Западнославямнские языким

Западнославямнские языким -- группа в составе славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространены в Центральной и Восточной Европе (в Чехословакии, Польше, частично в Украине, Белоруссии, Литве, Германии [верхнелужицкий и нижнелужицкий языки -- в окрестностях гг. Бауцен (Будишин), Котбус и Дрезден]. Носители З. я. проживают также на территории Америки (США, Канада), Австралии и Европы (Австрия, Венгрия, Франция, Югославия и др.). Общее число говорящих свыше 60 млн. человек.

К западнославянским языкам относятся:

  • § Лехитская подгруппа
  • § кашубский
  • § полабский †
  • § польский
  • § силезский (в Польше официально силезский язык считается диалектом польского или переходными диалектами между польским и чешскимязыками. По данным 2002 года в Польше 60 000 человек назвали силезский язык своим родным.Своей литературной традиции язык не имеет, хотя выделялся как особый ещё славистами XIX века)
  • § словинский †
  • § Лужицкая подгруппа (серболужицкая)
  • § верхнелужицкий
  • § нижнелужицкий
  • § Чехо-словацкая подгруппа
  • § словацкий
  • § чешский
  • § кнанит †

Наиболее распространённые западнославянские языки -- польский (35 млн.), чешский (9,5 млн.) и словацкий (4,5 млн.). Немногочисленное население кашубов проживает на территории Польши. Полабский язык ныне является мёртвым языком. Он восстанавливается на основе отдельных слов и местных названий, имеющихся в латинских и немецких документах, в небольших записях живой речи XVII--XVIII вв.

В З. я. выделяются 3 подгруппы: лехитская, чешско-словацкая, серболужицкая, различия между которыми появились в позднюю праславянскую эпоху. От лехитской подгруппы, в которую входили польский, полабский, кашубский, а ранее и другие племенные языки, сохранился польский язык с кашубским диалектом, сохранившим определённую генетическую самостоятельность.

З. я. отличаются от восточнославянских и южнославянских языков рядом особенностей, сложившихся в праславянский период:

сохранение группы согласных kv", gv" перед гласными i, "e, "a (‹м) в соответствии с cv, zv в южнославянских и западнославянских языках: польск. kwiat, gwiazda; чеш. kvмt, hvмzda; словац. kvet, hviezda; ниж.-луж. kwмt, gwмzda; верх.-луж. kwмt, hwмzda (ср. рус. «цвет», «звезда» и др.).

Сохранение неупрощённых групп согласных tl, dl в соответствии с l в языках других славянских групп: польск. plуtі, mydіo; чеш. pletl, mэdlo; словац. plietol, mydlo; ниж.-луж. pletі, mydіo; верх.-луж. pletі, mydіo; (ср. рус. «плёл», «мыло»).

Согласные c, dz (или z) на месте праславянских *tj, *dj, *ktj, *kti, которым в других славянских языка соответствуют согласные и, ћ, љt, dj, ћd, ж: польск. њwieca, sadzaж; чеш. svнce, sбzet; словац. svieca, sбdzaќ; ниж.-луж. swмca, sajџaж; верх.-луж. swмca, sadџeж (ср. рус. «свеча», «сажать»).

Наличие согласного љ в тех случаях, которым в языках других славянских групп соответствуют s или њ (при аналогических образованиях ch): польск. wszak, musze (дат.-предл. п. от mucha); чеш. vљak, mouљe; словац. vљak, muљe; ниж.-луж. vљako, muљe; верх.-луж. vљak, muљe [ср. рус. «всякий», «мухе»; укр. «всяк», «мусі» (= мухе)].

Отсутствие l эпентетического после губных в неначальной позиции слова (из сочетания губной + j): польск. ziemia, kupiony; чеш. zemм, koupм; словац. zem, kъpenэ; ниж.-луж.zemja, kupju; верх.-луж. zemja, kupju (ср. рус. «земля», «купля»).

В истории развития З. я. произошли общие для всей группы изменения:

стяжение групп гласных в один долгий при выпадении интервокального j и ассимиляции гласных во флексиях и в корнях: чеш. dobrэ

В З. я. установилось фиксированное ударение либо на первом (чешский, словацкий, лужицкие языки), либо на предпоследнем слоге (польский язык, некоторые чешские диалекты). В кашубском диалекте ударение разноместное.

Для большей части З. я. и диалектов характерно одинаковое изменение сильных редуцированных ъ и ь > e: чеш. sen

Основные отличия между отдельными З. я., возникшие в исторический период их развития: различная судьба носовых гласных, звука м (ять), долгих и кратких гласных; праславянский согласный g в чешском, словацком и лужицких языках изменился в h (гортанный, фрикативный), различия касаются также категории твёрдости/мягкости согласных. В системе именного склонения всех З. я. протекали общеславянские процессы: перегруппировка типов склонения по признаку грамматического рода, утрата некоторых прежних типов (главным образом основ на согласный), взаимовлияние падежных флексий внутри парадигмы, переразложение основ, появление новых окончаний. В отличие от восточнославянских языков влияние женского рода более ограничено. Наиболее архаическую систему склонения сохранил чешский язык. Все З. я. (кроме лужицких) утратили формы двойственного числа. Развилась и получила морфологическое выражение категория одушевлённости (чешский, словацкий) и специфическая категория личности (польский, верхнелужицкий). Краткие формы прилагательных исчезли (словацкий, верхнелужицкий) или сохранились ограниченно (чешский, польский).

Для глагола характерен переход непродуктивных классов спряжения к продуктивным (ср. чеш. siesti > sednouti), утрата (кроме лужицких языков) простых прошедших времён(аориста и имперфекта), в некоторых языках и плюсквамперфекта (чешский, отчасти польский). Наиболее существенные изменения в спряжении презентных форм глагола пережил словацкий язык, где все глаголы в настоящем времени имеют одну систему окончаний.

Синтаксические особенности обусловлены отчасти влиянием латинского и немецкого языков. В отличие от восточнославянских языков чаще употребляются модальные глаголы, возвратные формы глаголов в неопределённо-личном и обобщённо-личном значении типа чеш. Jak se jde? `Как пройти?" и др.

В лексике отразилось латинское и немецкое влияние , на словацком языке -- чешское и венгерское. Влияние русского языка , значительное в 18--19 вв., особенно усилилось после 2_й мировой войны.

В ранний феодальный период в качестве письменного языка у западных славян использовалась латынь. Самый древний литературный язык славян -- старославянский языквозник в 9 в. Первые собственно чешские памятники относятся к концу 13 в., польские -- к началу 14 в., словацкие -- к концу 15 -- 16 вв., лужицкие -- к 16 в. Современные З. я. пользуются латинской графикой.

Наиболее распространённые западнославянские языки - польский (35 млн.), чешский (9,5 млн.) и словацкий(4,5 млн.). Немногочисленное население кашубов проживает на территории Польши. Полабский язык ныне является мёртвым языком. Он восстанавливается на основе отдельных слов и местных названий, имеющихся в латинских и немецких документах, в небольших записях живой речи XVII--XVIII вв.

Лужицкие языки сохранились в виде небольших островков на территории Германии. Лужичан насчитывается около 150 тысяч. Они имеют свои школы, свою печать, в Берлинском университете есть славянское отделение.

Лехитская подгруппа

Кашумбский язымк (альтернативные названия: поморский язык, померанский язык; кашубск. kaszлbsczi jгzлk, pтmтrsczi jгzлk, kaszлbskф mтwa, kaszлbskт-sіowiсskф mтwa) -- западнославянский язык лехитской подгруппы, распространённый западнее и южнее Гданьска. В настоящее время на кашубском языке в быту разговаривают примерно 50 тысяч человек, знакомы с ним примерно 150 тысяч человек.

Самым близким языком к кашубскому является польский язык, с которым кашубский разделяет бомльшую часть основного словарного запаса. Также кашубский испытал существенное влияние польского на свою грамматику и словообразование. Главными отличиями от польского являются заимствования из древнепрусского и немецкого языков (из последнего -- примерно 5 % словарного запаса), а также опускание гласных в слогах без ударения и иные правила ударения, которые в самом кашубском впрочем тоже неоднородны. В то время как на юге ударение падает всегда на первый слог, на севере ударение может варьироваться.

Помльский язымк (jкzyk polski, polszczyzna) -- язык поляков, является родным примерно для 40 миллионов человек во многих странах мира, в том числе для приблизительно 38 миллионов человек в республике Польша. Как вторым и иностранным польским владеет ещё около 5-10 миллионов человек.

К диалектам польского языка относятся:

  • § Великопольский диалект, занимает территорию Великой Польши, Крайны и Боров Тухольских. В основу данного диалекта легло племенное наречие полян.
  • § Малопольский диалект, занимает территорию Малопольского, Подкарпатского, Свентокшиского и Люблинскоговоеводств. В его основу легло наречие вислян.
  • § Мазовецкий диалект занимает восточную и центральную часть Польши. Он сформировался на основе наречия племени мазовшан.
  • § Силезский диалект, распространён на территории Верхней Силезии, является продолжением развития наречия племени слензан.

Поламбский язымк -- вымерший западнославянский язык. Родной язык полабских славян, ассимилированных немцами к началу ХIХ века.

Полабский язык был наиболее близок к польскому и вместе с ним, кашубским и вымершим словинским.

Название языка происходит от славянского названия реки Эльба (польск. Јaba, чеш. Labe и т. д.). Другие названия: древяно-полабский, вендский. Соответственно и славянское племя, говорившее на нём, называлось полабскими славянами,древянами (древанами) или вендами (венды -- немецкое название всех славян Германии). Язык был распространен до первой половины XVIII века на левом берегу Эльбы в Люненбургском княжестве (теперь округ Люхов-Данненберг земли Нижняя Саксония), где были записаны памятники этого языка, а ранее также и на севере современной Германии (Мекленбург, Бранденбург, Шлезвиг, о. Рюген).

На юге ареал полабского языка граничил с лужицкими языками, имевшими распространение в южной части современной восточной Германии.

В XVII веке полабский язык становится социально непрестижным, «венды» скрывают или не афишируют своё происхождение и переходят на немецкий язык, подвергаясь в том числе и насильственной германизации. К 1725 году относятся данные о семье носителей языка, в которой молодое поколение уже не знало полабского. Последняя запись сделана около 1750 года. В 1790 составитель первого сводного полабского словаря Иоганн Юглер искал людей, которые хоть немного понимали бы по-полабски, но никого найти уже не смог.

Словинский (словинцский) язык -- западнославянский идиом лехитской подгруппы, вымерший в XX веке. Он рассматривается одними авторами как самостоятельный язык, другими -- как диалект кашубского либо (не выделяющими в свою очередь кашубский) польского. Встречается употребление термина «поморский (померанский) язык», объединяющего кашубский и словинский. На нём говорили словинцы, впервые этнографически описанные А.Ф. Гильфердингом в 1856 г. и проживавшие к северо-западу от кашубов, между Лебским озером и озером Гардно.

В XVII -- XIX веке словинский язык/диалект был употребителен даже в церковной проповеди, но после объединения Германии в 1871 стал окончательно вытесняться немецким языком. К началу XX века оставалось не более нескольких сот носителей, причём все говорили и по-немецки.

После 1945 словинцы -- протестанты (с XVI века), говорящие уже в основном на немецком языке, -- рассматривались правительством Польши как немцы и были в большинстве своём изгнаны в Германию либо затем выехали из Польши по собственному желанию, поселившись в ФРГ (многие в районе Гамбурга). Там они окончательно ассимилировались. Некоторые старики, оставшиеся в Польше, ещё в 1950-е годы помнили словинские слова.

Лумжицкие языки, серболумжицкие языки: (устаревшее название -- сербский) -- языки лужичан, одного из национальных меньшинств в Германии.

Относятся к славянской группе языков. Общее число говорящих -- около 60 000 человек, из них около 40 000 живет в Саксонии и около 20 000 в Бранденбурге. В регионе распространения лужицкого языка таблицы с названиями городов и улиц часто двуязычные.

Различают два письменных языка, которые в свою очередь состоят из нескольких диалектов: Верхнелужицкий язык (в Верхней Лужице)и Нижнелужицкий язык (в Нижней Лужице).

Число говорящих на лужицких языках в повседневной жизни значительно ниже вышеприведённых цифр. В отличие от достаточно стабильного верхнелужицкого языка нижнелужицкий язык находится на грани вымирания.

словацкий язык западнославянский этнический

Чехо-словацкая подгруппа

Чемшский язымк (самоназвание -- иeљtina, иeskэ jazyk) -- общее число говорящих - 12 млн. Латиница (чешский алфавит)

Чешский язык распадается на несколько диалектов, носители которых в целом понимают друг друга. В настоящее время под влиянием литературного языка границы между диалектами стираются. Чешские диалекты делятся на 4 группы:

  • § Чешские говоры (с разговорным чешским в качестве койнэ)
  • § Центральноморавская группа говоров (ганацкая);
  • § Восточноморавская группа говоров (моравско-словацкая);
  • § Силезские говоры.

Пограничные земли, ранее населённые судетскими немцами, нельзя отнести к одному диалекту из-за разнородности населения.

Как во многих родственных, но развивавшихся долгое время независимо языках, сходно звучащие чешские и русские слова нередко имеют различный и даже противоположный смысл (например, иerstvэ -- свежий; pozor -- внимание; mмsto -- город; hrad -- замок; ovoce -- фрукты; rodina -- семья; и другие, так называемые ложные друзья переводчика).

Словамцкий язымк (словацк. slovenиina, slovenskэ jazyk) -- общее число говорящих - 6 млн. Словацкий язык очень близок к чешскому языку.

Стандартизация словацкого языка началась в конце XVIII века. Тогда была издана книга Антона Бернолака «Dissertatio philologico-critica de litteris Slavorum» с приложением «Orthographia» (1787). Этот литературный язык основывался на западнословацких диалектах. Современный литературный словацкий язык, в основе которого лежат среднесловацкие языковые черты, возник в середине XIX века благодаря усилиям словацких патриотов Людовита Штура, Михала Милослава Годжи, Йозефа Милослава Гурбана и др. Первый вариант кодификации Штура, был сформулирован в книгах «Nauka reиi slovenskej» (Наука о словацком языке) и «Nбreиja slovenskuo alebo potreba pнsaтja v tomto nбreин» (Словацкое наречие или необходимость писать на этом наречии) и исходил прежде всего из речи интеллигенции среднесловацкого города Липтовски Микулаш и характерным был для него сильный фонологический принцип правописания, отсутствие мягкого «ль» («ѕ») и длинного гласного «й» за исключением слова «dcйra» (дочь) и другие языковые черты, которые есть в современном варианте словацкого языка. В 1851 на собрании словацких интеллектуалов была принята реформированная версия кодификации Штура, автор которой -- лингвист Милан Гаттала (речь идет о т. наз. «годжовско-гатталской реформе»). Этот вариант является основой сегодняшнего литературного словацкого языка. Важными моментами в истории дальнейшей стандартизации словацкого языка является издание правописания в 1931 и 1953 гг. и разработка терминологии в межвоенный и прежде всего послевоенный период.

Венгерские власти в период существования Австро-Венгрии преследовали литературный словацкий язык, одновременно пропагандируя менее распространённыйвосточнословацкий диалект.

Еврейско-славянские диалекты (кнаанит, Qna`anith) -- условное название нескольких диалектов и регистров славянских языков, на которых говорили евреи, жившие в Средние века в славянских странах. Все известные еврейско-славянские диалекты были вытеснены идишем или окружающими славянскими языками к концу Средневековья.

Наиболее известен еврейско-чешский вариант древнечешского языка, на котором говорили богемские и моравские евреи до массового наплыва идиш-говорящих ашкеназов из Германии и затем переселения и тех, и других на восток и северо-восток в пределы Речи Посполитой. Однако ничего неизвестно о его отличиях от языка окружающего населения. Скорее всего, как и в случае с другими средневековыми еврейскими языками Европы отличия были минимальны и ограничивались вкраплением древнееврейских и арамейских слов и использованием еврейского алфавита.

Название кнаанит (англ. Knaanic) связано с обозначением славянских стран термином Qna`an (др.-евр. лртп, издревле обозначающим Палестину -- Ханаан), встречающимся в еврейских текстах (например, Биньямин из Туделы в XII в. называет Киевскую Русь «Земля Ханаан»). Причина подобного отождествления неизвестна.

полабский

польский

кашубский

верхне-лужицкий

нижне-лужицкий

украинский

белорусский

людина, чоловік

prenja zaima, jisin

вогонь, вогнище

агонь, вогнiшча

вецер, ветрык

З, з (называется: зэ) — буква всех кириллических славянских алфавитов (9-я в русском, белорусском, македонском и сербском, 8-я в болгарском и в украинском — 10-я); также применяется в письменностях ряда не славянских народов. На её основе в них даже образованы новые буквы, такие как Ҙ. В церковно- и старославянских азбуках является 8-й по счёту, и именуется «земля́».

В кириллице обозначается как (более древняя — Z-образная форма) и эквивалентна числу 7. В глаголице пишется как и означает число 9. Кириллическая форма произошла от греческой буквы Ζ, ζ (дзета); глаголическая, возможно, тоже (но имеются и другие гипотезы).

Буква З в произношении очень давно совпала с буквой Ѕ - «зело», употреблявшейся намного реже. С введением гражданского шрифта сначала (1708) букву З (в пользу буквы Ѕ) исключили из русского алфавита, но во 2-й модификации шрифта (1710) её восстановили, а Ѕ — исключили. Правда, обе азбуки употреблялись параллельно до 1735 г., когда окончательно убрали Ѕ.

Произношение

Буквой «З» в русском языке обозначают (перед рядом мягких согласных и ё, е, и, ь, ю, я) такие звуки, как свистящие [з]/[з`]; оглушается перед глухой согласной и в конце слова, соответственно, в [с`] / [с] (кузька [кус’ка], мазь [мас`], сказка [скаска], туз [тус]).Перед шипящими подобна им: напр., низший (чит. — ни[шш]ий), без жены (чит. — бе[ж-ж]ены) и т. п. В сочетаниях здч, зч читается как щ, т.е., как мягкое долгое [шш`]: звёздчатый (чит. —звё[шш`]атый), извозчик (чит. — изво[шш`]ик).

В целом аналогично читается буква З и в иных славянских языках; отличия, в основном, могут быть в меньшем распространении оглушения [з] в [с] и в произношении сочетания дз не в 2 звука, а как единого целого — звонкой аффрикаты, которая па́рна к глухой ц.

Приставки на з/с и их правописание

В целом этимологическая, русская орфография делает одну из малочисленных уступок произношению при написании приставок, с окончанием на з/с. Их правописание восходит к старославянским правилам, и несколько раз менялось. В частности, были следующие виды систем.

Русская современная орфография

Приставка с- неизменна; иные приставки (раз- и низ-, из- и чрез- (через), без- и вз- (воз-)) имеют з перед звонкой согласной и гласной, перед глухой согласной — с. (Считают, что слово «близстоящий» имеет не приставку, а 2 корня, и поэтому не противоречит данному правилу.)

Русская дореволюционная орфография

Не изменяются приставки чрез- (через-), без- и с-; приставки другие (из-, раз-, низ- и вз- (воз-)) имеют перед звонкой согласной, гласной, а также перед с — з, но перед иными глухими согласными — с.

Орфография церковнославянская (с середины XVII в.)

Никогда не изменяются приставки без-, с-, низ- и чрез- (через-) (лишь глагол згарати исключение, хотя сгорѣти); у приставок раз-, вз- (воз-) и из- имеется з перед звонкой согласной и гласной, и перед с и ш, но перед другими глухими согласными — с. В ряде изданий з на с не меняется также перед ч и ц, но это формально считают ошибкой.


Буква З - девятая буква русского алфавита. Он обозначает согласный звонкий звук, твёрдый [З] и мягкий [З"].

Слова, на букву З : завод, занавески, зубы, зал, заяц, змея, значок, зонт, зебра, забор, забег, заря, закон, запах, зашить, звено, земля, зима, зола, зерно, забыть, забота, задача, заметка, засуха, зверьё, зевать, золото, зоопарк

Слова, в которых буква З в середине слова : база, Азия, ваза, изюм, изба, Лиза, муза, указка, язык, базар, вздох, взрослый, газон, гроза, козёл, озеро, сезон, физика, бензин, воздух, газета, грызун, польза, медуза, низкий, нельзя, огрызок, поздний, поезд, резина, праздник

Слова с буквой З на конце : таз, арбуз, блюз, глаз, груз, союз, указ, алмаз, девиз, круиз, порез, склероз, скалолаз, мороз, паровоз

Несколько букв З в слове : зазнайка, заказ, зигзаг, звёзды, замазка


Как писать букву З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра "три"!

Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.

Загадки с буквой З ()
Зебра, ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь, в лозе,
На картинке с буквой...

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
/зонт/

Зимой серый, а летом белый.
/заяц/

Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.
/змея/

Стихотворения про букву З ()
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.

З - не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!

Ищут звери в зоопарке,
Букву З, в высокой травке,
Айболит всем говорит,
Заяц знает, З звенит.

В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.

На обед дал клоун Гоша
Листья фикуса козе.
Откусила та. И что же?
Фокус-покус! - Буква З.
Забияка З большая,
Дразнит часто букву С,
Только С не обижает
Буквы З сей интерес.
Буква З звонок купила,
И с утра в него звонила.
Зайцев в гости зазывала,
Завтраком их ушощала.

Скороговорки ()
Звенит звонок, зовёт звонок,
И Зое надо на урок.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зелёная берёза стоит в лесу,
Зоя под берёзой поймала стрекозу.

Соня - незнайка,
А Зина - зазнайка.
Роза - зазнайка,
А Зоя - незнайка.

У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

Девочка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козу и козла.

Чистоговорки


Изображение буквы З и слова на букву З






Буква «З» жила этажом ниже буквы «Ж». Рано утром она просыпалась, напевала свою любимую песенку: з – з – з – з, за, зо, зу, зи, зэ… И шла умываться и чистить зубы.

Надо сказать, что каждое утро буква «З» чистила зубы новой зубной пастой. У неё была огромная коллекция зубных паст со всех стран мира! Потому что в каждой стране у буквы «З» были друзья: мальчики и девочки, которые тоже очень любили чистить зубки. И они высылали букве «З» зубную пасту для её коллекции. В коллекции какой только пасты не было! И фруктовая, и ванильная, и мятная, и со вкусом мороженого, разная-разная.

Так вот, почистив свои чудесные здоровые зубки, буква «З» отправилась на прогулку. Она долго-долго шла по лесу и заблудилась. Она искала дорогу, но так и не могла выйти на неё. И буква «З» зашла внутрь домика, на котором были нарисованы незнакомые знаки. Внутри к ней навстречу вышла странная палочка с носиком (1) и сказала:

– Эй, где ты ходишь, цифра 3 (три), заходи!

– Ой, извините, но я не цифра три, я буква «З», вы меня перепутали.

– Да нет же, ты цифра три! – не унималась эта странная палочка. – А я – цифра один.

– А! – догадалась буква «З», она слышала про это удивительное царство цифр, – Я знаю, вы все цифры! Но я пришла из алфавита, я просто заблудилась.

– Да? – удивилась цифра один, – тогда где же наша цифра три?

– А может быть она тоже заблудилась и теперь сидит в нашем домике – Алфавите, и все её перепутали со мной, с буквой «З»? Сейчас я позвоню букве «А» и всё узнаю! – сказала буква «З».

У неё был телефон, по которому она звонила.

– Дзынь, дзынь, дзынь.

– Алё, это буква «А»? Да? А это буква «З». Что? У вас уже есть буква «З»? Да нет же, это не я, это цифра три! Ах, что делать? Все всё перепутали и запутали.

– Что, что, – ответила цифра один, – нужно идти к вам и выручать цифру три.

– Но я заблудилась и не помню дорогу домой! – возразила буква «З».

– Зато у нас есть карта, на которой всё написано и нарисованы все дороги, как до них добраться и как добраться до твоего домика Алфавита.

И они взяли карту, и пошли искать домик, в котором жила буква «З». Они долго шли и наконец, нашли домик. Там были все буквы и перед ними стояла и плакала цифра три. Она им говорила:

– Да никакая я не буква «З», я цифра! Цифра три!

– Да, да! Это я буква «З»! – крикнула подбежавшая буква «З» и встала рядом с цифрой три.

Цель занятия: изучаем букву З, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой З, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву З по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Замок (Нойшванштайн) Замок Заяц Зонт

  1. Скажи, как поет комар? (З-з-з…)
  2. Какой звук есть и в слове ЗОНТ, и в слове ЗАМОК, КОЗА?
  3. В начале, в конце или в середине звук [з] в слове ЗОНТ? — ЗАМОК? — КОЗА? — РОЗА?

Когда мы произносим звук [з], кончик языка - за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Повтори: ЗЗЗ. Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [з].

  • Гласный или согласный звук [з]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь глухие согласные звуки?

Задание: печатная буква З для дошкольников

Рассмотри букву З. Нашили букву З в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Мчится без оглядки.
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу.
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … (Зайка.)

Ясными ночками гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать - луна,
А дочурки … (звезды).

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку.
Быстро делаю … (зарядку).

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка.
Как зверек зовется? … (Зайка.)

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная … (задача).

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).

В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс … (звонок).

Сказка про букву З

Нелетающий зонт

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит - прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

3-з-западня,- затрясся заяц,- убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит…
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

Давай, давай! Нажимай! - кричит заяц.
- Зарядкой надо заниматься - быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит - не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

Ах, козел! - рычит.
- Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

Загадки для детей на букву З

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима)

По полю скачет -
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком.
(Заяц)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

Хоть сама - и снег, и лед,
А уходит - слезы льет.
(Зима)

Когда все укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается с нами?
(Зимой)

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея)

Лежит веревка,
Шипит плутовка.
Брать ее опасно -
Укусит.
Ясно?
(Змея)

По земле ползает,
А к себе не подпускает.
(Змея)

Свернешь - клин,
Развернешь - блин.
(Зонт)

Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт)

Тридцать два молотят,
Один поворачивает.
(Зубы и язык)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(Заяц)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
(Заяц)

Длинное ухо.
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)

Кто любит морковку
И прыгает ловко.
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки?
(Заяц)

Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы - другого цвета.
(Заяц)

На черный платок
Просыпано просо.
Пришел петушок,
А склевать-то не просто.
(Звезды)

Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
(Звезды)

За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый,
А когда пропел петух -
Скрылись овцы и пастух.
(Звезды и месяц)

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем таких, как я,
Будет целая семья!
(Зерно)

Что видно только ночью?
(Звезды)

Пословицы и поговорки на букву З

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.
Знайка все с полуслова понимает, а Незнайка на все только рот разевает.
Земля, на которой родился,- золотая.
Зацепился за пень и стал на весь день.
Здоровье дороже богатства.
Люди с базара, а Назар - на базар.

Веселые стихи про букву З для детей

Сегодняшний завтрак
«Завтра,- думал я вчера,
- Сяду завтракать с утра.
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак.
(В. Берестов)

Зайка, заинька-дружок!
Посиди со мной часок.
- Ни минуты не могу -
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал.
Есть морошку приглашал.
(Ф. Бобылев)

Зайке холодно в лесочке -
Свяжем серому носочки.
(А. Пудваль)

Зайка
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет».
(А. Шибаев)

Зачем у маленькой хозяйки
Зеленый зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб прятаться от волка
Под этим зонтиком из шелка.
(Г. Сатир)

Заяц зайцу говорит:
- Мне бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Мне бы зубы как у волка.
(В. Викторов)

Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
(В. Берестов)

Резиновую Зину
Купили в магазине,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней.
Резиновая Зина,
Упала из корзины -
Измазалась в грязи.
(А. Барто)

Рано солнышко встает
И спешит на огород:
- Все ли, овощи, в порядке?
Как дела на вашей грядке?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: подъем!
Физзарядку проведем.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Потянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень -
Впереди рабочий день.
Надо к вечеру успеть
Помидорам - покраснеть.
Баклажанам - посинеть,
Дыне с тыквой - пожелтеть.
Надо к ужину поспеть.
(Т. Полякова)

Зебу не знает ни снега, ни вьюги.
Он и родился, и вырос на юге.
К пальмам и к южному небу привык.
Хотя он всего только бык…
(Б. Заходер)

Земляничка
Земляничка Возле пня всем сказала:
- Нет меня!
- Оглянулась и потом
Притаилась под листом.
Солнца луч ее нашел.
Закричал:
- Нехорошо!
Обманула! Ай-ай-ай!
Земляничка, вылезай!
- Покраснела ягода и сказала:
- Ябеда…
(Л. Фадеева)

Знать бы, зачем
Залилась спозаранку
В замерзших зарослях
Крошка-зарянка?
Знать бы, зачем,
Заглядевшись в зенит,
Звонко и весело зяблик звенит?
Знать бы, зачем
Зашуршала змея?
Знать бы, зачем
Зеленеет земля?
(В. Лунин)

Хотят ко дню рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
(С. Михалков)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».

Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».

Буква «З»

Веселые стихи

З – не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

З звенит звонком и нас

На урок торопит в класс.

В. Степанов

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

Г. Виеру

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов

В звезде найдешь ты букву З ,

И в золоте, и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься –

Ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Игры

Игра «Доскажи словечко».

Е. Серова

Игра «Волшебная цепочка».

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Игра «Наборщик».

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

Игра «Лесенка».

Игра «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

Загадки

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.)

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.

(Заяц.)

На черный платок

Насыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

(Звезды.)

Свернешь – клин,

Развернешь – блин.

(Зонт.)

Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Ноги больше головы?

(Заяц.)

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно –

Укусит. Ясно?

(Змея.)

И так дорогие мои ваша копилка пополнилась новым практическим материалом для буквы «З «

Желаю вам успехов в изучении букв с вашим малышом и с нетерпением жду ваших комментариев, вопросов. И очень бы хотелось чтобы вы поделились своим опытом.