Место образования согласного звука - признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.

Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п"], [б], [б"], [м], [м"]) и губно-зубными ([ф], [ф"], [в], [в"]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [ц], [л], [л"], [н], [н"]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш"], [ж], [ж"], [ч"], [р], [р"]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к"], [г"], [х"]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).

Рассматривая таблицу (Приложение к публикации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.

Способ образования согласного - это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.

Существует два основных способа образования преграды - либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом, различаются смычные и щелевые согласные.

При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф"], [в], [в"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [шЇ"], [ж], [жЇ"], [j], [х], [х"].

Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.

Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"].

У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч"].

Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м"], [н], [н"].

При образовании смычных боковых [л] и [л"] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории - между опущенной боковой частью языка и щеками.

В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.

Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р"].

Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.

Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходит позиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игруй с игрой - [ш:" ч"]емпионбтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрбть отыграть - о[цс]ыпбть отсыпбть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под игрой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий, мяґ[г]ок мягок - мяґ[х"к"]ий мягкий, где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый, т.е. [т"] // ;

стн: мйс[т]о места - мйсный местный, т.е. [т] // ;

здн: уйз[д]а уезда - уйзный уйздный, т.е.[д] // ;

здц: уз[д]б узда - под узцыґ под уздцы, т.е. [д] // ;голлбн[д"]ец голландец - голлбнцы голландцы, т.е. [д"] // ;

рдц: сер[д"]йчко сердечко - сйрце сердце, т.е. [д"] // ;

рдч: сер[д"]йчко сердечко - сйрчишко сердчишко, т.е. [д"] // ;

лнц: су[л]нышко солнышко - сунце солнце, т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маиґ] мои, т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой, т.к. есть [с] игрой с игрой. Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.

Классификация гласных по месту образования учитывает:

– степень подъема языка,

– место подъема языка,

– участие или неучастие губ.

Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени подъема языка различаются гласные:

– верхнего подъема [и], [ы], [у];

– среднего подъема [э], [о];

– нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных:

– переднего ряда [и], [э];

– среднего ряда [ы], [а];

заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на:

– лабиализованные (огубленные) [о], [у];

– нелабиализованные (неогубленные) [а], [э], [и], [ы].

Таблица № 2

Характеристика гласных по месту образования

1.2.2. Характеристика согласных по месту
и способу образования

Таблица № 3

Характеристика согласных по месту и способу образования

Участие шума Способ образования Участие голоса Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные Передне-язычные Среднеязычные Задне-язычные
зубные небно-зубные средне-небные задне-небные
Шумные Смычные (взрывные) Гл. П П’ Т Т’ К К’
Зв. Б Б’ Д Д’ Г Г’
Аффрикаты Гл. Ц Ц’ Ч Ч’
Зв. (дз) (д’з’) (дж) (д’ж’)
Щелевые (фрикативные) Гл. Ф Ф’ С С’ Ш Ш’ Х Х’
Зв. В В’ З З’ Ж Ж’ j’ (сонор) γ γ’
Сонорные Смычно-проходные Носовые М М’ Н Н’
Боковые Л Л’
Дрожащие Р Р’

В артикуляции выделяют место и способ образования шума.

По месту образования шума согласные разделяются в зависимости от активного (нижняя губа или язык) и пассивного (верхняя губа, зубы и небо) органа речи на следующие группы:

губно-губные ([б], [б"], [п], [п"], [м], [м"]), при их произнесении нижняя губа артикулирует в сторону верхней;

губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]), в которых нижняя губа артикулирует в сторону верхнего ряда зубов;

передне-язычные зубные ([д], [д"], [т], [т"], [з], [з"], [с], [с"], [ц], [ц"], [дз], [д’з’], [н], [н"], [л], [л"]), при образовании которых передняя часть языка взаимодействует с верхними зубами;

небно-зубные ([ч], [ч"], [дж], [д’ж’], [ж], [ж’], [ш], [ш"], [р], [р"]) образуются при участии верхнего ряда зубов и неба, в отличие от зубных, язык больше загнут кверху и назад и образует преграду в области твердого неба;

среднеязычный средненёбный (), в образовании которого участвует средняя часть спинки языка;

заднеязычные задненёбные, в образовании которых участвует задняя часть спинки языка ([г], [г"], [к], [к"], [х], [х"], [γ], [γ"]).

По способу образования шума согласные делятся на:

– взрывные (смычные) – [б], [б"], [п], [п"], [д], [д"], [т], [т"], [г], [г"], [к], [к"]. При их произношении возникает смыкание органов речи, которое с силой преодолевается воздушной струей;

– аффрикаты [ч"], [ч] [ц"], [ц]. При произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. При произношении аффрикат необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели. Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью неба (при звуке [ч"]), затем воздух размыкает органы речи, через щель воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с], а звук [ч"] – из слитых вместе мягких звуков [т"] и [ш̅"];

– щелевые (фрикативные, спиранты) – [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ж̅"], [ш], [ш̅"], [х], [х"] . При их произношении органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух;

– дрожащие (вибрирующие) – [р] и [р"] – образуются при вибрации активных органов речи;

– смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"]. Так, при образовании звуков [л] и [л"] передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит воздух. Поэтому звуки [л] и [л"] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м"] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н"] язык плотно примыкает к верхним зубам; но воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки [м], [м"], [н], [н"] называются носовыми.

1.3. Характеристика согласных по признаку
«твердости-мягкости»

Согласные звуки русского языка в большинстве случаев противопоставлены друг другу по признаку твердости-мягкости: [б] – [б"], [п] – [п"], [в] – [в"], [ф] – [ф"], [д] – [д"], [т] – [т"], [л] – [л"], [м] – [м"], [н] – [н"], [р] – [р"], [с] – [с"], [г] – [г"], [х] – [х"],
[к] – [к"]. Например: [бра́т] – [бра́т"] – брат – брать; [во́с] – [в"о́с] – воз – вёз; [да́л] – [да́л"] – дал – даль; [но́с] – [н"о́с] – нос – нёс [ра́т] – [р"ат] – рад – ряд; [ста́л] – [ста́л"] – стал – сталь.

При образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению прибавляется дополнительное движение: средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому небу, как при звуке , вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое условно называется мягкостью.

В ряде учебных пособий указывается, что не имеют пар по признаку «твердости-мягкости» и являются только твердыми: [ж], [ц], только мягкими: [ч"], . Но в лингвистической литературе распространена и другая точка зрения. См. задания № 4, 5, 10, 11 (пункт 1.4).

Задания с комментариями

Задание № 1. Сколько букв О и звуков [о] в данном предложении? Объясните почему?

Звонят во все колокола.

Задание № 2. Определите, какой звук произносится на месте буквы И в следующих словах. Каким фонетическим процессом вызваны такие изменения? Помните, что в древнерусском языке звук [и] выступал после звука [ъ] (отъ игры, другъ Иван), который позднее был утрачен. Оказавшись после твердого согласного, [и] стал произноситься как [ы]: [ат ыгры"], [друк Ыва"н].

Играть – стал играть, искры – от искры, Виталию – в Италию, известие – без известий, изба – к избе, июнь – в июньский, инженер – об инженере.

Задание № 3. Отгадайте загадку. Сколько раз встречается звук [ш] и какими буквами он обозначается? Сколько раз в этой загадке встречается звук [п] и какими буквами он обозначается?

Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.

Задание № 4. Как вы думаете, почему в словах жизнь, живой, лежи, жить, тишина, шина, шипеть и др. после [ж], [ш] пишется И, а произносится [ы].

Обдумывая ответ, учтите, что звуки [ж], [ш] в древнерусском языке до XV столетия были мягкими, а потом отвердели.

Задание № 5. Прочитайте высказывания Л.Л. Касаткина и М.В. Панова и решите, соответствуют ли данные учебника явлениям русского языка на современном этапе?

«Мягкость [ж’] дольше всего сохранялась в сочетании с другим [ж’], т.е. в сочетании [ж’ж’]. Но и в этом сочетании она давно стала утрачиваться, захватив сначала позицию на стыке морфем и позднее проникнув внутрь корня. Произношение [ж’ж’] в современном русском литературном языке – последние остатки былой мягкости звонкого шипящего, которая вытесняется произношением [жж] уже и в корнях» .

«…вытеснение [ж’] еще далеко не окончено и дальнейшая его судьба полностью не решена (могут быть и неожиданности)».

Задание № 6. Прочитайте слова, запишите их произношение в транскрипции, произнесите и запишите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?

Лён, лей, лоб, люк, ток, шёл, шей, куб, лёд.

Задание № 7. Затранскрибируйте текст. Выделите согласные и дайте им полную характеристику по месту и способу образования. Ударные и безударные гласные охарактеризуйте по ряду, подъему и лабиализации. (Для справок можете использовать таблицы № 2 «Характеристика гласных по месту образования» и № 3 «Характеристика согласных по месту и способу образования»).

Образец: [м’и"лыj’]

[м’] – согласный, сонорный, смычно-проходной, носовой, губно-губной, мягкий;

[и] – гласный, ударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

[л] – согласный, сонорный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный, зубной, твердый;

[ы] – гласный, безударный, среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

– согласный, сонорный, щелевой, среднеязычный, средненебный, мягкий.

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим.

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, –

Нам рано предаваться ей.

(Н.А. Некрасов)

Задание № 8. Составьте слова по данным характеристикам звуков. Нумерация отражает последовательность звуков в слове.

I. (1) Согласный, шумный, смычный, заднеязычный, задненебный, звонкий, твердый; (2) гласный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, ударный; (3) согласный, шумный, щелевой, переднеязычный, зубной, глухой, мягкий.

II. (1) Согласный, сонорный, щелевой, среднеязычный, средненебный, мягкий; (2) гласный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, безударный; (3) согласный, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, боковой, твердый;
(4) гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный, ударный.

III. (1) Согласный, сонорный, смычно-проходной, дрожащий, переднеязычный, небно-зубной, мягкий; (2) гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, ударный; (3) согласный, шумный, взрывной, губно-губной, глухой, твердый; (4) гласный… Дальнейшую характеристику сделайте сами.

Задание № 9. Затранскрибируйте слова. Какие фонетические процессы происходят в них?

Образец:

Березка [б’и\э 1 р ˚ 2 ˙о"с 3 ка] –

1) [и\э] – редукция гласного в слабой позиции первого предударного слога после мягкого согласного;

2) аккомодация контактная, регрессивная по признаку лабиализации (огубленности): согласный [р’] приспосабливается к произнесению гласного [о]; параллельно с этим процессом гласный аккомодирует согласному: после мягкого [р’] гласный в начале своей длительности продвигается вперед и вверх – аккомодация контактная, прогрессивная;

3) ассимиляция частичная, контактная, регрессивная по признаку звонкости-глухости: согласный [з] (ср.: бере[з]а) уподобляется следующему за ним звуку [к] по признаку отсутствия голоса (оглушается).

Сердце [с’ 1 ˙э"р 2 цъ 3 ] –

1) аккомодация: гласный приспосабливается к мягкости согласного и продвигается вперед и вверх в начале своей длительности (экскурсии);

2) диереза – выкидка звука [д] в сочетании [рдц] (непроизносимый согласный);

3) [ъ] – редукция гласного в слабой позиции конечного заударного открытого слога.

Юбка, поздно, просьба, сшить, радостный, косьба, легкий, бездна.

Задание № 10. Затранскрибируйте сочетания слов. Там, где необходимо, обозначьте звонкие аллофоны фонем <ц>,<ч>,<х> как звуки [дз], [д’ж’], [γ]. Обратите внимание, что в ряде учебных пособий противопоставление согласных определяется только по признаку звонкость–глухость и твердость–мяг-кость. Некоторые согласные характеризуются как непарные по какому-либо признаку. Как всегда звонкие определяются звуки, обозначаемые на письме буквами Л, М, Н, Р, Й; как всегда глухие – Х, Ц, Ч, Щ; как всегда мягкие – Ч, Щ. Это связано с тем, что данные звуки не могут иметь противоположных признаков в позиции с гласным. Например, в слове ЦАПЛЯ [ца пл’а] звук [ц] характеризуется как согласный твердый непарный, глухой непарный, так как в русском языке нет примеров, в которых в позиции с гласным [ц] имел бы признаки звонкости и мягкости.

Младенец уснул – младенец закричал, колодец в степи – колодец за домом, врач выслушал – мяч зеленый, скрипач уже выступил – скрипач же выступил, подсолнух зацвел – подсолнух созрел.

Задание № 11. Обратите внимание, как вы произносите следующие слова и словосочетания. Затранскрибируйте их. Какие фонетические процессы происходят на месте выделенных букв? Имеют ли пары по мягкости-твердости согласные [ч’] и [ц]?

От ш убы, под ш убой, подш утил, отш умел; мать С ережи, пятьс я (повелительное наклонение глагола пятиться), пять с екунд, под с еном.

При выполнении этого упражнения обратите внимание на таблицу № 3 «Характеристика согласных по месту и способу образования» и сведения из вузовских учебников:

«Согласные звуки образуют пары по твердости–мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’] и др. Звук [ч’] мягкий, у него тоже есть твердая пара – звук [ч], который бывает перед [ш]: лу[ч]ше. Звук [ц] твердый, а мягкая его пара – [ц’], который произносится, например, на месте [т’] перед [с’]: пя[ц’]ся – пяться».

Задание № 12. Затранскрибируйте пары слов и распределите их по группам: исторические чередования, позиционные изменения (живые фонетические чередования). Образец выполнения:

Таблица

Исторические чередования Позиционные изменения
косить – кошу [кас" ит" – каш у] корова – коровка [каров а – кароф ка]

Помните, что исторические чередования невозможно объяснить с точки зрения современного состояния системы, они обусловлены историческими законами. Например: нет друГа – друЖить – друЗья. Эти чередования исторические. Изменения, которые на современном этапе функционирования языка можно охарактеризовать как процессы ассимиляции, диссимиляции, аккомодации, диерезы и т.п., являются позиционными.

Корова – коровка, косить – кошу, лоб – лба, мост – мостик, подруга – друзья, кружок – кружка, Зоя – с Зоей, носить – ношу, береза – березка, мороз – мороза, жечь – сжечь, рука – ручка, дать – отдать, грозить – грожу, возить – вожу, грибок – грибка, таз – таза.

Задание № 13. В приведенных словах исправьте орфографические ошибки, которые были спровоцированы неправильным произношением.

Скомпроментировать, константировать, подскользнуться, надсмехаться, беспрецендентный, скурпулезный, троллебус, транвай, эскаватор, экскалатор, инциндент, учереждение, подчерк, будующий, палувер, друшлаг.

Задание № 14. В русской лингвистике первые попытки определения законов слогоделения предпринял В.К. Тредиаковский. С тех пор прошло более двух веков. Существует ли в настоящее время единая непротиворечивая теория слогораздела?
В качестве справочного материала можете использовать высказывания ведущих лингвистов:

«Теория слога принадлежит к труднейшим проблемам фонетики» (Л.В. Щерба).

«Определение слога представляет большие трудности, хотя каждый говорящий может произносить по слогам» (А.А. Реформатский).

«Хотя практически деление речи на слоги не представляет больших затруднений, теоретически вопрос о сущности слога и слогоделении является одним из труднейших вопросов фонетики» (Л.И. Житенева).

«Уловить на слух количество слогов в слове или в другом коротком отрезке текста практически нетрудно, даже если это слово или текст незнакомого нам языка. Труднее бывает уловить точное место слогораздела, т.е. место границы между двумя соседними слогами. Но еще более трудными оказываются теоретические проблемы, связанные со слогом и слогоделением… природа слога и деление речи на слоги составляет предмет длительного спора между учеными» (Ю.С. Маслов).

«Какова акустическая природа слогового звука? Где проходит граница между слогами в слове? На эти вопросы пока нет окончательных ответов» (А.М. Камчатнов, Н.А. Николина).

ФОНОЛОГИЯ

2.1. Фонетика и фонология как самостоятельные
разделы языкознания

В лингвистике звуковую сторону языка принято рассматривать в двух основных аспектах: акустико-артикулярном и функциональном. Соответственно этим планам выделяют как самостоятельные разделы: фонетику и фонологию. Единицей фонетики является звук, фонологии – фонема.

Фонетический аспект предполагает изучение звуков с артикуляционно-акустической позиции, т.е. отвечает на вопрос: как образуются звуки и как взаимодействуют речевые органы в процессе говорения. Звуки речи определяют как минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами.

Фонологический аспект изучает собственно лингвисти-ческую сторону фонемы и отвечает на вопрос: какую функцию выполняет она в процессе коммуникации.