Программа Образовательная система «Школа 2100»
Название предмета Русский язык (учебник «Русский язык» авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина)
Класс 4
Тема « Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»
Цели урока
Обобщение и углубление знаний об именах существительных;
Развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа.
Показать лексическую и синтаксическую роль существительного в предложении.
Развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся распознавать морфологические признаки существительного
Научаться различать постоянные и непостоянные признаки имени существительного
Пополнение словарного запаса
Ход урока
I Организационный момент.II Психологический настрой.Начать я хочу словами французского философа Жанна Жакка Руссо.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.
III Повторение.Кадр 1(презентация)
- Прочитайте еще одно высказывание
«Русский язык – один из богатейших языков в мире» (Белинский В. Г.)
- О чем говорится в этом высказывании?
- Как понимаете смысл?
- Кто автор?
- Используя это высказывание, составьте предложение с прямой речью.
(Белинский В. Г. утверждал: «Русский язык – один из богатейших языков в мире»)- Запишите это предложение. Какие знаки препинания необходимы для обозначения прямой речи на письме?
- Разберите слово русский по составу.
IV Актуализация.- А мы продолжаем изучать русский язык.
1. Записать под диктовку слова (языковая разминка)
Сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, выражение, искусство, тетрадка, Елена, лестница, наводнение, орех, ель.- Подчеркните в словах орфограммы. Оцените свою работу (отметка на полях).
- Подчеркните красным цветом слова, в которых есть орфограмма – гласная буква (назовите их), синим – орфограмма – согласная буква (назовите их). Какое слово подчеркнули дважды?
- В каком слове есть другая орфограмма – буква?________Какую роль она выполнят?
- Как изменилась отметка, которую вы себе поставили?
- Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
- Что объединяет эти слова?
- Проверьте свое предположение, запишите только первые буквы слов, с которыми работали.
Кадр 2(презентация)
СУЩЕСТВИТЕЛ_НОЕ- Какой буквы не хватает, чтобы получилось слово?(ь) Допишите эту букву. Прочитайте слово.
V Сообщение темы и цели урока.1. Повторение.
- Как вы думаете, какой же сегодня у нас будет тема урока?
- Дайте полное название этой части речи.
- Проверим. Откройте учебник стр.85. прочитайте название большого раздела.
СЛОВО. ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Какие вы знаете части речи?
Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия и т. д. Разве можно без слов сформулировать свои мысли? А в предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.
- Прочитайте тему нашего урока. (« Что мы уже знаем об имени существительном) Что же мы должны сегодня сделать?
2. План урока.
- Для того чтобы ничего не забыть, составим план, по которому будем работать.
- Что нужно вспомнить сначала? Потом?
Кадр 3(презентация)
* Что обозначает.
* На какие вопросы отвечает.
* Какую роль выполняет в речи.
* Признаки имени существительного
- постоянные - непостоянные
* Каким членом предложения бывает.VI Повторение изученного.
Роль в речи.
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Поможет получить ответ на третий пункт плана упр. 101.
- Прочитайте текст.
- Что узнали о героях рассказа? (где живут) Что еще можно предположить о них? (живут бедно) Какие части речи преобладают в этом тексте?
- Действительно имена существительные, их в этом тексте 19 (других частей речи 34) Почти каждое второе слово в нашей речи – существительное, т. е. САМАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ, САМАЯ СУЩЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ) Что называют слова имена существительные?(существующие лица, вещи, предметы, явления, состояния, чувства и т. д.)
- Сделайте вывод, какова роль имен существительных в речи?
2. Признаки имен существительных.
(3 карточка, дети работают самостоятельно, находят сущ. м., ж., ср. рода)- Найдите в тексте несколько слов одушевленных и неодушевленных имен существительных. В чем отличие?(кто? – одуш., что? – неодуш.) Записать в два столбика.
охотник избушка
Емеля лес
внучок окно
Гришутка сарай
- Сделайте вывод. Одушевленность и неодушевленность – это постоянный или непостоянный признак?
3. Род имен существительных. (Работа в группах)
- Работа по карточкам. Назовите только слова, которые нашли выполняя задание.
(проверка – презентация)
дерево зима мороз
озеро тишина сугроб
облако снежинка пень
- По какому признаку сгруппировали слова именно так?(род им. сущ.) как определить род сущ.?
- Запишите под диктовку слова, распределяя их в три столбика. Но не просто слова, а еще и синонимы к словам.
Путь- (дорога), учебник – (книга), автомобиль – (дорога)
- Подберите и запишите слова – антонимы
Правда – (ложь), добро – (зло)
- Сделайте вывод. Род – это постоянный или непостоянный признак?
4. Число.
- О каком еще признаке имен существительных мы знаем? (число)
- Приведите пример. Как отличить имена сущ. в ед. числе, от имен сущ. во мн. числе?
- Сделайте вывод. Род - это постоянный или непостоянный признак?
5. Член предложения.
- Записать предложение под диктовку.
Пробежался ветерок по лесу, дотронулся до голых веток деревьев и заскучал.
- Подчеркните грамматическую основу. Найдите им. сущ, каким членом предложения они являются?
- Сделайте вывод. Каким членом предложения могут быть им. сущ.?
- По лесу- выполнить разбор имени сущ.
(По) лесу – (по чему?), н. ф. лес, сущ., неодуш., м. р., ед. ч., вт. чл.VII Самостоятельное применение знаний.- Из упр.104 выписать два сущ, выполнить разбор как часть речи.(работа в парах, по одному слову выполнять разбор)
VIII Итог
- Используя план, составьте рассказ об им. сущ.(Работа в группах по 4 человека)
- Проверяем. У кого получился рассказ?
IX Домашнее задание
Упр 103
X Отметки- Продолжите мои предложения Кадр 1(презентация)
Кадр 5(презентация)
Сегодня я выполнял задания…..
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Мое настроение…
Мне захотелось…
- На других уроках мы еще много нового узнаем об имени существительном


Приложенные файлы

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

(6 КЛАСС)

Цели : - обобщить и систематизировать знание лексических, морфологических и синтаксических признаков имени прилагательного; формировать умение делать полной морфологический разбор имени прилагательного по плану;

Развивать творческие способности учеников;

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Ход урока.

1. Оргмомент . Объявление учителем темы урока, постановка целей.

2. Проверка домашнего задания .

1) Буквенный диктант.

Учащиеся записывают цифры от 1 до 20, учитель читает словосочетания, ученики определяют разряд прилагательного и под соответствующим номером обозначают одной буквой (о – относительные, к – качественные, п - притяжательные)

1) заячий характер;

2) голубой абажур;

3) деревянный карниз;

4) каменный предмет;

5) великолепный характер;

6) вчерашняя газета;

7) медвежья берлога;

8) волчий аппетит;

9) грустный взгляд;

10)опасное состязание;

11)гусиная кормушка;

12)золотое кольцо;

13)прекрасный вечер;

14)ненастная погода;

15)чистое небо;

16)любимый герой;

17)талантливый художник;

19)зимнее утро;

20)свежий снег.

2) Задание носит дифференцированный характер (▲- репродуктивный уровень, ● – продуктивный уровень, ☺ - творческий уровень).

А) ▲ Заполнить таблицу своими примерами:

Роль имен прилагательных в предложении

Члены предложения

Б) ● Списать предложения, обозначить орфограммы, определить разряд прилагательных, произвести синтаксический разбор первого предложения.

Обнюхал (Ч, ч)ебурашку

Бе…домный пес голодный

И как-то ра…терялся

Перед собач(?)кой модной.

(С. Михалков)

По (Р,р)оссии морозы

Ра…пушили деревья

И рисуют на стеклах

Лебединые перья.

(А. Чепуров)

В) ☺ На доске написаны слова и словосочетания, используя которые учащиеся должны написать небольшое стихотворение «Сегодня на уроке», после чего найти прилагательные и определить их разряд.

Материалы для справок: февраль, хороший день, урок, двойка, домашнее задание.

2. Новый материал.

1) Учащиеся записывают примеры, выполняют задание, в результате которого находят новое слово.

А) Записать предложение, найти определение и выделить в нем приставку:

Это был беспокойный человек .

Б) Записать предложение, найти корень в сказуемом:

Моряки не страшатся бурь .

В) Добавить суффикс прилагательного прелестный .

Г) Добавить окончание определения:

Огромный шар поднялся в воздух .

Д) С полученным словом бесстрашный составить предложение.

2) Ученики читают свои предложения, одно из них учитель записывает на доске, делает совместно с учениками разбор прилагательного бесстрашный .

3) Ученики подтверждают свои выводы чтением параграфа.

3. Закрепление .

1) Учитель читает стихотворение грузинского поэта И. Гришашвили. Учащиеся, комментируя, записывают первое четверостишие стихотворения, производят морфологический разбор прилагательных (1 ученик работает у доски).

Овладей русской речью

Ты родной владеешь речью,

бойко говоришь.

Русский же язык неважно

знаешь, мой малыш!

Слушай потому поэта,

будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью

хорошо владеть.

Эта речь полна величья,

гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,

сила красоты.

Скажем, к странам зарубежным

держишь морем путь,

Перед спутниками хочешь

знаньями блеснуть –

В разговорах или спорах

с другом иль врагом

Ты воспользуешься смело

русским языком!

Потому ты, школьник резвый,

будь прилежней впредь!

Ты обязан русской речью

хорошо владеть.

2) Письменное выполнение упражнений учебника.

4. Домашнее задание .

Чтение параграфа учебника, выполнение упражнений. 2-3 ученика получают задание выписать из первого абзаца рассказа Платонова «Корова» 3 прилагательных, произвести их морфологический разбор.

К доске пойдет Марха, Давайте запишем предложение

Над окном кирпичного дома было гнездо заботливой ласточки. (повеств., невоскл., простое, распр)

Назовите прилагательные из данного предложения

Молодцы!

Мы с вами говорили об очень важной особенности имени прилагательного. Без чего прилагательное не может существовать.

А имя существительное и имя прилагательное что такое?

Какой раздел науки русского языка изучает части речи?

Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока

Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с… С алгоритмом морфологического разбора Им. прил.

Мы узнаем… Новое об им. прил.

Мы вспомним… роль имен прилагательных в речи

Мы будем уметь… находить в тексте имена прилагательные

Выпишите первое словосочетание прилагательное + существительное из нашего предложения

А теперь откройте учебник на странице 22 и познакомимся с устным морфологическим разбором имени прилагательного.

Ну что справимся с этой работой?

Хорошо! Вика идем к доске давай попробуем сделать с тобой письменный разбор имени прилагательного словосочетания которое мы уже записали

Кирпичного (дома) – прил.

1 Дома (какого?) высокого

Н.ф - высокий

11 Пост.- относит.: непост – Р. П. ед. ч. м. р.

111 Дома (какого?) высокого

Молодец! Садись

В нашем предложении было еще прилагательное, выпишите его вместе с существительным к которому оно относится. Идем Злата к доске

Заботливой (ласточки)- прил

1Ласточки (какой) заботливой

Н.ф - заботливый

11 Пост.- качеств.: непост – Р. П. ед. ч. ж. р.

111 Ласточки (какой) заботливой

Молодец! Садись

- «Найти половинку»

Всякому мила³ а плод его сладок.

Глупа та птица, своя сторона.

Корень учения горек, которой гнездо своё не мило.

Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Ваша задача соединить одну половинку из одного столбика и вторую половинку из другого столбика, так чтобы получилась пословица.

К доске пойдет

Как звучит первая пословица?

Всякому мила своя сторона.

Есть ли в этом предложение имя прилагательное?

Что можно сказать про него?

Можем ли мы сделать морфологический разбор краткого прилагательного?

Тогда делаем

Мила (сторона) - прил

1Сторона (какова?) мила

Н.ф. - милый

11 Пост.- качеств. непост – краткая форма И. П. ед. ч. ж. р.

111Сторона (какова?) мила

Теперь самостоятельно сделайте разбор прилагательного из второй пословицы

Закончили? Молодцы!

А теперь посмотрите на столе у каждого из вас есть карточки, вам необходимо закончить предложения, дописав имена прилагательные

    Допишите предложения.

Ремешок узкий, а пояс ______________ .
Ручей мелкий, а пруд _______________ .
Сарай низкий, а дом ________________ .
Молоко жидкое, а сметана ___________ .
Пух лёгкий, а камень ________________ .
Хороша верёвка длинная, а речь __________ .

Данный конспект урока можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов:"Словообразование" и "Имя прилагательное". Здесь используются разные формы работы и ставятся цели для достижения отличных резьтатов. На уроке присутствуют словарная работа, синтаксически разбор предложения, морфологический рабор прилагательного, работа по выявлению продуктивных способов образования слов, лексический анализ слова, объяснительный диктант, тематический тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе .

Тема: Способы образования прилагательных. Морфологический разбор прилагательных.

Цели : - продолжать работу по образованию прилагательных,

выявить продуктивные способы словообразования прилагательных, производить морфологический, синтаксический и лексический анализы слов и предложений, работать над орфограммами и правильным написанием слов;

Работать над орфоэпическими нормами;

Воспитывать любовь к родному языку:

Развивать речь, мышление, логику, внимание.

Оборудование : записи на доске, учебник, карточки, тетради.

Ход урока .

I.Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного.

  1. Словарный диктант .

Забираешься в лесную глушь, слышишь волчий вой, производит тягостное гнетущее впечатление, видит «лохмотья жалкой нищеты», плавает на белоснежном теплоходе, смотришь на изнеможенное лицо, тащат тяжелую расшиву, обильным урожаем, с серебряными искорками, ранним зимним утром.

  1. Морфологический разбор прилагательных .

В зимнем (уборе) – прилагательное, н.ф.зимний, относительное, м.р., П.п, ед.ч., определение.

Птичьим (пением) – прилагательное, н.ф.птичий, притяжательное, ср.р, Т.п., ед.ч, определение.

Веселую (картину) – прилагательное, н.ф.веселый, качественное, в полной форме, ж.р., В.п., ед.ч., определение.

  1. Лексическая минутка .

Подобрать по одному прилагательному трех разрядов к существительным:

Пение (радостное, лесное, птичье)

Игра (веселая, детская, Вовина)

Мяч (красивый, резиновый, сестрицын)

Воротник (пушистый, лисий, мамин)

Часы (новые, серебряные, отцовы)

  1. Синтаксический разбор .

Яркое зимнее солнце распускает свои лучи по тяжелым от снега веткам, под ногами поскрипывает снежок.

III. Изучение нового материала .

Наблюдения за новым материалом.

Какие способы образования существительных вам известны?

На доске записаны слова. Определите способ образования каждого из них.

Партизанский, бесшумная, светловолосый.

Какие части речи здесь представлены?

Какими способами образуются прилагательные?

Какие способы словообразования свойственны прилагательным, а какие - нет?
IV. Закрепление изученного .

1) Образовать прилагательные от следующих существительных:

пионер, торжество, информация, грусть, село, дерево, сталь, серебро, лес, масса.

Каким способом были образованы эти прилагательные?

2) Определите от каких слов и каким способом образованы прилагательные:

Безграмотный ученик, беззвучная походка, пречудесный голос, приамурский кедр, рассудительный человек, неверный ответ, нечеткий почерк.

3) Образуйте прилагательные путем сложения.

Карие глаза, черные волосы, железная дорога, сельское хозяйство.

(кареглазый, черноволосый, железнодорожный, сельскохозяйственный).

4)Образовать прилагательные от существительных с предлогом:

Мотор без шума, яблоко без вкуса, взгляд без радости, ночь без звезд и без луны, человек без хитрости, поступок без смысла, герой без страха, путник без приюта, небо без облаков.

5)Объяснительный диктант.

Путешественники (при)ближались к (при)балтийскому санаторию. Кругом расстилались (без)брежные просторы (пре)красных полей, встречались (при)городные сады, (при)усадебные участки, (пре)огромные заводы.

(При)дорожная трава ярко блестела на солнце капельками росы. Слева от шоссе росли (пре)лестные кусты жасмина. Справа уже начинался (при)санаторный парк. Вскоре машина въехала в ворота и остановилась на широкой аллее.

6)Тематический тест.

1. Какое из слов является прилагательным?

а) выбор

б) казаться

в) вкусные

г) ласково

2. Какое из прилагательных является притяжательным?

а) красивый

б) куницын

в) оловянный

г) ветреный

3. Какое из прилагательных является качественным?

а) близки

б) птичьи

в) Васины

г) городской

4. Какое из прилагательных является относительным?

а) обычный

б) точный

в) резкий

г) местный

5. Какое из прилагательных образовано сложением?

а) золотой

б) древнерусский

в) нужный

г) сложный

6. Какое из прилагательных образовано суффиксальным способом?

а) морской

б) бездомный

в) бестолковый

г) безрадостный

7. Какое из прилагательных образовано приставочным способом?

а) ненужный

б) лесной

в) городской

г) деревянный

8. Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в следующем предложении: Как хороши и свежи были розы?

а) подлежащее

б) обстоятельство

в) определение

г) сказуемое

9. Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в следующем предложении: Неуклюжий медвежонок пробежал по площадке?

а) определение

б) подлежащее

в) дополнение

г) обстоятельство

10. Какая морфологическая характеристика прилагательного является верной?

а) молодого- прилаг., притяж., ед.ч, м.р., Р.п., определение

б) светлых – прилаг., качеств, в полной форме, мн.ч, Р.п., определение

в) с веселым – прилаг., относит., ед.ч., Т.п., м.р., опредение

Г) по снежному - прилаг., притяж., ед.ч, м.р., Р.п., определение

V. Домашнее задание .

Параграфы 40, 41, упр. 297, 303.

VI. Подведение итогов .

Что мы сегодня изучали на уроке?

Как образуются прилагательные?

Какова роль прилагательных в речи?

Объявление оценок.

Урок окончен.



ГУ «Введенская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского района».

Никоненко Галина Александровна

учитель русского языка и литературы первой категории высшего уровня квалификации.

Стаж работы 30 лет.

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного.

Цели урока:

1. Помочь учащимся усвоить правила морфологического разбора имени прилагательного; обобщить ранее изученный материал;

2. Способствовать развитию умения определять морфологические признаки имени прилагательного;

3. Способствовать воспитанию заботливого и уважительного отношения к матери.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, флипчарты.

Ход урока:

    Организационный этап

Чтение учителем отрывка из стихотворения.(Звучит музыка)

Весна! Весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е.А Баратынский

Вопросы к классу:

Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?

Слово учителя:

Правда, пока погода не совсем напоминает нам весну, но, тем не менее, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Скоро листочки на деревьях распустятся. Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах карточки с деревьями и листочки. За каждый правильный ответ вы можете ими украсить деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными.

С какой частью речи мы работаем на последних уроках?

Сегодня мы продолжим работу с прилагательным. Тема нашего урока: Морфологический разбор прилагательных.

Чему мы должны научиться к концу нашего урока?

Но прежде чем приступать к изучению новой темы мы с вами должны вспомнить то, что мы уже знаем об этой части речи.(3мин)

Теоретическая разминка

1 этап(устный)

1. Назовите раздел, в котором изучается имя прилагательное.

2. К какой части речи относится прилагательное?

3. Что обозначает прилагательное?

4. На какие вопросы отвечает?

5. Назовите постоянный признак прилагательного?

6. Перечислите разряды прилагательных.

7. Что обозначают качественные прилагательные?

8. Что обозначают относительные прилагательные?

9. Что обозначают притяжательные прилагательные?

10. Как изменяются прилагательные?

11. Чем являются в предложении? (4 мин)

2 этап (блиц опрос) письменно. (На флипчарте вопросы с ответами, закрытыми шторкой. После окончания работы, открываю шторку дети путем взаимопроверки проверяют)

1. Прилагательные имеют две формы: полную и ….. 1 краткую

2. В кратких прилагательных после шипящих мягкий знак….. 2 (не пишется)

3. В окончаниях прилагательных после шипящих буква О пишется…..

3 (под ударением)

4. В окончаниях прилагательных после шипящих буква Е пишется…..

4 (в безударном положении)

5. краткие прилагательные в предложении являются… 5 (сказуемым)

6. Н.Ф. прилагательного 6 (И.п., ед.ч., м.р)

(3 мин)

Орфографическая разминка .(Дети выходят поочередно к доске, вставляют пропущенные буквы, объясняют правописание)

(5 мин)

Синтаксический разбор предложения. (Один человек у доски, остальные на местах)

(пов., невоскл., простое, двусост., распростр.)

(3 мин)

Распределительный диктант (Выходят к интерактивной доске и перетаскивают прилагательные в нужную колонку на заранее приготовленном флипчарте)

Качественные Относительные Притяжательные

(Волчий, мокрый, старый, свежий, бабушкин, водный, громкий, дубовый, весенний, железный, мамин)

(3мин)

Составление кластера о прилагательном.

(3 мин)

ФИЗМИНУТКА (2 мин )

(Электронная для глаз и пальчиковая)

Усвоение нового материала

Ребята, мы с вами уже выполняли морфологический разбор к-н части речи?

Из скольки частей состоит морфологический разбор?

Что определяется в 1 части?

Что определяется в 2 части?

Что определяется в 3 части?

Работа с учебником

Выполнение морфологического разбора прилагательного.

Под лучами весеннего солнца быстро тает снег.

Весеннего солнца

    Солнца (какого?) весеннего

Н. ф. – весенний

2. Пост.: относит. ; непост.- ср. р., ед. ч. Р. п.

3. Солнца (какого?) весеннего.

Беседа

Ребята, вначале урока мы говорили о приближении весны, а какой приближается самый первый весенний праздник, любимый всеми? Как он называется? (Междун женский день) А кто у вас самая дорогая и любимая женщина? Как вы относитесь к своей маме?

Работа с текстом .(Используется прием чтение с остановками)

- Как вы считаете сбылись мечты матери?

-Как вы думаете, что чувствовала мать, видя перемены в сыне?

Ребята, как могла повлиять смерть матери на сына?

Я чувствовал страшную потребность рассказать ему все о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил ее и потерял. Слушая меня, Олег становился все строже и суровее, один раз он сквозь зубы процедил: «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить,- это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно.

К какому типу вы бы отнесли этот текст?

Какова тема текста?

Какова идея?

Задание для самостоятельной работы:

Озаглавьте текст

Выполните морфологический разбор выделенного прилагательного.

(Учащиеся выполняют задание, звучит музыка)

Взаимопроверка.

- Итог урока.

Чему вы научились на уроке?

Что вы для себя взяли из текста?

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Моя любимая мама», используя прилагательные. Два прилагательных выписать и выполнить морфологический разбор.

Самоанализ урока русского языка в 6 классе.

Тема: « Морфологический разбор имени прилагательного»

Данный урок комбинированный, так как при его проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы и в частности, работа над пройденным материалом, усвоением; осмыслением новой темы, выработка практических умений и навыков.

Урок проводился в 6 классе, для основной его части характерен средний уровень подготовки.

Можно выделить 3 основные задачи, которые решались на уроке:

образовательная- помочь учащимся усвоить правила морфологического разбора имени прилагательного; обобщить ранее изученный материал;

развивающая – способствовать развитию у учащихся познавательного интереса, речи, умения определять морфологические признаки имени прилагательного;

воспитательная- способствовать воспитанию заботливого и уважительного отношения к матери.

Выбранная структура урока была более рациональной для решения поставленных задач.

Рассмотрим более подробно структуру урока.

    Оргмомент. Суть его – психологически настроить класс на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности.

    Постановка цели урока – повторить сведения об имени прилагательном, дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении.

Урок был начат с теоретической разминки, цель которой проверить теоретические знания по прилагательному.

Проведена орфографическая диктовка с целью проверки орфографических навыков учащихся, по ранее изученному материалу.

Распределительный диктант проводился с целью повторения разрядов прилагательных.

    Этап усвоения новых знаний: ответы на вопросы учителя, переход к изучаемому материалу. Затем было самостоятельное прочтение теории учащимися в учебнике.

    Закрепление знаний происходило при выполнении задания. Затем была проведена работа с текстом, по которому также было подготовлено задание. Был сделан вывод по уроку.

    Домашнее задание дано с последующим пояснением его выполнения. Было рационально выделено место для всех этапов урока.

В объяснении новой темы были использованы словесный и наглядный методы организации и осуществления учебной деятельности, использовались элементы технологии критического мышления на этапе, предшествующем усвоению нового материала и при закреплении.

По характеру управления учебной работы: работа под руководством учителя, применялся фронтальный опрос, как метод устного контроля и самоконтроля, взаимопроверка и самопроверка.

Формы организации обучения- комбинированный урок.

Контроль усвоения знаний, умений, навыков был проведён в виде практического выполнения письменных заданий,

Были выявлены качество и полнота усвоения материала.

Были использованы средства наглядности: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.

За счёт доступного объяснения материала, использования наглядных средств обучения обеспечивалась хорошая работоспособность учащихся на уроке, которая поддерживалась благодаря перемене видов деятельности.

Хорошая психологическая атмосфера достигнута с помощью ровных, доброжелательных отношений, сложившихся между учителем и учениками. Использовались методы одобрения, поддержки, контроля.

Продуманность, логическая обоснованность всех этапов урока, использование музыкального оформления позволили поддерживать высокую активность учащихся, интерес к уроку и дисциплину.

Учитель русского языка и литературы: Никоненко Г.А.

Приложение.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Орфографическая разминка.

Холщ..вый, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Текст.

Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала.

Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем.

Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили.

Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза.

После школы я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Я пошел работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку.

Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя ее каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.

Так прошел год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли. Наступил май. Встретил я его хорошо. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать.

Пришел домой я четвертого после работы, но ее уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было.

На втором курсе я очень подружился с одним студентом. Олег был серьезным и добродушным парнем. Глядя на него, я думал, что он понравился бы моей маме

Я чувствовал страшную потребность рассказать ему все о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил ее и потерял. Слушая меня, Олег становился все строже и суровее, один раз он сквозь зубы процедил: «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить, это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно.