Первого октября 1974 года с аэродрома города Мончегорск на Кольском полуострове на очередное боевое задание вылетел истребитель-перехватчик Як-28П. Через некоторое время после взлета он пропал с экранов локатора.

В июле 2011 года Алексей Чеботок и его друг Тимофей Хохлов отправились на поиски обломков Хенкеля 111,
а нашли этот пропавший самолет и его экипаж на высоте 1000 метров в горах Хибин...

В детальном изучении обломков им помогли товарищи Дмитрий Тимофеев и Александр Скотаренко (все они вместе давно ходят по горам и занимаются парапланеризмом)...

Место падения самолёта:

Вид места катастрофы в сторону Мончегорска:

Группа телеканала "Звезда" - очень мужественные ребята, впервые ходили в горы, выдержали даже ночной спуск с веревками.

Главное, чтобы вы вернулись на свой аэродром…
6 февраля 2012. Газета "Мончегорский Рабочий"

"...Люда и Юра жили в одном районе Армавира. Как оказалось, ее путь на работу пролегал мимо окон его дома, и юноша буквально не мог отвести взгляд от прекрасной незнакомки, долгое время не решаясь подойти. Потом, по словам Людмилы, был этап «великого ухаживания», который надо видеть и слышать. Подруги, глядя на влюбленную пару, только умилялись. И, когда молодой человек сделал Людмиле предложение стать его женой, она, не раздумывая, согласилась. Студентка пединститута и простой слесарь завода, выпускающего весы для промышленности огромной страны. Обычная советская семья.

Чтобы не отставать по образованию от своей молодой жены, благо, голова на плечах имелась, Юра поступил в Армавирское высшее военное авиационное командное училище летчиков. Голубые погоны, с его первыми крылышками, младшему лейтенанту Юрию Саенко вручал лично летчик-истребитель, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Юрий был на седьмом небе от счастья.

Людмила уже заканчивала институт, ее оставляли на кафедре в аспирантуре, но супруг получает первое назначение – станица Крымская, под Новороссийском. В качестве неоспоримого плюса в пользу передислокации Юра для жены приводит два железных аргумента: станице скоро присвоят статус города, и к тому же в ее центре положили уже целых сто метров асфальта! Какая уж тут аспирантура? Собрав свой нехитрый скарб, молодая семья Саенко выдвинулась к месту назначения.

В те далекие времена у военных был неписаный закон: пять лет службы - и меняешь гарнизон. Поэтому засиживаться на одном месте не приходилось. Переезжая из одного военного городка в другой, Саенко взяли за правило: куда бы ни уезжали, люстры не снимать, лампочки не выкручивать, туалеты не трогать и все, что накопилось на кухне, тоже оставлять. С собой только небольшой коврик, что подарили родители, телевизор на ножках да холодильник «Днепр». Вот и все. Да, еще ребенка бы не забыть в переездах! Очаровательную дочурку Инну. Так и жили. Замечательно жили!

Прибыв на очередное место службы, станцию Насосную Бакинского округа ПВО, Юрий, показавший себя талантливым думающим офицером, получает заманчивое предложение поступить в Военно-воздушную Академию им.Ю.А.Гагарина. Собрав и оформив все необходимые документы, однажды он пришел домой и сказал Людмиле: «Прости, но я никуда не поеду. Не хочу быть штабным. Я лучше буду летать!». Небо стало его стихией и смыслом существования!

В Мончегорск чета Саенко приехала в июле 1972 года. Здесь, в поселке им. Жданова (так тогда назывался
27 км), из вновь прибывших была сформирована вторая эскадрилья истребителей. Капитан Юрий Саенко стал летать в связке со старшим лейтенантом Александром Ледяевым.

1 октября 1974 года в войсковых частях на Кольском полуострове проводились итоговые проверки. В этот раз летчикам 174-го гвардейского Краснознаменного Печенгского истребительного авиаполка имени Б.Ф.Сафонова, базировавшегося у нас, была поставлена задача стать «целями» для южных частей ПВО из Африканды. Впрочем, мы забегаем вперед. Задание пока находится в секретных пакетах, которые экипажам приказано вскрыть в воздухе. Очевидцы тех лет отмечают плохие метеоусловия, низкую облачность, но приказ есть приказ. Восемь боевых машин - истребителей ЯК-28П, среди которых один - под управлением летчика Александра Ледяева и оператора Юрия Саенко, один за другим взмывают в небо, уходя влево над Имандрой, с набором высоты по маршруту. Впереди Хибины. Горный массив коварен. Засветки от гор мончегорскому диспетчеру, ведущему самолеты, часто выдают провалы. Цели пропадают с экрана радара, и поэтому уходящих на юг стараются побыстрее передать под управление Африканды - тем диспетчерам лучше видно. Так было и в этот раз. Правда, в плотно идущей друг за другом группе на земле не сразу определили, что Хибины прошли лишь семь самолетов...

Экипаж Ледяева и Саенко на связь не вышел.

Людмилу Саенко известие о пропаже самолета застало на работе. Позвонил знакомый с 27-го: «Ты, главное, не волнуйся!». Люду сковало смертельным холодом. Ноги подкосились. Она, жена боевого летчика, сменившая два гарнизона, прекрасно понимала, что значат такие слова… Говорят, самолет Юркин исчез», - эхом прозвучало в ее голове окончание чудовищной фразы, а глаза уже застилала пелена слез. Даже малейшей надежды на то, что экипаж пропавшего самолета найдут целым и невредимым, для нее уже не было. Людмила не сомневалась: если случится нештатная ситуация, никакого катапультирования не будет, Юра и Саша до конца будут стараться сберечь самолет - это ведь достояние страны! Их так воспитали…

По тревоге, моментально, в небо были подняты вертолеты спасателей. Квадрат за квадратом летчики прочесывали местность. Все безрезультатно. Опросы местных рыбаков и охотников, слышали ли те хотя бы взрыв, тоже ни к чему не привели. В тех местах, в горах, на разработках месторождений, часто взрывают породу, и поэтому если вдруг и слышал кто что, то не придал этому факту значения. Интенсивные поиски продолжались вплоть до 15 октября, но и без того припозднившийся выпавший первый снег свел все шансы обнаружения обломков самолета к нулю. Поиски в этом году было решено прекратить. Весной поисковые работы возобновились, но и они были безрезультатны. Экипаж признали без вести пропавшим. Александру Ледяеву было 24, Юрию Саенко - 28. У каждого дома остались жена и ребенок…

Людмила так и осталась жить на 27-м, одна воспитывая дочь. Как-то она посадила Инну перед собой и буквально на коленях попросила: «Доченька, солнышко мое родное, давай отсюда никогда никуда не уедем?».

Десять лет она не могла есть рыбу и местную дичь. Ощущение, что ребята где-то здесь, рядом… То ли в воде, то ли на земле... Не могла.

Родных и близких на Севере у нее нет, к кому обратиться за помощью? Пугал страх неизвестности: что впереди и как жить дальше? Но люди, окружающие молодую вдову, оказались людьми с большой буквы! В городском военкомате, как только из Москвы пришел приказ по Министерству обороны «считать летчиков Саенко и Ледяева погибшими при выполнении боевого задания», без проволочек, быстро и оперативно оформили все бумаги на получение вдовой пенсии и пособия на ребенка. По образованию педагог, Людмила устроилась в 18-ю школу. Здесь ей очень помогла Галина Михайловна Медынская: «Люда, ты не сдавайся, а мы поможем!». В горкоме партии молодую и энергичную девушку тоже поддержали, поставив в очередь на квартиру. Через четыре года, в 1978 году, Людмила с Инной получили свое настоящее первое жилье на Ленинградской набережной в тридцатом доме. Казалось бы, какое людям дело до чужого горя, чужой беды? Но помогали всем миром, и Людмила чувствовала эту мощную поддержку!

Через шесть лет после трагедии Людмила опять вышла замуж. Мама убедила не замыкаться в себе. Сложилась вторая семья. Супруг, очень хороший человек, Игорь Егоров трудился на Кольской ГМК. В семье родилась вторая девочка - Юля. К сожалению, год назад Игоря Алексеевича не стало. Дети давно подросли, у них свои собственные крепкие семьи. Живут в Санкт-Петербурге, а Людмила Васильевна по-прежнему здесь, преподает историю в Мончегорском политехническом колледже для будущих металлургов".

Людмила Васильевна Саенко с ветеранами 174 ИАП и ребятами, нашедшими её мужа:

Сорок лет спустя...
01.11.2012. Газета "Северная Звезда"

Одним из курсантов Армавирского училища летчиков был и простой деревенский паренек Саша Ледяев из небольшого, словно спрятанного среди лесов поселка Малиновка.

Во время курсантского отпуска Александр с радостным волнением рассказывал близким, как однажды в летнее утро с первыми лучами солнца отправился на реактивном учебно-тренировочном самолете в свой первый полет. Вспоминал, как с ним до зачисления в училище проводили собеседование для выявления серьезности намерения связать свою жизнь с военной авиацией, как с помощью специальных приемов проверялись его качества, необходимые воздушному бойцу.

Экзамены и комиссия ему были не страшны. Он был парнем волевым, эрудированным, физически здоровым. Все эти качества, необходимые для летчика, у него выработались в течение трех лет службы на военно-морском флоте. Александр прекрасно понимал, что труд летчика - трудная и очень ответственная работа. Быть летчиком, особенно военным – значит быть всегда дисциплинированным, обладать высоким профессиональным мастерством и моральными качествами. К таким трудным условиям наш земляк шел осознанно, и взлетная полоса училища стала для него настоящей дорогой жизни.

Когда пришло время выпуска, был сделан выбор – летать в небе Заполярья. Одним из первых молодых летчиков А. Н. Ледяев получил допуск к переучиванию на современный самолет-перехватчик и был направлен в войсковую часть 49207, базирующуюся на Кольском полуострове.

По заявлению командования, за время службы наш земляк зарекомендовал себя исключительно дисциплинированным, трудолюбивым офицером и грамотным летчиком. Летал смело, уверенно и с большим желанием. В сложной обстановке действовал всегда грамотно.

В его аттестации значится: летать любит, нагрузку переносит хорошо. Полеты в новых условиях усваивает прочно. Уверенно пилотирует вверенный самолет, в воздухе хладнокровен, выдержан…

Есть еще строки из ответа командования части: «…Самолет, пилотируемый Ледяевым, был утерян на удалении 25 км от аэродрома и радиолокационными станциями обнаружен не был». В этот же день, т. е. 1 октября, были организованы поиски, которые продолжались с высокой интенсивностью до 20 октября. В первые дни ставилась задача просмотреть район полета с целью обнаружения места падения самолета и выйти на связь с летчиками в случае их катапультирования. В последующие дни перешли к детальному осмотру местности в полосе маршрута полета самолета с учетом всех вышеизложенных отклонений.

В поисках участвовало одновременно по 4 вертолета и по 3 самолета. Использовались материалы опроса людей, которые в это время находились в лесу, в горах и могли стать очевидцами происшествия. Погода до середины октября благоприятствовала проведению поисковых работ, и при наличии хотя бы самого простейшего сигнала от летчиков они были бы найдены в первые же дни. Исходя из результатов поиска, можно считать, что самолет упал в глубоководную часть озера Имандра и затонул. А штормовой ветер разнес следы его падения. Поиски прекратились до весны, в связи с выпадением глубокого снега и образованием ледостава…

По воспоминаниям командира части Н. Л. Кременчука, Александр был хорошим летчиком, до этого он справлялся с более трудными и сложными заданиями, чем то, которое нужно было выполнить 1 октября. Он сделал все, что смог для сохранения жизни своей и штурмана. Но, очевидно, обстоятельства оказались сильнее.

Это практически все, что было известно о судьбе А. Н. Ледяева, а дальше почти сорок лет неизвестности...

О событиях с самолетом А. Н. Ледяева Л. В. Чичагин узнал в Министерстве флота, находясь в служебной командировке в Москве. Справив ускоренно свои дела, он немедленно выехал в Чирчик, где после отъезда друга в училище проживали его родители. Получив страшное известие о сыне, отец не выдержал, слег и больше не вставал. Следом заболел брат Иван.

К сожалению, Леонид Викторович смог увидел только их памятники на кладбище. До него туда приезжала жена Александра Николаевича - Людмила Васильевна с сыном Олегом для знакомства с родителями мужа и отца, так как до трагического случая они их не знали.

Место авиакатастрофы и останки самолета ЯК-28П в Мурманской области случайно обнаружил хирург Апатитской горбольницы Алексей Чеботок. Он сообщил об этом в военкомат, прислал фотографии обломков самолета и остатков обмундирования летчиков. На фото были видны номера, по которым и опознали истребитель, бесследно исчезнувший почти сорок лет назад. Есть предположения, что в день вылета из-за неблагоприятных метеоусловий самолет врезался в отвесную скалу, вызвав камнепад. Часть его обломков упала под уступы скалы, под «карнизы», а часть - в озеро, поэтому обнаружить его с воздуха было невозможно».
По материалам интернет-сайтов.
Татьяна МИХАЙЛОВА

3 ноября 2012г, через 38 лет после катастрофы состоялась церемония захоронения останков Александра Ледяева и Юрия Саенко - экипажа Як-28П на аэродроме Мончегорск.

Светлая память нашим ребятам, не вернувшимся из полёта....

От имени всех АВВАКУЛьцев огромное спасибо Алексею Чеботок и его друзьям....

МОСКВА, 9 июн - РИА Новости. Злополучный малайзийский рейс MH 370 мог бесследно исчезнуть в Индийском океане, не оставив никаких следов на поверхности воды, благодаря тому, что борт столкнулся с поверхностью океана практически под прямым углом, заявляют математики в статье, опубликованной в журнале Notices of the American Mathematical Society .

"Что происходило с MH 370 и его пассажирами дальше, по всей видимости, будет оставаться тайной до тех пор, пока в один прекрасный день кто-нибудь не найдет черный ящик самолета и декодирует его. Наша экспертиза показывает, что, скорее всего, борт упал в океан в крутом пике", — заявил Гуун Чен (Goong Chen ) из Техасского университета A &M в Дохе (Катар).

Чен и его коллеги, в том числе российско-катарский математик Алексей Сергеев, пришли к такому выводу, попытавшись воспроизвести падение борта MH 370 при помощи суперкомпьютеров EOS и RAAD в штате Техас и в Катаре.

Как объясняют ученые, при падении любого объекта в воду на большой скорости и под некоторым углом возникает две вещи, которые мы обычно не замечаем - "пузырь" воздуха, окружающий падающее тело и попадающий вместе с ним под воду, и своеобразный "горб" из сильно сжатой воды, который движется вместе с тонущим объектом.

Результатом существования этих вещей, как показали симуляции Чена и его коллег, является то, что самолет будет тонуть далеко не сразу и часть его обломков, топлива и технических жидкостей должна оставаться на поверхности. Подобный сценарий будет исполняться при практически всех углах входа самолета в воду и при очень широком диапазоне скоростей, что заставило ученых задуматься о том, что MH 370 мог упасть в океан в крутом пике.

Повторные расчеты на суперкомпьютерах подтвердили, что такой сценарий приводил к нужным последствиям. В таком случае самолет бесследно тонул в водах Индийского океана, не оставляя следов, а его фюзеляж практически не разрушался — при падении ломались только крылья лайнера, обладающие большой массой и поэтому быстро тонувшие на дно океана.

По словам ученых, следы лайнера должны были присутствовать на поверхности Индийского океана, даже если бы пилотам удалось совершить чудо и посадить лайнер на поверхность воды, по аналогии с так называемым чудом на Гудзоне в 2009 году. Командир рейса 1549 компании US Airways смог совершить аварийное приземление самолета Airobus 320 в Гудзонском заливе, когда попавшие в двигатели птицы вывели их из строя.

Даже если пилоты MH 370 смогли совершить этот трюк, гигантские волны, существующие в открытых водах Индийского океана, должны были разрушить самолет и оставить следы от этой катастрофы в виде пятен топлива и обломков, чего, однако, не произошло. Поэтому крутое пике является единственным правдоподобным объяснением катастрофы.

Авиакатастрофа во Франции: 150 погибших, "черный день" для Lufthansa Самолет Airbus A320 авиакомпании Germanwings потерпел крушение во вторник на юге Франции, самолет выполнял рейс по маршруту Барселона - Дюссельдорф. По последним данным, на борту находились 150 человек.

Как MH 370 мог оказаться в такой ситуации? Математики предлагают несколько объяснений этому. Во-первых, у самолета мог отказать автопилот, что обычно как раз и приводит к входу в крутое пике. Во-вторых, учитывая недавнюю катастрофу с бортом 9525 компании Germanwings, нельзя исключать и того, что пилот или его помощник совершили суицид. Третий вариант - отказ в системе снабжения двигателей топливом.

Авиалайнер Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines, совершавший рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, пропал с экранов радаров в ночь на 8 марта 2014 года. Премьер-министр Малайзии Наджиб Разак 24 марта сообщил, что воздушное судно упало в южной части Индийского океана: об этом свидетельствовал анализ спутниковых данных. Предположительно, никто не выжил.

Судьба исчезнувшего в марте 2014 года самолёта Malaysia Airlines до сих пор волнует не только близких и родственников его пассажиров. Но этот рейс не был единственным пропавшим рейсом в истории авиации. К сожалению, не все самолёты прибывают вовремя к месту назначения, а некоторые из них даже не оставляют следов крушения. Их загадочная судьба до сих пор покрыта мраком неизвестности.

Тайна рейса MH370 Malaysia Airlines

Многочисленные теории о причинах катастрофы только запутывают расследование

Самоубийство пилота? Техническая неисправность? Угон самолёта? До сих пор ещё продолжают появляться различные версии того, что же на самом деле случилось с рейсом MH370 Malaysia Airlines 8 марта 2014 года.
Боинг 777 с 227 пассажирами на борту и 12 членами экипажа исчез с радаров примерно через час после вылета из международного аэропорта Куала-Лумпур в Малайзии. Лайнер направлялся в Пекин. Через пять часов после потери связи правительство Малайзии заявило об исчезновении самолёта. Последнее его местонахождение было на высоте около 11 000 метров примерно в 300 км к юго-западу от южной провинции Вьетнама. Через четыре дня после исчезновения рейса малайзийские следователи представили доказательства того, что самолёт значительно отклонился от заданного курса и летел в сторону Малаккского пролива.
Эксперты считают, что катастрофическое падение Боинга маловероятно, так как самолёт неоднократно менял высоту, сначала поднявшись до 13 700 метров, а затем плавно снизившись до 7 000, после чего пролетел ещё около шести часов. Скорее всего, изменение эшелона было намеренным.
Поиски пропавшего рейса MH370 ведутся до сих пор. На данный момент найден только фрагмент самолёта в районе острова Реюньон в Индийском океане. Причины, привёдшие к катастрофе, и её развитие на борту до сих пор неизвестны, так же как не обнаружено и точное место крушения Боинга.


Это самолет в Анголе натуральным образом украли

25 мая 2003 года Боинг 727–223 был украден из аэропорта Куатро де Феверейро в Луганде, Ангола.
На момент пропажи бывший борт American Airlines принадлежал майамской компании Aerospace Sales & Leasing и был отдан в аренду TAAG Angola Airlines. Следователям удалось выяснить, что в то время самолёт был на ремонте, который проводили бортинженер Бен Чарльз Падилья и его помощник Джон Микель Мутанту совместно с ангольскими механиками. Никто из них не умел управлять подобным самолётом: Мутанту вовсе не был пилотом, а Падилья имел только лицензию частного пилота. Для управления же Боингом 727 требуется экипаж из трёх человек.
Тем не менее, после окончания ремонта Падилья и Мутанту поднялись на борт самолёта и лайнер начал хаотичное движение по аэродрому без какой-либо связи с диспетчерами. Как только 727 взлетел, его транспондер был отключён и самолёт исчез навсегда.
Считается, что за штурвалом был именно Падилья, так как только он имел хоть какое-то представление об управлении воздушным средством. Некоторые члены его семьи считают, что он просто выполнял задание Aerospace Sales & Leasing забрать самолёт у Air Angola за неуплату, другие же предполагают, что Падилью могли принудить к похищению Боинга против его воли.

Исчезновение рейса 739 над Тихим Океаном

Журналистское расследование не помогло добраться до истины

16 марта 1962 года чартерный рейс 739 Super Constellation с 96 американскими военными на борту и 11 членами экипажа вылетел с авиабазы Тревис в Калифорнии во Вьетнам. После дозаправки в Гуаме самолёт взял курс на авиабазу Кларк на Филиппинах, но так и не прибыл к месту назначения. Предположительно, самолёт упал где-то в западной части Тихого Океана. Через час после последнего сеанса связи с бортом танкер нефтяной компании Standard Oil сообщил о взрыве в небе.
Был ли это саботаж? Ракета? Проблемы с двигателем? Сегодня установить истину уже невозможно. В отчёте о расследовании происшествия Управление гражданской аэронавтики США заключило, что «катастрофа рейса 739 произошла внезапно и за считаные секунды».

Гибель Гленна Миллера


Трагическое исчезновение Глена Миллера нанесло удар знаменитому оркестру

15 декабря 1944 года лидер знаменитого джазового оркестра Гленн Миллер вылетел с авиабазы британских ВВС в Париж для подготовки представления. Его самолёт Norseman C-64 исчез над проливом Ла-Манш и так и не был найден.
Миллер подал прошение в армию в 1942 году, на пике популярности своего оркестра. В 38 лет он был уже стар для строевой службы, однако ему разрешили создать военный оркестр. В 1944 году он даже получил звание майора.
В официальном отчёте об исчезновении Миллера говорилось, что самолёт музыканта попал в плохие погодные условия над Ла-Маншем, но слухи продолжали множиться. Одни считали, что самолёт был сбит немецкими истребителями, другие утверждали, что Миллер всё-таки добрался до Парижа, но был убит немецкими диверсантами. Самая невероятная версия гибели музыканта была придумана уже в 90-е годы журналистами таблоидов, которые утверждали, что Миллер скончался от сердечного приступа в постели с французской проституткой, а американские военные просто скрыли такую позорную смерть легенды.
Однако наиболее вероятно совсем другое объяснение трагедии, его дал штурман ВВС Британии Фред Шоу. По словам Шоу, самолёт Миллера попал под бомбы британских бомбардировщиков, которые вынуждены были сбросить свой смертоносный груз в море после неудачного вылета на цели в районе Бельгии.

Исчезновение Амелии Эрхарт


Отважная Амелия Эрхарт

Исчезновение пионера авиации и писательницы Амелии Эрхарт – одно из самых известных в истории авиации. Эрхарт была первой женщиной-пилотом, совершившей одиночный перелёт через Атлантический океан. 2 июня 1937 года её Lockheed Electra исчез во время попытки облететь земной шар. Она сама и её штурман Фред Нунан пропали без вести около острова Хауленд в Тихом океане.
ВМС США сразу же начали поиски Амелии, но не нашли никаких следов самолёта или тел. Правительство США заключило, что Эрхарт и Нунан не смогли найти Хауленд, когда на борту закончилось топливо, но, как и в случае с MH370, продолжают появляться всё новые версии катастрофы. Согласно одной из них, Амелия являлась тайным агентом Британии, вынуждена была совершить аварийную посадку на оккупированном Японией острове и была захвачена в плен. По иной версии, Амелия смогла добраться до побережья США, сменила имя и жила тихой жизнью.
Существуют и доказательства аварийной посадки Эрхарт и Нунана в районе атолла Никумароро. Возможно, Амелия попыталась приводниться, когда закончилось топливо, но не смогла справиться с волнами. Международная группа расследования TIGHAR в 1989 году обнаружила на этом коралловом острове останки человеческих костей, женскую косметичку, куски обуви и банку крема от загара. Расследование продолжается.

Пропавшие в Бермудском треугольнике

Пять «Эвенджеров» пропали в Бермудском треугольнике

5 декабря 1945 года пять бомбардировщиков ВМС США поднялись в воздух с военного аэродрома Лодерлейл в запланированный тренировочный полет. Все пять самолётов и 14 лётчиков бесследно исчезли в Бермудском треугольнике.
Все два часа полёта до потери связи ведущий эскадрильи сообщал, что все его компасы не работают и он не может определить своё местоположение. Другие самолёты тоже передавали сообщения о подобной неисправности, последним из них стала команда ведущего сажать самолёты на воду, так как заканчивалось топливо.
Час спустя за пропавшими лётчиками отправился Маринер с 13 спасателями на борту. И тоже исчез. Танкер, проходящий вдоль берега Флориды, сообщил, что Маринер взорвался в воздухе двадцать минут спустя после вылета.
Каждый метр Мексиканского залива был прочесан сотнями кораблей и самолётов, однако никаких следов эскадрильи или Маринера не было обнаружено.

Пропавший самолёт с картинами


Такой же Varig Boeing 707-379C исчез в небе над Тихим океаном

В 1979 году через полчаса после вылета из международного аэропорта Нарита в Токио пропал грузовой самолёт Varig Brazilian Airlines. 707-й вёз 153 картины художника Манубу Мабе общей стоимостью более 1.2 миллионов долларов. Самолёт, картины и шестеро членов экипажа до сих пор считаются пропавшими без вести. Что это было - ограбление в воздухе или всего лишь отказ управления? Никто не может сказать наверняка.

DC-4 с американскими военными исчез недалеко от Анкориджа

Загадочная история DC-4 Canadian Pacific Air Lines

DC-4 Canadian Pacific Air Lines исчез по пути из Ванкувера в Токио 21 июля 1951 года. Самолёт совершил плановую посадку в Анкоридже, Аляска, но затем попал в плохую погоду. Был сильный дождь, обледенение и видимость всего около 500 футов. Сообщение о погоде было последним, которое получили с борта самолёта, и даже усиленные поиски не дали никаких результатов.
На борту было 6 членов экипажа и 31 пассажир - солдаты и офицеры вооружённых сил США.

Самолёт с отказавшим двигателем

Исчезновение DC-4 над Тихим океаном взволновало всех американцев

В 1964 году DC-4 с 9 пассажирами, направлявшимися в Лос-Анджелес, исчез над Тихим океаном. В 500 милях от берега экипаж передал сообщение о проблемах с двигателем и больше на связь не выходил.
Поисковые силы ВМС обнаружили масляное пятно на воде, нашлись даже свидетели, которые видели тонущий хвост самолёта, но никаких реальных следов DC-4 или его пассажиров не было найдено.

58 человек пропали в водах озера Мичиган


58 пропавших в водах озера Мичиган так и не были найдены

В июне 1950 года рейс 2501 Northwest Airlines исчез над водами озера Мичиган с 58 пассажирами на борту. Неделю спасатели на лодках и самолёты искали пропавший рейс, но кроме небольшого количества мусора и фрагментов тел, никаких других следов аварии не было найдено, и причины катастрофы остались невыясненными.

Самолёты иногда падают, происходят катастрофы. Это всегда неожиданно и непредсказуемо. Остаётся только надеяться, что научно-технический прогресс уже в скором будущем позволит раскрыть тайны хотя бы некоторых непонятных катастроф и поможет разыскать однажды взлетевшие, но так и не приземлившиеся авиалайнеры.

Ha востоке возникло четыре крестоносных государства. Bo главе графства Эдесского стал брат Готфрида Буль- онского Балдуин, во главе княжества Антиохийского - Бо- эмунд, графство Триполи досталось Раймонду Тулузскому.

Три этих княжества находились формально в вассальной за- 0ІІСИМОСТИ от королевства Иерусалимского, во главе которого в стлл Готфрид Бульонский. Территория Иерусалимского ко- ролевства был разбита на феоды, за которые рыцари-кре- стоносцы несли военную службу. Феод представлял собой поместье или несколько поместий, разбитых на мелкие участки земли. Bce местное население было превращено в крепостных. Владельцу поместья крестьяне обязаны были за свои наделы платить феодальную ренту. B общей сложности оиа доходила до 50 процентов урожая. Государства крестоносцев управлялись согласно феодальным обычаям - это записано в «Иерусалимских ассизах». Продолжал существовать типичный феодальный способ производства. Хозяйство в значительной части оставалось натуральным. Города побережья, являясь пунктами транзитной торговли, не выступали в качестве центров, объединявших местную территорию. Привилегированное положение в этих городах занимали колонии генуэзских, венецианских и французских купцов.

Bce феодалы считались вассалами короля, но сам король был лишь первым среди равных, так как его действия ограничивались палатой баронов - собранием наиболее крупных феодалов королевства. Король не мог провести ни одного мероприятия без согласия этой палаты. Ассизы точно перечисляли все случаи, когда король имел право требовать выполнения военной службы от своих вассалов. Иерусалимское королевство делилось на баронии, где существовали свои палаты баронов. B крупнейших городах имелись особые палаты горожан. B других государствах крестоносцев были установлены такие же порядки. Их политической децентрализации способствовали также притязания Церкви на политическое господство и ее борьба со светской властью, а также самостоятельность, которой пользовались на территории крестоносных государств духов- ио-рыцарские ордены.

Служба рыцарей не была ограничена здесь каким-ли- 6° сроком. B западноевропейских странах рыцарь, полу- чивщий феод от сеньора, был обязан нести в его пользу военную службу всего 40 дней в году. Обычных военных сил РЫцарей-крестоносцев для защиты завоеваний территории Ыло недостаточно. Рыцарство стремилось также объединить Св °и силы в подчинении и грабеже новых территорий. Уже 13 начале XII в. крестоносцы начали создавать постоянные в °енные организации, известные под именем духовно-ры- Цпрских орденов.

Свое название Орден тамплиеров (храмовников) получил потому, что именно ему была передана после завоевания Иерусалима крестоносцами мечеть Куббат-ас-сахра, стоявшая на месте прежнего Соломонова храма. Существовали также Орден иоаннитов, или госпитальеров, Тевтонский, или Немецкий, орден, осуществивший позднее кровавое завоевание Прибалтики. Члены духовно-рыцарских орденов считались одновременно монахами и рыцарями. Они давали монашеские обеты и зависели не- ! посредственно от римского i папы. Это было мощное С оружие папской теократии. Ордены не подчинялись власти тех государств, в которых были расположены их владения. Главной их задачей была борьба со всеми «неверными». Производительные силы на Востоке в это время находились на более высокой ступени развития, чем на Западе. Поэтому крестоносцы, завоевав территорию восточного побережья Средиземного моря, не внесли ничего нового в хозяйственную жизнь захваченных земель. Ha захваченных землях крестоносцы вели себя как хищники и грабители. «Всякий, кто хорошо понимает дела франков (местное население называло их франками, поскольку наибольшее количество участников первого крестового похода было из Франции), - писал о крестоносцах арабский летописец XII столетия Усама ибн Мункыз в своей «Книге назидания», - ... увидит во франках только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем большим, так же как и животные обладают доблестью и храбростью при нападениях».

Взятие Антиохии крестоносцами. Витраж из аббатства Сен-Дени. XII в.

Народы завоеванных стран подвергались самой жестокой эксплуатации, тем более жесткой, чем больше были развиты в крестоносных государствах товарно-денежные отношения. Население ненавидело завоевателей. Летописец- крестоносец писал: «Все сельские местности в нашей стране были населены неверными и сарацинами; злее их не было врагов у нашего народа, и они были тем хуже, что находились в нашей стране, а нет более вредоносной чумы,

чем враг, находившийся в доме. Они не только убивали наших, когда те неосторожно ходили по дорогам, и продавали их Q рабство врагам, но также и отказывались от сельских работ, чтобы низвергнуть наших с помощью голода. Они лучше готовы были сами голодать, чем оказать какую-нибудь услугу нашим, которых они считали врагами. И не только вне городов были небезопасные дороги; также и в домах, расположенных за городскими укреплениями, едва можно было найти безопасное и спокойное место...».


Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря. При помощи флота венецианцев, генуэзцев и пизанцев, которые присоединились к крестоносному движению в надежде извлечь из него выгоду, они захватили многие портовые города. К началу XII в. на Востоке образовалось четыре государства крестоносцев: на территории Южной Сирии и в Палестине - королевство Иерусалимское во главе с Год ф руа Бульонским, к северу от него - графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское.

Поделив между собой новые владения, крестоносцы установили в них феодальные порядки, во многом схожие с теми, которые существовали на их родине. Местные крестьяне превратились в крепостных, обязанных отдавать господам в виде оброка от трети до половины урожая зерновых и определенную часть фруктов, олив, винограда. Они подвергались жестокой эксплуатации и были совершенно бесправны. Поэтому вся история государств крестоносцев заполнена непрерывной борьбой местного крестьянства против пришлых господ.

В основе политического строя крестоносных государств лежала феодальная иерархия. Первым среди сеньоров считался король Иерусалимский. В вассальной зависимости от него находились три остальных государя, но фактически они были самостоятельны. Вся территория разделялась на рыцарские феоды разной величины, владельцы которых были связаны отношениями вассалитета. Вассалы должны были нести военную службу сюзерену. При этом в отличие от западноевропейских обычаев король имел право требовать ее в течение всего года, так как государства крестоносцев постоянно находились в состоянии войны с соседями. Бароны и другие вассалы обязаны были участвовать в заседаниях феодального совета - ассизах или куриях. Королевская курия - «высокая палата», состоявшая из крупных феодалов, одновременно являлась и феодальным судом, и военно-политическим советом. Она ограничивала королевскую власть; без ее согласия король не мог принять ни одного сколько-нибудь важного решения. Все эти положения были зафиксированы в «Иерусалимских ассизах» - судебнике, представлявшем собой запись феодальных обычаев Иерусалимского королевства. В этих ассизах, детально перечислявших права сеньоров и обязанности вассалов, порядки феодального общества, по словам Ф. Энгельса, получили классическое выражение.

Развитию политической централизации в Иерусалимском королевстве мешало отсутствие прочных экономических связей. Торговля играла большую роль в его хозяйственной жизни, но ее вели в основном Венеция, Генуя, Пиза, ориентировавшиеся на развитие внешнего рынка, но не стремившиеся создавать экономические связи внутри государств крестоносцев. Итальянские купцы получили в портовых городах Сирии и Палестины важные привилегии. Они были независимы от местных властей и управлялись консулами, назначавшимися из Италии.

Церковь приобрела в государствах крестоносцев огромные земельные владения. Католические иерархи составили влиятельную часть феодалов на Востоке. Они собирали большие средства в виде десятины и не платили налогов.

Государства крестоносцев были очень непрочными. Это были небольшие разрозненные владения, занимавшие узкую прибрежную полосу в Сирии и Палестине. Их восточная граница, растянувшаяся почти на 1200 километров, была весьма уязвима. При этом крестоносцы жили главным образом в прибрежных юродах и укрепленных замках, которые им пришлось построить, чтобы обеспечить себе безопасность. С юга Иерусалимскому королевству угрожал Египет. С Востока, со стороны Сирийской пустыни, государства крестоносцев то и дело подвергались нападениям сельджукских эмиров. К тому же сами завоеватели непрерывно враждовали друг с другом. Организации обороны мешало и непостоянство состава крестоносцев, и то, что их численность была сравнительно небольшой. Под началом иерусалимских королей, например, никогда не было более 600 конных рыцарей. Эта привилегированная верхушка жила среди озлобленного, враждебно настроенного населения, составляя своего рода военный лагерь. С целью упрочения положения крестоносных владений вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации - духовно-рыцарские ордены: тамплиеров (или храмовников) и иоаннитов (или госпитальеров). В конце XII в. возник еще Тевтонский орден, объединявший немецких рыцарей. Ордены были полувоенными-полумонашескими объединениями. Под монашеским плащом «орденских братьев» (у тамплиеров - белого цвета с красным крестом, у госпитальеров - красного с белым крестом, у тевтонских рыцарей - белого с черным крестом) скрывались рыцарские латы. Задачей орденов являлась оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения. Ордены имели строго централизованное устройство. Они возглавлялись «великими магистрами» и подчинялись непосредственно папе, не завися от местных властей; они пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.

XII в. ордены являлись наиболее мощной и сплоченной силой Иерусалимского королевства. Однако их независимое положение, распри с другими феодалами и между собой в конечном итоге привели к еще большему ослаблению государств крестоносцев. После утраты владений на Востоке ордены перенесли свою деятельность в Европу. Иоанвиты и в особенности тамплиеры использовали накопленные богатства для ростовщических и банковских операций. Тевтонский орден направил свою агрессию на берега Балтийского моря, где вместе с Орденом меченосцев основал свое государство.



| |