Сказка Чудесная рубашка о купеческом сыне, которому судьба много испытаний приготовила. Существует пословица «Добро не умрет, а зло пропадет». Эта мысль и развивается в сказке. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Чудесная рубашка читать

После смерти купца позвали братья на охоту младшего, Ивана, бросили в самой чаще, чтобы наследство отца на двоих разделить. Набрел он на избушку. Жили в ней Воробей, Сокол и Орел. Летали они по свету, а когда домой возвращались, превращались в добрых молодцев. По-братски они приняли нежданного гостя, накормили, предложили к ним на службу поступить. Три года провел Иван у братьев, получил в награду двух коней и волшебную рубашку. Наденешь ее – никто не одолеет.

Услыхал Иван, что Елена Прекрасная выйдет замуж за того, кто Змея Горыныча жизни лишит. Сразился со Змеем, одолел его, но просил Змей подарить ему жизнь. Пожалел Иван злодея, поставил его на кухне работать. Елена Прекрасная стала женой Ивана, только искусителю-змею красавица приглянулась, стали они вместе думать, как от Ивана избавиться. Уговорил Змей Елену узнать, в чем сила ее мужа. Иван рассказал ей правду. Неверная жена-злодейка порубила на куски тело Ивана и в поле выбросила. Бездыханное тело побратима увидели Орел, Сокол и Воробей. Оживили они Ивана и подарили ему волшебный перстень. С его помощью превратился Иван в коня, помчался во дворец Елены Прекрасной. Змей разгадал в коне Ивана и задумал его убить. К счастью, нашлась служанка с добрым сердцем, которая дважды спасла жизнь Ивану. Хитростью Иван заставил Змея снять волшебную рубашку и расправился с ним, затем выгнал из дворца неверную жену, а сам женился на служанке. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Чудесная рубашка

В волшебной сказке Чудесная рубашка показано, как много зла могут причинить самые родные и близкие люди. Ивана, главного героя сказки, сначала родные братья предали, потом неверная жена со свету сжила. Но доброе сердце героя притягивает к нему добро. Бескорыстно помогают Ивану в беде герои сказки, которые не могут оставаться равнодушными к чужой беде. Главная мысль сказки Чудесная рубашка – кто сеет зло, пусть на добро не надеется. Чему учит сказка Чудесная рубашка? Сказка учит помогать людям в беде и не пасовать перед жизненными трудностями.

Уважаемые родители, очень полезно читать сказку "Чудесная рубашка" деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. Все окружающее пространство, изображенное яркими зрительными образами, пронизано добротой, дружбой, верностью и неописуемым восторгом. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Сказка "Чудесная рубашка" читать бесплатно онлайн можно бесчисленное количество раз, не потеряв при этом любви и охоты к данному творению.

В некотором царстве жил богатый купец. Помер купец и оставил трех сыновей на возрасте. Два старших каждый день ходили на охоту.
В одно время взяли они с собой и младшего брата, Ивана, на охоту, завели его в дремучий лес и оставили там — с тем, чтобы все отцовское имение разделить меж собой, а его лишить наследства.
Иван — купеческий сын долгое время бродил по лесу, ел ягоды да коренья, наконец выбрался на равнину и на той равнине увидал дом.
Вошел в комнаты, ходил, ходил — нет никого, везде пусто; только в одной комнате стол накрыт на три прибора, на тарелках лежат три хлеба, перед каждым прибором по бутылке с вином поставлено. Иван — купеческий сын откусил от каждого хлеба по малому кусочку, съел и потом из всех трех бутылок отпил понемножку и спрятался за дверь.
Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей — ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами. Сели за стол кушать.
— А ведь хлеб да вино у нас початы! — говорит орел.
— И то правда, — отвечает сокол, — видно, кто-нибудь к нам в гости пожаловал. Стали гостя искать-вызывать. Говорит орел:
— Покажись-ка нам! Коли ты старый старичок — будешь нам родной батюшка, коли добрый молодец — будешь родной братец, коли ты старушка — будешь мать родная, а коли красная девица — назовем тебя родной сестрицею.
Иван — купеческий сын вышел из-за двери, они его ласково приняли и назвали своим братцем.
На другой день стал орел просить Ивана — купеческого сына:
— Сослужи нам службу — останься здесь и ровно через год в этот самый день собери на стол.
— Хорошо, — отвечает купеческий сын, — будет исполнено.
Отдал ему орел ключи, позволил везде ходить, на все смотреть, только одного ключа, что на стене висел, брать не велел.
После того обратились добрые молодцы птицами — орлом, соколом и воробьем — и улетели.
Иван — купеческий сын ходил однажды по двору и усмотрел в земле дверь за крепким замком; захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать — ни один не приходится; побежал в комнаты, снял со стены запретный ключ, отпер замок и отворил дверь.
В подземелье богатырский конь стоит — во всем убранстве, по обеим сторонам седла две сумки привешены: в одной — золото, в другой — самоцветные камни.
Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван — купеческий сын спал беспробудно до того самого дня, в который должны прилететь его названые братья.
Как только проснулся, запер он дверь, ключ на старое место повесил и накрыл стол на три прибора.
Вот прилетели орел, сокол и воробей, ударились о землю и сделались добрыми молодцами, поздоровались и сели обедать.
На другой день начал просить Ивана — купеческого сына сокол: сослужи-де службу еще один год! Иван — купеческий сын согласился.
Братья улетели, а он опять пошел по двору, увидал в земле другую дверь, отпер ее тем же ключом.
В подземелье богатырский конь стоит — во всем убранстве, по обеим сторонам седла сумки прицеплены: в одной — золото, в другой — самоцветные камни.
Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван — купеческий сын спал беспробудно столько же времени, как и прежде.
Проснулся в тот самый день, когда братья должны прилететь, запер дверь, ключ на стену повесил и приготовил стол.
Прилетают орел, сокол и воробей: ударились о землю, поздоровались и сели обедать.
На другой день поутру начал воробей просить Ивана — купеческого сына: послужи-ка службу еще один год. Он согласился.
Братья обратились птицами и улетели. Иван — купеческий сын прожил целый год один-одинехонек и, когда наступил урочный день, накрыл стол и дожидает братьев.
Братья прилетели, ударились о землю и сделались добрыми молодцами: вошли, поздоровались и пообедали.
После обеда говорит старший брат, орел:
— Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь — дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.
Середний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, а меньший брат, воробей, — рубашку.
— Возьми, — говорит, — эту рубашку пуля не берет; коли наденешь ее, никто тебя не осилит!
Иван — купеческий сын надел ту рубашку, сел на богатырского коня и поехал сватать за себя Елену Прекрасную; а об ней было по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти.
Иван — купеческий сын напал на Змея Горыныча, победил его и уж собирался защемить ему голову в дубовый пень, да Змей Горыныч начал слезно молить-просить:
— Не бей меня до смерти, возьми к себе в услужение: буду тебе верный слуга!
Иван — купеческий сын сжалился, взял его с собою, привез к Елене Прекрасной и немного погодя женился на ней, а Змея Горыныча сделал поваром.
Раз уехал купеческий сын на охоту, а Змей Горыныч обольстил Елену Прекрасную и приказал ей разведать, отчего Иван — купеческий сын так мудр и силен?
Змей Горыныч сварил крепкого зелья, а Елена Прекрасная напоила тем зельем своего мужа и стала выспрашивать:
— Скажи, Иван — купеческий сын, где твоя мудрость?
— На кухне, в венике.
Елена Прекрасная взяла этот веник, изукрасила разными цветами и положила на видное место. Иван — купеческий сын воротился с охоты, увидал веник и спрашивает:
— Зачем это веник изукрасила?
— А затем, — говорит Елена Прекрасная, — что в нем твоя мудрость и сила скрываются.
— Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в венике?
Елена Прекрасная опять напоила его крепким зельем и спрашивает:
— Скажи, милый, где твоя мудрость?
— У быка в рогах.
Она приказала вызолотить быку рога. На другой день Иван — купеческий сын воротился с охоты, увидал быка и спрашивает:
— Что это значит? Зачем рога вызолочены?
— А затем, — отвечает Елена Прекрасная, — что тут твоя сила и мудрость скрываются.
— Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в рогах?
Елена Прекрасная напоила мужа крепким зельем и снова стала его выспрашивать:
— Скажи, милый, где твоя мудрость, где твоя сила? Иван — купеческий сын и выдал ей тайну:
— Моя сила и мудрость вот в этой рубашке. После того уснул.
Елена Прекрасная сняла с него рубашку, а самого изрубила в мелкие куски и приказала выбросить в чистом поле, а сама стала жить с Змеем Горынычем.
Трое суток лежало тело Ивана — купеческого сына по полю разбросано, уж вороны слетелись клевать его.
На ту пору пролетали мимо орел, сокол и воробей, увидали мертвого брата.
Бросился сокол вниз, убил с налету вороненка и сказал старому ворону:
— Принеси скорее мертвой и живой воды!
Ворон полетел и принес мертвой и живой воды.
Орел, сокол и воробей сложили тело Ивана — купеческого сына, спрыснули сперва мертвою водою, а потом живою.
Иван — купеческий сын встал, поблагодарил их: они дали ему золотой перстень.
Только Иван — купеческий сын надел перстень на руку, как тотчас оборотился конем и побежал на двор Елены Прекрасной.
Змей Горыныч узнал его, приказал поймать этого коня, поставить в конюшню и на другой день поутру отрубить ему голову.
При Елене Прекрасной была служанка; жаль ей стало такого славного коня, пошла в конюшню, сама горько плачет и приговаривает:
— Ах, бедный конь, тебя завтра казнить будут! Провещал ей конь человеческим голосом:
— Приходи завтра, красная девица, на место казни, и как брызнет кровь моя наземь, заступи ее своей ножкою, после собери эту кровь вместе с землею и разбросай кругом дворца.
Поутру повели коня казнить, отрубили ему голову, кровь брызнула — красная девица заступила ее своей ножкою, а после собрала вместе с землею и разбросала кругом дворца: в тот же день выросли кругом дворца славные садовые деревья.
Змей Горыныч отдал, приказ вырубить эти деревья и сжечь все до единого.
Служанка заплакала и пошла в сад в последний раз погулять-полюбоваться. Провещало ей одно дерево человеческим голосом:
— Послушай, красная девица! Как станут сад рубить, ты возьми одну щепочку и брось в озеро.
Она так и сделала, бросила щепочку в озеро — щепочка оборотилась золотым селезнем и поплыла по воде.
Пришел на то озеро Змей Горыныч — вздумал поохотиться, — увидал золотого селезня. “Дай, — думает — живьем поймаю!”
Снял с себя чудесную рубашку, что Ивану — купеческому сыну воробей подарил, и бросился в озеро. А селезень все дальше, дальше, завел Змея Горыныча вглубь, вспорхнул — и на берег, оборотился добрым молодцем, надел рубашку и убил змея.
После того пришел Иван — купеческий сын во дворец. Елену Прекрасную прогнал, а на ее служанке женился и стал с нею жить-поживать, добра наживать.

В некотором царстве жил богатый купец. Помер купец и оставил трех сыновей на возрасте. Два старших каждый день ходили на охоту.

В одно время взяли они с собой и младшего брата, Ивана, на охоту, завели его в дремучий лес и оставили там - с тем, чтобы все отцовское имение разделить меж собой, а его лишить наследства.

Иван - купеческий сын долгое время бродил по лесу, ел ягоды да коренья, наконец выбрался на равнину и на той равнине увидал дом.

Вошел в комнаты, ходил, ходил - нет никого, везде пусто; только в одной комнате стол накрыт на три прибора, на тарелках лежат три хлеба, перед каждым прибором по бутылке с вином поставлено. Иван - купеческий сын откусил от каждого хлеба по малому кусочку, съел и потом из всех трех бутылок отпил понемножку и спрятался за дверь.

Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей - ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами. Сели за стол кушать.

А ведь хлеб да вино у нас початы! - говорит орел.

И то правда, - отвечает сокол, - видно, кто-нибудь к нам в гости пожаловал. Стали гостя искать-вызывать. Говорит орел:

Покажись-ка нам! Коли ты старый старичок - будешь нам родной батюшка, коли добрый молодец - будешь родной братец, коли ты старушка - будешь мать родная, а коли красная девица - назовем тебя родной сестрицею.

Иван - купеческий сын вышел из-за двери, они его ласково приняли и назвали своим братцем.

На другой день стал орел просить Ивана - купеческого сына:

Сослужи нам службу - останься здесь и ровно через год в этот самый день собери на стол.

Хорошо, - отвечает купеческий сын, - будет исполнено.

Отдал ему орел ключи, позволил везде ходить, на все смотреть, только одного ключа, что на стене висел, брать не велел.

После того обратились добрые молодцы птицами - орлом, соколом и воробьем - и улетели.

Иван - купеческий сын ходил однажды по двору и усмотрел в земле дверь за крепким замком; захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать - ни один не приходится; побежал в комнаты, снял со стены запретный ключ, отпер замок и отворил дверь.
В подземелье богатырский конь стоит - во всем убранстве, по обеим сторонам седла две сумки привешены: в одной - золото, в другой - самоцветные камни.

Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван - купеческий сын спал беспробудно до того самого дня, в который должны прилететь его названые братья.

Как только проснулся, запер он дверь, ключ на старое место повесил и накрыл стол на три прибора.

Вот прилетели орел, сокол и воробей, ударились о землю и сделались добрыми молодцами, поздоровались и сели обедать.

На другой день начал просить Ивана - купеческого сына сокол: сослужи-де службу еще один год! Иван - купеческий сын согласился.

Братья улетели, а он опять пошел по двору, увидал в земле другую дверь, отпер ее тем же ключом.

В подземелье богатырский конь стоит - во всем убранстве, по обеим сторонам седла сумки прицеплены: в одной - золото, в другой - самоцветные камни.

Начал он коня гладить: богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван - купеческий сын спал беспробудно столько же времени, как и прежде.

Проснулся в тот самый день, когда братья должны прилететь, запер дверь, ключ на стену повесил и приготовил стол.

Прилетают орел, сокол и воробей: ударились о землю, поздоровались и сели обедать.

На другой день поутру начал воробей просить Ивана - купеческого сына: послужи-ка службу еще один год. Он согласился.

Братья обратились птицами и улетели. Иван - купеческий сын прожил целый год один-одинехонек и, когда наступил урочный день, накрыл стол и дожидает братьев.

Братья прилетели, ударились о землю и сделались добрыми молодцами: вошли, поздоровались и пообедали.

После обеда говорит старший брат, орел:

Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь - дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.

Середний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, а меньший брат, воробей, - рубашку.

Возьми, - говорит, - эту рубашку пуля не берет; коли наденешь ее, никто тебя не осилит!

Иван - купеческий сын надел ту рубашку, сел на богатырского коня и поехал сватать за себя Елену Прекрасную; а об ней было по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти.

Иван - купеческий сын напал на Змея Горыныча, победил его и уж собирался защемить ему голову в дубовый пень, да Змей Горыныч начал слезно молить-просить:

Не бей меня до смерти, возьми к себе в услужение: буду тебе верный слуга!

Иван - купеческий сын сжалился, взял его с собою, привез к Елене Прекрасной и немного погодя женился на ней, а Змея Горыныча сделал поваром.

Раз уехал купеческий сын на охоту, а Змей Горыныч обольстил Елену Прекрасную и приказал ей разведать, отчего Иван - купеческий сын так мудр и силен?

Змей Горыныч сварил крепкого зелья, а Елена Прекрасная напоила тем зельем своего мужа и стала выспрашивать:

Скажи, Иван - купеческий сын, где твоя мудрость?

На кухне, в венике.
Елена Прекрасная взяла этот веник, изукрасила разными цветами и положила на видное место. Иван - купеческий сын воротился с охоты, увидал веник и спрашивает:

Зачем это веник изукрасила?

А затем, - говорит Елена Прекрасная, - что в нем твоя мудрость и сила скрываются.

Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в венике?

Елена Прекрасная опять напоила его крепким зельем и спрашивает:

Скажи, милый, где твоя мудрость?

У быка в рогах.

Она приказала вызолотить быку рога. На другой день Иван - купеческий сын воротился с охоты, увидал быка и спрашивает:

Что это значит? Зачем рога вызолочены?

А затем, - отвечает Елена Прекрасная, - что тут твоя сила и мудрость скрываются.

Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в рогах?

Елена Прекрасная напоила мужа крепким зельем и снова стала его выспрашивать:

Скажи, милый, где твоя мудрость, где твоя сила? Иван - купеческий сын и выдал ей тайну:

Моя сила и мудрость вот в этой рубашке. После того уснул.

Елена Прекрасная сняла с него рубашку, а самого изрубила в мелкие куски и приказала выбросить в чистом поле, а сама стала жить с Змеем Горынычем.

Трое суток лежало тело Ивана - купеческого сына по полю разбросано, уж вороны слетелись клевать его.

На ту пору пролетали мимо орел, сокол и воробей, увидали мертвого брата.

Бросился сокол вниз, убил с налету вороненка и сказал старому ворону:

Принеси скорее мертвой и живой воды!

Ворон полетел и принес мертвой и живой воды.

Орел, сокол и воробей сложили тело Ивана - купеческого сына, спрыснули сперва мертвою водою, а потом живою.

Иван - купеческий сын встал, поблагодарил их: они дали ему золотой перстень.

Только Иван - купеческий сын надел перстень на руку, как тотчас оборотился конем и побежал на двор Елены Прекрасной.

Змей Горыныч узнал его, приказал поймать этого коня, поставить в конюшню и на другой день поутру отрубить ему голову.

При Елене Прекрасной была служанка; жаль ей стало такого славного коня, пошла в конюшню, сама горько плачет и приговаривает:

Ах, бедный конь, тебя завтра казнить будут! Провещал ей конь человеческим голосом:

Приходи завтра, красная девица, на место казни, и как брызнет кровь моя наземь, заступи ее своей ножкою, после собери эту кровь вместе с землею и разбросай кругом дворца.

Поутру повели коня казнить, отрубили ему голову, кровь брызнула - красная девица заступила ее своей ножкою, а после собрала вместе с землею и разбросала кругом дворца: в тот же день выросли кругом дворца славные садовые деревья.

Змей Горыныч отдал, приказ вырубить эти деревья и сжечь все до единого.

Служанка заплакала и пошла в сад в последний раз погулять-полюбоваться. Провещало ей одно дерево человеческим голосом:

Послушай, красная девица! Как станут сад рубить, ты возьми одну щепочку и брось в озеро.

Она так и сделала, бросила щепочку в озеро - щепочка оборотилась золотым селезнем и поплыла по воде.

Пришел на то озеро Змей Горыныч - вздумал поохотиться, - увидал золотого селезня. “Дай, - думает - живьем поймаю!”

Снял с себя чудесную рубашку, что Ивану - купеческому сыну воробей подарил, и бросился в озеро. А селезень все дальше, дальше, завел Змея Горыныча вглубь, вспорхнул - и на берег, оборотился добрым молодцем, надел рубашку и убил змея.

После того пришел Иван - купеческий сын во дворец. Елену Прекрасную прогнал, а на ее служанке женился и стал с нею жить-поживать, добра наживать.

ГУ «Средняя школа № 16 отдела образования акимата города Костаная»
Панасюк С.Ф.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рекомендовано: Советом по экспертизе и лицензированию при Костанайском областном ИПК и ППК. Лицензия КСТ № 0034.
Пособие содержит упражнения для систематической работы по по­вышению орфографической грамотности учащихся, а также технологию их проведения и словарные диктанты.
Пояснительная записка
В пособии представлен практический материал для ра­боты по повышению орфографической грамотности учащихся.

Эта работа проводится в режиме повторения с применением новой технологии.

Восстановление и совершенствование орфографических навыков проводится на каждом уроке русского языка. Упражнения рассчитаны на 5 минут. Проводится работа устно. Каждая орфограмма отрабатывается в тече­ние одной недели. Не допускается чередование нескольких орфограмм.

Пятиминутка состоит из следующих упражнений:

1. работа со словами на правило,

4. использование текста со словами на данную орфограмму.
Методика проведения пятиминуток.

Сначала даются слова на правило для распознания и называния орфо­граммы. Работа может быть разнообразной, главное, чтобы дети увидели вы­деленную орфограмму и научились правильно её объяснять.

Слова можно записать на доске, сразу выделив или пропустив букву, можно использовать карточки с «окошечками». Во время работы буквы впи­сываются, «окошечки» открываются. Дети дают краткое объяснение написа­ния орфограммы. Например, учитель показывает карточку со словом, в котором пропущена гласная - к. ра - смотрит на сигнальные карточки, спрашивает ученика. Его ответ: «О - кор­ка», (подъём – твёрдый знак - слышится й после приставки на согласный, вьюга – мягкий знак - слышится й после согласного, нет приставки и т.д.)

Количество слов для этой работы, в основном, 6 во II классе и до 9 слов в IV классе, но может меняться в зависимости от времени, необходимого для объяснения.

Слова в игровых словариках на каждой странице даны для ежеднев­ного использования в течение недели. Во II классе их 9, в IV классе - 12 слов. На одной стороне страницы - слова с пропущенной орфограммой, на другой - буквы или объяснение. Желательно, чтобы игровые словарики были у каж­дого ученика в готовом виде. Работа проводится в режиме само- и взаимо­проверки: ученик закрывает поле с вынесенными буквами и решает, какая буква пропущена. На последующих уроках эта работа может поводиться "в парах". Учитель обязательно регулирует время работы. Он дает установку: «Ребята 1-го варианта спрашивают, 2-го - отвечают». У учащихся 2-го вари­анта в это время словарики закрыты. Через полминуты или минуту учитель снова объявляет: "Ребята 2-го варианта проверяют, 1-го - объясняют".

Далее идет формулирование правила. Во II четверти 2-го класса оно дается в легко запоминающейся стихотворной форме, затем подробно, а в III четверти вводятся алгоритмы, которые быстро приводят ученика к правиль­ному написанию.

Для упражнений на использование ассоциативной памяти даются 3-5 предложений во II классе и 4-6 - в III-IV-м. Если в предлагаемом тексте больше предложений, учитель выбирает их по своему усмотрению. Иногда встречаются предложения без слов на повторяемую орфограмму. Их тоже надо читать для усложнения задачи, развития критичности мышления. Читать можно как по одному предложению, так и по 2-3 сразу. Это зависит от коли­чества слов и орфограмм в предложениях, а также от подготовленности уче­ников.

После повторения трех орфограмм, т.е. по истечении трех недель, проводится словарный диктант. С учетом проведенной работы диктант для II -го класса состоит из 20 слов, для III-IV - го классов - из 25 слов. Нормы оце­нок следующие: "5" - нет ошибок, "4" - 1,2 ошибки, "3" - 3,4 ошибки, "2" - 5 и более ошибок.

В диктант включаются слова из игрового словарика (4-5), устных уп­ражнений (2-4) и новые слова (1-2). Слова на разные правила чередуются.

В IV -м классе ввиду особенности программы предлагаю начать по­вторение таких орфограмм, как "Безударные гласные", "Парные согласные", "Непроизносимые согласные" в 1-й четверти. Во II -й четверти учитель выби­рает орфограммы, которые следует повторить, по результатам контрольных работ.

В пособие для IV-гo класса включена тема "Суффиксы". Учитель может её использовать по своему усмотрению.

По теме "Разделительные ь и ъ знаки" дается только страничка для игрового словарика. При необходимости повторения этой орфограммы мож­но использовать материал из пособия для 2-3 классов.

В IV-м классе учитель может изменять последовательность повторе­ния орфограмм на основании результатов контрольных диктантов, а в 4-й четверти при необходимости можно повторно использовать материал с орфо­граммами, слабо усвоенными учащимися.

Применение этой технологии с обязательным использованием игро­вых словариков приводит к значительному повышению качества знаний уча­щихся по русскому языку, развивает навыки грамотного письма.
4 класс

1 четверть.

1. Безударные гласные в корне слова.

2. Парные согласные.

3. Непроизносимые согласные.

2 четверть.

1. Безударные окончания существительных 1.

2. Безударные окончания прилагательных 1.

3. Суффиксы.

4. Безударные гласные в корне слова 2.

5. Слова из словаря 1.

6. Разделительные ъ и ь знаки.

3 четверть.

1. Безударные окончания существительных 2.

2. Безударные окончания прилагательных 2.

3. Безударные окончания глаголов 1.

4. Слова из словаря 2.

5. Безударные гласные в корне слова 3.

6. Безударные окончания глаголов 2.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА 1.

1. Бережливость, встречала, гнездятся, держал, захохотал, жилище, косяки, лебединый, мастерство.

2. Игровой словарик cтр. l

возвр­­­_щать а

выт _щить а

задр_мала е

нап_лнять о

ост_вался а

под_рила а

пол_вать и

р_синка о

см_листый о

т_нистый е

укр_шение а

щ_б_тунья е е

3. Правило.

4. Над высоким обрывом висело засохшее дерево. Сколько лет этому лес­ному старику? К нему подлетела веселая птичка. Это чиж. Он посидел, огляделся. Чиж защищает наш лес от вредителей.
(1. работа со словами на правило,

2. работа с игровыми словариками,

3. формулирование правила или составление алгоритма,

4. использование текста со словами на данную орфограмму).
УРОК 2.

1. Боролись, влезать, вычертить, говорят, заведённый, заплести, корешки, мохнатый, начинают.

4. Избушка стояла на берегу чудесной реки. Вековые пихты и ели охраняли ее. В тёмном окне блеснул луч солнца. На крыше сидел коршун. Он плак­сиво закричал и перелетел на верхушку ели.
УРОК 3.

1. Алела, напишу, одинокий, пожалеть, пожелтевший, развязать, скривил­ся, снегири, уговорить.

4. Мы остановились на ночлег. Бледная луна освещала ночное озеро. Стоя­ла тишина. Робко прорвался первый луч солнца, за ним появился второй. Большие красивые птицы плыли по воде. Это были лебеди.

1. Выбросил, высохли, достигать, жемчужины, закопать, золотистый, ле­чебный, могла, оголились.

4. Я попал на озеро в начале октября. На березах листья пожелтели, на осине покраснели. Зеленела только листва дуба. Вода потемнела. В берег с шумом ударяла тяжелая волна.
УРОК 5.


  1. Освежить, оседающий, остановился, покидать, помешал, расправлять, скворечник, соловьи, улетают.
4. Учитель взмахнул палочкой. Играющие разбежались по площадке, за­крыли глаза. Водящие поменялись местами. По команде детишки от­крыли глаза и побежали к своим флажкам.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

  1. Бумажка, вперёд, гибкая, к дружку, кофта, лёгкий, увядшие, хрупкий, орешки.

  2. Игровой словарик стр. 2.

бли_кий

з

выру_ка

б

изре_ка

д

и_ти

д

мя_кий

г

у_кий

з

чу_кий

т

пе_цы

в

немно_ко

ж

незабу_ки

д

исче_

з

ку_шин

в

3. Правило.

4. Это дерево легко узнать. Кора на его стволе белая. Потрогай кору ладошкой. Она гладкая. У берёзки гибкие ветки с красивыми листочками и се­рёжками.

1. Островки, резьба, скользкий, резкий, сторожка, робкий, просьба, сквозь.

4. Осенний, ясный, немножко морозный день. Берёзка, словно в сказке, вся золотая. Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего. Неболь­шая осиновая роща сверкает насквозь. Ей весело и легко! Изморозь бе­леет на дне долины. Свежий ветер гонит упавшие листья.

1. Косьба, пуговки, вскользь, слезть, редкость, зябко, сладкий, против, буд­то.

4. Часто раздаётся стук в лесу. Это дятел строит гнездо. Он долбит своим крепким носом мягкое дерево. Птенцы дятла растут на гладком дне гнезда. От этого у них мозоли на пятках. Молодые дятлы ловко цепля­ются за стенки своими острыми когтями и вылезают из гнезда.

1. Гладкий, верёвка, зарядка, взгляд, когти, кольчужка, кадка, красив, кре­пость.

4. Шурик Грибков надел пальто, шапку, взял варежки, шарф и выбежал в сад. В саду большой пруд. Там всегда ребятишки. На пруду гладкий и скользкий лёд. Шурик упал и больно ушиб лоб. Стёпа Зубков быстро помог Шурику встать и повёл его домой.

1. Головки, выходка, деревце, похож, ногти, догадка, локти, ловкий, ноч­лег.

4. Лето. На низких кустах с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветков земляники. Первая земляника созревает на порубках. По­рубки - места вырубки сосен или елей. Земляника - самая сладкая и ду­шистая ягодка в лесу. Стоят на солнечной опушке заветные кустики и радуют взгляд.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

УРОК 1.


  1. Грустный, поздно, соседский, лесной, чудесный, прелестный, прекрас­ный, богатство, подъезжать.

  2. Игровой словарик стр. 3.

счас_ливый

т

запасливый

-

окрес_ность

т

праз_ник

д

учас_ник

т

чу ствовать

в

хрус_нула

т

доблес_ный

т

лес_ница

т

опас_ность

-

интерес_ный

-

ненас_ный

т

3. Правило.

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Мы родственное слово должны так подобрать,

Чтоб «эль» и «т» и «д» и «в» в них верно записать.

4. Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Голова чудесного цветка напоми­нала солнце. По дивному цветку узнавали время. По имени яркого солн­ца цветок назвали подсолнечником.

1. Устный, звёздный, туристский, яростный, ужасный, детский, здравствуй, радостный, местность. 4. Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу. На солнце лес зелёный и горит алмазными искрами. Празднично и радостно кругом вас. И вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике жизни.

1. Воскресник, честный, гигантский, пастбище, вкусный, известный, мест­ный, согласный, пресная.

4. Погода была ненастная. Дул яростный ветер. Охотник стоял на краю ле­са. Он осматривал местность. Через дорогу катился белый комок. Это был молодой заяц. Охотник свистнул. Заяц остановился, поднял уши и бросился в кусты.

УРОК 4.


  1. Областной, солнце, небесный, уместный, напрасно, частное, капустный, тесный, завистливый. 4. Хорошо весенним утром в лесу! Солнце озарило окрестности. Птицы приветствуют восход солнца. Радостно раскрываются цветы. Тростник наклонился к воде и тихо шумит.
УРОК 5.

1. Запасной, честный, свистнул, тростник, властный, парусный, жалостли­вый, хлестнуть, наездница.

4. Хрустнула сухая ветка на сосне. Вот вспорхнула прелестная птичка. Она боится опасности. Пробуждается природа. Здравствуй, новый солнечный день!
Словарный диктант

1. Оставался, идти, редкость, тенистый, хрупкий, лебединый, певцы, хруст­нула, немножко, участник, украшать, задремала, гибкая, чуткий, робкий, ле­стница, опасность, расправлял, сквозь, мохнатый, небесный, просьба, вытер­петь, чувство, пятнистый.
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1.

1. У бабушки, к бабушке, с бабушкой, с ветки, на ветке, над Волгой, для верблюдов, много мебели, в роще.

2. Игровой словарик, с. 4.

от березк_ | - и, 1 скл., Р.п.


к берёзк_

- е, 1 скл., Д.п,

с ёлк_

- и, 1 скл., Р.п.

к ел_

- и, 3 скл.

в ельник_

- е, 2 скл., П.п.

под корк_й

- о -, 1 скл., под рекой.

с запах_м

- о -, 2 скл., с двором.

по колышк_м

- а -, мн.ч., по дворам.

на ладон_

- и -, 3 скл.

на ладошк_

- е -, 1 скл., П.п.

на роял_

- е -, 2 скл., П.п.

3. Правило.

Алгоритм проверки безударных окончаний - е, - и, и гласных - е, - о, - а в падежных окончаниях существительных.

1-й шаг. Определи часть речи.

2-й шаг. Окончание: безударное или ударное.
Не нужно проверять.

3-й шаг. Определи склонение.

1,2 скл. 3 скл.

4-й шаг. Определи падеж

Д.п. 1 скл. Р.п. 1 скл. Можно подобрать сущ.

П.п. 1,2 скл. того же склонения в том

Же падеже с ударным

5-й шаг. Пиши -е. Пиши -и. окончанием.

5-й шаг. Пиши -е. Пиши -и. (1 скл. - река, 2 скл. - двор, мн. ч. - дворы.)
4. Стояла пора золотой осени. Я шёл берегом лесной речки. Лёгкий ветерок бродил по окрестности. Он подлетал к осоке, старательно гнул её. К бе­регу он подогнал груду листьев. Из чащи тростника выплыли дикие уточки. Я быстро зашагал к сторожке. В моей корзине лежали грибы.

1. После зарядки, к зарядке, ягоды земляники, с лосёнком, над макушками, с надеждой, от полянки к полянке, по склонам.

4. В середине сентября после ненастья наступают теплые, погожие дни. Бабьим летом называют в народе такую погоду. Длится бабье лето две - три недели, а потом снова возвращается осень - дождливая, слякотная, холодная. И особенно радуются в это время люди любой примете, предвещающей конец затяжному ненастью.

1. После разлуки, в разлуке, по веткам сирени, с соседкой, у травки, на тра­винке, по склонам, от старости.

4 Летом мы поедем к тёте Маше и дяде Ване. Они живут на берегу моря и близко к деревне. По узкой песчаной дорожке мы спускаемся к морю. Ещё одна дорожка ведет к опушке леса. Я люблю ходить по полянке и наблюдать за бабочками.

1. В болоте, в лазури, в тундре, за горизонтом, в гнездышке, с добычей, с мячом, на камине, с лопатами.

4. Стояла осень в солнце и туманах. Легкие паутинки медленно кружились в воздухе. Иногда они перелетали от осинки к осинке. На поверхности озера кружили стайками листья. На стоянке горел костер. С нами был мальчик лет десяти. Он хорошо переносил ночевку и холод осенних рас­светов.

УРОК 5.


  1. Под душем, за чертежом, со ступеньки, на ступеньке, вдоль опушки, на опушке, с шапкой, от яблони к яблоне.
4. Повалил хлопьями снег. На ели теплая шубка. Появились гости с севера. На ветвях березки уселись птички в малиновой шапочке на голове. Сле­телись к рябине снегири с красной грудкой. Жители леса встречают зиму в новом наряде. У белочки шубка серенькая, у зайчишки - беленькая.

БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1.

1. Древний праздник, зимняя пора, запасливое животное, домашние зада­ния, в зимнем лесу, мелким зверьком, в мягком иле, с мелкой рыбкой, с пасмурного неба.

2. Игровой словарик с.5.


бел__ перо

- ое, ср. р., какое?

вечерн__ небо

- ее, ср.р., какое? после мягк. согласн.

весенн песня

- яя, ж.р., какая? после мягк. согласн.

хорош__ название

- ее, ср.р., после шипящ., в безуд. полож.

высок__ дом

- ий, м.р., после мягк. согл.

глубок__ норы

- ие, мн.ч., какие?

в березов__ роще

- ой, ж.р., в роще какой?

на далек_м горизонте

- о -, м.р., на горизонте каком?

мягк_м снегом

- и -, м.р., снегом каким?

в осенн__слякоть

- юю, ж.р., в слякоть какую?

от нежн___ цветка | - ого, какого? Р.п., традиц. написание
3. Алгоритм.

1-й шаг. Определи, к какому существительному относится это при­лагательное.

2-й шаг. Определи число и род существительного.

3-й шаг. Поставь вопрос к прилагательному от существительного.

Сравни окончания в вопросительном слове и у прилага­тельного.

4-й шаг. Помни!


Прилагательные м.р.

В родительном падеже

В окончаниях прила-

имеют безударные

у прилагательных м.р. и

гательных после ши-

окончания

ср.р. сохранилось тра-

пящих под ударением

- ый -, - ий -.

диционное написание

пишется - о -, без

окончаний

ударения -е-.

- ого -, - его -.

страница 1