Наталья Корытова
Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда

Анализ коррекционно-развивающего занятия

учителя - логопеда МАУ № 185 Корытовой Н. В.

Занятие проводилось с подгруппой детей старшей логопедической группы с ОНР по теме .

Цели занятия «Зимующие птицы» .

Развивать связную речь.

На занятии я выясняла представления детей по теме : «Предлоги в, на, под. Зимующие птицы» . Дети вспоминали признаки зимнего времени года. Называли птиц нашего края которые улетают в тёплые края и остаются зимовать. Находили в предложениях маленькие слова (предлоги, которые помогали определить местонахождение предметов. В ходе выполнения заданий у детей развивалось логическое мышление, воображение.

На занятии я использовала различные способы организации детей и обработки учебной информации, что позволило мне постоянно держать внимание детей, развивать у них познавательную активность. Для закрепления ранее усвоенного детьми материала использовала различные задания, в ходе которых были задействованы слуховые, зрительные, двигательные анализаторы .

В связи с тем, что задания были разнообразны и интересны, дети работали продуктивно. Для активизации слабых детей использовала приём повторения материала за более успешными детьми.

Для реализации коррекционной цели я включала в занятие специальные коррекционно -развивающие упражнения :

Для развития мышления (Загадки, «Зимующая – перелётная»

«Подбери однокоренное слово» );

Памяти («Покорми птичку» , схемы предлогов)

Внимание («Кто, где спрятался?» , «Узнай по описанию» .

Использовала задания с опорой на несколько анализаторов : слуховой и зрительный (беседа о зиме, слуховой и двигательный (физ. минутка, для развития мелкой моторики, дыхания, мимической мускулатуры – пальчиковая гимнастика и массаж. Параллельно с коррекционно - развивающими целями решалась и воспитательная цель : воспитывать гуманное отношение к природе, воспитывать умение слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе.

Структура занятия соответствует дидактической цели. Каждый этап занятия был завершён и подчинён общей дидактической цели с поэтапным усложнением заданий.

Для реализации поставленных целей я использовала различные методы и приёмы :

Осуществлялась постоянная смена видов учебной деятельности детей, что позволяло мне заинтересовать их и удерживать внимание детей на долгое время.

Введение проблемной ситуации (деревья и птицы замерзают зимой, поэтому надо им помочь : птиц накормить, а деревья укрыть снегом) позволила мне вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям.

В занятие я включила задания , предполагающие самостоятельную деятельность детей - у детей была возможность самим участвовать в процессе (нарисовать корм в кормушке для птиц) .

Для большей заинтересованности детей, развитие зрительного анализатора , использовала достаточно простые и доступные яркие, красочные наглядные пособия, которые стимулировали также и интеллектуальный компонент. Я считаю, что подобранные игры и упражнения соответствуют возрасту и способностям детей данной подгруппы. Поставленные цели я реализовала и достигла определённого результата.

Сегодня на занятии меня порадовали своими ответами Никита, Илья. Полина,

а Данил обычно активный на занятиях , были застенчив.

Схема действий педагога и детей на занятии .

1. Шум ветра.

Переключение внимания, сосредоточение на новом объекте. Формирование мотива, анализ предстоящих действий.

2. Беседа о зиме.

Сенсорное обследование (включение зрительных, слуховых анализаторов , рождение образа-представления)

3. Схемы предлогов В, НА, ПОД.

Уточнение представлений о местоположении; слуховое, двигательное обследование.

4. Дидактические игры.

Коррекция зрительного восприятия на основе заданий в узнавании, различении и соотнесении понятий и предметов.

5. Работа с карточками.

Развитие логического мышления, внимания, воображения.

6. Результат.

Эмоциональное переживание, удовлетворение результатом. Итог занятия .

Самоанализ занятия

Занятие по формированию грамматических категорий.

«Тема : Предлоги в, на, под. Зимующие птицы».

Цель : Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы» .

Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение.

Развивать связную речь.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.

Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами.

Воспитывать гуманное отношение к природе.

Задача направлена на активизацию психических функций направленные на решение педагогических задач, соответствует возрасту детей их индивидуальным особенностям. Методы, включённые в занятие , выполняли не только учебную, но и развивающую функцию

4. Тип занятия - обобщающее занятие : на котором обобщается и систематизируется знания детей по теме.

5. Использовала наглядные пособия, которые выступали в роли не только эмоционального (развлекательного) фона, но и стимулировали интеллектуальный компонент, активизировали устное высказывания детей и были направлены на решение определённой дидактической задачи.

Оборудование : снежинки; дерево; шапочки с изображением зимующих птиц; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, дерева с дуплом; схемы предлогов в, на, под; карточки с изображением солнышка и снежинки; «кормушки» для птиц; карандаши; кассета с аудиозаписью ветра.

6. Модель занятия :

Организационный момент.

Массаж мимической мускулатуры,

Развитие мелкой моторики, дыхания.

Постановка проблемы

Актуализация опорных знаний и представлений детей

Динамическая пауза

Устные ответы детей

Психогимнастика.

Структура занятия соответствовала цели; выбранные методы работы (Наглядные : опосредованное наблюдение. Словесные : обобщающая беседа. Практические : дидактические игры, упражнения.) на каждом этапе, скомбинированы таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей на занятии , реализуя тем самым охранительный режим обучения.

Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой

Включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций

Задания с опорой на несколько анализаторов .

Принцип мотивации к учению достигался через методы

Постановки законченных инструкций

Включение в занятие современных реалий

Создание условий для достижения, а не получения похвалы

Проблемные задания, познавательные вопросы.

8. Дидактические цели занятия реализованы . Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. В ходе занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а так же развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико -синтетической деятельности, логического мышления.

Поведение детей на занятии в силу их индивидуальным особенностям было организованным, дисциплинированным, заинтересованным, самостоятельным.

Таким образом, чёткая постановка целей занятия , определение его структуры и преемственности этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение их последовательности, учитывая дидактическую функцию наглядности и организующую роль педагога - все эти условия помогли осуществить учебный процесс на занятии с положительным результатом.

Публикации по теме:

Анализ работы учителя-логопеда 2014–2015 Коррекция нарушений в развитии устной речи детей, разъяснение специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей – вот основные.

Анализ работы учителя-логопеда Анализ проведенной коррекционной (логопедической) работы в 2014 – 2015 учебном году учителем – логопедом Синдицкой Ирины Михайловны МБДОУ.

Характеристика компонентов коррекционно- развивающей среды учителя-логопеда В построении коррекционно - развивающей среды логопедического кабинета я использую как творческий, так и авторский подход. В кабинете созданы.

Интегрированная коррекционно - развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в коррекционной группе. Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР. Старший.

Использование здоровьесберегающих методов и технологий в коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести. Предлагаемые схемы предназначены для логопедов, работающих в ДОУ.

Схема анализа логопедического занятия
Ф.И.О. логопеда______________________________________________________
Город (район) ___________________ ДОУ ___________________ дата ________
Анализирующий _____________________________________________________
Цель посещения ______________________________________________________
Этап работы _________________________________________________________
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)______________
Тема _______________________________________________________________
Возраст, количество детей _____________________________________________
1. Место данного занятия в системе занятия по теме.
2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.
3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
4. Анализ целей и задач занятия:
- правильность постановки;
- соответствие содержанию занятия;
- единство коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задач;
- способы постановки и доведения до детей (ребенка);
- степень достижения.
5. Анализ структуры и организации занятия:
- соответствие теме, цели, задачам;
- основные этапы, их логопедическая последовательность и взаимосвязь;
- четкость перехода от одного этапа к другому;
- целесообразность распределения времени между этапами занятия;
- наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;
- продолжительность занятия и его этапов;
соответствие фактического хода занятия запланированному;
- отступления от конспекта, их причины.
6. Анализ этапов занятия:
- содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу;
- соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);
- адекватность выбора речевого материала задачам занятия;
- методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия;
- реализация дидактических принципов обучения;
- эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО;
- степень усвоения нового материала;
- подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).
7. Оценка коррекционной направленности занятия:
смена видов деятельности; - своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
- посильность речевого и дидактического материала;
- разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;
- соответствие использованных методов и приемов возможностям детей (ребенка);
- включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
- индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
- доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;
- упражнения на развитие общей и тонкой моторики.
8. Анализ работы и поведения детей на занятии:
- общая оценка работы группы (ребенка);
- активность детей (ребенка) в процессе занятия;
- устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах;
- особенности речевой и неречевой деятельности детей (ребенка);
- формирование у детей (ребенка) общеучебных и специальных умений и навыков;
- степень сформированности структуры деятельности;
- выполнение единых требований;
- качество выполнения заданий детьми (ребенком);
- умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях;
- степень овладения практическими навыками. 9. Личность логопеда:
- знание материала занятия;
- владение методами и приемами работы на занятии;
- осуществление коррекционных приемов обучения;
- умение использовать методические пособия;
речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
- соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
- мастерство педагогического общения.
10. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим _________________________
11. Результаты занятия:
- достижение цели, задач занятия;
- оптимальность обучающих действий логопеда;
- тенденции в речевом развитии и коррекции детей (ребенка);
- оценка занятия в соответствии с возможностями детей (ребенка);
- качество знаний, умений, навыков, полученных детьми (ребенком).
12. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов ______________________________________________
13. Недостатки занятия:
- диагностика причин ________________________________________________
- предложения по их устранению_______________________________________
14. Общие выводы и предложения ______________________________________
15. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений ________________________________________

Схема самоанализа
логопедического занятия

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
3. Характеристика логопедом ребенка (группы).
4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.
5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.
6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.
7. Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).
8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.
9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
Этот перечень вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. На наш взгляд, возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию.

Анализ логопедического занятия,

проведенного в МОУ «Охочевская СОШ»

учителем – логопедом Метелкиной Е.Н.

с обучающимися 1 класса.

    Особенности детского коллектива.

На занятии присутствовало 4 ребенка – это групповое логопедическое занятие. По результатам логопедического обследования (с 1 – 15 сентября 2008 г.) была сформирована группа с логопедическим заключением: ОНР (общее недоразвитие речи). Продолжительность занятия – 40 минут. (Динамическая пауза в середине занятия). Нарушения речи у детей носят системный характер. Это проявляется недостаточной сформированности основных компонентов речи: ее звуковой стороны, лексико – грамматического строя, связной речи.

    Тема занятия.

Логопедическая тема: « Звук с, буква С.»

Лексическая тема: « Зима».

Грамматическая тема : «Деление слов на слоги, ударение».

3.Методика проведения занятия.

Закрепление знаний в новой учебной ситуации. На занятии применялись коррекционно – развивающие методы обучения. Приемы обучения: словесный, наглядный, наглядно – образный.

4.Чем вызвано обращение к данной теме?

Первоклассники пользуются фонемами недифференцированно. Многие из детей в начале учебного года имели нарушения звукопроизношения.

5.Место данного занятия в цикле логопедических занятий.

Процесс коррекционной работы в 1 – м классе теснейшим образом связан с обучением детей, страдающих речевыми нарушениями, чтению и письму.

Логопедическая работа в 1 – м классе осуществляется по следующим направлениям:

. Развитие фонематического восприятия;

. Подготовительная работа по подготовке органов артикуляции к уточнению и коррекции звукопроизношения;

. Коррекция и автоматизация трудных в произношении звуков.

(В данном случае звука с.);

. Развитие зрительно – пространственных функций, памяти, внимания, аналитико – синтетической деятельности;

. Формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя.

6. Тип занятия.

Урок.

7. Цель:

Активизация знаний о звуке с, букве С в устной и письменной речи. Обогащение словарного запаса по теме «Зима».

8.Задачи:

1. Проведение целенаправленной систематической работы по коррекции нарушений речи;

2. Повышение эффективности и качества обучения обучающихся, предупреждение и устранение, имеющихся у них недостатков устной и письменной речи;

3. Предупреждение неуспеваемости обучающихся,обусловленной различными нарушениями устной речи;

4. Развитие навыков само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе.

9. Обстановка проведения занятия.

Класс оформлен в соответствии с темой занятия: картины с изображением зимних пейзажей.

Мебель расставлена таким образом, чтобы обеспечить свободное передвижение педагога и обучающихся по классу.

10.Оборудование.

. Музыкальный центр.

. Раздаточный материал. (Звуковые домики, буквы, звуковые автобусы, карточки с разрезными буквами, карточки с буквами).

. Предметные картинки.

. Сюжетные картинки.

11. Этапы занятия.

. Организационный.

. Основной.

. Итог.

Показатели реализации психологического потенциала

занятия.

В начале занятия был создан положительный эмоциональный настрой и мотивация обучающихся на занятие. Каждый этап занятия предусматривает расширение знаний, умений, навыков детей, направленных на развитие фонематического восприятия, аналитико – синтетической деятельности и фонематических представлений. На мой взгляд, занятие достигло своей цели. В ходе занятия были выполнены все поставленные задачи:

. Закрепление произношения звука с в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

. формирование умений интонационно выделять звук с;

. развитие навыков простой формы фонематического анализа и синтеза, (синтез слогов и слов, определение места звука в слове, деление слов на слоги, постановка ударения);

. развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

. совершенствование навыков самомассажа, (с их помощью дети лучше улавливают ощущения мышц лицевой мускулатуры и управляют ими во время речи);

. пополнение словаря по теме «Зима»;

. развитие речеслуховой, моторной, словесно – логической, эмоциональной, зрительной памяти и зрительного внимания;

. развитие зрительного гнозиса и мнезиса, (профилактика оптической дисграфии);

. закрепление знаний и навыков, полученных на уроках русского языка;

. развитие слогоритмической структуры слов.

Развитие внимания на занятии.

На занятии были использованы различные приемы (словесный, наглядный, наглядно – образный) активизации внимания. С целью формирования познавательного интереса, ребята на уроке учились наблюдать, замечать, слышать и видеть, коррегируя недостаточность предшествующего развития и одновременно формируя необходимые учебные навыки. Использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания (яркость, новизна…). Материал к занятию был подобран с учетом возможностью детей. Темп ведения занятия менялся в соответствии со сложностью предлагаемых заданий. Смена видов деятельности на занятии способствовала поддержанию внимания обучающихся. На занятии учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания обучающихся.

Развитие памяти.

Учитывались индивидуальные особенности памяти у обучающихся (речеслуховая, моторная, зрительная, словесно – логическая, эмоциональная).

Организация мыслительной деятельности.

Цель и задачи занятия способствовали развитию умственной деятельности и развитию речевой активности обучающихся. На занятии имели место различные виды деятельности (наглядно – образное, словесно – логическое). Мыслительная деятельность обучающихся на занятии способствовала росту их интеллектуального уровня, пополнялся словарь, проводилась профилактика дисграфии. С целью формирования необходимых учебных навыков на занятии учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка. В конце занятия было использовано проблемное задание.(Слова – омонимы у Сани сани).

Нравственное значение занятия.

На занятии преобладала положительная эмоционально – нравственная атмосфера, осуществлялся личностно – ориентированный подход. Взаимодействие учителя и обучающихся на занятии доброжелательное, развивалась установка на взаимопонимание и сотрудничество. Оборудование, оснащение, эстетическое оформление занятия способствовало воспитанию культуры труда.

Гигиеническая оценка занятия.

Эффективно использовалось наиболее продуктивное время занятия. Поведение обучающихся соответствовало требованиям дисциплины, отсутствовали посторонние разговоры. Работе обучающихся на занятии не мешали дополнительные раздражители. Классная комната соответствовала гигиеническим нормам.

Общая оценка занятия.

Подводя итоги занятия, необходимо отметить, что коррекционная логопедическая работа с обучающимися 1 – го класса дает результат при соблюдении следующих условий:

. Логопедическая работа должна проводится над всеми уровнями языковой системы;

. Постепенность и последовательность коррекционной работы;

. Интеграция коррекционной логопедической работы со школьной программой по русскому языку и чтению, для того, чтобы максимально помочь ребенку в учебе и показать успешность его занятий;

. Обогащение лексики обучающихся, развитие связной речи и коррекция психических процессов, связанных с письмом и чтением;

. Использование игровых и занимательных заданий;

. Достаточное количество упражнений различной степени сложности в зависимости от этапа коррекционной работы, которое необходимо обеспечить, учитывая стойкость специфических нарушений устной и письменной речи.

О. А. Козырева, Н. Б. Дубешко

Анализ современного логопедического занятия

Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки.. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия. Анализ собственной работы, - одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специалиста. Качество самоанализа зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя-логопеда к обдумыванию и оценке своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.

Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. По словам Ю А Конаржевского, анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога . С этим нельзя не согласиться, так как содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознания в основу содержания которого ложатся полученные рекомендации

Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение путем самоанализа. Именно через педагогический анализ у логопедов должно быть сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога. Но чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обостренное чувство самокритичности. А последнее необходимо не только воспитать, но и все время поддерживать и развивать.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока . При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.

Схема анализа логопедического занятия.

ФИО логопеда___________ _____________________ ______________________

город (район)___________ ______________________ ______________________

№ ОУ__________________ ____дата_____________ _______________________

Этап работы____________ ______________________ ______________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема___________________ _____________________ _______________________

Возраст детей___________ _____________________ _______________________

Анализирующий_________ _____________________ _______________________

Цель посещения_________ _____________________ _______________________

Шкала оценки 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень

1. Анализ целей занятия

  • соответствие целей занятия особенностям учебного материала;
  • место данного занятия в системе занятий по теме;
  • уровень подготовленности группы (ребенка);
  • постановка и доведение целей занятия до детей;

2. Степень достижения целей занятия

  • образовательной;
  • коррещионно-развивающей;
  • воспитательной;

3. Анализ структуры и организации занятия

  • соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры;
  • логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;
  • целесообразность распределения времени между этапами занятия;
  • рациональность выбора форм обучения;
  • наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;
  • оборудование занятия;
  • рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;

4. Анализ содержания занятия

  • соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;
  • полнота, достоверность доступность изложения;
  • степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия;
  • связь занятия с жизнью;
  • подведение детей к восприятию новых знаний;
  • формирование новых понятий;
  • актуализация опорных знаний;
  • организация самостоятельной работы детей;
  • характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей)
  • инструкции и помощь логопеда;
  • степень усвоения нового материала (эффективность);
  • связь нового с ранее изученным;
  • повторение (организация, формы приемы, объем);

5. Оценка коррекционной направленности занятия

  • развитие понимания речи;
  • воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;
  • формирование практических навыков словообразования и слово изменения;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
  • контроль за внятностью и выразительностью речи;
  • подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение самостоятельному высказыванию;
  • усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;
  • включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
  • упражнения на развитие высших психических функций;
  • упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

6. Анализ методики проведения занятия

  • определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения;
  • соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);
  • разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;
  • эмоциональность подачи материала;
  • эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала;
  • оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;

7. Анализ работы и поведения детей на занятии

  • общая оценка работы группы (ребенка);
  • внимание и прилежание;
  • интерес к занятию;
  • активность детей (ребенка);
  • формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков;
  • выполнение единых требований;
  • индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
  • качество знаний, умений и навыков;
  • глубина, осознанность и прочность знаний;
  • умение детей применять знания в различных ситуациях;
  • степень овладения практическими навыками;
  • характер проверки знаний детей логопедом;
  • работа над ошибочными ответами;

8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия

  • температурный режим;
  • физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  • освещение;
  • предупреждение утомления и переутомления;
  • смена видов деятельности;
  • своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
  • соблюдение правильной рабочей позы;
  • соответствие мебели росту ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
  • посильность нагрузки речевого и дидактического материала;
  • целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Большеугонский детский сад» Льговского района Курской области

Анализ открытого индивидуального логопедического занятия

по теме: «Автоматизации звука [р] в слогах, словах и в предложениях».

Цель: продолжать автоматизировать звук [р] в слогах, словах и в предложениях.

Задачи:

1) коррекционно–развивающие: отработать чёткое произношение звука [р] на конкретном речевом материале; совершенствовать фонематический слух; развивать мелкую моторику, координацию движений, пространственную ориентировку; развивать воображение, внимание, слуховое и зрительное восприятие; развивать пространственное, логическое мышление, слуховую и зрительную память.

2) коррекционно-образовательные: обучать умению выделять существенные признаки звука; обучать умению отвечать на вопросы полным предложением; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа имен существительных; обучать умению работать по образцу.

3) коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать взрослого, формировать положительную мотивацию на занятии; воспитывать умение слушать друг друга и анализировать ответы друг друга; воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Дата проведения: 25.10.2017 г.

Время проведения: 10:00

Место проведения: кабинет учителя-логопеда

Учитель - логопед: Чуприкова Наталья Владимировна

1. Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей.

Прослеживается чёткое соответствие материала теме и цели занятия, которое построено логично и последовательно. Активизации умственной деятельности ребёнка способствовал выбранный учителем-логопедом удачный игровой приём, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым. Учитель-логопед постоянно помогала мыслить, сравнивать, используя дидактический материал.

2. Деятельность педагога в случае неправильных ответов

Логопед, в случае неправильных ответов, очень аккуратно и тактично привлекает внимание ребёнка к ошибке, не торопится исправить сама, а подводит ребёнка к правильному ответу.

3. Соответствие речевого материала возрасту детей и программе

Речевой материал подобран и преподнесён ребёнку в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.

4. Использование наглядного материала

Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у ребёнка (предметные картинки, таблицы).

5. Осуществление дифференциального или индивидуального подхода.

В ходе занятия чувствовалось, что учитель-логопед знает индивидуальные эмоциональные особенности ребёнка, что помогало осуществить дифференциальный и индивидуальный подход, трудные задания сопровождались комментариями.

6. Использование методических приёмов и видов работы

На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (дидактическая игры, различные виды работ над словарём и т.д.).

7. Деятельность учителя-логопеда и ребёнка на занятии

Занятие было чётко продумано, спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе ребёнка и логопеда. В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием ребёнка, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребёнка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно.

Ребёнок в процессе занятия проявлял заинтересованность, был активным.

8. Эстетика занятия

Внешний вид ребёнка соответствовал подготовленному мероприятию. Внешний вид учителя-логопеда опрятный, эстетически культурный.

Декорации в логопедическом кабинете, в котором поводилось данное мероприятие подготовлено учителем-логопедом в соответствии с используемой темой занятия.

Вывод: Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты.