Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.

Гостиница «Оксана»
метро «ВДНХ»

3 мин пешком до м.«ВДНХ»
1-2-3 мест номера

Отель «Вива»
м.Проспект Мира



5 мин пешком до м.«ВДНХ»
1-2-3 мест номера

Что скрывает район: Останкино

В Москве множество районов. И у каждого из них своя история. Иногда уходящая в глубь веков, иногда совсем коротенькая. Но даже если московская история района коротка, существует история домосковская: история села, усадьбы, просто места.

От Крестовского моста – путепровода, построенного над Николаевской железной дорогой и названного по заставе, оберегавшей когда-то современные ей московские рубежи, – слева по проспекту Мира с Мурманского проезда начинается - Останкинский. С юга он ограничен Октябрьской (Николаевской) железной дорогой. Четыре года назад площадь района увеличилась до 1240 га за счет присоединения территорий ВВЦ и Главного ботанического сада им. Н. В. Цицина Российской академии наук.

Первая ассоциация (да и последняя для большинства граждан нашей родины), возникающая при упоминание Останкинского района, – телебашня. Но начнем мы не с нее, а с села Останкино, которому район обязан своим названием. И с усадьбы, выросшей на месте этого села и превратившейся впоследствии в Государственный музей творчества крепостных, а еще позже в музей-усадьбу «Останкино».

Усадьба Останкино

Первое упоминание о селе Останкино содержится в одной из межевых книг и помечено 1558 годом. В писцовых книгах оно названо сельцом Осташкино на суходоле, вотчиной «за Василием Яковлевым Щелкаловым, что было преж сего поместье за немчином за Орном».

Василий Яковлевич Щелкалов был дьяком Посольского приказа, ведавшим делами Предуралья, занимал должность печатника, то есть хранителя государственной печати и заведующего личной царской канцелярией. Дослужился до чина окольничего. При нем были выстроены дом и деревянная Троицкая церковь, его «деловые люди» вырыли первый пруд на ручье Горячка. Еще одна запруда была устроена позже, на реке Копытовке, в наше время заключенной в трубу под заводом «Калибр».

В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена. В 1617 году имение (уже Останкино) досталось князю Ивану Борисовичу Черкасскому. В 1625–1627 годах он отстраивает церковь снова. Но она не сохранилась. На ее месте в 1678–1683 годах по приказу внучатого племянника Ивана Борисовича, Михаила Яковлевича Черкасского, крепостной каменных дел мастер Потехин возводит каменный храм, который стоит до сих пор. Это самый старый из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников. Внутри храма девятиярусный резной иконостас. Два его нижних яруса относятся ко времени постройки, остальные – к концу XVIII века. Пятиглавый храм в стиле «московского узорочья» возведен из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и полихромными изразцами.

При Михаиле Черкасском село становится одной из крупнейших подмосковных усадеб. По описанию 1678 года, помимо сокольничего двора там имелись двор приказчика, псарный двор, пятьдесят пять дворов дворовых и задворных людей, двадцать дворов бобыльских и двор скотный.

С 1719 года имением владеет князь Алексей Михайлович Черкасский. Кабинет-министр при дворе Анны Иоанновны и сенатор во время правления Елизаветы, он превратил Останкино в место для отдыха, охоты и пышных празднеств, куда съезжалась не только московская и петербургская знать, но и царствующие особы. В июле 1730 года усадьбу посетила императрица Анна Иоанновна. В 1742 году здесь четырежды принимали императрицу Елизавету Петровну.

Алексей Михайлович был последним из князей Черкасских. Его единственная дочь Варвара Алексеевна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. После смерти князя усадьба перешла к Шереметевым и оставалась в их владении до 1917 года.

В первое время Останкино для Петра Борисовича, проживавшего сначала в Петербурге, а после смерти супруги и дочери – в Кусково, имело только хозяйственное значение. Там размещаются оранжереи, цветники и теплицы, где выращивают экзотические фрукты. Судьба усадьбы меняется, когда во владение вступает сын Петра Борисовича – Николай Петрович.

Новый владелец прекрасно образован, учился в Лейденском университете, четыре года путешествовал по Европе, еще в юности страстно увлекся искусством. Полюбил музыку, театр и книги. Собранная им библиотека была одной из богатейших в России. Но главным делом его жизни стал театр. В Кусково и Останкино он собрал крепостных детей, обучил их танцам, пению и декламации и составил из них актерскую труппу. Увлеченный идеей собственного театра, он распорядился выстроить в Останкино дворец, в котором хватило бы места не только для подобающей жизни хозяина и многочисленных гостей, но и для оборудованного согласно последним требованиям театрального помещения. Дворец был возведен по проекту П. И. Аргунова к 1795 году. Театр занимал в нем центральное и главенствующее место.

Первая премьера в Останкинском театре состоялась в июле 1795 года. Сезон открыл спектакль «Зелмира и Смелон, или Взятие Измаила» по пьесе Козловского. Зрителей поразила роскошь декораций, исполненных по рисункам Гонзаго, техническое оснащение сцены, великолепная акустика и мастерство исполнителей. Но особенно – яркий талант и красота примы театра, крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой (впоследствии графини Шереметевой). Но «золотой век» Останкина продолжался недолго. Петр Николаевич переехал в Петербург и увез с собой в столицу будущую жену и других актеров и музыкантов.

Еще один раз, в 1817 году, в Останкине был организован пышный праздник с театральным представлением, музыкой и фейерверками. В честь высокого гостя – прусского короля Вильгельма III и его зятя – будущего императора Николая I это действо организовал новый владелец имения, четырнадцатилетний Дмитрий Николаевич Шереметев. Он же впоследствии перестроил и несколько видоизменил облик дворца и прилегающих построек.

К концу девятнадцатого века обстоятельства вынудили хозяев имения рассматривать его не только как свою подмосковную резиденцию или уникальный художественный музей, но и как источник дохода. Земли Останкина застроились сдаваемыми в аренду летними дачами, а Останкинский парк стал местом прогулок горожан.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Все, кому Иван IV дарил Останкино, попадали в опалу. Лишь у князей Черкасских имение задержалось почти на 2 столетия.

Расцвет Останкино связан с именем графа Н.П. Шереметева. Усадьбу получил его отец в качестве приданного после свадьбы на дочери Тобольского губернатора А.М. Черкасского Варваре. А Николай Петрович решил построить дворец-театр. Так и появился в 1799 году Останкинский дворец в стиле раннего классицизма. Руку к нему приложили Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези.

Этот деревянный дворец впечатляет гармонией линий (материал выбрали из-за его акустических свойств). Но еще большую художественную ценность имеет внутреннее убранство, созданное руками крепостных. Здесь много резных деревянных украшений на дверях, окнах, вазах, люстрах и канделябрах. Все они позолочены и кажутся сделанными из бронзы.

Очарованные гости проходили через итальянский павильон с картинной галереей и через египетский зал приемов. Театральность ощущалась даже в оформлении главного входа, окруженного флигелями и кулисами. Прибавим к этому расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель по образцам из Франции и Италии, богатство лепнины и позолоты выписанных из Европы скульптур и ваз, парк с каскадом семи прудов, и становится понятно, почему современники называли Останкинский дворец одной из арабских ночей.

Гордостью Останкино стал театр. Труппу Шереметьев собирал из крепостных по всем своим имениям. Артистов обучали языкам, манерам, музыке, а некоторых даже отправляли учиться за границу.

Путеводитель по архитектурным стилям

На спектаклях играл один из первых в России полных симфонических оркестров. Сцена театра была оснащена лучшей в то время машинерией: она могла быстро трансформироваться в зал с двумя рядами колонн, готовый к проведению бала.

В труппе крепостных артистов Шереметева оказалась Параша Ковалева - Прасковья Жемчугова. Николай Петрович влюбился в нее без памяти. История любви была счастливой, но короткой.

Да, дочке сельского кузнеца была уготована удивительная судьба - Параша стала графиней Шереметевой. Граф самозабвенно любил ее. В завещании сыну он писал, что в сердце Прасковьи нашел «разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность». И эти черты пленили его еще больше, чем ее красота. Они заставили «попрать светские предубеждения, избрать ее своею супругою». Но светское общество не простило одному из самых богатых и знатных людей России этот неравный брак. Кстати, венчание в церкви Симеона Столпника было тайным. И когда графиня Прасковья умерла, будучи совсем молодой, вскоре после рождения сына, в последний путь ее провожали актеры крепостного театра и самые близкие семье люди. В числе их был известный архитектор Джакомо Кваренги. Ему граф поручил вскоре достраивать дом на Сухаревской площади в Москве - странноприимный дом в память графини Прасковьи Шереметевой.

В Останкино Шереметьев больше не вернулся, к театру охладел, а труппу распустил. А потом еще и наполеоновская армия разорила усадьбу. На восстановление ушло 6 лет.

В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино устроили временную резиденцию нового императора. Он вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии. В то время внутренняя планировка усадьбы сильно изменилась, и именно она дошла до наших дней.

В XIX веке Шереметьевы редко бывали в Останкино, но не покидали усадьбу. Одно время ее сдавали под дачи. А после 1917 года в Останкинском дворце открылся музей.

Память о Прасковье Жемчуговой сохранилась в московской топонимии: в 1922 году в Останкине появилась Прасковьина улица, а в 1970 одну из аллей в Кускове назвали аллеей Жемчуговой.

Увековечили на карте Останкина и имя крепостного архитектора Аргунова: в 1966 году 1-й Новоостанкинский проезд переименовали в Аргуновскую улицу. А недалеко от Останкинского дворца проходит Шереметевская улица.

Говорят, что... ...в советское время в Египетском павильоне проходила выставка «От буржуазных огородов к колхозным садам», и в центре комнаты стоял трактор. Его колесо до сих пор хранится в запасниках музея.
...у Шереметьева был такой порядок: забывать платок у крепостных девушек. Ночью Николай Петрович обычно навещал счастливицу, возвращаясь за платочком. Так однажды очередь дошла до 13-тилетней обладательницы необыкновенного голоса Параши Жемчуговой, дочери кузница Ковалева.
...в Останкино Александр II подписал указ об отмене крепостного права, и еще долго во дворце хранилась та самая чернильница императора.
...когда в 1797 году Павел I подъезжал к густой роще, окружавшей Останкино, деревья разом упали и открыли вид на дом. Устроено это было просто: у заранее подпиленных деревьев стояли люди, которые по сигналу повалили их. Затея Павлу понравилась.

Основание и становление усадьбы

Первое упоминание деревни относится к 1558 году, но история усадьбы начинается с 1584 года. В этом году хранитель государственной печати — дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня Останкино, строит в ней боярский дом, сажает рощу и закладывает деревянную церковь. Созданные Щелкаловым постройки были уничтожены в Смутное время, до наших дней сохранился только созданный им пруд.

Усадьба «Останкино», 18 век. photo: Ghirlandajo , Public Domain

Усадьбу, боярский дом и Троицкую церковь восстанавливает князь Черкасский, которому Останкино пожаловано царем Михаилом Федоровичем в 1601 году. Унаследовавший земли племянник князя Яков с 1642 обустраивает в Останкино охотничьи угодья, а его сын, Михаил Яковлевич, вместо обветшавшей деревянной церкви возводит каменную, и приказывает насадить кедровую рощу. К началу XVIII века усадьба становится одной из красивейших в Подмосковье. В 1743 году внучка Михаила Яковлевича, княгиня Варвара Алексеевна, единственная дочь канцлера Российской империи, князя Алексея Михайловича Черкасского, одна из богатейших невест Москвы, выходит замуж за графа Пётра Борисовича Шереметева, усадьба Останкино входит в состав приданного.


, Public Domain

Поскольку Петр Борисович жил в своей родовой усадьбе в Кусково, Останкино в основном использовалась для хозяйственных целей. Несмотря на это, по его указанию был разбит парк, выстроены теплицы и оранжереи, а также частично перестроен дом.

Создание дворца-театра

В 1788 году, после кончины отца, усадьбу унаследовал его сын Николай Петрович.


unknown , Public Domain

XVIII-XIX века

Ансамбль складывался на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при графе Н. П. Шереметеве на рубеже XVIII-XIX вв. Побывав в 1830-х гг. в Останкино, А. С. Пушкин отмечал: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...» Однако интерьеры дворца почти в полной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главных достопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинский дворец - практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.


Shakko , CC BY-SA 3.0

Музей-усадьба Останкино

С 1918 - государственный музей, в котором сейчас можно увидеть подлинные интерьеры XVIII в., услышать музыку того времени и оперы из репертуара шереметевского театра.

Генеральный план парка усадьбы, носившего название «Парк культуры и отдыха имени Дзержинского», разработал архитектор В. И. Долганов совместно с Ю. С. Гриневицким.

Архитектурный ансамбль усадьбы

Храм Святой Троицы


Lodo27 , GNU 1.2

Храм Живоначальной Троицы в Останкино - одно из старейших зданий сохранившихся в усадьбе. В сентябре 1678 года, по челобитной князя Михаила Черкасского, патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, чуть в стороне от старой церкви, чтобы не затронуть находящегося вокруг неё кладбища.

Парадный двор


Vladimir OKC , Public Domain

Парк


Беседка «Миловзор» на искусственной горке Парнас в парке усадьбы Останкино. Первоначальная беседка построена в 1795 г. Следующая — в конце 20-х гг. XIXв. Современная беседка была воссоздана в 2003 году.

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует много предположений, но все они являются недостаточно убедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок (родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство). Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально в XVI веке Останкино имело форму Осташково, который никак не связан со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму название этого селения и является ярким примером так называемый народной этимологии.

В XV по XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новые села, особенно деревни, часто получившие названия по имени того, кому они принадлежали. Вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь неизвестного первопоселенца по имени Остан или Осташ. Этот ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть – Осташкова деревня, или Останкино (от имени Осташек или Останок). Возможно, что на первых порах её называли и так и так, поскольку оба имени – Остап (Останка) и Осташ (Осташок) образованы от одного греческого имени Евстафий. Со временем название Осташкова, вероятно, заменилось от Останкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по видимому, тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века, тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия деревни Осташково в село Останкино.

Останкино – одно из самых интереснейших мест в Москве. Впервые оно упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью за времена празднования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики Царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташково своей жене, а затем и одному из своих опричников – «немчину» Ивану Григорьевичу Орту. В 1584 году оно под именем сельца «Осташково на суходоле» принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года князю И. Б. Черкасскому. Предок Черкасских черкесский князь Семен Андросович в XVI веке приехал на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство.

В 1646 году в Останкине стояли «двор боярский, двор приказчика и двор псарный, 37 домов людских, людей в них 39». В 16778 году появился «двор соколиный», а в нем «15 человек дворовых людей». К тому времени в меле уже насчитывалось 55 дворов, в которых жили 140 человек.

В 1678-1683 гг., в селе была построена красивая каменная церковь святой Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. Считается, что это дело рук крепостного зодчего Павла Потехина. Колокольня - же была построена в 1877-1878 годах по проекту архитектора Н. Султанова. Церковь представляет собой бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете с двумя приделами. Заканчивается крупными глазами на тонких барабанах. Сложена церковь из большемерного кирпича с использованием белого камня. Церковь украшена двумя рядами кокошников, пышными наличниками окон и ордерными колоннами.

В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкиным, была отдана в приданое за дочерью князя Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Бориса Петровича Шереметева, знатного вельможи и сподвижника Петра Великого за воинские заслуги получившего самое высокое звание – генерал фельдмаршала. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Расцвет села Останкино в русской истории с именем графа Николая Петровича Шереметева, внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петрова». Именно при нем был построен знаменитый Останкинский Дворец.

Дворец строился в 1791 по 1799 года, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Проекты перестройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, которые завершили работу.

Память крепостного П. И. Аргунова, который повседневно был связан со строительством дворца в Останкине в 1966 году была увековечена: 1-й Останкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу. Впрочем, считается, что таким образом сохранена память о всей семье русских крепостных художников Аргуновых: Иване Петровиче и его сыновьях Николае и Павле.

Дворец стоит в старинном парке на берегу пруда. Он построен из дерева, но отштукатурен и производит впечатление каменного. П – образное в плане здание с парадным двором выдержано в стиле зрелого классицизма. Центральная часть акцентирована шести колонным коринфским портиком, стоящем на рустованном выступе первого этажа. Ионические колонны, декорирующие боковые ризалиты, дополняют торжественный облик парадного фасада.

Останкинский дом по убранству и роскоши представлял целый музей: масса бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зеркала, всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор, мебель с инкрустациями и т.д.

Нижний этаж был обитаем, верхний же представлял великолепный театр, окруженный настоящими чертогами. Сад в Останкине делился на английский и перед домом; аллеи лип были подстрижены стенами и кругами, всюду виднелись мраморные статуи, беседки и т.д. Известно, что создание парка граф поручил англичанину Р. Маннерсу. Перед фасадом усадьбы находился пруд (сохранившийся до наших дней), его окружал лес, который сливался с Марьиной рощей. И только ближайшие к дому аллеи и лужайки носили французский характер.

Налево от дворца могучая кедровая роща, по предания, вывезенная из Сибири старым владельцем Останкина, князем Черкасским, бывшем сибирским губернатором. В этой роще стоит мраморная урна над прахом любимой собаки графа. Недалеко отсюда была и «Аллея вздохов» из лип. Между деревьями встречаются вековые дубы, и среди них есть могучий дуб – прародитель всех тамошних дубов, имеющий за собой несколько столетий.

Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметев приготовил ему однажды следующий сюрприз: когда государь проезжал густую рощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по мановению волшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Останкина.

В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкина просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу, сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался декорацией и благодарил хозяина за доставленное ему удовольствие.

Король был удивлен великолепием Шереметевского имения. После роскошного обеда король отправился в театр, на котором крепостные актеры сыграли уже игранную при Екатерине пьесу «Самнитские браки»; роскошные костюмы, точные эпохе, были необыкновенно богаты, на артистке, игравшей главную роль, было ожерелье ценой в 100 000 рублей; декорации были написаны Гонзаго.

После шел балет, и затем все гости уже танцевали в залах; под конец был предложен ужин, в зале, в которой ужинали, был устроен роскошный буфет, уступы которого были уставлены драгоценными сосудами. Большие блюда с десертами были накрыты хрустальными колпаками, на которых были представлены разные этрусские фигуры. Дорога, по которой поехал в Москву, была вся освещена горевшими смоляными бочками.

Во время коронационных празднеств императора Александра I Останкино посетил государь – здесь ему был устроен пышный праздник. Государя с семейством встретили полонезом Козловского, слова Державина «Гром победы раздавайся», с пушечными выстрелами; затем была пропета кантата на день коронования государя: «Русскими летит странами на златых крылах молва»; после пел еще графский хор известные тогда куплеты: «Александр! Елизавета! Восхищаете вы нас!..»

Фото современной Москвы

По окончании обеда высокие посетители приглашены были в темную комнату, обращенную окнами на двор, и оттуда смотрели блистательный фейерверк. Блестящая иллюминация, устроенная Шереметевым, от Останкина тянулась на пять верст к Москве и стоила ему несколько десятков тысяч рублей.

Второв в своих записках говорит, что на всем пути стояли какие-то изобретенные особые машины, в конструкцию которых входила серебряная ткань. Теперь нельзя представить той роскоши, блеска, которыми отличались почти все московские собрания эпохи восшествия на престол Александра I – возможен ли теперь, например, маскарад с пятнадцатью тысячами гостей, вроде того, который был устроен в Слободском дворе по случаю коронации императора?

Не менее богатый праздник в Останкине дали опекуны молодого графа, во время пребывания двора с новобрачными в 1817 году; в это время посетил не имение Шереметевых и прусский король Вильгельм III, отец новобрачной. Прием царственных особ состоялся утром, в полдень был здесь утренний спектакль, давали русскую пьесу: «Семик или Гулянье в Марьиной роще». Пьеса эта долго не сходила в то время с репертуара; она была не что иное, как большой дивертисмент из песен и плясок.

Но как уже было упомянуто, главным украшением Останкинского, дворца, да и всего Останкина, в то время можно было несомненно считать театр. В конце XVIII века в Москве было 53 крепостных театра, но такого здания с его великолепным театральным залом не имел ни один из них. Так же театр в Останкине был прекрасно оборудован и удивлял современников: полы здесь были так устроены, что за несколько минут кресла убирались вниз, и театр вместе со сценой превращался в танцевальный зал – «воксал». Это сценическое оборудование было создано крепостным мастером Ф. И. Пряхиным. Зал владел прекрасной акустикой, места в нем располагались полукруглым амфитеатром, чтобы каждому зрителю удобней было видеть сцену и друг друга и доставлять таким образом «прекрасную картину глазам, когда театр бывает полон», как писал один из создателей театра – дворца Кварнеги. Репертуар театра содержал более 100 опер и балетов в основном итальянских композиторов.

В театре Шереметева выступала крепостная труппа из 200 талантливых актеров, певцов, музыкантов, танцовщиц и среди них Прасковья Ивановна Ковалева (Параша Жемчугова), обладавшая драматическим талантом, редким по красоте и выразительности голосом, незаурядными композиторскими способностями.

Граф Николай Петрович Шереметев когда увидел Парашу был так поражен её красотой и голосом что не мог вымолвить ни единого слова. Граф познакомился с этой женщиной поближе. Шереметев встретил в актрисе действительно редкую и высокую душу, и любовь его скоро сделалась страстью постоянной и единственной. Живя с нею граф с каждым часом совершенствовался и возвышался и не мог этого чувствовать. Он расстался с прежними мелкими увлечениями, постепенно бросил охоту, забыл праздную жизнь, предался сценическому искусству, сделался хорошим хозяином, распространил и усовершенствовал школу, покровительствовал художникам, много читал и много делал добра.

Расстояние между его общественным положением и положением его подруги было слишком велико для тогдашнего времени: тогда скорее простили бы распутства, не знавшие предела, чем подобную страсть, и вся эта блестящая обстановка и внешность скрывала только самую глубокую драму, полную треволнений, огорчений и прочее.

По рассказам старых людей, граф нередко входил в комнаты Параши и заводил с ней беседу, как ему тяжело, что он собирается жениться на равной ему, и нужно им расстаться. Параша не выражала ни упреков, ни жалоб, только после, когда выйдет граф, она плакала и молилась.

Все выше описанное происходило в Кускове, но так как ни граф ни его возлюбленная не могли выдерживать косых взглядов, сплетен и т.д., Шереметев с Прасковьей переезжает в Останкино. Вся труппа кусковского театра тоже переехала в Останкино вместе со своим хозяином. И вскоре в Останкинском театре проходили все спектакли, которые игрались в кусковском театре.

Но нельзя сказать что в высшем обществе Прасковью Ивановну вообще не признавали. Сам император Павел много раз навещал в Останкине Прасковью Ивановну как хозяйку дома, признавая этим «совершившийся факт», Еще больше любил Парашу и уважал за высокие душевные качества московский митрополит Платон, светило своего времени. Посоветовавшись с добрым своим другом, митрополитом Платоном, «с апробации и благословения его», граф вступил в законный брак.

Бракосочетание в Москве было торжественное в церкви Симеона Столпняка на Поварской 6-го ноября 1801 года. Свидетелями бракосочетания были близкие люди: К. Ан Щербетов, известный археолог А. Ф. Малиновский и синодский канцелярист Н. Н. Бем, домашний графа; со стороны же невесты друг ее актриса Т. В. Шлыкова, умершая в 1863 году, 90-та лет. Но ее актриса долго сохранялся в тайне, и бедная жена одного из первых богачей и знатных людей не смела при всех называть вго своим мужем. В последние годы супруги жили в Петербурге на Фонтанке в собственном доме; спальня Прасковьи Ивановны находилась близ домовой церкви, и последняя была единственным утешением. 3-го февраля 1803 года у ней родился сын Димитрий, но мать беспрерывно спрашивала о новорожденном, выражала боязнь, чтобы его не похитили; требовала часто е себе и единственно радовалась, заслышав крик его в соседней комнате.

Но дни красавицы были сочтены, и 23-го февраля 1803 года она скончалась. Погребена она в Невской лавре; над могильной ей плитой видна следующая эпитафия:

Храм добродетели душа её была,

Мир, благочестие и вера в ней жила.

В ней чистая любовь, в ней дружба обитала

Муж заказал портрет лежавшей в гробу графини и надписал девиз покойной: «Наказуя наказа мя, смерти же не предаде мя».

Тяжка и мучительна была утрата супруги для графа; до самой кончины го не мог вспомнить об ней без слез – память о графине увековечена в Москве постройкой Странно - приимного дома с больницею и богадельнею, основанного по мысли её графом Николаем Петровичем Шереметевым. Покойнай графиня отличалась широкою благотворительностью; ежегодно, по завещанию её, выдается значительная сумма сиротам, бедным, убогим ремесленникам, на выкупы за долги и на вклады в церковь. После смерти графини Кусково совсем опустело – граф ещё при жизни её перевел все оттуда в Останкино, - даже зверинец графа оскудел – все ценные его олени были перебраны к столу, а борзые и гончие, как и охотничьи наряды, были проданы разным лицам, славившимся в ту пору охотую.

К довершению всего и сам «Крез меньшой», как тогда называли графа Н. П. Шереметева, скончался в Петербурге 2-го января 1809 года, снедаемый тоской по любимой супруге.

После смерти графа все его имение (в том числе и Останкино) перешло к единственному сыну, графу Дмитрию Николаевичу, которому в то время не было и шести лет от роду. Поэтому всей собственностью юного графа распоряжались его опекуны. Но эти «заботливые» опекуны, во время долгой опеки, все свозили, уничтожали, и продавали даже с аукциона все движимое имение, все памятники, постройки, здания, сооружения и прочее, прикрываясь недостатком средств для штата. Нашествие французов в 1812 году пришлось как раз к стати. Ссылаясь на посещение неприятелей подмосковных имений Шереметева, они списали огромные списки вещей, будто бы расхищенных или уничтоженных французами.

Но на самом деле французы тоже «постарались», благополучно разграбив большую часть имения Шереметевых. Солдаты графа де Мильгама прославились вандальским разрушением: они разбили мраморные вазы, искалечили скульптуры, изломали мебель, расстреляли из ружей картины, написанные знаменитыми художниками.

Побывав в 30-х гг. в Останкине, А. С. Пушкин отметил в своих заметках запустение в пынных некогда усадьбах: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...»

В 1918 году Останкинский дворец был добровольно передан государству последним владельцем Останкина графом С. Д. Шереметевым. В 1919 году он был открыт для посещения и стал называться Музеем творчества крепостных.

Но в настоящее время Останкино ассоциируется, в основном, с телецентром и знаменитой Останкинской башней. А не зря она так знаменита, ведь эта башня видна из любой точки Москвы, она является архитектурным центром телевизионного и радио комплекса, который был заложен 22 апреля 1964 года.

Останкинская башня была возведена всего за три с небольшим года. Тридцать пять научно-исследовательских и проектных институтов разрабатывали новые рецепты для металла, бетона. Которые использовались на строительной площадке. В газете регулярно отмечались контрольные «зарубки»: летом она поднялась выше Эйфелевой башни, весной 1967 года перегнала американский небоскреб «Эмпайр стэйтс билдинг»...

Каждая цифра связанная с Останкинской башней впечатляет: высота – около 540 метров, 74 сантиметра, масса – 51400 тонн, диаметр основания – башни более 60 метров, высота её опоры – почти 400 метров. На железобетонном стволе смонтирован конический стальной шпиль из пяти секций общей высотой около 150 метров, а на нем укреплены антенны. Высота башни обеспечивает прием и передачу программ телевидения в радиусе 120 километров.

Башню подпирают десять «ног», идущих от фундамента до 62-метровой отметки. Служебные помещения в 13 этажей кольцами опоясывают цилиндр, или стакан, башни. Всего же башня имеет 44 этажа.

Около тридцати лет тщательно проверяются бетонный фундамент башни и деформация грунта. Результат один и тот же: оседание значительно меньше расчетного. Строгая вертикальность гигантского сооружения достигалась тем, что при его возведении в качестве отвеса применялся лазерный луч: он светился внутри полой конструкции как осевая нить, красный цвет которой подчеркивала строительная пыль.

Фундамент и коническое основание ствола содержат 2/3 общего веса башни, который равен 55 тысячам тонн. Внутри стенок ствола проходит более 150 стальных канатов, натянутых с усилием 70 тонн каждый. 540-метровая башня (вместе с флагштоком) способна выдержать удар стихии, который можно ожидать раз в 2200 лет! Во время ураганов 1968 и 1973 годов максимальные отклонения вершины башни составляли 4.5 метра, допустимые же колебания рассчитаны на 12 метров.

На высоте 328 – 334 метров располагается вращающийся ресторан «Седьмое небо», откуда посетители, сидя за столиками могут наблюдать панораму города. Полный оборот составляет 40 минут. Выше идет смотровая площадка, а ниже еще две. Сюда все желающие взглянуть на столицу с уровня птичьего полета поднимаются на скоростных лифтах. Подъем на скоростных лифтах на высоту 337 метров занимает всего 58 секунд. Одновременно на смотровых площадках могут находиться 600 человек.

Вблизи башни работает Центральная высотная гидрометеорологическая обсерватория. С высоты от 80 до 500 метров датчики телебашни круглые сутки посылают сигналы приборам, которые фиксируют температуру, скорость и направление воздушных потоков., влажность, показатели солнечной радиации.

Недалеко от исполинской иглы находится здание длиной 415 и шириной более 100 метров. Четырехэтажный корпус из сборного железобетона, стекла и алюминия как бы охватывает центральную, 12 – этажную башню. Здесь размещаются студии и редакции телецентра. Площадь всех его 4 тысяч помещений – 173 тысячи квадратных метров (объем свыше 1 миллиона(!) кубических метров.

Из Бахчисарая в Ялту - такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.