Название: Проект по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Правила дорожные знать каждому положено»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Подготовительная группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Синеглазка»
Месторасположение: ЯНАО Тюменская обл., г. Ноябрьск

Проект по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Правила дорожные знать каждому положено»

Пояснительная записка.

В нашей стране с каждым годом все больше увеличивается автомобильный парк. На улицах городов и других населенных пунктов возрастает интенсивность и скорость движения легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов.

Во избежание несчастных случаев на дорогах водители, пассажиры и пешеходы должны знать и выполнять правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам — детям.

Основными причинами детского дорожно- транспортного травматизма являются: незнание и нарушение правил дорожного движения, неумелое пользование общественным транспортом и детская безнадзорность.

С каждым годом растет количество дорожно- транспортных происшествий по вине самых детей.Чаще всего участниками ДТП становятся дети-пешеходы. Основными причинами ДТП, совершенных по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулировщика и игра вблизи проезжей части. В каждой третей аварии пострадавшими являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Безопасность детей на улице зависит от того, как они умеют владеть собой, насколько внимательны и способны ориентироваться в создавшейся обстановке. Дети подготовительной группы скоро станут настоящими школьниками и им придется переходить дорогу, какое-то время проводить самостоятельно без присмотра родителей и им обязательно необходимо усвоить правила дорожного движения.

Знания, приобретенные ребенком в дошкольном возрасте, твердо усваиваются и остаются в памяти на долгие годы. Проведение развлечений, занятий по правилам дорожного движения, увлекательных игр, чтение на эту тему коротеньких рассказов, их обсуждение в группе поможет подготовить будущих школьников к самостоятельному движению по улицам и дорогам.

  • Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
  • Продолжительность : 1 год
  • Сроки реализации проекта : сентября 2015 г – май 2016 г
  • Участники проекта : дети подготовительной группы компенсирующей направленности, педагоги группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
  • Образовательные области :

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.

Актуальность

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.

Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

Проблема: отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге.

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и особенно не уделяют этому время.

Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за определенный период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за определенный период времени.

Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.

Проект будет реализован в рамках совместной деятельности.

Новизна проекта заключается в интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС.

Цель проекта:

Повышение эффективности работы с детьми дошкольного возраста по обучению (в ходе обучения) правилам безопасного поведения на дороге. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице и профилактике детского дорожно — транспортного травматизма.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;
  2. Формирование у детей дошкольного возраста знаний по правилам дорожного движения и практических навыков поведения на дороге;
  3. Обобщение и расширение знания детей о правилах дорожного движения;
  4. Развиватие у детей умение логически мыслить, оформлять свои ответы в форме доказательства, развивать грамотную монологическую речь.
  5. Выработать систему воспитательно – образовательной работы согласно тематике.
  6. Организация совместной деятельности воспитатели, узкие специалисты, дети, родители.

Образовательные:

  1. Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей познавательный интерес к проблемам дорожной азбуки, заинтересованное отношение к окружаю­щему миру.
  2. Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

Ожидаемый результат:

  • Заинтересованность всех участников проекта, наличие идей и предложений, регламентирующих реализацию проекта.
  • Организация системы в воспитательно – образовательной работе согласно данной тематике.
  • Применение полученных знаний на практике.
  • Контроль собственного поведения на улицах города.
  • Заинтересованность, познавательный интерес детей.
  • Включение детей и родителей в подготовительный этап.
  • Активизация деятельности детей по обучению правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике ДТП.
  • Применение полученных знаний на практике, в различных дорожно – транспортных ситуациях.
  • Функционирование данной площадки. Применение изготовленного выносного материала, атрибутов по ПДД.
  • Умение ориентироваться в новой ситуации, включение детей в создаваемый образ, роли.
  • Знакомство детей с различными видами транспорта.
  • Закрепление навыков поведения на дорогах, обобщить и расширить знания детей по ПДД.

Этапы реализации проекта :

Проект по ПДД «Правила дорожные знать каждому положен о» будет реализован в 2015-2016 учебном году и предполагает несколько этапов его реализации:

I -этап работы (диагностика ) – уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт

  • Изучение методической литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы.
  • Разработка плана мероприятий по реализации проекта.
  • Разработка критериев и уровневых характеристик оценки эффективности педагогического взаимодействия (диагностики).
  • Подбор иллюстраций, фотографий, литературы по ознакомлению детей с ПДД.
  • Подбор демонстративного и дидактического материал и пособий для организации сюжетно — ролевых и дидактических игр и подвижных игр.
  • Изготовление атрибутов и пособий для проведения непосредственно образовательной деятельности, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, подвижных игр.
  • Создание презентационных слайдов по теме проекта.
  • Установление связи с сотрудниками ГИБДД, автомобильного транспорта для проведения встреч, бесед.
  • Вовлечение родителей в работу по подготовке детей к знанию и применению правил дорожного движения.
  • Создание образовательных ресурсов (печатных и электронных) для формирования банка методических материалов, аудио- и видеотек по теме проекта.
  • Проведение первичного и итогового мониторинга уровня развития детей по теме проекта.
  • Проведение основных мероприятий по реализации проекта.

III – этап. Заключительный (май 2016 г)

  • Анализ, оценка и обобщение результатов реализации проекта.
  • Трансляция опыта на педагогическом совете с результатами реализации проекта.
  • Распространение опыта работы по реализации проекта.

Работа по проекту разбита на такие темы:

  1. Улица
  2. Транспорт
  3. Пешеход
  4. Переход
  5. Перекресток
  6. Светофор
  7. Сигналы регулировщика…..

Проект «Безопасная дорога».

1 Выявление проблемы, определение темы.

Мы живем в мире, где из года в год с регулярным постоянством увеличивается число транспортных средств. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. Одни боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, другие “испытывают судьбу” и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель мгновенно остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей. Поэтому мы выбрали программу «Безопасная дорога».

2 Анализ потребностей.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Составляя программу, мы учли требования регионального стандарта, изучили рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.

Наша программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей - это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эта программа рассчитана для учащихся 1-4 классов.

3 Цель проекта.

Опираясь на постановление Правительства РФ от 20.02.06 г. №100 “О федеральной целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.” “…необходимо формировать основы и приоритетные направления профилактики дорожно-транспортных происшествий, реализовывать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей…” поставлена цель: “Совершенствование форм и методов работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения”.

4 Задачи проекта:

познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентировки на улицах и дорогах;

формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умение их обходить;

воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;

активизировать работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система работы, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь она обеспечивает, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Направления проекта «Безопасная дорога»:

1 «Наблюдаем, делаем выводы»

Первый блок: “Мы - наблюдатели”. Здесь дети наблюдают за всеми участниками движения, делятся своими впечатлениями. Для них эти задания интересны, познавательны. После увиденного, дети обсуждают, анализируют. Делают вывод: “Нам есть чему поучиться”.

Второй блок: “Мы - пешеходы”. На этом этапе дети под руководством учителя совершают экскурсию на улицу. Наблюдают за интенсивным потоком различного транспорта, за движением, которое не всегда происходит четко и слажено. Наблюдают за пешеходами (не только за нарушителями). Делается вывод: все должно подчиняться правилам, несоблюдение очень часто ведет к аварии. В дальнейшем знания применяются на практике во время экскурсии и самостоятельного передвижения по улице.

Третий блок: “Мы - пассажиры”. Участники дорожного движения - это не только водители. Мы - пешеходы, когда просто идем по улице. Мы - пассажиры, когда едем в общественном транспорте или на машине. Говорим о местах посадки высадке пассажиров, остановках. Из личного опыта дети отмечают, что остановки обозначаются определенными знаками, на которых написаны номера маршрутов. На этом же этапе дети знакомятся с культурой поведения в общественном транспорте.

2 “Наше творчество”. Характер творческой работы связан не только с уроками технологии и ИЗО, но и с уроками литературного чтения. Дети находят в различных жанровых произведениях материал, связанный с ПДД (журналы, статьи, газеты, фольклор, стихи).

3 “Поделись знаниями” дети уже могут делиться полученными знаниями с учениками других классов, устраивая викторины, игры, инсценировки ситуаций. Придумывают и задают занимательные вопросы. Участвуют в КВН-ах, коллективных творческих делах (КТД), совместно готовят презентацию «Веселые вопросы по ПДД»

Как известно, в начальной школе дети лучше понимают и усваивают материал через игру. Разрабатывая данный проект, мы стремились обратить внимание, на то, как много полезного и интересного несет в себе эта тема, оставляя простор для творчества. Данный проект - это огромное поле для деятельности. Дети с удовольствием решают сами поставленные задачи, создают проблемные ситуации. Впоследствии, сталкиваясь с ними в жизни, надеемся, легко будут из них выходить.

Готовясь к работе над проектом, мы провели анкетирование родителей, оно показало, что, к сожалению, большинство из них игнорируют правила дорожного движения. Многим неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, особенно детей до 8 лет - это и является основной причиной несчастных случаев и аварий. Поэтому необходимо ознакомить родителей с психологическими и возрастными особенностями детей при обучении их правилам безопасного поведения на дороге. Для этого запланированы темы, которые будут рассмотрены на родительских собраниях:

Правила дорожного движения детям. Памятка для родителей.

Световозвращающие приспособления - элементы пассивной безопасности.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма.

Дорожные ловушки.

Организованы для детей тематические классные часы, созданы тестовые работы.

6 Ресурсы:

Родители: дорожная разметка на территории школы;

помощь в организации экскурсии на загородную дорогу.

Администрация школы: приобретение комплекта дорожных знаков (на стойке);

таблиц «Дорожные знаки» и др.;

сборника сказок «Дорожные приключения Бима, Бома и Бама» Кешишана Р.А.

7. План реализации проекта.

Подготовительный этап:

Создание Дорожного Совета по осуществлению проекта, разработка и утверждение плана работы над проектом;

Составление плана - карты населенного пункта с минимально - опасными

пешеходными маршрутами по пути к школе;

Составление занятий, кроссвордов для игровых занятий с учениками начальной

Составление памятки пешехода;

Изготовление макетов дороги;

Разработка и оформление информационного стенда «Дорожные знаки»;

Создание площадки по ПДД;

Проведение тематического дня «Дети и дорога».

Для практического осуществления проекта созданы 3 рабочие группы.

1-я группа (отв. Чиркова Н.В.) - приняла к исполнению составление плана - карты населенного пункта с минимально опасными пешеходными маршрутами по пути к школе, составление памятки пешехода.

2-я группа (отв. Лещёва С.Н.) - составление кроссвордов для игровых занятий с учениками начальной школы, проведение игр и практических занятий с младшими школьниками, разработку и оформление информационного стенда «Дорожные знаки»; проведение тематического дня.

3-я группа (отв. Лещёва С.Н., Чиркова Н.В.) - изготовление макета «Дорога» и оформления площадки по ПДД.

Рабочий этап:

Игра «Где и как переходить улицу». Памятка пешехода.

Игра «Безопасное колесо».

Игра - викторина по ПДД «Счастливый случай».

Заключительный этап:

Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту;

Оформление материалов проведенных дел.

Рабочий план-график реализации проекта

Действия

Ответственные

Создание Дорожного Совета по осуществлению проекта

Дорожный Совет

Разработка и утверждение плана работы над проектом

Дорожный Совет

Разработка сценариев дел. Подборка компьютерных игр по ПДД.

март-апрель

Воспитатели

Проведение тематического дня «Дети и дорога»

Классные руководители

Изготовление макета дороги.

Ученики 4 класса.

Приобретение наглядных пособий по ПДД

Руководство школы

Проведение тестирования по темам ПДД

Дорожный совет.

Ознакомление с опытом работы других школ по изучению правил

Дорожный совет.

Встречи с инспектором, закрепленным за школой

Дорожный совет.

Оформление площадки по ПДД

Учитель по труду

родители

Проведение мероприятий:

Беседа «Правила дорожного движения». Памятка пешеходу.

Игра «Безопасное колесо».

- «Урок осторожности с Петей Светофоровым».

Игровая программа «В стране дорожных знаков» (на площадке).

Экскурсия «На загородной дороге».

Игра по ПДД «Счастливый случай».

Учитель по ОБЖ

Воспитатель

родители

Коллективный анализ проведенных дел, анкетирование

Дорожный совет.

Оформление материалов проведенных дел.

Презентация проекта.

Дорожный совет.

Методические материалы для проекта

Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. Москва "ВАКО" 2008

Ковалёва Н.В. Конкурсы,викторины,праздники по ПДД для школьников. Ростов-на-Дону 2008

Лавлинскова Е.Ю. Изучаем ПДД. Разработки уроков и тематических занятий в 1-4 класах. Москва "ВАКО" 2008

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по ОЮЖ. Москва "ВАКО" 2008

Титов С.В. Тематические игры по ОБЖ. Москва "Творческий центр" 2003

Гостюшин А.В. Основы Безопасности Жизнедеятельности. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва "Астрель" 2004

Воронова Е.А. Красный.Жёлтый.Зелёный. ПДД по внеклассной работе. Ростов-на Дону 2006

8. Бюджет

Наименование

Количество (шт.)

Стоимость (р.)

1 Бумага цветная

3 Бумага печатная

5 Кисточки

Вид проекта: информационно - познавательный.

Сроки реализации: краткосрочный.

Объект проекта: совместная работа воспитателя, детей и родителей.

Предмет проекта: процесс воспитания и обучения.

Участники проекта: дети 5 лет, родители воспитанников, педагог, Сотрудник ДПС, администрация МБДОУ 52.

Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей.

Важно данную проблему решать вместе с родителями. Так как ребенок всегда находится рядом со взрослыми. И если родители нарушают правила дорожного движения, то они как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.

Цель:

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
  • Познакомить детей с правилами дорожного движения.

Развивающие:

  • Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге
  • Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Папки – передвижки

«Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода» .

Консультации

«О поведение в общественном транспорте» .

«О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» .

Памятка родителям

«Как обучить ребёнка правилам поведения на улице» .

«Ребёнок переходит улицу» .

Беседа с родителями:

«Дети и дорога» .

Этапы реализации проекта:

1 этап: «Подготовительный»

  1. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки) ; дидактических игр, занятий.
  2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
  3. Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах) .
  4. Пополнение предметно-развивающей среды.
  5. Встреча с родителями «Знакомство с проектом» .
  6. этап: «Основной» (работа над проектом)
  • «Знакомство с дорожными знаками» .
  • «Транспорт на улицах города» .

2. Беседы:

  • «Транспорт» .
  • «Беседа о работе светофора» .

3. Художественное творчество:

  • Рисование: «Придумай свой дорожный знак» .
  • Лепка: «Веселый светофор» .
  • Аппликация: «Дорожный знак» .

4. Чтение художественной литературы: Е.Житков «Светофор» , С.Михалков «Моя улица» , «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу» , В.Сиротов «Твой товарищ светофор» , Пешеходы, пешеходы Г.Юрмин «Любопытный мышонок» .

5. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций

  • «Дорожные знаки» ,
  • «Дети и дорога» ,
  • «Безопасность на дороге» .

6. Конкурс- экзамен с сотрудником ДПС «Лучший пешеход» .

7. Конструирование макета семьи Теребинкина Евгения «Весёлая улица» .

8. Создание книжек малышек «ПДД» Семья Дегтярёвой Анастасии и Зубковой Анастасии «Дорожные знаки» .

9. Экскурсия по главной улице посёлка, к пешеходному переходу. Наблюдение за уличным движением. Знакомство с понятием «Площадь» , «Перекресток» . Семья Ермаковых

10. Организация сюжетно-ролевой игры

  • «Улица» ,
  • «Правила дорожного движения» .

11. Дидактические игры:

  • «Дорожные знаки» ,
  • «Светофор» , «Угадай-ка» ,
  • «Поставь дорожный знак» ,
  • «Правильно разложи» ,
  • «Узнай по описанию» .

12. Подвижные игры:

  • «Пешеходы и автомобили» ,
  • «Дорожные знаки и автомобили» ,
  • «Светофор» .

3 этап: «Заключительный»

  • Обыгрывание макета «Весёлая улица» вместе с детьми.
  • Проведение конкурса - экзамен «Лучший пешеход» .

Список используемой литературы:

  1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» , 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48.
  2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста» . – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» , 1997.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице» , «Детство-пресс» , 2008
  5. Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа» , - Волгоград, «Корифей» , 2009.
  6. В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим» , 2000 г.
  7. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  8. Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.