Каждый православный христианин знает, что любовь Господа к Его творению безгранична. В Новом Завете Христос никогда не осуждал человека за внешний вид. Иисус Христос ценил внутренний мир человека, его душевные переживания. Таким образом, Богочеловек призвал многих своих будущих учеников, которые не были праведниками. Одним из таких учеников был мытарь Закхей.

Путь к апостольству

По роду своей деятельности Закхей был мытарем. Стоит понимать, что мытари состояли на службе у Римской империи, которая захватила большую часть суши. Их работа заключалась в сборе податей. Иудеи презирали таких людей и считали грехом общение с ними.

Святой апостол Закхей

Как говорится в Евангелии от Луки, Закхей проживал в городе Иерихон. Однажды Господь посетил этот город. С греческого языка имя «Закхей» переводится как «чистота, праведность, справедливость». Множество людей окружило Его, ведь никогда еще прежде народ не слышал таких дивных учений. Так как Закхей был мал ростом и не мог своими глазами увидеть Спасителя, то ему пришлось взобраться на смоковницу.

Для человека, занимающего такую должность, подобное поведение было унизительным. Ведь Закхей был начальником местных мытарей. Но Закхей в тот момент не думал о себе. Главным для него было - увидеть Мессию.

Иисус Христос знал, что в тот момент творилось в душе несчастного мытаря. Именно поэтому Господь позвал Закхея, говоря: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Сам Бог сподобил, на первый взгляд, такого грешника своим визитом.

Закхей любезно принял Христа у себя дома, при этом принеся покаяние: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Тогда Спаситель ответил на это таким образом: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 1–10)». Иисус принял это покаяние, видя сильное намерение Закхея измениться.

Важно! После Вознесения Господня Закхей стал апостолом из числа семидесяти. Он последовал за апостолом Петром, который его поставил епископом в городе Кесарии.

Вот так обычный сборщик податей смог наследовать Царство Небесное.

Христос и мытарь Закхей

Празднование памяти апостола Закхея Праведного

Память святого Православная Церковь празднует 20 апреля в Неделю о Закхее. В этот день на Литургии вспоминается чудесная встреча Закхея с Христом. Некоторые богословы утверждают, что данная история показывает всю заботу Господа о человеке. Христос, как истинный сердцеведец, выбрал именно Закхея, а тот, в свою очередь, отказался от всего своего имения и последовал за Ним.

Подобным образом Спаситель показал окружающим Его иудеям, что Он пришел в мир спасти не праведников, а грешников. Вера иудеев превратилась в формальное и даже фанатическое соблюдение правил, в то время как Закхей продемонстрировал образ живой веры. Тем самым Иисус показал, что и ученики Его не были святыми. Лишь покаяние и вера спасли их.

Интересно! По сей день сохранилась та самая смоковница, на которую некогда взобрался Закхей. Ученые, проведя молекулярный анализ, утверждают, что смоковница может относиться к тому времени.

Христос и мытарь Закхей

ЗАКХЕЙ - мытарь, одна из тех благородных душ, которые не теряют своих добрых задатков в самом худшем положении. Направляясь в Иерусалим, Иисус Христос порешил остановиться на отдых в Иерихоне. Двумя наиболее выдающимися классами в населении Иерихона были священники и мытари. Так как это был священнический город, то естественно бы ожидать, что царь, сын Давидов, преемник Моисея, будет принят в доме какого-нибудь потомка Аарона; но место, которое избрал Христос для отдыха, определилось другими обстоятельствами (Лук. 19 , 1-10). В городе было поселение мытарей для сбора пошлин с обширной торговли бальзамом, который добывался здесь в большом количестве, чем где-либо еще, и для наблюдения за ввозной и вывозной торговлей, производившейся между римскими провинциями и владениями Ирода Антипы. Одним из начальников этих мытарей был Закхей, вдвойне ненавистный народу, как иудей и как исполнявший свою должность вблизи святого города. Его начальственное положение только усиливало народную нелюбовь к нему, потому что иудеи считали это положение как бы наградой ему за особенную ревность на службе их угнетателям-римлянам, а на его богатство смотрели как на доказательство бессовестного взяточничества. Этот человек имел глубокое желание увидеть своими собственными глазами, что за личность был Иисус; но, будучи мал ростом, он не мог из-за густой толпы даже взглянуть на Него. Поэтому, когда Иисус проходил через город, он забежал вперёд и взобрался на развесистые ветви смоковницы, стоявшей у дороги. Под этим деревом должен был проходить Иисус Христос, и мытарю представлялась полная возможность видеть Его - того именно необычайного Пророка, Который не только не питал обычной ненависти к мытарям, но находил себе среди них наиболее ревностных слушателей и одного из них возвысил даже в звание апостола. Когда Иисус Христос приблизился, Закхей действительно увидел Его и радовался этому; но еще большею радостью и благодарностью забилось его сердце, когда великий пророк, признанный Мессия Своего народа, остановился под деревом, взглянул вверх и, называя его по имени, велел ему скорее сойти вниз, потому что намеревался быть у него в доме. Закхей должен был не только видеть Его, но и принять в своем доме, ужинать с Ним и предложить Ему ночлег у себя, - презренный мытарь должен был иметь своим гостем славного Мессию. С радостью Закхей поспешил слезть с дерева и повёл великого гостя к себе в дом. Но народ единодушно и громко возроптал: для него казалось непристойным, несообразным, унизительным, чтобы Царь в самой среде Своих восторженных последователей остановился в доме человека, занятие которого было символом национального унижения и который даже в этом звании, как открыто говорилось в толпе, не пользовался доброй славой. Но милостивое слово Иисуса значило больше для Закхея, чем весь ропот и все оскорбления толпы. Оно переродило его и с животворною силою воскресило в нём все добрые качества его души, которые задавлены были своекорыстием и окружающим к нему презрением. В восторге от оказанной ему великой чести, Закхей, встав из-за стола, торжественно заявил: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо!» Это благородное самоотвержение презренного мытаря, который с таким прямодушием низвергал кумира своей жизни, оправдало оказанную ему Христом честь, и Спаситель благостно воскликнул: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама», в лучшем смысле этого слова, как сын отца верующих. «Ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибших», добавил Он.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 645. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

Одной из христианских святынь является знаменитая Смоковница Закхея, произрастающей к северо-западу от исторического центра города Иерихон в Палестине. Именно эту смоковницу чаще всего соотносят с эпизодом из жизни Иисуса Христа, о котором нам поведал апостол Лука в 19 главе своего Евангелия.


1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него.
2. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3. Искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом;
4. И забежав вперед, залез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку.
8. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама …


Рисунок 1. Двухтысячелетняя Сикомора Закхея в Иерихоне,
октябрь 2008 г.


Дерево растет на территории участка, принадлежащего правительству России, в его северо-западной части, у самой ограды. В настоящее время здесь сооружен своеобразный Музейно-парковый комплекс, поскольку, помимо Смоковницы Закхея, здесь обнаружены остатки византийского храма. Сам участок находится в развилке двух дорог, одна их которых ведет к горе Искушения, где Христос постился в течение сорока дней и где его искушал дьявол. Иерихон лежал на пути Христа по дороге в Иерусалим, он должен был пройти через этот город, и здесь произошла его встреча с мытарем (сборщиком налогов) Закхеем. Как явствует из евангельского текста, Закхей был небольшого роста и воспользовался естественной развилкой в верхней части ствола придорожной сикоморы, чтобы увидеть Христа. Следовательно, это была молодая сикомора, с уже сформировавшимся, но еще не очень высоким и толстым стволом-ксилем, на который можно было влезть без лестницы. Обычно такое состояние ствола-ксиля сикоморы в засушливых условиях долины реки Иордан отмечается к двадцатилетнему возрасту. Было это в 33 году от рождества Христова и самым поздним временем появления, или посадки этой сикоморы следует считать 10–15 год нашей эры, или несколько раньше. Не смотря на то, что долина реки Иордан является северным анклавом естественного ареала сикоморы, эта сикомора, скорее всего, была посажена у какого-то дома на городской окраине Иерихона для получения жердей, этого своеобразного строительного материала. Именно с этой целью чаще всего сикоморы культивировались в античной Палестине, хотя их также использовали для получения ароматичной камеди, а плоды-фиги шли на корм скоту.


Таким образом, если Смоковница Закхея именно то дерево, которое упоминается в Евангелие от Луки, то ей сейчас немногим более двух тысяч лет. Но то ли это дерево? Следует заметить, что в исторических хрониках упоминание о Смоковнице Закхея в Иерихоне встречается, начиная со времени появления в Святой Земле византийцев в четвертом веке нашей эры. Следовательно, какая-то старая сикомора-смоковница (или даже несколько деревьев) в Иерихоне произрастала постоянно. Дело в том, что на обладание святыней претендует находящийся неподалеку греческий монастырь, где сохраняется комель старой смоковницы, хотя рыхлая древесина сикоморы недолговечна и тем более не склонна к окаменению. Да и находится этот монастырь несколько в стороне от дороги, по которой шел Христос, и значительно дальше от границ Иерихона того времени. Тогда как правительство Российской Империи купило данный участок земли в конце девятнадцатого века именно потому, что на нем росла священная Смоковница. (участок был куплен не правительством Российской империи, а на частные пожертвования и частным лицом - монахом Иоасафом, который затем подарил его Палестинскому Обществу . Прим.IPPO.Ru )


Следует отметить, что культ священных деревьев восходит к истокам религиозных верований многих народов. Такие деревья были основным предметом поклонения у древних кельтов-друидов (друиды – поклоняющиеся деревьям); играли значительную роль в религиозных представлениях славян и родственных им варягов. Священные деревья упоминаются в Ведах, почитаются индуистами и буддистами, чтятся синтоистами.

В современных мировых религиях священные деревья отошли на второй план и почитаются лишь в качестве фоновых свидетельств тех или иных событий из жизни пророков и святых.

В буддизме, христианстве и исламе в качестве священных деревьев часто выступают представители рода Фикус (Ficus L.), так называемые смоковницы. Плоды, точнее специфические соплодия-сиконии, всех фикусов называют фигами или смоквами. Слово фига произошло от латинского фикус (ficus – фиговое дерево, плод-фига, нарост, по аналогии с внешним видом плодов на дереве). Тогда как слово смоква славянского корня от глагола смоктать (обсасывать) – по завозимым из южных стран приторно-сладким вяленым плодам-смоквам инжира (фикус карийский – Ficus carica L.). В буддизме жизнь Будды связывается с местным видом смоковницы – фикусом религиозным (Ficus religiosa L.). Тогда как в христианстве и исламе в качестве «священного» вида фикуса-смоковницы фигурирует сикомора (Ficus sycomorus L.), распространенная в северо-восточной части Африки и заходящая в сопредельные районы западной Азии.

Фикус сикомора, или просто сикомора, крупное, вечнозеленое, многоствольное дерево с относительно небольшими, овальными, сероватыми листьями, шершавыми на ощупь. Это типичный представитель тропической флоры, свидетельством чему не только вечнозеленость, но и каулифлория, а также зеленая, фотосинтезирующая кора стволов.

Небольшие, суховатые соплодия образуются в течение всего года на разветвленных, шнуровидных веточках-плодушках, растущих на крупных ветвях. Соплодия малосъедобны, в основном поедаются домашними животными (их старинное название «ослиные фиги»). Так называемые «семена» (на самом деле это плоды-орешки) в норме имеют плохую всхожесть, что объясняется очень сложным способом опыления редуцированных цветков сикоморы, находящихся внутри соплодия-сикония.



Рисунок 2. Соплодия-сиконии на ветвях Смоковницы Закхея,
октябрь 2008 г.


Наружные слои коры сикоморы, до самого основания ствола, имеют в своих клетках живые хлоропласты и активно фотосинтезируют. Отмирающие слои коры постоянно сбрасывается, как у платана, небольшими угловатыми пластинками, обнажая свежие участки зеленой коры. Сохранность коры сикоморы и ее чистота имеют большое значение для нормального роста и развития, в том числе обеспечивая ее долголетие.

Еще одним характерным признаком этого своеобразного растения является его естественное многостволие. Многостволие большинства деревьев носит посттравматический характер, а в условиях культуры даже вызывается искусственно. Однако в данном случае причина многостволия иная. Сикомора, как и некоторые другие представители этого рода, в плане жизненной формы является примером своеобразного перехода от жизненной формы «кустарник» к жизненной форме «дерево».

Кустарниками считаются растительные организмы, имеющие укороченную ортотропную осевую основу (ксиль) со сменяемыми в процессе онтогенеза ветвями первого порядка. К деревьям относят растения с удлиненной ортотропной осевой основой (стволом) и несменяемыми в онтогенезе ветвями первого порядка. У сикомор осевая основа (ствол-ксиль) удлинена, как у деревьев, но ее ветви первого порядка сменяемы, как у кустарников. Причем эти ветви достаточно долгоживущие и крупные – такие сменяемые ветви первого порядка носят название стволо-ветки. Таким образом, сикоморы, имея внешний вид деревьев, являются своеобразными кустарниками с удлиненной ортотропной осевой основой, у которых побеги замещения образуются в самой верхней части стволовидного ксиля. Сам ксиль, как и у многих кустарников, долговечен, а крона, не смотря на ее огромные размеры, сменяема. Отсюда специфика биологии сикоморы и характерные особенности онтогенеза этого дерева.



Рисунок 3. «Древесные желуди» на ветвях Смоковницы Закхея,
февраль 2010 г.


Особо следует отметить природу происхождения если не всех, то некоторых замещающих стволо-веток. В зоне активного побегообразования ствола-ксиля и в нижней части старых стволо-веток во множестве имеются, так называемые, «древесные ж?луди». Это специфические образования, обычно в коре стволов сколь-нибудь долговечных деревьев, представляющие собой желвак древесины в толще коры. Такие желваки чаще всего каплеобразны, с утонченным основанием, доходящим до камбия и обычно внедренным в камбиальный слой несколькими коническими выростами. Верхняя часть, утолщеная и округленная, обычно скрыта в слое коры. Иногда на них появляются слаборазвитые олиственные веточки. Однако на Смоковнице Закхея «древесные ж?луди» не только многочисленны и большинство из них имеет небольшие, иногда разветвленные веточки, но некоторые из них развиваются в полноценные замещающие стволо-ветки.

По нашим многолетним наблюдениям, «древесные желуди» представляют собой автономное формирование древесины по ту сторону камбия, медленно разрастающееся в толще коры и не соединенное с основным массивом древесины. «Древесные желуди» развиваются из клеток-трансплантантов, являющихся достаточно специализированными клетками внутренних слоев камбия, случайно перенесенными в наружный слой камбия хоботками сосущих насекомых, обычно цикадками. Для деревьев большинства пород такое возможно только в молодом возрасте, но в отношении деревьев с нежной фотосинтезирующей корой, к каковым относятся и сикомора, такая возможность существует на протяжении всей жизни.

Как и типичные кустарники, сикомора отличается быстрыми темпами роста в молодом возрасте – ее ствол-ксиль достигает почти предельных размеров по высоте к 20–30 годам жизни. В течение остальной жизни, а все растения этого вида в нормальных условиях достигают завидного долголетия, у сикоморы происходит лишь разрастание ствола-ксиля. С возрастом вновь образующиеся стволо-ветки становятся более крупными, а крона более мощной. При этом отмечается варьирование размеров кроны в онтогенезе в зависимости от складывающихся условий окружающей среды.



Рисунок 4. Замещающая стволо-ветка, выросшая из «древесного ж?лудя»,
февраль 2010 г.


У большинства представителей рода Фикус, в том числе и у фикуса сикомора, древесина относительно рыхлая (маноксильная). Одной из особенностей таких растений является отсутствие центральной уплотненной части древесины ствола (ядра) и рассасывание внутренних, утративших проводящую функцию, слоев древесины, как у баобабов, например. Хрестоматийный метод определения возраста старых деревьев путем подсчета годичных колец, или радиоактивный метод, для которого также нужна самая старая часть древесины, в отношении сикомор неприемлим. Таким образом, вопрос о возрасте старых деревьев сикоморы может решаться преимущественно по косвенным признакам, среди которых не последнее место занимают исторические перипетии дерева. Из естественных признаков, подтверждающих возраст сикоморы, помимо размеров ствола-ксиля, нужно учитывать развитие выступов-контрфорсов на комле, характерное оплывание ствола-ксиля в его нижней части и его разделение на части, чему предшествует формирование сквозного приземного дупла с живыми внутренними стенками.


Рисунок 5. Основание ствола-ксиля до санации,
октябрь 2008 г.


Рисунок 6. Санация ствола-ксиля,
февраль 2010 г.

Рисунок 7. Ствол-ксиль после санации,
февраль 2010 г.


Основываясь на вышеизложенном, можно предпринять попытку определить возраст Смоковницы Закхея, Что касается естественных косвенных признаков, то они, на наш взгляд, достаточно убедительно свидетельствуют о реальности приписываемого этому дереву-патриарху возраста в две тысячи лет. Общая высота смоковницы 25 метров, диаметр кроны от 20 до 26 метров. Ствол-ксиль достигает высоты около трех метров при среднем диаметре 260 см. В нижней части ствола-ксиля имеются несколько мощных контрфорсов, отчетливо видны характерные бугристые оплывания, в стадии формирования находится приземное сквозное дупло и наметились границы разделения единого ствола-ксиля на будущие отдельные стволы.


Следует отметить, что нынешнее состояние Смоковницы Закхея не вполне удовлетворительное, что, в известной мере, согласуется с биологическими особенностями этого вида фикуса. В первую очередь это касается состояния кроны, где в настоящее время наблюдается массовое отмирание старых стволо-веток, что придает дереву непривлекательный вид и внушает опасения за его судьбу. Следует напомнить, что периодическое отмирание какой-то части имеющихся стволо-веток является нормой для старых сикомор, а массовое отмирание, в данном случае, вызвано резко изменившейся экологической ситуацией. Древняя дорога превращена в современную автомагистраль, ее уровень был значительно поднят, движение автотранспорта весьма оживленное, возрос выброс выхлопных газов автомобилей плюс постоянно подъезжающие экскурсионные автобусы – все это ускорило естественное отмирание стволо-веток. В то же время, в кроне имеется достаточное количество замещающих стволо-веток, которые со временем сформируют обновленную крону.


В целом Смоковница Закхея в настоящее время вполне жизнеспособна, но перспективы ее дальнейшего существования в непривычной урбанизированной среде не внушают оптимизма. Рано или поздно дерево буквально «задохнется» в атмосфере быстро развивающегося современного города, если, конечно, не будут приняты радикальные меры на уровне изменения транспортной системы Иерихона. Проведенная нами весной 2010 года основательная санация священной Смоковницы несомненно улучшит ее состояние и внешний вид, позволит достаточно нормально развиваться в ближайшие годы.


Рисунок 8. Сикомора Закхея в Иерихоне,
февраль 2010 г.

Рисунок 9. Пятисотлетняя дочерняя Смоковница библейской Смоковницы Закхея,
февраль 2010 г.


Одновременно, с продолжением планомерных работ по уходу за Смоковницей Закхея, целесообразно подумать о ее приемнице, каковой может стать пятисотлетняя сикомора, растущая в сотне метров отсюда и являющаяся, несомненно, семенным потомством Смоковницы Закхея. Расположенная почти в центре участка, на котором сооружен упомянутый Музейно-парковый комплекс, и находящаяся в более благоприятных экологических условиях, она, со временем, может превратиться в новый объект поклонения, как дочерняя Смоковница библейской Смоковницы Закхея, которая когда-то «видела» Спасителя.


Литература

1. Карпун Ю. Н. Священные смоковницы. // В кн.: Декоративное садоводство России. Т. 1. – Сочи. ВНИИЦиСК. 2009. С. 66–71.
2. Карпун Ю. Н. Субтропическая декоративная дендрология. – СПб. Изд-во ВВМ. 2010. 582 с.
3. Куликов И. М., Карпун Ю. Н. Смоковница Закхея в Иерихоне. Прошлое, настоящее и будущее. // Садоводство и виноградарство, Москва, 2010, № 2, с. 45–48.
4. Новый завет. – М. Изд-во «Книга». 1990. 367 с.
5. Musselman L. J. Plants of the Bible and the Quran. – Portland. Timber Press. 2007. 336 p.


https://ru.pinterest.com/pin/390194755207821766/

Закхе́й (греч. Ζακχαῖος, ивр. ‏זכי‏‎ — достойный, чистый) — начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек, удостоившийся особого внимания от Иисуса Христа (Лук. XIX, 1—10. Православная церковь почитает Закхея в лике святых, память совершается 20 апреля (по юлианскому календарю).

История, связанная с Закхеем упоминается только в Евангелии от Луки. Согласно Библии, Закхей — богатый человек, начальник мытарей, обладал небольшим ростом, жил в Иерихоне. Когда Иисус Христос проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу. Там его заметил Христос, и сказал:
- Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. (Лк. 19:5)
Закхей поспешно сошел и принял Иисуса с радостью. Глубоко тронутый Закхей дал обещание вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей. В доме Закхея Христос ввиду народного ропота сказал знаменательные слова:
- Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Лк. 19:9-10)

Аллегорическое толкование истории о Закхее — своеобразная попытка приблизить историю о Закхее к жизни современного христианина. Например:


  • Закхей был богат — также как и все люди богаты грехами;

  • толпа народа — это суетные заботы, наши грехи, страсти, мечты, прежние привычки;

  • Закхей ростом был мал — это значит то, что хотя человек и называет себя христианином, но всё же он духовный карлик, и поэтому не может видеть Христа, будучи подавлен своими грехами;

  • подняться на дерево — значит начать молиться;

  • после слов Христа Закхей спустился с дерева — это означает покаяние;

  • дом — это сердце; двери, которые могут быть открыты для Господа, — двери покаяния.

Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Знаменитое дерево находится в центральной части Иерихона. «Смоковница Закхея» представляет собой сикомору, имеет высоту 15 метров при диаметре кроны в 25 метров и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 метра. На высоте 4 метров единственный ствол с четырьмя контрфорсами разделяется на несколько стволов...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%85%D0%B5%D0%B9

История Закхея в изображениях: