Брахма – всеведущий, многоликий, глядящий во все стороны, созидатель, дающий власть,
четырехрукий мировой Творец, длани коего показывают на все стороны света. Верования индуизма утверждают, что в момент пробуждения Брахмы возникла Вселенная, если он прикроет очи, - Вселенная бесследно исчезнет. Но Кальпа - продолжительность дня Брахмы – равна 4 320 000 000 человеческим годам.
Брахма в масштабном понимании – это глубоко медитирующие боги, стоящие вне сферы чувственности, а в более узком – это духи, принадлежащие Миру Брахмы .



Культ Брахмы, входящего в триаду божеств тримурти, не сильно распространен. По сравнению с храмами Вишну и Шиву , храмов, посвященных Брахме очень мало, так как поклонение на планете ему было очень мало, в связи с многочисленными, посылаемыми в его адрес, проклятиями. Это подтверждают разные писания индуизма. К примеру, «Шива-пурана» описывает, как Вишну в облике вепря в начале творения занялся поисками начала громадного шива-лингама, а Брахма в облике лебедя – его конца. Вишну, вскапывая землю, не смог найти начала лингама и по-честному признался в этом Шиве, отдавая почести Великому, а Брахма, поднявшись ввысь и увидав кетаки (излюбленный цветок Шивы), попросил его подтвердить, что конец был найден. Но Шива распознал неправду и, сильно разгневавшись, проклял Брахму на то, что никто и никогда в трех мирах не будет возносить ему почести.
По иной истории, Брахму проклял величайший мудрец Бхригу, проводивший на земле ведийское жертвоприношение, которое должен был возглавить высочайший из богов. Брахма, к которому явился Бхригу, углубленный в музыку, исполняемую Сарасвати (супруга Брахмы - богиня знания и учености), даже не увидел мудрого мужа. Риши разгневался и послал проклятия Брахме, что никто никогда не произнесет его имя и не станет поклоняться ему.
Однако молитвы Брахме присутствуют во всех ритуалах индуизма, но храмы Брахмы можно посчитать по пальцам. Брахмы, встречающиеся в источниках буддизма, и, с точки зрения космологии, вызывают ассоциации высочайшей власти или чрезмерного чувства божеской гордости.
Брахма-Сахампати, наиболее почитаемый в Таиланде и буддистском Китае, имеет 4 головы, символизирующие разум в 4-х грубых составляющих. Иногда мы слышим неправильное название Брахмы – Будда с четырьмя лицами. В индийском Пушкара находится самый крупный знаменитый храм Брахмы - Брахмаджи Мандир, в котором находится четырехликий Мурти Брахма. Говорят, что у Брахмы четыре лица, чтобы беспрерывно следить по всем сторонам за созданным миром. Иная версия тоже имеет право быть. По ней, Брахма создал из своего тела безупречно идеальную женщину, в которую тут же влюбился без ума, не в состоянии отвести от нее своих очей. И для беспрестанного наблюдения за прелестницей у Брахмы появилось четыре головы, а затем и пятая, когда супруга взлетела ввысь. Но пятая голова вскоре была отрублена Шивой за инцест с дочерью. Неотразимую дочь Брахмы, ставшую его женой, звали разными именами: Сатарупа, Савитри, Сарасвати, Гаятри и Брахмани.
Брахма-Сахампати несет преуспеяние, развитие и удачу. Святилища, посвященные ему, находятся во многих местах. К примеру, бангкокская кумирня Ераван. Брахма-Сахампати находится ближе всего к Будде, невидимо помогая ему в процессе медитации и просветления, и взывает нести дхарму человечеству.
Изображают Брахму всегда с четырьмя главами, декламирующими каждая свою Веду, четырьмя ликами и четырьмя дланями, олицетворяющими восток, юг, запад и север, с белой бородой (мудрость и вечный процесс созидания), в красных одеждах, с красноватым цветом кожи и безоружным.
По древнейшим священным писаниям, с ним связаны следующие символы:
- ваза с водой (сотворение Вселенной),
- четки (течение времени),
- жертвенная ложка (жертвенные подношения),
- книги Вед (знания),
- цветок лотоса (природа и сущность всего живого),
- золото (деятельность),
- корона (высшая власть),
- лебедь (милость и способность отличать дурное от доброго).
Статуэтка Брахмы , помещенная в вашем доме, будет помогать во всех благих делах, принесет благосостояние, успех, развитие, удачу, спокойствие и здоровье.

Человека с давних времен определяет вера. Религия объединяет многие народы, способствует их развитию, становится основой культуры, создает моральные принципы и учения. Еще на первых этапах человеческого существования вера была нераздельна с сознанием. Давая имена богам, создавая правила, по которым должны жить люди, проводя ритуалы и обряды, первый человек закладывал основы религий, которые впоследствии раздробились на много направлений. Нельзя утверждать, что одна вера хорошая, а вторая не может отображать истину, ведь каждый видит мир по-своему, и это не может быть источником осуждений. В Индии известна божественная Брахма, Вишну и Шива. Первый из них является создателем вселенной. Слово «брахма», или «брама», переводится с санскрита как «жрец» и несет в себе начало всех начал.

Брахма - первый индийский бог

Многие исследования показывают, что культ Брахмы был центральным в индуизме только в доведический период. Позже он был заменен учениями Шивы и Вишну. Причиной этого стала популяризация концепции Шакти. Согласно ней, у каждого бога есть своя Сила или Шакти - супруга и главная вдохновительница, и именно соединение с этой Шакти создает мир. В этом плане бог Брахма, что символизирует творение вселенной, не нужен.

Стоить отметить, что ведический период характеризуется переосмысленными взглядами на этого бога. Идея о творце всего сущего не умирала, ведь его место занял Бог Отец - Вишвакармане (он имеет четыре руки с разных сторон). Считается, что он является прототипом Брахмы в пуританском учении. Идея об этом боге формировалась не один век и поддавалась постоянным изменениям. Брахма долгое время оставался центральным богом в индуизме, что поменялось только после прихода ислама.

Иконография

Бог Брахма, описание которого дает именно иконография, приобретает много видов. Обычно он изображается с четырьмя ликами и четырьмя руками. Его волосы выглядят неаккуратно, пребывают в каком-то хаосе, борода заостренная. Как накидку бог Брахма использует шкуры что создает контраст между белым цветом его одежды. Изображенный на колеснице с семью лебедями или на лотосе, он держит сосуд с водой и четки.

Он медитирует, и поэтому его глаза прикрыты. При этом существует еще много разных представлений о том, как выглядит это божество. Например, цвет его кожи на одних изображениях может быть золотым, на других - красным, колесница может быть запряжена гусями, а не лебедями. В некоторых его олицетворениях можно увидеть нимб. Брахма почти всегда изображается бородатым и является единственным богом в индуизме с такой особенностью, хотя и в этом пункте есть исключения.

Состояния Брахмы

Существует классификация состояний, в которых может пребывать Брахма. Первый получил название йогического, и в нем это божество предстает в величестве своего духа и его достижений. Он излучает полное самоудовлетворение. Именно в первом состоянии он ценен для аскетов и подвижников. Второе называется бхога и несет более светский характер.

Обычный вид Брахмы, естественные атрибуты, одна или больше жен - это характерно для мирян. В третьем состоянии (вира) этот бог олицетворяет доблесть и почитается царями и воинами. Абхичарика - четвертый вид Брахмы - это изображение твердого и устрашающего бога. Такое грозное состояние характерно для тех, что хочет избавиться от своих недоброжелателей.

Атрибуты-символы

Брахму можно узнать по свойственным ему атрибутам. Самой знаменитой особенностью считается наличие ликов. Они обозначают стороны света и имеют свои наименования: север - Атхарваведа, запад - Самаведа, восток - Ригведа, юг - Яджурведа. Четыре руки также символизируют эти направления. В одной из них Брахма держит тару с водой. Это объясняется тем, что основой мира является камандала (вода), которая неотъемлема во всех творениях Брахмы.

Четки во второй руке - это время, которое не может быть вечным. Лебеди или гуси, которые двигают колесницу с Брахмой, являются олицетворением локов (миров). Земля же представлена лотосом, который рождается из пупка Вишну.

Происхождение голов Брахмы

Индийский бог Брахма считается творцом материальной вселенной, который сам возник из лотоса и не имеет материнских связей с другими божествами. После рождения он создал одиннадцать предков человечества - Праджапати. Семь Сапта-риши - его главных помощников в творении земли, были созданы из ума и стали его сыновьями. Из своего же тела бог Брахма сотворил женщину, которая позже стала известна под многими именами - Гаятри, Сатарупа, Брахмани и т. д. Он поддался чувству любви и был поражен красотой своей дочери. Когда она отвернулась от него влево, Брахма не мог перестать ею любоваться, и так родилась вторая голова. Когда она снова и снова поворачивалась от него, появлялся еще один лик. Потом она поднялась вверх, и Брахма сотворил пятую голову.

Брахма, в индуистской мифологии творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой. Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает. Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону. Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. Они провели в уединенном месте сто священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек.

Другой миф повествует, как сначала вселенная была погружена во тьму. Блуждавшее в космическом океане семя породило золотое яйцо: "В этом яйце Брахма провел год, затем силой мысли разделил яйцо пополам". Из одной половины он создал небо, божественную сферу, из другой – землю, материальную сферу, а между ними поместил воздушное пространство; далее появились пять элементов – вода, огонь, земля, воздух, эфир – затем мысль, боги, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, люди, речь, страсть, гнев и т.д. Наконец, из яйца появился бог Брахма и разделился на две части – женскую и мужскую. Эти существа породили все остальное.

По иной версии, Брахма вышел из яйца в виде первосущества Пуруши. У него была тысяча ног, тысяча ступней, тысяча рук, тысяча глаз, тысяча лиц и тысяча голов. Древние полагали, что Брахма живет сто "собственных" лет, равных 311 040 000 000 000 "человеческих" лет. Затем огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную и самого Брахму, а после ста божественных лет хаоса рождается новый Брахма. В некоторых источниках Брахму называют Нараяной, или "вышедшим из вод". В этом облике он лежал на листе лотоса, плывущем по первозданным водам, и сосал палец ноги – символ вечности. Падение величия Брахмы объясняется в мифе о происхождении Шивы.

Согласно преданию, Брахма и Вишну поспорили, кто из них могущественнее. В разгар спора огромный фаллос, символ Шивы, поднялся из мирового океана, охваченного пламенем. Когда Брахма и Вишну стали рассматривать фаллос, он раскрылся. В нем боги обнаружили Шиву и вынуждены были признать его превосходство. Брахму часто изображают с четырьмя головами и руками, в которых он держит Веды, священные индийские трактаты, жезл, сосуд с водой из Ганга и гирлянду роз, восседающем на гусе или лебеде. Супруга его – красавица Сарасвати, богиня учения и покровительница искусств, наук и красноречия. На приведенном выше изображении – Брахма – творец и правитель мира, отец богов и людей, он противостоит Вишну, который сохраняет вселенную, и Шиве, который ее разрушает.