая осень? кобыла - приложение; чешет что? гривы - прямое дополнение.
    Третье предложение: что? лязг - подлежащее; какой лязг? подков - несогласованное определение; слышен где? над покровом - обстоятельство; над каким покровом? берегов - несогласованное определение.
    Четвёртое предложение: кто? что? ветер - подлежащее; какой ветер? схимник - приложение; мнёт что? листву - прямое дополнение; мнёт как? чем? шагом - обстоятельство с оттенком значения дополнения (многозначный член предложения) ; мнёт где? по выступам - обстоятельство; целует что? язвы - прямое дополнение; целует где? на кусту - обстоятельство; целует что? язвы - прямое дополнение; целует кому? Христу - косвенное дополнение.

    Ответ от 22 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Скажите какую роль играет существительное в предложении и премеры

    Ответ от Наташа Кудряшова [активный]
    Подлежащее - " МАМА мыла раму"; дополнение - "мама мыла РАМУ", сказуемое - "собака - ДРУГ человека", определение, точнее приложение - "Узола-река", обстоятельство - я не помню пример)


    Ответ от Ambrosiya [гуру]
    Имя существительное
    Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

    1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что? ;

    2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

    3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

    Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол) , лицо (мальчик) , животное (корова) , признак (глубина) , отвлеченное понятие (совесть) , действие (пение) , отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что? ; в этом, собственно, и заключается их предметность.

    Примеры: "Существительным может быть все, что угодно" - в данном случае "все" и есть сужествительное.
    Место выглядело невероятно красивым, и мы решили остановиться здесь. - здесь 2 существительных "Место" и "мы".
    Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром. - "молнии" и "гром".
    Удачи1


    Ответ от Любовь Корчажникова [гуру]
    Молодец И. Р. Махракова!


    Ответ от Вова Дяченко [новичек]
    Ага


    Ответ от Jen"KA [новичек]
    ,


    Ответ от Паша Арабкаев [новичек]
    уу


    Ответ от Накитка и Хрустик [новичек]
    §1. Общая характеристика имени существительного
    Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.
    1. Грамматическое значение – «предмет».
    К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
    Кто? , Что?
    2. Морфологические признаки:
    постоянные – нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
    изменяемые – число, падеж.
    3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.
    Ребята любят каникулы.
    В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:
    – Cергей! - зовёт меня мама со двора.
    (Сергей – обращение)
    К сожалению, пора идти делать уроки.
    (К сожалению – вводное слово)
    §2. Морфологические признаки существительных
    У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья - одушевлённое, собственное, ж. р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж - это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.
    §3. Нарицательные – собственные имена существительные
    Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т. е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
    Сравните существительные:
    ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка – нарицательные
    Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» - собственные
    Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:
    конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
    абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
    вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
    собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель
    К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т. п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т. п.
    §4. Одушевлённость - неодушевлённость
    Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не "живые".
    Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
    Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех
    Для морфологии важно, что
    во множественном числе у одушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
    Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
    в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.:
    Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)
    У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.
    Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.
    §5. Род
    Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.
    В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Наборы окончаний у существительных разных родов раз