Недавно наткнулась на видео с новосибирского TEDx. Оно называлось «Сила ума», спикер - Аркадий Цукер, директор Центра Стратегического Консалтинга.

Я бы вряд ли открыла это видео, но сработали две штуки. Во-первых, его репостнул авторитетный человек с комментарием: «Посмотрите, если считаете, что у вас есть проблемы». Во-вторых, в прошлом году я тоже выступала на TEDx и мне захотелось почувствовать эту атмосферу.

Выступление Аркадия начиналось так: «Часто, когда я презентую клиентам стратегические решения, мне говорят фразу „Это невозможно“. И сегодня я хочу вам рассказать, почему я уверен, что всё возможно…»

И он рассказал историю, которая меня потрясла, и поделился методом, который помогает сделать невозможное возможным. Он называется Живое мышление, или «метод временных трудностей».

Аркадий родился с тяжелой формой ДЦП. Врачи утверждали, что он всю жизнь будет плохо говорить, плохо передвигаться и никогда не сможет жить жизнью «нормального» человека.

«Но в дело вмешался мой отец. Он сказал: «У меня не может родиться больного ребёнка. Просто не может. И, поскольку это мой ребёнок, он здоров. А всё, что с ним происходит - временные трудности.

И очень важно, что раньше, чем я научился говорить, я понимал, что здоров. Утро начиналось с того, что я будил бабушку, и мы делали многочасовую зарядку, потому что все нормальные дети - и я знал это - делают зарядку.

Собираемся в гости. Отец говорит: „Аркаша сегодня завязывает шнурки сам, вот этими руками“. Все ждут. Часов через шесть ботинки завязаны, ведь все здоровые дети завязывают ботинки сами. Но гости уже разошлись, так что мы раздеваемся и ложимся спать.

Однажды отец приходит за мной в детский сад и говорит: „Сегодня Аркадий одевается сам“. Глубоко за полночь мы выходим из сада, но чудо случилось, и одна-единственная пуговичка на брючках застегнулась. Всего за девять часов».

Аркадий Цукер,

Метод Живого Мышления от Аркадия Цукера

В школе над Аркадием «ставили эксперименты»: его могли повесить в раздевалке за пиджак, и он висел несколько часов. Или, например, его могли положить перед входом в школу и всем классом вытереть ноги. И это было каждый день на протяжении нескольких лет. Когда отец узнал об этом, он сказал: «Нормальные люди должны давать сдачу. Нормальные пацаны могут постоять за себя». И через несколько лет он дал этой компании сдачу.

«Потом была учеба экстерном, Пионерский штаб, клуб филателистов и…повторная парализация. Врачи говорили: «Вряд ли заговорит, вряд ли пойдет». Но я-то знал, что это всего лишь «временные трудности», - говорит Аркадий.

В 17 лет он создал свою компанию, нанял туда своих же преподавателей. И сейчас - спустя более 20 лет - он директор Центра Стратегического Консалтинга.

Его отец, сам того не зная, подарил ему метод, который он называет «Живое мышление, или метод временных трудностей».

И он состоит из 3-х частей:

1. Отмените невозможное.

Найдите ту преграду или проблему, которая мешает вашему светлому будущему. Ту категорию мышления, которая «закрывает» ваше будущее. Для Аркадия это была категория «инвалидности».

А теперь признайте ее недействительной. Отмените ее. Прочувствуйте одну вещь, о которой говорил Мохаммед Али: «Невозможное - это не факт. Это только мнение».

2. Откройте будущее.

Найдите то, что открывает ваше будущее. Для Аркадия это была категория здорового человека. Поверьте, что открывающая категория - это и есть и ваше будущее.

3. Измените точку обзора.

И самое главное. А теперь научитесь относиться к тому, что с вами происходит, как к Временным Трудностям на пути к реализации открывающей категории.

Может каждый!

Знаете, за последние годы я слышала сотни историй. Может быть, тысячи. И многие из них доказывали, что невозможное - возможно. Каждая по-своему.

Это были истории разных людей: читателей книги «100 способов изменить жизнь», случайных знакомых, предпринимателей, у которых я брала интервью.

И все они знали, что невозможное - «это не факт, это мнение».

Мой друг Марсель победил рак на четвертой стадии. Знакомая Света уволилась с нелюбимой работы и открыла творческую студию. Геннадий покорил Эверест. Руслан ушел с поста топ-менеджера и написал книжку для детей. Александр 20 лет собирался начать танцевать, но думал, что «уже поздно». И вот, наконец, в 52 года он записался на аргентинское танго и выступил на милонге.

Совладелец крупного ресторанного холдинга Алексей Васильчук в интервью признался, что слышал фразу «Это невозможно» раз 500. И каждый раз он и его команда доказывали обратное. В последний раз им сказали «Это невозможно», когда они решили построить каток на 86 этаже. Каток прекрасно работает.

Директор компании SPLAT Евгений Дёмин уже 16 лет слышит, что российской компании невозможно конкурировать с большими брендами на международном рынке. Сейчас SPLAT экспортирует свою продукцию уже в 56 стран.

…В 2014 году, когда я только создала группу «Вконтакте» и начала туда писать, мне говорили, что выделиться, выстрелить, стать писателем «невозможно».

Но 5 месяцев назад в МИФе вышла моя книга , мы распродаем второй тираж. А пару недель назад «100 способов» начали продавать на болгарском языке. Так что меня теперь можно смело назвать международным автором.

Ну что, «эксперты», кричащие «Это невозможно!», где вы теперь?

…В конце выступления Аркадий рассказал, что было для него самым сложным все это время: «Когда у меня уже была компания, я был на четвертом курсе университета, то я продолжал ходить с палочкой. И я понял, что уже могу ходить без нее. В один прекрасный день я оставил палку дома и пошел на маршрутку. Что я увидел? Меня оттолкнули, я не смог войти ни в первую маршрутку, ни во вторую, упал в лужу. Как вы думаете, что я сделал?

Вернулся, почистился и…взял палку. И еще несколько месяцев, презирая себя, ходил с ней. Знаете почему? Потому что сильно удобно. Когда идешь с палочкой, все такие „Вам помочь? Вам понести?“. Так клево, так хорошо себя чувствуешь.

И я злился на себя, потому что мне так нравилось ходить с палкой и мне казалось, что я ее никогда не брошу.

Но однажды я ее все-таки бросил. И это было самое сложное в жизни.

В этом оказался ответ на вопрос, почему одни считают что-то невозможным, а другие - нет. Весь ответ - в палке.

Поэтому очень важно бросить палку тогда, когда ты считаешь, что ее можно бросить. И даже тогда, когда ты знаешь, что не можешь ее бросить».

Говорят, реальность сильнее веры. Это не так.

Я видела, как люди «плавили» реальность десятки раз.

Я видела, как мир менял свои правила.

Так что невозможное - это не на всю жизнь.

Невозможное - это всего лишь временные трудности.

С новым годом!

Остаемся на связи, Лариса Парфентьева
#100способовизменитьжизнь

У каждого из нас есть свое представление, не всегда осознанное, о возможных и невозможных своих достижениях. Если область возможного нам почти понятна, то осознание невероятного в нашей жизни зачастую видится смутно и неопределенно и надежно скрыто от нас, при этом являясь, пожалуй, самым интересным и интригующим.

Мотивация выхода на недостижимое может быть двоякого рода. Если мы хотим чего-то, чего раньше не было, но что не очень отличается от того, что уже достигнуто, мы предполагаем, что это вполне в наших силах, и нужно всего лишь чуть подучиться и поднапрячься. Совсем другая история, когда уровень нашего желания относится к чему-то такому, что является за гранью нашего понимания и вне нашего личного опыта. Чтобы поверить в возможность реализации этого и прийти к нему, нужны совсем другие инструменты и представления. И здесь на выручку нам приходит иное понимание достижений целей в принципе. Мы говорим об управлении условиями возникновения того или иного события.

В нашем мире все настолько взаимосвязано, что управление подобными событиями может зависеть от нюансов, значение которых мы даже не подозреваем. Взаимосвязь с явлениями столь неожиданна и уникальна, что воистину, выпустив бабочку, взмахивающую крыльями в Индии, мы получим торнадо в Америке.

Кто и что управляет подобными событиями? Есть весомые основания считать, что многое зависит от нашей воли. И наше представление о чем- либо (ведь мысль материальна ) самым неожиданным образом воплощается в реальность. Именно создание условий, незримых и незаметных, на первый взгляд, является основой (контекстом), на котором выстраивается наша реальность.

Недаром спортсмены-олимпийцы, демонстрирующие ломку шаблонов о физических возможностях человека, параллельно с этим показывают волю и небывалую сверхмотивацию к победе, которые и делают возможным прорыв через устоявшиеся ограниченные рамки сознания.

Умение держать задачу и понимать, как она может быть выполнена именно тобой, - вот основа контекста победы. Поэтому необходимая психологическая подготовка спортсменов высокого уровня является ключевым условием успеха.

Конечно, у каждого победителя своя логика, свой путь к победе, зависящий прежде всего от его базовых ценностей. По сути, речь идет о построении сценария победы и непременного проживания этого сценария, что при 100% отдаче сил (полной включенности) дает неубиваемый эффект преодоления и результата, делая невозможное возможным.

Если проинтервьюировать победителей на финише, после достижения результата, большинство из них расскажет, что они видели себя в этой роли и очень точно опишут последовательность предполагаемых ими событий. Т. е. они правильно «схватывали» суть построения реальности победителей, что не оставляло шансов для тех, кто не был включен на 100%, кто был фрагментарен в своих ощущениях и кто рассчитывал только на физическую силу.

Физическая подготовка и соответствующая ресурсность играют важную роль в победе. Но главное видится в другом - сила духа, умение сделать необходимый объем всегда зависят главным образом от внутреннего ресурса человека. Центральным моментом подобной реализации внутреннего ресурса является свой личностный взгляд как на внутренние ощущения, так и на внешние события.

Собственное представление о том, что мы хотим от данной ситуации и как мы хотим, чтобы она развивалась, при условии полной включенности, дает 100% реализацию нашей желанной реальности. Механизм и технология этого весьма структурированы и могут быть использованы для любой сферы человеческой деятельности: бизнес, личные отношения, ближний круг…

Например, перед вами стоит определенная бизнес-задача. Воплощая новую бизнес-идею и выстраивая стратегию бизнеса, собственники (истинные Стратеги) должны учитывать не только внешние обстоятельства, но и особенности своего внутреннего ресурса. В этом состоит отличие данной методики от классического стратегического управления. Вспомните те ситуации, когда попытка оперировать только внешними инструментами (работа с активами, поиск дополнительных ресурсов, выстраивание команды и т. д.) не принесла желаемых результатов. При этом мы не достигаем цели, потому что не учитываем в полной мере своего собственного видения и понимания Будущего. В этом случае каким бы хорошим ни был результат, он никогда не будет нас устраивать в должной мере. Какой выход? Найти лад в себе в процессе построения этого Будущего, для чего существуют технологии активного сценарирования достижения цели.

Подобная внутренняя осознанность вкупе с классическим стратегическим управлением создает плечо влияния на Будущее компании неизмеримо большее, чем только с учетом внешних факторов. Выстраивая стратегию компании, мы получаем многоходовый сценарий, который «обречен» на успех при условии полной включенности Стратега в круг выстраиваемых событий и его постоянства в следовании цели и логике сценария. Возникает эффект того самого олимпийского преодоления при постановке наиболее амбициозных задач. Здесь мы имеем пример качественно иного лидерства, при котором команда строго соответствует лидеру, его характеру и психологическим нюансам. В такой постановке критерии успешности лидера как человека, готового в любой момент поменять команду без ущерба для дела, выполняется в полной мере.

В таком формате стратегического планирования и управления в целом расчет Стратега только на свой внутренний ресурс оправдывает себя на 100%.

Особое место в вопросах построения и выполнения активного сценария занимает управление личными отношениями (личностным контекстом). Устоявшиеся стереотипы в эксклюзивности и изначальной заданности качества отношений с близкими людьми («как звезды лягут») целиком опровергаются с позиции возможности полной управляемости этими отношениями. Существует тонкая грань между управлением личными отношениями и манипулированием ими. Тем не менее различия есть: если делается это с позиции win-win, то мы имеем дело с управлением, противоположная ситуация означает манипулирование .

Особая ипостась последнего аспекта управления - отношения мужчины и женщины. Каждый играет свою «игру», а значит, у каждого есть свой сценарий со своими границами плавного переключения. Вопросы доверия, открытости, искренности отношений лежат в плоскости дозволения управления женщиной внутренних отношений, мужчиной - внешнего окружения. Мудрость обоих в подобном управлении заключается в обозначении условных границ управления и совместного достижения поставленных целей.

Построение управления различными сферами в расчете на внутренний ресурс управленца существенно отличается по характеру, алгоритмике и принципам от классического управления (внешних типов управления). Одно из существенных следствий, вытекающих из этих различий, заключается в том, что по-настоящему истинна, нетленна и значима только опора на внутренний ресурс человека. И сценарное управление на своем внутреннем ресурсе позволяет превратить достижение самых амбициозных целей в увлекательную захватывающую игру.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман
социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия
специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван
киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина
переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира
редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин
психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю... И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».