Интерпретация. О. Э. Мандельштам Невыразимая печаль открыла два огромных глаза, цветочная проснулась ваза и выплеснула свой хрусталь. Вся комната напоена истомой – сладкое лекарство! Такое маленькое царство так много поглотило сна. Немного красного вина, немного солнечного мая – и, тоненький бисквит ломая, тончайших пальцев белизна. 1909 Стихотворение О. М. Мандельштама «Невыразимая печаль...» - одно из ранних в творчестве поэта (1909 год). По словам Ахматовой, «десятые годы – время очень важное в творческом пути Мандельштама...»(Серебряный век. Мемуары. Анна Ахматова. Листки из дневника. М., 1990, с.407). Действительно, поэт много эксперементировал. Начало века: еще в моде символизм, интересны импрессионисткие опыты Иннокентия Анненского. У Мандельштама много образцовых учителей, но он горд тем, что представляет новое течение в поэзии – акмеизм, «ясный» поэтический мир. Если назвать поэзию Мандельштама живописью, то это несомненно импрессионизм. Луч солнца – неслыханная дерзость в живописи – новаторство Мане, Моризо, Дега и многих других художников. Яркое освещение в картине делает цвет предметов насыщенным: зеленая вода, огненные кувшинки, красный бант в петлице, фосфорически белые перья балерин, желтое тело Олимпии. Мандельштам в стихотворении называет один яркий цвет – красный («немного красного вина»), но сколько в картине солнечных бликов: ваза «выплеснула свой хрусталь» - ярчайший блеск, «тоненький» бисквит, «тоньчайших пальцев белизна» - тоже белый цвет. «Невыразимая печаль» - это небольшой лирический этюд в стиле натюрморта. Тема этюда - утреннее пробуждение, ощущения своего бытия и связи с предметами действительности: комната, хрустальная ваза, бисквит, вино. Луч солнца создает движение в картине: сначала он ударяется о хрустальную вазу, потом освещает всю комнату, наконец будит того, кто находится в комнате и играет на его пальцах. В картине есть два плана: воображаемое окно, через которое проникает луч солнца и пространство комнаты с предметами в ней. Это можно соотнести с внешним и внутренним состоянием лирического героя – макро и микрокосмосом. Состояние героя, равно как и положение вещей, может измениться в любую минуту: луч исчезнет, вино станет терпким, бисквит будет съеден. В этом стихотворении есть ряд особеностей, относящихся ко всей лирике поэта. Очень часто в первых строфах Мандельштам отрицает: «Мы напряженого молчанья не выносим», «Я не поклонник...», «Ни о чем не нужно говорить» и т. д. Здесь тоже отрицание - «невыразимая печаль». Очень странное определение печали, но если вспомнить Ахматову «Звенела музыка в саду/ таким невыразимым горем...» или «Слава тебе, безысходная боль!», то можно поставить эти слова в ряд традиционных сентенций акмеизма. Именно, в боли, страданиях, печали есть томление, даже «истома – сладкое лекарство». Акмеисты любят подобного рода оксюмороны. Печаль открывает «два огромных глаза». Это могут быть окна, которые с рассветом становятся прозрачными, «открываются». Либо это глаза Мандельштама – красивые, карие, с длинными ресницами. Акмеисты призывали все называть своими именами, в отличие от символистов, которые старались вложить в обыденные слова сакральный смысл, тем самым (по мнению акмеистов) обесценивая сакральность невыразимого. «Вся комната напоена...» - реминисценция на пушкинское «Вся комната янтарным блеском/ Напоена...». Это указание на общее настроение в строфах Пушкина и Мандельштама, что важно для правильного прочтения стихотворения. Реминисценции, открытая цитация, интертекстирование - постоянный прием в поэзии Мандельштама. Это затрудняет понимание стихов и одновременно обогащает их. Иногда реминисценция сводится лишь к повторению сочетания слов в отрыве от контекста оригинала. Такова, возможно, аллюзия на «сонное царство» Островского («Такое маленькое царство/ Так много... сна»), которую трудно истолковать иначе, как исключительно звуковое обыгрывание знакомого сочетания слов. Немного красного вина Немного солнечного мая... Это напоминает отрывок из кулинарного рецепта. Мандельштам очень любил сладости. Об этом можно найти в воспоминаниях у Одоевцой. Например: «...Он рассказывает, как ему в одно весеннее утро до смерти захотелось гоголь- моголя. Он пошел на рынок и купил у торговки яйцо. Но по дороге мужик продавал шоколад «Золотой ярлык», любимый шоколад Мандельштама. Увидев шоколад, Мандельштам забыл про гоголь-моголь, ему «до зареза» захотелось шоколаду». Третья строфа снова возвращает нас к технике живописи. В импрессионизме мазок ложится легко, быстро, на ряби листвы и неба возникают стволы деревьев, паруса, фигуры, лица. Эффект фрагментарной живописи создает непрерывное движение в картине. Третья строфа Мандельштама - ряд словесных мазков: предметы не выписываются фотографически (при помощи цельных предложений), а называются одним – двумя штрихами, которые разворачиваются в сознании читателя в полноценные элементы картины. Мандельштам дает волю воображению. Грамматически – избегает сказуемых, а в двух последних строках доводит отрывочность до предела. В стихотворении присутствуют некоторые черты автопортрета. Глаза и пальцы. По словам современников, Мандельштам был невысокого роста, с запрокинутой вверх головой («Ты запрокидываешь голову...»). Вполне можно представить, что у изящного Мандельштама «тончайших пальцев белизна». С другой стороны, эта портретная характеристика также косвенна, как и «два огромных глаза». Стихотворение гармонично, музыкально. Слова играют друг с другом, ла догоняет два, ась – за и т. д. Слоги превращаются в ноты (ра, ча, ва, та, на, ла), а ноты – в скрипичное соло, выводящее хрупкую, нервную мелодию. Так, в коротком стихотворении с удивительной легкостью и мастерством реализуется магическое единство трех искусств – поэзии, живописи и музыки. Кристина Узорко.

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» Блока

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» (1902 г.) занимает особое место в творчестве Блока. В то время он испытывал огромную боль от отказа Л. Менделеевой стать его женой. До решительного объяснения произведения поэта были насыщены мистицизмом и загадочными образами. По сути, в них он признавался в любви не живой девушке, а идеальному образу Вечной Женственности, который возник в его сознании под влиянием философских идей В. Соловьева. Отказ Менделеевой на какое-то время отрезвил поэта, обратил его внимание на реальную жизнь. Немаловажную роль сыграло и то, что девушка жестоко высмеяла Блока вместе с его туманными и загадочными стихотворениями. В произведении «Мы встречались с тобой на закате…» поэт проявил лучшую сторону своего таланта, не отягощенного символизмом.

Поэт с грустью вспоминает счастливые летние дни, которые он проводил вместе с возлюбленной: катание на лодке, прогулки и робкие встречи. Блок обращает внимание на облик своей любимой («белое платье»), чему раньше не придавал никакого значения. Теперь он понимает, насколько прекрасен был окружающий реальный, а не воображаемый, мир («на песчаной косе», «рябь и камыш»). Поэт признает, что в тот момент любил именно физическое воплощение своего идеала.

Блок наконец-то понял, что вел себя странно. Девушка ждала от него признания, а он или молчал, или начинал читать свои непонятные стихи о вечном служении и поклонении . Менделеева впоследствии признавалась, что главной причиной отказа была «заумь» Блока, его оторванность от действительности. В стихотворении это тоже проявляется. Поэт не осмеливался, а вернее, не считал нужным даже поцеловать руку возлюбленной. Он считал, что духовная близость намного важнее и не допускает «приближений, сближений, сгораний».

В финале Блок утверждает, что сумел стереть из памяти все воспоминания и теперь не чувствует «ни тоски, ни любви, ни обиды». Прошло около года, и поэт, угрожая самоубийством, все-таки добился руки Менделеевой. Девушка практически сразу испытала страшное разочарование. Блок вновь с головой погрузился в символизм и воспринимал молодую жену только как воплотившийся в жизни свой идеальный образ.

«Мы встречались с тобой на закате…» — один из шедевров любовной лирики Блока, свободной от символизма. Поэт обладал огромным талантом, но в полную силу проявлял его лишь при сильных жизненных потрясениях, когда не мог уйти в свой воображаемый мир.

1898 год стал для великого писателя Александра Блока годом терзаний и любовных переживаний. В один прекрасный день он взял и отправился в Петербург, в родовое имение, в котором не появлялся довольно долго. Здесь и произошла встреча поэта с соседской девочкой, которая стала 16-летней барышней - Любой Менделеевой. Девушка была красива, умна, утонченна, Александр влюбился в нее без памяти. Все свое свободное время поэт пытался проводить с любимой, но девушка его не замечала, считала его неинтересным и пустым.

Слишком переживал поэт, ведь чувства были так сильны. Он старался угождать ей, ухаживал, часто приезжал в имение. Все его старания были напрасными, девушка дала понять, что Александр ей неприятен. Люба яростно высмеивает Блока, называя его чувства к ней нелепыми. После неприятного разговора поэт делает для себя вывод что, наверное, им лучше не видеться больше никогда. Проходит время и Блок решает написать о своем летнем неудачном романе стихотворение.

Отчаяние переполняет душу поэта, но лишь через несколько лет, униженный и подавленный Блок посвящает своей безответной любви прекрасное стихотворение под названием "Мы встречались с тобой на закате". Он убеждает себя в том, что к прежней любви он не чувствует ничего, прошла обида и тоска. Нет в его сердце уже той надежды, томившейся там раньше. Он понимает, что счастья с любимой девушкой уже не будет никогда. Произведение заняло одно из значимых мест среди золотого фонда русской поэзии.

Стихотворение описывает романтичного героя, чья любовь заканчивается. Заканчивается она в реальной жизни, а вот в мечтах все только начинается. На протяжении всего стихотворения можно наблюдать конфликт реальности и мечты, плавно сопровождающийся романтичными нотками. Реалии героя стали мечтами, он уже не видит четкой грани между ними. Кажется, словно мечты стали реальностью, или реальность стала долгожданной мечтой. Сквозь туман проносится жизнь героя, его знакомство и разочарование в любимой. Мечта героя словно спасение, он хочет полностью в нее погрузиться.

Умение Блоком передать в стихотворении чувства через средства художественной выразительности, делают произведение еще больше насыщенным и реальным. Образ главного героя раскрывается в полной мере, автор отчетливо подчеркивает реальную картину всего происходящего с ним. Читая стихотворение, словно отправляешься следом за автором в его придуманный мир, хочется переживать эти чувства снова и снова. История, рассказанная Блоком, не имеет будущего, это просто история, которая закончилась, не успев начаться. Завершением стихотворения стало расставание влюбленных, для Блока жизнь уготовила другой сценарий.

Прошло время, случайная встреча Менделеевой и Александра расставила все точки. Жизнь поэта в реальности обрела смысл, Люба смогла полюбить Александра и даже согласилась стать его женой. Еще буквально недавние мечты Александра чудом перенеслись в реальность.

Анализ стихотворения Мы встречались на закате Блока

Это стихотворение Блока, относится к любовной лирике, так как поэт предпочитал работать в этом литературном жанре. Оно было написано в 1902 году, когда поэт отдыхал на своей даче, где и познакомился со своей молодой соседкой, которая вскружила ему голову. Он испытал истинную любовь, но его избранница не ответила ему взаимностью, что очень сильно расстроила его чувственную натуру, которая постоянно стремилась к романтическим отношениям.

В стихотворении, мы видим все страдания героя, который получил порцию безответной любви. Наш герой любит искренно и чисто, но его мечтаниям не сбыться. Вся эта история еще с самого начала была обречена на мучительные страдания, но такова суровая реальность любви.

Все стихотворение можно разделить на две части, которые показывают начала и конец этой любви. Встреча происходит на закате, и это очень символично, так как закат, предвестник завершенности, а это значит, что их любовь закончилась еще не успев начаться.

В стихотворении, очень много символизма, который поэт достаточно умело синтезирует с любовной лирикой, которая понятна всем читателям, так как она идет прямо от души нашего героя, который очень любит, но знает, что этой любви не сбыться.

Великая любовь, которая развеялась, как дым, но осталось очень большое чувство утраты, невосполнимой утраты, которое останется с поэтом навсегда. В конце этого мимолетного романа, который шел с одной стороны, поэт ясно понимает, что все это проходит, проходит, как утренний туман. Блок живет этой прекрасной минутой, но он знает, что будет завтра, и оно будет прекрасно, а эта вера, вселяет в него определенные надежды, надежды, которые помогают ему жить и творить, а это самое важное, что нужно поэту от этой тленной жизни.

Прекрасное литературное произведение, которое заслуживает внимания.

По плану, кратко

Картинка к стихотворению Мы встречались на закате

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Буря

    Почти пятьдесят лет существовал Суриковский литературно-музыкальный кружок, членом которого был и Сергей Есенин. Основателем кружка был не художник Суриков, как можно было подумать, а поэт Иван Суриков, самоучка.

  • Анализ стихотворения Некрасова Демону

    Данное стихотворение было написано великим поэтом в 1855г. По задумке автора оно должно было войти в сборник стихов, выход которого планировался годом позднее. Однако, этого не случилось, и сборник открыло совсем иное

  • Анализ стихотворения Северянина Весенний день

    Замечательный русский писатель – Игорь Северянин, автор множества стихов. Огромную долю в его творчестве занимает тема природы и родины. Стихотворение «Весенний день» поэт посвятил своему наставнику и учителю – К. М. Фофанову.

  • Анализ стихотворения Пушкина Эхо

    А.Пушкин один из поэтов, который отличался особенным свободомыслием. Большинство своих произведений он посвятил именно возвышенным чувствам, а именно любви, но его творения эти не ограничивались. Пушкина волновала роль поэта

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате … » Александра Блока относится к циклу «Стихи О Прекрасной Даме». В нём два мотива: мотив встречи, который звучит в первых трёх строфах, и мотив расставания влюблённых в заключительной строфе.

Когда реалии становятся мечтами, а мечты переходят в реальный мир? Грань между реальностью и мечтой у Блока очень тонка. Он рассказывает нам о чувствах лирического героя и показывает его встречу и расставание с Прекрасной Дамой будто бы сквозь туман. Лирическому герою ближе мечта — именно в ней он находит спасение. Поэтому композиция у этого стихотворения кольцевая.

Начало:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив …
Конец:
Белый стан, голоса панихиды
И твоё золотое весло.

Стихотворение продолжает цикл произведений о Прекрасной Даме, но образ этот заметно изменился. Перед нами уже не Величавая Жена. Образ Её неуловим и расплывчат: даны только Её очертания в белом платье. Но белое платье — черта обыкновенной земной женщины, которая к тому же «веслом рассекала залив » . И эти реальные черты противопоставлены «утончённости мечты ». Фон повествования тоже снижен. Мы попадаем не в храм, как прежде, а на залив, где «рябь и камыш», и видим влюблённую пару на песчаной косе. Если сравнить это произведение с другими стихами о Прекрасной Даме (например, со стихотворением «Вхожу я в тёмные храмы … »), то мы увидим, как изменились цвета и звуки. Нет ярких красок — все цвета приглушены. Действие происходит на закате, когда зажигаются «вечерние свечи», и в дымке вечернего тумана. Женский образ наполнен «бледной красой ». В образе лирического героя тоже произошли большие перемены: его прошлые восторги «померкли, прошли, отошли».

Интересно понять значение символов, которые включает в художественную ткань своего произведения автор. Закат, река, туман, золотое весло, цвета и звуки — всё имеет свой смысл. Встреча влюблённых происходит на закате. Их свидание, хоть и окутано вечерним ореолом таинственности, но всё же это «закат» их романтических отношений. Туман — тоже символ зыбкости и непрочности отношений. Женщина безмолвна и непостижима. Лирический герой по-прежнему боготворит её образ, но у влюблённых нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. И в третьей строфе обозначен мотив расставания:
Приближений, сближений, сгораний
Не приемлет лазурная тишь …
На женщине — белое платье. Белый цвет — символ смерти. Может быть, это плывут куда-то в лодке умершие возлюбленные? В начале стихотворения весло рассекало гладь залива, а в конце оно показано застывшим без движения — «золотым ». Звуки создают грустное настроение, передают печаль лирического героя и его ностальгию по мечте. Встречи с любимой безмолвные, а в лазурной тиши раздаются только голоса панихиды (панихида — молитвенное
поминание усопших).

«Мы встречались с тобой на закате» Александра Блока - стихотворение, наполненное нежными романтическими образами. Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «Мы встречались с тобой» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1902 г., посвящено Любови Менделеевой.

Тема стихотворения – угасание любви в мужском сердце.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который делится на две смысловые части: воспоминания героя о встречах с девушкой в белом платье, признание о том, что чувства прошли.

Жанр любовная лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «ты веслом рассекала залив», «лазурная тишь».

Эпитеты «безмолвные встречи», «вечерние свечи», «бледная краса», «белый стан», «золотое весло» .

История создания

Летом 1898 г. молодой А. Блок пребывал в родовом имении Шахматово. Здесь он увидел Любовь Менделееву. Поэт знал ее с детства, но тогда это была задиристая девчонка. Теперь же она превратилась в симпатичную, скромную барышню. Александр Александрович влюбился в девушку с первого взгляда. Менделеева не принимала его ухаживаний, относилась к юноше холодно. Поэт не отчаивался, считая, что поведение возлюбленной связано с ее возрастом.

Как-то между Блоком и Менделеевой состоялся разговор, во время которого выяснилось, что Любовь думает о кавалере на самом деле. Девушка посмеялась над ним. Разочарованный юноша решил уехать из Шахматово и постараться забыть даму сердца. Через несколько лет он признался, что в его сердце больше не пылает любовью. В этот период в 1902 г. было написано стихотворение «Мы встречались с тобой на закате». Позже Л. Менделеева станет женой поэта, но пока он был уверен, что все чувства прошли.

Тема

В анализируемом произведении поэт раскрывает тему - угасания любви к женщине. Фоном для раскрытия любовных мотивов Александр Александрович выбрал природу. Молодые люди встречаются у залива вечером. Место и время встреч придают описываем событиям загадочности и романтики. В центре стихотворения лирический герой и его возлюбленная. Трудно понять, знакомы молодые люди или герой был влюблен в незнакомку.

В первых строфах лирический герой рассказывает о встречах с девушкой в белом платье. Интересно, что платье - единственная деталь портрета, о которой упоминает автор. Он не описывает ни лицо, ни фигуру героини. Белый цвет ее наряда символизирует чистоту, непорочность юность. Лирический герой признается, что на какое-то время забыл, что в человеке главное - душа и влюбился в прекрасную оболочку: «я любил твое белое платье, утонченность мечты разлюбив» .

Влюбленный искренне удивляется тому, что во время встреч и он, и девушка молчали. Видимо, он не осмеливался взглянуть в глаза любимой, ведь замечал « вечерние свечи », камыш у берега. Молодым людям не суждено было быть вместе, лирический герой объясняет это просто: «приближений, сближений, сгораний - не приемлет лазурная тишь…» . Чувства молодого человека сгорели в молчании.

Последние стихи - откровение лирического героя. Он признается, что его сердце опустело. Заметно, что он не радуется таким переменам, ведь описывает свое внутреннее состояние с нескрываемой печалью: «все померкло, прошло, отошло…» . Кажется, он вступает в конфликт с самим собой. Напевы девушки кажутся теперь ему панихидой по любви.

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества А. Блока, но благодаря оригинальным образам оно заняло заметное место в русской литературе.

Композиция

Композиция произведения проста. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который делится на две смысловые части: воспоминания героя о встречах с девушкой в белом платье, признание о том, что чувства прошли.

Формально произведение состоит из четырех катренов. Три первых воспроизводят воспоминания героя, а последний описывает его «нынешнее» внутреннее состояние.

Жанр

Жанр произведения - любовная лирика: в стихотворении преобладают грустные воспоминания, а в конце видим разочарование от того, что любовь прошла. Написаны строки произведения трехстопным анапестом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы А. Блок использовал художественные средства. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения чувств лирического героя. В тексте есть метафоры : «ты веслом рассекала залив», «лазурная тишь» и эпитеты - «безмолвные встречи», «вечерние свечи», «бледная краса», «белый стан», «золотое весло» . В наборе языковых средств нет сравнений, зато опустевшую душу некогда влюбленного молодого человека автор описал при помощи гиперболы : «ни тоски, ни любви, ни обиды, все померкло, прошло, отошло» .