Закон сохранения массы является основой для расчета физических процессов во всех сферах человеческой деятельности. Его справедливость не оспаривается ни физиками, ни химиками, ни представителями других наук. Этот закон, как строгий бухгалтер, следит за соблюдением точной массы вещества до и после его взаимодействия с другими веществами. Честь открытия этого закона принадлежит русскому ученому М. В. Ломоносову.

Первоначальные представления о составе веществ

Строение вещества на протяжении многих веков оставалось тайной для любого человека. Различные гипотезы будоражили ученые умы и подвигали мудрецов на длительные и бессмысленные споры. Один утверждал, что все состоит из огня, другой отстаивал совершенно иную точку зрения. В массе теорий промелькнула и была незаслуженно забыта теория древнегреческого мудреца Демокрита о том, что все вещества состоят из крошечных, невидимых глазу мельчайших частиц вещества. Демокрит назвал их «атомами», что значит «неделимые». К сожалению, в течение целых 23 веков его предположение было забыто.

Алхимия

В основном научные данные средних веков базировались на предрассудках и различных домыслах. Возникает и широко распространяется алхимия, которая представляла собой свод скромных практических познаний, тесно сдобренных самыми фантастическими теориями. Например, известные умы того времени старались превратить свинец в золото и найти неведомый философский камень, исцеляющий от всех болезней. В процессе поисков постепенно накапливался научный опыт, состоящий из многих необъясненных реакций химических элементов. Например, было выяснено, что многие вещества, названные впоследствии простыми, не распадаются. Таким образом возродилась древняя теория о неделимых частичках материи. Понадобился великий ум, чтобы превратить этот склад информации в стройную и логичную теорию.

Теория Ломоносова

Точным количественным методом исследования химия обязана русскому ученому М. В. Ломоносову. За блестящие способности и упорный труд он получил звание профессора химии и стал членом Российской академии наук. При нем была организованна первая в стране современная химическая лаборатория, в которой и был открыт знаменитый закон сохранения массы веществ.

В процессе изучения течения химических реакций Ломоносов взвешивал исходные химические вещества и продукты, появившиеся после проведения реакции. При этом он открыл и сформулировал закон сохранения массы вещества. В 17 веке понятие массы часто путали с термином «вес». Поэтому массы веществ часто называли «весами». Ломоносов определил, что строение вещества находится в прямой зависимости от частичек, из которых оно построено. Если содержит частички одного сорта, то такое вещество ученый называл простым. При разнородном составе корпускул получается сложное вещество. Эти теоретические данные позволили Ломоносову сформулировать закон сохранения массы.

Определение закона

После многочисленных экспериментов М. В. Ломоносов установил закон, суть которого сводилась к следующему: вес веществ, которые вступили в реакцию, равен весу веществ, которые получились в итоге реакции.

В русской науке данный постулат носит название «Закон сохранения массы веществ Ломоносова».

Это закон был сформулирован в 1748 году, а самые точные эксперименты с реакцией обжига металлов в запаянных сосудах были проведены в 1756 году.

Опыты Лавуазье

Европейская наука открыла закон сохранения массы после публикации описания работ великого французского химика Антуана Лавуазье.

Этот ученый смело применял в своих экспериментах теоретические представления и физические методы того времени, что позволило ему разработать химическую номенклатуру и создать реестр всех известных на то время химических веществ.

Своими экспериментами Лавуазье доказал, что в процессе любой химической реакции соблюдается закон сохранения массы веществ, вступающих в соединение. Кроме этого, он расширил распространение закона сохранения на массу каждого из элементов, которые принимали участие в реакции в составе сложных веществ.

Таким образом, на вопрос, кто открыл закон сохранения массы веществ, можно ответить двояко. М. В. Ломоносов первым провел эксперименты, наглядно демонстрирующие закон сохранения, и подвел его под теоретическую базу. А. Лавуазье в 1789 году независимо от русского ученого самостоятельно открывает закон сохранения масс и распространяет его принцип на все элементы, участвующие в химической реакции.

Масса и энергия

В 1905 году великий А. Эйнштейн показал связь между массой вещества и его энергией. Она выражалась формулой:

Уравнение Эйнштейна подтверждает закон сохранения массы и энергии. Данная теория утверждает, что всякая энергия имеет массу и изменение этой энергии несет изменение массы тела. Потенциальная энергия любого тела очень велика, и высвободиться она может лишь в особых условиях.

Закон сохранения массы справедлив для любых тел микро- и макромира. Любая химическая реакция принимает участие в преобразовании внутренней энергии вещества. Поэтому при расчете массы веществ, участвующих в химических реакциях, нужно было бы учитывать прирост или убыль массы, вызванных выделением или поглощением энергии в данной реакции. На самом деле в макромире этот эффект настолько незначителен, что такие изменения можно не принимать во внимание.

Химия - это наука о веществах, их устройстве, свойствах и их преобразовании, получающемся в итоге химических реакций, в фундаменте которых заложены химические законы. Вся общая химия держится на 4-х основных законах, многие из которых открыли русские ученые. Но в данной статье речь пойдет о законе сохранения массы веществ, который входит в основные законы химии.

Закон сохранения массы вещества рассмотрим подробно. В статье будет описана история открытия закона, его сущность и составляющие.

Закон сохранения массы вещества (химия): формулировка

Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате нее.

Но вернёмся к истории. Ещё более 20 веков назад древнегреческий философ Демокрит предположил, что вся материя представляет собой незримые частицы. И лишь в XVII веке химик английского происхождения выдвинул теорию: вся материя построена из мельчайших частиц вещества. Бойль проводил опыты с металлом, нагревая его на огне. Он взвешивал сосуды до нагревания и после и заметил, что вес увеличивался. Сожжение же древесины давало противоположный эффект - зола весила меньше древесины.

Новая история

Закон сохранения массы веществ (химия) предоставлен учёному объединению в 1748 г. М.В. Ломоносовым, а в 1756 г. засвидетельствован экспериментным путём. Русский учёный привёл доказательства. Если нагревать герметично закрытые капсулы с оловом и взвешивать капсулы до нагревания, а потом после, то будет очевиден закон сохранения массы вещества (химия). Формулировка, высказанная учёным Ломоносовым, очень похожа на современную. Русский естествоиспытатель внёс неоспоримый вклад в развитие атомно-молекулярного учения. Он объединял закон сохранения массы веществ (химия) с законом сохранения энергии. Нынешнее учение подтвердило эти убеждения. И только через тридцать лет, в 1789 году, естествоиспытатель Лавуазье из Франции подтвердил теорию Ломоносова. Но это было только предположение. Законом оно стало в ХХ веке (начало), спустя 10 лет исследований немецким учёным Г. Ландольтом.

Примеры опытов

Рассмотрим опыты, которые могут подтвердить закон сохранения массы веществ (химия). Примеры:

  1. В сосуд помещаем красный фосфор, прикрываем плотно пробкой и взвешиваем. Нагреваем на медленном огне. Образование белого дыма (оксид фосфора) говорит о том, что произошла химическая реакция. Взвешиваем повторно и убеждаемся, что вес сосуда с полученным веществом не изменился. Уравнение реакции: 4Р+3О2 =2Р2О3.
  2. Берём два сосуда Ландольта. В один из них аккуратно, чтобы не смешать, заливаем реагенты нитрата свинца и йодида калия. В другой сосуд помещаем и хлорид железа. Сосуды плотно закрываем. Чашки весов должны быть уравновешены. Смешиваем содержимое каждого сосуда. В одном образуется жёлтый осадок - это йодид свинца, в другом получается роданид железа тёмно-красного цвета. При образовании новых веществ весы сохранили равновесие.
  3. Зажжём свечку и поставим её в ёмкость. Герметически закрываем эту ёмкость. Приводим весы в равновесие. Когда в ёмкости закончится воздух, свечка погаснет, реакции закончится. Весы будут уравновешены, поэтому вес реагентов и вес образовавшихся веществ одинаковы.
  4. Проведём ещё один опыт и рассмотрим на примере закон сохранения массы веществ (химия). Формула хлористого кальция - CaCl2, а сульфатной кислоты - H2SO4. При взаимодействии этих веществ образуется белый осадок - сульфат кальция (CaSO4), и соляная кислота (HCl). Для опыта нам потребуются весы и сосуд Ландольта. Очень аккуратно наливаем в сосуд хлористый кальций и сульфатную кислоту, не перемешивая их, плотно закрываем пробкой. Взвешиваем на весах. Затем смешиваем реагенты и наблюдаем, что выпадает белый осадок (сульфат кальция). Это показывает, что произошла химическая реакция. Опять взвешиваем сосуд. Вес остался прежним. Уравнение этой реакции будет выглядеть так: CaCl2 + H2SO4 =CaSO4 + 2HCl.

Основное

Главная цель химической реакции в том, чтобы разрушить молекулы в одних субстанциях и образовать впоследствии новые молекулы вещества. В этом случае количество атомов каждого вещества до взаимодействия и после остаётся неизменным. Когда образуются новые вещества, выделяется энергия, а когда они распадаются с её поглощением, то присутствует энергетический эффект, проявляющийся в виде поглощения или выделения теплоты. Во время химической реакции молекулы исходных веществ - реагенты, распадаются на атомы, из которых затем получаются продукты химической реакции. Сами же атомы остаются без изменений.

Реакция может длиться веками, а может происходить стремительно. При изготовлении химической продукции нужно знать скорость протекания той или иной химической реакции, с поглощением или выделением температуры она проходит, какое нужно давление, количество реагентов и катализаторов. Катализаторы - небольшая по весу субстанция, не участвующая в химической реакции, но значительно влияющая на её скорость.

Как составлять химические уравнения

Зная закон сохранения массы веществ (химия), можно понять, как правильно составлять химические уравнения.

  1. Требуется знать формулы реагентов, вступающих в химическую реакцию, и формулы продуктов, которые получились в её результате.
  2. Слева пишутся формулы реагентов, между которыми ставится знак «+», а справа - формулы получившихся продуктов со знаком «+» между ними. Между формулами реагентов и получившихся продуктов ставится знак «=» или стрелка.
  3. Количество атомов всех компонентов реагентов должно равняться количеству атомов продуктов. Поэтому высчитываются коэффициенты, которые ставятся перед формулами.
  4. Запрещается перемещать формулы из левой части уравнения в правую или менять их местами.

Значение закона

Закон сохранения массы веществ (химия) дал возможность интереснейшему предмету развиваться как науке. Узнаем, почему.

  • Большое значение закона сохранения массы веществ в химии в том, что на его основании делают химические расчёты для промышленности. Предположим, нужно получить 9 кг сульфида меди. Мы знаем, что реакция меди и серы происходит в массовых соотношениях 2:1. По данному закону, при химической реакции меди массой 1 кг и серы массой 2 кг получается сульфид меди массой 3 кг. Так как нам нужно получить сульфид меди массой 9 кг, то есть в 3 раза больше, то и реагентов потребуется в 3 раза больше. То есть 6 кг меди и 3 кг серы.
  • Возможность составлять правильные химические уравнения.

Заключение

После прочтения данной статьи не должно остаться вопросов по сущности данного закона истории ее открытия, к которой, кстати, причастен наш известный соотечественник, ученый М.В. Ломоносов. Что опять подтверждает то, насколько велика сила отчественной науки. Также стало понятно значение открытия данного закона и его смысл. А те, кто не понимал, в школе, после прочтения статьи должны научиться или же вспомнить, как это делать.

В уроке 11 «» из курса «Химия для чайников » дадим определение закону сохранения массы и закону сохранения энергии, познакомимся с открытием Ломоносова, а также повторим некоторые основы химии из прошлой главы. Этим уроком мы открываем следующий раздел курса, под названием «Закон сохранения массы и энергии». Поэтому, чтобы у вас не возникало вопросов по урокам, обязательно изучите все уроки из первого раздела «Атомы, молекулы и ионы».

Мысль о том, что все в мире состоит из атомов, зародилась еще до нашей эры. Древнегреческий философ Демокрит полагал, что вся материя состоит из неделимых микрочастиц — атомов, что каждый атом обладает индивидуальными свойствами, что свойства веществ определяются их взаимным расположением относительно друг друга. Таким образом его идеи являются примитивным вариантом того, что изложено в разделе 1 «Атомы, молекулы и ионы». Напрашивается вопрос: почему же тогда древние греки не воспользовались гипотезой Демокрита и не научились получать атомную энергию? Почему прошло еще 2000 лет, прежде чем наука достигла своего современного уровня? Одна из причин заключалась в том, что древние греки понятия не имели о законах сохранения вещества , ну и конечно же о законе сохранения энергии.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов в 1748 году стал первым, кто осознал, что масса является фундаментальным свойством, сохраняющимся в процессе химических реакций. Он установил закон который гласит, что суммарная масса всех продуктов химического превращения должна точно совпадать с суммарной массой исходных веществ. Помимо суммарной массы веществ, в химических реакциях сохраняется также число атомов каждого сорта независимо от того, в сколь сложных превращениях они участвуют и как переходят из одних молекул в другие.

В химических реакциях должна сохраняться также и энергия. Химически важный вывод из этого закона заключается в том, что поглощение или выделение тепла (теплота реакции) в конкретной химической реакции не зависит от того, каким путем осуществляется реакция — в одну или несколько стадий. Например, тепло, выделяющееся напрямую при сгорании газообразного водорода и графита (одна из форм углерода), должна совпадать с теплом, выделяющимся, когда водород и углерод используются для получения синтетического бензина, а заем этот бензин используется в качестве топлива. Если бы количество тепла, выделяемого в одной из двух описанных выше вариантов реакции, было неодинаковым, можно было бы воспользоваться этим и проводить более эффективную реакцию в одном направлении, а менее эффективную — в обратном. В результате получился бы циклический бестопливный источник тепла, непрерывно дающий даровую энергию. Но это всего лишь мечты о вечном двигателе, создание которого разрушается об незыблемую стену закона сохранения массы и энергии.

: в процессе химической реакции не происходит образования или разрушения атомов.

Закон сохранения энергии : если сумма двух реакций представляет собой новую, третью реакцию, то теплота третьей реакции равна сумме теплот первых двух реакций. Говорят, что тепловые эффекты реакций аддитивны. Более подробно о законе сохранения тепла вы узнаете в конце данной главы, где все станет просто и ясно.

Кстати, в 1756 году Ломоносов экспериментально подтвердил химический закон сохранения массы, путем обжига металлов в запаянных сосудах. Вместо обжига металлов можно в запаянном сосуде сжечь фтор, закон сохранения массы все равно соблюдается:

Повторюсь, что не плотность или объем, а именно масса является фундаментальным свойством, сохраняющимся в процессе химических реакций. И как только химики это поняли, они сразу бросились в поиски правильной шкалы атомных масс для каждого элемента. В уроке 3 «Строение молекулы» мы отмечали, что молекулярная масса молекулы вычисляется через сумму всех атомных масс входящих в ее состав атомов. А из урока 5 «Моль и молярная масса» нам известно, что моль любого вещества — это такое его количество, в котором число частиц этого вещества равно 6,022·10 23 . Масса одного моля вещества в граммах называется молярной массой . Моль и молярная масса являются важнейшими понятиями, без которых невозможно проводить химический расчет.

Моль — это просто средство подсчитывать атомы и молекулы порциями по 6,022·10 23 . Если известно, что две молекулы газообразного водорода H 2 реагируют с одной молекулой газообразного кислорода O 2 , с образованием двух молекул воды H 2 O, то можно предсказать, что 2 моля H 2 , т.е. 4,032 г, будут реагировать с 1 молем O 2 , т.е. с 31,999 г, с образованием 2 молей H 2 O, т.е.36,031 г). Контрольное суммирование 4,032+31,999=36,031 подтверждают, что в этой реакции выполняется химический закон сохранения массы.

Урок 11 «Формулировка закона сохранения массы и энергии » является повторением уже пройденного материала перед погружением в более серьезный раздел химии. Надеюсь вы открыли в этом уроке для себя что-то новое и интересное. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

Примеры разборов

Фонетический разбор

Отбивая

От-би-ва-я (4 слога, 3 ударный).

О - [а ] - гласный, безударный, обозначен буквой о;

Т - [д ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой тэ;

Б - [б ] - звонкий, мягкий согласный, обозначен буквой бэ;

И - [и ] - гласный, безударный, обозначен буквой и;

В - [в ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой вэ;

А - [а ] - гласный, ударный, обозначен буквой а;

Я - [й ] - согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я;

[а ] - гласный, безударный, обозначен буквой я.

8 звуков - 7 букв. (буква Я обозначает 2 звука)

Морфемный разбор.

Убедительный

Последовательность выделения морфем: 1.окончание (-ый), 2. основа (убедительн), 3. суффиксы (-и-, -тельн-), 4. приставка (нет), 5. корень (убед) так как есть слова убеждать, переубедить, неубедительно.

Делаем запись убедительно

Словообразовательный разбор

Подлокотник

1. Подлокотник - часть кресла, на которую опирается локоть сидящего человека.

2. Ближайшее родственное слово - локоть.

Это и есть то слово, от которого образовалось данное при помощи приставки под- и суффикса -ник.

3. Запись - подлокотник <---- под + локоть + ник

Лексический разбор

Старый друг лучше новых двух.

Прилагательное старый является многозначным. В этой пословице слово употребляется в одном из своих значений: старый друг - значит друг, существующий с давнего времени, долго. Синоним - давний. В этой же пословице употреблен антоним - новый. Слово старый употребляется и в других значениях. Например в словосочетаниях старый человек, старый учебник, старые времена и т.д.

Морфологический разбор

Имя существительное:

Хлеб - имя существительное, н.ф. - хлеб,

Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения. Непостоянные признаки: в винительном падеже, единственном числе.

Синтаксическая роль: является прямым дополнением.

Имя прилагательное:

Пустое - имя прилагательное, н.ф. - пустой;

Постоянные признаки: качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения

Непостоянные признаки: в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.

Имя числительное:

"прошло три года":Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет,

Синтаксическая роль: подлежащее.

Местоимение:

С него - местоимение, н.ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе,

Синтаксическая роль: обстоятельство места.

Глагол:

Убрали - глагол, н.ф. - убрать,

Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения,

Непостоянные признаки: в изъявительном наклонении, прошедшем времени. множественном числе,

Синтаксическая роль - сказуемое.

Причастие

Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":

Падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать",

Постоянные признаки: несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное,

Непостоянные признаки: в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, Синтаксическая роль: согласованное определение.

Деепричастие

Образец разбора в предложении "Падая на землю, снег тает":

Падая - деепричастие, от глагола "падать",

Несовершенного вида, невозвратное, непереходное,

Синтаксическая роль: обстоятельство образа действия.

1. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

2. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

3. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

Наречие:
Кругом - наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места.

Синтаксический разбор

Простое предложение.

Раздались звуки торжественного и громкого марша. (А.И.Куприн)

Это предложение простое, по цели высказывания повествовательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными определениями. Грамматическая основа - раздались звуки, звуки - подлежащее, выражено существительным, раздались простое глагольное сказуемое.

Все второстепенные члены в этом предложении относятся к подлежащему. Звуки (какие?) марша - несогласованное определение, выражено существительным в родительном падеже, марша (какого?) торжественного и громкого - однородные согласованные определения, выражены полными прилагательными.

Сложносочиненное предложение.

Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу. (В.Лидин)

Это предложение сложное, союзное, сложносочиненное; состоит из двух предикативных частей, первая - машина застопорила, вторая - катер медленно причалил к берегу. Эти предложения связаны между собой сочинительным, соединительным союзом и, выражающим последовательность. Перед союзом и ставится запятая. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.

Сложноподчиненное предложение.

Оттого что солнечные дни все время перемежались с дождями, деревья в этом году умирали царственно. (Г.Николаева).

Это предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух предикативных частей - главной: деревья в этом году умирали царственно, и придаточной: оттого что солнечные дни перемежались с дождями; придаточное относится ко всему главному предложению (присоставное), отвечает на вопрос почему, отчего? Это СПП с придаточным причины, придаточное присоединяется при помощи союза оттого что, стоит перед главным предложением и отделяется от него запятой. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.

Сложное предложение с разными видами связи.

Позвонила взволнованная дама, стала требовать Римского, ] [ ей посоветовали позвонить жене его, на что трубка, зарыдав, ответила,

Что она и есть жена и что Римского нигде нет ]

(М.Булгаков)

Данное предложение 1) по цели высказывания - повествовательное; 2)

По интонации - невосклицательное; 3) по количеству предикативных

Компонентов - сложное, т.к. состоит из пяти простых компонентов (в его

Составе выделяется пять грамматических основ: 1-дама позвонила, стала

Требовать; 2-посоветовали;3- трубка ответила;4- она и есть жена;5-

Нет); 4) простые компоненты соединяются с помощью союзов и

(сочинительный соединительный), что (подчинительный изъяснительный),

Союзного слова с предлогом на что, а также бессоюзной связью, с помощью

Интонации. Следовательно, в данном предложении есть сочинительная,

Подчинительная и бессоюзная связь. 5) Предложение делится на смысловые

Блоки. Между этими блоками бессоюзная связь и отношения перечисления

Фактов. В блоке I - простое предложение. В блоке II - сложноподчиненное с

Несколькими придаточными. В нем компонент 2 является главным

Предложением для компонента 3, к которому нельзя задать вопрос (это

Придаточное присоединительное). Компонент 3, в свою очередь, является

Главным для компонентов 4 и 5, которые присоединяются к отдельному

Слову в главном. Придаточные являются обязательными по смыслу, отвечают

На вопрос ответила что? Это придаточные дополнительные. Блок II - это

Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением и

Однородным соподчинением.

Стилистический разбор.

Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, - большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина!
Саша Черный. "Дневник фокса Микки".

1. Найдите в тексте разговорные слова, объясните, зачем они употребляются.
(Слова: хлюпать, дождик, лысый, будка, пойти, цапать, деревенщина - создают эффект разговорной речи, естественной в дневнике - жанре разговорного стиля.)
2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы.
(Это слова: лысые, необразованная, - которые нетрадиционно сочетаются с другими словами и имеют в тексте особые значения.)
3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит разговорный характер.
(1. Скоро деревья будут совсем лысые. 2. Она глупая и необразованная. - Сказуемые выражены прилагательными в полной форме.)
4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте.
(1. Осень. - назывное. 2. Как ему не надоест целый день хлюпать? - безличное. 3. Деревенщина! - неполное двусоставное с пропущенным подлежащим. Эти предложения создают эффект разговорной речи.)
5. Определите тип второго предложения по цели высказывания. Для текстов какого типа характерны такие предложения?
(Это риторический вопрос - фигура, характерная для рассуждения.)
6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется?
(В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй половине текста - собака. Рассуждение принадлежит фоксу Микки, поэтому в нем намеренно нарушена логическая связь между частями текста, чтобы показать наивный, несвойственный взрослому человеку способ мышления.)



Фонетический разбор
Выделить слоги, указать, сколько их в слове.
Отметить возможность переноса.
Показать место ударения.
Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.
Дать характеристику согласных звуков (звонкие - глухие, твердые - мягкие), какими буквами они обозначены.
Указать количество звуков и букв.
Словообразовательный разбор
На основе изменения слова выделить окончание.
Записать слово, от которого образовано данное.
Обозначить суффикс или приставку, с помощью кото-рых образовано слово.
Привести подобный пример образования слов.
Если слово, от которого образовано данное, имеет суффикс или приставку, разобрать сто по составу, найти is нем все орфограммы и объяснить их.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи
Найти слово, относящееся к данной части речи, указать в нем признаки этой части речи, назвать его начальную форму (если слово изменяется). Затем указат ь:
у имени существительного: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение; в каком падеже употреблено; единственное или множественное число; чем является в предложении; как образовано: от какого слова и с помогцыо чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принципам орфографии они подчиняются, если морфологическому, то какие и как необходимо применять правила;
у имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде употреблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности правописания;
у имени числителыюго: разряд по значению (количественное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности правописа-ния;
у местоимения: разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особенности правописания;
у глагола: вид; переходный или непереходный; возвратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности правописания;
у причастия: действительное или страдательное; какого вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;
у деепричастия: от какого глагола-сказуемого оно зависит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова; его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;
у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; как образовано; особенности правописания.
Морфологический разбор служебных частей речи и междометий
Найти слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
Назвать часть речи, указать ее признаки в данном слове.
Определить разряд (группу) по значению.
Выявить синтаксическую (или смысловую) роль.
Как образовано (для производных, сложных и составных частей речи)?
Особенности правописания.
Синтаксический разбор словосочетания
Выделить словосочетание из предложения.
Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
Указать грамматическое значение словосочетания.
Синтаксический разбор простого предложения
Найти в тексте простое предложение, выделить в нем граммат и ческую ос нову.
Определить его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию - отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное), полное или не- полное предложение.
Определить его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
Разобрать его по членам предложения: чем выражено подлежащее, определить тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назвать второстепенные члены, чем они выражены.
Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводным словом)?
Объяснить постановку знаков препинания, какую они выполняют функцию.
Синтаксический разбор сложного предложения
Найти в тексте сложное предложение, определить его вид по цели высказывания, интонации, средствам связи между ого частями.
Выделить грамматические основы, определить структурные типі.! простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.
Чем соединены части сложного предложения? Каковы смысловые отношения между его частями?
Если предложение сложноподчиненное, назвать главное и придаточное, какое слово (или слова) поясняет придаточное, к какой группе по значению оно относится.
Если в предложении несколько придаточных, определить связь между ними (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
Объяснить постановку знаков препинания, их функцию.
Разбор предложения с прямой речью
Выделить тіл текста предложения с прямой речью.
Указать слова автора и прямую речь.
Объяснить постановку знаков препинания.