Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Бурятская сказка «Снег и заяц»

Цель: ввести понятие «лента времени»; рассказать о развитии сказки о животных во времени; учить анализировать тексты двух разных сказок; совершенствовать умения определения сказки (сказка о животных, волшебная), ориентироваться на «ленте времени», доказывать свой ответ.

Оборудование: доска, учебники, методический материал, иллюстрации.

Структура урока:

    Организационный момент.(1 -2мин)

    Речевая разминка. (1-2 мин)

    Изучение нового материала.(15- 20 мин)

    Физкультминутка.(1 мин)

    Продолжение изучения (12 мин)

    Итог урока. (3 мин)

Ход урока.

1 Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Здравствуйте ребята!

Посмотрите внимательно, все ли готово у вас к уроку? Учебники, тетради, ручки?

Речевая разминка.

Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп:

    Быку букет будет… на обед.

    Фигура Глафиры кругла от фигуры

2. Изучение нового материала.

Назовите сказки о животных. (Дети перечисляют)

Сегодня продолжим знакомство с народными сказками о животных. Сегодня мы познакомимся с бурятской сказкой «Снег и заяц»

Сейчас я расскажу вам немного о бурятском народе.

Буряты - народ в Российской Федерации, Монголии и Китае. Буряты говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. В свою очередь бурятский язык состоит из 15 диалектов, некоторые из которых различаются довольно существенно.

Буряты подразделялись на осёдлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; были распространены традиционные промыслы - охота и рыболовство.

Присутствие русской материальной и духовной культуры оказало сильное влияние на бурятскую культру.

Издавна в пище бурят большое место занимали мясные блюда, а также блюда из молока и молочных продуктов. Впрок заготовлялось кислое молоко, сушёная спрессованная творожистая масса.

Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало.

Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Сказки трёхчленные - три сына, три задачи и т. д. Сюжет сказок с градацией: каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей.

Давайте прочитаем сказку «Снег и Заяц» (Дети читают сказку по цепочке)

Назовите главных героев сказки. (Снег и Заяц)

Это сказка о животных или волшебная? (Это сказка о животных)

- Найдите место этой сказке в «ленте времени».

Черты какой сказки в ней заметнее всего? (В сказке «Снег и заяц» объясняется причина определенного явления: почему заяц меняет цвет шкурки в зависимости от времени года. Значит это самая древняя сказка)

На какие две части можно поделить сказку?

(Сказку можно разделить на две части: первая- о том, как заяц просил хозяина леса защитить снег, а во вторая – о том, как хозяин леса дал зайцу другой цвет шубки)

4. Физкультминутка.

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад - вперёд

И совсем не устаёт.

5. Продолжение изучения материала.

«Белая шубка»

В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет.

Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, нигде не пискнет ни одна птичка; только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.

Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим - посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверно, думаю, они там какую-то еду себе нашли.

Стали ближе подходить. Заметили нас вороны - одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.

Подошли мы к кусту, смотрим что-то под ним белеет, а что - сквозь частые ветки и не разберём.

Раздвинул я ветки, гляжу - заяц, белый-белый, как снег. Забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся. Кругом всё серое и земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.

Вот почему он воронам на глаза попался - оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его живьём поймать!

Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цоп его за уши - и вытащил из-под куста!

Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим - одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы забили.

Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сено, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.

Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко прятаться. В снегу не скоро его заметишь.

Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, - сказал нам однажды папа.

Так мы и сделали - отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним да и выпустили на волю.

Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.

В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез. Вот когда ему белая шубка пригодилась!

- Понравился рассказ?

Правильно поступил главный герой, спасая зайца?

Как бы поступили вы?

Были ли у вас такие ситуации, когда вы помогали животным?

А сейчас мы с вами разгадаем загадки. Приготовились? Начнем.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом.

Чудеса увидишь в нем.

Ответ: Лес

В шубе - летом,

А зимой - раздетый.

Ответ: Лес

Белое покрывало

На земле лежало

Лето пришло -

Оно всё сошло.

Ответ: Снег

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

(Заяц)

6. Итог урока. Рефлексия.

С каким произведение познакомились? Сказка какого народа?

Все ли вам понравилось? Какое у вас настроение?

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения на конец III четверти не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». Ситуация успеха должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

Проверка навыка чтения вслух

2 класс

ЗАЯЦ
(Бурятско-монгольская сказка)

В давние-давние времена заяц всех боялся: летающих по небу птиц, ходящих по земле зверей, даже перед серыми мышами дрожал в страхе. Заплакал с горя заяц.
– Нет на свете зверя пугливее меня! Пойду утоплюсь в быстрой реке или сгорю в огне.
Побежал заяц умирать. Выскочил из кустов, слышит – кто-то испугался его и бросился в сторону. Зашумели сухие листья.
Видит заяц: бегут от него перепуганные овцы. Обрадовался:
– Ага, есть звери пугливее меня!
И от радости так расхохотался, что верхняя губа у него лопнула. Вот и стал заяц с раздвоенной губой.

(89 слов )

Вопросы и задания

1. Почему заплакал заяц?
2. Какое решение он принял?
3. Почему верхняя губа у зайца лопнула?

3 класс

ЧЕРЁМУХА

Очень я, Черёмуха, на людей обижаюсь... По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою как невеста…
Глядите, стар и мал, любуйтесь! Пусть у вас на душе станет радостно!
А люди – ломать меня.
По стволу карабкаются, сучья гнут, веточки отдирают. И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки в комнате долго ли простоят – вот уже и осыпались…
А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила!
Поспеют летом чёрные ягоды – снова люди ко мне. Потихоньку собирали бы ягодки, бережно, я бы смолчала. Но ведь снова гнут меня, снова ломают...
Ну, я на хитрость пустилась.
Хоть ягоды мои и сладки, да вязкие они, рот вяжут.
Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало.
Ну, и поделом тебе.

(130 слов )

(Э. Шим )

Вопросы и задания

1. Опиши, какой бывает черёмуха весной.
2. За что черёмуха на людей обижена?
3. На какую хитрость пустилось дерево?

4 класс

СНЕГ И ЗАЯЦ
(Бурятская сказка)

Снег говорит зайцу:
– Что-то мне нехорошо.
– Наверное, ты таешь, оттого тебе и плохо, – ответил заяц. Сел на пенёк и горько-горько заплакал:
– Жалко, жалко мне тебя, снег. Я всё по снегу бегал, круглые дырки делал. От лисицы, от волка, от охотника в снег зарывался, прятался. Как без тебя жить буду? Любая ворона, любая сова меня увидит – заклюёт.
Пойду я к хозяину леса, попрошу его, пусть он тебя, снег, сохранит для меня.
Стал заяц плакать, хозяина леса просить.
А солнце уже высоко ходит, жарко припекает. Снег тает, ручьями бежит с гор. Затосковал заяц, ещё громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал:
– С солнцем спорить не берусь, снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на серенькую. Будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы – никто тебя не заметит.
Обрадовался заяц. С тех пор всегда меняет зимнюю шубу на летнюю.

(145 слов )

Вопросы и задания

1. Почему заплакал заяц?
2. С какой просьбой он отправился к хозяину леса?
3. Какой подарок сделал хозяин леса зайцу?

Проверка навыка чтения вслух (2, 3, 4 классы)

4 класс

Проверка уровня начитанности

1. Выдели названия малых фольклорных жанров.

    скороговорки;

  1. считалки;

  2. дразнилки;

2. Запиши название малого фольклорного жанра, при работе с которым нужно проявить смекалку.

3. Определи, к какому жанру устного народного творчества можно отнести следующее определение:

    героико-патриотическая песнь-сказание

    о русских богатырях

    и событиях Древней Руси.

4. Какую священную обязанность взяли на себя в былинах богатыри русские?

5. Какой из братьев в волшебных русских сказках с честью выходит из любых испытаний?

    старший брат;

    средний брат;

    младший брат

6. Напиши зачин и концовку одной из русских волшебных сказок.

7. Запиши название сказки о животных, к которой подойдет пословица: «Друзья познаются в беде».

8. Запиши постоянные сочетания слов (2–3), с которыми ты встречался в народных сказках.

10. К какой басне можно отнести слова пословицы: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»?

11. Запиши фамилии поэтов (1–2), писавших стихи о весне.

12. К какому жанру можно отнести произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»?

    повесть-сказка;

13. Запиши фамилии писателей (1–2), которые написали веселые рассказы о детях и про детей.

14. Запиши название последней из прочитанных тобой книг.

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

2 класс

СОЛНЦЕ И ТУЧА

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи во все стороны.
И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно – у неё было грозовое настроение.
– Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!
А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.
– Ну, транжирь ещё, – не унималась туча, – транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!
Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.
Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте – смотри-ка, все до одного!
Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

(152 слова )

(Дж. Родари )

Прочитай текст «Солнце и туча» Дж. Родари. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Где происходили события, описанные в тексте?

2. В какое время года происходили события?

3. Восстанови последовательность действий солнца.

    бултыхнулось;

    путешествовало;

    продолжало катиться;

    разбрасывало;

    раздаривало

4. Восстанови последовательность действий тучи.

    рассыпалась;

  1. хмурилась;

5. Подбери близкие по значению словосочетания к слову щедро .

    охотно делящийся с другими чем-либо;

    не желающий тратить, расходовать что-либо;

6.

7.

Солнце и туча, мороз и солнце, ________

8. Отметь предложение, наиболее точно, на твой взгляд, выражающее главную мысль текста.

    Неси радость другим – и сам будешь счастлив.

    Чужого не желай и своего не теряй.

    Умел взять – умей и отдать.

9. Подумай, что заключено в заглавии.

    основная мысль

10.

Правильные ответы к заданиям

Варианты ответа

3 класс

МАЛЬЧИК-ОГОНЁК

Жил на свете маленький горячий Огонёк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, всё, как у ребят.
Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил её об этом), но сказала, что от всех ребят Огонёк будет тем отличаться, что если попадёт в воду – погаснет, и не будет ни мальчика, ни Огонька.
Вот так и появился в большом и весёлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонёк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели.
Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонёк с товарищами не ходил.
Как-то случилось, что Огонёк был один на берегу реки.
Шёл он и улыбался – просто так: солнцу, речке, деревьям, траве.
И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.
Что делать?
Вспомнил Огонёк слова волшебницы: «Попадёшь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька», – вспомнил и... бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку.
И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывёт он. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам. Выбрался и погас.
Лежат на песке чёрные угольки – погасший мальчик-Огонёк.
Всё это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло.
И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнём с таким же добрым и мужественным сердцем.

(271 слово )

(Э. Киселёв )

Прочитай текст «Мальчик-Огонёк» Э. Киселёва. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходили события, описанные в тексте?

2. Подумай, почему слово «Огонёк» автор написал с большой буквы?

3. Запиши самое главное желание Огонька.

4. Отметь название произведения, где превращение в человека тоже сопровождается условием.

    Х.К. Андерсен – «Русалочка»;

    А.С. Пушкин – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

5. Восстанови последовательность действий мальчика-Огонька при спасении мальчишки.

    выбрался;

    бросился;

    поддержал;

6. Выпиши из текста слова, характеризующие солнце.

7. Почему Солнце направило свой луч на погасшего мальчика-Огонька?

    восстанавливало справедливость;

    вознаграждало большое и мужественное сердце;

    не хотело видеть чёрные угольки

8.

    Вмешательство справедливого Солнца.

    Заветное желание маленького горячего Огонька.

    Трудный выбор.

    Подарок Феи огня.

    Счастливая жизнь мальчика-Огонька в большом и весёлом доме.

9. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?

    Где отвага, там и победа.

    Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

    Большая заслуга – выручить в беде друга.

10.

11. Понравилось ли тебе произведение и чем?

Правильные ответы к заданиям

Варианты ответов

4 класс

СИЛА ДРУЖБЫ

На самом краю грядки возле других цветов пустил свой первый росток душистый горошек. Очень радовался он тёплому, ласковому солнцу, которое пробудило спящие в земле прекраснейшие растения.
– Как чудесен мир! – восхищался маленький душистый горошек, с нетерпением ожидая того дня, когда он сможет раскрыть первые цветы. Душистый горошек и сам ещё не знал, какого цвета они будут.
А пырей, глубоко зарывшийся в землю корнями, угрожал:
– Неужели ты, несчастный карапуз, собираешься перегнать меня в росте, да ещё расцвести? Не будет этого!
Пырей быстро зазеленел. Прошло немного времени, и он так разросся, что душистый горошек уже не мог увидеть солнце – нежные листочки душистого горошка покрывала тень пырея.
– Ну, видишь! – засмеялся злюка пырей. – Ты зачахнешь, и никто даже не узнает, что ты жил на свете!
– Какой ужас! – душистый горошек был в отчаянии. – Неужели я никогда больше не увижу милое солнышко, неужели мне придётся умереть, так и не распустившись?
Вдруг рядом с ним послышался тихий, учтивый голос:
– Не горюй, душистый горошек! Ты ещё расцветёшь. Только прислонись ко мне. Я помогу тебе вырваться из зарослей пырея.
Это был подсолнух. Он тоже не мог еще похвастаться ростом, но листья его уже были широкими и большими, а стебель прочно держался в земле.
Душистый горошек послушался и обвил худенькими ручонками стройный подсолнух. С каждым днём подсолнух поднимался всё выше и выше, а вместе с ним тянулся и душистый горошек. Вскоре они оба переросли все другие цветы.
И вот однажды подсолнух раскрыл прекрасный жёлтый цветок. Он был таким большим и ярким, что в первый миг душистый горошек принял его за солнце.
– Как ты красив! – радовался душистый горошек.
– Ты тоже красив, – сказал подсолнух.
В самом деле – начал цвести и душистый горошек. Словно маленькие шёлковые мотыльки алели на его веточках. И какой сладкий аромат они источали!
Отовсюду слетались поздравить подсолнух пчёлы и бабочки. Все они радовались его красоте и ещё восхищались маленьким душистым горошком, который смело поднялся теперь навстречу солнцу и пышно расцвёл.
А пырей едва не лопался от злости, ползая у самых ног душистого горошка. Но ничего плохого сделать ему он уже был не в силах.
– Как прекрасно жить на свете, если рядом с тобой хороший друг! – говорил пчёлам и бабочкам счастливый душистый горошек.

(351 слово )

(Д. Ринкуле-Земзаре. Перевела с латышского А. Гиршфельд )

Прочитай текст «Сила дружбы» Д. Ринкуле-Земзаре. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. На протяжении каких времён года происходят события, описанные в тексте?

2. Определи главных героев произведения.

    мотыльки;

  1. душистый горошек;

  2. подсолнух

3. Продолжи ряд словосочетаний (2–3).

    Душистый горошек,

    ясное солнышко,

    лето красное, ... .

4. Восстанови последовательность смены настроения душистого горошка на протяжении повествования.

    восхищался;

    радовался;

    был в отчаянии;

    радовался

5. Запиши заветное желание душистого горошка.

6. Выпиши образные выражения, характеризующие цветы душистого горошка.

7. Восстанови деформированный план текста.

    Появление первого ростка душистого горошка в чудесном мире.

    Сила дружбы.

    Угроза злюки пырея.

    Добрососедское предложение подсолнуха.

8. Определи главную мысль текста.

9. Подумай, что заключено в заглавии?

    основная мысль

10. Понравилось ли тебе это произведение и чем?

11. Вспомни, какое произведение (заглавие, автор) на эту тему ты читал?

Правильные ответы к заданиям

Варианты ответов

лентяйка

Снег говорит зайцу:

– Что-то у меня голова заболела.

– Наверное, ты таешь, оттого у тебя и голова заболела, – ответил заяц. Сел на пенек и горько заплакал: – Жалко, жалко мне тебя, снег. От лисицы, от волка, от охотника я в тебя зарывался, прятался. Как теперь жить буду? Любая ворона, любая сова меня увидит, заклюет. Пойду я к хозяину леса, попрошу его, пусть он тебя, снег, сохранит для меня.

А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает, ручьями бежит с гор.

Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал:

Обрадовался заяц.

С тех пор он всегда меняет зимнюю белую шубу на летнюю – серую.

Перевод А. Преловского.


ОХОТНИК ЭНГИР

Много лет тому назад в дремучей тайге, на берегу быстрой горной реки жил с тринадцатилетним сыном удалой охотник Энгир. Быстрого сохатого, ловкую козу убивал он из лука с первой стрелы.

Неподалеку от Энгира жил в тайге старик Хутанха – ставил петли на зайцев, настораживал капканы на мелких зверюшек – этим и жил. Все его богатство было – тощий красный бык да старая козья шуба.

Как-то раз у Энгира пропала любимая собака. Энгир в поисках сбился с ног, но найти ее никак не мог. Наконец, однажды набрел на след и пошел по нему вместе с сыном. Скоро они наткнулись на свою мертвую собаку – она, видно, гналась за каким-то зверем и попала в петлю. Ой, как рассердился, рассвирепел Энгир!

– Знаю, чья петля! – закричал он на всю тайгу. – Это петля Хутанхи. Он у меня поплачет!

Пришел Энгир с сыном к Хутанхе и схватил его за воротник халата.

– Ты убил мою лучшую собаку. Не прощу! Она была мне дороже собственной жизни.

– О, боги, – взмолился Хутанха. – Я же не по злому умыслу… Она сама попала в петлю. Не сердись, Энгир, я отплачу чем-нибудь. Хочешь, возьми моего быка, хочешь – забирай козью шубу.

"Что лучше взять? – стал раздумывать Энгир. – Дай-ка примерю шубу".

Он накинул шубу на свои плечи и стал поглаживать ее по шерсти.

– Ничего шуба, – проговорил, наконец, Энгир, – легкая, теплая…

– Не нужна нам эта шуба, – сказал сын Энгира. – Мы сами охотники, сами сошьем шубу из козьих шкур. Бык нам нужнее, его возьмем. Он жирный, наверно. Вся шея из сала.

Они ведь были охотниками, никогда не держали скота и не знали, какая часть у быка самая жирная.

И стали они варить мясо. В котле поднялась белая плотная пена.

– Положим в котел кусок шеи, – сказал сын, – там самое жирное мясо.

Подумал Энгир и согласился с сыном. Увели они быка Хутанхи. Дома разожгли костер, закололи быка и приготовились варить мясо.

– Гляди, сколько сала, – обрадовался Энгир, заглядывая в котел.

Наконец мясо сварилось, и отец с сыном принялись за еду. Мясо оказалось твердым и упругим, как сырая кожа.

– Это ты уговорил меня взять эту падаль! – закричал разозлившийся Энгир на сына. – Обманул меня со своим Хутанхой! – И Энгир схватился за лук.

Он не думал стрелять, а хотел только попугать сына. Но мальчик испугался, вскочил и спрятался за толстым деревом. Энгир выпустил в дерево стрелу. Она пронзила дерево насквозь и убила мальчика.

Дерево-то оказалось трухлявым.

Охотник от горя потерял голову.

– Это все из-за Хутанхи, – плакал Энгир и рвал на себе волосы. – Все он. Он виноват… Где встречу, там и убью, как собаку.

И Энгир кинулся разыскивать старика. А тот в это время смастерил себе плот и переплыл на другой берег реки. Он знал, что Энгир рассердится на него за худого быка, и очень боялся мести.

На другом берегу жил прославленный батор Гагай-мэргэн{7} . Вот к нему-то и прибежал испуганный Хутанха.

– Защити меня, Гагай-мэргэн, если нагрянет Энгир… Он, наверно, очень на меня сердит.

Гагай-мэргэн согласился.

– Ладно, – сказал, – не дам тебя в обиду.

И они пошли на берег. Гагай-мэргэн захватил с собой три белых войлока. Намочили войлоки в воде и вываляли их в песке. Войлоки стали твердые, будто железные. Только управились, – на противоположном берегу появился Энгир и принялся сколачивать плот для переправы. Испуганный Хутанха спрятался, а Гагай-мэргэн насмешливо крикнул Энгиру через реку:

– Эй, Энгир, давно ли плотником стал? Куда торопишься?

– Ищу дурака Хутанху, – отозвался Энгир. – Не видал ли его на своем берегу? Эх, попался бы он мне в руки!

– Ну?! – обрадовался Энгир. – Отдай его мне.

– Не отдам, не могу.

– Почему?

– Он у меня в долгу.

– Он и мне должен, – сказал Энгир. – Пусть сначала со мной расплатится.

– Нет уж, сперва пусть мне долг отдаст.

Энгир рассердился, рассвирепел и закричал:

– Отдай мне его, а то плохо будет!

– Давай состязаться в меткости и силе стрельбы. Кто победит, тому и достанется Хутанха.

– Согласен! – закричал Энгир и схватился за лук. – Куда будем стрелять? Кто первый?

– Подними в руке маленькую веточку, моя стрела срежет ее у самых твоих ногтей. А потом ты выстрелишь вот в этот войлок. Если твоя стрела пробьет войлок насквозь, то Хутанха твой.

Энгир согласился и поднял над головой тонкую палочку.

Гагай-мэргэн натянул тетиву и выпустил певучую стрелу.

– Ну, как? – спросил он.

– Попал, – недовольно ответил Энгир. – У самых ногтей срезал.

– Теперь твоя очередь, – сказал Гагай-мэргэн и поставил на берегу три белых войлока, один за другим.

Энгир изо всех сил натянул тетиву, стрела засвистела, пробила два войлока, твердых, как железо, и упала перед третьим.

– Пробила? – спросил Энгир.

– Только два пробила… – И Гагай-мэргэн показал войлоки.

Энгир побледнел от злости. Как бы отомстить Гагай-мэргэну, чем бы его обидеть?

– Эй, Гагай-мэргэн, – крикнул он. – Ты какого рода будешь?

– Мой род Хулмэнгэ…

– Теперь знаю, что самое плохое мясо – на шее быка, а самые плохие люди – из рода Хулмэнгэ! – злобно выкрикнул Энгир и ни с чем вернулся домой.

Перевод М. Степанова.