Польский кинематограф является одним из самых развитых в Восточной Европе. Немало польских фильмов являются широко известными за пределами Польши, например, "Фараон" (1966), "Потоп" (1974), "Знахарь" (1982), "Огнём и мечом" (1999), "Камо грядеши" (2001). В Польше раньше, чем в СССР / России, был экранизирован роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Польские режиссёры Роман Полански, Кшиштоф Кеслёвский, Агнешка Холланд, Анджей Вайда, Ежи Кавалерович, Анджей Жулавский, Кшиштоф Занусси внесли большой вклад в развитие мирового кино.

Примечание относительно написания фамилий актрис: в польском языке большинство женских фамилий имеют окончание "а", при этом в русском языке женские польские фамилии принято записывать с окончанием "ая", например, польская фамилия Skłodowska традиционно пишется по-русски как Склодовская. И в польском, и в русском языке польские фамилии склоняются по падежам.

25 место. Эва Вишневская / Ewa Wiśniewska (род. 25 апреля 1942 года, Варшава) - польская актриса театра и кино. Сыграла княгиню Курцевич в самом кассовом современном польском фильме 90-х годов "Огнём и мечом" (1999), получив за эту роль премию "Орли" за лучшую женскую роль второго плана.


24 место. Гражина Барщевская / Grażyna Barszczewska (род. 1 мая 1947, Варшава) - польская актриса театра, кино, радио, телевидения и кабаре. В 1999 году получила приз "Wielki Splendor", присуждаемый Польским радио лучшему актёру радиопостановок.

23 место. Эльжбета Барщевская / Elżbieta Barszczewska (29 ноября 1913, Варшава - 14 октября 1987) - польская актриса театра, кино и телевидения. Сыграла роль Беаты в фильме "Знахарь" 1937 года (ремейком этого фильма является известный в России фильм "Знахарь" 1982 года выпуска).

22 место. Йоанна Опозда / Joanna Opozda (род. 7 февраля 1988, Буско-Здруй, Польша) - польская актриса и модель.

21 место. Эльжбета Старостецкая / Elżbieta Starostecka (род. 6 октября 1943, Рогув, Польша) - польская актриса театра и кино, певица. Обладательница премии «Złote Grono» (для наиболее популярной актрисы в сезоне 1976/77) за роль Стефании Рудецкой в фильме "Прокажённая".

20 место. Марта Жмуда-Тжебятовская / Marta Żmuda-Trzebiatowska (род. 26 июля 1984, Члухув, Польша) - польская актриса. Снимается в фильмах и сериалах.

19 место. и - польские актрисы, сестры-близнецы. Родились 15 ноября 1985 года в Новом Сонче (Польша).

фото Паулины Хапко:

фото Каролины Хапко:

18 место. Зофия Батыцкая / Zofia Batycka (род. 22 августа 1907, Львов, Украина - 9 июня 1989) - польская актриса, Мисс Польша 1930, Вице-мисс Европа 1930, Мисс Парамаунт 1931.

17 место. (настоящая фамилия - Кизюк / Kiziuk; род. 10 августа 1943, Львов) - польская актриса театра, кино и кабаре.

16 место. (настоящая фамилия - Таубвурсель / Taubwurcel; 28 марта 1938, Лодзь, Польша - 10 марта 2013) - польская актриса театра и кино.

15 место. (род. 4 июня 1970, Белосток, Польша) - польская и шведская актриса, а также певица. Известные роли в кино: Наталья Симонова (Золотой глаз, 1995), Елена Курцевич (Огнём и мечом, 1999).

14 место. (род. 8 февраля 1944, Варшава) - сценарист, режиссер, также актриса, снявшаяся всего в одном фильме - "Зной" (1964).

13 место. (род. 8 января 1936, Владимир-Волынский, Украина) - польская актриса и телеведущая, Мисс Польша 1957. Алиция Бобровская стала первой представительницей Польши на международном конкурсе красоты "Мисс Вселенная", завоевав при этом титул 4-й Вице-Мисс на данном конкурсе.

12 место. (5 сентября 1942, Варшава - 19 марта 1997) - польская актриса и модель. Тереса Тушиньская сыграла в 12-ти фильмах, при этом так и не получила актёрского образования.

11 место. (род. 19 января 1955, Варшава) - польская актриса, танцовщица, модель, писательница.

10 место. (род. 15 сентября 1990, Тыхы, Польша) - современная польская актриса, снимается в фильмах и сериалах.

9 место. Катажина Мацёнг / Katarzyna Maciąg (род. 3 мая 1982, Козенице, Польша) - польская актриса театра и кино.

8 место. Анна Дымная / Anna Dymna (род. 20 июля 1951, Легница, Польша) - польская актриса театра и кино, более всего известная в странах бывшего СССР по роли Марыси Вильчур в фильме "Знахарь" (1982). В 1988 году сыграла роль Маргариты в 4-серийной польской экранизации романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Настоящая фамилия актрисы - Дзядык / Dziadyk. В 1973 году она вышла замуж за актера Веслава Дымного, после чего взяла фамилию мужа. Несмотря на то, что по-русски фамилия актрисы правильно пишется "Дымная" , в русскоязычных источниках устоялось написание её фамилии на польский манер - Дымна .

7 место. Ольга Савицкая / Olga Sawicka (7 февраля 1932, Познань, Польша - 2 апреля 2015) - польская балерина, хореограф, актриса.

6 место. Барбара Карская / Barbara Karska (род. 20 сентября 1949, Нидерланды), более известная как Барбара Нильсен / Barbara Nielsen - актриса, известная советским зрителям по роли Баси в польском фильме "Анатомия любви" (1972).

5 место. Каролина Грушка / Karolina Gruszka (род. 13 июля 1980, Варшава) - польская и российская актриса, супруга российского режиссера и драматурга Ивана Вырыпаева. Известные роли в кино: Маша Миронова (Русский бунт, 2000, озвучивала Чулпан Хаматова), Саша (Кислород, 2009), Екатерина (Танец Дели, 2012), Вера (Жыве Беларусь, 2012).

4 место. Магдалена Мельцаж / Magdalena Mielcarz (род. 3 марта 1978, Варшава) - польская актриса и модель. Известные роли в кино: Лигия (Камо грядеши, 2001), принцесса Генриетта (Фанфан-тюльпан, 2003), панночка Эльжбета (Тарас Бульба, 2008).

3 место. (род. 14 августа 1938 года, Вилянов, Польша) - знаменитая польская актриса, снявшаяся почти в 100 фильмах. Известные роли в кино: княжна Эльжбета (Пепел, 1965), Марыся (Марыся и Наполеон, 1966), Изабелла Ленцкая (Кукла, 1968), Варвара Павловна (Дворянское гнездо, 1969).

2 место. Поля Ракса / Pola Raksa (род. 14 апреля 1941, Лида, Гродненская область, Беларусь) - актриса, трижды (1967, 1969, 1970) удостоенная премии "Серебряная маска" как самая популярная актриса Польши. Снималась в польских и советских фильмах. Известные роли в кино: Хедвига-Мария Калиновска (Девушка в окошке, 1964), Хелена де Вит (Пепел, 1965), Зося (одноименный фильм, 1967), Маруся "Огонёк" (сериал "Четыре танкиста и собака", 1966-1970), Иветта (Ноктюрн, 1966). Полное имя актрисы - Аполония / Apolonia, при этом в кино она снималась под уменьшительным именем Поля, которое в русскоязычных источниках ошибочно указывается как Пола .

Самая красивая польская актриса - Барбара Брыльская / Barbara Brylska (род. 5 июня 1941, Скотники, Польша). Известные в России киноработы: финикийская жрица Кама в фильме "Фараон" (1966), Надя Шевелёва в фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (1975), Хелена в киноэпопее "Освобождение" (1972), Ева в фильме "Анатомия любви" (1972). В русскоязычных источниках устоялось написание фамилии актрисы на польский манер - Брыльска .

4 место. Беата Тышкевич / Beata Tyszkiewicz (род. 14 августа 1938 года, Вилянов, Польша) - знаменитая польская актриса, снявшаяся почти в 100 фильмах. Известные роли в кино: княжна Эльжбета (Пепел, 1965), Марыся (Марыся и Наполеон, 1966), Изабелла Ленцкая (Кукла, 1968), Варвара Павловна (Дворянское гнездо, 1969).

3 место. Поля Ракса / Pola Raksa (род. 14 апреля 1941, Лида, Гродненская область, Беларусь) - актриса, трижды (1967, 1969, 1970) удостоенная премии "Серебряная маска" как самая популярная актриса Польши. Снималась в польских и советских фильмах. Известные роли в кино: Хедвига-Мария Калиновска (Девушка в окошке, 1964), Хелена де Вит (Пепел, 1965), Зося (одноименный фильм, 1967), Маруся "Огонёк" (сериал "Четыре танкиста и собака", 1966-1970), Иветта (Ноктюрн, 1966). Полное имя актрисы - Аполония / Apolonia, при этом в кино она снималась под уменьшительным именем Поля, которое в русскоязычных источниках ошибочно указывается как Пола .

2 место. Барбара Брыльская / Barbara Brylska (род. 5 июня 1941, Скотники, Польша) - польская актриса. Известные в России киноработы: финикийская жрица Кама в фильме "Фараон" (1966), Надя Шевелёва в фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (1975), Хелена в киноэпопее "Освобождение" (1972), Ева в фильме "Анатомия любви" (1972). В русскоязычных источниках устоялось написание фамилии актрисы на польский манер - Брыльска .

Самая красивая полька - Настасья Кински / Nastassja Kinski - немецко-американская актриса и модель. Родилась 24 января 1961 года в Западном Берлине. Её отцом был немецкий актер Клаус Кински - этнический поляк, родившийся в Сопоте (Польша). Мать - актриса Ruth Brigitte Tocki (её национальность неизвестна).

Большинство кораблей и судов имеют определенный срок службы, который исчисляется десятками лет до того времени, пока не приходиться регулярно менять оборудование, а это со временем делает ремонт невыгодным.

В таком случае наступает так называемая утилизация кораблей. Справка: «Утилизация судов это процесс демонтажа оборудования судна, переработка отходов или помещение их на длительное хранение в безопасное место. К процессу утилизации предъявляются высокие требования по безопасности с точки зрения нанесения вреда окружающей среде. Утилизация позволяет повторно использовать материалы с корабля, особенно сталь. Оборудование на борту судна также может быть использовано повторно. Крупнейшими местами утилизации кораблей считаются Гадани (Пакистан), Аланг (Индия), Читтагонг (Бангладеш), Алиага (Турция)».

Супертанкеры и гигантские грузовые суда являются основой нашего глобального потребительского общества. Сотни метров в длину, перевозящие миллионы тонн грузов по всему миру внушают доверие. Строительство одного такого гиганта почти является подвигом в мире техники. Тем не менее, жизнь и место последнего упокоения этих стальных гигантов еще более интригующе. Даже когда большие корабли уже немореходны, а ремонт не являются экономически выгодным, материал из которого они построены все также имеет значение. В настоящее время судоразделочные верфи, как правило, расположены в странах третьего мира, в местах, удаленных от поля зрения людей, любящих супермаркеты, где дешевая рабочая сила и экологические законы практически не действуют. Именно на таких верфях большие корабли заканчивают свои дни, разбираемые по крупицам вручную, и полностью лишенные возможности на восстановление.

В 20 км к северо-западу от города Читтагонг (Бангладеш) в местечке Fauzdarhat побережье усеяно кораблями, обреченными на смерть. Здесь расположено более двадцати судоразборных верфей занимающих 16 мильную прибрежную зону. Это место можно назвать индустриальной пустыней эпических различий, где тысячи рабочих вынуждены подписаться на жалкое существование среди неповоротливых руин железа, работая без элементарной защиты, рискуя получиться травму или отравиться токсичными парами от воздействия асбеста и других опасных материалов.

Читтагонг является лишь одним из многих подобных мест на планете. Международные организации, такие как GREENPEACE, уже пытаются донести до общественности о надвигающейся угрозе экосистеме и здоровье людей, особенно рабочих судоразделочных верфей. Конечно же, еще существует некоторая надежда, что общественное давление заставит крупные судоходные компании более широко внедрять так называемый «зеленый флот» в развитых странах.

судоразделочные верфи в Бангладеш

Слом в Бангладеш начался в 1960 году, когда в Бенгальском заливе после мощнейшего циклона, ураган оставил на мели недалеко от берега Читтагонг гигантское грузовое судно. Судовладельцы отказались от него, и местные жители начали медленно разбирать судно, вырезая металл и снимая оборудование. Этот случай считается началом судоразделочной индустрии в Бангладеш, которая постепенно расширялась, и к середине 80-х годов Бангладеш стал одним из главных судоразделочных наций в мире. Некоторые из крупнейших в мире списанных судов сегодня царапины на огромном берегу к северу от Читтагонг, который является вторым по величине городом и крупным морским портом в стране.

Экологическая политика и законы здесь не работают, а заработные платы одни из самых низких в мире. Именно это и вынудило предприимчивых жителей заняться подобным бизнесом. Судоразделочные пляжи, которые уже в то время были запрещены в большинстве стран, можно было бы организовать в Бангладеш без каких-либо проблем. Бедность и миллионы людей, не имеющих образования, искали средства к существованию. Они то и стали дешевой рабочей силой, необходимой для судоразделочной промышленности. Каких-либо серьезных инвестиций для организации разборки судов не требуется. Необходима лишь большая лебедка, несколько паяльных ламп и, возможно, бульдозер. Труд в этой отрасли чрезвычайно дешев, а экологические и трудовые нормы можно не учитывать. Именно поэтому слом судом в Бангладеш довольно прибыльный бизнес с минимальным риском для судовладельцев и инвесторов. Судоразделочная индустрия в Бангладеш оценивается около 1,5 миллиардов долларов ежегодно.

Во всем мире около 700 океанских судов идут на слом каждый год и более 100 из них отправляются на кладбище кораблей в Бангладеш. Некоторые из «местных» судов достигают размеров 350 метров. Считается, что 30 процентов мирового водоизмещения были списаны именно в Бангладеш в период с 2000 по 2010 год. С тех пор бизнес по разборке судов стал немного снижаться из-за глобального экономического спада и более строгого соблюдения национальных законов и правил. Однако сейчас он снова набирает обороты и количество судоразделочных верфей с каждым годом растет. По оценкам экспертов в этой индустрии в Бангладеш заняты от 30 до 50 тысяч человек. Кроме того, еще 100 тысяч косвенно участвует в бизнесе. Большинство рабочих нанимаются на верфях через местных подрядчиков. Рабочий зарабатывает около 1-3 долларов в день в зависимости от вида работ. Как правило, в демонтаже корабля принимает участие 300-500 человек, а снятый материал имеет большую ценность для местной экономики. В частности, переработанная сталь используется в строительстве, а кухонные плиты далее могут устанавливаться на новых судах. Благодаря кладбищу кораблей около 70-80 процентов стали, используемой в Бангладеш, происходит от судоразделочных верфей в Читтагонг. Одним из наиболее ценных частей корабля или судна является гребной винт, стоимость которого составляет от 50 до 100 тысяч долларов. Винты и другие детали высокого качества экспортируются в другие страны. Наиболее достойные предметы, взятые из аварийных судов, также экспортируются в страны Европы и Азии. На кладбище кораблей можно найти все, начиная от огромных генераторов, холодильников, промышленных смесителей, кухонных моек и диванов, столовые приборы и наборы для специй, и даже неиспользуемая туалетная бумаг.

Однако работа по разборке судов очень опасная. Она включает множество рисков связанных со здоровьем человека. Рабочие часто подвергаются воздействию асбеста, используемого для изоляции в старых судах, и корабельной краски, содержащей свинец, кадмий и мышьяк. Каждое судно содержит в среднем 7000-8000 кг асбеста и от 10 до 100 тонн свинцовой краски. Нередко здесь случаются смерти, вызванные отравлением газов, взрывов и пожаров. Иногда рабочие падают с высоких бортов, на которых работают без страховки. На газовой сварке многие работают без защитных масок, не имея даже обуви, не говоря уже об одежде. Местные организации в Бангладеш подсчитали, что за последние 30 лет около 2000 человек умерли и еще столько же получили серьезные травмы, работая на кладбище кораблей. Общая статистика здравоохранения показывает, что процент людей с ограниченными возможностями в районе Читтагонг выше среднего по стране в целом. Многие из работников потеряли конечности или получили другие инвалидности, работая на судоразделочных верфях.

Единственным методом, которым пользуются рабочие при проверке уровня опасности в отдельных частях корабля на предмет наличие опасных газов, это куры. Выжившая птица извещает о том, что рабочие могут начинать работы в этих помещениях, где когда то находились нефтепродукты или другие легковоспламеняющиеся вещества.

Рабочие кладбища кораблей бедны и просто не имеют другой альтернативы для поддержания себя и своих семей. Они вынуждены работать на судоразделочной верфи, чтобы как-то прокормить свою семью. Они мало знают о правилах и положениях основных профессиональных стандартов в области здравоохранения и безопасности. Правительство Бангладеш недавно представило новую национальную программу по улучшению экологических и профессиональных стандартов охраны здоровья и безопасности на предприятиях по разборке судов, но ей предстоит пройти длинный путь бюрократии. Политики и лица, принимающие подобные решения более корыстны в своих интересах. Более того коррупция в Бангладеш также широко распространена, что затрудняет соблюдение правил и норм.

В последние годы, судоразделочная индустрия в Бангладеш снижается из-за глобального экономического спада и внедрения новых жестких норм национальной политики. Некоторые эксперты считают, что международная конвенция по утилизации судов, принятая Международной морской организацией (ИМО) в январе 2010 года наоборот закрепляет опасные судоразделочные пляжи в беднейших странах мира, и препятствует переходу на более безопасные и экологичные формы утилизации судов.

Как в Бангладеш разбирают корабли на металлолом aslan wrote in May 15th, 2016

Как и все, сделанное руками человека: транспортные средства от автомобилей и грузовиков до самолетов и локомотивов, корабли имеют свой срок жизни, и когда это время истекает, их отправляют на металлолом. Такие большие громады, конечно же, содержат много металла, и крайне рентабельно их потрошить и металл перерабатывать. Добро пожаловать в Читтагонг (Chittagong) — один из крупнейших в мире центров по слому кораблей. Здесь одновременно работало до 200тыс. человек.

На долю Читтагонга приходится половина всей стали, производимой в Бангладеш.


После Второй мировой войны судостроение стало переживать небывалый подъем, огромное количество металлических кораблей строилось по всему миру и все больше - в развивающихся странах. Однако вскоре возник вопрос по утилизации отработавших свое кораблей. Более экономичней и выгодней оказалось производить разбор старых кораблей на металлолом в бедных развивающихся странах, где десятки тысяч низкооплачиваемых трудящихся демонтировали старые корабли в несколько раз дешевле, чем в Европе.

Плюс ко всему немаловажную роль сыграли такие факторы, как строгие требования охраны здоровья и окружающей среды, дорогостоящие страховки. Все это сделало слом кораблей в развитых европейских странах невыгодным. Здесь такая деятельность ограничивается, в основном, утилизацией военных судов.

Утилизация старых судов в развитых странах в настоящее время чрезвычайно высока также из-за дороговизны: стоимость утилизации токсичных веществ, таких как асбест, ПХБ и содержащих свинец и ртуть — зачастую выше, чем стоимость металлолома.

История развития центра утилизации кораблей в Читтагонге восходит к 1960 году, когда после шторма на песчаный берег Читтагонга было выброшено греческое судно MD-Alpine. Пять лет спустя после нескольких неудачных попыток повторного снять судно MD Alpine с мели — оно было списано. Тогда местные жители и начали его разбор на металлолом.

К середине 1990-х в Читтагонге развился масштабный центр по слому кораблей. Это было вызвано также и тем, что Бангладеше при разборке кораблей стоимость металлолома выше, чем в любой другой стране.

Однако условия труда на разборке кораблей были ужасными. Здесь каждую неделю из-за нарушений безопасности труда погибал один рабочий. Нещадно использовался детский труд.

В конце концов, Верховный суд Бангладеша наложил минимальные стандарты безопасности, а также запретил все виды деятельности, которые не отвечают этим условиям.

В результате количество рабочих мест уменьшилось, стоимость работ возросла и бум утилизации кораблей в Читтагонге пошла на спад.

В бангладешском Читтагонге утилизируется около 50% мирового объёма кораблей, списанных на металлолом. Сюда приходят 3-5 судов еженедельно. Непосредственно сами корабли разбирает около 80 тысяч человек, ещё 300 тысяч работает в смежных отраслях. Ежедневная зарплата рабочих составляет 1,5-3 доллара (при этом рабочая неделя - 6 дней по 12-14 часов), а сам Читтагонг считается одним из самых грязных мест в мире.

Списанные корабли сюда начали приходить в 1969 году. К нашему времени в Читтагонге разбирается 180-250 кораблей ежегодно. Береговая полоса, где суда находят своё последнее пристанище, тянется на 20 километров.

Их утилизация происходит самым примитивным способом - с помощью автогена и ручного труда. Из 80 тысяч местных рабочих примерно 10 тысяч - это дети от 10 до 14 лет. Именно они являются самыми низкооплачиваемыми работниками, получая в среднем 1,5 доллара в день.

Ежегодно на разборке судов гибнет около 50 человек, ещё примерно 300-400 становятся калеками.

80% этого бизнеса контролируется американскими, германскими и скандинавскими компаниями - металлолом затем отправляется в эти же страны. В денежном выражении разбор кораблей в Читтагонге оценивается в 1-1,2 млрд. долларов в год, в Бангладеше в виде зарплат, налогов и взяток местным чиновникам от этой суммы остаётся 250-300 млн. долларов.

Читтагонг одно из самых грязных мест в мире. При разборке кораблей машинные масла сливаются прямо на берег, там же остаются свинцовые отходы - так, ПДК по свинцу тут превышен в 320 раз, ПДК по асбесту - в 120 раз.

Лачуги, в которых живут рабочие и их семьи, тянутся на 8-10 км вглубь территории. Площадь этого «города» - около 120 квадратных километров, и в нем проживает до 1,5 млн. человек.

Город-порт Читтагонг (Chittagong) лежит в 264 км к юго-востоку от Дакки, приблизительно в 19 км от устья реки Карнапхули.

Это второй по величине населенный пункт Бангладеш и самый известный её туристический центр. Причиной тому удачное расположение города между морем и горными районами, хорошее морское побережье с обилием островов и отмелей, большое количество древних монастырей сразу нескольких культур, а также множество самобытных горных племен, населяющих районы знаменитых холмов Читтагонга. Да и сам город за свою историю (а основан он был ориентировочно на рубеже новой эры) пережил немало интересных и драматических событий, поэтому славится характерным смешением архитектурных стилей и различных культур.

Главное украшение Читтагонга — лежащий вдоль северного берега реки старый район Садаргхат. Родившийся вместе с самим городом где-то на рубеже тысячелетий, он издревле заселялся богатыми торговцами и капитанами судов, поэтому с приходом португальцев, которые почти четыре столетия держали под контролем всю торговлю на западном берегу Малаккского полуострова, здесь же вырос и португальский анклав Патергхатта, застроенный богатыми по тем временам виллами и особняками. Кстати, это и один из немногих районов в стране, который до сих пор сохранил христианство.

Вот что пишут об условиях работы в этом месте:

«…Используя только паяльные лампы, кувалды и клинья они вырезают огромные куски обшивки. После того, как эти фрагменты рушатся вводу наподобие отколовшихся кусков ледника, их волокут на берег и режут на мелкие части, весящие сотни фунтов. Их переносят на грузовики команды рабочих, поющих ритмичные песни, поскольку перенос очень тяжелых толстых стальных пластин требует идеальной слаженности действий. Металл будет продан с огромной выгодой для владельцев, которые живут в роскошных особняках в городе.

Разделка судна продолжается с 7:00 до 23.00 одной командой рабочих с двумя получасовыми перерывами, и часом на завтрак (ужинают они после того, как вернутся домой в 23.00). Итого — 14 часов в день, 6-1/2 дневная рабочая неделя (полдня в пятницу свободно, согласно требованиям ислама). Рабочим платят 1.25 $ в день»

И небольшое видео об условиях труда

Взят у
Жми на иконку и подписывайся!

Город-порт Читтагонг (Chittagong) лежит в 264 км к юго-востоку от Дакки, приблизительно в 19 км от устья реки Карнапхули.

аЭто второй по величине населенный пункт Бангладеш и самый известный её туристический центр. Причиной тому удачное расположение города между морем и горными районами, хорошее морское побережье с обилием островов и отмелей, большое количество древних монастырей сразу нескольких культур, а также множество самобытных горных племен, населяющих районы знаменитых холмов Читтагонга. Да и сам город за свою историю (а основан он был ориентировочно на рубеже новой эры) пережил немало интересных и драматических событий, поэтому славится характерным смешением архитектурных стилей и различных культур.

Достопримечательности

Главное украшение Читтагонга - лежащий вдоль северного берега реки старый район Садаргхат . Родившийся вместе с самим городом где-то на рубеже тысячелетий, он издревле заселялся богатыми торговцами и капитанами судов, поэтому с приходом португальцев, которые почти четыре столетия держали под контролем всю торговлю на западном берегу Малаккского полуострова, здесь же вырос и португальский анклав Патергхатта, застроенный богатыми по тем временам виллами и особняками. Кстати, это и один из немногих районов в стране, который до сих пор сохранил христианство.

Сейчас в старой части города заслуживают внимания похожая на крепость мечеть Шахи-Джама-э-Масджид (1666 г.), мечети Квадам-Мубарак (1719 г.) и Чанданпура (XVII-XVIII вв.), святыни Даргах-Сах-Аманат и Байязид-Бостами в самом сердце города (здесь есть большой бассейн с сотнями черепах, считающихся потомками злого джинна), мавзолей Бада-Шах, величественный комплекс суда (XVII в.) на Фэйри-Хилл, и множество старых особняков всех стилей и размеров. Многие из них находятся далеко не в лучшем состоянии, но по большому счету это только придает им колорита. Также стоит посетить Этнологический музей в современном районе Модерн-Сити, который имеет интересные экспозиции, рассказывающие о племенах и народах Бангладеш, Мемориальное кладбище жертв Второй мировой войны, живописное водохранилище Фой (приблизительно 8 км от центра города, местные жители называют его озером, хотя оно образовалось при строительстве железнодорожной дамбы в 1924 году), а также пляж Патенга.

Прекрасный вид на город открывается с холмов Фэйри-Хилл и района Бритиш-Сити. К тому же здесь, что немаловажно в условиях постоянной местной жары, постоянно дуют прохладные морские бризы, что делает район популярным местом жительства состоятельных жителей города. Однако большинство туристов задерживаются в городе буквально на один день, поскольку главной точкой притяжения являются все-таки холмистые районы восточнее Читтагонга.

Холмы Читтагонга

Область холмов Читтагонга включает в себя большую область (площадь около 13191 кв. км) лесистых возвышенностей, живописных ущелий и утесов, заросших плотным покровом джунглей, бамбуком, вьюном и диким виноградом, и населенных горными племенами, имеющими свою самобытную культуру и уклад жизни. Это одна из самых дождливых областей Южной Азии - ежегодно здесь выпадает до 2900 мм осадков, и это при среднегодовой температуре воздуха около +26 C! Область включает в себя четыре главные долины, сформированные реками Карнапхули, Фени, Шангу и Матамухур (впрочем, у каждой реки здесь по два-три имени). Это нетипичный по топографии и культуре район Бангладеш, где проживают, в основном, буддистские племена и плотность населения относительно невысока, что позволило сохранить природную среду региона в относительно нетронутом состоянии.

Как ни странно, холмы Читтагонга - наиболее неспокойный регион в стране и поэтому посещение многих районов ограничено (без специальных разрешений сроком действия 10-14 дней можно посетить только районы ).