В возрасте 3-5 лет дети уже достаточно развиты для того, чтобы повторять за взрослым физические упражнения. Хотя мускулатура и костная система у малышей еще продолжает формироваться, они уже обладают определенной выносливостью и силой. Поэтому настало время усовершенствовать и увеличить физическую нагрузку на детский организм. Необходимо делать это правильно и последовательно.

Правильность выполнения обеспечивает эффективность:

В возрасте 3-5 лет нельзя требовать от малыша четкого повторения движений. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок учился максимально точно повторять за взрослым.

Важно научить детей во время занятий принимать правильное исходное положение: лежа, сидя, стоя. Также уделяйте внимание на расположение рук во ходе занятия: на поясе, впереди, в стороны, вверх и т.д.

Дыхание ребенка при выполнении упражнений не должно сбиваться. Следите за тем, чтобы малыш дышал произвольно без одышки. Важно подсказывать детям, когда следует вдохнуть, а когда выдохнуть. Во время наклонов всегда должен следовать выдох, а при выпрямлении туловища - вдох.

Правильный план занятия:

Занятие должно включать около шести упражнений. Количество повторов каждого из них должно составлять 5-6 раз. Продолжительность занятия - не дольше 20-25 минут.

Чтобы комплекс был эффективным и разнообразным, включайте в него такие упражнения:

Для рук и плеч
для ног
для туловища
с использованием спортивного снаряжения и вспомогательных предметов

Взрослые показывают упражнение, а малыши повторяют за ними. Не требуйте крайне точного выполнения заданий. Важно следить за состоянием детей и прекращать выполнение до наступления усталости.

Развиваем руки и плечевой пояс малыша:

"Покажем ладони"

Ребенок стоит ровно, ножки немного шире плеч, руки опустить вдоль туловища. По команде взрослого необходимо вытянуть руки вперед, повернув ладошками вверх. Затем ребенок прячет ручки назад за спинку.

"Хлопаем в ладоши"

Исходная позиция такая же. Малышу необходимо вытянуть ручки впереди туловища, похлопать в ладоши, затем опустить руки вниз в начальное положение.

"Маятник"

Исходное положение остается прежним. Необходимо раскачивать выпрямленными ручками вперед-назад.

"Хлопок над головой"

Исходная позиция прежняя. Ребенок должен поднимать прямые руки над головой, хлопать в ладошки и опускать их через стороны вниз.

"Мотаем ниточку"

Малыш сгибает руки в локтях перед грудной клеткой, сжимает кулачки, совершает круговые вращения руками перед грудью, не опуская низко локти. При выполнении этого упражнения следите, чтобы одна ручка вращалась вокруг другой.

Укрепляем ноги:

"Большой-маленький"

Малыш стоит ровно, ножки немного расставлены, ручки на поясе. Необходимо присесть как можно ниже, а затем встать на носочки, потянувшись и подняв руки вверх.

"Лошадка"

Исходное положение такое же, как и в предыдущем упражнении. Необходимо поднять согнутую в коленном суставе ножку, затем опустить ее. Такое же упражнение проделать второй ногой.

"Присядем и хлопнем"

Исходная позиция прежняя. В положении стоя малыш должен хлопнуть в ладошки перед собой. Затем, присев на корточки, необходимо хлопнуть в ладони внизу.

"Комочек"

Исходная позиция прежняя. Ребенок должен присесть как можно ниже, наклониться вперед, ухватиться руками за голени, опустить головку. Задержаться в таком положении 3-4 секунды, постепенно выпрямиться и встать.

"Лягушка"

Ребенок становится на четвереньки и прыгает, имитируя лягушку.

Укрепляем туловище:

"Смотрим назад"

Малыш стоит прямо, ножки расставлены на ширину плеч, руки опущены вниз. Необходимо поворачиваться в разные стороны. При этом размах руками должен быть свободным.

"Самолет"

Исходная позиция такая же, только ручки разведены в стороны. Необходимо выполнять наклоны в стороны. Следует контролировать положение рук - они не должны опускаться.

"Часы"

Исходная позиция прежняя, руки на поясе. Малыш наклоняется в одну сторону и произносит: "Тик". Затем следует выпрямиться и сказать "Так". После этого наклон выполняется в другую сторону, произнося: "Тик", на выпрямлении малыш говорит: "Так".

"Качалка"

Ребенка следует усадить на пол, скрестив ножки в удобном положении. Руки на поясе. Малыш должен раскачивать туловище вперед и назад.

"Кошка"

Малыш становится на четвереньки. Выполняется выгибание спины с прижиманием головы к груди - кошка злится. Затем выполнить прогиб спинки с поднятием головы - кошка ласковая.

"Потрогаем носочки"

Малыш становится прямо со слегка разведенными в стороны ножками. Руки разведены в стороны. Задача ребенка - наклоняться вперед, доставая пальчики ног руками.

"Самолет летит"

Ребенка укладывают на ровную поверхность на животик. Ручки следует сложить перед грудью. Необходимо поднимать головку, ручки и грудь, разводя руки в стороны - самолет летит. Затем малыш возвращается в исходное положение - самолет отдыхает.

"Бревно"

Исходное положение - лежа на спине с вытянутыми вверх руками. Ребенок должен переворачиваться через бочок со спины на живот. Затем проделать упражнение в обратном направлении.

Упражнения с использованием инвентаря:

"Катаем мячик"

Малыш стоит прямо, ножки слегка расставлены. В руках необходимо удерживать мячик средних размеров. Сделав размах и наклонившись, ребенок катит мяч между ножками назад.

"Попадаем в корзину"

Необходимо поставить емкость или корзинку на расстоянии около 4 шагов от ребенка. Задача малыша - попадать мячиком в корзинку.

"Подбрасываем мячик"

Исходная позиция: малыш стоит, немного расставив ножки. В руках удерживает мячик. Необходимо подбрасывать мяч вверх, стараясь уловить его во время падения двумя руками.

"Догоняем мячик"

Необходимо катить мяч вперед. Задача ребенка - догнать и обежать мячик.

"Ловим мячик"

Малыш становится напротив взрослого на расстоянии около 1,5 м. Взрослый бросает мяч ребенку со словом: "Лови". Ребенок пытается поймать мяч двумя руками. Затем взрослый произносит слово: "Бросай". В ответ малыш должен бросить мячик обратно.

Тренируем равновесие у ребенка:

Важно в процессе выполнения упражнений заставить малыша смотреть вперед, а не под ножки. Для этого взрослый становится впереди и привлекает взгляд ребенка ярким и интересным предметом, разговором. Прекрасно тренирует равновесие ходьба по опоре - скамье, лестнице, доске.

Не менее эффективными являются таки упражнения:

Стойка на одной ножке
частая смена положения тела - быстро встать, лечь, сесть, попрыгать и т.д.
стойка на носочках
катание на качелях и каруселях

Регулярные занятия с малышами прекрасно тренируют не только выносливость и физическую силу, но и внимание, память и интеллект ребенка. Чтобы такие уроки проходили легко и весело, не забывайте про веселую музыку и хорошее настроение в процессе тренировки.


Домашняя библиотека детей 3-4 лет не отличается большим разнообразием книг. Малышей, как правило, заинтересовывают одна-две книги, которые они готовы слушать изо дня в день. Однако прочитанная десятки раз, выученная наизусть и мамой, и ребенком, любимая книжка все-таки надоедает. Начинается поиск чего-нибудь нового, еще неизведанного. Ищет, конечно же, мама. Хочется учесть и интересы ребенка. Некоторые малыши обожают истории про животных, другие могут быть увлечены детскими познавательными энциклопедиями, а другим достаточно и ярких картинок. Впрочем, среди огромного списка детской литературы есть произведения, увлекающие всех детей от трех и до пяти лет. Давайте о них и поговорим.

Стихи разных авторов

Стихи – это благодатный материал, великолепно развивающий у ребенка умение говорить и чувствовать ритм слов. Веселые и поучительные, они близки малышам 3 лет, и хорошо запоминаются и в четыре года, и в 5 лет. Среди авторов стихов такие гранды нашей литературы, как Агния Барто, Юнна Мориц, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Валентин Берестов, Борис Заходер. Приведем лишь небольшой список лучших произведений:

  • сказка «Медвежонок-невежа», сборник стихов под общим названием«Девочка Чумазая», «Машенька» Агнии Барто;
  • книга «Усатый-полосатый», мудрая сказка о глупом мышонке, «Детки в клетке», «Сказка об умном мышонке», нравоучительный «Кошкин дом» Самуила Маршка;
  • захватывающий «Айболит», веселая «Муха-Цокотуха», поучительный «Мойдодыр», забавная «Путаница» Корнея Чуковского;
  • хорошо известное «А что у вас?», знаменитый «Дядя Степа», про «Фому» и «Мой щенок» Маршака.

Многие из этих стихотворений читали и сегодняшним мамам. Хорошо запоминающиеся, с интересным сюжетом, они любимы многими поколениями. Для трехлеток и детей постарше писал и А.С. Пушкин. Малыши хорошо реагируют на «Золотую рыбку» великого русского поэта. Позже можно предложить маленькому сокровищу другие сказки русского классика, например, «Сказку о Царе Салтане».

Сказки русские и зарубежные

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Главная литература детства – это сказки. Народный фольклор и истории, придуманные профессиональными писателями, всегда поучительны и глубоки по содержанию, даже если это всем знакомый «Колобок». Родители должны выбирать для чтения 3-4 летним детишкам «правильные» сказки.

Такие, например, как про «Машу и трех медведей», «Теремок», о «Волке и семерых козлятах», «Три поросенка», «Кот в сапогах», «Репка». Незнакомые произведения лучше сначала прочитать взрослым. Русские и зарубежные сказки не всегда отличаются легкостью восприятия для малышей. Они изобилуют устаревшими, непонятными для крох словами, могут нести сомнительную мораль. Выбирайте сказки, которые вы хорошо знаете сами, или те, что рекомендуют специалисты по детскому чтению. Внимательно изучайте содержимое книги.

Современные писатели детям

Безусловным лидером среди современных детских писателей можно считать Эдуарда Успенского. Многие его произведения послужили сюжетом для знаменитых советских мультфильмов. Всемирно известный «Чебурашка», покоривший миллионы маленьких сердец, рассудительный Крокодил Гена и шаловливая обезьянка Анфиса – дети обожают их. Ребятишкам 4-5 летнего возраста обязательно прочтите про троицу из «Простоквашино».

Предлагаем видео-обзор мамы 3-х любимым книг: «Трое из Простоквашино», «Винни Пух», «Малыш и Карлсон».

Рассказы Виктора Сутеева с красочными иллюстрациями, что удваивает интерес малышей к этой книге. Незатейливые, но поучительные сюжеты «Палочки-выручалочки», «Кто сказал «Мяу», «Мешок яблок», несут огромный социальный подтекст. Учат поступать справедливо, делать добро, уважать окружающих. Прекрасный материал, помогающий в воспитании главных качеств человека. История про цыпленка и утенка наглядно показывает, почему не стоит быть «повторюшей» и надо всегда иметь собственное мнение. Книги других авторов:

  1. Григорий Остер – «38 попугаев», или трогательный рассказ про котенка по имени Гав, «Приключения Пифа».
  2. Алан Милн – «Винни-Пух и все-все-все».
  3. Николай Носов – серия рассказов о «Незнайке и его друзьях», «Живая шляпа», «Мишкина каша».
  4. Галина Александров – веселая эпопея про Домовенка Кузю.
  5. Д. Ч. Харрис, который подарил миру детства сказки дядюшки Римуса.
  6. Всеволод Нестайко – «Лесная школа».
  7. Сергей Козлов – «Львенок и Черепаха» и «Трям! Здравствуйте!».
  8. Виталий Бианки – «Лесные домишки», «Как Муравьишка домой спешил».
  9. Александр Волков написал много интересных книг, но для малышей старше трех лет подходит, пожалуй, только «Волшебник изумрудного города».

Язык произведений для малышей должен быть легким для восприятия в 3-5 лет. Текст, перегруженный непонятными словами, быстро наскучит ребенку и не принесет пользы. Для 3-х летнего малыша выбирайте книги с короткими сюжетами. Как правило, сказку читают на ночь, но можно это сделать и дневное время, ведь насыщенный событиями день приводит к усталости малыша, и любая информация воспринимается им плохо.

Развивающие книги для малышей

Активити-книжки (Робинс)

Активити-книжки, среди которых стоит отметить «Окружающий мир малыша» из серии Робинс. Книга состоит из игровых задач, дополненных страницами для раскраски и наклейками. Выполняя несложные задания, ребенок учится сравнивать свойства животных, сопоставлять с другими представителями животного мира, узнает новых зверушек.

Разработана для трехлеток и старше. Какие навыки помогает развить: мелкую моторику, восприятие, память, воображение, логическое мышление, внимание.

В активити-книжку входят: веселые яркие картинки, школьная атрибутика и животный мир, природа, первые предметы.

Серия «Школа семи гномов» (Мозаика-Синтез)

Для 3-4 лет выбираем книгу «Развитие речи». Первый сборник – . Отличается богатым набором занимательных игр с их подробным описанием. Позволяет научить малыша правильно и точно излагать свои мысли вслух, способствует пополнению словарного запаса. Тексты заданий дополняются множеством наклеек в виде веселых гномов. Игровой процесс увлекает детей, а гномики помогают легче усваивать развивающие материалы.

Второй сборник – . Состоит из 14 занятий, обучающих словообразованию. Пособие знакомит кроху с одинаковыми по звучанию словами, но означающими разные действия и предметы. Приводятся примеры антонимов, незаменяемых существительных, подготавливая маленького человечка к правилам и основам русского языка. Материалы поданы в игровой форме, наиболее доступной для ребенка в этом возрасте.

«Счет, форма, величина» (3+ и 4+) – еще один сборник серии, подготавливающий к освоению различных математических действий. Учит счету, помогает научиться различать и сопоставлять такие понятия, как «много» и «один». Ведет к освоению «равенства» и «неравенства», сортировки предметов по размерам и формам. Обогащает словарный запас такими словами, как «толще», «короче», «тоньше», «длиннее».

Мои первые открытия (Клевр Медиа Групп)

«Знакомимся с математикой. 3-4 года». Сборник предназначен для первого знакомства малышей с основами арифметики. Формирует правильное представление о числах, размерах, количествах. Сухие цифры предстают перед ребенком в виде ярких составляющих окружающего мира. Познавая азы математики, кроха учится выбору и сравнению, размышлению и группированию. Сборник помогает:

  • получить первое представление о математике;
  • выучить счет с небольшими цифрами;
  • формирует пространственное и абстрактное мышление.

ВАШ РЕБЕНОК ПОХУДЕЛ

Внешний вид ребенка значительно изменяется. До 3 лет ваш малыш был такой пухленький, а после 3 лет он постепенно начинает вытягиваться. Вы замечаете, что он становится худым. И вы начинаете укорять себя, что недостаточно хорошо кормите малыша, подозреваете, что ребенку не хватает каких-нибудь витаминов, нервничаете.

И, в конце концов, обращаетесь за консультацией к врачу. Но не волнуйтесь. С вашим ребенком все нормально. И то, что он похудел, тоже нормально. Это можно считать одной из возрастных особенностей.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ РАЗВИТИЯ

В этом возрасте (3 - 5 лет) важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили однажды, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес, вы перекармливаете его; и в таком случае пересмотрите питание ребенка, задумайтесь - хватает ли малышу возможностей подвигаться.

Внешний вид ребенка в этом возрасте изменяется потому, что практически сходят на нет жировые подкожные отложения, неравномерно развивается мышечная система ребенка. А именно: в первую очередь развиваются крупные мышцы, значительно отстают в развитии мышцы мелкие - межреберные мышцы, мышцы кистей и стоп и т. д. Менее развитые мышцы, естественно, при нагрузке быстрее устают. Помня об этом, старайтесь давать умеренную и постоянную нагрузку на мелкие мышцы - это помогает их развивать; и впоследствии, когда ваш ребенок пойдет в школу, натренированность мышц пригодится ему.

Помимо интенсивного развития мышечной ткани, у 3 - 5-летнего ребенка быстро развивается костная ткань. Ребенок ваш как бы вытягивается. Косточки растут и за счет замещения хрящевой ткани костной. Развиваются и кости черепа; вы и сами замечаете, что у ребенка в последнее время увеличилась голова.

КОСТНАЯ СИСТЕМА РЕБЕНКА

Кости человека состоят из органических (гибких и пластичных) и неорганических (твердых и хрупких) элементов. В разном возрасте эти элементы смешаны в разных пропорциях. У ребенка преобладает органический компонент, поэтому косточки его гибкие, и ему не так страшны падения, как взрослому; у людей преклонного возраста, наоборот, преобладает неорганика, поэтому кости у них твердые и хрупкие (там, где человек, будучи ребенком, упал без последствий с десяток раз, в возрасте почтенном лучше не падать ни разу).

МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ

К 4 годам у ребенка давно уже должен быть весь комплект молочных зубов. Всего их 20. Не поленитесь, загляните малышу в полость рта, посчитайте зубки. Если их меньше 20, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.

ХАРАКТЕР И ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА

Ребенок до 3 лет, пожалуй, воспринимается родителями и окружающими просто как ребенок, малыш; на 4-м же году жизни, когда ваши сын или дочка начинают заметно взрослеть внешне и делать значительные успехи в интеллектуальном развитии, они уже воспринимаются как дошкольники; как-то незаметно ребенок обретает некую социальную окраску. Главенствующую роль в этой метаморфозе играет, разумеется, совершенствование интеллекта ребенка.

Прогресс во внутреннем развитии ребенка отмечается и в том, что малыш уже достаточно осознанно видит свое место в обществе людей. Он уже или понял, что вовсе не является центром Вселенной (а если и является таковым, то только для своих родителей), или увидел основания засомневаться в этом. Чтобы не воспитать совершенного эгоиста, укрепите ребенка и мысли, что он действительно не один и этом мире, и не мир подстраивается к нему, а он должен занять в этом мире определенную ячейку, он должен понять правила человеческого общежития и принять их, если не хочет однажды стать изгоем. Не надо впадать и в другую крайность: воспитывая скромность, не воспитайте склонность и готовность к самоуничижению; из этой склонности вырастают неуверенность в своих силах, болезненная застенчивость и прочие слабые качества, которые впоследствии весьма осложнят ребенку жизнь.

Изменения в ребенке (как во многом в жизни) происходят постепенно, и вы вряд ли сможете сказать: вот сегодня мой малыш изменился. Перемены в ребенке бросаются в глаза тому человеку, который давно его не видел (чужие дети быстро растут).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Ваш ребенок сейчас неплохо разговаривает. Вы быть может, и забыли, как он произносил первые слова. Речь весьма облегчила вам общение.

Однако в этом возрасте речь ребенка еще довольно примитивна. Слишком мал запас слов, практически нет умения выражать свои мысли; порой ребенку проще общаться с помощью коротких фраз, восклицаний и жестов, чем сложить более или менее осмысленное предложение. Это тоже норма возраста, и не следует печалиться по поводу того, что ваш малыш такой косноязычный.

Чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, существует только один способ: чаще с ним разговаривать. И нужно, чтобы контакт был обоюдный, чтобы не только вы говорили, а ребенок слушал. Увлеките ребенка так, чтобы и он говорил. И не ограничивайтесь простейшими темами: еда, одежда, братик или сестра, а обсудите мультфильм (в каждом хорошем мультфильме содержится мораль, которую ребенок должен уловить и выразить словами), прочитанную накануне книгу, взаимоотношения со сверстниками.

СЛОЖНОСТИ С ПРОИЗНОШЕНИЕМ

В норме ребенок 4 - 5 лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то вам следует обратиться за помощью к логопеду. Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, задумайтесь - может, он не слышит их. Обратитесь за консультацией к участковому ЛОР - врачу. А перед тем и сами попробуйте проверить слух у ребенка. Шепот он должен слышать через всю комнату. Удобнее всего проверять слух, когда ребенок увлечен игрой. Вы его шепотом позовите. Если ребенок не реагирует, подойдите чуть ближе и позовите еще. Вы будете знать, с какого расстояния он слышит. При необратимых нарушениях слуха вам понадобятся консультация и помощь врача.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

К 4 - 5 годам ребенок должен приобрести довольно обширный жизненный опыт, овладеть многими навыками. Это не только очень важно для него, но и в ваших интересах. Ребенок в дошкольном возрасте уже многое должен уметь сам. Его жизненный опыт почти полностью зависит от величины тех усилий, которые вы в него вложили. И если вы видите на улице малыша, которому все наступают на шнурки, вините за его неумение только его родителей.

АЗЫ ОБЩЕНИЯ

Ребенок этого возраста отличается от младенца еще и тем, что с ним уже появилась возможность договориться. Если ребенок что-то просит у вас, а вы не можете дать ему конкретно это, предложите что-нибудь другое, на выбор.

Теперь ребенок уже вполне способен обходить острые углы в отношениях с мамой и папой. Это его умение, а главное - стремление к компромиссу, вам остается только всячески приветствовать это. Ребенок с вашей подачи познает мир во всем его многообразии. И мир полон для ребенка искушений.

Ребенок живо интересуется им и всякое новое знание примеряет к себе: если вы рассказываете ему о космонавтах, он желает поскорее стать космонавтом, если вы рассказываете о водолазах, малыш тут же начинает мечтать о подводных глубинах. Ваша задача: как можно больше расширить кругозор ребенка в этом возрасте. На те кирпичики, которые вы закладываете сейчас, ваш ребенок, не исключено, будет опираться всю жизнь.

ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ !

Ребенок дошкольного возраста настолько живо интересуется окружающим и готов познавать новые и новые явления, что, как губка - воду, впитывает в себя знания. Примечательно, что в этом возрасте вы не встретите детей ленивых. Ленивыми некоторые дети становятся значительно позже. А леность - плод неправильного воспитания. Если вы не будете регулярно заниматься с ребенком, если не будете приобщать его к работе по дому, если собственным бездействием сведете круг его интересов до "покушать и поспать", то не удивляйтесь, если однажды увидите в своем ребенке человека ленивого, эгоистичного, пустого.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА

Этот возраст можно назвать возрастом "интеллектуального голода". Малыш хочет знать абсолютно обо всем. И задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Взрослому даже порой приходится удивляться: какие темы интересуют и даже волнуют его ребенка. На заданные вопросы приходится отвечать. Отвечать - это очень важно. Если сравнить сознание, память ребенка с хранилищем, то можно с уверенностью сказать, что хранилище это практически пусто. И от вас зависит, как скоро и чем хранилище заполнится. Немаловажно и чтобы все "богатства" в хранилище были разложены по полочкам. Мало толку от хаоса, царящего в голове.

ИГРУШКИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Для малыша игрушки очень важны. Игра для ребенка - это работа. Это только со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается. Но нет, он работает над собой, совершенствуется, учится говорить, фантазировать, порой он творит. Вы не замечали, что возня малыша с куклами очень напоминает маленький театр? Есть действие, есть диалоги. В представляемой драме иногда можно угадать конфликт.

Чтобы оттачивать разные грани интеллекта ребенка, и игрушки нужны разные. Игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (всякого рода конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Вы, наверное, замечали, что дети очень любят нажимать на кнопочки; приобретите для своего ребенка игры и игрушки с кнопочками. Научите ребенка таким играм, в которых распределяются роли: врач - пациент, водитель автобуса - пассажир, учитель - ученики и т. д. Такие игры готовят ребенка к взрослой жизни; ребенок набирается в таких играх разнообразных навыков поведения, "прикидывает" на себя те профессии, представителей которых наблюдает в жизни.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТОЖЕ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ

Неправильно, если ребенок играет только в компании: с другими детьми или с вами. Он должен уметь играть и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. К тому же малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить дома одного, и он не будет испытывать чувства тревоги.

Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начали с ним игру, увлекли его, потом на пару минут вышли из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один.

ПЛАСТИЛИН И ГЛИНА

Многие родители ошибочно полагают, что пластилин понадобится их ребенку только тогда, когда он пойдет в школу. Однако, обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки лепит из сырого песка. Этим делом он может заниматься часами. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин.

Также полезна и увлекательна, может быть лепка из глины. Из глины можно слепить разные игрушки. Не удивляйтесь, если такая игрушка, сделанная собственными руками, станет у малыша одной из любимых. Кроме того, вы посвятите его в таинство - таинство рождения игрушки. Помните: что для вас обычно, вашему ребенку вполне может представиться волшебством.

ВНИМАНИЕ К РЕБЕНКУ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Ребенок 3 - 5 лет уже, можно сказать, живет больше интеллектом, нежели желудком. Он становится спокойнее и сосредоточеннее. Повзрослевший ребенок уже владеет собой и относится к себе критически. И нужны достаточно сильные раздражители, чтобы ребенок утратил контроль над собой. Но со взрослым человеком его, конечно, еще рано сравнивать; ребенок очень раним и требует чуткости.

Именно в этом возрасте ваш малыш становится личностью, и в этом возрасте соответственно формируется его характер. Помня об этом, не упустите момент. Вы еще можете повлиять на формирование личности: приучить к чистоплотности, к порядку, к честности, общительности. Есть старинная японская поговорка: судьба человека зависит от его характера. Можно сказать, что и элемент случайности иногда существенно влияет на ход судьбы, но в общем приведенная поговорка отражает истину.

Когда характер сформируется и закалится, вы уже вряд ли сможете переменить его - разве что сломать или слегка шлифовать, совершенствовать в лучших проявлениях. После 3 лет, когда ребенок потихоньку начинает становиться личностью со своими характером, пристрастиями, образом мышления, он как бы начинает видеть себя со стороны. Мальчик обнаруживает, что он мальчик, а девочка - что она девочка. Сделав это важное открытие, ребенок обращает все больше внимания на свою перспективу. Учитывая это, вы должны строить с ребенком свои отношения. Если до 3 лет ваш ребенок был для вас просто ребенок, то теперь вы видите в мальчике будущего мужчину, а в девочке - будущую женщину. И воспитываете их соответственно.

Развивающие игры для дошкольников. Игры для детского сада и для игры во дворе. Интересные игры для детей.

Как у дедушки у Трифона

Все игроки становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит: «Ну, сынки мои, я — дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте». Скажет это водящий и запоет. Весь хоровод идет по кругу и все поют: «У дедушки Трифона семеро детей, семеро детей — семь сыновей».

После этих слов дедушка Трифон показывает руками, какие огромные глаза у его сыновей, и поет: «С такими глазами». Все остальные останавливаются и показывают руками, какие огромные у них глаза, и повторяют: «С такими глазами». И снова идут по кругу.

Дальше дедушка Трифон показывает, какие густые брови, какие носы, уши, губы, плечи, руки, ноги у его сыновей. Все останавливаются, повторяют его движения и снова идут. Показал дедушка Трифон, какие у его сыновей глаза, брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи, ноги, и запел:

Они не пили, не ели,

Все на дедушку глядели

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Все сыновья поют эти слова с дедушкой. А дедушка Трифон выдумывает разные движения и показывает своим сыновьям: то руками в бока упрется и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то поднимет за волосы. Сыновья проворно и быстро повторяют все движения и все разом должны остановиться. При каждом новом движении надо повторять слова:

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Если кто-то не поспеет, замешкается или ошибется, должен быстро войти в круг, встать рядом с дедушкой Трифоном и повторять слова и движения дедушки и всех остальных его сыновей.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Откуда?

— Из города...

— А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Игроки, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Царь Горох

По считалочке выбирается Царь Горох. Обычно он должен сидеть на небольшом пригорке.

Играют 5—7 человек, так как большой группе играющих труднее и дольше договориться. Договариваются о любых действиях, изображающих труд людей, какие-либо бытовые ситуации. Изображать действия можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука.

Игроки, выбрав Царя Гороха, отходят в сторонку и шепотом договариваются о том, что будут изображать. Затем подходят со словами: «Здравствуй, Царь Горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте, милые детки! Где вы были? Что вы делали?» Играющие отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!» После этого дети начинают показывать то, о чем договорились. Царь Горох должен отгадать, что они показывают. Если не угадывает, его спрашивают: «Сдаешься?» Тогда рассказывают задуманное, затем загадывают снова. Если Царь Горох угадывает, то догоняет детей.

Как у бабушки Ларисы

Эта игра очень похожа на игру «Как у дедушки у Трифона». Все игроки становятся в круг, один из них — водящий — становится в центре. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так...

Игрок, стоящий в центре круга, изображает фигуру, играющие повторяют ее за водящим и замирают. Первый пошевелившийся игрок выходит из круга.

Если водящий мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы...» заменяются словами «Как у дедушки Ивана...».

Молчанка

Перед началом игры все произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Когда скажут последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить играющих движениями, словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, отдает водящему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Водящему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разными.

Кто дальше бросит?

Игроки выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды.

По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросили мешочки до флажка.

Бросать все должны по сигналу. Счет ведут капитаны команд.

Гуси

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

Все дети — гуси. Один из них — вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения гуся-вожака повторяют гуси. Они идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: «Га-га-га!»

Когда вожак скажет: «И скорей бегом на пруд!», гуси наперегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди вдет вожак,

Он шагает важно так —

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!

Лягушки

Для игры нужен рисунок на асфальте — дом. Вокруг него четыре листика вперемешку с четырьмя кочками — пруд.

Играть могут 2—6 человек. Один из игроков — лягушка-квакушка, остальные — лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата — слева. Каждый лягушонок становится на квадратик — дом и, внимательно слушая команды лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: «Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!..» — или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет лягушка-квакушка.

Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с лягушкой, а если ошибся — с лягушатами и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Лягушки и журавль

Веселые, как девочки,

Проворные, как мальчики,

Зеленые, как листики,

Прыгучие, как мячики.

Проворные,

Прыгучие подружки —

Зеленые лягушки!

Все квакают и квакают

И слышно вдалеке:

Ква-ква! Ква-ква!

Бре-ке-ке!

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит лягушек, находящихся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. И фа возобновляется.

Воробушки

Перед началом игры необходимо начертить на земле площадку, а на ней — дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть по количеству детей в игре. Один из участников — кошка, которая стоит за площадкой в любом месте.

Дети поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т.д., до тех пор, пока не произнесут: «И на дерево от кошки — Шмур-р! — скрылась!»

Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, игра продолжается.

Воробушки, бойтесь кошки —

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летайте по аллейке,

Под окном не клюйте крошки:

Попадете рыжей кошке —

Мур-мур-р-р! — в лапы.

Стайка дружных воробьишек —

Чик-чирик! — слетела с крыши,

Посидела на скамейке,

Полетала по аллейке,

Поклевала быстро крошки

И на дерево от кошки —

Шмур-р-р! — скрылась.

Щенок

Для этой игры надо выбрать площадку, на которой есть деревья или кустики — такие предметы, за которыми можно прятаться. Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч — «ватрушку».

Один из играющих — щенок, другой — хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: «Гав!» Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит «ватрушку», он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит «ватрушку» хозяин, щенок должен «служить»: хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его — тогда они вместе «идут домой». А если щенок убежит, участники меняются ролями.

Ну как я мог? Ну как я мог? Я так щенка обидел!

Пропал щенок, пропал щенок, никто его не видел.

А он хотел, а он хотел попробовать ватрушку...

Вернись, щенок, вернись, щенок, коричневые ушки.

Стадо

Игроки выбирают пастуха и волка, а все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

Пчелки и ласточка

Игроки — пчелы — летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает».

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный игрок становится ласточкой, игра повторяется.

Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.