К причине образования государства у восточных славян в 9 веке можно отнести стремление

обеспечить себе защиту от внешних врагов. Восточнославянские племена объединялись для защиты в крупные суперсоюзы, которым были присущи черты ранней государственности. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования государства 3 крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба располагалась вокруг Киева, Славия в районе озера Ильмень с центром в Новгороде, Артания в районе Рязани или Чернигова.

Другой причиной образования государства у восточных славян было закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя. С появлением у славян орудий труда из железа на смену родовой общине пришла территориальная, появилась частная собственность, вследствие этого начался раскол общества по имущественному признаку, постепенно на протяжении 6-9 веков власть была сконцентрирована в руках родоплеменной знати, возникли предпосылки феодальных отношений, которые привели к образованию государственности. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен сложилась государственность.

С 862 года Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. Его братья Синеус – на Белом озере, другой Трувор – в Изборске. Через 2 года братья умерли. Рюрик передал в управление города своим приближенным. Двое их них Аскольд и Дир заняли Киев, и освободил киевлян от хазарской дани, они же совершили первый поход на Византию. После смерти Рюрика в 879 году власть в Новгороде захватил Олег(879-911г.). В 882 году Олег убил Аскольда и Дира и захватил Киев. Киев стал центром объединенного государства. Объединение южных земель с Киевом и северных с центром в Новгороде было важнейшим этапом развития древнерусского государства. Если до взятия Киева можно говорить о существовании у восточных славян государственности, то с этого момента можно говорить о создании Древнерусского государства, которое предполагало появление сильной центральной власти, органов управления

и права, объединяющих всю территорию страны.

В 907 и 911 годах Олег совершил походы на Византию к стенам Константинополя. В результате был заключены договоры с византийцами.

Эти договоры были составлены в 2 экземплярах – на русском и греческом языках. Это подтверждает, во-первых, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства,

во-вторых, до появления «Русской правды» на Руси уже складывалось законодательство, так как в договоре упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси.



Согласно этим договорам, русские купцы имели право 1 месяц жить за счет греков в городе и беспошлинно торговать там. Эти выгодные, для русской стороны, договоры обеспечивали возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Кроме того, договоры устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу. Таким образом, Византийские походы вызывались в основном стремлением установить выгодные, для молодой державы, торговые отношения между двумя государствами, поэтому они обычно заканчивались подписанием торговых договоров.

Олег проводил жесткую политику, направленную на включение в состав государства всех восточнославянских племенных союзов. Он подчинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Несогласных заставил признать себя силой оружия. При нем в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега стал княжить Игорь (912-945г.). Игорь продолжил политику своего предшественника. В 941 и 944 годах были предприняты походы с целью подтверждения торговых договоров с Византией. В 944 году был заключен новый договор, однако русские купцы лишились права беспошлинной торговли. К этому времени относится и появление официального названия Руси – Русская земля. При Игоре в состав русского государства вошли уличи. Погиб Игорь собирая дань с древлян. Его жена Ольга проявила себя как решительная, властная и дальновидная правительница. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала. Затем сама с войском разгромила древлян и сожгла их столицу город Искоростень. Исходя из опыта восстания древлян, Ольга провела реформу налогообложения. Сбор дани был упорядочен. Для этого были установлены уроки – размер дани, и погосты – места сборов дани. В княжение Ольги в состав Киевской Руси вошли окончательно древляне и тиверцы.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972г.) продолжил дело своих родителей по объединению всех восточнославянских союзов племен в единое государство. Были присоединены вятичи – последнее племя славян, платившее дань хазарам. Святослав продолжил укрепление

системы управления. Он послал в русские земли в качестве наместников своих сыновей. Продолжил активную внешнюю политику. Перед ним стояли две наиболее важные внешнеполитические задачи: 1-защитить Русь от кочевников, 2- расчистить торговые пути в страны Востока. Святослав в ходе многочисленных походов нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове. Таким образом, в ходе его военных кампаний весь Волжский торговый путь оказался под контролем русского государства, и Русь укрепила свои позиции на Северном Кавказе и Причерноморье. Ему удалось отразить натиск печенегов и обезопасить, на время, юго-восточные рубежи.

Пытался приблизить границы Руси к Византии и вел борьбу с византийцами за Балканский полуостров. Однако эта война окончилась для него неудачей. После заключения договора с византийцами, на пути в Киев, попал в засаду печенегов у днепровских порогов, где и погиб.

После гибели Святослава великим князем стал его старший сын Ярополк (972 - 980г.). Между ним с одной стороны и его братьями Олегом и Владимиром с другой началась междуусобная борьба в ходе, которой Ярополк и Олег погибли, а престол достался Владимиру. При Владимире I (980-1015г.) все земли восточных славян были объединены в составе Киевской Руси. Именно Владимир, решил важнейшую задачу того времени, защитил Русь от набегов печенегов, с этой целью на юго-восточных границах была создана целая оборонительная система, которая включала 4 линии обороны на левобережье Днепра. Крепости на линиях располагались на расстоянии 15-20 км. друг от друга и находились, как правило у бродов, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В крепости были привлечены опытные воины со всех русских земель. В глубине системы был построен Белгород, который стал местом сбора всех русских сил. Для предупреждения об опасности была введена специальная сигнальная система оповещения.

Помимо защиты русских земель от врагов, Владимир проводил активную политику, направленную на укрепление государственного аппарата на местах. С этой целью, он использовал практику замещения местных племенных князей своими ставленниками (наместниками).

Понимая роль религии в укреплении государства, Владимир провел 1 религиозную реформу. Суть, которой заключалось в том, что в Киеве был создан пантеон восточнославянских богов во главе с Перуном. Причем культ Перуна насаждался в Древней Руси жестокими мерами. Тем не менее, языческая религия не отвечала быстро развивающимся феодальным отношениям, усилению великокняжеской власти и поднятию авторитета государства на международной арене. Поэтому в качестве государственной религии в 988 году было принято христианство в форме православия. По-видимому, на принятие этого решения повлияли тесные политические, экономические и культурные связи с Византией. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в византийском г. Корсуни (Херсонесе) нынешний Севастополь. После этого события византийский император отдал в жены Владимиру свою сестру Анну. Новая вера на Руси вводилась силой. Языческих идолов сжигали, а людей пытавшихся уклониться от крещения, под страхом смерти загоняли в Днепр для крещения. Однако христианство, несмотря на преследование языческой религии, утверждалось на окраинных землях Руси медленно и установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело огромное значение для Руси: 1 укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. 2 – Укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. 3- Повышало международный престиж Руси, теперь Киевская Русь становилась равной другим христианским странам. 4 – Сыграло большую роль в развитии русской культуры, приобщив ее к византийской, а через нее и к античной культуре.

С принятием христианства возникла на Руси церковь – религиозная организация. Во главе, которой был поставлен митрополит, назначаемый из Константинополя патриархом. Области – возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог «десятину». В руках церкви были суд, ведавший антирелигиозными преступлениями, а также нарушениями нравственных и семейных норм.

Владимир княжил 50 лет, фактически возвеличил и укрепил Русское государство, умер он в 1015 году.

После смерти Владимира в результате междоусобной борьбы между сыновьями на престол Ярослав Мудрый (1019-1054). Он продолжил политику отца, направленную на укрепление государства. Однако Ярославу не сразу удалось восстановить былое единство Руси. Его брат Мстислав Тутараканьский не хотел подчиняться Киеву. В 1024 году он разбил войско брата и отвоевал себе право управлять половиной Руси. До 1036 года, когда Мстислав умер не оставив наследника, Русь была поделена между братьями.

Продолжая линию своих предшественников направленную на укрепление государственного аппарата, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного подчинения. Самого Ярослава стали именовать царем. Стремясь установить порядок и законность в русских землях, он ввел в действие первый на Руси писаный свод

законов – Русскую правду. Свод касался, прежде всего, вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк. Кроме того, Русская Правда строго наказывала и уголовные преступления. При этом еще допускалась кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже его убить. Однако мстить могли только близкие родственники. Таким образом, ограничивался этот обычай первобытного строя. В случае если близких родственников

не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. Также большим денежным штрафом наказывались побои и увечья. По своду новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Всего Ярославом было написано 17 статей.

Ярослав продолжил внешнюю политику деда и отца. Он утвердил свою власть к западу от Чудского озера, ходил походами против литовских племен. Ему удалось обезопасить Русь от печенегов. В 1036 году под Киевом печенеги потерпели крупное поражение, после которого, они уже не смогли оправиться. После расправы над русскими купцами в Константинополе в 1043 году был осуществлен поход против Византии. В 1046 году был заключен мир и возобновлены дружеские отношения. После войны с Польским королевством за Закарпатье, Русь и Польша помирились и стали союзниками.

Рост силы и авторитет Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона. Русь при нем, добилась широкого международного признания. С семьей князя стремились породниться крупные королевские дворы Европы. Так, Ярослав был женат на шведской принцессе. Дочери его были замужем за французским, венгерским и норвежскими королями. Сыновья Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а Изяслав взял себе в жены сестру польского короля. Сестра Ярослава вышла замуж за короля Польши.

Время правления Ярослава было периодом расцвета Киевской Руси. Ей была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей. Были основаны новые города Ярославль, Юрьев. К середине 11 века на Руси жило около 4 млн. человек. При нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы. В городе были построены Золотые ворота, Софийский собор и множество других церквей. Великий князь был ревностным сторонникам развития культуры, образования. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки.

Умер великий князь в 1054 году. Наследниками стали его сыновья: Изяслав, Святослав и Всеволод. Фактически Русская земля была разделана перед смертью между сыновьями чересполосно. Видимо, Ярослав пытался предупредить возможность бедующего раздробления и создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга. Он также завещал, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Такой порядок престолонаследия, по старшинству, в дальнейшем стал одной из причин многих междоусобиц среди его потомков.

В 11 веке занятие дружины не изменились. Она, по-прежнему, выполняла различные поручения князя, помогали управлять страной, судить, собирать дань и подати. В городах князь опирается на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые были выходцами из боярского сословия. В это же время было отменено полюдье, и введен регулярный сбор дани. Смерды попадают в зависимость от государства, то есть от великого князя. Они уже не являются собственниками земли. Возникает княжеский домен т.е. княжеское владение – комплекс земель, населенных людьми, зависимыми от главы государства. Князья за службу начинают передавать своим вассалам (дружинникам) земли - вотчины. Складывается феодальная система. Население превращается в феодально-зависимое. Рядовичи - заключили с господином договор (ряд) и попали от него в зависимость. Закупы - находились в зависимости, пока не отдадут долг (купу). Наймиты - нанимавшиеся на работу за плату. Прощенники - кому были прощены их долги и преступления. Холопы и челядь - зависели от своих господ, прислуживали им в доме, исполняли сельские работы. Становились холопами рядовичи и закупы, за нарушение договора, а также пленные. Таким образом, Древнерусское государство было раннефеодальным с многоукладной

переходной экономикой.

Трое братьев Ярославичей в битве с новыми кочевыми племенами половцев на реке Альте в 1068 году потерпели поражение. Киевляне потребовали оружие, чтобы самим обороняться против новых врагов. Однако старший князь Изяслав побоялся вооружить горожан. Началось народное восстание. В результате, которого, Изяслав вынужден был бежать из Киева, и только с помощью польских феодалов ему удалось в 1069 году престол. Массовые народные выступления прокатились и по другим русским землям. Эти антифеодальные выступления заставили князей дополнить свод законов Ярослава. Эти дополнения получили название Правды Ярославичей. Этот свод законов был направлен на защиту собственности феодала и его вотчины. Теперь кровная месть была отменена и усилена разница в плате за убийство разных категорий населения. Свод законов также карал за кражу и укрывательство у себя холопов.

После утверждения Изяслава на престоле и разгрома половцев Святославом между

братьями началась междоусобная борьба. Изяслав потерял престол, который достался Святославу. Однако в 1076 году Святослав умирает и Изяслав возвращает себе престол, но правил он не долго, через 2 года в одной из битв он погиб. Великим князем стал Всеволод. После его смерти в 1093 году на престол вступил сын Изяслава Святополк, но усобицы продолжались. Тогда в 1097 году по инициативе сына Всеволода Владимира Мономаха в городе Любече собрался княжеский съезд. На этом съезде был принят новый принцип организации власти на Руси: каждый князь самостоятельно управляет своей вотчиной. Таким образом, с установлением этого принципа юридически было закреплено уже начавшееся разделение Киевской Руси на отдельные княжества.

Князь Святополк покровительствовал ростовщикам, был неразборчив в средствах обогащения, занимался спекуляциями солью и хлебом. Его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию. Народ громил дома феодалов и ростовщиков. Напуганное боярство обратилось с просьбой занять престол к Владимиру Мономаху, авторитет которого был высокий среди народа. Он пользовался заслуженной популярностью на Руси, так как был организатором многих походов против внешнего врага – половцев. Став великим князем (1113-1125), Мономах издал еще одно дополнение к Русской Правде - Устав Владимира Мономаха. По нему было упорядочено взимание процентов ростовщиками, регламентирован переход в холопство, улучшено правовое положение купечества. Ему удалось, на время, воссоздать единство Руси, он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю, подавил сепаратизм отдельных князей. Во внешней политике, придерживался дальнейшей наступательной доктрины против половцев. В 1116 году сам возглавил поход против половцев, затем посылал против них своих сыновей.

Он укрепил международный авторитет Руси. Византия послала ему богатые подарки, среди которых были предметы императорской парадной одежды, знаки императорской власти, в частности императорский венец. Так возникла легенда о Шапке Мономаха.

«Откуду есть пошла Земля Русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть»

Нестор

«Древняя Русь»

9 – начало 12 века

«Великие князья киевские»

Внутренняя политика

Внешняя политика

Социальные движения.

Культура древнерусского государства.

1). Аскольд и Дир - варяжские конунги из дружины Рюрика(862-879 – князь в Новгороде, основатель варяжской династии Рюриковичей) или же, по другим сведениям, потомки местной княжеской династии, ведущей свой род от Кия(6 век). Основатели варяжской области на Юге Руси. Убиты Олегом в 882 г.

2). Олег Вещий - конунг Рюрика, по некоторым сведениям его родич - 882 - 912

3). Игорь - по некоторым данным сын Рюрика Новгородского - 912 – 945

4). Ольга, вдова Игоря, - из Пскова, происходила родом из изборских князей, видимо варяжского происхождения, - 945 - 964(была соправительницей при сыне - Святославе до 969 г)

5). Святослав, сын Игоря и Ольги – 964 - 972

6). Сыновья - Олег Древлянский, Ярополк Киевский - 972 - 980, Владимир, до гибели братьев в усобице княжил в Новгороде, (сын Святослава от ключницы Малуши, дочери Малка Любечанина) - 980 - 1015

7). Сыновья - Святополк Окаянный, (по другим сведениям пасынок Владимира, сын Ярополка), - 1015 - 1019

8). Ярослав Мудрый - сын Владимира от полоцкой княжны Рогнеды, - 1019 - 1054

8,5).Сыновья - Ярославичи – Изяслав, Святослав, Всеволод - 1054 - 1093

9). Сын Изяслава - Святополк Сребролюбивый - 1093 - 1113

10). Сын Всеволода - Владимир Мономах - 1113 - 1125

11). Сыновья - Мстислав Великий 1125 - 1132. С этого времени начинается новый периодудельной Руси, « и раздрася вся земля Русская»,

12). Юрий Долгорукий - князь самостоятельной Ростово-Суздальской земли

2). 882 - захват Олегом власти над Киевом, убийство княживших там Аскольда и Дира, наложение дани на соседние племена, князья и их воеводы – предводители дружин сами собирают дань, сбор дани не упорядочен. Предполагают, что сбор дани при Олеге назывался полюдье .

3). 945 - убийство древлянами Игоря из-за повторного прихода за данью, Ольга отомстила древлянам, сожгла их город Искоростень, но провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани - ввела уроки – фиксированный размер дани, погосты - места для своза дани и единицу обложения - один дым(очаг) или рало(плуг). С Ольги процедура сбора дани стала именоваться – повоз. Ольга первой из русских князей приняла христианство во время посещения Константинополя в 857(где была принята императором Константином Багрянородным), канонизирована, то есть причислена к рангу святых Русской православной церковью.

5). Правление Святослава более знаменито походами против внешних врагов.

6). После гибели Святослава у днепровских порогов, начинается кровавая усобица между его сыновьями. Олег и Ярополк погибают, княжить в Киеве сел младший сын - Владимир. При нем происходит укрепление власти великого князя киевского, проводятся две религиозные реформы - сначала унифицируется культ Перуна - бога грозы и воинов, эта реформа была неудачной, затем в 988 г Владимир принимает христианство из Византии, крестит Русь. Его супругой становится Анна, сестра императора Византии. На Руси формируется церковь, церковная иерархия во главе с митрополитом, назначаемым из Константинополя. Территориальные церковные единицы – епархии, возглавили епископы. Вводится налог в пользу церкви – десятина. Во временя Владимира была построена первая Десятинная Успенская церковь. Монастыри стали центрами культуры, летописания, при них стали создаваться школы. Историки убеждены, что именно время Владимира следует считать периодом образования древнерусского государства с центром в Киеве.

Крещение Руси проводилось жесткими насильственными методами, особенно на севере в новгородско-псковской земле - «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем». Элементы язычества сохранились на Руси и после крещения. Некоторые ученые говорят о двоеверии. Новая религия позволила укрепить власть князей.

7).1015 - 1019 - идет борьба за власть между сыновьями Владимира. Были убиты Борис и Глеб, сыновья Анны, Святополком Окаянным. В 1019 с помощью новгородцев и варягов князем становится Ярослав. При нем принимается первая часть «Русской правды» - «Правда Ярослава» - первый записанный свод законов, в котором излагаются нормы обычного права, государство берет под защиту жизнь, собственность людей, особенно охраняется государством собственность князей, бояр, дружинников, церкви. Была ограничена кругом ближайших родственников кровная месть .

Русская церковь предпринимает попытку обособиться от Византии, ее главою становится русский митрополит Илларион.

8).Ярослав закрепил порядок передачи княжеских столов по старшинству – лествицу .

1072 - дальнейшее развитие законодательства при Ярославичах - принятие «Правды Ярославичей», здесь встречаются такие категории зависимого населения как рядовичи(от слова ряд - договор), закупы(от слова купа - сумма денег, взятая

в долг) . В «Правде Ярославичей» была отменена окончательно кровная месть.

В русских землях усиливаются усобицы между князьями, обособляются уделы, растет налоговое бремя.

Однако, по-прежнему между русскими княжествами сохраняются династические связи, родство.

9). 1097г. - съезд князей в Любече принял решение о том, что каждый князь должен закрепить за собой свою землю – отчину, но не допускать усобиц.

10). В 1113 году киевляне пригласили на свой престол переяславского князя Владимира Мономаха. При Мономахе принимается дополнение к «Русской правде» - «Устав Владимира Всеволодовича», в нем была упорядочена выплата процентов по долгам (резов ), облегчено положение закупов.

11).В 1132 г. после смерти Мстислава Владимировича - Русь распадается на отдельные княжества и Земли, начался новый исторический период.

1). 860г. - поход на Константинополь князей Аскольда и Дира

2). 907, 911г.г. - походы Олега на Византию. «Щит на вратах Цареграда».

Заключение выгодного торгового договора. Договор 911 года был первым записанным договором Руси. Русь и Византия договаривались о равноправном партнерстве, о свободной торговле между собой, об обмене пленными, о выдаче преступников.

3). 941-944 - походы Игоря на Византию, против Хазарии, по Каспию (г. Бердаа).

Цели походов: отпор набегам степняков, борьба с хазарским каганатом, захват добычи, обеспечение наилучших внешнеторговых условий. Русь расширяет связи с Византией, во время визита в Царьград Ольга принимает крещение.

5). Особое значение имели для Руси походы Святослава. Об их значении спорят. Некоторые историки считают что они не отражали государственные интересы Руси, а прежде всего были личной прихотью князя, особенно это относится к походам на Балканы, попыткой укрепиться там и даже перенести столицу Руси на Дунай. Другие историки полагают, что, напротив, походы Святослава выражают потребности Руси, ее геополитические интересы.

Походы Святослава:

против Хазарии, Волжской Болгарии, укрепление Руси на Азовском море - г. Тьмутаракань , было основано русское Тьмутараканское княжество(существовало до 30-х годов 12 века) неудачные попытки укрепиться на Балканах.

970-972 - осада Доростола, уход с Балкан, гибель Святослава от печенегов на Днепровских порогах.

6). При Владимире - основное внимание приобретает защита рубежей государства Русь от набегов Степи: - возводятся крепости, богатырские заставы, сигнальные костры, нанесен ряд серьезных поражений печенегам.

С принятием христианства крепнут связи Руси с Византией, другими Европейскими странами, заключаются династические браки.

Владимир - византийская царевна Анна, дочь Ярослава Анна - королева Франции.

8). При Ярославе нанесено окончательное поражение печенегам - 1036, их место заняли сначала торки(30 – 50-е годы), а затем половцы, выдвинувшиеся с востока.

1068 - поражение русских князей от половцев. Хан Шарукан разорил южные земли. Был отражен ополчение киевлян во главе с князем Всеславом Полоцким.

10). Свыше 80 походов против половцев совершил Владимир Мономах. В 1111 году по инициативе Мономаха был совершен большой поход князей в степь и разорена столица половцев – Шарукань.

Русь начала XII в. - одно из крупнейших Европейских государств, установлены династические связи с монархами Священной Римской империи, Византии, Франции, Англии, Польши, Скандинавских стран

3). 945 - восстание древлян против Игоря и его дружины, подавлено Ольгой.

Народные низы выступают против гнета князей, растущего закабаления.

8,5). 1068 - восстание в Киеве против Изяслава, на семь месяцев князем становится полоцкий князь Всеслав, под его предводительством киевляне дают отпор половцам.

1071 - восстание в новгородской земле из-за тяжелых налогов

11). 1113 - восстание в Киеве после смерти Святополка Сребролюбивого, его итогом стало призвание на киевский престол Владимира Мономаха и принятие нового свода законов.

С принятием христианства вводится славянская азбука - кириллица, созданная болгарскими монахами Кириллом и Мефодием в 9 веке. Составляются летописи. Первая летопись была составлена во времена князя Владимира, она не сохранилась. Самая известная из летописей - «Повесть временных лет» (Монах Нестор), из летописцев, писавших после Нестора известен Петр Мстиславец - боярин-воевода. Его труд появился во времена раздробленности Руси. Составляются книги. Самая древняя из них - Изборник Святослава 1073. В Софийском Соборе Киева создается библиотека.

Литература: Жития Святых, поучения, хожения: «Слово митрополита Иллариона о законе и благодати» - здесь впервые было сформулировано представление о Руси как новой христианской державе, восхваляется киевский князь, который уподобляется апостолу, принесшему в языческую землю свет истинной веры. «Поучение Владимира Всеволодовича сыновьям» - рассказывает о походах против половцев, к более позднему времени относятся такие произведения как «Моление Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве» - вершина древнерусской литературы. Символом веротерпимости стало «Послание Феодосия Печерского» - «милуй не токмо своея веры, но и чужия»

Архитектура - до конца 11 века преобладает византийский стиль – крестово-купольный - массивные, обильно украшенные декором здания - Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, церковь Спаса в Чернигове. Известным мастером был Миронег.

Ремесло - известно до 60 специальностей ремесленников - кузнецы, золотых и серебряных дел мастера, кожевенники, гончары, резчики по камню. Русские мечи и кольчуги пользовались спросом за пределами страны. Известны искусства зерни, скани, перегородчатой эмали, полихромной керамики, черни по серебру и золоту.

Живопись – фрески(живопись водяными красками по сырой штукатурке), иконопись(живопись на досках), мозаичные панно, книжная миниатюра - в основе византийские каноны. Известным мастером был Алимпий Печерский. Особенности иконописи – плоскостное, статичное изображение, обратная перспектива, отсутствие фона, объект не отбрасывает тени, не писались с реальных людей.

Быт - досуг простых людей - хороводы, хоровое пение, игры скоморохов и медвежьих вожатых, драки - «сам на сам» и «стенка на стенку».

На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

1) общественное разделение труда;

2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;

3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.

Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

1) норманнская теория;2) антинорманнская теория.

Норманская (старая) теория:

Была придумана в России в 18 веке приглашёнными немецкими учёными: Миллером, Байером и Шлёцером.

Норманская теория опирается на "повесть временных лет": в 858-859 гг славянские и финоугорские племена объединившись изгнали варягов. Однако вскоре последовавших меж тем войн, наиболее дальновидные славяне решили для наведения порядка пригласить варягов. На призыв откликнулся вождь скандинавского племени "Русь", Рюрик, который в 868 г. прибыл в Новгород вместе с дружиной и покорил впоследствии Изгорск, Белоозеро и Полск. Воеводы Рюрика, Аскольд и Дир, захватили Киев и остались там.

В 879 г. после смерти Рюрика Аскольд и Дир попытались провести независимую от Новгорода политику, но были убиты соратником Рюрика, Олегом..

В 882 г. Олег совершил набег на Киев и восстановил единство варяжской общины.

Норманская теория ненаучна, т.к. современная наука доказала, что нельзя научить народ государственности, а тем более создать государство путём захвата без наличия в самом государстве необходимых предпосылок, поэтому принято опираться на новую норманскую теорию. Cовременные датские и шведские учёные утверждают, что государство восточных славян возникло в ходе длительного развития, но варяги оказали на этот процесс огромное влияние, дав формирующемуся государству прявящую династию и название.



Сторонники антинорманской теории делают упор на факторы внутреннего развития., по данным археологии к началу 9 века у восточных славян уже наблюдались все необходимые для образования государства предпоссылки: совершенствование орудий труда, отделение ремесла от земледелия, развитие торговли, рост городов. Всё это привело к возникновению внутри славянского общества имущественного расслоения, которое повлекло за собой деление славян на группы, отличающиеся между собой по имущественному статусу. Для урегулирования отношений между группами должен был возникнуть аппарат управления, аппарат принуждения, налоговая система и правовая система. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства.

Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.

В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.

В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги (945–957) характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав (957–972) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.

При Владимире Святославиче (980-1015)

Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии.

Политический строй древнерусского государства сочетал в себе как институты феодальной формации, так и первобытнообщинного строя. Позднее при Ярославе Владимировиче (1019–1054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники великого князя.

В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области влияния. Таким образом, к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юго-восток Руси с городом Черниговом. В 1030–1031 гг. братья вместе совершили поход против Польши. В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. В дальнейшем Ярослав принимает решение разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался Чернигов, Изяс-лаву он отдает Новгород, а Всеволоду – Переславль.

Социально-политический строй древнерусского государства Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором: 1)были приняты все меры по защите представителей высшего социального слоя Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника; 2)происходила также дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии.

При этом появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях; 3)дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В частности, мечниками называли судебных чиновников, мытниками – сборщиков торговых пошлин. Обособленно стояли тиуны, которые заведовали всем княжеским хозяйством.

Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.

Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».

После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский престол передавался по очереди детям и внукам Ярослава, сравнительное спокойствие наступило во время правления Владимира Мономаха (1113–1125).

Споры за великое княжение поясняются существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила не от отца к старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был старшим в роду Рюриковичей.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече, где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к феодальной раздробленности.

Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводил линию на сглаживание княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно боролся с печенегами.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Датой введения на Руси христианства 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной. Хотя распространение на Руси христианства началось раньше. В частности, христианство приняла княгиня Ольга. Князь Владимир стремился сменить языческий пантеон монотеистической (единобожие) религией.

Выбор пал на христианство, так как:

1) на Руси было велико влияние Византии;

2) вера уже получила распространение у славян;

3) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.

Существуют разные точки зрения на то, как шло распространение христианства:

1) крещение Руси проходило мирно. Новая религия действовала как мощный объединяющий фактор. (Д.С. Лихачев);

2) введение христианства было делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в языческих богов до XIV в., когда объединение страны уже стало неизбежным. Принятие христианства в X в. обострило отношения киевской знати с соседями. Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием, христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе: славяне называли детей языческими именами, церковный брак не считали обязательным, местами сохранялись и пережитки родового строя (многоженство, кровная месть) (И.Я. Фроянов). Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря твердости, упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона.

Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян: политику, экономику, культуру:

1) церковь стала быстро обретать экономическую независимость. Князь жертвовал ей десятину. Монастыри вели, как правило, обширное хозяйство. Часть продукции они реализовывали на рынке, а часть запасали

2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;

3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;

4) важный вклад внесла христианская церковь в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефо-дий составили славянскую азбуку. Христианство вводило новые нормы поведения, морали для славян, такие как «не укради», «не убий».

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ

причины феодальной раздробленности в целом можно выделить: 1) внутриполитические; 2) внешнеполитические; 3) экономические.

Время перехода к раздробленности 1132 г., год смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича. В XI–XII вв. на Руси возникают несколько десятков независимых государств (земель, княжеств, волостей), около десятка из них – крупные. До установления монголо-татарского нашествия процесс их дальнейшего дробления не ослабевал.

При этом феодальная раздробленность на Руси не являлась из ряда вон выходящим процессом, через него проходили все страны Западной Европы и Азии.

Феодальной раздробленностью называют неизбежное состояние, этап всемирного исторического процесса, который имеет местную специфику.

Экономические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) господство натурального хозяйства; 2) экономическая самостоятельность вотчин князей; 3) замкнутость отдельных хозяйственно-экономических единиц; 4) укрепление и рост русских городов, усовершенствование технологии изготовления товаров.

Политические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) рост боярского землевладения и усиление власти феодалов в своих вотчинах; 2) территориальные конфликты представителей из рода Рюриковичей.

Ккиевский престол терял положение своего прежнего статуса лидера, происходило снижение его политического значения.. Если некогда князья стремились овладеть великокняжеским престолом, то во времена феодальной раздробленности каждый стал думать об укреплении, усилении собственной вотчины.

С течением времени княжеский род разросся, уделы подлежали дроблению, что привело к фактическому ослаблению Киевской Руси. При этом если в середине XII в. было 15 удельных княжеств, то в начале XIII в. их уже насчитывалось около 50.

Внешнеполитические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) сравнительное спокойствие на границах Киевского княжества; 2) разрешение конфликтов проходило дипломатическими методами, а не силовыми.

Важными органами власти в раздробленных феодальных землях были князь, а также усилившееся в XII в. вече (народное собрание города). В частности, в Новгороде вече играло роль верховной власти, что превращало его в особую средневековую республику.

Отсутствие внешней опасности, которое могло бы сплотить князей, позволило им заниматься внутренними проблемами уделов, а также вести междоусобные братоубийственные войны.

Даже учитывая высокую степень конфликтности, на территории Киевской Руси население не перестало считать себя единым целым. Чувство единства поддерживалось благодаря общим духовным корням, культуре и большому влиянию православной церкви.

Единая вера помогла русским действовать сплоченно во времена тяжелых испытаний при монголо-татарском нашествии.

Как возникло государство Древней Руси в 9-12вв.
Процесс возникновения древнерусского государства длился достаточно долгое время. Государственная община образовалась из непосредственного стремления народа к упорядочению различных вопросов в ней. С момента зарождения, власть могла решить не только боевые задачи, но и неясности в судебных делах. Поначалу государственная власть не претендовала на участие домовитой жизни простого общества. Народ стал осознавать полезность вышестоящей власти.
На востоке Руси объединились два центра славян Новгорода и Киева (в политических интересах), в одно целое государство. Но с твёрдостью утвердилось соединение лишь в начале 863 г. До этого момента управление государством было наполовину самостоятельным, в большей части подчинялись хазарам. Вскоре в Киев пришёл первый князь Рюрик (отсюда пошла династия Рюриковичей). Он и заложил фундамент государства на Руси. Заключил князь договор на правление делами и на право собирать дань с местной знатью. Как раз после прихода к власти государя открылась дорога от Киева до Царьграда.
Правление государством передавалось не только по наследству (как правило, от отца к сыну). Но и власть на Руси могла передаваться «по старшинству». Например, если князь умирал, то на его место непосредственно становился не старший из сыновей, а родной брат, который стал старшим в их роду. Таким образом, появлялись династии, которые стали стержнем в государственной системе власти.
В основном Древнюю Русь в 9-12 вв. населяли свободные общинники (их называли простолюдинами). Землевладельческая община – вервь (это название пошло от слова верёвка, они отмеряли свои границы с её помощью), включала в себя социальную и экономическую ячейку общества. На своей территории она была ответственной, и должна была соблюдать общественный порядок. Например, если обнаружили труп в пределах общины, то обязательно нужно было найти и сдать убийцу государству либо заплатить за него. За распоряжение землёй общинники также платили налог (дань) князю, которого, в свою очередь, они и считали верховным собственником всей территории земли.
Несколькими путями шло образование государства у славян. Они либо подчинялись одному союзу княжеств (например, Словении), либо одному из племенных союзов (Руси), кроме народов Болгарии. Они же объединились между славянским союзом племенных княжеств с народом тюркской расы. Общим рубежом для всех славян считалось то, что они не входили в ареал распространения древней цивилизации. Поэтому жизнь у славянского народа развивалась неспешно, своеобразно.
Для государства самым главным было рассмотрение политических ситуаций, таких как: слабый культурный контакт с соседними развитыми государствами, их агрессивное стремление; давление со стороны кочевников; продвижение жизни общества; ограничение пользования морскими торговыми путями. Государство Руси постепенно становилось во главе общественной жизни (иначе говоря, верховным законодателем).
На Руси очень медленно развивались товарно-денежные отношения. Государственная власть много вкладывали на военные расходы, тем самым ограничивая материальные ресурсы народа. Вскоре появилось распределение народа на «бедные» и «богатые». Некоторые стали боярами и купцами, имея свои земельные владения, а остальная часть населения были крестьянами, которые служили (как рабы) вышестоящим. Мужчины, стоявшие во главе племенных княжений, обернулись в бояр, старшую княжескую дружину. Дружиной на Руси считались воины, которые были привязаны к князю. Менее знатные люди состояли в младшей дружине, которая тоже держалась рядом с князем. Все они были слугами государя. Они выполняли различного рода задания: принимали участие в суде и расправе; собирали дань; управляли страной; помогали в военных делах. Такие дружины являлись рычагом управления государственной власти и были очень выгодны для правления страной.
С самого зарождения, власть на Руси показала в себе мощную организующую силу, которая не принимала всерьёз своим начинаниям какие-либо сопротивления со стороны общества. Такое пристрастие, как принуждение и произвол, было в корне заложено у основания государственной власти. Также идея правопорядка и законности не стали общезначимой ценностью для князя. Он не привык нуждаться в обеспечении своей деятельности. Государь сам управлял войском и держал оборону страны от нападения. Практически во всех походах, которые завоёвывал, он участвовал как верховный военный начальник. И всегда стоял впереди войска.
Заметим, что хоть общество в Древней Руси и считалось довольно примитивным, зато стремительно развивалась экономическая сфера, земледелие, разведение домашнего скота.