Пока реальный президент США за закрытыми дверями Овального кабинета блаженно улыбается своему грядущему импичменту, его экранный прототип в альтернативной вселенной за авторством Эндрю Марлоу пленяет грозного казахского тирана с аутентичным именем Радек, с диким акцентом что-то лопочет по-русски в гостях у марионеточного ельцинского суррогата и меняет направление внешней политики на 180 градусов, гордо и бестолково объявляя открытую войну мировой сволоте. Затем садится в свой супердупернеприступный самолет и вдруг обнаруживает там — нет, не древние амфоры, но пачку визгливых террористов, которые грозят всех поубивать, если пресловутого Радека не вернут туда, где взяли и откуда тот сможет ядерно отреставрировать тоталитарщину в масштабах былого СССР. К счастью, первое лицо не менее первого государства, давшего миру целое поколение брутальных макклейнов и быстрых ножиком райбеков, обладает смекалкой Индианы Джонса, навигационными навыками Хана Соло и обезоруживающе кривой ухмылкой Харрисона Форда, поэтому [здесь была вредоносная информация об удивительно непредсказуемой развязке фильма].

Уже с первых помпезно-патриотичных нот на начальных титрах немудрено понять, что перед нами агитка. Но что она будет настолько откровенной, представить сложновато, учитывая наличие за рулем немца, некогда разродившегося «Подводной лодкой». На протяжении всей ленты пафосная музыка прерывается лишь изредка, дабы верные сыны Калифорнии, Огайо и тому подобных айов смачно выплюнули в камеру еще более пафосную реплику. И почти два киночаса руководство страны, сиротливо жмущееся к микрофонам в Белом доме, раз за разом пренебрегает здравым смыслом и ставит планету на порог третьей мировой, видимо зная о неизбежности хэппи-энда и потому тупо ожидая, когда Форд замесит всех подонков. Не отстает — я бы даже сказал, не менее отсталой выглядит — и шайка захватчиков, состоящая из шкафообразного пушечного мяса и бородатого Олдмана, который так усиленно матерится и поминает Мазер Рашу на ломаном-переломанном русском, что две трети слов вообще не понять. А простые американские ребята во главе с президентом в это время в режиме нон-стоп режут правду-матку в лицо опасности, жертвуют зубами и жизнями ради спасения соотечественников и любят родину как никогда крепко и смехотворно.

Одна из основных целей «Эйрфорсуана» — монументализация образа звездно-полосатого атамана в умах нации. «Президент — больше чем человек» — сакраментально выдает кто-то из самоотверженных, но оттого не менее второстепенных персонажей. И, надо сказать, Форд, продавший продюсерам свое помятое годами лицо аж за двадцать два желто-зеленых цитруса, действительно тянет в среднем на 1,3 человека, а временами и на все полтора. Начнем с того, что Верховный главнокомандующий — свой в доску: травит шуточки, любит американский футбол, потягивает пивко, всех кличет по именам, по-отечески целует толстых негритянок — короче, с таким хоть на барбекю, хоть на баррикады. Кроме того, у него медал оф хонор за Вьетнам, мгновенно регенерирующее после суровых потасовок тело (разве что ухмылка с каждым разом чуть кривее) и умение находить ключ к спасению мира в дырявом пакете с молоком. Бесстрашие, честность, непреклонность и все тому подобное встроено по умолчанию, ведь это не абы кто и не абы какого государства. Да, пусть ему не приходит в голову, что он сам может диктовать террористам условия, пусть он думает, что может понедельники взять и отменить без разрешения настоящих владык планеты, пусть стерхи вряд ли примут его за вожака — зато как харизматично и патриотично этот мистер чихвостит негодяев!..

В целом же это все похоже на помпезный фарс, где всякие вице-гленнклоузы и квантовые советники полфильма разбираются, кто из них первый после Форда, а потом со слезами на глазах лепят какие-то деструктивные несуразности, где российские чиновники владеют родным языком даже хуже, чем в реальности, где миляга-дочура главы США упорно орет «папа!» в летящие на нее пули, где сверххитрые террористы, пробравшиеся на самый недоступный в мире самолет, оказываются кучкой беспомощных психов, где телефоны отказывают в самый ответственный момент, где толпа заложников за три секунды спиной усваивает инструктаж по использованию парашюта, где клюква не кисла, а смешна лишь благодаря отсутствию в ней зерен смысла и где недостаток самоиронии безуспешно пытаются компенсировать экшном, кроме которого здесь, собственно, и нечего смотреть.

Хотя лично я бы за такого президента проголосовал.

Каждому главе государства приходится пользоваться высокоскоростным транспортом (самолётами, вертолётами). Обширные просторы России часто приходится преодолевать по воздуху, и не только потому, что это быстрее: в некоторые районы можно добраться только с помощью вертолётов. Для зарубежных поездок (встречи с Си Цзиньпином в Пекине, выступления в ООН в Нью-Йорке, переговоров с лидером Сербии, Узбекистана и/или Японии) Владимир Путин использует специально оборудованный лайнер. На борту № 1 его деятельность по управлению сложнейшим механизмом огромной страны не прекращается: пролетая высоко над землёй, он продолжает решать внутренние и внешние международные проблемы в рабочем кабинете, держать на контроле Вооруженные силы и ядерное оружие.

Исторический обзор

Первый отряд воздушных судов, специально предназначенных для перелётов руководителей коммунистической партии СССР, был сформирован ещё в середине XX в., в начале Великой Отечественной войны. Генеральный секретарь Иосиф Сталин летал в Тегеран на конференцию для встречи с главами США и Великобритании на С-47. Следующий глава государства Никита Хрущев совершал полёты на ИЛ-18. На созданном для него самолете ИЛ-62 совершали полёты Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Константин Черненко, Михаил Горбачев.

На ИЛ-96 путешествовал воздушным путём президент независимой России Борис Ельцин. Но эта модель к тому времени уже морально устарела, окружению главы государства не нравились дизайн салона с перегородками из картона и незатейливыми шторками, отсутствие отдельного санузла. Внутреннее убранство было впоследствии неоднократно усовершенствовано.

Специальный авиационный отряд

Авиационная резиденция находится в ведении спецотряда «Россия» – государственного предприятия (в подчинении Управлению делами Президента), ответственного за воздушную перевозку первых должностных лиц страны и руководителей ФСБ (до 2009 г. в составе ГТК «Россия»).

Для базирования авиаотряда «Россия» в аэропорту «Внуково» под Москвой выделен терминал «Внуково-2» с особым правительственным статусом. Отряд многофункционального назначения насчитывает примерно шестьдесят авиалайнеров и два десятка вертолётов (внушительное количество!), но точная цифра не разглашается.

Людской ресурс отряда

Отбор в элитный отряд, обслуживающий полёты высшего руководства, проводится более чем жёстко на основе очень высоких требований. К ним относятся, прежде всего, такие:

  • возраст и состояние здоровья;
  • уровень квалификации;
  • личные качества.

Если для выполнения обычных задач спецотряда, не связанных с перевозками главы государства, достаточно просто высокой квалификации, то для работы на борту В. Путина отбираются лучшие из лучших. Причём для этого нужно не просто попасть на самый верх, а пройти по служебной лестнице постепенно, шаг за шагом, осваивая секреты профессии и становясь асом в специфических условиях, завоёвывая авторитет у всего коллектива.

Мандатная комиссия авиационного предприятия обращает внимание на качества кандидата – исполнительность, дисциплинированность, ответственность, благонадежность возможного сотрудника, его умение работать в команде, строжайше соблюдать инструкции и субординацию.

Обратите внимание! Почти военный рабочий режим, когда, к примеру, невозможны отлучки по собственному желанию, служит естественным отбором для кандидатов в отряд.

Парк воздушного транспорта президента

В распоряжении главы России – 8-9 летающих воздушных судов и 2 вертолёта, в 2017–2018 гг. планируется пополнение. Самый востребованный среди них – надёжный и комфортный Ил-96-300ПУ Воронежского авиазавода (последние буквы расшифровываются как «пункт управления», что означает самый высокий статус).

Презентабельный внешний вид, отлично оборудованное внутреннее пространство делают его атрибутом международной политики и представительства РФ в самых разных уголках земного шара.

Однако президентский борт (чаще самолёт ) не летает один, его сопровождают:

  • дублёр или запасной лайнер для непредвиденных случаев;
  • грузовой авиатранспорт (например, с автомобилями кортежа);
  • «связист» или специальный борт с оборудованием, обеспечивающим специальную, в т.ч. спутниковую, связь президента.

В зависимости от цели визита, посадочных и других условий аэрогавани, расстояния и времени перелёта, выбирается конкретное судно. Для рабочих полётов по стране используется более экономный ТУ-214ПУ.

Некоторые местности России доступны только вертолётам. Если необходима пересадка с самолёта на вертолёт, к месту посадки лайнера вертолёты МИ-8 прилетают вовремя, заранее вылетев к месту смены транспорта.

Для перевозки воздушным путём больших по количеству делегаций предназначен Ил-96-300 специальной модификации «Салон».

Главный борт

«Путинский» Ил был зачислен в отряд в 2003 г. Самолет выполнен из отечественных комплектующих, имеет российского производства системы и оборудование, а главное – надёжный двигатель. Он может лететь без посадки на расстояние около 13 тысяч км.

Сейчас эксплуатируется 4 таких судна, оснащённых специальной аппаратурой связи для конфиденциальных переговоров, средствами контроля над ядерным арсеналом страны, лазерными средствами противоракетной защиты. Стоимость каждого – около 5 млрд. рублей. Многих может интересовать, сколько конкретно стоит каждое судно? Это зависит от модификации и дизайна. Изюминка интерьера самолета Путина – деревянная отделка салона, выполненная из орехового шпона.

Внутреннее пространство включает личную зону (кровать, санузел, душ). В отличие от президентского борта США, в салоне не предусмотрен спортзал. Но привилегию владельцу размяться в салоне во время длительных перелётов наверняка самолет предоставит. У Путина есть возможность полноценно поработать и отдохнуть на борту. Кроме командира, борт обслуживают два экипажа, которые могут заменить друг друга. Бригада бортпроводников, которая летит этим же самолётом, включает десять человек (по пять мужчин и женщин).

Обратите внимание! Как видно на фото, самолет президента России изнутри выглядит очень презентабельно, но не роскошно, отвечая вкусу его пассажира и создавая рабочую атмосферу.

Защита полёта главы государства

Самые современные технологические и информационные средства защиты должны исключить случайные или злонамеренные действия, способные навредить и/или помешать главному борту страны совершить необходимый визит. С некоторой долей достоверности можно предположить (насколько это позволяет открытая информация), что они включают следующее:

  • высокое качество летательного аппарата (творения конструктора Сергея Ильюшина считаются одними из самых надёжных в мире);
  • тайна маршрута (координаты полёта знает узкий круг лиц, в некоторых случаях применяется дезинформация);
  • воздушное и наземное прикрытие включает комплекс мероприятий, аппаратов, вооружений;
  • собственные средства самолёта для отражения атаки и маскировки;
  • высокая квалификация и надёжность персонала.

Важно! Самолёт оборудован отечественным программным обеспечением и средствами связи, в т.ч. спутниковыми.

Самые уязвимые моменты – это взлёт и приземление авиалайнера: именно в это время увеличивается риск атаки со стороны террористов. Поэтому эти отрезки времени тщательно контролируются на земле диспетчерами и постоянно действующими устройствами противовоздушной обороны (ПВО), а в воздухе – опытными пилотами высшего класса, входящими в спецзвено прикрытия.

Для отражения и обезвреживания возможных пусков ракет применяется размещённое на лайнере средство ПВО; для нейтрализации тепловых ловушек также имеются необходимые средства. Для повышения неуязвимости от ракет применяются спецсредства маскировки корпуса судна, которые дезориентируют радары.

Курс на создание отечественных средств вычислительной техники, связи, программного обеспечения ещё более укрепляет способность страны к обороне, к защите информации. Это касается и авиалайнера лидера страны – взломать его электронную систему российской сборки практически невозможно.

Саммит над землёй

Если с изрядной долей вероятности представить воздушную «встречу в верхах», на борту каких самолетов можно увидеть главные лица других государств? Какой из них самым первым получил такую привилегию?

С лёгкой руки окружения Дуайта Эйзенхауэра, исполнявшего обязанности главы США в 1950-х гг. XX ст., правительственные самолёты по всему миру стали именовать «Борт № один» (по-английски «Air Force One»), по аналогии с позывным, которым его обозначают.

В парке президентских летательных аппаратов с 1990-го года – пара Boeing VC-25, военные модификации Boeing 747, покрывающие без дозаправки огромные расстояние. Стоят они немало – каждый по 325 млн. долларов или чуть более 20-ти млрд. рублей. Перед полётом главы государства воздухом доставляют автотранспорт, вертолеты, оборудование.

Внутреннее убранство Boeing VC-25 для одного из президентов США – Рональда Рейгана проектировала его жена. Но ему не пришлось оценить это в воздухе: воплощение замысла относится ко времени следующего президента Джорджа Буша-старшего. В центре судна расположены личный кабинет, спальня, туалет и душевая. Ближе к хвосту – кресла для представителей прессы. Нашлось место и для двух кухонь, где можно приготовить 100 порций, операционного стола. На борту присутствуют медицинский и обслуживающий персонал, секретная и охранная службы. Здесь может быть развёрнут генеральный штаб высшего руководства, в т.ч. военного. Прежний президент, Барак Обама, пользовался этим бортом.

Новое служебное авиатранспортное средство для членов королевской семьи и правительственных чиновников Великобритании появилось при Дэвиде Кэмероне, бывшем премьер-министре. Этот «Борт аскетизма», переоборудованный из Airbus A330 и оформленный относительно скромно, имеет возможность дозаправляться в воздухе. Налогоплательщики заплатили за него 10 млн. фунтов или немногим меньше 1 млрд. рублей. В передней части салона расположена VIP-секция из двух кресел, закрывающаяся шторками. В бизнес-классе в центре салона – 58 мест (для делегаций), далее – около сотни кресел эконом-класса (для представителей прессы).

Гораздо больше – 176 млн. евро или более 12 млрд. рублей было потрачено на Airbus A330-200 и два небольших лайнера Falcon 7Х для обновления воздушного флота французского президента. Салон первого имеет несколько зон, в которых размещены кровать, гардеробная, санузел, офис, кухня, звукоизолированное рабочее место для переговоров, шифровальное оборудование, небольшая операционная. Выделены места для журналистов, экспертов, возможных раненых, освобожденных заложников.

Руководство ФРГ использует Airbus A340, которым до 2011 г. Lufthansa перевозила пассажиров в течение десяти лет, его назвали «Конрад Аденауэр» в честь первого канцлера ФРГ. Второе аналогичное воздушное судно названо именем Теодора Хойса, бывшего президента. А до этого роль главного борта играл Airbus A310, полученный по «наследству» от бывшей ГДР. В новом судне могут разместиться 143 человека. Для канцлера предусмотрены персональная зона отдыха (спальня, душ), рабочий кабинет, помещение для конфиденциальных разговоров с отличной звукоизоляцией. Также на борту – конференц-зал на 12 персон, места (всего 116) для лиц сопровождения, в т.ч. с ограниченными возможностями, возможных больных и/или раненых. Судно способно пролететь более тысячи километров без дозаправки. Система защиты включает оборудование – противоракетное и опознавательное по типу «свой-чужой». Также парк правительственных лайнеров включает с 2010 г. два Airbus 319, вмещающих 44 пассажира и предназначенных для перелётов по стране; четыре мини-лайнера Global 5000 на 13 пассажиров для небольших расстояний.

Дополнительная информация! Сравнительно недавно Интернет-сети позабавила фотокартинка из Цюриха: два небольших судна А. Меркель и Ф. Олланда на фоне огромного Boeing 747-400, в котором гастролирует Iron Maiden – рок-группа из Великобритании.

Видео

Итак, борт номер один – это рабочий кабинет и место для отдыха, в котором глава страны продолжает свою работу, перемещаясь по воздуху для решения необходимых задач в других местах. Но он должен быть не только пультом управления, но и летающей крепостью, которая защитит от всех возможных нападений и непредвиденных ситуаций.

В Воронеже на ВАСО состоялась передача девятого самолета Ил-96-300 в «Специальный летный отряд Россия».

ОАК в рамках исполнения контракта передала в эксплуатацию ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации новый самолет Ил-96-300 производства ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество»

Воздушное судно прошло весь комплекс заводских наземных и летных испытаний..

Самолет Ил-96-300 сделан из отечественных комплектующих, новые системы и оборудование, установленные на нем, полностью российского производства. Воздушное судно построено в кооперации с рядом ведущих отечественных предприятий, которые занимались, в том числе разработкой систем связи и защиты самолета.
В новом самолете есть существенные новшества - усовершенствованная система защиты от внешних угроз, пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий выполнение всех требований норм летной годности, включая международные. При этом Ил-96-300 сохраняет лучшие традиции знаменитой «ильюшинской» конструкторской школы.
На протяжении десятилетий эти лайнеры демонстрируют высокую надежность эксплуатации и во всем мире признаны самыми безопасными.
Переданный самолет - 22-й Ил-96-300, выпущенный Воронежским авиационным заводом. Это широкофюзеляжный магистральный самолет, способный преодолевать расстояния до 13 тыс. км.
Проект Ил-96 обеспечивает загрузку ВАСО, как одного из градообразующих предприятий Воронежской области. Всего на предприятии трудятся порядка 6300 работников, 80% которых занято на проекте Ил-96.

Мягких тебе взлетов и посадок, Ильюша, и длинного жизненного пути!

Президент по долгу службы часто совершает перелеты по всему земному шару, и поэтому его самолет оснащен всеми возможными средствами защиты. Какими же?

Достоверных сведений конечно же нет, поскольку это информация секретная, и остается только предполагать, какие меры принимаются для защиты президентского борта.

Самолет главы государства ИЛ-96 – это прежде всего комфортабельное средство передвижения, летающий рабочий кабинет, а потому в нем созданы все удобства для работы и отдыха первого лица страны. Отделка выполнена с размахом, около 15 миллионов рублей ушли только на деревянные покрытия из орехового шпона. В отличие от американского, не имеет на борту спортзала, поскольку нашему президенту и простейших спортивных снарядов хватает. Все базовые системы комфорта и жизнеобеспечения в наличии.

Такое большое воздушное судно нуждается в прикрытии, как с земли, так и с воздуха. С земли его ведут и прикрывают службы диспетчеров и военной системы ПВО, особенно при взлете и посадке, когда есть вероятность атаки с самого аэродрома и его окрестностей террористами с переносными ЗРК. С воздуха же всегда первый борт страны сопровождается элитными российскими пилотами специального звена прикрытия, и таким образом атаки с воздуха практически исключены.

Помимо первичных мер безопасности, есть и комплекс вторичных. Предположим, вражеская ракета все-таки была выпущена, и ее надо обезвредить. Что можно сделать? Сбить ее собственной бортовой системой ПВО, антиракетой. Потом, можно отстрелить тепловые ловушки. Также существуют и маскирующие покрытия для корпусов самолетов, сбивающие с толку системы наведения ракеты, а также системы постановки помех для них же. Это означает, что ракета, выпущенная с земли, будет уничтожена. О ракетах «воздух-воздух» говорить не приходится – пилоты сопровождения не спят в полете. Однако нельзя исключать атаку маленького американского беспилотника.

Самолет оборудован и средствами связи, в том числе и спутниковыми. Думается, что комплекс мер защиты против взлома систем управления борта №1 выполнен на «пять с плюсом». В наше время без этого никак нельзя.

Резюмируя, можно сказать, что наш самолет президента наверняка защищен не хуже Air Force One – самолета президента США.
Есть и защитное покрытие корпуса, дезориентирующее радары, и система помех для ракет, и воздушное прикрытие, и даже собственная система ПВО на борту.
Но главное – это скрытность, ведь никто не знает, каким курсом полетит президент. Главная защита – это дезинформация.
Новый интерьер борта №1 sobesednik

Весной этого года рендеры (компьютерные модели) начинки самолета уже появились в интернете. Их подлинность в ОАК Sobesednik.ru не опровергли. Санузел с позолотой, тренажерный зал, двуспальная кровать… Все, что нужно, чтобы совместить приятное с полезным.

Ближайшее окружение президента тоже не останется в обиде. Специальный летный отряд «Россия» обещает пополнить свой авиапарк сразу несколькими лайнерами.

Красиво, правда?
Ну а теперь из истории Борта № 1 и посерьезней...

Самолет главы государства не просто средство передвижения. "Борт N 1" одновременно является рабочим кабинетом и мобильным центром управления государством. Работу "воздушной резиденции" президента России обеспечивает авиаотряд особого назначения, официально с 1993 года - ГТК "Россия"
(эскиз интерьера Борта №1 Ил-96-300 2003 года выпуска)

Все воздушные суда ГТК в свободное от полетов время ждут своего часа на поле авиационно-технического комплекса компании (в просторечии "сектор"). Сюда их отгоняют после посадки из расположенного неподалеку аэропорта Внуково-2, который также закреплен за "Россией". ГТК обслуживает не только свои машины, но и суда высоких иностранных гостей - на коммерческой основе.
"Сектор" бдительно охраняется ФСО - высокий забор, КПП, патрули на территории. Но никакая охрана не может оградить технику от дождя и снега. Отсутствие теплых ангаров - одна из наиболее серьезных проблем ГТК. Как утверждают местные специалисты, для нашпигованного сложнейшей аппаратурой главного президентского борта крыша была бы совсем не лишней.

Самолеты президента

Теперь, кроме флагмана Ил-96-300ПУ (последние буквы расшифровываются как "пункт управления"), в распоряжении президента находятся и Ил-96-300 выпуска 2003 года (б/н 96016) и ещё 9 бортов (среди которых и два вертолета). Всего 11машин. Одна основная, одна резервная: каждый раз президентский самолет или вертолет на всякий случай должен сопровождать дублер. Это общемировая практика.

Однако для флагманского лайнера пары до 2003 не было. В 1993 году Воронежскому авиационному заводу были одновременно заказаны два Ил-96. Но из-за финансовых проблем Управление делами президента смогло оплатить только один самолет. Строительство другого было заморожено и возобновилось лишь с приходом в Кремль Владимира Путина.

В качестве резервного до 2003 использовался самолет Ил-96-300(RA-96012) и Ил-62М, однако, как понимали в ГТК, полноценной эту замену считать никак было нельзя. Слишком велика разница в технических характеристиках. При прежнем президенте это не было проблемой: Борис Ельцин не очень-то любил путешествовать. Но сверхмобильному Путину одного флагмана стало не хватать.

Чаще всего президент летает, конечно, на Ил-96-300ПУ. Но отнюдь не только на нем. Выбор типа воздушной машины зависит от характера поездки, условий аэропорта, дальности полета. Одно дело, когда президент летит с государственным визитом в Соединенные Штаты или Японию, другое - когда речь идет о рабочей поездке в Новый Уренгой или Казань.

На небольшие расстояния по России президент летает на ТУ-214ПУ. Это экономит топливе. Хотя об экономии при перемещениях главы государства говорить можно только условно. Зачастую отдельными самолетами (вместе с ним, до и после визита) следуют и грузовые борты (автомобили кортежа). А рядом дефилирует так называемый самолет-ретранслятор – СР (к примеру, ТУ-214СР с номером RA-64516), который обеспечивает президента спецсвязью

Выбор марки и типа воздушного судна особой проблемы не представлял. Из всех пассажирских лайнеров еще во времена Ельцина был выбран самый большой, красивый, надежный, стабильный в воздухе и удобный Ил-96. Он и сегодня - борт номер 1 Путина. Какой самолет мог бы лучше выполнить эту функцию? Мысль о том, чтобы Президент Российской Федерации летал на иностранном самолете, возможно, и приходила в голову некоторым сторонникам «западных ценностей» в период большой дружбы с США, но купить представительский "Боинг" в ельцинские времена все же не решились. Экономические трудности девяностых годов – общеизвестный исторический факт, кроме того, широкофюзеляжный отечественный лайнер оказался достаточно хорошим.

Таким он остается и по сей день, борт номер 1 Путина. Модель Ил-96-300, ставшая базовой, имеет взлетный вес до 250 тонн, может развивать скорость свыше 900 км/ч, а что касается дальности беспосадочного перелета, то о ней известно, что она превышает 9 тысяч километров (показатель для серийных образцов), но насколько именно, пока держится в секрете. Все узлы и детали в этом самолете российского производства, в том числе и двигатели ПС-90А, возможно, не столь экономичные, как изделия фирм Pratt & Whitney или Rolls Royce, но зато надежные. К тому же собирались моторы с особой тщательностью. Стоимость обычного экземпляра колеблется вокруг эквивалента 60 миллионов долларов США. Каждый президентский борт номер 1 «Россия» обошелся казне в разы дороже.
Глава государства летает только на машинах своей персональной "эскадрильи" (за исключением совершенно уж нестандартных ситуаций - например, знаменитый полет Путина на истребителе). Если требуется пересадка с самолета на вертолет, Ми-8 летит с базы до места приземления президентского лайнера. Разумеется, в таких случаях вертолетчики выступают в поход заранее.

За каждой президентской воздушной машиной закреплены два сменных экипажа и один командир. По имеющейся информации, ответственным за флагман является опытнейший Сергей Анциферов, заслуженный пилот СССР и РФ. Кроме того, на борту Ил-96 работает постоянная бригада бортпроводников: пять женщин и пять мужчин.

Отбор в ГТК "Россия" более чем жесткий. Вопросами приема на работу ведает мандатная комиссия авиапредприятия. Критерии - профессионализм и возраст. Ну и благонадежность, разумеется, - этим занимается уже ФСО. Но в любом случае новичков сперва "выдерживают" на почтительном расстоянии от самолетов спецназначения. Не говоря уже о машинах, на которых летает президент. Их экипажи - это асы, высшая категория. Для того чтобы попасть в президентский самолет, летчик или бортпроводник должны пройти все ступеньки служебной лестницы, побыть, что называется, на виду у коллектива.

В спецотряде и спецдисциплина. Вот, например, выдержка из инструкции: "Дежурным экипажам и бортпроводникам, находящимся в суточном резерве в профилактории или дома, разрешается, как исключение, кратковременное отсутствие вне профилактория или дома только с разрешения ответственного дежурного или дежурного штаба..."
Начиненный электроникой главный президентский лайнер является мобильным центром управления государством, в том числе Вооруженными силами и ядерным оружием. Понятно, что объект этот для журналистских глаз не предназначен.

Но вот старый резервный Ил-62 нам дали возможность осмотреть. О том, как трепетно относятся в ГТК к своей ответственной миссии, свидетельствует хотя бы такая деталь: при входе в салон нам пришлось надеть бахилы.
На этом самолете летал еще Михаил Горбачев. После развала СССР самолет "по наследству" перешел к Борису Ельцину. Но российский президент решил, что достоин лучшего, и пересел на новый nulf Ил-96. Правда, не сразу. Вначале лайнер соратникам Бориса Ельцина не понравился: салон был разделен хлипкими картонными перегородками, несовершенство дизайна скрывали развешанные повсюду кокетливые шторки. Но больше всего возмутило "госприемку" отсутствие у президента персонального санузла.
Второй, «путинский» Ил-96 (б/н RA-96016) поднялся в воздух 21 апреля 2003 года.

В конце концов интерьер был заказан швейцарской фирме Jet Aviation AG (при посредничестве Mercata Trading, которая выступала генподрядчиком). "По эскизам сына русского художника Ильи Глазунова - Ивана - швейцарцы сделали изумительный интерьер, - вспоминал охранник президента Александр Коржаков. - Теперь появились душевые кабины, две спальни, зал для совещаний на 12 человек, просторные кресла для сопровождающих. Врачи тоже ликовали - наконец-то появилось место для сложного, громоздкого медицинского оборудования". В свой первый спецрейс новый Ил-96 отправился 21 марта 1997 года: Борис Ельцин летел в Хельсинки на встречу с "другом Биллом"...

Здесь мочат

Английская фирма предоставляет свое ноу-хау, материалы и осуществляет общее руководство работами. По завершении отделки российские специалисты получили сертификаты, которые дали им возможность самостоятельно выходить на рынок. Это было еще одним условием тендера - наши должны научиться делать не хуже иностранцев. "Мы создаем хорошие машины с точки зрения летных характеристик и безопасности, но интерьеры, к сожалению, пока оставляют желать лучшего", - сказал тогда зам.гендиректор ГТК Николай Шипиль.

Авиаотряд особого назначения

Подразделение, обеспечивающее авиаперевозки руководителей страны, появилось в гражданском воздушном флоте в 1956 году.
Сначала оно называлось авиаотрядом особого назначения, затем отдельным авиационным отрядом N235, а в 1993 году получило нынешнее наименование - ГТК "Россия". Бурные годы реформ не обошли ГТК стороной. По словам Николая Шипиля, он долго колебался, прежде чем принять приглашение возглавить компанию. А потом иногда жалел о своем выборе: "Не представлял, что кризис поразил ГТК так сильно".
Тот самый, "Елььциновский" борт № 1(RA96012) сменивший пожилого Ил-62.

Сухие цифры: в начале 90-х в ГТК было 65 самолетов, к началу 2000-го осталось 38. "За бесценок продали уникальнейшие машины, например Ан-124 ("Руслан")", - возмущается Шипиль. Гендиректор намерен обновить и увеличить существующий парк. В последующие годы компания приобрела новый Ту-154М, два новых Ту-214, еще один Ту-154М (позже и еще один) и пару вертолетов Ми-8МТВ. И это не предел. Оптимальным гендиректор считает наличие 60 машин. Лишних не будет: президент - главный, но не единственный пассажир ГТК.

Во-первых, самолетами специального назначения летает так называемая семерка: высшие должностные лица, которым это положено по статусу. Кроме президента, в нее входит глава правительства, министр иностранных дел, председатели Госдумы и Совета Федерации, генеральный прокурор и секретарь Совета безопасности. В отличие от главы государства за ними нет закрепленных воздушных судов, несколько иным является и порядок использования резервных машин. Запасной самолет летает только с президентом и премьером, в остальных случаях он держится в резерве во Внуково-2.

Спецсамолетами пользуются также правительственные делегации. Однако на все эти перевозки должно быть особое распоряжение главы государства. При этом, если необходимо и если разрешит президент, в распоряжение должностных лиц может быть предоставлена машина из президентской "эскадрильи" - со спецсвязью. За исключением флагманского лайнера, на котором летает только сам глава государства.

Самая неприятная для ГТК, как, впрочем, и для любой авиакомпании, тема - летные происшествия. Для того техника и проходит спецотбор, тщательнейшие проверки и скрупулезную подготовку, чтобы исключить любые отклонения. Хотя без нештатных ситуаций не обходится и здесь.

До сих пор в ГТК помнят случай 1972 года: при вылете из Москвы в Киев президента США Ричарда Никсона на Ил-62 не запустился двигатель, а с подачей резервного самолета произошла заминка. Оргвыводы последовали немедленно: командир авиаотряда был тут же освобожден от должности. Самый последний конфуз случился в феврале 1999 года во Внуково-2. Президентский самолет при заруливании задел хвостовую часть лайнера премьер-министра Италии. Тогдашнему гендиректору ГТК Владимиру Качнову тоже пришлось расстаться со своим креслом. Впрочем, все это скорее исключения из правила. К безопасности своих пассажиров в ГТК всегда относились всерьез.Но есть и более забавные случаи. Один из таких произошел в Латинской Америке. В носовой части самолета для центровки расположен балластный бак, рассчитанный на три тонны воды. И вот как-то на местном аэродроме понадобилось залить бак, и для этого подогнали к самолету пожарную машину. Посмотреть на то, как наш инженер со шлангом в руках заправляет бак, собралось много местных аборигенов. Один из них не выдержал и спросил: «А зачем в самолете нужно так много воды?». Наш человек не растерялся и гордо ответил: «А у нас там бассейн!».

МИРОВОЙ ОПЫТ. Под крылом ВВС

Путешествовать на самолетах глава государства теоретически мог уже в тридцатые годы, когда надежность аэропланов достигла должного уровня. Так и было, хотя И. В. Сталин, несмотря на свое пристрастие к авиации, предпочитал все же наземный транспорт. В военном 1943 году он прибыл на Тегеранскую конференцию по воздуху из Баку, на американском «Дугласе» Си-47. В то время в СССР уже было налажено производство лицензионных транспортных самолетов этого типа (Ли-2 или ПС-84), но в США усовершенствовали некоторые узлы, поэтому выбран был C-47 из числа поставляемых по договору ленд-лиза. Особое военное подразделение для правительственных перевозок было образовано через два дня после начала войны (МАГОН), но пользовались этой авиагруппой особого назначения другие члены высшего руководства и военачальники. Других случаев сталинских полетов, кроме рейса в Тегеран и обратно, история не сохранила. Скорее всего, их не было.

Кстати, до 13 апреля 1956 года - в этот день вышло постановление Совета министров СССР о создании в гражданском воздушном флоте авиаотряда особого назначения - руководители партии и правительства также пользовались самолетами ВВС. Но внешняя политика Советского Союза стала к тому времени настолько миролюбивой, что Никите Хрущеву показалось неприличным летать на военных машинах.
Визит Н.С. Хрущева в США. Авиабаза Эндрюс под Вашингтоном

Став Первым секретарем ЦК КПСС, он оценил авиационное правительственное наследство, состоявшее из обычных пассажирских Ли-2, Ил-12, Ил-14 и других скромных двухмоторных самолетов и нашел его слишком скромным. В 1956 году был создан особый авиаотряд (АОН), в распоряжение которого тут же поступили новейшие Ил-18, Ту-104 и громадные Ту-114. В общем-то, представительские функции, возложенные на эту технику и обслуживающий ее персонал, вполне соответствовали тогдашней мировой практике, и самому главному начальнику Советского Союза действительно требовались такие машины, чтобы не выглядеть среди мировых лидеров «бедным родственником».
Борт №1 Ил-62М (RA-86467) Этот самолет достоин написания отдельной книги и даже фильма. Но, увы, статью об Ил-62 легче найти в английских или французских журналах, чем в российских. Не говоря уже о книгах и фильмах.

В брежневские времена эта традиция была продолжена, символом могущества СССР стал великолепный лайнер Ил-62. Первый борт номер 1 Путина, Ил-96, достался ему от Ельцина. Самолет неоднократно переделывали, меняли интерьер и оборудование и, в конце концов, заказали четыре новые машины.

ГТК "Россия" с полным на то правом может называться уникальным предприятием: аналогов ни в России, ни за границей сегодня нет. В Соединенных Штатах, Англии, Германии, Франции, да и в большинстве других стран мира самолеты первых лиц государства находятся в ведении военной авиации.

С тех пор так и повелось. Правда, в конце 80-х у КГБ возникла идея вернуться к мировой практике и передать правительственный авиаотряд ВВС. Но командиру отряда Алексею Майорову удалось добиться аудиенции у тогдашнего предсовмина СССР Николая Рыжкова и отговорить его от этого шага. Премьера убедил тот аргумент, что до 95 процентов полетов отряда приходится на перевозки рядовых граждан.

Безопасность Ил-96 по своей сути - обычный гражданский авиалайнер. Рядовые граждане могут задаваться вопросом о том, насколько безопасен в сегодняшнее непростое время борт номер 1 Путина. Защита есть, но ее детали и механизмы реализации, конечно же, держатся в строгой секретности. Служба безопасности Президента вполне отдает себе отчет в том, что лицо № 1 в государстве может стать объектом покушения не только на земле, но и во время авиаперелетов. Ни разу не сообщалось о том, что во время рейса борт номер 1 Путина сопровождают истребители, но, вполне возможно, что они присутствуют в воздушном пространстве.

Вместе с тем наличие такого эскорта за рубежом представляется проблематичным по причине многих юридических норм, регламентирующих движение самолетов, а над своей страной Президент не опасается атак вражеских перехватчиков. Что касается возможности поражения «летающего Кремля» ракетой «земля-воздух», то и против такой угрозы есть средства, но они держатся по понятным причинам в тайне. Можно предположить, что только постановкой радиоэлектронных помех они не ограничиваются. -

Можно с уверенностью заключить, что безопасность нашего президента обеспечивается на высшем уровне, а обновленный авиапарк позволит решать любые задачи в любой точке планеты.

Борт RA96019, еще один правительственный "Ил".