Покорение вершин литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…». написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», - отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», - советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину. что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер … »

Аннотация. Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер … » обращён к эмоциональным, зрительным и слуховым ассоциациям младших школьников, включает работу со словом, художественными образами, созданными на его основе, предусматривает развитие творческого мышления и навыков выразительного чтения.

Стихотворение Бунина «Помню — долгий зимний вечер … », пронизанное особой теплотой дорогого сердцу автора воспоминания,
по-бунински живописно и сдержанно-эмоционально. Оно легко воспринимается младшими подростками, дополняется их воображением и
собственными воспоминаниями о детстве. Их детство ещё не кончилось, но ранняя его пора позади и видится пятиклассникам хоть и сквозь
дымку взросления, но достаточно ярко. Всё это превращает анализ стихотворения в тёплый и добрый разговор …

Предварим его небольшим вступительным словом об авторе.

Иван Алексеевич Бунин происходил из древнего дворянского рода, из которого вышли известные ПОЭТbI и учёНblе. Среди них поэтесса
Анна Бунина, которую Анна Ахматова называла своей прабабкой, поэт Василий Андреевич Жуковский, учёный Пётр Петрович Семёнов-Тян-
Шанский — географ, ботаник, государственный и общественный деятель.

Когда-то это был богатый и процветающий род, но к моменту рождения будущего поэта и писателя он оскудел, разорился, однако всё ещё хранил традиции семейного воспитания и дворянской культуры. И хотя жили Бунины в ветхом доме старинной усадьбы, где от каждого дождика протекала крыша, а зимой домик заметало снегом, в сердце поэта остались самые тёплые воспоминания об этом доме, где он любил слушать чтение матери и её рассказы, мечтать, глядя в окна на синеющие сумерки, рассматривать старенькие обои на стенах, которые в золотистом свете заходящего солнца превращались в волшебные картины …

Поэт вспоминает в стихотворении «Детская»:

От пихт и елей в горнице темней,
Скучней, старинней. Древнее есть что-то
В уборе их. И вечером красней
Сквозь них зари морозной позолота.
Узорно-лёгкой, мягкой бахромой
Лежит их тень на рдеющих обоях —
И грустны, грустны сумерки зимой

В заброшенных помещичьих покоях!
Сидишь и смотришь в окна из угла
И думаешь о жизни старосветской …
Увы! Ведь эта горница была
Когда- то нашей детской!

Зимой сумерки наступали быстро и тянулись долго, часто под завывание вьюги. Об одном из таких вечеров и рассказывает Бунин в
стихотворении «Помню — долгий зимний вечер … »:

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной.
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грёз —
Шёпот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз …

Стихотворение начинается со слова «помню». На что настраивает нас это первое слово?
Что должно последовать за ним? (Мы понимаем, что далее последует воспоминание.)

В каком времени употреблён глагол? (В настоящем.) И что же помогает нам почувствовать настоящее время? Как вы думаете,
почему поэт использует глагол именно настоящего времени? Это даёт нам понять, что воспоминание поэта живое, яркое, что оно переживается и ощущается так, будто всё происходит сейчас.

Давайте внимательно прочитаем стихотворение, попробуем понять, что же так бережёт память поэта, почему это воспоминание
остаётся живым и тёплым.

После чтения стихотворения дети делятся своими впечатлениями, мыслями и приходят к выводу, что воспоминание такое яркое, потому
что оно связано с мамой, которая в долгие зимние вечера успокаивала, убаюкивала маленького сына.

Какие картины представлялись вам при чтении? Опишите их.

Ребята словесно рисуют полутёмную комнату, освещённую лишь светом лампады. Здесь нужно пояснить, что такое лампада, потому что пятиклассники думают, что это обычный светильник, что, естественно, обедняет восприятие стихотворения. Когда они узнают, что лампада — это светильник, зажигаемый перед иконой (Спасителя, Божьей Матери или святого), а не для освещения, комната, описываемая
в стихотворении,приобретает особенное значение не только для поэта, но и для них, читателей: становится уютнее, роднее, потому что покой её обитателей хранит намоленная, может быть, не одним поколением родовая икона…

В комнате мать и сын, беспокойно ворочающийся в своей кроватке. Мерцает, теплится лампадка, от неё мелкими бликами струится
тусклый свет, отражающийся на потолке. Ветер за окном такой, что колышет занавески на окнах и заставляет трепетать огонёк лампадки.
От этого образ на иконе словно оживает, и кажется, что Божья Матерь тоже наклоняется над встревоженным ребёнком …

Что же может беспокоить мальчика, как вы думаете?

Наверно, его тревожит вой ветра в трубе, шум вьюги за окном — он не может заснуть …

Каким же представляется вам этот зимний вечер? Опишите его.

Именно этот вечер пугает: вьюга заметает дом, швыряет в окна комья снега, стучит ставнями; пробегает по крыше, шевеля старую черепицу. Кажется, что дом словно маленький островок среди бурана, даже огонёк в его окнах порой не виден за плотной пеленой снега.

Что помогает нам почувствовать эпитет «долгий»?

Он передаёт томительное ожидание людей. Вечер кажется бесконечным: так долго бушует непогода, так долго не стихает ветер и не кончается вьюга … И так хочется тишины и покоя …

Какое настроение создаёт этот вечер? Что усиливает это настроение?

Долгая вьюга, злой ветер вызывают тоску, уныние, тревогу, чувство одиночества, оставленности, даже какой-то бесприютности. Особенно сильно это чувствует ребёнок. И усиливает страх шум за окном. Какие звуки могут доноситься в дом с улицы?

Это может быть дребезжание стёкол, царапание веток по ним, вой ветра, лай собаки, которую тоже беспокоит буря, звуки чего-то упавшего и, может быть, даже вой голодного волка …

Найдите в стихотворении строчки, которые описывают бурю. (Буря плачет у окна)

Какое чувство вызывает глагол «плачет»? (Тоску, уныние.)

Какой художественный приём использует здесь поэт? (Олицетворение, которое одушевляет бурю, делает её живым существом.)

Представь те, что рождают эти звуки в воображении ребёнка, в его душе. Наверно, ему представляются чудовища, которые окружают дом, может быть, заглядывают в окна, протягивают страшные лапы — и мальчику страшно …

Как пытается успокоить его мама? Перечитаем её слова, обращённые к сыну:

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной.
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

Каким чувством наполнены слова матери? Что важно передать в чтении?

Пятиклассники понимают, что в чтении надо передать нежность, любовь матери к ребёнку. Мама помогает сыну вспомнить о светлом летнем дне с шёпотом леса, весёлым шумом берёз и золотыми волнами колышущейся под ветром ржи.

Почему эти слова мама шепчет, а не говорит?

Она старается успокоить, убаюкать ребёнка, и шёпот помогает ей в этом. Ещё раз прочитаем эти строки, чтобы передать материнские чувства. Ребята читают очень хорошо и с удовольствием. Выслушаем несколько человек, оценим их чтение, а потом попросим найти в речи
мамы ключевые слова-антонимы. (Позабудь-вспомни.)

О чём должен позабыть мальчик? А о чём — вспомнить? Зачем?

Мама просит, чтобы сын забыл о зиме, о вое вьюги, о долгом зимнем вечере и даже о маме, а вспомнил лето, «тихий шёпот леса», «золотые волны ржи». Картины лета напомнят о том, что зима и непогода не вечны, что на смену им обязательно придут весна и лето с яркими красками и тёплым солнышком. Забыть зиму и вспомнить лето надо для того, чтобы успокоиться и заснуть.

Как противопоставлены в стихотворении зима и лето, вечер и день?

Найдите противоположные, контрастные друг другу образы. (Плач бури и «тихий шёпот леса», «полумрак», «тусклый свет» и пронизанные солнцем «золотые волны ржи», «долгий зимний вечер» и «полдневный летний зной»)

Как действуют на мальчика слова матери?

Объясните выражение «обвеянный мечтами, забываться начинал».

Ребёнок успокаивается, вспоминает лето, потихоньку засыпает и слышит во сне с «шёпот зреющих колосьев и не внятный шум берёз».

Именно так можно объяснить выражение «обвеянный мечтами, забываться начинал».

Как вы думаете, впервые ли слышит мальчик добрые слова матери? Обоснуйте.

Наверное, нет, потому что в стихотворении говорится:

и знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Видимо, тихие, ласковые мамины слова действовали безотказно не один раз, потому что к мальчику неизменно приходил «тихий
сон», С которым сливалось «убаюкиванье рёз» …

Теперь предложим учащимся посмотреть видеоролик, сделанный на основе стихотворения и произведений русской живописи (полотен И.шишкина, Ю.Клевера, В.Воробьёва, К.Крыжицкого, Е.Волкова и других художников) и сопровождающийся художественным чтением.

Дети смотрят его с удовольствием и на вопрос, понравился ли, отвечают радостно-утвердительно. Помогает ли он нам увидеть и услышать стихотворение?

— Мы будто сами оказываемся в бунинском доме в тревожный зимний вечери одновременно на просторе в летний день, когда много солнца и света, зелени и цветов … А теперь представим себе, что может сниться мальчику, «обвеянному мечтами». Что шепчут ему колосья? О чём шумят берёзы?

Опишите сон мальчика.

Ветер колышет спелые колосья, они шепчутся между собой, вспоминая недавний тёплый дождь. Колосья гордятся задержавшимися на них дождевыми капельками: они как алмазные ордена. Вот ползёт по колоску озабоченный муравей, ему хочется взять от колоска зёрнышко и отнести в свой муравейник. Ведь за летом придёт зима … Но одному муравьишке зёрнышко не утащить — надо идти за подмогой

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Помню - долгий зимний вечер.

Помню - долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады
Буря плачет у окна.

Так начинается стихотворение И. А. Бунина «Помню - долгий зимний вечер. » В нем отразились ранние детские впечатления поэта: о деревне, о ее людях, о быте и природе. Но прежде всего - это воспоминание о маме, которая зимними вечерами, укладывая его спать, успокаивала и согревала сына рассказами о теплом и веселом лете.

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал,

Вспоминает И. А. Бунин. Читая эти стихи, я тоже вспоминаю морозный зимний день. Было очень холодно, но снежные сугробы так манили покататься на санках и померить глубину выпавшего снега. Нас с сестрой отпустили погулять. Так весело было съезжать с горки и барахтаться в снегу, что мы забыли про мороз. Когда вернулись домой, сами были похожи на ледышки. Мама раздела нас, закутала в одеяло и принесла нам горячего молока. Мы с сестрой грели руки о горячие чашки, пили такое вкусное молоко, посматривали друг на друга и хохотали. Нам было так хорошо и весело. Наверное, оттого, что рядом - мама, а в доме тепло и уютно, а из кухни доносится вкусный запах пирожков.

Воспоминание о маме - это всегда воспоминание о тепле, уюте и спокойствии, которое приходит к нам в детстве и согревает всю жизнь.

Обсуждение анализа стихотворения

«Помню – долгий зимний вечер» И.Бунин

«Помню – долгий зимний вечер» Иван Бунин

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер»

Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.

Послушать стихотворение аБунина Помню долгий зимний вечер

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер

Аннотация. Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер … » обращён к эмоциональным, зрительным и слуховым ассоциациям младших школьников, включает работу со словом, художественными образами, созданными на его основе, предусматривает развитие творческого мышления и навыков выразительного чтения.

Стихотворение Бунина «Помню — долгий зимний вечер … », пронизанное особой теплотой дорогого сердцу автора воспоминания,
по-бунински живописно и сдержанно-эмоционально. Оно легко воспринимается младшими подростками, дополняется их воображением и
собственными воспоминаниями о детстве. Их детство ещё не кончилось, но ранняя его пора позади и видится пятиклассникам хоть и сквозь
дымку взросления, но достаточно ярко. Всё это превращает анализ стихотворения в тёплый и добрый разговор …

Предварим его небольшим вступительным словом об авторе.

Иван Алексеевич Бунин происходил из древнего дворянского рода, из которого вышли известные ПОЭТbI и учёНblе. Среди них поэтесса
Анна Бунина, которую Анна Ахматова называла своей прабабкой, поэт Василий Андреевич Жуковский, учёный Пётр Петрович Семёнов-Тян-
Шанский — географ, ботаник, государственный и общественный деятель.

Когда-то это был богатый и процветающий род, но к моменту рождения будущего поэта и писателя он оскудел, разорился, однако всё ещё хранил традиции семейного воспитания и дворянской культуры. И хотя жили Бунины в ветхом доме старинной усадьбы, где от каждого дождика протекала крыша, а зимой домик заметало снегом, в сердце поэта остались самые тёплые воспоминания об этом доме, где он любил слушать чтение матери и её рассказы, мечтать, глядя в окна на синеющие сумерки, рассматривать старенькие обои на стенах, которые в золотистом свете заходящего солнца превращались в волшебные картины …

Поэт вспоминает в стихотворении «Детская»:

От пихт и елей в горнице темней,
Скучней, старинней. Древнее есть что-то
В уборе их. И вечером красней
Сквозь них зари морозной позолота.
Узорно-лёгкой, мягкой бахромой
Лежит их тень на рдеющих обоях —
И грустны, грустны сумерки зимой

В заброшенных помещичьих покоях!
Сидишь и смотришь в окна из угла
И думаешь о жизни старосветской …
Увы! Ведь эта горница была
Когда- то нашей детской!

Зимой сумерки наступали быстро и тянулись долго, часто под завывание вьюги. Об одном из таких вечеров и рассказывает Бунин в
стихотворении «Помню — долгий зимний вечер … »:

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной.
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грёз —
Шёпот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз …

Стихотворение начинается со слова «помню». На что настраивает нас это первое слово?
Что должно последовать за ним? (Мы понимаем, что далее последует воспоминание.)

В каком времени употреблён глагол? (В настоящем.) И что же помогает нам почувствовать настоящее время? Как вы думаете,
почему поэт использует глагол именно настоящего времени? Это даёт нам понять, что воспоминание поэта живое, яркое, что оно переживается и ощущается так, будто всё происходит сейчас.

Давайте внимательно прочитаем стихотворение, попробуем понять, что же так бережёт память поэта, почему это воспоминание
остаётся живым и тёплым.

После чтения стихотворения дети делятся своими впечатлениями, мыслями и приходят к выводу, что воспоминание такое яркое, потому
что оно связано с мамой, которая в долгие зимние вечера успокаивала, убаюкивала маленького сына.

Какие картины представлялись вам при чтении? Опишите их.

Ребята словесно рисуют полутёмную комнату, освещённую лишь светом лампады. Здесь нужно пояснить, что такое лампада, потому что пятиклассники думают, что это обычный светильник, что, естественно, обедняет восприятие стихотворения. Когда они узнают, что лампада — это светильник, зажигаемый перед иконой (Спасителя, Божьей Матери или святого), а не для освещения, комната, описываемая
в стихотворении,приобретает особенное значение не только для поэта, но и для них, читателей: становится уютнее, роднее, потому что покой её обитателей хранит намоленная, может быть, не одним поколением родовая икона…

В комнате мать и сын, беспокойно ворочающийся в своей кроватке. Мерцает, теплится лампадка, от неё мелкими бликами струится
тусклый свет, отражающийся на потолке. Ветер за окном такой, что колышет занавески на окнах и заставляет трепетать огонёк лампадки.
От этого образ на иконе словно оживает, и кажется, что Божья Матерь тоже наклоняется над встревоженным ребёнком …

Что же может беспокоить мальчика, как вы думаете?

Наверно, его тревожит вой ветра в трубе, шум вьюги за окном — он не может заснуть …

Каким же представляется вам этот зимний вечер? Опишите его.

Именно этот вечер пугает: вьюга заметает дом, швыряет в окна комья снега, стучит ставнями; пробегает по крыше, шевеля старую черепицу. Кажется, что дом словно маленький островок среди бурана, даже огонёк в его окнах порой не виден за плотной пеленой снега.

Что помогает нам почувствовать эпитет «долгий»?

Он передаёт томительное ожидание людей. Вечер кажется бесконечным: так долго бушует непогода, так долго не стихает ветер и не кончается вьюга … И так хочется тишины и покоя …

Какое настроение создаёт этот вечер? Что усиливает это настроение?

Долгая вьюга, злой ветер вызывают тоску, уныние, тревогу, чувство одиночества, оставленности, даже какой-то бесприютности. Особенно сильно это чувствует ребёнок. И усиливает страх шум за окном. Какие звуки могут доноситься в дом с улицы?

Это может быть дребезжание стёкол, царапание веток по ним, вой ветра, лай собаки, которую тоже беспокоит буря, звуки чего-то упавшего и, может быть, даже вой голодного волка …

Найдите в стихотворении строчки, которые описывают бурю. (Буря плачет у окна)

Какое чувство вызывает глагол «плачет»? (Тоску, уныние.)

Какой художественный приём использует здесь поэт? (Олицетворение, которое одушевляет бурю, делает её живым существом.)

Представь те, что рождают эти звуки в воображении ребёнка, в его душе. Наверно, ему представляются чудовища, которые окружают дом, может быть, заглядывают в окна, протягивают страшные лапы — и мальчику страшно …

Как пытается успокоить его мама? Перечитаем её слова, обращённые к сыну:

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной.
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

Каким чувством наполнены слова матери? Что важно передать в чтении?

Пятиклассники понимают, что в чтении надо передать нежность, любовь матери к ребёнку. Мама помогает сыну вспомнить о светлом летнем дне с шёпотом леса, весёлым шумом берёз и золотыми волнами колышущейся под ветром ржи.

Почему эти слова мама шепчет, а не говорит?

Она старается успокоить, убаюкать ребёнка, и шёпот помогает ей в этом. Ещё раз прочитаем эти строки, чтобы передать материнские чувства. Ребята читают очень хорошо и с удовольствием. Выслушаем несколько человек, оценим их чтение, а потом попросим найти в речи
мамы ключевые слова-антонимы. (Позабудь-вспомни.)

О чём должен позабыть мальчик? А о чём — вспомнить? Зачем?

Мама просит, чтобы сын забыл о зиме, о вое вьюги, о долгом зимнем вечере и даже о маме, а вспомнил лето, «тихий шёпот леса», «золотые волны ржи». Картины лета напомнят о том, что зима и непогода не вечны, что на смену им обязательно придут весна и лето с яркими красками и тёплым солнышком. Забыть зиму и вспомнить лето надо для того, чтобы успокоиться и заснуть.

Как противопоставлены в стихотворении зима и лето, вечер и день?

Найдите противоположные, контрастные друг другу образы. (Плач бури и «тихий шёпот леса», «полумрак», «тусклый свет» и пронизанные солнцем «золотые волны ржи», «долгий зимний вечер» и «полдневный летний зной»)

Как действуют на мальчика слова матери?

Объясните выражение «обвеянный мечтами, забываться начинал».

Ребёнок успокаивается, вспоминает лето, потихоньку засыпает и слышит во сне с «шёпот зреющих колосьев и не внятный шум берёз».

Именно так можно объяснить выражение «обвеянный мечтами, забываться начинал».

Как вы думаете, впервые ли слышит мальчик добрые слова матери? Обоснуйте.

Наверное, нет, потому что в стихотворении говорится:

и знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Видимо, тихие, ласковые мамины слова действовали безотказно не один раз, потому что к мальчику неизменно приходил «тихий
сон», С которым сливалось «убаюкиванье рёз» …

Теперь предложим учащимся посмотреть видеоролик, сделанный на основе стихотворения и произведений русской живописи (полотен И.шишкина, Ю.Клевера, В.Воробьёва, К.Крыжицкого, Е.Волкова и других художников) и сопровождающийся художественным чтением.

Дети смотрят его с удовольствием и на вопрос, понравился ли, отвечают радостно-утвердительно. Помогает ли он нам увидеть и услышать стихотворение?

— Мы будто сами оказываемся в бунинском доме в тревожный зимний вечери одновременно на просторе в летний день, когда много солнца и света, зелени и цветов … А теперь представим себе, что может сниться мальчику, «обвеянному мечтами». Что шепчут ему колосья? О чём шумят берёзы?

Опишите сон мальчика.

Ветер колышет спелые колосья, они шепчутся между собой, вспоминая недавний тёплый дождь. Колосья гордятся задержавшимися на них дождевыми капельками: они как алмазные ордена. Вот ползёт по колоску озабоченный муравей, ему хочется взять от колоска зёрнышко и отнести в свой муравейник. Ведь за летом придёт зима … Но одному муравьишке зёрнышко не утащить — надо идти за подмогой

Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер … »

1 (20%) 1 vote

Задачи:

  1. Создание условий для восприятия поэтического текста;
  2. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами;
  3. Обучение многоаспектному лингвистическому анализу текста
  4. Доказать, что каждый поэт, используя поэтический образ, говорит о мире по-своему, глубоко индивидуально;
  5. Cтремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения почувствовали красоту. мелодичность стиха;
  6. Отработка навыков выразительного чтения;

Эпиграф:

Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове

В.Г. Белинский.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский.

Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.

Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.

“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” - писал впоследствии Бунин.

Да, именно детство, полное поэзии.

Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи)от прозы?

Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

2. Подготовка к восприятию стихотворения.

Давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку.

Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

Что вы себе представляли, слушая музыку?

Часто музыка может выразить то, что не передать словами.

Без воображения и переживания нельзя постичь красоты поэзии и музыки. Поэзия сродни музыке: она не столько рассказывает, сколько пробуждает “добрые чувства”.

Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство.

В поэзии каждое слово предельно точно выражает мысль, пронизано глубоким чувством, несет в себе образное содержание.

Если искать сравнение, то поэты это строители. Мы принимаем от них здание поэзии. И нам важно понять, как слова-кирпичики прилажены друг к другу, как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли.

3. Установка на прослушивание стихотворения.

Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.

Обращение к эпиграфу.

Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Выявление эмоционального впечатления.

Какая картина возникает в вашем воображении?

Что вы “видите” в ней?

Какое настроение поэта она передает вам?

6. Повторное чтение стихотворения учеником.

7. Построчный анализ стихотворения.

Перечитайте 1 строку

а) какая картина представляется? (зима, ночь, мрак, тучи)

б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)

Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.

в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)

Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.

Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.

Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

Прочитайте 2 строку.

Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.

а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)

Что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства.

б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем.

Прочитайте 3-4 строки.

Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.

а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность

б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры

Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

Прочитайте 5-6 строки.

Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.

а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.

б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.

Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.

Пунктуация стихотворения:

Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.

Второе тире – разделяет реальность и грезы.

Третье тире – переход в другое состояние – сон.

8. Обобщение.

б) прочитайте стихотворение выразительно.

в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).

Обоснуйте ответ.

г) какие времена года изображаются поэтом?

д) назовите изобразительно – выразительные средства.

е) какие мотивы, образы присутствуют в стихотворении.

ж) о чем это стихотворение?

Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.

9. Письменная работа:

Каким я представляю себе лирического героя.

Что я чувствую, читая стихотворение.

10. Обсуждение письменных работ.

11. Итог урока.

Стихотворение А.А. Ахматовой.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

«Помню – долгий зимний вечер» Иван Бунин

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер»

Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда. Вощев взял на квартире вещи в мешок и вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на безлюдной дороге — в природе было такое положение. Вощев не знал, куда его влечет, и облокотился в конце города на низкую ограду одной усадьбы, в которой приучали бессемейных детей к труду и пользе. Дальше город прекращался — там была лишь пивная для отходников и низкооплачиваемых категорий, стоявшая, как учреждение, без всякого двора, а за пивной возвышался глиняный бугор, и старое дерево росло на нем одно среди светлой погоды. Вощев добрел до пивной и вошел туда на искренние человеческие голоса. Здесь были невыдержанные люди, предававшиеся забвению своего несчастья, и Вощеву стало глуше и легче среди них. Он присутствовал в пивной до вечера, пока не зашумел ветер меняющейся погоды; тогда Вощев подошел к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево на глинистом бугре — оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья. Где-то, наверно в саду совторгслужащих, томился духовой оркестр; однообразная, несбывающаяся музыка уносилась ветром в природу через приовражную пустошь, потому что ему редко полагалась радость, но ничего не мог совершить равнозначного музыке и проводил свое вечернее время неподвижно. После ветра опять настала тишина, и ее покрыл еще более тихий мрак. Вощев сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окруженным жесткими каменистыми костями. — Эй, пищевой! — раздалось в уже смолкшем заведении. — Дай нам пару кружечек — в полость налить! Вощев давно обнаружил, что люди в пивную всегда приходили парами, как женихи и невесты, а иногда целыми дружными свадьбами. Пищевой служащий на этот раз пива не подал, и двое пришедших кровельщиков вытерли фартуками жаждущие рты. — Тебе, бюрократ, рабочий человек одним пальцем должен приказывать, а ты гордишься! Но пищевой берег свои силы от служебного износа для личной жизни и не вступал в разногласия. — Учреждение, граждане, закрыто. Займитесь чем-нибудь на своей квартире. Кровельщики взяли с блюдечка в рот по соленой сушке и вышли прочь. Вощев остался один в пивной. — Гражданин! Вы требовали только одну кружку, а сидите здесь бессрочно! Вы платили за напиток, а не за помещение! Вощев захватил свой мешок и отправился в ночь. Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд, но в городе уже были потушены огни, и кто имел возможность, тот спал, наевшись ужином. Вощев спустился по крошкам земли в овраг и лег там животом вниз, чтобы уснуть и расстаться с собою. Но для сна нужен был покой ума, доверчивость его к жизни, прощение прожитого горя, а Вощев лежал в сухом напряжении сознательности и не знал — полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется? Из неизвестного места подул ветер, чтобы люди не задохнулись, и слабым голосом сомнения дала знать о своей службе пригородная собака. — Скучно собаке, она живет благодаря одному рождению, как и я. Тело Вощева побледнело от усталости, он почувствовал холод на веках и закрыл ими теплые глаза. Пивник уже освежал свое заведение, уже волновались кругом ветры и травы от солнца, когда Вощев с сожалением открыл налившиеся влажной силой глаза. Ему снова предстояло жить и питаться, поэтому он пошел в завком — защищать свой ненужный труд. — Администрация говорит, что ты стоял и думал среди производства, — сказали в завкоме. — О чем ты думал, товарищ Вощев? — О плане жизни. — Завод работает по готовому плану треста. А план личной жизни ты мог бы прорабатывать в клубе или в красном уголке. — Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка. — Ну и что ж ты бы мог сделать? — Я мог выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность. — Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла. Мы тебя отстоять не можем, ты человек несознательный, а мы не желаем очутиться в хвосте масс. Вощев хотел попросить какой-нибудь самой слабой работы, чтобы хватило на пропитание: думать же он будет во внеурочное время; но для просьбы нужно иметь уважение к людям, а Вощев не видел от них чувства к себе. — Вы боитесь быть в хвосте: он — конечность, и сели на шею! — Тебе, Вощев, государство дало лишний час на твою задумчивость — работал восемь, теперь семь, ты бы и жил — молчал! Если все мы сразу задумаемся, то кто действовать будет? — Без думы люди действуют бессмысленно! — произнес Вощев в размышлении. Он ушел из завкома без помощи. Его пеший путь лежал среди лета, по сторонам строили дома и техническое благоустройство — в тех домах будут безмолвно существовать доныне бесприютные массы. Тело Вощева было равнодушно к удобству, он мог жить не изнемогая в открытом месте и томился своим несчастьем во время сытости, в дни покоя на прошлой квартире. Ему еще раз пришлось миновать пригородную пивную, еще раз он посмотрел на место своего ночлега — там осталось что-то общее с его жизнью, и Вощев очутился в пространстве, где был перед ним лишь горизонт и ощущение ветра в склонившееся лицо. Через версту стоял дом шоссейного надзирателя. Привыкнув к пустоте, надзиратель громко ссорился с женой, а женщина сидела у открытого окна с ребенком на коленях и отвечала мужу возгласами брани; сам же ребенок молча щипал оборку своей рубашки, понимая, но ничего не говоря. Это терпение ребенка ободрило Вощева, он увидел, что мать и отец не чувствуют смысла жизни и раздражены, а ребенок живет без упрека, вырастая себе на мученье. Здесь Вощев решил напрячь свою душу, не жалеть тела на работу ума, с тем чтобы вскоре вернуться к дому дорожного надзирателя и рассказать осмысленному ребенку тайну жизни, все время забываемую его родителями. «Их тело сейчас блуждает автоматически, — наблюдал родителей Вощев, — сущности они не чувствуют». — Отчего вы не чувствуете сущности? — спросил Вощев, обратясь в окно. — У вас ребенок живет, а вы ругаетесь, он же весь свет родился окончить. Муж и жена со страхом совести, скрытой за злобностью лиц, глядели на свидетеля. — Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка — вам лучше будет. — А тебе чего тут надо? — со злостной тонкостью в голосе спросил надзиратель дороги. — Ты идешь и иди, для таких и дорогу замостили... Вощев стоял среди пути не решаясь. Семья ждала, пока он уйдет, и держала свое зло в запасе. — Я бы ушел, но мне некуда. Далеко здесь до другого какого-нибудь города? — Близко, — ответил надзиратель, — если не будешь стоять, то дорога доведет. — А вы чтите своего ребенка, — сказал Вощев, — когда вы умрете, то он будет. Сказав эти слова, Вощев отошел от дома надзирателя на версту и там сел на край канавы; но вскоре он почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться. Вощев, истомившись размышлением, лег в пыльные, проезжие травы; было жарко, дул дневной ветер, и где-то кричали петухи на деревне — все предавалось безответному существованию, один Вощев отделился и молчал. Умерший, палый лист лежал рядом с головою Вощева, его принес ветер с дальнего дерева, и теперь этому листу предстояло смирение в земле. Вощев подобрал отсохший лист и спрятал его в тайное отделение мешка, где он сберегал всякие предметы несчастья и безвестности. «Ты не имел смысла жизни, — со скупостью сочувствия полагал Вощев, — лежи здесь, я узнаю, за что ты жил и погиб. Раз ты никому не нужен и валяешься среди всего мира, то я тебя буду хранить и помнить». — Все живет и терпит на свете, ничего не сознавая, — сказал Вощев близ дороги и встал, чтоб идти, окруженный всеобщим терпеливым существованием. — Как будто кто-то один или несколько немногих извлекли из нас убежденное чувство и взяли его себе. Он шел по дороге до изнеможения; изнемогал же Вощев скоро, как только его душа вспоминала, что истину она перестала знать. Но уже был виден город вдалеке; дымились его кооперативные пекарни, и вечернее солнце освещало пыль над домами от движения населения. Тот город начинался кузницей, и в ней во время прохода Вощева чинили автомобиль от бездорожной езды. Жирный калека стоял подле коновязи и обращался к кузнецу: — Миш, насыпь табачку: опять замок ночью сорву! Кузнец не отвечал из-под автомобиля. Тогда увечный толкнул его костылем в зад. — Миш, лучше брось работать — насыпь: убытков наделаю! Вощев приостановился около калеки, потому что по улице двинулся из глубины города строй детей-пионеров с уставшей музыкой впереди. — Я ж вчера тебе целый рубль дал, — сказал кузнец. — Дай мне покой хоть на неделю! А то я терплю-терплю и костыли твои пожгу! — Жги! — согласился инвалид. — Меня ребята на тележке доставят — крышу с кузни сорву! Кузнец отвлекся видом детей и, добрея, насыпал увечному табаку в кисет: — Грабь, саранча! Вощев обратил внимание, что у калеки не было ног — одной совсем, а вместо другой находилась деревянная приставка; держался изувеченный опорой костылей и подсобным напряжением деревянного отростка правой отсеченной ноги. Зубов у инвалида не было никаких, он их сработал начисто на пищу, зато наел громадное лицо и тучный остаток туловища; его коричневые, скупо отверзтые глаза наблюдали посторонний для них мир с жадностью обездоленности, с тоской скопившейся страсти, а во рту его терлись десны, произнося неслышные мысли безногого. Оркестр пионеров, отдалившись, заиграл музыку молодого похода. Мимо кузницы, с сознанием важности своего будущего, ступали точным маршем босые девочки; их слабые, мужающие тела были одеты в матроски, на задумчивых, внимательных головах вольно возлежали красные береты, и их ноги были покрыты пухом юности. Каждая девочка, двигаясь в меру общего строя, улыбалась от чувства своего значения, от сознания серьезности жизни, необходимой для непрерывности строя и силы похода. Любая из этих пионерок родилась в то время, когда в полях лежали мертвые лошади социальной войны, и не все пионеры имели кожу в час своего происхождения, потому что их матери питались лишь запасами собственного тела; поэтому на лице каждой пионерки осталась трудность немощи ранней жизни, скудость тела и красоты выражения. Но счастье детской дружбы, осуществление будущего мира в игре юности и достоинстве своей строгой свободы обозначили на детских лицах важную радость, заменившую им красоту и домашнюю упитанность. Вощев стоял с робостью перед глазами шествия этих неизвестных ему, взволнованных детей; он стыдился, что пионеры, наверное, знают и чувствуют больше его, потому что дети — это время, созревающее в свежем теле, а он, Вощев, устраняется спешащей, действующей молодостью в тишину безвестности, как тщетная попытка жизни добиться своей цели. И Вощев почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей, быстрее их смуглых ног, наполненных твердой нежностью. Одна пионерка выбежала из рядов в прилегающую к кузнице ржаную ниву и там сорвала растение. Во время своего действия маленькая женщина нагнулась, обнажив родинку на опухающем теле, и с легкостью неощутимой силы исчезла мимо, оставляя сожаление в двух зрителях — Вощеве и калеке. Вощев поглядел на инвалида; у того надулось лицо безвыходной кровью, он простонал звук и пошевелил рукою в глубине кармана. Вощев наблюдал настроение могучего увечного, но был рад, что уроду империализма никогда не достанутся социалистические дети. Однако калека смотрел до конца пионерское шествие, и Вощев побоялся за целость и непорочность маленьких людей. — Ты бы глядел глазами куда-нибудь прочь, — сказал он инвалиду. — Ты бы лучше закурил! — Марш в сторону, указчик! — произнес безногий. Вощев не двигался. — Кому говорю? — напомнил калека. — Получить от меня захотел?! — Нет, — ответил Вощев. — Я испугался, что ты на ту девочку свое слово скажешь или подействуешь как-нибудь. Инвалид в привычном мучении наклонил свою большую голову к земле. — Чего ж я скажу ребенку, стервец. Я гляжу на детей для памяти, потому что помру скоро. — Это, наверно, на капиталистическом сражении тебя повредили, — тихо проговорил Вощев. — Хотя калеки тоже стариками бывают, я их видел. Увечный человек обратил свои глаза на Вощева, в которых сейчас было зверство превосходящего ума; увечный вначале даже помолчал от обозления на прохожего, а потом сказал с медленностью ожесточения: — Старики такие бывают, а вот калечных таких, как ты, — нету. — Я на войне настоящей не был, — сказал Вощев. — Тогда б и я вернулся оттуда не полностью весь. — Вижу, что ты не был: откуда же ты дурак! Когда мужик войны не видел, то он вроде нерожавшей бабы — идиотом живет. Тебя ж сквозь скорлупу всего заметно! — Эх!.. — жалобно произнес кузнец. — Гляжу на детей, а самому так и хочется крикнуть: «Да здравствует Первое мая!» Музыка пионеров отдохнула и заиграла вдали марш движения. Вощев продолжал томиться и пошел в этот город жить. До самого вечера молча ходил Вощев по городу, словно в ожидании, когда мир станет общеизвестен. Однако ему по-прежнему было неясно на свете, и он ощущал в темноте своего тела тихое место, где ничего не было, но ничто ничему не препятствовало начаться. Как заочно живущий, Вощев гулял мимо людей, чувствуя нарастающую силу горюющего ума и все более уединяясь в тесноте своей печали. Только теперь он увидел середину города и строящиеся устройства его. Вечернее электричество уже было зажжено на построечных лесах, но полевой свет тишины и вянущий запах сна приблизились сюда из общего пространства и стояли нетронутыми в воздухе. Отдельно от природы в светлом месте электричества с желанием трудились люди, возводя кирпичные огорожи, шагая с ношей груза в тесовом бреду лесов. Вощев долго наблюдал строительство неизвестной ему башни; он видел, что рабочие шевелились равномерно, без резкой силы, но что-то уже прибыло в постройке для ее завершения. — Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? — не решался верить Вощев. — Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет? — сомневался Вощев на ходу. Он отошел из середины города на конец его. Пока он двигался туда, наступила безлюдная ночь; лишь вода и ветер населяли вдали этот мрак и природу, и одни птицы сумели воспеть грусть этого великого вещества, потому что они летали сверху и им было легче. Вощев забрел в пустырь и обнаружил теплую яму для ночлега; снизившись в эту земную впадину, он положил под голову мешок, куда собирал для памяти и отмщения всякую безвестность, опечалился и с тем уснул. Но какой-то человек вошел на пустырь с косой в руках и начал сечь травяные рощи, росшие здесь испокон века. К полуночи косарь дошел до Вощева и определил ему встать и уйти с площади. — Чего тебе! — неохотно говорил Вощев. — Какая тут площадь, это лишнее место. — А теперь будет площадь, теперь здесь положено быть каменному делу. Ты утром приходи поглядеть на это место, а то оно скоро скроется навеки под устройством. — А где же мне быть? — Ты смело можешь в бараке доспать. Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься. Вощев пошел по рассказу косаря и вскоре заметил дощатый сарай на бывшем огороде. Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, и припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда. Ситец рубах с точностью передавал медленную освежающую работу сердца — оно билось вблизи, во тьме опустошенного тела каждого уснувшего. Вощев всмотрелся в лицо ближнего спящего — не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрылись его глаза, и охладевшие ноги беспомощно вытянулись в старых рабочих штанах. Кроме дыханья, в бараке не было звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, — каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось живым только сердце, берегущее человека. Вощев почувствовал холод усталости и лег для тепла среди двух тел спящих мастеровых. Он уснул, незнакомый этим людям, закрывшим свои глаза, и довольный, что около них ночует, — и так спал, не чувствуя истины, до светлого утра.