ДЕСЯТОК.
УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100

Цели: повторить изученное в первом классе о десятке как о единице счёта; показать, как образуются числа, состоящие из десятков, познакомить учеников с названиями данных чисел; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки счёта учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. На д о с к е записаны числа:

10 11 13 15 16 17 20

– Что заметили?

– Вставьте пропущенные числа.

– Прочитайте хором записанные числа.

– Составляют ли данные числа отрезок числового ряда?

– Почему так считаете?

2. Вставьте пропущенные числа и знаки арифметических действий.

3. Задание на смекалку.

Оле 6 лет, её брат Витя старше сестры на 4 года. На сколько лет Витя будет старше Оли через 2 года?

III. Изучение нового материала.

Желательно, чтобы на уроке у детей были палочки и пучки палочек.

В случае если палочки и пучки палочек отсутствуют, можно использовать наборное полотно с соответствующим демонстрационным материалом.

1. Учитель выставляет на наборное полотно 10 палочек.

– Сколько палочек вы видите? (Десять.)

– Сколько это десятков? (Один.)

– Положите на парту один десяток палочек.

– Положите ещё один десяток.

– Сколько десятков стало? (Два.)

– Два десятка – это двадцать единиц.

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.

Следует обратить внимание детей на то, что во всех названиях чисел первая часть слова говорит о том, сколько десятков содержится в числе (исключение составляют числа 40, 90).

Затем учитель просит к девяти десяткам добавить еще один десяток.

– Сколько десятков стало? (Десять.)

– 10 десятков – это число 100, или одна сотня.

– Сколько десятков палочек на первом рисунке?

– Сколько на втором?

– Где больше?

– Где меньше?

– Как получили четыре десятка? (К трём десяткам прибавили один десяток.)

– Как получили пять десятков? (К трём десяткам прибавили два десятка.)

– На сколько пять десятков больше четырёх десятков? (На один десяток.)

– На сколько четыре десятка меньше пяти десятков? (На один десяток.)

2. Упражнение в счете десятками.

Учитель просит положить на парту 3 десятка палочек.

– Добавьте еще 2 десятка.

– Сколько десятков стало? (Пять.)

– Уберите 4 десятка палочек.

– Сколько осталось? (Один десяток.) И т. д.

Если учащиеся не имеют на данном уроке счетного материала, то задание 2 (с. 6 учебника, часть 1) выполняется с опорой на рисунок в задании 1.

IV. Работа над задачами.

Учащиеся под руководством учителя разбирают задание 3 (с. 6 учебника, часть 1).

– Прочитайте текст.

– Является ли он задачей?

– Докажите.

– Прочитайте условие.

– Как должен звучать вопрос? (Сколько марок осталось у Васи?)

– Каким действием следует решать задачу? (Вычитанием.)

– Запишите решение.

– Дайте ответ на поставленный вопрос.

– Прочитайте текст в задании 4.

– Является ли он задачей?

– Докажите.

– Прочитайте только условие.

– Найдите и прочитайте вопрос.

– Составим краткую запись.

– Каким действием нужно решать задачу? (Вычитанием.)

– Почему? Ведь в задаче спрашивается, на сколько папа старше мамы? (Это задача на сравнение. Для того чтобы сравнить два числа, т. е. узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)

– Запишите решение. (Решение выполняется с объяснением: 40 – это 4 десятка, 30 – это 3 десятка. Из четырёх десятков вычесть три десятка, останется один десяток, или число десять. Значит, из сорока вычесть тридцать, останется десять.)

– Сформулируйте и запишите ответ задачи. (Ответ: папа старше мамы на 10 лет.)

V. Решение выражений.

В заключение урока учащиеся выполняют задание 5 (с. 6 учебника, часть 1).

Первый и второй столбик дети решают самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.

– Что интересного заметили, выполняя задание? (В первом столбике уменьшаемое 9, а вычитаемые уменьшаются на один, соответственно, значения разностей увеличиваются на один.

Во втором столбике, чтобы соблюдалась закономерность, в последней сумме нужно поменять слагаемые местами, тогда первые слагаемые будут уменьшаться на один, вторые слагаемые – одинаковые, соответственно, значения сумм уменьшаются на один.)

Третий и четвёртый столбики выполняются с комментированием.

VI. Итог урока.

– Какие открытия сделали на уроке?

– Какое задание понравилось вам больше всего?

– Для чего нужны знания, полученные вами на сегодняшнем уроке?

У р о к 4. УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100

Цели: формировать умение учащихся определять разрядный состав числа; повторить, как образуются числа второго десятка; закреплять знание названий чисел, состоящих из круглых десятков; продолжать формировать умение складывать и вычитать числа, состоящие из десятков; развивать навыки счёта, внимание, наблюдательность, аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

10 10 10 10 10 10

III. Устный счет.

1. И г р а «Молчанка».

2. Расположите числа в порядке возрастания: 30, 20, 10, 90, 60, 70, 50, 40.

– Образуют ли данные числа отрезок числового ряда? (Нет.)

– Почему?

IV. Повторение изученного материала.

1. Назовите, сколько это единиц: 3 десятка, 5 десятков, 7 десятков, 2 десятка, 1 десяток, 8 десятков, 9 десятков, 6 десятков, 4 десятка, 10 десятков.

2. Посчитайте десятками от 10 до 100 в прямом и обратном порядке.

V. Формирование у учащихся умения определять разрядный состав числа.

1. – Присчитывайте по одному, начиная с числа 10, до числа 20.

– Сколько десятков в числе 11? Сколько единиц? (В числе 11 – 1 десяток и 1 единица.)

– Как получили число 11? (К десяти прибавили один.)

– Сколько десятков в числе 12? Сколько единиц?

– Как получили число 12? (К десяти прибавили два.) И т. д.

2. Работа с учебником.

Задание 1 (с. 7 учебника, часть 1).

– Сколько палочек на каждом рисунке? (На первом рисунке 13 палочек, на втором рисунке – 31 палочка.)

– Сколько в каждом из этих чисел десятков? Сколько единиц? (В числе 13 – 1 десяток и 3 единицы, в числе 31 – 3 десятка и 1 единица.)

3. Назовите число, в котором:

 1 десяток 8 единиц;

 3 десятка 1 единица;

 2 десятка 5 единиц;

VI. Сравнение чисел.

– Сравните числа.

4 дес. * 4 дес. 2 ед. 10 дес. * 9 дес. 9 ед.

5 дес. * 7 дес. 3 дес. * 2 дес.

Задание выполняется устно, с подробным объяснением, один ученик выполняет работу на доске.

VII. Работа над задачами.

На данном этапе урока работа проводится по заданиям 3, 4 (с. 7 учебника, часть 1).

– Какой из прочитанных вами текстов является задачей? Какой нет?
(Оба текста – задачи.)

– Почему вы так считаете? (В каждом тексте есть условие и вопрос, есть данные и искомые числа.)

– Чем похожи задачи? (Данными числами.)

– Чем различаются?

– Для решения задач вы выберете одно и то же арифметическое действие? (Нет.)

З а д а ч а 3.

Девочек – 7 чел.

Мальчиков – ? на 2 чел. больше

7 + 2 = 9 (мальчиков).

О т в е т: на прогулку вышло 9 мальчиков.

О т в е т: 9 мальчиков.

З а д а ч а 4.

Мальчиков – 7 чел.

Девочек – ? на 2 чел. меньше

7 – 2 = 5 (девочек)

О т в е т: 5 девочек каталось на карусели.

О т в е т: 5 девочек.

П р о в е р к а выполненной детьми работы осуществляется с доски (самопроверка).

VIII. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют самостоятельно задание 5 (с. 7 учебника, часть 1) с последующей взаимопроверкой. (Те учащиеся, которые затрудняются в выполнении задания, могут воспользоваться помощью числовой прямой.)

IX. Задание по образцу.

В заключение урока дети выполняют задание на полях с.7 учебника (часть 1): продолжают узор и раскрашивают его, соблюдая подмеченную закономерность.

X. Итог урока.

– Что хотите сказать?

– Чем запомнился вам урок?

– Что бы вам хотелось выполнить ещё?

– Чью работу на уроке хотели бы отметить?

Задача учителя при изучении этой темы – научить считать до 100,показать,как образуются числа из десятков и единиц, научить читать и записывать двузначные числа на основе знания о том, что единицы пишутся на первом, а десятки – на втором месте, считая справа налево. Необходимо также добиться усвоения учащимися новых понятий и терминов: единицы первого и второго разряда, разрядное число, сумма разрядных слагаемых, однозначное и двухзначное число. В изучении нумерации выделяются 2 ступени: сначала изучается нумерация чисел 11-20, а затем чисел 21-100. Такой порядок обусловлен тем, что названия чисел второго десятка образуются из тех же слов, что и названия разрядных чисел (20,30,…,90). Однако слова «два»,«три»,«пять» и т.д обозначают число единиц, а в числительных две-на-дцать, три-на-дцать и т.д. обозначают число десятков(исключение составляют числительные «сорок» и «девяносто»). Кроме того, при написании только чисел второго десятка порядок называния составляющих их разрядных чисел и порядок записи не совпадает: сначала называются единицы(три-на-дцать), а пишется первым десяток(13),в то время как во всех остальных случаях чтение и запись разрядных чисел совпадают(23,145,1972 и т.д.)

Подготовительная работа к изучению нумерации чисел второго десятка проводится при повторении материала по теме «Десяток». С этой целью включаются упражнения в счете предметов с выходом за десяток (например, сколько учеников в первом ряду, во втором ряду? Сколько всего учеников в классе? И т.п.),а также упражнения в счете групп предметов(например, сколько на картинке пар лыж, пар обуви? И т.п.).

Изучение устной нумерации чисел второго десятка начинается с формирования у детей понятия о десятке. Отсчитывая по 10 палочек и завязывая их в пучки, дети узнают, что десять единиц образуют десяток.

Далее рассматривается образование чисел от 11 до 20 из десятков и единиц и поясняются их названия.(Например, учащимся предлагают положить 1 палочку на пучок и посчитать, сколько всего палочек стало.Затем, опираясь на иллюстрацию, дети устанавливают десятичный состав полученного числа. Далее вспоминают, как получить следующее число, присоединяют к 11 палочкам еще 1 и объясняют,что число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц).

Так же рассматривается образование и название других чисел второго десятка и одновременно порядок их следования при счете.

Помимо палочек, в качестве наглядного пособия используют полоски , на каждой из которых по 10 кружков(десятки), и полоски с 1,2,3,…9 кружками(единицы). Учащиеся сами изготовляют это наглядное пособие.

Для закрепления знаний десятичного состава и натурального следования чисел в пределах 20 предлагают учащимся такие упражнения:«Отсчитайте 15 палочек; определите, сколько это составляет десятков палочек и сколько отдельных палочек; возьмите 1 десяток палочек и еще 4 палочки. Сколько всего палочек взяли?Сколько десятков и единиц в числе 17? И т.п»

Далее учащиеся знакомятся со второй единицей длины – дециметром как десятком сантиметров. Включаются упражнения в черчении и измерении отрезков. При этом закрепляются знания десятичного состава (например, 1 дм 3 см надо выразить в сантиметрах. Ученик рассуждает так: 1 дм – это 1 десяток сантиметров; 1 десяток и 3 см составляют 13 см.)

На следующем этапе приступают к изучению письменной нумерации . Чтобы раскрыть принцип записи двузначных чисел, используют абак – таблицу с двумя рядами карманов: один ряд – для палочек, другой – для разрезных цифр. Учитель показывает, как ставят в верхних карманах палочки, когда их 5,9,10,14 штук. Затем ученикам предлагается разложить в карманы,например,15,17 палочек.

Переходя к обозначению чисел, обязательно выясняют десятичный состав каждого числа и,опираясь на него, записывают цифрами, сколько в этом числе десятков и сколько, кроме того, единиц. Сразу закрепляют полученные знания о принципе записи двузначных чисел : что обозначает цифра 7 ,которая стоит в записи числа 17 на первом месте справа, и что обозначает цифра 1, которая стоит на втором месте справа.

Аналогично рассматривают ещё несколько чисел,а затем дети записывают числа в своих тетрадях в таблицах с надписями «десятки» и «единицы» и объясняют значение каждой цифры.

Особо рассматривается запись чисел 10 и 20 : цифра 1(2) показывает, что в числе содержится 1 десяток(2 десятка), цифра 0 – в числе отсутствуют единицы.

Сопоставляя числа, учащиеся устанавливают, что для записи числа, состоящего из единиц, требуется одна цифра(один знак); для записи числа, состоящего из десятков или десятков и единиц, требуется две цифры. Вводятся термины «однозначные» и «двузначные» числа . Дети приводят примеры, выполняют упражнения на различение однозначных и двузначных чисел.

Изучение нумерации чисел в пределах 100 идет в таком же плане, как и в пределах 20: сначала изучается устная, затем письменная нумерация.

На основе счета десятков (1 дес., 2 дес., и т.д) раскрывается образование и название чисел 20, 30 и т.д.,а затем на основе счета десятков и единиц образование и название чисел вида 25, 37.

Усвоению десятичного состава чисел способствуют упражнения в образовании и разложении чисел(сколько десятков и единиц в числе 62? И т.п.)

Одновременно с десятичным составом рассматривается натуральное следование чисел первой сотни. Для этого включаются упражнения в счете предметов, в пересчитывании по одному и по десять с опорой на наглядное пособие - «ленту ста».(Например, перед каким числом называют при счёте число 79?После какого числа при счете называют число 100?Решите примеры: 89+1,70-1 и т.п)

При изучении письменной нумерации учащиеся знакомятся с разрядом и разрядным числом. Учитель поясняет, что, например, в числе 57 содержится 5 десятков и 7 единиц или иначе можно сказать: 5 единиц второго разряда и 7 единиц первого разряда.Полезно при этом использовать карточки с разрядными числами.

С целью систематизации знаний по нумерации полезно в конце работы над темой включать задания по характеристике заданных чисел . Характеризуя, например, число 33, учащиеся могут назвать его десятичный состав, сказать о месте этого числа в натуральной последовательности, об особенностях записи этого числа.

Усвоение нумерации требует длительных упражнений, поэтому в дальнейшем, при изучении сложения и вычитания в пределах 100,систематически включают в устные упражнения задания по устной и письменной нумерации чисел.

6.Внетабличные случаи деления и умножения

Случаи внетабличного умножения и деления изучаются в следующем порядке . Сначала рассматриваются правила умножения числа на сумму и суммы на число. Затем изучается умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем. Вводится умножение двухзначного числа на однозначное и умножение однозначного числа на двузначное. Далее водится правило деления суммы на число, на основе которого раскрывается прием деления двухзначного числа на однозначное. Наконец, рассматривается деление двухзначного числа на двухзначное.

Подготовкой к изучению свойства числа на сумму будет хорошее знание конкретного смысла действия умножения и правил о порядке выполнения арифметических действий в выражениях без скобок.

При знакомстве со свойством умножения числа на сумму можно использовать такой прием. Учащиеся читают выражение 4×(3+2) и вычисляют его значение уже известным способом:

4×(3+2)=4×5=20

Этот способ полезно еще раз пояснить с помощью рисунка

Цели урока:

  • Показать чему научены дети, каков их уровень знаний, умений и вычислительных навыков в пределах100. Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, преобразовывать.
  • Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание.
  • Сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.

Оборудование: компьютер, экран, индивидуальные карточки, рисунки животных, карта Африки, презентация .

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок

II. Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке математики мы отправимся в путешествие. Путешествуя, мы покажем, как усвоили сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100 и логически мыслить. Поэтому я прошу вас, ребята быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь - это ваше участие. А оценивать ваши ответы мне помогут солнышки. Если ответ правильный, то солнце ярко светит, если ошиблись, но сами исправились, то солнце прячется за тучки.

III. Основная работа с учащимися

1. Устный счёт

а) Ребусы- примеры. Их надо сначала правильно читать, затем вычислить и дать ответ

б) Игра " Аукцион "

Что можете сказать про число 72 (это двузначное число, в нем 7 дес. 2 ед. соседи 71 и73, делится на 2, разрядные слагаемые 70 и 2).

2. Математический диктант.

Открыли тетради. Число. М. д.

Запишите число в котором 5 дес. и 4 ед.

На сколько число 24 больше 12.

Найдите сумму чисел 48 и22.

Найдите частное чисел 25 и 5.

Найдите произведение чисел 6 и 3.

Найдите разность чисел 86 и 6.

54 12 70 5 18 80 28 (на экране)

Р А И М Т К Е

Ответы пишем в порядке возрастания и расшифруем слово

5 12 18 28 54 70 80 (на экране)

М А Т Е Р И К

Что такое материк?

Это участок суши омываемые водами океанов.

Какие материки знаете?

(на экране появляется запись)

ЕВРАЗИЯ - 87

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА - 56

ЮЖНАЯ АМЕРИКА - 46

АФРИКА - 72

АНТАРКТИДА - 45

АВСТРАЛИЯ - 94

3. Игра " Цепочка"

Мы совершим путешествие на один из материков, а на какой узнаем, решая примеры.

17 + 9 * 2 -7 -15 +42

Итак, на какой материк мы поедем?

Что вы знаете об Африке?

Африка второй по величине материк земного шара. Здесь круглый год тепло. Мы познакомимся с животным миром Африки. Они приготовили вам задания.

Мы отправимся туда
Где ни снега, нет ни льда
Где жара уже с утра
Африканская жара
У реки с названьем Нил
Бродит нильский крокодил.
Ничего, что он зубастый,
Все равно мы скажем: здравствуй. (на экране появляется рисунок крокодила)

Знаете ли вы, что Нильский крокодил может достигать в длину семи метров. 7 м = дм= см

4. Для разминки решим комбинаторные задачи нильского крокодила.

Веревку разрезали на 3части. Сколько раз разрезали веревку?

На столе стояли 3 стакана с вишней. Костя и Маша съели по одному стакану. Сколько стаканов осталось?

Две сосиски варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться 8 таких сосисок?

Так как мы в Африке познакомимся с обычаями африканских народов. В одном африканском племени существовал обычай: не брать последний плод из корзины. Но однажды пятеро гостей вождя собрались у корзины, где было всего 5 ананасов. Однако вождь сумел разделить угощения так, что каждому из гостей досталось по ананасу и все-таки 1 ананас остался в корзине. Как же он это сделал?

У жирафа чудо шея
Не бывает шей длинней,
Потому ему легко
Рвать листочки высоко. (на экране появляется рисунок жирафа)

Жираф желает знать, как вы научились решать задачи? Он просит выполнить проверочный тест. (на экране)

(Тест выполняется в тетрадях, записывают только ответы)

1. В книге 48 страниц. Коля читал каждый день по 8 страниц. За сколько дней он прочитал эту книгу.

А) за 6 дней в) за 8 дней

Б) за 7 дней г) за 9 дней

2. В одной книге 40 страниц, а в другой 10 страниц. Во сколько раз в первой книге больше страниц, чем во второй?

А)В10 раз б) в 3 раза в) в 4 раза

3. В одной книге 30 страниц, а в другой в 5 раз меньше. Сколько страниц во второй книге?

А) 4 страницы б) 2 страницы в) 6 страниц г) 10 страниц.

Проверяем ответы. (ответы на экране)

Слон, что прутик,
Что бревно
Поднимает - все равно.
Он и ловок, и силен
Африканский умный слон. (На экране рисунок слона и задание)

Знаете ли вы, что слоненок рождается высотой 100 см = м = дм?.

Бивни слона бывают длиннее 3 метров. 3 м= дм= см.

Слон желает знать как научились решать уравнения.

Что такое уравнение?(Это - равенство с неизвестным компонентом)

Х* 3= 96 42: х = 6

ПРОВЕРКА (на экране)

Х*3= 96 42:х=6

Физкультминутка. "Чунга- чанга"

7. Решение примеров. (На доске карта Африки, примеры на карточках в виде капля)

В Африке есть пустыня Сахара. Там очень жарко и мало дождя. Поможем обитателям Африки. Решая каждый пример правильно, это капля попадет в Африку.

По саванне носорог
Носит свой опасный рог.
Даже царь зверей дорогу
Уступает носорогу. (На экране рисунок носорога)

Носорог хочет выяснить, как усвоили геометрический материал.

1 задание: Назовите королеву Геометрии без которой нельзя построить ни одну фигуру?

2 задание: Найдите периметр и площадь прямоугольника со сторонами 2 см и 9 см

9. Работа с файлами " Табличное умножение и деление"

Зебру сразу не заметишь,
Если под кустами встретишь
Полосатая она
Потому и не видна.

Зебра дает на обсуждение такое предложение " Нет быстрого и верного деления, без знания таблицы умножения." (на экране)

Согласны ли вы с зеброй? Он предлагает игру "Таблицу знаю". Вы должны решить примеры на время.

IV. Задание на дом.

Это птица-секретарь,
Так ее прозвали встарь.
Кто-то в хищной птице зря,
Разглядел секретаря.

Повторить таблицу умножения.

V. Итог урока.

А почему мы изучаем природу других материков?

(Мы живем в одной планете и должны знать то, что находится рядом)

Мы по Африке прошли,
И теперь она вдали.
Нам запомнится она,
Это жаркая страна.

Ребята, а что нужно было вам знать и уметь, чтобы путешествовать по Африке?

А теперь давайте поднимем солнышки, которые вы получили за правильные ответы на уроке. Посмотрите, как светло стало в нашем классе. Мне было интересно с вами работать. Большое спасибо.