Имя числительное обозначает количество предмета (число) или его порядковый номер (употребляется при подсчете). Эта часть речи отвечает на вопросы сколько? который по счету? Числительные часто пишутся просто цифрой, но иногда используется и написание прописью. При написании нужно знать определенные правила орфографии, касательно этой группы слов.

Написание мягкого знака в числительных

Одним из самых важных правил по отношению к написанию числительных можно назвать написание мягкого знака. Итак, рассмотрим:

  • мягкий знак не пишется в числительных от 15 до 19 (пятнадцать, семнадцать);
  • в середине сложных числительных от 50 до 80 пишется мягкий знак (например, пятьдесят, шестьдесят);
  • в середине сложных числительных от 500 до 800 мягкий знак тоже пишется (семьсот, восемьсот);
  • иногда мягкий знак появляется в середине слова при склонений (восьмой, четырьмя);
  • в конце имен числительных от 5 до 20 мягкий знак пишется (пять, семь, двенадцать);
  • на конце всех остальных числительных мягкий знак писать не нужно (например. очень часто пишут тысячь - это неправильно, запомните, правильно - тысяч).

Частые ошибки при написании числительных

Очень часто происходят ошибки при склонении числительных. Например, нужно писать и говорить "не хватает трехсот грамм", вместо "не хватает триста грамм".

Также частая ошибка "дом с сороками квартирами". Правильно - "дом с сорока квартирами". Числительные "сорок", "девяносто" и "сто" во всех косвенных падежах имеют одинаковую форму - "сорока", "девяноста" и "ста". Никак иначе.

Часто люди задумываются над тем, как правильно - ноль или нуль. Отвечаем - обе формы верны и могут использоваться параллельно почти всегда.

Отрицательная форма числительного - это два слова. То есть, частица не пишется отдельно. Не первой свежести, не третье число.

Слова тысяча, миллион, миллиард склоняются так же, как и имена существительные. Например, не хватает тысячей рублей (хотя многие говорят "тысяч" - это неправильно).

При склонении составных числительных, склоняются все слова - тридцати шести яблок (не тридцать шести).

Упражнение 1.

Запишите словами.

8, 11, 17, 60, 80, 365, 413, 515, 699, 719, 79, 800, 988.

Упражнение 2.

Образуйте от чисел порядковые числительные и запишите их.

11, 23, 378, 500, 1000, 1256, 8000, 8663, 37 000, 9 000 000, 77 000 000.

Упражнение 3.

Образуйте из словосочетаний сложные прилагательные. Запишите их.

Юбилей в 90 лет, мороз в 40 градусов, жара в 38 градусов, высота в 900 метров, дом с 450 квартирами, коллектив в 1,5 тыс. человек, расстояние в 340 километров, бак на 200 литров, город с населением в 1,5 млн человек.

Упражнение 4.

Напишите прописью цифровые обозначения.

В 1981 году в Москве проживало 8 302 000 человек, в Новосибирске - около 1 360 000 человек. В Среднем Поволжье днем возможно усиление морозов до 18-22 градусов, ночью -до 25 - 27. Бои продолжались до 12 мая 1945 года. Взято в плен 252 661 солдат противника, захвачено около 650 танков, 3069 орудий, 790 самолетов, 41 131 автомобиль.

Упражнение 5.

Замените цифры словами, поставьте сочетания числительных с существительными в соответствующей падежной форме. В случаях невозможности образования некоторых сочетаний подберите варианты, выражающие данное значение.

На высоте 900 000 метр..., до 500 учрежден..., около 44 барж..., располагать 100 рубл..., добираться в течение 23 сут..., работают 34 ясл... и более 52 детсад..., из 301 претендент... на первенство, более 43 кандидат... на призовые места, продолжаться 5,3 сек..., наблюдать 3 и более случ... заболеваний, около 90 километр..., по рубл... за штуку. По (оба, обе) сторонам дороги стояли стройные ели. Склоны (оба, обе) оврагов размыты дождями. (Оба, обе) веселых друга расстались надолго.


Упражнение 6.

Образуйте сложные прилагательные от следующих сочетаний.

5 лет, 40 минут, 21 час, 8 метров, 500 литров, 1000 лет, 555 дней, 29 километров, миллион голосов, 61 миллиард.

Упражнение 7.

Перепишите текст, заменив цифровые обозначения словами. Определите падеж числительных.

Карат

Карат - единица веса драгоценных камней.

Когда-то при взвешивании драгоценностей употреблялись зерна, почки или бобы. Карат- это вес боба. Он равен 0,2 грамма.

Большинство алмазов имеют небольшой вес. Камни в 1-2 карата считаются уже большими. Алмазу больше 20 каратов присваивают имя, как человеку. Такие камни известны во всем мире.

Самый большой алмаз - «Куллинан», найденный в начале XX века в Южной Африке. Весил он 3106 каратов. Никто в мире его не мог купить. Его пришлось расколоть на части. Получилось 105 разных по весу бриллиантов. Самые крупные из них: «Звезда Африки» - весит 530,2 карата, «Куллинан II» - 317,4 карата. Они украшают теперь корону и скипетр королей Англии.

(По С. Кордюковой)

Упражнение 8.

Все знают Останкинскую телебашню - самое высокое сооружение в Европе. Ее высота вместе с антенной около 539 метров. Она построена в 1967 году.

Но первая телебашня в Москве построена в 1922 году знаменитым русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым, поэтому ее называют Шуховской. Эта ажурная стальная конструкция высотой в 160 метров предназначалась для антенны радиостанции. Именно отсюда в 1937 году начались первые регулярные опытные телепередачи в нашей стране.

Упражнение 9.

Перепишите текст, заменив цифровые обозначения словами. Определите падежную форму числительных.

Московские высотки

Высотками в Москве называют 7 зданий, которые построили в конце 40 - начале 50 годов по единому градостроительному плану. В них от 26 до 36 этажей. Это разные дома: министерства, гостиницы, жилые здания и университет.

Например, главный корпус МГУ на Воробьевых горах - 36-этажное здание, высота которого 235,7 метра, высота шпиля 60 метров, а вес звезды на шпиле 12 тонн.

У высоток были поклонники и противники, но сейчас эти полунебоскребы советского времени - часть силуэта Москвы.

(По Я. Бродскому)

Тест по теме «Правописание имен числительных»

1. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками;

2) шестьюстами учениками;

3) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров;

4) в двух тысячи восьмом году.

2. В каком числительном Ь пишется в середине слова?

1) 18; 2) 60; 3) 15; 4) 19.

3. В каких словах не пишется Ь в середине слова?

1)сем...десят; 2)трид...цать; 3) пят...сот; 4)четыр...мя.

4. В каком числительном Ь не пишется в середине слова?

1) 16; 2) 60; 3) 600; 4) 80.

5. Какое сложное числительное от 11 до 19 пишется с нн?

1) 15; 2) 13; 3) 11; 4) 16; 5) 18.

6. В каком числительном на конце пишется буква а?

1) девяност... ; 2)трист... ; 3) ст…

7. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1) пятидесятью;

2) шестьюдесятью;

3) восемьюдесятью.

8. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1) девятистам;

2) шестиста;

3) семистам.

9. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:

1) двумстам;

2) двухста;

3) двумястами.

10. В написании какого числительного допущена ошибка?

1) двухтысячный год;

2) до две тысячного года;

3) к двухтысячному году;

4) две тысячи седьмой год.

11. Укажите верное написание составного количественного чис­лительного в В.п.:

1) одна тысяча восемьсот пятьдесят три;

2) одну тысячу восемьсот пятьдесят три.

12. Укажите верное написание составного количественного чис­лительного в Т.п.:

1) одной тысячи восьмисот пятидесяти тремя;

2) одной тысячей восьмисот пятидесятью тремя;

3) одной тысячей восемьюстами пятьюдесятью тремя.

13. Укажите верное написание числительного:

1) с восьмистами девяноста шестью;

2) с восемьюстами девяносто шестью;

3) с восемьюстами девяноста шестью;

4) с восемьюста девяноста шестью.

14. Укажите правильное написание числительного полтора:

1) полтора метрам;

2) полутора метрам;

3) полуторам метрам.

15. Укажите правильное написание числительных в Р.п.:

1) сто сорок рублей;

Tема: Мягкий знак в середине и на конце числительных.

Тип: комбинированный

Цель: обеспечить усвоение понятий о правописании ь в числительных, формирование общеучебных умений и навыков, развивать коммуникативные, общеучебные компетентности, содействовать формированию положительного отношения к знаниям, наблюдательности.

Методы: репрод., практический, пробл., коммуникативный.

Оборудование: учебник, карточки, схемы.

Ход урока

    Орг. этап. 1 м.

    Актуализация прежних знаний. 4 м.

Графический диктант. Записать номера предложений, распределив их в два столбика в зависимости от разряда числительного: порядковое или количественное.

1. Я учусь в шестом классе костанайской школы. 2.В нашем классе 26 учеников. 3.Всего у нас 4 шестых класса. 4.В день у нас бывает 5-6 уроков. 5.В среду у нас по расписанию первый урок – русский язык. 6.Во вторник и пятницу первый урок – казахский язык. 7.Наши занятия проходят в шести кабинетах.

порядковое – 1,3,5,6

количественное – 2,3,4,7

    Проверка домашнего задания. 8 м.

Реформа календаря

(«Эврика»)

    Подготовка к усвоению нового материала.1 м.

У имен числительных

Мягкий знак один:

Либо он в конце стоит,

Либо посреди.

При каких условиях ь пишется в числительных посередине, при каких – на конце?

    Усвоение нового материала. 5 м.

Работа в парах.

2.Проверка.

    Закрепление. 24 м.

1.Выписав числительные в два столбика: с ь в середине и с ь на конце, объясни их правописание.

Светлов) (Н. Сладкое) Б. Полевой) 4. (Я. Шведов)

2.у.721. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни правописание числительных.

3.Проанализируй предложения из упр. 721 с точки зрения сферы употребления данных предложений. Ответ обоснуй.

4.Составь предложения, используя числительные 19, 80, 75, 700, 20.

5. Дополнительно.

Спишите, заменяя цифры словами. Обозначьте орфограмму «Мяг­кий знак в середине числительных».

1. Прочитал (18, 60, 80) страниц. 2. Выучил (9, 20, 50) (600, 800, 900) (500, 700, 800) (362, 454, 888) (650, 770, 980) кило­метров.

6.Словарный диктант.

50 квартир, 80 велосипедов, 500 километров, 12 книг, 15 салфеток, 4 тетради, 600 килограммов, 7 лисят.

    Информация о домашнем задании. 1 м.

П.51, Составь список продуктов, которые нужно купить в магазине, используя числительные с ь.

    Итоги. Оценки. Рефлексия. 1 м.

Структурная карта. «Ь в числительных».

Заполните таблицу, прочитав текст.

Реформа календаря

Наш календарь не очень удобен. Mecяцы делятся на разное число дней: двадцать восемь, тридцать, тридцать один, длина всех кварталов не равна. Дни недели в разные месяцы и годы приходят­ся на различные числа. Поэтому ООН организовала специ­альную комиссию, занимающуюся проектами реформы ка­лендаря. Эта комиссия собрала много предложений по его усовершенствованию.

Вот одно из них. Год делится на четыре одинаковых квартала по девяноста одному дню в каж­дом. Первые два месяца квартала равны тридцати дням, а третий – тридцати одному. Так как такой квар­тал содержит целое число недель - тринадцать, то все кварталы будут начинаться всегда одним днём недели. После тридцать первого де­кабря вводится один безымянный день - день нового года (в високосном году их будет два). При таком календа­ре одни и те же числа будут всегда приходиться на одни и те же дни недели.

(«Эврика»)

Выполните задания.

1-3 задания – «3», 1-4 задания – «4», 1-5 задания – «5».

1.Составь алгоритм правописания ь в числительных, прочитав правило на стр. 222.

2.Выписав числительные в два столбика: с ь в середине и с ь на конце, объясни их правописание.

Старость нас не застанет в сорок, чуть покажется в шестьдесят. (М. Светлов) 2. Замечено: весна идёт по земле со скоростью пятьдесят километров в сутки. (Н. Сладкое) 3. Лётчик прикинул в уме числа, и вышло, что прополз Алек­сей Мересьев восемнадцать километров. (Б. Полевой) 4. Не хочется думать о смерти, поверь мне, в шестнадцать маль­чишеских лет. (Я. Шведов) 5. Площадь Капчагайского водо­хранилища составляет тысяча восемьсот квад­ратных километров. 6. Ростову на севере было девятьсот лет, когда в устье Дона рубили первую избу.

3.у.721. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни правописание числительных.

4.Проанализируй предложения из упр. 721 с точки зрения сферы употребления данных предложений. Ответ обоснуй.

5.Составь предложения, используя числительные 19, 80, 75, 700, 20.

Дополнительно.

Спишите, заменяя цифры словами. Обозначьте орфограмму «мяг­кий знак в середине числительных».

1. Прочитал (18, 60, 80) страниц. 2. Выучил (9, 20, 50) слов. 3. В библиотеке школы имеется (600, 800, 900) книг. 4. В новом городском парке посажено (500, 700, 800) деревьев. 5. Переплели и подклеили (362, 454, 888) книг. 6. На рыбачьей лодке мы проплыли (650, 770, 980) кило­метров.

Домашнее задание.

Составь список продуктов, которые нужно купить в магазине, используя числительные с ь.

§ 1 Правила написания Ь в середине и в конце числительных

Правописание числительных часто вызывает затруднение у учащихся. Не исключением является и орфограмма «Мягкий знак на конце и в середине числительных».

На этом уроке определим, когда и какие числительные пишутся с мягким знаком.

Рассмотрим следующий текст.

Растёт дуб медленно, от земли в первые годы поднимается всего сантиметров на десять-пятнадцать. Зато быстро растёт вниз - корень его в первое же лето проникает вглубь на метр и сильно ветвится. Так продолжается лет десять. А потом дубок начинает тянуться вверх. Теперь он за лето вырастает сантиметров на тридцать. Через пятьсот лет станет высотой с дом в пятнадцать этажей. А корни его к тому времени уйдут метров на семьдесят - восемьдесят метров в глубину.

А теперь давайте распределим числительные по группам. В первую колонку выпишем числительные с мягким знаком на конце, а во вторую те, у которых мягкий знак стоит в середине слова.

Ь на конце числительных

Ь в середине числительных

пятнадцать

семьдесят

тридцать

восемьдесят

Обратите внимание на числительные в обеих колонках.

Ь пишется на конце количественных числительных от 5-ти до 20-ти и в слове 30-ть. Следует запомнить, что в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать букву Ь писать не нужно. Она ставится в слове только один раз: либо в середине, либо в конце.

В числительных от 50-ти до 80-ти и в числительных от 500 до 900 Ь следует писать в середине слова. Это характерно только для форм И.п. и В.п.

§ 2 Упражнения на правильность написания Ь в числительных

Закрепим изученное правило на примерах:

Отмена крепостного права в России была в тысяча восем..сот шест..десят первом году.

В данном предложении два числительных, вызывающих сомнение при написании. Первое слово 800. Обратимся к нашей таблице.

Согласно ей, в данном числительном Ь пишется в середине слова, после первого корня. Следующее слово - 60. Это числительное также относится ко второй колонке, значит, в середине слова после первого корня снова пишем Ь.

Рассмотрим ещё один пример:

Наибольшая ширина нашей деревенской речушки составляет пят..десят девят.. метров, наименьшая - тридцат..

Для правильного написания числительных снова обращаемся к таблице.

Первое слово - 50. Оно упоминается во второй колонке. Значит, пишем его с Ь в середине. Следующее числительное 9. Оно относится к первой колонке, следовательно, в этом слове необходим на конце Ь.

И наконец, числительное 30, которое также находится в первой колонке, поэтому его тоже пишем с Ь на конце.

Буква Ь пишется на конце числительных от 5 до 20 и в слове 30.

Буква Ь пишется в середине сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 500 до 900.

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык.6 класс.2012.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория.5-9 класс. 2012.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012.
  5. Н.О. Крамаренко. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. 2002.
  6. Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. 2011.

Правописание числительных - одна из самых сложных тем орфографии. Проблемы часто возникают с падежными окончаниями, а также с определением разряда данной части речи. Поэтому, прежде чем говорить об орфографических нормах, стоит дать понятие имени числительного.

Имя числительное как часть речи

Правописание сложных числительных

Теперь разберем сложные числительные в русском языке. Правописание их подчиняется следующим правилам:

  • Одиннадцать пишется с удвоенной "н", также не нужно забывать о мягком знаке на конце.
  • Сложные числительные от одиннадцати до двадцати, так же как и тридцать, следует писать с мягким знаком на конце: двадцать человек, пятнадцать конфет.

  • Однако мягкий знак не нужен в середине у числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать.
  • Числительные от 50 до 80, так же как и от 500 до 900, пишутся с мягким знаком в середине: пятьдесят тружеников, семьдесят квартир; шестьсот килограмм, девятьсот лет.
  • Порядковые числительные, второй частью которых являются слова "тысячный, миллионный, миллиардный", следует писать слитно: двадцатитысячный пробег, пятидесятимиллионный житель, двухмиллиардная молекула.

Правописание составных и дробных числительных

Правописание числительных составных, состоящих из нескольких слов, запомнить несложно. Пишутся они раздельно. Однако в их состав могут входить как простые, так и сложные числительные.

Например: сто шестьдесят шесть (сто - простое, шестьдесят - сложное, пишется с мягким знаком в середине, шесть - простое, на конце необходим мягкий знак). Тысяча одиннадцать (тысяча - простое, одиннадцать - сложное, в середине следует употребить двойную "н").

Правописание числительных дробных сводится к следующему правилу: они пишутся раздельно, равно как и составные: ноль целых пятнадцать сотых, три вторых, одна целая пять девятых.

Окончания числительных

Неразрывно связаны грамматические нормы и правописание числительных. Правило отдельно для каждой категории. Так, количественные числительные 5-20, 30 имеют те же окончания, как и существительные первого склонения (например, кость): шести, о шести; двадцати, о двадцати. А вот слова, обозначающие количество 40, 90, 100, имеют всего две грамматические формы: в именительном и винительном падежах сорок, девяносто, сто, во всех остальных - сорока, девяноста, ста.

Следует обращать внимание на правописание окончаний числительных количественных составных: необходимо изменять каждое слово. Разберем пример: 645 + 128 = 773. К шестистам сорока пяти прибавить сто двадцать восемь получится семьсот семьдесят три.

Также для примера просклоняем ответ:

  • Семьсот семьдесят три - именительный падеж.
  • Семисот семидесяти трех - родительный падеж.
  • Семистам семидесяти трем - дательный падеж.
  • Семьсот семьдесят три - винительный падеж.
  • Семьюстами семьюдесятью тремя - творительный падеж.
  • О семистах семидесяти трех - предложный падеж.

Склонение числительных, обозначающих порядок при счете, гораздо проще: необходимо изменять исключительно последнее слово, причем как имя прилагательное :

  • Семьсот семьдесят третий - именительный падеж.
  • Семьсот семьдесят третьего - родительный падеж.
  • Семьсот семьдесят третьему - дательный падеж.
  • Семьсот семьдесят третий (-его - для одушевленных) - винительный падеж.
  • Семьсот семьдесят третьим - творительный падеж.
  • О семьсот семьдесят третьем - предложный падеж.