Рисование - это прекрасный вариант для того, чтобы разнообразить досуг. Кроме того, что это занятие дарит успокоение, радость творчества и удовлетворение, оно еще полезно, так как развивает мелкую моторику рук, глазомер, выдержку, наблюдательность. Многие даже при большом желании не решаются взять в руки карандаш, полагая, что у них отсутствует талант. Но это напрасные страхи, поскольку, приложив немного усилий и проявив терпение и старательность, можно овладеть техникой рисования и создавать настоящие шедевры. Здесь есть два пути: рисовать по шаблонам, созданным мастерами, или с натуры. Новичкам для начала лучше освоить шаблонные приемы, чтобы рука почувствовала карандаш, но потом обязательно нужно переходить к зарисовкам с натуры - без этого настоящего мастерства не достичь. Эта статья научит, как нарисовать папоротник.

Главная часть папоротника

Папоротник - это древнее растение. В природе встречаются его многочисленные разновидности, но все они представляют собой стебли, усаженные большим количеством листьев. Вайя - так называется листоподобный орган папоротника. Прежде чем узнать, как нарисовать папоротник целиком, нужно научиться изображать его отдельный стебель.

Для этого на бумаге нужно нарисовать плавную слегка вогнутую линию - базис для будущего стебля. С каждой стороны стебля параллельно друг другу короткими, чуть закругленными штрихами изобразить основы (центральные жилы) будущих листьев. На этом этапе эскиз должен напоминать своеобразный скелет, только не животного, а растения.

Продолжим урок «Как нарисовать папоротник». Теперь на каждую жилку «посадим» мелкий листик. Он имеет овальную форму с чуть зауженным концом, по бокам - мелкие зазубрины. Для наглядности выше дан примерный образец, на который можно ориентироваться.

Все растение

Но ветка папоротника - это только часть растения. Чтобы эскиз получился максимально приближенным к реальности, нужно к главному стеблю прикрепить много таких веточек, как на примере выше. При этом важно стараться соблюдать пропорции и правильную геометрию: листики располагать параллельно друг другу. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что каждая маленькая веточка - это главный стебель в миниатюре.

Теперь вы знаете, как нарисовать папоротник карандашом. Зарисовку можно сделать цветную, используя акварель, гуашь, цветные карандаши и даже фломастеры.

Другие разновидности

Папоротники бывают разных видов. Как нарисовать папоротник по-другому? Чтобы расширить свои умения, постарайтесь нарисовать два разных растения, как показано на примере выше.

Основу первого составляет длинный гибкий стебель, у основания которого расположен пучок саблевидных листьев, а верх украшают маленькие листики, похожие на клеверные.

Второй папоротник состоит из трех стеблей, соединенных воедино. Каждый стебель усажен мелкими листьями, расположенными один напротив другого.

Иногда можно услышать вопрос: «Как нарисовать цветок папоротника?» В природе это растение не цветет. Цветок папоротника - это миф, красивая легенда древних славян. Поэтому каждый может нарисовать его так, как подскажет фантазия.

Цели: помочь детям осознать фольклорные истоки звукоподражания, единство мира фольклора и авторской литературы; показать, что звукоподражание - это не только примета авторской литературы, но и народной литературы, на примере чешской народной поэзии в переводе Маршака; развивать технику чтения, внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Оборудование: портреты С. Маршака и В. Хлебникова; карточки со скороговорками; выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение любого отрывка из рассказа «Соловьи» Ю. Коваля (с. 55-57).

2. Выставка рисунков учащихся к любому эпизоду рассказа «Соловьи».

III. Подготовка к восприятию.

Ребята, попробуйте угадать, о каком писателе идет речь.

Это замечательный поэт, сказочник. Он написал много веселых стихов, сказок, песенок, загадок. Если все это собрать вместе, то получится большая-пребольшая книга. На каждой странице зазвучат разные голоса. Заговорят люди, животные, предметы. Но этот писатель не только сочинял сам, он еще и переводил стихи иностранных поэтов на русский язык.

Конечно же, вы правы,это Самуил Яковлевич Маршак.

Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое он перевел на русский язык из чешской народной поэзии. Откройте учебники на странице 57, прочитайте название этого стихотворения.

IV. Чтение и анализ стихотворения «Разговор лягушек» (с. 57).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Симпатичный разговор, как вы считаете?

2. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Узнаёте прием, которым пользуется поэт? (Это звукоподражание.)

А похоже это на скороговорку? (Конечно, похоже. Идет звуковая игра.)

3. Чтение по ролям стихотворения «Разговор лягушек».

4. Попытка выразительного и быстрого прочтения этого стихотворения учащимися.

V. Работа со скороговорками (с. 58).

1. Чтение и выполнение задания комментария в учебнике (с. 58).

2. Беседа с учащимися о скороговорках.

Какие еще скороговорки вы знаете?

Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков (это звукопись), которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

Недаром же говорят, что рассказать скороговорку - тяжелей, чем влезть на горку!

3. Игра «Не подведи свой ряд!».

Сейчас я раздам вам карточки со скороговорками (по одной карточке на парту). Время на подготовку - 2 минуты. Выигрывает тот ряд, учащиеся которого недопустилиошибок при произнесении скороговорок.

Примерные скороговорки, записанные на карточках:

1) Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

2) Краб крабу сделал грабли.

3) Течет речка, печет печка.

4) Рыбу ловил рыболов,

В реку уплыл весь улов.

5) Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

6) Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

VI. Чтение и анализ стихотворения В. Хлебникова «Кузнечик» (с. 58).

1. У ч и т е л ь:

Удалось ли вам произнести скороговорки быстро и без ошибок?

Получайте в награду замечательное стихотворение русского поэта-экспериментатора Велимира Хлебникова «Кузнечик».

2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Что вы можете сказать об этом стихотворении?

Да-а… Без консультантов-переводчиков вам не обойтись!

3. Обращение за помощью к консультантам.

Кто же готов нам помочь? (Кот Ученый и Шалтай-Болтай на с. 170 и с. 173, раздел «Совет консультантов».)

Почему не один консультант объясняет все слова, а два консультанта? Разные ли слова объясняют консультанты? Отметил ли кто-нибудь из вас какую-то логику в стихотворении? (Кот - энциклопедист, он объясняет значение жизненных реалий, которые стоят за словом, но совсем не занимается собственно художественным словом. Он объясняет не особые поэтические слова, а слова, которые уже просто не употребляются.

Шалтай-Болтай - ученый-литературовед, специалист по особому, художественному слову. Он объясняет значение слов, сочиненных самим поэтом, то есть новых слов-неологизмов («нео» - новый, «логос» - слово).)

Какие слова вас больше всего заинтересовали?

4. Беседа по содержанию (с. 59).

Подумайте, что это у кузнечика за «золотописьмо тончайших жил»? (Это красивый рисунок из тончайших линий на крыльях кузнечика.)

Как вы понимаете, что кузнечик «крылышкует»? (Это слово вбирает в себя разные оттенки значений, оно указывает на то, где именно нанесен прекрасный рисунок; намекает на воздушность передвижения кузнечика с помощью крылышек.)

Знаете, как называются слова, которые придумывают поэты и дети? (Помощь консультанта Кентавра Хирона на с. 169, раздел «Музей».)

VII. Итог урока.

Интересно ли было каждому из вас сегодня на уроке?

Домашнее задание.

Вспомнить тексты считалок; подготовиться к прочтению считалок в классе.

» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.

Немножко истории

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:

Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)

Скороговорки для 1 — 2 лет

В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом - у дуба, дуб - у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!

Муха–горюха села на ухо.

Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить

  1. Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
  2. Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
  3. Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)